Федеральный и региональный бюджет. Федеральный, региональный и местный бюджет рф


По экономике на тему:

Федеральный, региональный и местный бюджет РФ

Выполнил:

Ученик 9А класса

Хаматдинов Рамиль

Федеральный бюджет России

бюджет доход местный региональный

Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Параметры федерального бюджета

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

Доходы — 6644,4 млрд руб.

Расходы — 6570,3 млрд руб.

Доходы — 7465,4 млрд руб.

Расходы — 7451,2 млрд руб.

Доходы — 8090,0 млрд руб.

Расходы — 8090,0 млрд руб.

Местный бюджет

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления: контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы

Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов;

Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

Обслуживание и погашение муниципального долга;

Целевое дотирование населения;

Проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Региональный бюджет

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

Налог на имущество предприятий;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Региональный бюджет – это группировка существующих и действующих денежных средств, нормативных актов, где указаны правила их пользования и взаимообмена, который применяется в платежных операциях по этим валютам. Помимо этого региональный бюджет включает в себя систему кредитных отношений, которые связаны напрямую с использованием денежных средств в конкретной точке страны.

Функции регионального бюджета

Если говорить простыми словами, то бюджет данного вида подразумевает собой ключевой путь, который помогает доводить до жителей страны итоговый производственный продукт. Только с помощью него осуществляется распределение общественных товаров и услуг среди всеми гражданами, а также административными и территориальными величинами.

Стоит сказать, что верховное место в денежной системе Российской Федерации занимает государственный бюджет. Он действует в период всего календарного года, который считается финансовым.

Денежные структуры Российской Федерации выделяет державную смету в качестве предмета для заполнения и дальнейшего расходования денег, которые должны быть направлены на качественное и действенное исполнение заданных функций государственного аппарата.

Денежная система государства – это некая структура для осуществления главных действий ключевой финансовой документации, которая выражается в установленных планах Реализация подобных планов, а также их действенность являются очень важным элементом для качественного осуществления нужной функциональности и определения равенства всех слоев общества, которая должна быть одинаковой во всех регионах страны.

Региональный бюджет, наряду с федеральным, играет огромную роль в становлении бюджетной системы Российской Федерации. Итоговым результатом их реализации будут величины, показывающие состоятельность валового продукта внутри страны, а также доходность, где немаловажную роль также будет играть перераспределение денежных средств из бюджета.

Региональный бюджет отличается от остальных тем, что он содержит в себе общий центр финансовой составляющей регионов страны. Его главная направленность заключается в эффективном денежном обеспечении жителей конкретного региона, осуществлением которого занимаются органы местного самоуправления.

Составление регионального бюджета: доходы

Составление регионального бюджета осуществляется в первую очередь благодаря установленному принятому государственным аппаратом финансовому плану, который рассчитывается на целый год. Доходность его заключается во внесении личных и контролирующих взносов. Первая группа состоит из налоговых сборов, куда входят:

  • налоговые средства от недвижимости;
  • налоговые средства на имущество, которое принадлежит компаниям и корпорациям;
  • транспортные налоговые средства;
  • налоговые средства на бизнес, связанный с игровой деятельностью;
  • налоговые средства с лицензионных сборов, которые взимаются каждый месяц.

Вторая группа доходов состоит из неналоговых взносов, которые собираются под пристальным контролем законодательных актов при помощи перечисления прибыльной части от государственных организаций. Данные организации реализуют свою деятельность на территории страны, остающихся после выплаты всей налоговой составляющей и остальных долговых обязательств в государственную казну в том количестве, которое было принято в соответствии с законодательством регионов в Российской Федерации.

Личные взносы, которые выступают в роли доходов регионального бюджета, состоят из доходов от использования имеющегося имущества, которое принадлежит государству Российской Федерации. Помимо этого, ими являются и деньги, которые были получены для осуществления платежных операций внутри нескольких бюджетных учреждений, финансируемых государством.

Также основной вклад с систему регионального бюджета страны привносил земельный налог. Он представляет собой рычаг экономической направленности для осуществления процесса увеличения пользования земельными участками. Помимо этого, земельный налог является основным ресурсом для покрытия затрат в местном бюджете, которые идут на улучшение неосвоенных территорий земли, находящихся в том или ином регионе страны.

Региональный бюджет должен постоянно питаться стабильными финансовыми взносами, которые, в свою очередь, должны играть роль регуляторов повышения взносов, поскольку расходная часть является основной в разного рода бюджетах.

Региональный бюджет Российской Федерации содержит некий показатель, который является крайне важным – это норма обеспеченности на одного гражданина страны. Данный показатель рассчитывается лично для каждого слоя населения, и является отправной точкой при расчете минимальной суммы дохода, который должен быть в казне местной бюджетной системы.

Помимо всего прочего, увеличение местного бюджетного показателя при сравнении с другими показателями в стране дает возможность быть неким «кормильцем» для региона, который испытывает недостаток средств. Если происходит обратная ситуация, то соседние регионы выступают в качестве «кормильцев» — эта система позволяет держать баланс бюджета на должном уровне. Средства помощи могут выступать в качестве:

  • кредитов;
  • дотационных соглашений;
  • трансфертных операций;
  • иные денежные переводы.

Эти средства реализуются при помощи взносов из федерального налогового бюджета. Эти денежные средства должны пройти обязательную проверку, и уже потом будут направлены на распределение в различные бюджеты, в том числе и в региональный. Сумма данной помощи, которая необходима для соответствующего региона страны, вычисляется на основании норм и действующих инструкций, которые входят в число верховных законодательных документов.

Региональный бюджет играет роль ключевой составляющей каждого плана той или иной части страны, поэтому его основной задачей будет являться эффективное и целевое обеспечение затратной части, которая необходима при осуществлении заданных государством функций и обязанностей. Заполнение этого вида бюджета реализуется при помощи разного рода перечислений и взносов, как было сказано выше. Каждый взнос является конкретной формой денежных запасов. Например:

  1. дотации – это деньги, которые были зачислены из другого бюджета, чтобы обеспечить баланс в случае дефицита одного из бюджетов. Перевод средств осуществляется в конкретно установленной сумме.
  2. трансферт – это деньги, которые переправляются бюджету на местном уровне из федерального бюджета для существенного урегулирования достатка каждого региона страны.
  3. субвенция – это определенная сумма денег, которая выдается из федерального бюджета, для осуществления определенного мероприятия социальной направленности.

Распределение регионального бюджета

Деньги из регионального бюджета распределяются, в основном, по определенным путям, где основополагающими являются:

  • предоставить нужную величину денежных средств для эффективной деятельности государственной власти;
  • погасить и обслужить все долги государства;
  • обеспечить осуществление всей составляющей необходимых расходов, которые направлены на организацию выборных мероприятий или референдумов;
  • осуществление программ и мероприятий, которые необходимы в том или ином регионе страны;
  • купить и реализовать имущественной собственности государственного аппарата, которое будет принадлежать регионам страны;
  • реализовать систему отношений регионов с зарубежными странами или поддерживать действующие отношения;
  • обеспечить государственные организации и компании денежными средствами для того, чтобы те могли своевременно и эффективно развиваться;
  • спонсировать средства массовой информации при их участии в становлении социально-значимых мероприятий в регионах;
  • предоставлять деньги в бюджет местным органам самоуправления;
  • выделять денежные запасы для органов местного самоуправления с последующей передачей определенных государственных функций.

Региональный бюджет не реализуется без расходов, которые постоянно направлены на финансовую стабильность в регионах, а также на улучшение различных социальных областей: медицина, образование, жилищное хозяйство, дорожная система, пенсионные начисления и т.д. Именно из данного бюджета идет спонсирование всех социально-значимых областей: сельская и продуктовая промышленность, коммунальная сфера, медицинские направления и др. Региональный бюджет играет некую роль некого рычага для того, чтобы постепенно повысить уровень качества жизни всех жителей Российской Федерации.

Система бюджетирования в разных регионах страны имеет некоторые отличия, поскольку запросы в разных точках страны могут кардинально различаться. Например, в бюджетах областного, городского или краевого характера расходы, направленные на социальные и культурные программы, равняются практически 50% от всей величины бюджета, то в бюджетах сельской или поселковой направленности данный показатель увеличивается до 87%.

В современном мире, где наблюдается постоянный рост городов в геометрической прогрессии, происходит увеличение расходной части на каждого человека, проживающего в Российской Федерации. Именно этот показатель является одним из самых важных при становлении регионального бюджета и всей бюджетной системы страны.

Помимо этого, в последнее время экспертами был зафиксирован рост потребностей среди жителей маленьких городов или поселков городского типа, которые так же как и жители крупных городов, хотят улучшить свои жилищные условия, качество образования, медицинских услуг и т.д.

Основополагающее место в финансовой структуре каждой страны принадлежит государственному бюджету. Главный план доходно-расходной составляющей экономико-социальной и политической жизнедеятельности страны имеет силу в течение всего финансового года. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет державную «смету» как форму наполнения и расходования денежных фондов, целью которых является полноценное выполнение задач и функций государства.

Какой бюджет считают региональным?

Бюджетная система представляет собой механизм реализации функционирования главного финансового плана в любом государстве. Ее действенность и работоспособность крайне важны для эффективного воплощения столь необходимого принципа социального равенства и справедливости, в одинаковом соотношении выполняемых по всей территории России.

Федеральный и региональный бюджет являются важными элементами в процессе перераспределения и последующего использования общегосударственного дохода. Поскольку результатом деятельности субъектов хозяйствования в каждой стране являются показатели валового внутреннего продукта и национального дохода, крайне важной процедурой считается их распределение.

Региональный бюджет представляет собой центральное звено финансовых планов административно-территориальных единиц государства. Их естественным предназначением считают полное материальное обеспечение функций, возложенных на управленческие органы того или иного субъекта РФ.

Как составляется бюджет региональный?

Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:

  • налоги на приобретенные объекты недвижимости;
  • на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
  • так называемые транспортные и дорожные налоги;
  • налоги на игорный бизнес;
  • лицензионные ежемесячные сборы.

Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Особенности доходов региональных бюджетов

Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.

Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:

  • дотации;
  • кредиты;
  • трансферты;
  • субвенции.

Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.

Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:

  • Дотациями называют средства, которые переведены из вышестоящего бюджета для уравновешивания нижестоящих в случае дефицита последних. Начисления обязательно происходят в фиксированной сумме.
  • Трансфертом является денежный ресурс, направленный бюджету местного уровня из федеральной казны для фактического выравнивания региональной обеспеченности бюджетов.
  • Субвенция, в отличие от предыдущих видов начислений, представляет собой конкретное финансовое выделение из федерального бюджета в местный для реализации конкретной важной социальной программы.

Основные статьи расходов регионального бюджета

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

  • предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
  • погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
  • обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
  • реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
  • приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
  • создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
  • обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
  • финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
  • предоставление средств бюджетам местного уровня;
  • выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда.

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

  • Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
  • Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
  • Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
  • Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.

Специфика взаимоотношений федерального и регионального бюджетов

Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.

При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.

Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.

Так, властные структуры вправе выполнять проверки по уточнению деятельности местных органов в сфере наполняемости бюджетов, их расходования и соблюдения должных мер экономии.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.

Проблемы бюджетной системы РФ

По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.

Достижение высоких результатов в процессе оптимизации и преобразования политико-экономической сферы деятельности государственных органов и местного самоуправления нуждается в построении улучшенной модели бюджетной структуры РФ. Система, в первую очередь, не являющаяся противовесом федеративного устройства страны, способна качественно распределить общественно-финансовые ресурсы на всех уровнях. Региональный бюджет развития административно-территориальной единицы, находясь в прямой зависимости от взаимоотношений с федеральным центром, отражает собой уровень социально-экономического развития государства.

В целом, бюджетная система РФ имеет достаточно высокие шансы на совершенствование и улучшение эффективности, поэтому органам государственного управления финансами необходимо устранить следующее:

  • несоответствие объемов расходных обязательств, взятых на себя властными органами, доходам региональных и местных бюджетов;
  • недочеты нормативно-законодательной базы, регламентирующей отрасль межбюджетных отношений;
  • излишнее дифференцирование субъектов российского государства по социально-экономическому фактору;
  • неравномерная и непродуманная схема распределения дотаций, субсидий и субвенций из федерального в региональные бюджеты, неспособная стимулировать желание субъектов-получателей развития финансово-экономической деятельности.

Заключение

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.

Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Региональные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) – бюджеты нацио­нально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Местные бюджеты – бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков).

Бюджет субъекта Федерации и ме­стный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения задач и функций региона и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня.

Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

    Создание финансовой базы для реализации полномочий органов представительной и исполнительной власти

    Проявление регионами финансово-хозяйственной самостоятельности в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона

    Выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

    Централизованное направление финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышлен­ности, сельского хозяйства и социальной сферы.

    Воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов

Доходы региональных и местных бюджетов

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ.

2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, предназначенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии законодательством, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с законодательством, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы региональных и местных бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются такие виды функциональных расходов как:

    обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

    проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

    обеспечение реализации региональных целевых программ;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы на:

    формирование муниципальной собственности и управление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...