Экономическое развитие. Проблемы и перспективы экономики Германии


ФРГ сегодня - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР, Японии). По общему объему ВВП, по величине промышленного производства и по среднедушевому показателю ВВП Германия входит в первую десятку стран мира. Она удерживает втрое место в мире по экспорту вслед за США, хотя ее экономический потенциал втрое меньше. В Европейском Союзе она - безусловный лидер по всем показателям.

ФРГ, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество “человеческого капитала”, активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.
Важным фактором экономического развития Германии выступает научно-технический прогресс. Она имеет давнюю традицию осуществления научных исследований, особенно в таких отраслях как химия, оптическая физика, металлургия, медицина и др. Достижения в научных исследованиях дают германским компаниям большие преимущества в конкуренции. По величине затрат на НИОКР в ВВП (около 3%) и по их абсолютной величине ФРГ входит в первую пятерку стран мира. Государство взяло на себя заботы об осуществлении большей части фундаментальных исследований, участии в межгосударственных научных программах в рамках Европейского Союза, о стимулировании НИОКР в малом бизнесе.

Особенности национальной экономической модели. Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство. Для Германии во все времена ее развития всегда была характерна большая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый “рейнский капитализм”, характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 90-х гг. были довольно низкие темпы роста ВВП. Зарегистрированный уровень безработицы в марте 1997 г. составил 11,3% экономически активного населения. Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е гг., высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Например, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвестиции составляют 35%, в Великобритании - 25%, во Франции - 12%, а в Германии - только 7,5%.

Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета.
Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в наиболее прогрессивных секторах своей национальной экономики, в первую очередь в отраслях нематериального производства.

Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии объединение Восточных и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.

Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации для продолжения своего экономического лидерства. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе.
Оценки ближайших перспектив развития немецкой экономики неоднозначны. Многое зависит от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хозяйствующих субъектов. Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В среднесрочной перспективе ожидается умеренный – от 2 до 2,5% - рост ВВП. Но падение средних темпов ниже отметки 2% (а этого, судя по ситуации в конце 2000-начале 2001 г., исключать нельзя) уже чревато неприятностями для мирохозяйственных позиций германской экономики.

Отраслевая структура экономики. Структура экономики ФРГ представлена следующим образом: 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% - в сфере услуг.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Это произошло благодаря коренной ломке структуры промышленности, ее научно-техническому обновлению, динамичному развитию новых и новейших отраслей ФРГ. К таким по сути новым отраслям относятся автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, переработка нефти, атомная энергетика.

Новые отрасли играют решающую роль в экспорте ФРГ. По прогнозам 2005 г. электроника испытает небольшое сокращение занятости, а самые большие (-35%) потери рабочей силы будут, как и раньше, в горнодобывающей промышленности.

Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших монополий, причем самыми мощными из них стали монополии новых отраслей. Первая десятка лидеров индустрии в 90-х гг. выглядит следующим образом: 1) “Даймлер-Бенц” (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение); 2) “Фольксвагенверке” (автомобилестроение); 3) “Сименс” (электротехника, электроника); 4) ФЕБА (энергетика, горнодобывающая промышленность); 5) Хехст (химия); 6) БАСФ (химия); 7) Байер (химия); 8) Тиссен (металлургия, машиностроение); 9) БМВ (автомобилестроение); 10) “А.Опель” (автомобилестроение).

Сельское хозяйство. Объединенная Германия - крупнейший после США импортер сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и мясных продуктов, по производству зерна уступает только Франции.
В “старых землях” продолжается процесс концентрации производства и капитала в сельском хозяйстве: снижается общее число фермерских хозяйств, преимущественно за счет вытеснения мелких производителей; укрупняется средний размер фермы; увеличивается минимальный размер капитала, необходимый для организации хозяйства. Однако уровень доходности крестьянского хозяйства в ФРГ существенно ниже, чем в других странах-партнерах по ЕС, за исключением Греции, Испании, Португалии. В “новых” землях производственные кооперативы распущены, резко ослаблена социальная инфраструктура в сельской местности (кооперативы имели свои детские сады, магазины, учреждения здравоохранения), но крестьяне продолжают держаться за коллективные хозяйства, правда, гораздо меньшего масштаба, чем бывшие кооперативы. Резко сократилось число занятых - с 850 тыс. до 200 тыс.

Концентрация производства в сельском хозяйстве сопровождается так называемой вертикальной интеграцией аграрного производства с несельскохозяйственными сферами в рамках агропромышленного комплекса. Вертикальная интеграция объединяет в один комплекс аграрное производство, отрасли, поставляющие средства производства для сельского хозяйства, а также транспорт, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю, общественное питание, кредитные учреждения, органы регулирования сельского хозяйства.

Сфера услуг. Несмотря на сохраняющуюся “сверхиндустриализацию”, экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг (на эту сферу приходится около 37% ВВП). Это связано, в частности, с НТП в материальном производстве (возрастает значение так называемых производственных услуг), ростом производительности труда в материальном производстве, возрастанием благосостояния и изменением структуры потребления населения, увеличением свободного времени и другими причинами, характерными для всех развитых стран. В то же время для Германии свойственна выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Германия располагает высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express). Сфера государственного управления занимает около 15%.
Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Франкфурт-на-Майне - самый молодой мировой финансовый центр развитых стран. Его появление объясняется спецификой развития западногерманской экономики, которая на протяжении всего периода существования ФРГ испытывает огромную потребность в инвестиционном капитале. Вначале этот капитал был необходим для восстановления разрушенного хозяйства и становления высокоразвитой страны, затем для перестройки исторически неблагоприятно сложившейся территориальной структуры производительных сил с точки зрения защиты окружающей среды, более равномерного использования природных ресурсов и т.п. В результате в ФРГ установились высокие устойчивые темпы роста капитальных вложений, которые невозможно было обеспечить только за счет внутренних финансовых ресурсов. Поэтому до конца 60-х гг. ФРГ оставалась крупнейшим нетто-импортером капитала. С начала 70-х гг. картина начала меняться. Переход с позиции импортера капитала на позицию экспортера проходил благодаря государственной политике. Эта политика выражается в том, что рынки капитала этой страны являются одними из самых свободных в мире, за исключением Люксембурга и фискальных оазисов.

Главные рынки Франкфурта - рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Несмотря на большую свободу Франкфурта в целом, на валютном рынке, в отличие от других рынков капитала в ФРГ, существуют ограничения и сравнительно строгий контроль, т.к. марка ФРГ, одна из наиболее стабильных денежных единиц мира, является весьма привлекательной валютой, притягивающей к себе, особенно в периоды кризисов, колоссальные массы “горячих денег”. Рынок страховых капиталов находится под контролем иностранных страховых компаний, главным образом швейцарских и английских. Как в Цюрихе и Люксембурге, рынок фондовых ценностей имеет довольно интенсивное развитие рынка облигаций и слабое - рынка акций, т.к. при инфляции меньше страдают держатели облигаций.

Районные различия. Можно выделить три крупных района на территории объединенной ФРГ: Север, Юг и Восток (“новые земли”). Они отличаются друг от друга по специализации хозяйства, по соотношению новых и старых отраслей промышленности (а это важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность и динамику развития районов), по комплексу социально-экономических проблем (это особенно относится к сохраняющимся контрастам: “новые земли” - “старые земли”).

Между тем серьезные различия есть и на западе ФРГ. В “старых землях” еще в 80-х гг. возникла абсолютно новая формула региональных различий - “Север-Юг”, причем в отличие от привычной глобальной дилеммы (развивающиеся страны - богатый Север) речь шла о динамичном Юге ФРГ и отстающем Севере.

Север ФРГ тоже очень разный по внутренней структуре. Здесь есть угольно-металлургический Рур и есть Приморский район с Гамбургом и Бременом, с совсем другой структурой индустрии и иными проблемами. Но есть и общее: моноструктура Рура, где слабо представлены новые отрасли, а старые охвачены кризисом, крайне неустойчивы, дополняется моноструктурой Севера - в Гамбурге, например, доля “морских” отраслей достигает 80%. Все они зависят от конъюнктуры в судостроении, а она давно уже кризисна, из-за выхода Японии и Южной Кореи на монопольные позиции в мировом судостроении.

Поэтому на Севере гораздо выше и застойнее безработица, относительно больше число людей, получающих социальные пособия.

Юг ФРГ - средоточие новых отраслей, производственная база тех монополий, которые занимают первые места в иерархии главных концернов страны,- “Даймлер-Бенц” с его автозаводами у Штутгарта и предприятиями ВПК в Баварии, “Сименс” - с электротехническими заводами и производством компьютеров, БМВ, филиал американского ИБМ в Штутгарте и многие другие.

Важна и мощная научно-исследовательская и образовательная база района. На Юге сосредоточено большое число университетов, в т.ч. традиционных и наиболее престижных Сюда притекает и большая часть государственных ассигнований на НИОКР. Здесь базируются научно-исследовательские центры крупнейших концернов. Около Мюнхена возникла “Изар вэлли” (названная так по аналогии с Кремниевой долиной в Калифорнии). Здесь сосредоточены более 200 электронных фирм, многие предприятия аэрокосмического и военного комплексов.

Восток ФРГ (“новые земли”) - район небывалого в истории уникального эксперимента - поглощения социалистического (в течение 40 лет) хозяйства капиталистической страной, коренной ломки социально-экономической структуры, резкой переориентации всех внешнеэкономических связей (раньше ориентированных на СЭВ и в первую очередь - СССР). ВСП “новых земель” в десять раз уступал “старым”, хотя различия в доходах на душу населения несколько сократились.

Несмотря на десятилетие со дня введения западногерманской валюты, на огромные вливания инвестиционной и иной помощи, на формально почти законченный процесс приватизации будущее района еще не определилось. Многие заводы, фирмы, объекты торговли стали филиалами западногерманских концернов, но неизвестны стратегические линии поглощения - что будет с энергетикой “новых земель” (переход с буроугольного топлива на более экологичные виды неизбежен), с гигантскими комбинатами химии (“Лойна”, “Бунаверке”), с заводами, специализация которых дублирует западногерманские предприятия, но которые неконкурентоспособны на западных рынках (судо- и вагоностроение). Сохраняется гигантский разрыв в ассигнованиях на НИОКР в “старых” и “новых” землях. Перенос столицы из Бонна в Берлин - попытка создать новый импульс для перестройки хозяйства восточных районов.

Имеются и сложные социальные проблемы - безработица, более низкий жизненный уровень, трудности приспособления пожилых людей, имевших ряд социальных льгот, к новой ситуации и т.д. Пропаганда о начавшемся подъеме Востока, о том, что в начале ХХ1 в. он станет самым динамичным районом Европы, пока что не оправдывается.

Внешнеэкономические связи . Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг - четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет 23,6% в ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%).

Информация за 2005 год.

Статьи импорта машины, автомобили, химикаты,… Партнёры по импорту Нидерланды (11,7%), Франция (8,7%), Бельгия (7,6%), Соединённое королевство (5,9%), Китай (5,9%), Италия (5,5%), США (5,1%), Австрия (4,3%), Россия (4%) (2006) Государственные финансы Государственный долг 81,2% ВВП (апрель 2012) Внешний долг $4,713 трлн. (июнь 2010) Государственные доходы 1 281 миллиард (2006) Государственные расходы 1 331 миллиард (2006) Экономическая помощь 3,9 миллиарда (2006) Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2011 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место , и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности . До 2007 года Германия занимала соответственно третье и четвёртое место.

Германия является постиндустриальной страной, где основу экономики (от 70% до 78% в разные годы) составляют услуги, 23%-28% - производство и агробизнес - 0.5-1.5%, в котором занято такое же количество экономически активного населения.

Особенности экономической системы Германии

Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой . В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики , характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы . Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда , с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Макроэкономические тенденции

Таблица ниже иллюстрирует рост ВВП Германии в 1992-2009 гг.

Важнейшие отрасли экономики

Ведущей отраслью экономики Германии являются услуги (Германия, как постиндустриальная страна это экономика услуг и экономика знаний) , доля которых в ВВП страны составляет 78 % (2011). Также развито производство товаров, машин и различного оборудования, которые составляют значительную часть немецкого экспорта. Агросектор составляет 0.5-1.5% ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая , фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • авиационно-космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники

В немецкой промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность , за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой немецкой экономики и - по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, - имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

Крупнейшие немецкие концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них - общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen , BMW , Daimler , химические Bayer , BASF , Henkel Group , конгломерат Siemens , энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch .

В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений её доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

Машиностроение

Одной из опор германской экономики является чрезвычайно диверсифицированное , многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре . Производство легковых и грузовых автомобилей находится в землях Баден-Вюртемберг , Рейнланд-Пфальц , Нижняя Саксония , Гессен , Северный Рейн-Вестфалия , Бавария и Саар .

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После КНР , США и Японии , ФРГ - четвёртый по величине производитель автомобилей в мире. Например, в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 году, свыше 70% пошли на экспорт.

Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых - мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

Химическая промышленность

Ещё в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF »), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer », Кёльн , Весселинг , Дормаген , Марль , Гельзенкирхен , Крефельд . Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн-Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

Легкая промышленность

Несмотря на достаточно развитую лёгкую промышленность, Германия является нетто-импортером продукции легпрома. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде , Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны - Аугсбург и северо-восток Баварии, а также Берлин.

Пищевая промышленность

Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда сорта Рислинг , являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте - рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Электротехническая промышленность

Германия ещё с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG , Hager , Robert Bosch GmbH и т. д. Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как производством дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).

Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса. Наиболее крупная ТНК в отрасли - «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры - Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической промышленности выделилась электронная индустрия - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Основное влияние на размещение производства оказывает наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации и близость научных центров.

Металлургия

Чёрная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, её конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации чёрной металлургии - запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн тонн чугуна, 40,8 млн тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной - в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность

Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др.

После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного - 23,1 %, космической промышленности - 8,6 %. Известные авиастроительные компании: EADS , Eurocopter .

Судостроение

Энергетика

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь , как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5 % своих потребностей в источниках энергии. Ещё в 1997 году 52 % объёма собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31 % - ядерной энергией, 4 % - гидроэнергией, 9 % - природным газом и 1 % - нефтью . Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии . Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн. В доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2 %.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд тонн. В г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73 %, к 2001 г. она снизилась до 13 %.

Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5 %. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд кубометров. Доля потребления газа в том же году - 21,5 %, причем эта цифра постоянно возрастает.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1 %. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2 %. Самые мощные энергетические концерны: E.ON , RWE , EnBW и Wintershall .

Сфера обслуживания

В 2003 году сфера обслуживания составила 70 % ВВП Германии.

Сельское хозяйство

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счёт механизации, применения современных агропромышленных технологий.

Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства даёт животноводство. Скотоводство даёт более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100 %, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объёмы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения - около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые.

Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Валовой национальный продукт

Занятость населения

В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса.

По состоянию на конец февраля , согласно официальным данным, 5,216 млн граждан Германии (12,6 % экономически активного населения Германии) не имели постоянной работы. Это самый высокий показатель с начала 1930-х - тогда это стало одной из причин прихода к власти нацистов хотя в то время в Германии не было никаких программ социальной помощи безработным.

Несмотря на ослабление конъюнктуры, занятость в Германии достигла рекордного уровня. В третьем квартале 2008 года число жителей страны, имеющих работу, составило 40,5 млн человек. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года этот показатель увеличился на 1,5 %. О становлении рыночной экономики и индустриализации в Германии за последние 200 лет можно прочитать в книге «Модернизация Европы» (глава «Германия»).

См. также

Примечания

Ссылки

  • Федеральное агентство внешнеэкономической деятельности
  • Министерство экономического сотрудничества и развития Германии

Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947--1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании -- 45%, то в Германии этот показатель достигал 65%. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50%.

Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а также стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7,8-8,5%). Во время экономического роста в 2010 и 2011 годах процент безработицы упал до 6,9%.

Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность -- основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7%. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29 % (в 2003 г.), а в совокупном экспорте -- 87 % (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развито сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

Социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм» , характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг , поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды . Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров .

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% .

Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель .

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Длина нефтепроводов 2240 км. По ним прокачивается около 90 млн т нефти в год.

Бурно развивается сфера телекоммуникаций. В стране 51 млн используемых телефонных линий, более 55 млн мобильных телефонов. С 1996 осуществляется либерализация рынка . Крупнейшим оператором остается АО «Дойче Телеком». На рынке более жёсткая конкуренция (Т-Мо-бил, Водафон, Е2 и др.). Число пользователей Интернета выросло с 5 млн в 1998 до более 32 млн в 2002.

В Германии насчитывается около 630 тыс. торговых предприятий с более чем 760 тыс. филиалов (т.е. почти четверть всех предприятий, действующих в экономике). В торговле занято около 4 млн чел. (1,3 млн - в , 2,6 млн - в розничной), но почти половина - неполный рабочий день. Оборот торговли в 2000 достиг почти 1 трлн евро (610,4 млрд - в оптовой торговле и 321,5 - в розничной), её доля в создании ВВП - примерно 9%.

Наибольший оборот в розничной торговле приходится на такие торговые группы, как «Метро», «Реве», «Едека», «Альди», «Тенгельман».

Доля сферы услуг в германской экономике неуклонно повышается, хотя и медленнее, чем в других развитых странах. При этом центр тяжести в развитии этой сферы смещается в сторону услуг, оказываемых предприятиям. Возникли и бурно развиваются такие услуги, как создание электронных баз данных, обработка массивов данных, логистика и лизинг. Так, в 2000 число фирм, оказывающих услуги преимущественно для предприятий, составило почти 238 тыс., на них было занято 2,4 млн чел. и их оборот превысил 176 млрд евро.

Важной сферой для Германии является и туризм. Ежегодно в страну приезжает около 12 млн туристов. Оборот отрасли сопоставим с оборотами ведущих промышленных отраслей.

В течение 1940-50-х гг. в сформировалась система социального рыночного хозяйства в результате реформ Л.Эрхарда, имевших либеральную направленность, но с «фланговыми» мерами социальной защиты. Упразднение административного регулирования экономики, прежде всего цен, формирование конкурентной среды (в т.ч. с помощью антикартельного законодательства), стабилизация покупательной силы валюты вследствие денежной реформы - всё это в равной степени заложило фундамент эффективного хозяйственного порядка.

Экономическая и социальная политика Германии на протяжении последних 40 лет претерпевала изменения, причём иногда существенные. Первая модификация социального рыночного хозяйства произошла в кон. 1960-х гг. По-новому стали оцениваться факторы и возможности экономического роста, произошёл поворот в экономической политике, в частности, была создана система регулирования конъюнктуры. Расширилось государственное вмешательство в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов бюджетной и налоговой политики. Основы новой политики были кодифицированы в Законе о содействии стабильности и экономическому росту, принятом в сер. 1967. Одновременно в процесс выработки хозяйственно-политических решений вовлекались союзы работодателей и профсоюзы: в рамках вводимого Законом о стабильности «согласованного

действия» представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовывать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками. Наконец, для «ориентации» народного хозяйства вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (т.е. бюджетное) планирование, опирающееся на общеэкономические проектировки. Идеи «глобального регулирования» связаны прежде всего с именем тогдашнего министра экономики К. Шиллера.

Характерная для 60-80-х гг. политика «фискальной стабилизации» - это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанных цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Элементы фискальной политики стабилизации, несмотря на то что в целом её значение уменьшилось, сохраняются до сих пор.

Однако уже в сер. 1970-х гг. «глобальное регулирование» столкнулось с неудачами и фактически доказало свою несостоятельность. Структурные преобразования запаздывали, а главное - безудержно росли государственные расходы и соответственно государственный долг. После 1982 коалиционный кабинет с участием ХДС/ХСС и СвДП во главе с Г. Колем начал новый большой сдвиг в экономической политике. Произошёл частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учётом опыта неокейнсианского «глобального регулирования» и с отдельными монетаристскими элементами. Главным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 стал поворот от стимулирования совокупного спроса к «экономике предложения».

После 1998 федеральное правительство пытается совмещать стимулирование спроса с содействием предложению. Главные хозяйственно-политические направления - консолидация и рационализация государственных финансов, совершенствование межбюджетных отношений, существенное снижение налогов и социальных отчислений в ходе налоговой реформы 2000-05 и ряда социальных реформ (уже начатой пенсионной и намеченной в сфере медицинского страхования), реформирование рынка труда и стимулирование создания новых рабочих мест, дерегулирование и дебюрократизация прежде всего в сфере ремесла и малого бизнеса, содействие европейской интеграции и др. Ряд функций, например денежно-валютная и внешнеторговая политика, переданы европейским органам, но германское правительство все же использует отдельные инструменты для поощрения экспорта.

Денежную и валютную политику в ФРГ до 1999 осуществлял Дойче Бундесбанк (учреждён в 1957 вместо созданного западными оккупационными властями в 1948 Банка немецких земель - БНЗ). После 1999 основные функции денежно-валютного регулирования в связи с образованием Экономического и валютного союза были переданы Европейскому центральному банку (ЕЦБ). В течение 50 лет центральный банк ФРГ, который обладал независимостью от указаний правительства, видел свою главную задачу в сохранении ценности денежной единицы внутри страны, что выражалось в низкой инфляции. За 1948-96 немецкая марка обесценилась меньше, чем какая-либо другая мировая валюта (за этот период от первоначальной стоимости немецкой марки осталось 27,3%, тогда как от фунта стерлингов - 5,3%, от французского франка - 6,7, от японской иены - 13,3, от доллара 15, и даже от швейцарского франка - лишь 23%). Денежная стабильность обеспечивалась прежде всего независимым статусом БНЗ, а затем Бундесбанка. Теперь Бундесбанк входит в Европейскую систему центральных банков и реализует политику, которую формулирует ЕЦБ.

По образцу Бундесбанка создавался и ЕЦБ, который также независим от исполнительной власти. Его задача совпадает с задачей Бундесбанка - гарантировать ценность денег, только теперь не марки, а евро. ЕЦБ в масштабах еврозоны применяет те же инструменты регулирования, что и Бундесбанк (а также подавляющее большинство центральных банков других стран): изменение учётной ставки, политика обязательных минимальных резервов, операции на открытом рынке (преимущественно сделки репо), причём последний инструмент является основным.

Вместе с тем за Бундесбанком сохраняются функции контроля за платёжным оборотом и выдачей евробанкнот, управления находящимися ещё у него золотовалютными резервами, контроля за деятельностью банков (наряду с контролем, который осуществляет Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой). Кроме того, он остаётся «домашним банком» федерального правительства. Существовавшие до 1999 центральные банки земель превратились в простые филиалы (расчётные центры) Бундесбанка.

Кредитные институты в ФРГ весьма разнообразны, но в связи с активным процессом концентрации число их с каждым годом уменьшается. Если в 1950-х гг. действовало почти 14 тыс. самостоятельных кредитных институтов, то к июню 1998 их число сократилось до 3600. В Германии существует 340 коммерческих банков (в т.ч. 4 гроссбанка - Дойче банк, Байерише Хипо- унд ферайнсбанк, Коммерцбанк и Дрезднер банк), 13 расчётных центров, около 600 сберегательных касс (имеющих публично-правовую форму), 2400 народных банков и банков Райффайзен с более чем 16 тыс. филиалов (в качестве их головного института выступает Германский кооперативный банк; кроме того, имеется 3 региональных центральных кооперативных банка), 33 ипотечных банка и публично-правовых учреждения ипотечного кредитования, 34 строительных сберкассы, 18 кредитных учреждений для особых операций (например, фюр видерауфбау, выдающий инвестиционные кредиты, кредиты развивающимся странам, экспортные кредиты). Балансовая сумма немецких банков в 2002 составила 6452 млрд евро. При этом было выдано кредитов небанковскому сектору на 3017 млрд евро.

Важное место в финансовой структуре Германии занимает страховой бизнес. Требования к страхованию составляют главный элемент накопления имущества немецких домашних хозяйств. Основное направление - страхование жизни: в 2002 из общей суммы помещения капитала в страхование в 860 млрд евро на страхование жизни пришлось 593 млрд евро. Даже сберегательные вклады в банках оказались в 2002 чуть меньше - 586 млрд евро. Крупнейшие компании в бизнесе - «Аллианц», «Мюнхенер Рюкк», концерн ХДИ, страховая группа «Эрго», концерн «Ганновер Рюкк».

Финансовые рынки в Германии, несмотря на бурное развитие в последние полтора десятилетия, сильно отстают от американских и британских. В Германии ценными бумагами торгуют на 8 биржах, крупнейшая из которых - во (вместе с Лондонской она делит 3-4-е места в мире). Однако подавляющая часть биржевой торговли приходится на ценные бумаги с твёрдым процентом. Торговля акциями компаний гораздо менее развита, чем в англосаксонских странах. В 2000 было продано акций на 20,9 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом - на 659,1 млрд евро. В 2002 разрыв ещё более усилился: акций продано на 11,4 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом - на 818,7 млрд евро.

Это объясняется сложившимися в Германии взаимоотношениями банков и нефинансовых корпораций: последние предпочитают осуществлять финансирование не за счёт эмиссии акций и облигаций, а путём получения кредита в своём «домашнем» банке, который, в свою очередь, контролирует деятельность своего должника, обладая определённой долей в его капитале. Такая банко-центристская модель контроля лишена динамичности, свойственной рыночно-центристской (опирающейся на акционеров) англосаксонской модели, но более устойчива и дешевле. Тем не менее в последние годы в Германии наметилась тенденция к более широкому использованию элементов, характерных для финансового рынка англосаксонского образца.

Доля ВВП, перераспределяемого государством, выросла с 39% в 1969 до 49,8% в 1982 и после снижения до 45,3% в 1989 вновь увеличилась до 50,1% в 1995. Одновременно государственный долг увеличился со 126 млрд немецких марок в 1970 до 469 млрд немецких марок в 1980. В 2002 он достиг уже 1253,2 млрд евро.

С 1983 кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растёт производство. В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП - один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику. Отношение государственного долга к ВВП в последние годы составляет 61-62%.

Начиная с 1997 немецкому правительству удаётся последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: если в 1996 он составлял 3,4% ВВП, то уже в 1997 снизился до 3,0% (это соответствовало одному из маастрихтских критериев, выполнение которых требовалось для вхождения в зону евро), в 1999 - до 1,2% ВВП, а в 2000 бюджет вообще стал профицитным. Но в 2001-02 дефицит бюджета стал расти и вышел за установленную 3%-ю границу, составив 3,7% от ВВП.

В консолидированном бюджете 2001 доходы составили 921,7 млрд евро (в т.ч. федерации - 244,6), расходы - 971,3 млрд евро (в т.ч. федерации - 265,7). Расходы по социальному страхованию составили 446,9 млрд евро.

Основные статьи бюджетных расходов (в млрд евро): социальное обеспечение (107,4); общие службы (48,5, в т.ч. оборона - 28,3); общие финансы, в основном обслуживание долга (40,0); расходы на хозяйственные предприятия и управление имуществом (16,3); образование, (11,3); транспорт и связь (10,3); энерго и водоснабжение, промышленность и услуги (10,3).

За последние годы изменилось соотношение между прямыми и косвенными налогами: в 1989 оно было 59,5:40,5, а в 2002 - 47,7:52,3. Основную долю налоговых поступлений в бюджет обеспечивают налог с оборота и подоходный налог.

В 1970-90-е гг. Германия оставалась страной с очень высокими налогами и социальными отчислениями, и только в 2000 началась рассчитанная до 2005 реформа по кардинальному обновлению налогообложения. Совокупный налог на прибыль (корпорационный налог + надбавка солидарности + промысловый налог), превышавший в 2000 50%, уже в 2001 стал меньше 40% (корпорационный налог как на распределяемую, так и на нераспределяемую прибыль намечено снизить до 25%). Существенно снижается и подоходный налог: максимальная ставка уменьшается с 53% в 1999 до 42% в 2005; начальная ставка также уменьшается с 22,9% в 1999 до 15% в 2005. Трудности 2002 вынудили правительство отложить проведение налоговой реформы, но затем было решено вернуться к старым планам и возобновить её с января 2004.

Высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения Германии в течение 10-15 лет после окончания 2-й мировой войны удалось достичь как за счёт постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального рыночного государства стала показательной для многих стран.

Однако постепенно социальная политика государства стала слишком щедрой и заботливой. Помимо того что немецкая заработная плата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, «13-я заработная плата» и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 общие издержки на оплату труда составили 45,52 немецкой марки в час, из которых 20,44 немецкой марки - дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США - 25,18 и 7,42, для Японии - 35,48 и 14,56, для - 20,96 и 6,0).

Заработная плата в Германии определяется на основе отраслевых тарифных соглашений между профсоюзами и союзами работодателей. Установленные в со-глашениях тарифные ставки (как правило, очень высокие) являются обязательными для всех предприятий отрасли и затрагивают всех наёмных работников, независимо от их членства в профсоюзе. Государство не вмешивается в этот процесс и следит лишь за соблюдением закона (принцип тарифной автономии).

Индекс роста заработной платы с 1963 опережает индекс стоимости жизни. В последние годы профсоюзы ведут себя сдержаннее, поскольку чрезмерные требования повышения заработной платы угрожают ещё большим сокращением рабочих мест. Тем не менее рост заработной платы продолжается, обгоняя, как правило, темпы инфляции. При этом наблюдается существенная дифференциация не только между западными и восточными землями, но и между мужчинами и женщинами.

Общий доход на семью из 3 человек составляет в среднем по всей Германии 3098 евро. Из них на оплату жилья идет 702 евро, на продукты питания, напитки и табачные изделия - 368 евро, на транспорт - 359 евро. Сберегает семья 13,2% доходов. На 100 домашних хозяйств в среднем приходится 57 персональных компьютеров, 99 телефонов, 70 мобильных телефонов, 74 автомобиля, 78 велосипедов, 96 телевизоров, почти 100 холодильников, 96 стиральных машин.

Позитивным фактором для устойчивости уровня жизни населения служит низкий рост цен на потребительские товары и услуги. Правда, введение евро в наличный оборот с 1 января 2002 вызвало определённый всплеск цен (особенно на услуги), но он оказался кратковременным, и в целом за 2002 инфляция оказалась ниже 1,5%.

Самая крупная и не решённая до сих пор социально-экономическая проблема, существующая в объединенной Германии, - высокая и устойчивая безработица. Она не явилась только следствием объединения, более чем 2-миллионная армия безработных стала постоянным явлением в ФРГ с сер. 1980-х гг. В 1990-е гг. она ежегодно росла на 200-300 тыс., и к ней добавлялась более чем миллионная армия безработных в новых федеральных землях.

В наиболее неблагоприятном 1997 число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс., в т.ч. в Западной Германии - на 300 тыс. Только число зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении составило в Германии в целом около 4,4 млн чел. (более 3 млн - на западе), или 11,4% от трудоспособного населения (на западе - 9,9%, на востоке - 17,4%). Ещё не менее 2 млн составляли скрытую безработицу. В нач. 2003 этот рекордный уровень был превзойдён: в феврале число безработных составило 4,7 млн чел., или св. 12% трудоспособного населения.

Выдвинутая канцлером Шрёдером весной 2003 программа реформ «Повестка дня-2010» предусматривает радикальные преобразования на рынке труда, в частности, снижение размеров и сроков выдачи пособий по безработице, упрощение увольнений работников, децентрализацию заключения тарифных соглашений.

Экономика ФРГ тесно связана с мировым рынком: экспорт является одним из важнейших факторов экономического роста. Вследствие этого германская экономика болезненно реагирует на спады мирохозяйственной конъюнктуры. Поэтому экспорт германской продукции испытывает сильные перепады: если в 1999 он вырос на 5,6%, то в 2000 - на 13,7%, а в 2002 - всего на 2,9%.

В 2002 экспорт товаров составил 648,3 млрд евро, а импорт - 522,1 млрд евро. Основные торговые партнёры Германии: Франция, США, Великобритания, . На эти 5 стран пришёлся 41% немецкого товарооборота, причём только на - более 10%. Германия - основной торговый партнёр для РФ, на неё приходится 11% российского товарооборота. Но в германском товарообороте РФ имеет лишь 2% (1,8% - в германском экспорте и 2,5% - в импорте).

Основные статьи немецкого экспорта - автомобили и их части (19,1%), машины (более 14%), продукция , средства связи, радио- и телевизионные аппараты, электронные комплектующие; электротехнические изделия; продукция металлургической промышленности. Основные статьи немецкого импорта - химические продукты (10,6%), автомобили и их части (10,2%), машины (7%), средства связи, радио- и телевизионные аппараты, нефть и газ.

Платёжный баланс по текущим операциям в Германии в последние годы либо отрицательный, либо лишь немного превышает нулевую отметку. Только в 2002 он оказался рекордным за последнее десятилетие: 52,5 млрд евро. При этом баланс торговли товарами устойчиво положительный (в 2001 - 95,5 млрд евро, в 2002 - 126 млрд евро), а торговли услугами и текущих переводов - устойчиво отрицательный (-47 млрд евро в 2001 и -35 млрд евро в 2002).

Баланс движения капиталов чаще складывается как отрицательный, хотя бывают и исключения, обусловленные, как правило, одной-двумя крупными сделками по приобретению иностранцами немецких компаний. Так, в 1999 он составил -26,1 млрд евро, в 2000 +34,3, а в 2001 снова -22,5 млрд евро. В 2002 отрицательный баланс движения капиталов стал рекордным: -87,2 млрд евро.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...