Элементы налогообложения. Элементы налогообложения, их характеристика


Элементы налогообложения определяют важные составляющие для любого налога и сбора. Какие элементы налогообложения бывают, какие наиболее значимы для расчета налога или характерны строго для определенных видов налогов, рассмотрим в статье.

Основные элементы налогообложения

Ст. 17 НК РФ в рамках рассматриваемого в данной статье вопроса содержит такие понятия:

  • Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ).
  • Налоговая база (ст. 53 НК РФ).
  • Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ).
  • Налоговый период (ст. 55 НК РФ).
  • Порядок исчисления (ст. 52 НК РФ).
  • Порядок и сроки уплаты (ст. 57, 58 НК РФ).

Это элементы налогообложения , которые присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов невозможно произвести расчет и оплату налога.

Обязательные элементы налогообложения и их характеристика

  1. Объектом налогообложения (далее ОН) служит показатель, возникновение которого связано с осуществлением операций предпринимательской или любой иной деятельности, последствия которой повлекли за собой необходимость оплаты налога.

    ОН можно выделить как самый важный элемент налогообложения , т.к. при его отсутствии нельзя говорить об обязанности исчисления налога.

    ОН любого из налогов не тождественны и имеют разное физическое выражение. Например, по налогу на прибыль ОН - прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), а по водному налогу - водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН - «доходы» или «доходы минус расходы»).

    Пример 1.

    ООО произвело 730 л спирта этилового (крепость 96%). Произведенное сырье было распределено следующим образом:

    • 200 л реализовано парфюмерной фабрике для производства духов;
    • 150 л переданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;
    • 480 л передано цеху для производства водки.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ 200 л этилового спирта, реализованного парфюмерной фабрике для производства духов, является ОН. С учетом подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ 150 л этилового спирта, переданного в уставный капитал другого российского спиртзавода, является ОН. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ 480 л этилового спирта, переданного цеху по производству водки, не облагаются акцизом, т.е. в данном случае ОН нет.

    Пример 2.

    Компания, производящая спортивное оборудование,в течение 2015 г. реализовала свою продукцию на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). Расходы организации на производство товаров в 2015 г. составили 1 500 000 руб., в том числе расходы на приобретение призов во время рекламной кампании - 100 000 руб.

    Доход от продажи продукции 2 000 000 руб. является доходом от реализации (ст. 249 НК РФ).

    В соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ приобретение призов в рамках рекламной кампании не подлежит налогообложению налогом на прибыль, т.е. расходы в сумме 100 тыс. руб. не включаются в ОН.

    Таким образом, ОН в целях исчисления налога на прибыль будут признаваться:

    • доходы в сумме 2 000 000 руб.;
    • расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. - 100 000 руб.).

Об объекте налогообложения по НДС см. материал по НДС .

  1. Налоговая база (далее НБ) отражает стоимость объекта или его физические значения, а также прочие параметры объекта налогообложения. Данный показатель по одному и тому же налогу может иметь разное значение, например, по налогу на имущество по недвижимым объектам НБ - это среднегодовая стоимость имущества, а по некоторым объектам - кадастровая стоимость (ст. 375 НК РФ). Значение НБ в зависимости от объекта меняется и по транспортному налогу (ст. 359 НК РФ).

    Рассмотрим на примерах, как необходимо формировать НБ по налогам:

    Пример 1.

    Основным видом деятельности ООО на ЕНВД является реализация мотоциклов (мощностью до 150 л. с.) розничным покупателям. Площадь торгового зала в салоне - 110 кв. м. К2 =0,65.

    Исходя из площади торгового зала - 110 кв. м, базовой доходности - 1 800 руб./мес. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), К1=1,798 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685), К2=0,65 (по условиям примера), налоговая база за квартал определяется следующим способом:

    НБ = 110 × 1 800 × 0,65 × 1,798 × 3 =694 208 руб.

    Пример 2.

    ООО применяет УСН. Объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов. По итогам 2015 г. учитываемые доходы составили 1 550 000 руб., расходы - 1 050 000 руб. Кроме того, в этом же периоде было получено транспортное средство рыночной стоимостью 400 000 руб. (на безвозмездной основе). Убыток по итогам деятельности в 2014 г. составил 100 000 руб.

    В соответствии со ст. 249 НК РФ сумма 1 550 000 руб. является доходом от реализации, 1 050 000 руб. - расход, связанный с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).

    П. 8 ст. 250 НК РФ определено, что транспортное средство, полученное на безвозмездной основе, является внереализационным доходом, который равен 400 000 руб. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка за 2014 г. - 100 000 руб.

    Определяем налоговую базу:

    НБ = (1 550 000+ 400 000) - (1 050 000 + 100 000) = 800 000 руб.

О расчете НБ по земельному налогу см. материал .

  1. Налоговая ставка (далее НС) характеризуется абсолютным или процентным значением, соответствующим каждой единице объекта налогообложения. Например, по налогу на прибыль установлена НС в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), а по налогу на игорный бизнес - суммы в рублях по каждому объекту налогообложения (ст. 369 НК РФ).

    Также существуют расчетные НС - 10/110, 18/118 по НДС.

    Важно! По акцизам существуют смешанные НС (по сигаретам и папиросам). Смешанные НС предусматривают одновременное применение ставки с абсолютным значением и процентным.

    Пример. ООО «Табак» 15.03.2015 г. реализовал 5 000 шт. папирос. Максимальная розничная цена за 1 000 шт. - 1 500 руб. Ст. 193 НК РФ предусмотрена НС в сумме 960 руб. за 1000 штук +11% от максимальной розничной цены.

    Сумма акциза = 960 × 5 + 11% × 1 500 = 4 965 руб.

О ставках по налогу на прибыль см. материал .

  1. Налоговый период (далее НП) - промежуток времени, по истечении которого у налогоплательщика возникает обязанность начислить налог и произвести его уплату в бюджет. Например, по акцизам НП - 1 месяц (ст. 192 НК РФ), по НДС - квартал (ст. 163 НК РФ), а по налогу на прибыль - год (ст. 285 НК РФ). Также верное указание НП играет важную роль при заполнении налоговой декларации и уплате налога.

О заполнении данного реквизита в платежке см. материал .

Об особенностях определения налогового периода по УСН см. материал .

  1. Порядок исчисления по каждому налогу уникален, при этом данную процедуру в зависимости от налога производит либо сам налогоплательщик, либо ИФНС.

    Расчет налогов в основном производится по одной и той же формуле: путем перемножения НБ и НС (с учетом применения всех вычетов и льгот). Более сложный расчет налога производится по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений, т.к. полученную сумму налога еще необходимо распределить по обособленным подразделениям с учетом доли прибыли каждого из них (ст. 288 НК РФ). Также расчет осложнен при применении раздельного учета по НДС (ст. 170 НК РФ) по причине того, что следует рассчитывать пропорцию облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Об особенностях расчета налога на прибыль при наличии обособленных подразделений см. материал .

О раздельном учете см. материал .

    Рассмотрим примеры по исчислению некоторых налогов:

    Пример 1.

    У организации 6 игровых столов, из них 2 стола - с одним игровым полем, 3 - с 2 полями, 1 - с 3 полями. В соответствии со ст. 369 НК РФ ставка налога на игорный бизнес составит 25 000 руб.

    Сумма налога на игорный бизнес = 2 × 25 000 + 3 × 50 000 + 1 × 75 000 = 275 000 руб.

    Пример 2.

    Компания осуществляет забор поверхностных вод из реки Волги Волго-Вятского экономического района. Фактический объем воды, забранной во II квартале 2015 г., составил 1 000 000 куб. м, при этом он использовался для производства. Для организации установлен годовой лимит водопользования - 3 200 000 куб. м.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога - 282 руб./тыс. куб. м.

    П. 2 ст. 333.12 определяет квартальный лимит как 3 200 000/4 = 800 000 куб. м, что меньше забранного объема. Сумма облагаемого превышения составляет 1 000 000 - 800 000 = 200 000 куб. м, в отношении которой применяется повышенная ставка 282 × 5 = 1 410 руб./тыс. куб. м.

    Сумма водного налога = 800 × 282 + 200 × 1 410 = 225 600 + 282 000 = 507 600 руб. (ст. 333.12 НК РФ).

  1. Порядок и сроки уплаты налогов ограничивают временные рамки для оплаты налоговых издержек в бюджет. Они регламентируются НК РФ, но по региональным и местным налогам могут быть установлены свои сроки. Например, по транспортному налогу сроки уплаты должны быть регламентированы законами субъектов (ст. 363 НК РФ).

О сроках уплаты налогов см. материал .

Вышерассмотренные элементы налогообложения аккумулируют всю информацию о налоге, поэтому в случае, если один из элементов не будет учтен или будет интерпретирован неверно, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения

В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения . Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.

Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.

Ответственность за налоговые правонарушения рассмотрена в материале .

Необязательные элементы налогообложения

Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.

К таким элементам относятся:

  • налоговая льгота;
  • отчетный период;
  • налоговые вычеты.

Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота - это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.

Пример . В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2015 г. ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2015 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).

Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал .

Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).

Отчетный период (далее ОП) - временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП - год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.

Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:

О налоговых вычетах по НДС см. материал .

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДПИ.

Итоги

Приведенные в статье виды элементов налогообложения позволяют сформировать полноценную картину о том или ином налоге. При этом компаниям, ИП и физлицам необходимо правильно определять тот или иной элемент налогообложения, что поможет избежать вопросов со стороны ИФНС.

Согласно принципу определенности налогообложения, сформулированному А. Смитом, налог, который лицо обязано платить, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для другого лица.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.

Принцип определения элементов налога в российском законодательстве закреплен п. 6 ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Таким образом, в законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами налога (табл. 1.2).

Следует отметить, что в Налоговом кодексе некоторые элементы налога укрупнены. Например, налоговую базу невозможно рассчитать без определения предмета и масштаба налога, а также единицы налогообложения.

Предмет налога обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание конкретного налога. Так, объектом транспортного налога является право собственности на транспортное средство, а не само транспортное средство, например легковой автомобиль. Сам по себе автомобиль не порождает налоговых последствий. Обязанность по уплате налога возникает при определенном состоянии субъекта по отношению к предмету налога, в данном случае – собственность.

Таблица 1.2

Существенные элементы налога

Элемент налога

Определение

В соответствии с НК РФ

Субъект налога

Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ)

Объект налога

Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог

Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38.1 НК РФ)

Налоговая база

Количественное выражение предмета налогообложения,основа налога, к которой применяется ставка налога

Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговая ставка

Размер налога, установленный на единицу налогообложения

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ)

Налоговый период

Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога

Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ)

Порядок исчисления налога

Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)

Срок уплаты налога

Календарная дата, истечение вре­мени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог

Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст. 57 НК РФ)

Порядок уплаты налога

Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу

Масштаб налога – единица измерения предмета налога, принятая за основу для его исчисления.

Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Например, масштабом транспортного налога является мощность двигателя автомобиля, которая может быть определена в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица мощности и будет являться единицей налогообложения.

Кроме указанных элементов, существуют факультативные элементы налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

    порядок удержания и возврат неправильно удержанных сумм налога;

    ответственность за налоговые правонарушения.

Данные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о конкретном налоге. В РФ вопросы взимания недоимок и возврата налогов, вопросы ответственности применительно ко всем налогам решены в части первой НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В этой связи к факультативным элементам можно отнести налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

    Классификация налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.

Современное государство оказывает влияние на экономическую систему при помощи налогообложения. При наличии правильно сбалансированного комплекса мер и грамотной финансовой политики эффективность воздействия достаточно высока. Налоги используются для стимулирования отдельных направлений производства и сферы услуг, обеспечения социальной и политической стабильности, развития предпринимательской деятельности, т.е. для создания благоприятной экономической ситуации.

Налоги

Сущность системы налогообложения заключается в изъятии части валового дохода общества государством. В дальнейшем данные средства перераспределяются с учетом политической и экономической необходимости на формирование бюджетов различного уровня, содержание министерств и ведомств, аппарата государства. Обязательство для уплаты налога возникает у юридического лица с момента регистрации в качестве субъекта хозяйственно-экономической деятельности и постановки на учет в фискальных государственных органах. Элементы юридического состава налога должны быть закреплены законодательно. Налоговый кодекс РФ и соответствующие нормативные акты при разнообразии видов платежей устанавливает универсальные элементы налога, наличие которых делает их определенными и обязательными к оплате.

Элементы налога

Система налогообложения для полноценного функционирования имеет ряд основных принципов, правил и соответствующую терминологию. Элементы налога имеют различный правовой статус, они подразделяются на три группы: обязательные, факультативные и дополнительные. Основная группа состоит из следующих видов:

Факультативные элементы налога прописываются в дополнениях и расшифровках к законодательным актам, к данной группе относят различные льготы по расчету и уплате. Дополнительные элементы служат для конкретизации основных, как правило, они регламентируют последовательность действий по исполнению обязательств налогоплательщика перед конкретным бюджетом. Данная информация содержится в нормативных актах, созданных для каждого налога.

Объект налогообложения

Элементы налога и их характеристика регламентируются Налоговым Кодексом РФ. Объектом налогообложения, исходя из 38 статьи НК, может являться:

Продажа (реализация) продукции, работ, товаров, услуг;

Право обладания имуществом;

Полученный доход (сделки купли-продажи, получение наследства);

Прибыль;

Иной объект, который имеет стоимостную (количественную, физическую) характеристику. В зависимости от объекта налоги подразделяются на виды и часто имеют соответствующее название, например, НДФЛ, налог на прибыль, транспортный и т. д.

Налогоплательщики

Субъектом налогообложения является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с законодательством возлагается обязательство по уплате сбора. Принцип постоянного пребывания является определяющим при возникновении отношений между резидентом (налогоплательщиком) и государством. Для организаций (юр. лиц) статус резидента присваивается по месту их регистрации (административного центра). Физическое лицо определяется в качестве налогоплательщика с момента проживания более 6 календарных месяцев в стране, наличии гражданства или фактического пребывания. Налог может уплачиваться самим резидентом (налогоплательщиком) или удерживаться у источника получения дохода.

Налоговая база

Для расчета налога, сбора юридические лица ведут бухгалтерский учет деятельности. База для исчисления конкретного вида налога формируется в конце каждого отчетного периода, она имеет четкое стоимостное выражение и подтверждается документально. В случае ошибки или искажения предоставленных в налоговую инспекцию данных, налоговая база текущего периода корректируется на сумму выявленных недочетов. Индивидуальные предприниматели, частные адвокатские конторы определяют показатель для расчета налога на основании полученных доходов и расходов в конце каждого отчетного периода согласно ст. 54 НК. При самостоятельной уплате налога физические лица отражают полученный доход (налоговую базу) в декларации 3НДФЛ, с приложением соответствующих платежных документов. Подоходный налог, как правило, в бюджет перечисляет организация-работодатель, с указанием всех исходных данных. Расчет базы для перечисления производит каждый налогоплательщик самостоятельно.

Налоговая ставка

В соответствии с законодательством РФ и местными (региональными) нормативными актами налогоплательщики платят несколько видов сборов. Каждый из них имеет закрепленную документально налоговую ставку, которая определяется как величина начисления на единицу налоговой базы. В зависимости от вида налога, базы, налогоплательщика, ставки бывают следующих типов:

  1. Твердые (фиксированный размер налога без учета роста или уменьшения дохода).
  2. Пропорциональные (фиксированный процент к доходу).
  3. Прогрессивные (увеличиваются с ростом объекта обложения).
  4. Регрессивные (уменьшаются при росте облагаемой базы).

Расчетный период

Статья 55 НК РФ трактует понятие "налоговый период" как временной промежуток, по окончании которого рассчитывается платеж, т.е. формируется налоговая база, по отношению к которой применяется соответствующая ставка. Чаще всего в качестве расчетного периода выступает календарный год, квартал или месяц. В зависимости от вида налога и применяемой системы налогообложения в течение года перечисляются авансовые суммы, которые корректируются перед окончанием отчетного периода.

Сроки, порядок уплаты налогов

Данные элементы налога определяются в зависимости от конкретного вида сбора. Статьи 57, 58 НК РФ регламентируют срок уплаты налога, который отражается определенной датой на момент окончания отчетного периода. Порядок перечисления суммы начисленного платежа может быть единовременным или поэтапным (авансовым), при этом расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. В случае начисления сбора налоговым органом срок перечисления суммы налога наступает при получении соответствующего уведомления. При нарушении сроков, порядка уплаты налоговый резидент несет ответственность перед фискальными государственными органами, которые применяют штрафные санкции, начисляют пеню и т.д.

Элементы налога, это структура налога – набор сведений, который позволяет конкретно выявить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения, а также границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами это, основные характеристики налога, его элементы, составляющие.

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В нем сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст.3 НК РФ). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, то есть к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать удобным для себя способом.

Принято различать: обязательные элементы налога , которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства; факультативные элементы , которые не обязательны, но могут определены законодательным актом по налогам.

Обязательные элементы налогообложения :

объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

К факультативным элементам относятся :

Налоговый оклад- сумма налога, исчисленная на весь объект за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд;

Единица обложения- единица измерения объекта (например, по подоходному налогу- рубль, налогу на землю- гектар);

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

Порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;

Ответственность за налоговые правонарушения;

Согласно статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты) и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;


4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога;

Субъект налога (налогоплательщиком и плательщиком сбора) признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

1. Объектом налогообложения , признается имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог.

2. Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливается НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом.

3. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания и до конца данного года. При этом днем ее создания признается день государственной регистрации организации. В том случае, если организации зарегистрирована в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной регистрации до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если же организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные настоящими пунктами правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации либо реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4. ст.55 НК РФ).

Если организация была создана в течение календарного года и ликвидирована или реорганизована до конца этого года, то налоговым периодом для нее признается период с момента ее создания до дня ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные правила ст. 55 НК РФ не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по федеральным налогам и размеров сборов по федеральным сборам устанавливается НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки . Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных , которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные . Пропорциональные- ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные- ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок.

Налог представляет собой обязательный, законодательно установленный платеж. Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет не только налогоплательщиков, но и составные части налога, которые получили название "элементы налогообложения". Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

  • – объект налогообложения;
  • – налоговая база;
  • – налоговый период;
  • – налоговая ставка;
  • – порядок исчисления налога;
  • – порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет определен плательщик налога или хотя бы один из элементов налогообложения, то налог считается не установленным и он не подлежит уплате. У налога есть обязательные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты) и необязательный элемент (факультативный элемент налогообложения), к которому НК отнесены налоговые льготы. Если налоговым законодательством льготы по налогу не предусмотрены, то налог считается установленным и подлежит уплате. Если законодатель хочет, чтобы льготы по налогу были, то эти льготы должны быть установлены законодательно.

Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.

Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог. Согласно ст. 38 НК объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, объект налогообложения – это юридическое обстоятельство, действие или юридический факт, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает необходимость уплатить налог (сбор ). Например, в налоге на прибыль объектом налогообложения признается факт получения прибыли. Если организация-налогоплательщик вместо прибыли получила убыток, то у нее нет объекта налогообложения и она не обязана уплачивать налог на прибыль. В последующем, когда организация получит прибыль, у нее возникнет объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплатить налог на прибыль организации. В акцизах объектом налогообложения признается факт реализации подакцизного товара, который произведен налогоплательщиком (организацией, индивидуальным предпринимателем). В транспортном налоге объектом налогообложения является факт регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика (организации или физического лица).

Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа). Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Различие объекта налогообложения и налоговой базы можно показать на следующих примерах. Объектом налога на имущество физических лиц согласно российскому налоговому законодательству является факт владения имуществом физическим лицом (например, владение квартирой), а налоговой базой признается инвентаризационная стоимость квартиры (стоимость, которую определяют бюро технической инвентаризации). В транспортном налоге налоговой базой признается мощность автомобиля в лошадиных силах. В акцизах налоговой базой признается объем реализованной продукции в натуральном выражении. Выбор налоговой базы, определение порядка ее исчисления играют важную роль реализации фискальной и регулирующей функций налогов. Например, переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой при исчислении налога на имущество физических лиц приведет к росту поступлений данного налога. Однако уплата налога от кадастровой стоимости квартиры, жилого дома или дачи сделает этот налог более тяжелым для многих граждан.

Статья 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы .

НК предусмотрены три формы налоговых ставок:

  • – твердая, или специфическая;
  • – адвалорная, или процентная;
  • – комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы).

Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество. Например, ставка акциза на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% (в 2014 г.) составляет 18 руб. за 1 л. Ставка транспортного налога по легковым автомобилям с мощность двигателя от 100 до 150 лошадиных сил – 3,5 руб. за одну лошадиную силу.

Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% от фактически полученной прибыли; ставка НДС – 18% от стоимости реализованных товаров, работ (услуг).

Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы. Например, налоговая ставка акциза по сигаретам и папиросам составляет 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук).

Теория налогов и практика налогообложения также различает такие виды ставок, как равная, пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые ставки, которые будут рассмотрены ниже.

Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога. В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам , по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

По налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам налоговый период устанавливается длительным, а именно календарный год. Это не случайно. Величина прибыли очень динамична в краткосрочном периоде. Один месяц может быть прибыльным, а другой – убыточным. Поэтому необходим более длительный промежуток времени (календарный год) для исчисления объема прибыли. Доходы физических лиц могут быть весьма разнообразными по видам (заработная плата, дивиденды по акциям, процентные доходы по вкладам в банках, гонорары, подарки, премии и др.) и подвижными по величине в течение года. По акцизам и НДС налоговый период устанавливается очень коротким: календарный месяц (по акцизам) и квартал (по НДС). Объемы реализации довольно просто исчисляются по результатам каждого месяца, и государство получает возможность регулярных поступлений налогов в бюджет.

В том случае, когда налоговый период установлен как продолжительный отрезок времени (квартал или календарный год), он разбивается на отчетные периоды. Отчетными периодами могут выступать кварталы и месяцы. По итогам отчетных периодов налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей, а не суммы самих налогов.

Порядок исчисления налога отвечает на вопрос: "Кто должен рассчитать сумму налога?". Статья 52 НК предусматривает три возможных варианта порядка исчисления налога:

  • – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации;
  • – обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода;
  • – в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В соответствии с налоговым законодательством российские организации обязаны исчислять налоги и сборы на основе подачи налоговой декларации. Определенные категории физических лиц (например, индивидуальные предприниматели) также обязаны исчислять на основе декларации налог на доходы физических лиц.

Правовое определение налоговой декларации закреплено ст. 80 НК. Согласно данной статье налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Российские организации обязаны самостоятельно исчислять налоги на основе декларации. Налогоплательщики, которые в соответствии с НК должны уплачивать налог по декларации, обязаны представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком .

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) но установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с ПК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме . Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек, представляют налоговые декларации по установленным форматам в электронной форме.

Бланки налоговых деклараций в соответствии со ст. 80 НК представляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, или через представителя, или направлена в виде почтового отправления (подана по почте) с описью вложения, или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику принять представленную им налоговую декларацию, если она соответствует установленной форме (п. 4 ст. 80 НК). По просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан проставить на копии налоговой декларации отметку о ее принятии и дату получения декларации. Если налоговая декларация представлена по телекоммуникационным каналам связи, по просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме.

Налоговая декларация должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленные налоговым законодательством сроки. Днем представления налоговой декларации при отправке ее по почте считается дата отправки почтового отправления (дата на почтовом штемпеле). При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее отправления считается дата отправки.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Об институте налогового агента речь уже шла выше. Широкое использование в практике налогообложения (и особенно в практике налогообложения доходов физических лиц) порядка исчисления налога налоговым агентом имеет веские причины. Данный порядок исчисления налога обеспечивает равномерность налоговых поступлений в бюджет. Для многих физических лиц психологически легче уплачивать налог ежемесячно небольшими суммами, чем уплатить в конце года по итогам налоговой декларации всю годовую сумму налога. Физические лица не обладают необходимыми знаниями и навыками для расчета налогов. Многим из них трудно заполнить налоговую декларацию. Налоговый агент, имеющий профессиональных бухгалтеров, выполнит за налогоплательщика – физическое лицо его обязанность по исчислению налога более грамотно и эффективно. При использовании порядка исчисления налога налоговым агентом значительно сокращается круг лиц, которых необходимо контролировать на предмет соблюдения норм налогового законодательства (налоговых агентов гораздо меньше, чем налогоплательщиков – физических лиц). Тем самым уменьшается объем средств на обеспечение работы налоговых органов.

Исчисление налога налоговым органом. На налоговый орган возложена обязанность но исчислению для физических лиц таких налогов, как налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог. Переложение обязанности по исчислению указанных налогов с физического лица на налоговый орган также имеет объективные причины. И дело не только в том, что у физических лиц не хватает знаний и навыков по исчислению налогов. Использование данного порядка исчисления налога значительно сокращает расходы на налоговый контроль. Организация контроля правильности исчисления всеми физическими лицами указанных налогов потребует колоссальных средств. Расходы на содержание налоговых органов в этом случае превысят суммы поступлений от указанных налогов.

Такой элемент, как сроки уплаты налогов и сборов , отвечает на вопрос: "Когда налогоплательщик должен заплатить налог?". В соответствии со ст. 57 НК сроки уплаты налогов (сборов) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Например, срок уплаты НДС определяется календарной датой. НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов по акциям, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в течение 10 дней со дня выплаты дохода. В этом случае мы имеем дело со сроком уплаты налога, определяемым истечением периода времени. Срок уплаты государственной пошлины определен действием, которое должно произойти. Так, например, при обращении за выдачей документов государственная пошлина должна быть уплачена до выдачи документа; при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы.

В случае нарушения установленного НК срока уплаты налога (сбора) налогоплательщик обязан уплатить пеню. Так, в соответствии со ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. При этом пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора). Следует помнить, что пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Порядок уплаты налогов и сборов отвечает на вопрос о технических приемах уплаты налога. Статья 58 НК предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Налог может быть уплачен разово в объеме всей суммы налогового платежа либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, налог на имущество физических лиц уплачивается в два срока равными суммами). Подлежащая уплате сумма налога должна быть уплачена налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Вместе с тем нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговые льготы позволяют уменьшить сумму налогового платежа для отдельного налогоплательщика или отодвинуть для него сроки уплаты налога на более позднюю дату. Льгота представляет собой преимущество, которое законодательство предоставляет налогоплательщику с целью смягчения для него налоговой нагрузки. Согласно ст. 56 НК льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что российское налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы только для категорий налогоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. В соответствии с российским налоговым законодательством налоговые льготы могут предоставляться не отдельному гражданину, а категории физических лиц (например, пенсионерам, инвалидам, участникам войны и т.д.). Налоговые льготы законодательством устанавливаются не для отдельной организации, а для отрасли, вида производства.

Налоговая льгота как преимущество для отдельной категории налогоплательщиков может существовать в различных формах, видах. Общая теория налогов предусматривает классификацию налоговых льгот. В зависимости от того, на какой элемент налогообложения направлена льгота, выделяют следующие виды налоговых льгот:

  • – освобождение от уплаты налога;
  • – налоговые изъятия;
  • – налоговые скидки;
  • – понижение налоговой ставки;
  • – налоговые каникулы;
  • – изменение срока уплаты налога.

Налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

  • Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Налогоплательщик, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение средств на его счетах в банках, и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по этим налогам в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России (п. 2 ст. 80 НК).
  • Налогоплательщики, в соответствии с НК отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (п. 3 ст. 80 НК).
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...