Экономика развитого социализма опорный конспект.


1. В марте 1965 г. было объявлено о реформе:

1) образования 4) пенсионной системы

2) здравоохранения 5) налоговой системы

3) в сельском хозяйстве

2. В числе мер, направленных на подъем сельского хозяй­ства во 2-й половине 60-х гг., были:

1) повышены закупочные цены на сельхозпродукцию

2) твердые (на 6 лет) планы госзакупок зерна

3) увеличены капиталовложения в отрасль

4) установлены 50% надбавки за сдачу сверхплановых продуктов

5) верно все указанное

3. Реформируя сельское хозяйство, брежневское руковод­ство главный акцент делало на:

1) повышение роли Министерства сельского хозяйства, увеличение капиталовложений и списание долгов

2) непродуманную мелиорацию

3) химизацию почвы

4) производство дорогостоящей техники

5) строительство гигантских животноводческих комплексов

4. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства было направлено почти 400 млрд. рублей, которые расходова­лись в том числе и на:

1) строительство гигантских животноводческих комплексов

2) дорогостоящую технику

3) непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

4) верно все указанное

5) верно 1 и 2

5. Введение стабильных денежных окладов в колхозах стало важным социальным достижением, но обернулось:

1) усилением пьянства

2) ростом иждивенческих настроений

3) нарастанием дефицита товаров на селе

4) значительным обесценением денег

5) резко усилившимся оттоком населения из села

6. По мере свертывания линии на развитие заинтересован­ности в результатах труда в сельском хозяйстве к началу 80-х гг.:

1) колхозы и совхозы в целом оказались убыточными

2) освоенная пашня за 1964-1968 гг. сократилась на 22 млн га

3) потери сельхозпродукции составляли от 20% до 40 от урожая

4) страна с самыми богатыми черноземами оказалась са­мым крупным импортером зерна и продуктов питания

5) верно все указанное

7. В объявленной в сентябре 1965 г. реформе промышленности главными положениями ее стали:

1) изменения условий планирования

2) экономические стимулы

3) банковские регуляторы (кредиты, ценные бумаги и т. п.)

4) верно 1 и 2

5)верно 1 , 2 и 3

8. Реформа 1965 г. в сфере промышленности разрешала часть прибыли оставлять в распоряжении предприятий, для фонда:

1) материального поощрения

2) фонда социально-культурного и бытового развития (жилье, клубы, пансионаты)

3) самофинансирования производства

4) верно 1 и 2

5) верно 1 , 2 и 3

9. Управление промышленностью через отраслевые мини­стерства (вместо совнархозов) было восстановлено в... году:

1) 1964 2) 1965 3) 1966 4) 1967 5) 1970

10. За годы 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) в стране было построено около... крупных предприятий:

1) 1600 2) 1700 3) 1800 4) 1900 5) 2000

11. При всей ограниченности реформа 1965 г. в сфере промы­шленности дала немалый экономический результат, ибо уже в годы 8-й пятилетки (1966 -1970 гг.) объем промы­шленного производства вырос:

1) в полтора раза 4) в два раза

2) на 30% 5) на четверть

12. К концу 60-х гг. реформа в промышленности пошла на убыль главным образом из-за

1) чехословацких событий 1968 г.

2) директивной модели экономики, которая исчерпала свой ресурс

3) значительного роста военных расходов

4) резкого удорожания добычи полезных ископаемых

5) физического износа и морального старения оборудова­ния

13. Еще одну попытку (после 1965 г.) оживить директивную экономику руководство страны предприняло в... году:

1) 1977 2) 1978 3) 1979 4) 1980 5) 1982

14. Официальным оправданием снижения эффективности директивной экономики для брежневского руководства служили такие объективные причины, как:

1) ухудшение демографической ситуации

2) удорожание добычи полезных ископаемых

3) физический износ и моральное старение оборудования

4) увеличение оборонных расходов

5) все указанные

15. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экс­перимент по ослаблению централизованного планирова­ния, который:

1) не дал никаких результатов

2) принес кратковременный успех

3) принес кратковременный успех, но прошел почти незамеченным

4) прошел почти незамеченным и был свернут из-за бо­лезни Андропова

5) был свернут из-за болезни Андропова, практически не начавшись

16. Партийная установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма» прозвучала на:

1) XXIV съезде КПСС 4) XXVII съезде КПСС

3) XXVI съезде КПСС Пленуме ЦК КПСС

17. Руководство страны в 70-80-е гг, осознавало необходи­мость перехода к интенсивным методам в экономике, что выражалось в:

1) сокращении в четыре раза числа сооружаемых но предприятий

2) развитии роботостроения и микроэлектроники

3) наращивании атомного машиностроения

4) верно все указанное

5) верно 2 и 3

18. К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности и 60% строителей, а в сельском хозяйстве процентов.

Задание 1

1. В чем вы видите причины низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях?

Огромные средства направлялись на развитие сельского хозяйства, но использовались неэффективно: на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

2. Какие рычаги, на ваш взгляд, способны были в значительной мере повысить рентабельность сельского хозяйства?

Изменение условий планирования, улучшение экономического стимулирования, сохранение планируемых показателей

3. Чем вы можете объяснить неуклонное возрастание дефицита продовольствия в СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

Введение показателей оценки качества по цене привело к сокращению объемов выпуска продукции

4. За счет чего власти пытались решить продовольственную проблему, которая была признана ими наиболее острой?

Сперва проблему пытались решить за счет сырьевых ресурсов и моральных стимулов, а затем ослаблением централизованного планирования и распределения

Задание 2. Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 г.

Изменение централизованного планирования и распределения, сокращение нормативов, введение показателей качества

Задание 3. На основании материалов учебника напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. Письменно ответьте на вопросы

Сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Министерства — партнеры, а не «диктаторы». Развитие самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования

1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства?

Развитие самофинансирования, так как это заставило предприятия использовать новые источники дохода

2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?

Да, существовали. Относительная самостоятельность при уловии местного контроля властей

3. Почему многие экономисты и историки считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех проведенных при советской власти?

Реформа 1965 г. была относительно демократичной, направленной не на общее, а на индивидуальное развитие

4. В чем вы видите внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 г.?

Снижение веса трудоспособного населения, истощение сырьевой базы и удорожание добычи полезных ископаемых, износ оборудования, рост военных расходов, низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителя

5. Кто в высшем политическом руководстве СССР выступал за экономическую реформу 1965 г. и кто против нее?

За выступали: В.С. Немчинов, С.Г.Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Против выступал: Н. В. Подгорный, причиной его негативного мнения является сопротивление реформе консервативной части Политбюро ЦК

Задание 4. По материалам учебника заполните таблицу и запишите ответы на вопросы

Последствия свертывания реформы 1965 г.

1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?

Уменьшение количества выпускаемой продукции, снижение товарного оборота

2. Какие причины такого положения дел можете назвать вы?

Монопольное положение заводов -> низкое качество. Дефецит товаров, ставки на сырьевые ресурсы

Задание 5. Посмотрите схемы и письменно ответьте на вопросы

1. Чем вы можете объяснить серьезную техническую отсталость СССР?

Экономическая изоляция, ориентиры на оборонную и космическую промышленность, отсутствие свободного обмена технологиями

2. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на рост строительных мощностей, СССР в 1984 г. построил столько же квартир, сколько в 1960 г.?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в Афганистане

3. Прокомментируйте изменение структуры экспорта из СССР. Чем это можно объяснить?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в АфганистанефБолее половины экспорта приходилось на энергоресурсы; доля машин и оборудования сократились. Причиной этому послужило отставание СССР от развитых стран

4. Что обусловило сокращение прироста реальных доходов населения СССР?

Сокращение прироста доходов обусловлено снижением цен на нефть, ростом населения и падением темпов сельскохозяйственного производства

5. Чем можно объяснить приведенные данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран? Как они согласуются с заявлениями Хрущева о построении к 1980 г. коммунизма в СССР и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?

Доля фонда оставалась низкой, что ротиворечило заявлениям Хрущева. Такой показатель можно объяснить спадом в экономике СССР

Задание 6. Заполните пропущенные строки

1. Из «брежневских» пятилеток наиболее удачной была 8-я , так как именно в это время объем сельского хозяйства вырос на 21%, промышленность составила 55.5%, доходы населения выросли в 1.5 раза

2. Крупнейшими новостройками 8-й пятилетки были Брянская, Красноярская, Саратовская ГЭС

3. Крупнейшими новостройками 9-й пятилетки были пятиэтажная Хрущевская застройка, Волжский автозавод

4. Крупнейшими новостройками 10-й пятилетки были автомобильный завод в Набережных Челнах, строительство БАМ

5. Главными причинами замедления темпов экономического роста СССР в 70-е гг. были исчерпанные ресурсы экономического существования

Неплодородное использование собственных площадей. Затраты на импорт. Снижение доходов государства и его экономического потенциала

Открытый урок по теме:

« Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку;

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

3. Научно- технический прогресс.

4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Результаты сворачивания реформ %

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты, реформы в промышленности: замыслы и результаты, научно-технический прогресс, социальная политика.

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты.

Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твердый план государственных закупок, вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство.

Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений.

Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими черноземными почвами, стала самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты.

В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода.

Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнерами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого осударственного планирования с местной инициативой. Причем правокорректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился.

Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д.

Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпала свои возможности. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.

Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге - к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к ее удорожанию, но и к сокращению объемов выпуска, а в итоге - к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развертывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.

Из воспоминаний Ф. М. Бурлацкого

В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.: «Ну что он придумал? Реформа, реформа... Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась?

Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия не могли. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали лишь кратковременный успех. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс .

В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.

О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы и первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали. Несмотря на первоклассные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельхозпредприятий .

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Социальная политика.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981-1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир - столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение.

Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970- 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, животного масла - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа.

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения. Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире. Все это показывало, что удержать статус великой державы становилось возможным лишь за счет сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

1965 г. и ее результаты. Провалы в развитии экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. Из этих дискуссий сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно, не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы внутренней само регуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок; вводилась 50 %-наяд надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов; увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйственной деятельности советской деревни.

Уже в 1970 г. совокупная совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства (за 1966-1980 гг. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.

В результате за 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 % до 40 % от урожая.

Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти ни решительное развитие экономических стимулов к груду.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти.

Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число директивно планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по валовому объему продукции вводились и новые показатели, должные обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства. Причем отмечалось, что это будут не прежние министерства- «диктаторы», а новые-партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

При всей своей ограниченности реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966- 1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).

Однако уже к концу 60-х гг. (особенно после чехословацких событий 1968 г.) реформа, при том, что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста с 7,7 % в годы восьмой пятилетки упали до 3,5 % в годы одиннадцатой (1981 -1985 гг.), темпы роста за это же время снизились с 6,8 % до 3 %.

Руководство страны объясняло все это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения (что делало невозможным в условиях продолжения экстенсивного развития экономики обеспечивать ее потребности в рабочей силе); истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т. д. Все эти факторы действительно негативно сказывались на развитии экономики.

Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена. Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решения объективно стоящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет «совершенствования» безнадежно устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия уже не могли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными (вероятно, с точки зрения властей чрезмерными показались предусмотренные реформой 1965 г. материальные стимулы, не превышавшие 3 % от рабочих). Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсировать издержки хозяйственного механизма. Зазвучали новые лозунги («Экономика должна быть экономной» и др.). Однако дело с места не сдвинулось.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный , но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали гуманизацию и демократизацию всех ее сторон.

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не реализовывались, то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий; создавались научно-производственные объединения; возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада. Избежать этого при сохранении существовавшей было невозможно.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981 - 1985 гг.). В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь сложилась острая жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн. квартир- сколько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось).

Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м - по уровню детской смертности.

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. Потребление же продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970-1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла- в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти (доля топливно-сырьевого экспорта в СССР за 1960- 1985 гг. поднялась с 16,2 % до 54,4 %, а доля машин и оборудования упала с 20,7 % до 12,5 %).

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9 % в 1966-1970 гг. упал до 2,1 % в 1981 -1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла и заработная плата. Тем не менее, доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лить 36,5 % (1985 г.), в то время как в США - 64 %, а в некоторых других странах - до 80 %.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось, возможно, лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...