Факторы и закономерности размещения. Принципы и факторы размещения производительных сил и развития экономики регионов


1.Закономерности размещения производительных сил . На каждом этапе исторического развития общества проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизации экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально- производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

Современное состояние научных исследований позволяет сформулировать общие закономерности размещения и территориального развития общественного производства.

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.

2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов и всех субъектов Российской Федерации.



3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий.

4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рациональное, наиболее эффективное размещение произво дства означает экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах страны отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение энергоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических – к источникам энергии.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов и всех субъектов Российской Федерации – это сочетание отраслей специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства региона предполагает укрепление экономических связей между отраслями специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс и сферой услуг.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики.

В развитии территориального разделения труда наблюдается объективная закономерность. По мере повышения уровня развития производительных сил растет число экономических районов, производящих одноименную продукцию, и удельный вес старых районов в производстве этой продукции, как правило понижается при непрерывном росте его объема.

Территориальное разделение труда является одной из важнейших форм общественного разделения труда и представляет собой специализацию различных районов страны на той или иной отрасли промышленного или сельскохозяйственного производства.

Регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему, рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами.

Выравнивание уровней экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут быть и нереализованными (например, выравнивание уровней развития).

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действуют не изолированно друг от друга, они взаимообусловлены.

2. Принципы размещения производительных сил . Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.

Если закономерности выражают объективную реальность в области размещения общественного производства, то принципы являются отражением закономерностей в экономической политике государства и носят субъективный характер. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и установлению рациональных межрайонных связей.

Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства следует выделить общие принципы.

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции.

2. Первоочередное и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.

3. Эффективное размещение производительных сил на территории страны.

4. Реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил

Одним из принципов размещения производительных сил является тяготение, особенно промышленного производства, к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Этот принцип приобретает особое значение на стадии формирования рыночных отношений.

Когда речь идет о принципе приближения к источникам сырья , необходимо учитывать, что концентрация промышленности и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупных источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их потребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).

Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования эффективных видов природных ресурсов за счет освоения новых территорий. Это вызвано усилением неравномерности территориального распределения природных ресурсов и усложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведки и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся крупные и мелкие месторождения ископаемых во многих районах истощаются, поэтому в хозяйственный оборот все больше вовлекаются ресурсы Севера.

Любой этап развития теории и практики в области производительных сил характеризуется повышенным вниманием к вопросам эффективности, экономическому обоснованию выбора районов и пунктов для новых предприятий в качестве объектов для расширения и реконструкции, установлению территориальных пропорций и международных связей, обоснованию комплексного развития районов и формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

Повышенное внимание ко всем этим вопросам явилось закономерным результатом ряда объективных обстоятельств. При нормальном экономическом развитии России усилится значимость интенсивных факторов. Поэтому должны быть мобилизованы все возможности повышения эффективности. Главными задачами повышения эффективности являются рациональная территориальная организация производства, комплексное региональное развитие народного хозяйства. В силу региональных различий в затратах на производство промышленной и сельскохозяйственной продукции одно и то же ее количество в целом по России может быть получено в зависимости от разного размещения производства с большими или меньшими издержками. Следовательно, правильно построенная территориальная модель дает экономический эффект, дополнительный к тому, который может быть получен благодаря научно-техническому прогрессу и другим факторам.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод при международном разделении труда, становлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуры хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двухсторонних соглашений.

В современных условиях особенно важны такие формы экономического сотрудничества, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов в нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в финансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсационной основе, внешняя торговля и т.д.

В размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например, принцип оздоровления экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию, принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т.д. Каждый временной этап развития страны имеет свои, присущие данному периоду принципы размещения производительных сил.

3.Факторы размещения производительных сил . Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил необходимо также учитывать разнообразие факторов размещения различных предприятий и развития различных регионов.

Факторы размещения – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства региона.

Различают следующие группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия.

В докладе ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) по промышленному развитию есть раздел, посвященный факторам размещения промышленности, в котором обобщены точки зрения западных экономистов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономиии.

Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштаба является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

Локализационной, или экономией, связанной с местом расположения, называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы для нормального функционирования как производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоеннности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

Социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

Производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население, представленные такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, деловов сервис и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

Все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

Современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

Уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

От степени развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность размещаемого в каждом конкретном месте производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для создания нового предприятия, поэтому объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или «общественными» организациями. Государство вынуждено финансировать такие сооружения, поскольку без них невозможны расширенное воспроизводство и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Население Сибирского федерального округа составляет 20,7 млн. чел., или 4,3% населения страны. Основная его часть сосредоточена на юге. Средняя плотность населения мала -3,4 чел. на 1 км2, но в связи с неравномерным размещением плотность населения колеблется от 1 чел. на 1 км2 и менее в северных районах округа до 50 чел. на 1 км2 в Кузнецкой котловине. Из субъектов Федерации наименьшей средней плотностью отличается Красноярский край - 1,3 чел. на 1 км2, наибольшей -Кемеровская область - 31,4 чел. на 1 км2. Сибирский федеральный округ отличается высокой долей городского населения -85,3%, хотя колебания также значительны - от 86% в Кемеровской области до 25% в Республике Алтай.

В национальном составе преобладают русские (свыше 80% населения). Относительно многочисленны украинцы, алтайцы, шорцы, буряты, хакасы, тувинцы. На территории района живут многочисленные народности Севера: эвенки, селькупы, кеты, нганасаны, долганы и др.

Возрастной состав характеризуется высокой долей молодых трудоспособных возрастов. Но несмотря на это, федеральный округ дефицитен по трудовым ресурсам. Среднегодовая численность занятых в экономике составляет 13,8% от российского показателя. Этот фактор тормозит хозяйственное развитие округа, освоение богатых природных ресурсов. Введение льгот и районных коэффициентов не компенсирует тяжелых социально-экономических условий жизни населения, поэтому здесь наблюдаются высокая миграция и текучесть рабочей силы. Размещение трудоемких отраслей по этим причинам ограничено. В дальнейшем необходимо коренное улучшение условий жизни населения округа, актуально проведение активной трудосберегающей политики (высокой автоматизации и механизации производственных процессов).

Территориальная организация хозяйства федерального округа характеризуется следующими особенностями: слабой заселенностью и освоенностью большей части территории; неравномерным очаговым характером ее освоения; концентрации населения и производства в основном в южных частях округа; тенденцией повышения уровня экономического и социального развития территорий в направлении восток-запад и север-юг; ростом удельного веса добывающих производств при продвижении на восток и на север; отставанием транспортного, социального комплексов, производственных отраслей, обслуживающих население и огромными диспропорциями в комплексном развитии хозяйства.

В территориальной структуре СФО выделяют две части: западносибирская и восточносибирская, имеющие существенные природные, демографические, социально-экономические отличия.

Принципы размещения производительных сил - это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

* принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

* принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

* рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

* кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Экономические и стратегические интересы государства отражает принцип освоения зоны Крайнего Севера, расположенной в высоких широтах, отдаленной от крупных промышленных районов, обладающей суровыми природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, создающими затруднения для развития промышленности, транспорта, а также заселения. Экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.


Важнейший принцип размещения производительных сил, который никогда не снимался с повестки дня - сдвиг народного хозяйства на восток, обеспечивающий рационализацию хозяйственных пропорций между европейскими и восточными районами. В восточных районах России сосредоточено 90% топливных, 70% рудных, 80% лесных ресурсов России, 94% запасов пресной воды и 95% гидроэнергоресурсов. Однако исключительно суровые климатические условия 75% территории страны ограничивают их заселение, где проживает лишь 21% жителей Российской Федерации, и эффективное освоение ресурсов. Поэтому на большей части территории восточных районов размещение населения и экономического потенциала носит очаговый характер.

Высокая территориальная диспропорция в размещении населения и основного экономического потенциала на западе страны, а топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на востоке, сопряжена с крупными дополнительными транспортными расходами. При этом проблему сдвига на восток нельзя считать только экономической. Это комплекс социальных, политических, военно-стратегических и других проблем.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический - предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.

6) Факторы размещения производительных сил региона

Факторы размещения производительных сил – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развитии хозяйства региона.

Различают следующие группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия.

В докладе ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) по промышленному развитию есть раздел, посвященный факторам размещения промышленности, в котором обобщены точки зрения западных экономистов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономии.

Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштабов является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

Экономия, связанная с местом расположения, или локализационная называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы как для нормального функционирования производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

- социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

- производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население. Она представлена такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, сервис и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

Все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

Современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

Уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется, наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

От степени развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность размещаемого в каждом конкретном месте производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для создания нового предприятия, поэтому объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или общественными организациями. Государство вынуждено финансировать такие сооружения, поскольку без них невозможны расширенное воспроизводство и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Принципы и факторы размещения производительных сил региона

По этой проблеме в разное время написано большое число трудов. Среди них, к сожалению, нельзя выделить одну - две классические работы, ставшие основой для последующего развития науки. Поэтому многочисленные литературные вариации на заданную тему образуют нечеткое множество определений, перечней и характеристик закономерностей, принципов и факторов.

Формулировки закономерностей размещения, наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловлены системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретизациями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят: 1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не быть реализованными (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию производства, ликвидацию противоположности между городом и деревней, более равномерное размещение производства и населения и т.д.

Некоторые из сформулированных закономерностей идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил; в более современной литературе они уже трактуются как закономерности. С теоретической точки зрения уязвимы даже не столько отдельные формулируемые закономерности, сколько их сочетания, которые в соответствии с требованиями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы.

Принципы размещения производительных сил, формулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности. К наиболее часто называемым принципам относятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны. Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, развития регионов, при разработке общей схемы размещения производительных сил.

Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они несовместимы. Например, только в редчайших случаях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Дальнейшая специализация производства усиливает неравномерность его размещения по территории. Укрепление обороноспособности требует, как правило, такого, размещения производства, которое отклоняется от источников сырья и мест потребления продукции. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и закономерности, должны приобрести более конкретное, операциональное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.

Факторы размещения производительных сил - это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении конкретной проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.

Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Разумеется, состав учитываемых факторов зависит от рассматриваемой проблемы.

Переход от стадии индустриального и экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу изменяет состав и соотношения важности учитываемых факторов размещения производительных сил. В России этот процесс сочетается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания индивидуальных, групповых (в том числе региональных) и общегосударственных интересов.

Систематизация и актуализация закономерностей, принципов, факторов и эмпирических данных представляет собой начальный этап построения и обновления нормативной теории размещения производительных сил, т.е. этап предтеории. За ним должен следовать этап построения конструктивной, операциональной части теории.

Факторы размещения производительных сил.

В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.

Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.

Блок технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий региона.

Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.

Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.

Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложенийв сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.

Социо-демофафические факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.

Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах:

Законодательная база в области региональных процессов, в рамках территориально-организационного размещения производительных сил, точность исполнения законов;

Изменение экономических функций государства;

Стабильность политической системы;

дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой - преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества. Уровень развития производительных сил выражает степень познания и овладения законами природы, является важнейшим показателем общественного прогресса. Производительные силы - саморазвивающаяся система, в которой в процессе трудовой деятельности человека происходит воздействие на предмет труда, его преобразование. Соответственно человек с его интеллектом, психофизиологическими качествами, профессиональными знаниями и навыками, опытом, отношением к труду, ценностными ориентациями и т. д. является главным элементом данной системы, главной производительной силой общества. Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества. В системе производительных сил важная роль принадлежит технологии и организации производства, разделению и кооперации труда.

Закономерности размещения производительных сил в регионе отражают наиболее общие пропорции между производительными силами территорий.

Специальное выделение раздела о закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил не является совершено случайным. Рациональное размещение производительных сил в регионах позволяет обеспечить большую эффективность производства, обеспечить рациональную занятость населения, получать максимальную прибыль при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных или ресурсосберегающих технологий при переработке сырья. При размещении производства в условиях отсутствия диктата с чьей-либо стороны (имеется ввиду система государственного или местного управления) особое значение имеют структурная перестройка всей системы экономических и социальных отношений, большая ориентация экономики не только на экономический, но социальный эффект, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов Украины. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономиче­ского и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе Украины, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

К важнейшим закономерностям размещения производства могут быть отнесены следующие:

Рациональное размещение производственной базы;

Комплексное развитие экономических районов;

Территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий:

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рациональное размещение производства означает в конечном счете экономию совокупных затрат на производство и реализацию продук­ции.

На рациональное размещение производства оказывает влияние огромное число факторов. Назовем наиболее важные на наш взгляд: характеристики материалоемкости и энергоемкости продукции; трудоемкость производства; габаритно-весовые характеристики продукции; особые требования к безопасности и экологичности; особые требования к квалификации трудовых ресурсов в процессе производства; экономическая безопасность региона.

Высокая удельная материалоемкость продукции предполагает приближение производства к источникам сырья и сырьевым базам. При этом, кроме того, необходимо учитывать стоимость единицы сырья или материального ресурса. При большой стоимости единицы обычно этот фактор может не учитываться из-за низкой стоимости транспортной составляющей. Однако из этого правила существуют исключения. Например- нефтехимические производства, как правило, отнесены от источников добычи нефти и газа достаточно далеко, но это стало возможно за счет существования системы трубопроводного транспорта.

Высокая энергоемкость производства продукции требует в свою очередь их приближения к источникам дешевой электроэнергии. Однако и в этом случае существуют исключения из правил за счет существования атомной энергетики.

Одним из важнейших условий рационального размещения производства являются создание системы кооперации, причем как производства, так и труда.

Очень важным в системе рационального размещения производства является внедрение ресурсосберегающих технологий.

Комплексное развитие экономических районов требует сочетания различных отраслей производства и сферы услуг.

Кроме того, комплексность предполагает использование различных форм собственности на предприятиях, выпускающих продукцию и оказывающих услуги. Это позволит создать конкурентную среду, а, следовательно, в конечном счете понизить цены на товары и услуги.

Комплексное развитие требует развития специализации экономических районов как предметной, так и технологической. Это позволит максимально концентрировать технологические переделы по переработке материалов и сырья и снизить затраты на единицу продукции и услуги.

Комплексность экономики регионов, предполагает укрепление экономических связей как между отраслями производства товаров и услуг, так и между предприятиями различных отраслей, а, следовательно - систему отраслевой, межотраслевой, региональной и межрегиональной кооперации.

Все экономические районы имеют свойственные только им ресурсно-производственный потенциал, экономические и социальные условия, которые в конечном счете определяют его экономический профиль и специализацию. Экономический район представляет собой хозяйст­венный комплекс, целостную территориально- хозяйственную и социальную системы.

В Украины сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее время идут процессы создания и развития единого хозяйственного ком­плекса на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и других), а также республиканских и региональных комплексов.

Территориально-производственный комплекс – это сочетание производств и пред­приятий экономически и технологически связанных и взаимодополняющих отраслей.

Территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием рационального размещения производства в условиях социальной экономики. Для Украины с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным ресурсно-производственным потенциалом эта закономерность играет существенную роль.

Все регионы Украины имеют различные экономические, ресурсно-производственные и исторические условия и особенности и уровни социально-экономического развития. Поэтому каждый регион формирует свою, присущую толькоему специализацию экономики и на основе экономических и производственных связей обменивается результатами труда с другими регионами.

На современном этапе экономического развития, особенно важно дальнейшее совершенствование системы разделения труда между регионами путем их производственной кооперации и согласования их трудовых усилий, рационального сочетания интересов государства с интересами каждого региона или республики. Вопросы создания новых крупных хозяйст­венных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов Украины, утверждения специальных экономических и социальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная специализация регионов и комплексов внутри них будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития, необходимому расширению производства, созданию новых рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы региональных бюджетов и ликвидации социальной напряженности.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов . Эффективное развитие экономики не может осуществляться без вы­равнивания уровней социально-экономического развития регионов страны. Личное потребление и рост личных доходов граждан является основным источником развития любой экономики, поэтому эта закономерность размещения производительных сил может быть отнесена к одной из определяющих в современных условиях.

В начале 90-х годов отдельные территории Украины, республики, автономные округа, регионы находились на разных уровнях социально- экономического развития. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является одной из важнейших закономерностей размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом. Различия в уровнях социально-экономического развития ведут к значительным миграциям трудовых ресурсов и наиболее активной части населения. Миграция трудовых ресурсов в другие регионы ведет к тому, что регионы- иммигранты развивают свое производство, а, следовательно, и личное потребление. Производство в экономически слабо развитых или кризисных регионах не имеет экономических стимулов к развитию, следовательно, это ведет к еще большему сокращению доходной части бюджета региона. Кроме того, это ведет к еще большим диспропорциям и, в конечном счете, к повышению социальной и национальной напряженности.

В настоящее время при общем падении уровня, жизни по всей территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено, внимание правительства Украины. В этих регионах постоянно возникают очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей Украине. Это требует выделения дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, формирования и реализации комплексных целевых программ.

Решение проблем некоторых народов возможно на основе проведения специальной государ­ственной политики, главной целью которой является выравни­вание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение принципиально нового качественного улучшения условийих среды обитания.

Закономерности размещения производительных сил, являясь отражением объективных законов развития экономики, действуют не изолировано друг от друга, а только во взаимосвязи и в комплексе.

Как известно, кроме общих законов развития сложных социально-экономических систем действуют и конкретные. Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - кон­кретные принципы пространственного размещения произ­водства в различные периоды социально-экономического развития страны.

Принципы могут рассматриваться как методы хозяйствования.

Принципы размещения производства экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей социальной и экономической политике.

Принципы размещения производительных сил формируются и уточняются на базе изучения и использования опыта и моделей развития экономики в отдельных странах. В настоящее время могут быть выделены следующие принципы:

Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране среды обитания и рациональному природопользованию;

Использование экономических и социальных выгод международного разделения труда.

Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решает проблема сокращения нерациональных транспортных потоков, снижения совокупных затрат труда в целом и по всем стадиям и переделам производства, повышения экономической и социальной эффективности.

Особенно важным является приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности.

К источникам сырья обычно приближают материалоемкие производства, например, черная металлургия, тя­желое машиностроение.

Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности размещают в районах потребления.

Наукоемкие отрасли – обычно размещают в районах, обеспеченных квалифицированными трудовыми ресурсами и развитой научно- испытательной базой.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от ресурсных факторов следует выделять отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей могут быть отнесены все отрасли добывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов, отрасли лесной промышленности. Вместе с тем к источникам сырья могут тяготеть и отрасли обрабатывающей промышленности: черная металлургия (особенно ее первичные стадии передела), производство минеральных удобрений и др.

Но эта классификация может быть использована лишь на самом начальном этапе формирования программы размещения производительных сил. На последующих этапах следует учитывать всю сложность системы размещения любой отрасли хозяйства и предусматривать совокупность целого ряда взаимосвязанных принципов.

Научно обоснованный учет принципов с расчетами сравнительной стоимости и эффективности каждого фактора позволит рационально разместить отдельные производства, отрасли илиже группу отраслей. Для этого необходимо формирование нескольких вариантов и моделей размещения повсем отраслям с учетом совокупности принципов размещения и сравнительной экономической эффективности для последующего выбора наиболее оптимального из них.

Рассмотрим влияние различных принципов на развитие и размещение отдельных отраслей.

Сырьевой принцип является, как уже отмечалось выше, важнейшим при размещении отраслей добывающей промышленности и ряда отраслей обрабатывающей промышленности.

Среди отраслей обрабатывающей промышленности высокой материалоемкостью выделяются: черная металлургия с полным металлургическим цик­лом (производство чугуна, стали, проката); производство минеральных удобрений; гидролизная про­мышленность; целлюлозно-бумажная; производство строительных материалов и др. В этих отраслях на 1 физическую единицу производимой продукции обычно расходуется от 2 до 5 единиц сырья и материалов. Кроме того, необходимо отметить разнообразие исходных материалов и сырья для производства, что достаточно редко встречается в одном месте это, в свою очередь, предполагает осуществление большого количества и объема перемещения грузов между различными пунктами. Кроме того, следует также учитывать большой объем производства, что ведет к очень большим издержкам на их транспортировку к потребителю. Отрасли с большим удельным расходом сырья на единицу продукции называют материалоемкими. В некоторых случаях транспортный фактор играет ведущую роль.

Топливно-энергетический принцип является одним из важнейших при размещении таких производств как: производство ферросплавов; алюминия; магния; меди; никеля; свинца; синтетического аммиака; синте­тических волокон и каучука и т. д. Например, для производства первичного алюминия и магния расход электроэнергии на про­изводство 1т продукции составляет 14-18 тыс. кВт-ч. Природный фактор в размещении сырья для их производства потребовал создания в местах их добычи мощной энергетической базы.

В условиях ограничения как финансовых, так и материальных ресурсов особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов .

С учетом этого принципа в настоящее время создаются территориально-производственные комплексы (ТПК). В последнее время стали чаще применяться технологии утилизации промышленных газов (коксовых, доменных) и газов, выделяющихся от переработки бытового мусора. Безотходные технологии все больше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях.

Учет этого принципа позволяет экономить совокупные ресурсы при размещении производства из-за использования общей инфраструктуры для смежных и дополняющих производств.

В условиях расширения действующих и создания новых производств, а следовательно, развития производительных сил в регионах наиболее остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Отечественный и зарубежный опыт показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития .

Как показывает мировой опыт частный капитал в недостаточной мере заинтересован в решении экологических проблем из-за их сложности, затратности и отдаленности последствий. Так, например, в США ликвидированы многие производства из-за их вредности. Причем инициатором этих изменений выступило именно государство. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, на­носимый среде обитания, за практически бесплатное (для продавцов ресурсов) использование невосполнимого минерального сырья.

Для решения этих проблем необходимо государственное вмешательство в систему регулирования и вмешательство в среду обитания через различные экономические регуляторы и нормативы. Для этого необходимо, на наш взгляд, в первую очередь:

    создание законодательной и нормативной базы системы экологических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и развитие производительных сил;

    введение системы экологического налогообложения и рентных платежей за природопользование, стимулирующей экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

    разработка и создание системы контроля за лимитами потребления природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов.

В условиях огромных пространств и различия уровней социально-экономического положения регионов в Украины особое значение имеет принцип использования экономических выгод при международном разделении труда .

Размещение производительных сил должно осуществляться с учетом международного разделения труда. Это может проводиться несколькими путями- либо кооперация живого труда, либо кооперация овеществленного труда. В этом случае происходит обмен товарами, услугами или нематериальными активами (патентами, лицензиями, технологиями). При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах экономической целесообразности, полного равноправия, дове­рия, взаимной выгоды. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность пол­нее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать производственно-ресурсный потенциал. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на рациональное размещение производительных сил на базе межправительственных соглашений или прямых соглашениях между субъектами хозяйствования различных стран. Особую роль для развития прямых связей между предприятиями играет федеральный закон о разделе продукции, который позволяет фиксировать пропорции между инвесторами при реализации продукции и стабилизировать инвестиционный климат на период освоения месторождений минерального или углеводородного сырья.

Кроме того, с целью реализации особых партнерских отношений, могут быть предоставлены значительные льготы для предприятий каких либо стран.

Восстановление эффективных хозяйственных связей, существовавших до распада СССР и СЭВ дает возможность быстрее и с меньшими потерями выйти из кризиса.

Кроме перечисленных выше принципов размещения производительных сил на различных этапах социально-экономического развития региона могут учитываться и другие принципы. Например, принцип ограничения роста больших городов и развития малых и средних городов и т. д.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил используют понятия фак­торы, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга – экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, влияющих на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономиче­скую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; социально-экономические факторы; факторы рациональ­ного природопользования; демографические факторы.

Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и социально-экономические факторы.

В размещении отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, транспорта, а также в процессе формирования районных пропорций необходимо учитывать совокупность всех групп факторов, но в то же время следует выделять факторы, особо влияющие как на размещение производства отдельных отраслей, так и на формирование территориаль­ных пропорций.

При размещении отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов и технологии их первичной переработки : горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта или рудного тела, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (содержание основного и дополнительных извлекаемых компонентов).

Вместе с тем для размещения отраслей добывающей промышленности должен учитываться и транспортный фактор. В этом случае должны учитываться имеющиеся транспортные условия и условия для строительства новых транспортных сетей, повышения пропускной способности.

Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень технологии , обеспечивающий наибольшую эффективность добычи и переработки того или иного ресурса.

Другим важным фактором в добывающей промышленности является и обеспеченность районов добычи и первичной переработки дешевой электроэнергией .

Анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

При размещение отраслей обрабатывающей промышленности, на наш взгляд, должны учитываться следующие группы факторов: энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный.

В зависимости от учета влияния важнейших факторов принято клас­сифицировать отрасли обрабатывающей промышленности сле­дующим образом: обрабатывающие отрасли сырьевой ориентации; обрабатывающие отрасли топливной ориентации; энергетиче­ской ориентации; топливно-энергетической ориентации; водопотребительской ориентации; потре­бительской ориентации; отрасли с ориентацией на трудовые ресурсы, особенно высоко­квалифицированных кадров.

Очень большое влияние на раз­мещение производства оказывает фактор наличия водных ресурсов . Достаточно часто он вы­ступает в совокупности с энергетическим фактором. Некоторые производства считаются энергоемкими и в то же время водоем­кими (например, производство алюминия, меди).

Промышлен­ность в настоящее время потребляет около 40% всей воды, потребляемой народным хозяйством. К числу водоемких отраслей промышленности обычно относят отрасли химической промыш­ленности (целлюлозно-бумажную, гидролизную промышленность, производство синтетических волокон). К водоемким отраслям относятся также текстильная промышленность, особенно производство хлопчато­бумажных и шелковых тканей, теплоэнергетика, а также отрасли цветной и черной металлургии. Для производства 1 т синтетических воло­кон необходимо 2600 м 3 воды, а 1 т хлопчатобумажных тканей - 1260 м 3 .

Крупным водопотребителем являются нефтехимические производства. Завод по переработке сырой нефти расходует на 12 млн т нефти до 60 млн м 3 свежей воды в год.

С целью рационального водопользования необходимо стимулировать развитие технологий экономичного использования воды и использования замкнутых систем водоснабжения предприятий.

Развитие отраслей агропромышленного комплекса и их размещение наряду с водным фактором требует учета земельного фактора .

При современном развитии агротехнических приемов земельный фонд Украины позволяет обеспечить сырьем все отрасли сельскохозяйственного производства.

Однако следует иметь в виду, что ежегодно из оборота выводится около 2 млн га земель сельскохозяйственного назначения для строительства промышленных предприятий, железных и шоссейных дорог, трубопроводов, линий высоковольтных пере­дач.

Вопросы отчуждения и эффективного использования земель должны регулироваться государством через уровень земельной ренты и ведение кадастра земельных угодий.

Огромное влияние на размещение производительных сил оказывают демографические факторы . При разме­щении отдельных предприятий и отраслей хозяйства должны учитываться как сложившаяся демографическая ситуация, так и ее сдвиги в ту или иную сторону в ближайшей и отдаленной перспективе. Недостаточный учет этих факторов может привести к тому, что через достаточно обозримое будущее целые отрасли народного хозяйства могут остаться без рабочей силы. И это характерно для всех экономически развитых стран, а не только для Украины. Поэто­му на сегодняшний день встает задача эффективного использования трудовых ресурсов за счет комплексной механизации и автоматизации производ­ства, совершенствования организации производства и труда.

В связи с ростом производства в восточных районах страны и острым дефицитом в них трудовых ресурсов, особенно высо­коквалифицированных кадров, ставятся задачи всемерной ин­тенсификации производства, ускорения подготовки квалифи­цированных кадров и привлечения на новые стройки трудовых ресурсов из европейских районов страны.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспектив­ном развитии сельского хозяйства, где ощущается значитель­ный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важней­ших социальных проблем на селе, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молоде­жи, на селе. Важной стороной кадровой политики, влияющей на разви­тие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т. е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями.

Для Украины при ее большой протяженности и кооперации производства и труда особое значение имеет транспортный фактор .

Транспорт обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, способствует рационализации территориальной организации хозяйства всей стра­ны.

Транспортный фактор необходимо учитывать при размещении производства любой отрасли. Транспортный фактор играет большую роль в рациональном межрайонном и внутрирайонном перемещении ресурсов и продуктов труда на значительные рас­стояния.

В последнее время при размещении предприятий и целых отраслей особую роль приобрел экологический фактор . На современном уровне развития науки, технологии и информатики экологический фактор в некоторых случаях становится даже преобладающим перед остальными. Так например, в процессе своей жизнедеятельности особенно в крупных городах человек выделяет огромное количество промышленных и бытовых отходов. Раньше эта проблема везде решалась путем их складирования или захоронения. Однако они обладают огромной токсичностью, которая сохраняется в течение очень длительного времени, а, следовательно, опасна для населения. Для решения этих проблем необходимо решать вопросы их утилизации и приведения в безопасный вид. Кроме того, концентрация экологически опасных производств в одной местности ведет к повышению вероятности техногенных катастроф.

Даже в условиях международного разделения труда и снижения вероятности глобальных военных конфликтов необходимо учитывать факторы экономической и политической безопасности страны . Создание предприятий и отраслей, позволяющих решать проблемы учета этих факторов, на наш взгляд, необходимо для всех стран. Экономическая безопасность может быть обеспечена разными методами. Очевидно, что экономическая безопасность не может быть обеспечена без системы медицинского обслуживания, пищевой промышленности, энергетики, промышленности строительных материалов, системы образования. Политическая безопасность обеспечивается в первую очередь системой обороны и гражданской безопасности.

С учетом факторов размещения производст­ва определяется место для строительства того или иного пред­приятия, производятся необходимые проектно-изыскательские работы и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетиче­ские, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строи­тельства и т.п. В технико-экономических расчетах указываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его агрегированная производственная программа, ориентировочная потребность в ресурсах, ориентировочная стоимость и оче­редность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обеспечивают рациональное терри­ториальное размещение предприятий, строительство их с наи­меньшими материальными и трудовыми затратами и, следова­тельно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

План:

1. Понятие «закономерность». Виды закономерностей.

2. Принципы размещения производительных сил.

3. Факторы и пофакторный анализ размещения производительных сил.

1. Закономерность - устойчивые связи между производством и территорией.

Закономерность - общие отношения между производительными силами и территорией.

Виды закономерностей:

1. Рациональное территориальное разделение труда, то есть предприятие размещено по объективным причинам (ориентация на природно-сырьевую базу, на исторически сложившийся трудовой навык населения).

2. Комплексное развитие хозяйства регионов -создание районного хозяйственного комплекса на территории, который состоит из трех групп отраслей:

· Отрасли рыночной специализации;

· Отрасли вспомогательные, но обслуживающие первую группу;

· Дополнительные отрасли социального характера, обслуживающие население.

3. Рациональное наиболее эффективное размещение производительных сил - это выбор оптимального варианта размещения производительных сил.

4. Выравнивание уровней социально-экономического развития территории (государственная поддержка депрессивных территорий, создание предприятий смешанного типа льготное налогообложение на период строительства, снижении транспортных тарифов для отельных районов России, дополнительные меры по размещению производительных сил по федеральным целевым программам). Например, закон о снижении транспортных тарифов для территории Дальнего Востока при транспортировке сырья на 50%, при условии, что предприятия находятся на расстоянии свыше 1000 км от потребителя.

Закономерности всегда объективны. Длительность их зависит от социально-экономического уклада страны.

2. Принципы - средство, метод, с помощью которого размещают производство и производительные силы.

Принципы субъективны, то есть управленческое решение о размещении принимает управленец. Принципы действуют короткий промежуток времени, меняются от сложившейся ситуации страны.

Принципы:

1) Классический -приближение к источникам сырья, топлива, потребителя (всегда будет действовать).

2) Первоочередное освоение и комплексное использование эффективных производительных ресурсов. Например, нефть, газ, железная руда, цветные металлы, горнодобывающие предприятия.

3) Использование экономических выгод международного разделения труда - создание совместных предприятий с иностранными капиталами (Финляндия - Пермь, Омск- Турция (строительство) - Китай (овощеводство), Москва-Италия (обувь)).

3. Факторы размещения - свойства, требования, который предъявляет само производство к своему размещению.

Факторы не действуют в одиночку. Они работают в совокупности от 1 до 3 факторов. Разделены на группы:

· Природные: сырьевой, водный, территориальный, земельный;

· Экономические: энергетический, научно-технический прогресс, квалифицированные трудовые ресурсы (инженерно-технический потенциал);

· Демографические;

· Транспортный (расстояние).

Пофакторный анализ размещения производств.

В практике размещения опираются на следующие факторы: сырьевой, энергетический, водный, транспортный, трудовой факторы. Например, все добывающие предприятия - сырьевой, транспортный; черная металлургия -сырьевой, топливный, водный, энергетический; цветная металлургия - энергетический, водный сырьевой; машиностроение - трудовой, научно-технический прогресс, транспортный.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...