Экономическая теория рассматривается как междисциплинарная наука. Владислав Фельдблюм Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии (электронная версия книги)


Определение границ, разделяющих эти дисциплины, позволяет более четко обозначить предмет экономической социологии. М.Вебер сформулировал содержание этого предмета так: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Социальное действие выступает основанием и вместе с тем внутренним элементом экономического действия. Социальное действие внутренне мотивировано, а субъект, производящий такое действие, ожидает от других людей такой реакции, с которой он обязан считаться.

Таким образом, в определении предмета экономической социологии мы переходим на позицию так называемого методологического индивидуализма, то есть к выяснению того, какими мотивами руководствуется субъект в своей деятельности. Но ведь и традиционная экономическая наука начинает анализ с тех же позиций. Чем руководствуется хозяйствующий субъект в принятии решений? Ответ экономиста прост: стремлением к получению скорейшей и максимальной прибыли (выгоды). Данный ответ совершенно верен с точки зрения элементарного здравого смысла и целиком соответствует логике рыночной системы: ведь иное решение принесет убыток и может привести к разорению субъекта.

В реальной жизни, однако, люди нередко руководствуются в своих поступках более сложными и, если угодно, высокими побуждениями, идущими вразрез с соображениями прямой и ежеминутной выгоды. В задачу экономической социологии входит исследование таких мотивов и побуждений. В. Радаев совершенно прав, утверждая, что «интенции двух дисциплин прямо противоположны: экономическая теория производит редукцию к обыденному, а экономическая социология – «остранение» обыденного». 1 Социологи как раз и занимаются выяснением внутренней мотивации человеческих действий, то есть «остранением» поверхностного и обыденного. Поиски эти могут вестись в социокультурной, религиозной сфере, в области межличностных, национальных и властных отношений 2 Н.Смелзер расширяет границы экономической социологии, полагая, что «эта дисциплина, изучающая отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни. Следует обратить внимание и на то, что «методологический индивидуализм» экономической теории заметно отличается от «методологического индивидуализма» экономической социологии. Первый исходит из того, что индивиды (хозяйственные субъекты) полностью свободны и независимы в принятии решений, например, в процессе аллокации имеющихся ресурсов. В противоположность экономистам социологии исходят из того, что индивид всегда связан в своих поступках как внутренними, так и внешними обстоятельствами 3 .

Было бы, однако, глубоким заблуждениям считать, что упомянутая «связанность» агентов экономического процесса всегда и всюду выступает помехой в принятии рационально обоснованных решений. Социологи, занимающиеся проблемами регионального развития, например, обратили внимание на феномен бурного хозяйственного роста в отдельных районах Италии и Франции, наблюдавшийся как раз в период (середина 1970-х годов), когда страны Западной Европы пребывали в тисках жестокого экономического кризиса. Разгадку такого «странного» явления они отыскали в экономическом поведении хозяйствующих субъектов, сумевших в пределах территориального округа на основе единообразной системы ценностей и менталитета, взаимных обязательств организовать сотрудничество, которое в сочетании со здоровой конкуренцией принесло всем участникам социоэкономического процесса благотворные результаты 1 .

В данном случае (как и во многих других) экономическая социология оказалась в состоянии дать убедительные ответы на возникшие проблемы (и представить необходимые рекомендации) в тех областях, где «чистая» экономическая теория была бессильной. Развиваясь на протяжении длительного времени отдельно от экономической науки и параллельно с ней, экономическая социология в последние три десятилетия все активнее вторгается в сферу интересов экономической теории, используя эмпирический материал, традиционно используемый экономистами в своих исследованиях. Широкое применение такого материала дает социологам возможность приходить к более обоснованным выводам и прогнозам. Категория социального действия, ставшая объектом изучения двух родственных дисциплин, выступает связующим звеном, объединяющим экономическую теорию и экономическую социологию. Последняя, сохраняя самостоятельность отдельной науки, все чаще предоставляет свои услуги экономической теории и хозяйственной практике в решении сложных вопросов современной общественной жизни.

3) изучение тех промежуточных, стыковых звеньев между производительными силами и производственными отношениями, посредством которых и происходит взаимосвязь двух сторон способа производства. В связи с этим экономическая теория исследует такие процессы, как разделение труда, кооперация труда, организация производства и др. Они выражают взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Вопрос о включении производительных сил в предмет экономической теории продолжает оставаться дискуссионным. В экономической литературе имеются на этот счет различные мнения:
1) категорическое исключение производительных сил из сферы теоретического экономического анализа;
2) полное или частичное включение производительных сил в предмет экономической теории.
Производственные отношения являются общественной формой производительных сил. Они в определенной мере самостоятельны, имеют собственную структуру.
Развитие производительных сил сопровождается углублением разделения труда, т. е. дифференциацией различных видов трудовой деятельности. Различают разделение труда внутри общества и внутри предприятия. В связи с этим выделяют:
1) общее разделение труда, т. е. разделение общественного производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д.);
2) частное разделение труда, т. е. разделение крупных родов производства на виды и подвиды (например, в промышленности – тяжелая, легкая, электротехническая и т. д.);
3) единичное разделение труда внутри предприятия (подразделения предприятия).
Производственные отношения в единстве с производительными силами представляют экономический базис общества. Изучая его, экономическая теория вместе с тем учитывает и активную роль надстройки. Надстройка включает следующие общественные отношения: государственные, политические, идеологические, правовые, религиозные, общественно-политические и другие.
Экономическая теория изучает производственные отношения в единстве с элементами надстройки, и, прежде всего, во взаимосвязи с экономической государственной политикой, с хозяйственным правом.
Элементы (институты) надстройки непосредственно в предмет экономической теории не входят. Вместе с тем она, исследуя механизм использования экономических законов, обращается к анализу хозяйственных форм на стыке производственных отношений и надстройки. Здесь складываются промежуточные или пограничные категории, например, управление производством и др.
Взаимообусловленность политики и экономики включает и их взаимопроникновение. Политика в той мере, в какой она проникает в экономику, входит в предмет экономической теории. Но входит она сюда в качестве необходимого внутреннего движения экономики, а не сама по себе.
Например, феодальные отношения не могут быть поняты без отношений внеэкономического принуждения, охраняемого государством. Здесь внеэкономическое принуждение составляет внутренний момент экономических отношений. По-иному, но все же проникает политика и в капиталистическую экономику, а потому входит в предмет экономической теории капитализма.
Экономическая теория отдельного способа производства – это органическая составная часть экономической теории в широком смысле слова. В чем суть данной науки в самом широком смысле?
Экономическая теория в широком смысле есть наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах; о законах, управляющих производством и обменом жизненных благ. Экономическая теория в широком смысле слова уже создана усилиями таких выдающихся экономистов, как А. Монкретьен, В. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, А. Пигу, В. Черковец, Сраффа и другие.
Каждый способ производства, как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, имеет свою специфику. Поэтому правомерно говорить об экономической теории докапиталистических способов производства (первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального), об экономической теорий капитализма и социализма. Но вместе с тем нельзя рассматривать экономическую теорию в широком смысле как простую сумму этих экономических теорий. Неправильно думать, что отсутствует общий предмет экономической теории. Особенности того или иного способа производства не отменяют и не изменяют предмета экономической теории в широком смысле. Такой предмет существует.
Экономическая теория – наука историческая. Она в определенном отношении отражает естественный ход развития человеческого общества. Предметом экономической теории в широком смысле являются производственные отношения в неразрывной связи с определяющими их производительными силами, а также система экономических законов, управляющих отношениями между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
С развитием экономических отношений происходит расширение предмета экономической теории. В настоящее время в него входят не только отношения внутри национальных хозяйств отдельных стран, но и международные экономические отношения. Современная экономическая теория глубоко изучает мировое хозяйство:
во-первых, потому что углубилось международное разделение труда;
во-вторых, потому что расширились экономические отношения между всеми странами мира (развитыми, развивающимися и отсталыми);
в-третьих, потому что необходимо дать характеристику структуры мирового хозяйства, его противоречий и тенденций развития;
в-четвертых, потому что необходимо раскрыть модификацию экономических отношений и экономических законов в мировом хозяйстве.
Экономическую деятельность осуществляют не просто люди, не просто члены общества, а экономические агенты, к которым относятся работники, менеджеры, банкиры, владельцы домов и акций, облигаций и земельных участков, фермеры, предприниматели. Деятельность экономических агентов, закономерности, которые ее определяют, входят в предмет экономической теории.
Экономическая теория раскрывает характерные явления, поскольку экономические закономерности нельзя выводить из случайных, частных фактов.
Изучая свой предмет, экономическая теория выявляет экономические категории и экономические законы. Тем самым она формирует экономический категориально-понятийный аппарат.
Экономическая категория – это теоретическое выражение содержания производственных отношений; логическое понятие, отражающее содержание конкретных экономических явлений. Экономическими категориями являются: товар, деньги, капитал, цена, прибыль, стоимость, издержки, себестоимость, рентабельность, национальный доход и др. Через экономические категории осуществляется связь экономических явлений.
Экономические законы – это наиболее общие, повторяющиеся, внутренние, причинно-следственные, существенные связи экономических явлений и процессов. Эффективное производство предполагает познание механизма действия и механизма использования экономических законов. Люди, зная механизм действия экономических законов, могут принимать обоснованные решения в рамках достигнутого развития производительных сил.
Современная экономическая наука – явление наднациональное. Особую важность международному характеру экономической науки в наше время придает тот факт, что глобальные тенденции развития мирового сообщества становятся ведущими для подавляющего числа государств планеты. Глобализация экономики лежит в основе глобализации экономического знания. Однако этот процесс не означает, что в развитии отдельных стран полностью стираются национальные особенности, которые обусловлены историческими и иными факторами. Подобные особенности ярко проявились в России. Поэтому российская экономическая наука не могла не учитывать специфические обстоятельства своей страны, так же как и в других государствах и регионах не игнорировались национальные особенности развития.
Вместе с тем мировое развитие на рубеже XX и XXI вв. убедительно показывает, что рыночные принципы приобретают глобальное распространение, а потому можно говорить об универсальной парадигме экономической теории рыночной экономики. Но отсюда не следует, что существует универсальная, общая для всех модель рыночной экономики. Каждая страна имеет свою национальную модель. Это относится и к России. Уникальность страновой рыночной модели выражают не экономическая теория, не рыночные принципы и мотивы как таковые, а отраслевые экономические науки и их сочетание.
Современная экономическая теория не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным.
Системность экономического образования зависит от множества факторов и определяется целым рядом обстоятельств. Но прежде всего она опирается на системность экономической науки, стержнем которой является системность экономической теории.
Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей объективно повышает роль фундаментальной науки, и прежде всего экономической теории.

1.2. Система экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория и естественные науки

Экономическая теория – стержень экономического образования. Если обратиться к структуре экономической науки, то необходимо подчеркнуть, что ее структурообразующим элементом, безусловно, является экономическая теория. Именно экономическая теория формирует интернациональное ядро экономической науки, изучает всеобщие объективные закономерности и связи. Что же касается отраслевых экономических наук, то они, во-первых, составляют остальные элементы структуры экономического знания, во-вторых, наиболее чутко реагируют на развитие разделения труда и соответствующее усложнение народного хозяйства и, в-третьих, впитывают национальную специфику экономики той или иной страны.
Поскольку отраслевая структура экономики отдельных стран немало отличается друг от друга, постольку национальная экономическая наука всегда имеет уникальную структуру, а значит, и свои специфические отличия. Общая экономическая теория минимальным образом «откликается» на климатические и иные особенности отдельных стран, зато отраслевые науки в своем абсолютном большинстве не мыслят себя без «национальных одежек». Известно, что и среди отраслевых наук есть такие, которые все больше приобретают универсальный, общемировой характер. Например, теория управления, теория статистики, бухгалтерский и финансовый учет, анализ и аудит. Как видно, последние как раз и свидетельствуют о проявлении глобальных тенденций в национальном развитии.
Многообразие сегодняшнего и будущего мира ведет к дальнейшей специализации в системе экономических наук. Продолжают возникать новые отрасли экономического знания, тем самым усиливается значение отраслевых экономических наук. Вместе с тем целый ряд явлений становится предметом междисциплинарного изучения, что дает путевку в жизнь новым научным смежным направлениям – философии хозяйства, экономической социологии, институциональной экономике и т. п. Тем самым многие черты и тенденции современной жизни получают научное понимание не в рамках предмета экономической теории, а на значительно масштабном поле исследований. Более того, в качестве инструмента анализа экономических и общественных явлений все чаще и активнее привлекаются естественные науки – математика, биология, физика и др. Однако и развитие междисциплинарных исследований, и расширение инструментария экономического анализа как такового не снимают проблему развития экономической теории самой по себе в соответствии с бурно изменяющимся предметом изучения.
Таким образом, экономическая теория, изучая свой предмет, тесно взаимодействует с другими гуманитарными, а также естественными науками.
Среди гуманитарных наук, с которыми взаимодействует экономическая теория, следует выделить: историю (общую и экономическую), философию, социологию, политологию, теорию государства, теорию права.
Составной частью гуманитарных (общественных) наук являются экономические науки. Они представляют продукт длительного исторического развития. С развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда шел процесс познания экономических явлений, вырабатывалась сумма знаний, экономических понятий и категорий.
Развитие экономических наук происходит путем дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация экономических знаний сформировала систему экономических наук. Каждая из экономических наук получила специфический предмет исследования.
В процессе развития возникла необходимость сначала в классификации, а затем в систематизации научных знаний об экономике. Возникла необходимость в формировании системы экономических наук.
Для того чтобы сформировать систему экономических наук, необходим общий системообразующий признак экономических наук. Найти, выделить его – дело сложное. Его поиск был предметом обсуждения нескольких экономических дискуссий. Последняя дискуссия по вопросу систематизации экономических наук завершилась в 1986 г. на страницах журнала «Вопросы экономики».
Дискуссия показала, что таким общим критерием является экономия труда, экономия рабочего времени. Все экономические науки изучают формы действия закона экономии времени, пути наиболее экономичного удовлетворения потребностей людей. Они решают одну задачу, как с наименьшими затратами прошлого и живого труда, природных ресурсов получить максимальный объем продукции. Интересно то, что основной научный труд А. Смита называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». Образно говоря, экономическая теория – это наука о путях увеличения богатства людей. К примеру, К. Маркс всю систему категорий в «Капитале» рассматривает как теорию затрат и результатов капиталистического способа производства.
Критерий экономии труда четко определяет принадлежность той или иной науки к системе экономических наук.
Выдвигались и другие критерии систематизации экономических наук. Например:
– различные социальные формы движения материи (К. Островитянов),
– сразу несколько различных критериев (А. Еремин, А. Хандруев).
Критерий систематизации экономических наук позволяет вычленить предмет каждой экономической науки.
Нельзя отождествлять предмет экономической теории с предметом всей системы экономических наук.
Нельзя считать, что все экономические науки имеют своим непосредственным предметом изучения производственные отношения. Такой подход приводит к истолкованию отраслевых и конкретных экономик как разделов экономической теории. А экономическая теория в таком случае предстает в качестве всей системы экономических наук.
Такой подход имеет два существенных недостатка:
во-первых, это ведет к недооценке роли экономической теории, «к растворению» ее в многообразной совокупности экономических наук и знаний,
во-вторых, это умаляет значение особых экономических дисциплин, игнорирует специфику их предмета и задач, которые они решают.
Экономическая теория является наукой о производственных отношениях. Она образует ядро системы экономических наук, играет в этой системе роль фундаментального основания.
Предмет экономических наук в целом шире системы производственных отношений за счет двух областей:
1) за счет области производительных сил,
2) за счет области сферы услуг.
Что здесь имеется в виду?
Во-первых, предметом всей системы экономических наук являются экономические отношения, которые шире производственных отношений. Экономические отношения включают в себя не только общественно-производственные отношения (предмет изучения экономической теории), но и технико-производственные отношения, формирующиеся под непосредственным воздействием производительных сил (предмет изучения других экономических наук).
Во-вторых, через экономические отношения в предмет всей системы экономических наук попадают производительные силы, их общественная организация, социальные формы использования окружающей среды, общественные формы функционирования социальной сферы.
В-третьих, как мы отмечали, генетически общесистемный признак экономических наук связан с общеисторическим законом экономии рабочего времени. Это значит, что всякая трудовая деятельность, в том числе и в сфере услуг, имеет своим содержанием сокращение рабочего времени для получения потребительских благ. Поэтому направления экономии рабочего времени находят отражение во всех экономических науках, например, и в экономике сферы услуг.
Существует принципиальная возможность систематизации экономических наук по нескольким критериям. Во всяком случае такие попытки предпринимались в экономической литературе.
Так, в монографии «Система экономических наук» (М.: Наука, 1968) предложена трехчленная схема систематизации экономических наук.
В трехчленной схеме выделены следующие экономические науки:
1) общие экономические науки. Они изучают экономическую структуру общества в целом в теоретическом или историческом аспектах. К общим экономическим наукам относятся экономическая теория, история экономических учений, история экономической мысли и другие;
2) специальные экономические науки. Они изучают отдельные существенные черты или стороны экономического строя общества в целом. К ним относятся такие межотраслевые и функциональные экономические науки, как экономика труда, финансы, кредит, экономика народонаселения, экономика природопользования, планирование, менеджмент, управление, бухгалтерский учет, аудит, анализ хозяйственной деятельности, экономическая статистика, экономико-математические методы, экономика отдельных стран, экономика регионов, мировая экономика и другие;
3) отраслевые экономические науки. Они изучают особенности (специфику) развития отдельных отраслей макроэкономики. К ним относятся экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика транспорта, экономика отраслей непроизводственной сферы и сферы услуг и другие.
Данная систематизация экономических наук осуществлена по логическому принципу соотношения общего, особенного и единичного. Этот подход является спорным и неточным.
Экономическая теория изучает экономическую структуру общества в целом. При этом в процессе познания присутствуют в единстве и общее, и особенное, и единичное.
В то же время и предмет конкретных экономик нельзя свести лишь к изучению особенного и единичного в экономических отношениях. Эти науки также изучают общее, особенное и единичное, но только не всей системы производственных (экономических) отношений, а лишь их определенной части.
Научным соотношением экономической теории и других экономических наук является соотношение целого и части, а не общего, особенного и единичного. Научному соотношению целого и части соответствует двухчленная схема систематизации экономических наук. В ее рамках выделяются следующие экономические науки:
1) общие экономические науки. К ним относятся экономическая теория, история экономических учений, история экономической мысли, экономическая статистика, бухгалтерский учет, аудит, анализ хозяйственной деятельности, экономико-математические методы и другие;
2) конкретные (частные) экономические науки. К ним относятся межотраслевые (функциональные), отраслевые и региональные экономики.
Оба подхода систематизации в центр системы экономических наук ставят экономическую теорию. Отсюда вытекает ее особое методологическое значение для всех экономических наук.
Исключительное значение имеет связь экономической теории с естественными науками. Эта связь обусловлена следующими причинами.
Основу производственных отношений образуют производительные силы. Поэтому экономическая теория ориентируется на тенденции их развития, на научно-технический прогресс и, следовательно, на достижения в области естественных наук.
На основе развития естествознания происходит обогащение общенаучных методов познания применительно к экономической теории. К заимствованным экономической теорией из естествознания методам относятся:
– системно-структурный метод познания,
– метод общей теории систем,
– метод уровней,
– метод моделирования процессов.
Эти методы находят все более широкое применение в экономической теории. Отрыв экономической теории от естественных наук является недопустимым. Экономическая теория через достижения естественных наук должна быть повернута к нуждам производства. Доминирование метода научной абстракции, усиление абстрактных логических построений уведет экономическую теорию в сторону от объективной экономической реальности. В условиях научно-технического прогресса использование результатов естественных наук становится объективной потребностью самого производства, всей системы экономических наук.
В настоящее время наука, в том числе и экономическая, превращается в непосредственную производительную силу общества. Правда, этот тезис нельзя истолковывать в том смысле, что якобы происходит утверждение науки в качестве исходного, определяющего, ведущего фактора развития производительных сил. В таком понимании рушится коренной принцип исторического материализма, создается почва для упреков только в адрес науки за трудности внедрения новых технологий.
Предприятия всех форм собственности должны сами испытывать сильные внутренние побуждения к научно-техническому прогрессу. Следует помнить о ведущей роли самого производства, его потребностей в техническом перевооружении предприятий и повышении их эффективности.
Взаимосвязанный характер экономических и технических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных) при сохранении их специализации. Необходима не простая, а сложная кооперация наук, основанная на межнаучном разделении труда. В такой кооперации экономических и естественных наук экономическая теория представляет методологическую базу гуманитарных исследований.

1.3. Метод экономической теории. Единство предмета и метода экономической теории

Познание производственных отношений и их воспроизведение в системе законов и категорий обеспечивается применением научного метода экономической теории.
Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384–322 годы до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при изучении экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов.
Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить несколько главных подходов:
– субъективный (с позиции субъективного идеализма);
– неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
– рационалистический;
– диалектико-материалистический.
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Причем суверенное «я» абсолютно независимо, отсюда – все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики, и экономическая теория поэтому рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой ограниченностью ресурсов. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономическая теория становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

УДК 316.334.2

В. Д. ГОЛИКОВ, Е. В. ПУТЕХИНА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждаются проблемы познания одного из самых древних социально-экономических явлений и пока одного из наименее изученных - экономического мышления, важнейшей составляющей научной дисциплины «экономическая социология». Экономическое отношение; экономическое сознание; экономическое мышление; экономическая деятельность;экономическое пове-дение;объекты, субъекты, уровни и типы экономического мышления

Социально-экономической реформе в России, вызвавшей кризис во всех сферах жизни общества, пока не видно конца. Это связано с тем, что не решаются основные противоречия «между базисом и надстройкой» в рамках цепочки: «экономические отношения -у общественное сознание -у социально-экономическое мышление -у социально-экономическая деятельность -у экономическое поведение».

Рыночные преобразования и интеграция России в международное экономическое пространство, тесное взаимодействие между собой трёх универсальных инструментов управления общественными процессами - рынка, иерархии и культуры - особенно зависят от развития экономического мышления.

Необходимость познания экономического мышления обусловлена не только важностью осмысления происходящих в современном экономическом пространстве процессов, поиска методов и средств реформирования экономической среды, но и тем фактом, что экономическое мышление является одним из пяти основных звеньев теории экономической социологии.

Учитывая, что термин «экономическое мышление» является производным и частью целого общественного мышления, а используется в равной степени в социологии, экономике, менеджменте, психологии и других дисциплинах, было бы логично использовать междисциплинарный подход, который выступает как теоретическое освоение знания, как комплекс идей, взглядов по поводу феномена экономического мышления, представленный со многих сторон и составляющий целостную систему знаний, связывающую между собой элементы системы. Изучение экономического мышления опирается на общественную практику и выверенный путь познания. Эмпирическая стадия исследования невозможна без теоретикогипотетического проведения классификации понятий обобщения опытных данных, которая проходит ряд этапов. Для того, чтобы стать предпосылкой теории экономического мышления, гипотетическую конструкцию (концепцию) необходимо для доказательства «наполнить» показателями, измерить индикаторами, получить социальноэкономические факты, единицы счёта, выявить тенденции и закономерности.

Стратегия исследования экономического мышления основана на соединении системного

и междисциплинарного подходов. Такое соединение подходов не просто позволит максимально использовать функционально-ролевые возможности дисциплин в изучении феномена экономического мышления, но и увидеть управляемые пути социального движения, саморазвития и его изменение в новых условиях под влиянием многообразных факторов. Рассмотрим роль каждой из используемых при междисциплинарном подходе дисциплин.

Онтология - определяет отношение мышления к бытию, раскрывает сущность явления «экономическое мышление», обнаруживая внешние формы существования и внутреннюю главную содержательную сторону явления, составляющую одну из форм его бытия. Функциональное значение онтологического исследовательского потенциала возрастает, если явление и сущность экономического мышления рассматриваются в динамике, развитии. Онтологическое содержание движения действительности, окружающей субъекты экономического мышления, проявляется также в адекватной интерпретации теоретических понятий предмета исследований и служит этапом выполнения гносеологической функции, начала его познания через идею, концепцию, теорию. Эта сторона для нашего исследования имеет особенно большое функциональное значение, поскольку понятийный аппарат исследования экономического мышления пока не сформирован.

Гносеология - с одной стороны, позволяет определить возможности познания экономического мышления как существующей реальности, его достоверности и истинности. Познавательные возможности и концептуальное представление об экономическом мышлении, тесно связанные с выбором пути познания, в конечном итоге, определит характер исследования. Кроме того, возможности гносеологии были использованы для определения существенных различий между экономическим мышлением в различные периоды развития общества. Именно гносеология способна раскрыть соотношение объективного и субъективного, эмпирического и теоретического, рационального и чувственного в экономическом мышлении.

Аксеология сыграет свою важную роль, помогая разглядеть связи различных ценностей в системе экономического мышления, рассматривая его с культурных, правовых, этических, эстетических, социальных и экономических позиций, по-

казывая тем самым место в структуре общественного мышления. Аксеологическая позиция имеет в исследовании особое методологическое значение - она отвечает на фундаментальный сократовский вопрос: «Является ли данное экономическое мышление благом для людей и общества?». На наш взгляд, учёт экономического мышления всех слоёв населения страны не только не нарушает принципов демократии, а, напротив, укрепляет их, проводя грани между добром и злом, общественно полезным и вредным, социально значимым и несущественным (или опасным). Историко-генетический подход и чёткое методическое обеспечение выявления ценностей, позволят реализовать эмпирические и моделирующие (прогностические) функции аксеологии.

История поможет исключить либо ограничить всяческого рода преувеличения, выпячивания, абсолютизацию отдельных сторон при анализе экономического мышления, а также выделить его некоторые исторические типы.

Социология находит связи экономического мышления с теориями экономических отношений, общественного сознания, социальной структуры, экономической деятельности и экономического поведения, вскрывает тенденции и закономерности, источники, движущие силы и механизмы поведения потребителей. Соединив три уровня обобщения социологических знаний (общесоциологический, специальных социологических теорий и конкретных социальных исследований) социология исследует необходимое и существенное звено между макро- и микроструктурами общества. Социология легко адаптируется к междисциплинарным исследованиям, предлагая свои определения понятий, свои схемы типологизации, свои методы, технику и процедуры эмпирического освоения предмета исследования в виде единиц наблюдения, единиц измерения, единиц счёта и анализа, тенденций и закономерностей, своё представление о социальных субъектах и социальных институтах общества. Для изучения экономического мышления социология даёт возможность использования репрезентативной и надёжной вербальной информации.

Социальная психология помогла разобраться с особенностями и влиянием на мышление различного рода субъектов эффектов группового поведения, подражания, стремление быть или казаться современным, не отстать от моды и много других, которые порой становятся причиной (мотивом) изменения мышления.

Педагогика призвана осуществлять формирование экономического мышления с помощью образования, воспитания и просвещения. С начала девяностых годов воспитанию и просвещению была противопоставлена либеральная экономическая стихия и протестантская этика. В результате экономическое мышление деформировало под давлением прагматизма, индивидуализма, примитивизма, гедонического отношения к жизни.

Культурология, музыка, этика, эстетика, искусство вносят свой вклад в формирование экономического мышления, становятся существенным

элементом социальной организации общества и наполняют экономическое мышление гуманитарной составляющей.

Экономика призвана обеспечить материализацию экономических теорий, проектов, идей, деятельности. При этом в оценке экономической деятельности по обеспечению населения благами не может на первом месте стоять прибыль. Для реального возрождения экономики России экономическое мышление должно сочетать координаты «прибыль - эффективность» с координатами «социальная значимость - общественная полезность».

Менеджмент как необходимое звено между макро- и микроструктурами общества может принять активное участие в организации и управлении процессами создания, тиражирования и трансляции экономического мышления.

Не участвуя в дискуссии, представим, на наш взгляд, наиболее общее определение экономического мышления как выражения общественного сознания, связанного с познанием и отражением экономических отношений, потребностей и интересов, экономической действительности в целом и её преобразования в ходе практической хозяйственной деятельности через проявления в виде экономического поведения.

Это сложный и многогранный феномен, который затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Экономическое мышление осуществляется на теоретическом и эмпирическом уровне.

Первый возникает с развитием общественного производства, организацией, распределением общественных благ и усложнений связей между ними. Он представляет собой процесс осознания сущности экономических явлений и закономерностей развития экономики, образования научных понятий, суждений, умозаключений, отражающих действительность в абстрактном (субстанциональном) виде со всеми многосторонними внутренними взаимосвязями. На этом уровне появляется возможность моделировать экономические процессы отдельного предприятия, формировать экономическую политику государства, межгосударственные отношения, используя познанные законы экономического развития в практике хозяйствования.

Второй, эмпирический уровень формируется непосредственно в процессе экономической деятельности, на основе фактов повседневного житейского опыта, условий и факторов экономической жизни. Этот уровень экономического мышления обусловлен реальными потребностями, житейскими проблемами и повседневной экономической практикой людей.

Вся история человечества, начиная с зарождения экономики в период субъектно-субъектных связей по поводу совместного собирательства или охоты на животных для добычи пропитания или приручения, свидетельствует о том, что объектом экономического мышления всегда являлись и являются экономические отношения, связанные с производством (созданием, добычей, собиратель-

ством и т. п.), организацией производства и произведённого продукта, а также распределения (обмена, бартера, рынка, войн, разбоя, робингутства, эбертизма и т. д.) общественных благ.

Субъектами экономического мышления являются люди и их образования - носители общественных отношений (социальные группы, общности, организации, учреждения), познающие, персонофицирующие и преобразующие экономическую реальность в соответствии со своими интересами и целями, выступающие в качестве участника производства, организатора распределения продуктов и потребителя общественных благ. Многообразие субъектов экономического мышления на основе социально значимых, типологических свойств и признаков классифицируются: по сферам производства (материальное и духовное), по интересам, профессиональноклассификационным признакам, по социальнодемографическим признакам, по уровню знаний, опыта, навыков, цивилизованности, культурности, формам экономической деятельности и экономического поведения и т. д. В основе экономического мышления субъектов лежит общность интересов, условий деятельности, единство решаемых задач. При этом необходим учёт общечеловеческих ценностей, социальной направленности мышления и гуманистической позиции субъектов. Экономическое мышление формируется вместе с изменением продукта и носителя мышления. Продукты экономического мышления - знания, опыт, информация, концепции, теории, модели, стратегии производства и потребления, взаимодействия с поставщиками, конкурентами и т. д.

Междисциплинарный подход предполагает

системное представление об экономическом мышлении, что позволяет определить источники, движущие силы и механизмы его саморазвития, самоорганизации и саморазрушения, а также оценить изменения в мышлении под влиянием внешних условий и факторов.

Необходимой основой самодвижения экономического мышления являются его неоднородность и противоречивость. Эта высшая форма активного отражения объективной реальности, сложнейшее социально-историческое явление и процесс, существует как совокупность противоречий между отражением экономических отношений в общественном сознании и выражением их в потребностях, интересах, деятельности и поведении субъектов. Движущими силами становятся интересы субъектов в сохранении или преобразовании экономического мышления. Механизмы самодвижения экономического мышления - экономические, социальные, политические, нравственные, правовые и другие установки, с помощью которых актуализируются потребности субъектов в определённом содержании и характере экономических отношений, обостряются противоречия, связанные с неудовлетворенными потребностями субъектов, запускаются движущие силы изменения экономического мышления. Обратная связь системы экономического мышления выполняет функции контроля, оценки степени удовлетворён-

ности субъектов, состояния экономического мышления и степени адекватного выражения экономических отношений в деятельности и поведении субъектов, регулятора и компенсатора неудовлетворённости и общественного мнения отношения к экономическому бытию. Дополнительные системообразующие звенья, выполняющие роль реакции на внешнее воздействие, поддерживают единство и взаимодействие компонентов системы.

Междисциплинарное и системное представление экономического мышления позволяет выделить его основные функции в обществе:

когнитивную, которая представляет собой осмысление, познание экономической действительности, получение знаний о законах и тенденциях экономического развития в ходе теоретической и практической экономической деятельности, помогает определить реальные пути и методы эффективного управления экономикой;

практически-преобразовательную, связанную с изучением возможных, реальных и эффективных путей преобразования экономики, формирования экономической политики страны, региона, предприятия. Эта функция осуществляет обратное воздействие экономического мышления на экономические отношения, на экономическую действительность;

практически-мобилизующую, направленную на формирование навыков и умения преобразовательной деятельности, открывать прогрессивные и передовые пути, творчески осваивать способы и средства достижения мировых ориентиров экономического развития;

воспитательную, участвующую в целенаправленном, осознанном формировании научного экономического мышления и необходимых социально-психологических качеств поведения

Предприимчивости, экономности, бережливости, законопослушности, социальной ответственности, общественной полезности и значимости;

информационную, по созданию, потреблению и хранению необходимой информации в виде тенденций, выводов, рекомендаций, целевых программ, выработанных стратегий и тактики действия и т. д.;

общекультурную (включающую в себя оценочную, преемственности, коммуникационную и нормативную);

идеологическую, призванную отвечать на вопросы о том, в чьих интересах и кому выгодно то или иное конкретное экономическое решение;

прогностическую, предполагающую возможность использования экономического мышления для прогнозирования, планирования, проектирования, конструирования и программирования экономических процессов на основе предвидения и использования тенденций и законов развития экономической действительности.

Системно-исторический взгляд на экономическое мышление в России позволил нам выделить несколько его типов.

ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТ ВИ Е

Мифологический - это наиболее древний и наиболее «живучий» тип мышления, когда освоение действительности происходило через абстрактные образные понятия и элементарночувственное восприятие. Мифологическое мышление осуществляет малоосознанное отождествление созданного воображением субъективного мира и объективной реальности, не различая объект, его имя и мысль о нём. Характерной чертой этого мышления была футурофобия. Не случайно этот тип мышления до настоящего времени продолжает существовать в мифах, сказках, былинах, утопиях и т.п. Сегодня мифологическое мышление является фактором формирования и восприятия мира масскультуры, постмодерна, в которых чёткие экономические понятия и представления отсутствуют, человек мыслит и переживает себя как часть некоторого группового социума. Образно-мифологическое мышление с общинной, соборной основой характерно было для основной массы населения Древней Руси. При распаде первобытнообщинного строя на Руси до IX в., а также в период феодализма в 1Х-Х11 вв. существовало общинное мышление субъекта, которое ограничивалось интересами племени, общины, хозяйства.

Государственный тип (с XV в. - с момента возникновения Русского централизованного государства - до середины XIX в.). Для этого типа характерно уже не просто ощущение себя членом общины, а членом всего государства. Экономическое мышление стало централизованно направляться государственной властью путём издания соответствующих указов и законодательных актов. Экономический субъект ограничен в проявлении экономических действий; он выполняет волю государства. Государственно-феодальный тип выражает в основном экономическое мышление ограниченного круга субъектов - феодала, крестья-

нина, ремесленника и, в какой-то мере, религиозных сообществ с их преобладанием натурального хозяйства, простого воспроизводства; с их ориентацией на самоудовлетворение основных потребностей; с личным и экономическим подчинением господствующему классу, ведущему самостоятельное хозяйство; с сочетанием прав на землю с политической властью, поддерживаемой военными сословиями; с контролем со стороны духовенства всей общественной жизни. На экономическом мышлении сказывалась также иерархия наследуемых социально-юридических статусов; регулятором всех отношений было право (человеческое и божественное); традиции и враждебное недоверие ко всему новому воспроизводили прошлое, старину.

Капитализм в своём развитии не был однородным по экономическому мышлению:

Экономическое мышление первоначального накопления капитала, когда средствами накопления капитала были захват и грабёж колоний, работорговля, займы, система откупов, государственный протекционизм, физическое и финансовое уничтожение конкурентов, гражданские войны и войны за передел собственности, рэкет, воровство, разорение крестьян, ремесленников и мелких собственников и т. д.

экономическое мышление домонополистического периода. После буржуазных революций с использованием технического прогресса был осуществлён быстрый переход к крупному машинному производству, отделение сельского хозяйства от промышленности, быстрый раст городов, возникновение наций, рост энергетического потенциала, массовой безработицы и нищеты, отношений между людьми, основанных на деньгах, резкий рост число чиновников. Желание получить максимальную прибыль всякую конкуренцию сводило к

Экономическое мышление империалистической стадии ориентировано на концентрацию и централизацию производства и капитала, господство монополий и финансового капитала, раздел и передел мира. На этом этапе социальная ответственность бизнеса приобрела характер участия бизнеса в войнах на стороне и поддержке государства;

Олигархический капитализм связан с экономическим мышлением персонифицированного финансового капитала, жёстко следующего своекорыстным целям получения прибыли;

Капитализм конца Х1Х-начала ХХ вв. по экономическому мышлению можно отнести к кризисному типу. Экономические реформы явно отставали от правовых, политических и военных. Экономическое мышление, сохраняя признаки общинно-коллективного и государственного, осознало отчуждение абсолютного большинства населения от собственности на землю и средства производства. Противоречия вылились в революции с резкими изменениями в экономическом мышлении.

Продолжение острейшего хозяйственного кризиса в молодой советской республике вызвало потребность в новом экономическом мышлении (НЭП), когда были под контролем государства разрешены некоторые элементы рыночной экономики - разрешено мелкое и среднее частное производство, наём работников, рыночное ценообразование, создание компаний со смешанным государственным и частным капиталом.

Преувеличенно высокая роль государства сформировала мышление государственно-советского типа. Оно основывалось на ряде базовых положений: тотальное огосударствление экономики; государство являлось собственником производственных ресурсов как выразитель интересов всего общества; оно принимало фундаментальные экономические решения по темпам и ориентации

развития народного хозяйства; экономические решения носили строго плановый характер. Этот тип экономического мышления являлся достаточно эффективным в экстремальных ситуациях (в условиях войны, общих кризисов и т. п.). Благодаря советскому типу экономического мышления Россия провела ускоренную индустриализацию, победила в Великой Отечественной войне и в послевоенный период быстро восстановила народное хозяйство и заняла достойное место среди мировых экономических держав. Экономическое мышление носило созидательный, прогрессивный характер.

«Перестроечный» тип экономического мышления с середины восьмидесятых до начала девяностых годов с его хаотическими, неувязан-ными, разрозненными решениями разрушили хозяйственные связи, разбазарили государственные средства на разного рода бездумные шумные компании, ослабили контроль со стороны государства за текущей хозяйственной деятельностью предприятий, увеличили инфляцию и недоверие к власти. Появились явные признаки всеобщего кризиса. Развитие стихийного рынка сопровождается первоначальным накоплением капитала чаще всего криминальным путём, с бескультурными актами товарно-денежного обмена, формированием цен исходя из непомерно разбухшего института посредников, аппарата чиновников и жадности торговцев. Экономический и политический кризис охватил все сферы жизни общества. Главные истоки и составляющие кризисного экономического мышления:

Либеральное, предполагающее крайнюю степень индивидуализма, неограниченную свободу действий хозяйствующего субъекта в принятии решений и выборе экономической стратегии. Привело к анархии, разрушительным последствиям во всех сферах общественной жизни, диспропорции в экономике, деформации механизма рыночного регулирования под влиянием неуправляемой инфляции, господству монополий, ничем не обеспеченному действию механизма свободной

Государственный тип Капиталистический тип

Государственно- феодальный тип Первоначального накопления капитала ^ Домонополистического капитализма ^ Империализма ^ Олигархического Капитализма ^ Кризисное мышление

Революционно - государственное экономическое мышление

Советский тип

Перестроечный тип с элементами кризисного мышления

либеральное элементы элементы социально с элементами

правового потребляющего ориентированное советского

государства общества мышление мышления

Ю. А. Кордюков, А. А. Яковлев Спектр оператора Лапласа..

конкуренции, нигилизму, отчуждению от власти, негативному отношению к армии, к органам защиты внутренней и внешней безопасности, к радикальным, непродуманным и нереальным решениям, нарастанию русофобии;

консервативное экономическое мышление

Этот тип в России существует, но к нему стали отчасти прислушиваться, к сожалению, только в последние два-три года при анализе отдельных экономических явлений.

Отдельные элементы социально-ориентированного типа экономического мышления связаны с социальной защитой пенсионеров, ветеранов, инвалидов и малолетних детей (непонятно, причём здесь «защита», если все законы по социальной системе начинаются со слова «обеспечить»). Этот тип экономического мышления отличают следующие признаки: личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, гибкость, адаптивность, динамизм, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции, социальная ответственность бизнеса, социальная ориентированность рынка, отсутствие безработицы, социальная обеспеченность населения, уверенность в будущем.

отдельные элементы экономического мышления «правового государства», «государства всеобщего благоденствия» и потребительского общества с идеей рационального распределения материальных благ;

последние два-три года, когда начались извращения новых нуворишей (наживших неправедным путём огромные состояния) по покупке спортивных клубов за границей и т. п., появилось

экономическое мышление с идеей о социальной ответственности бизнеса. Сама идея не нова, она

появилась в конце XIX в. как реакция на многочисленные политические катаклизмы в США и на то, что бизнес не участвовал в решении общенациональных вопросов, не обеспечивал достойных условий жизни всем членам общества;

разумной реакцией на либеральные экономические ценности в последние годы стало понимание и появление некоторых элементов советского экономического мышления (плановость экономических процессов на всех уровнях, отражение в планах социально-экономических аспектов, государственный контроль над рынком ит.д.).

Голиков Владимир Дмитриевич, проф., каф. менеджмента и маркетинга. Дипл. инж.-электро-мех. (УАИ, 1969). Д-р социол. наук по социологии управления (БГУ, 1992). Иссл. в обл. социальной ориентации молодежи, экономического поведения.

Путенихина Елена Валерьевна,

доц. каф. УС и ЭС. Дипл. менеджер гос. и муницип. управления (УГАТУ, 2001). Канд. социол. наук (УГАТУ, 2005). Иссл. в обл. социол. управления, проблем эконом. мышления.

Предисловие

В условиях развития новых форм хозяйствования возникает необходимость приобретения и постоянного обновления экономических знаний, требует изучения основ экономической теории.

В учебнике изложены систематический курс экономической теории, который рассматривает экономические категории, закономерности и процессы на уровне микро- и макроэкономики, а также международных экономических отношений. При написании учебника авторы использовали научные достижения известных представителей различных экономических направлений, опыт преподавания этой учебной дисциплины в юридической академии и опубликованную учебную литературу, в учебнике представлены особенности развития переходной экономики Украины. При этом важное место занимают вопросы правового регулирования новых экономических явлений и процессов в условиях становления рыночных отношений, а также появления негативных явлений - кризиса, инфляции, резкого снижения спроса населения, криминализации и обострение угроз экономической безопасности государства.

В этих условиях у населения появилась потребность определенного самостоятельного толкования путей улучшения своего экономического жизни, реформирования экономики страны. Все готовы дать рецепты по лечению старых и формирование новых экономических и правовых отношений. Но следует помнить, что для этого нужно научное обоснование моделей и тенденций экономического развития. Это возможно сделать только на профессиональном уровне, опираясь на научные знания экономической теории как науки и учебной дисциплины. Это издание позволит читателю понять основные понятия и закономерности построения в Украине новой экономической системы - социально ориентированной рыночной экономики. При этом авторы курса основ экономической теории составили такую его структуру, которая позволит выяснить взаимосвязь экономики и права, теории и практики экономического развития.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория как наука и учебная дисциплина

Предмет курса "Основы экономической теории"

Экономическая теория - многоплановая общественная теоретическая наука, которая последовательно в течение всего своего существования приобрела целостной системы научных взглядов и представлений об экономической жизни общества, закономерности развития народного хозяйства, его субъектов в условиях рыночных отношений. Экономическая теория, как и все науки, имеет свои объект исследования и предмет изучения, которые в процессе развития хозяйственной деятельности человека и общества постоянно приобретают новые характерных черт и особенностей. Человек выступает активным участником и субъектом экономической жизни общества, производителем материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его потребностей и интересов. Впоследствии возникают новые потребности, обеспечить которые можно лишь путем организации эффективной деятельности в рамках семьи, коллектива, фирмы, предприятия, отрасли, региона, страны или всего мира. Поэтому экономическая теория имеет сложный предмет, постоянно формируется и развивается.

Существует много определений экономической науки и ее предмета: экономика (IV-III вв. До н.э.) - это экономические взгляды на искусство ведения домашнего хозяйства; политическая экономия (XVII-XX вв.) - наука, изучающая экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления; экономико (XIX-XX вв.) - наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества. Современное понимание термина "экономическая наука" включает определение таких элементов ЕЕ предмета: хозяйственная деятельность; закономерности развития экономических систем; отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; отношения собственности и рынка; использование людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг и распределение их между членами общества в целях удовлетворения их потребностей; механизмы решения главных экономических проблем (что, как, для кого, сколько производить и способность экономической системы к реформированию) и др. Определение этих элементов предмета экономической теории находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и отражают различные стороны и проблемы экономической жизни.

Предмет экономической теории в зависимости от уровня исследования экономических явлений и масштаба функционирования экономики имеет сложную многоярусную структуру (рис. 1).

Объектом изучения экономической теории на уровне микроэкономики выступает отдельный экономический субъект - хозяйственная деятельность человека, семьи, фирмы, предприятия, которая является конкретной и доступной для восприятия.

Национальная экономика как единое целое. ее предмет имеет комплексный, обобщенный, агрегированный характер, требует глубокого научного исследования и государственного регулирования.

Экономика должна отрасли народного хозяйства, промежуточные системы и комплексы (военно-промышленный, агропромышленный, энергетический и др.), Которые составляют мезоэкономику.

Экономическая теория изучает экономические явления и процессы также на уровне международной экономики как системы мирового хозяйства, международных экономических отношений и связей, то есть супермакроекономику.

Все эти уровни экономики являются составными экономической теории, находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга и способствуют изучению ее предмета.

Экономическую теорию в зависимости от сферы применения разделяют на позитивную и нормативную. Положительная экономическая теория познает и прогнозирует объективные экономические явления, формирует целостную систему научных взглядов, гипотез и концепций. Экономическая теория как учебная дисциплина вообще имеет положительный характер. Ученый-экономист, исследуя факты хозяйственной жизни, констатирует состояние экономики, формулирует характерные черты, объясняет их природу и содержание, делает выводы о будущем ее развития.

Нормативная экономическая теория - это наука о рациональном поведении людей и деятельность экономических институтов. Она призвана отвечать на вопрос о том, что следует делать, что должно быть, как действовать, чтобы достичь желаемых конечных результатов, надо иметь.

Экономическая теория как теоретическая наука и учебная дисциплина содержит положительные выводы и обобщения, но практика хозяйствования, особенно на уровне макроэкономики, требует конкретных рекомендаций, нормативных указаний о том, как уменьшить дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, как преодолеть кризис и др.

Оба эти направления применения экономической теории должны работать эффективно и способствовать изучению ее предмета и формированию у человека экономического мышления, рыночной экономического поведения.

Экономическое мышление у человека формируется в процессе его деятельности как субъекта хозяйственной жизни и приобретения знаний о экономические понятия, явления и законы. Экономическое мышление - это процесс отражения, воспроизведения сознания людей, их экономических отношений в форме представлений, понятий, теорий или усвоения людьми приобретенных обществом экономических знаний, переработки информации. Поэтому экономическое мышление есть двух типов: обычное и научное.

Обыденное экономическое мышление - это мышление человека на уровне его жизненного опыта, практики производства и потребления товаров. Как правило, оно имеет субъективный, поверхностный, односторонний характер и может сопровождаться низкой результативностью. Такое мышление особенно недопустимо для руководителей макроэкономики.

Научное экономическое мышление - это мышление человека, который овладел приобретенные обществом и экономической наукой знания и их реализацию на профессиональном уровне с использованием понятийного, категориального аппарата. Человек, который имеет научное мышление, познает все звенья развития экономики, объективно оценивает экономическую действительность и сознательно пользуется системой научных экономических категорий, концепций и законов.

Экономическое мышление дает возможность субъектам экономики более сознательно реализовывать свои способности, ценностные ориентиры, эффективную экономическую поведение.

Экономическое поведение - это определенные поступки субъекта экономики, его деяния отношению к окружающей среде, реакция на конкретные цели, ценности и задачи. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики должен руководствоваться открытыми экономической наукой принципами ограниченности (редкости) ресурсов, неограниченности потребностей, альтернативности и свободы экономического выбора.

Развитие экономики требует ресурсов (материальных, человеческих, природных, инвестиционных), которые имеют свойство быть ограниченными, во-первых, природой или территории страны; во-вторых, невозможностью их воспроизведения; в-третьих, ростом численности населения, производства товаров и услуг, неограниченным увеличением разнообразия, количества и уровней потребностей. Ограниченность ресурсов, постоянная потребность в них для производства материальных благ и услуг обусловливают необходимость выбора путей рационального, результативного использования этих ресурсов, то есть достижения эффективности. Экономическая эффективность как цель деятельности требует учета связи между количеством редких ресурсов, необходимых для производства (расходов), и полученными результатами (выпуском). Эффективность экономической деятельности имеет место, когда расходы уменьшаются или остаются неизменными при росте объема выпуска нужных материальных благ. Итак, характерной чертой экономического поведения всех субъектов хозяйственной жизни является их деятельность по эффективному использованию редких ресурсов для удовлетворения потребностей.

Ограниченность ресурсов остро чувствуют человек и общество, потому что экономические потребности постоянно растут. Экономическая теория изучает потребности, которые являются движущим мотивом деятельности человека по ликвидации нужд в чем-то. Понятие потребности означает особое психологическое состояние человека, осознание условий, необходимых для жизни. Чтобы жить, люди должны производить материальные блага, обменивать их и удовлетворять не только свои физиологические потребности (в пище, одежде, жилье, отдыха и т.п.), но и потребности, обусловленные их положением в данном социальном окружении (в образовании, культуре, спорте и др.).

Потребности классифицируют на определенные виды в зависимости от критериев:

По субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные;

По объекту - материальные, духовные, культурные и тому подобное;

По сфере деятельности - в труде, отдыхе и др.;

По степени реализации: абсолютные (обусловленные современным уровнем развития мировой экономики), действительные (которые соответствуют уровню развития экономики данной страны), платежеспособные (которые человек может удовлетворить в соответствии с собственных доходов и уровня цен)

По значимости - первичные (физиологические, потребности в безопасности и защищенности) и вторичные (интеллектуальные, социальные).

Экономические потребности - это часть человеческих потребностей, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Существование человека тесно связано с удовлетворением всех потребностей, но прежде всего первичных, материальных (в пище, воде, воздухе и т.д.). Экономика развитых стран создает экономический потенциал, что позволяет удовлетворить потребности высшего уровня (интеллектуальные), которые являются неограниченными.

Неограниченность экономических потребностей означает, что их невозможно полностью удовлетворить, они обладают способностью увеличиваться и воспроизводиться. Потребности тесно связаны с экономическим интересом, который возникает, когда удовлетворение потребности осознается как конкретная цель. Экономические интересы оказываются в целях и действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Человек (фирма, государство) не может иметь все, что пожелает, она имеет выбирать из существующих возможностей и принимать решения о расходах редких ресурсов для удовлетворения определенной потребности. Например, экономика не может увеличить производство какого-то конкретного блага, если не откажется от другого. Поэтому развитие экономики связан с выбором рационального использования редких ресурсов и удовлетворения потребностей.

Альтернатива - это выбор одного решения (варианта) из двух возможных, исключающие друг друга. Альтернативный выбор в экономике должно сопровождаться эффективностью производства и ростом уровня удовлетворения потребностей. Например, развитие экономики можно обеспечить, производя из металла, как ограниченного ресурса, пушки или станки. Если производить орудия, хватит металла на производство станков. Поэтому правительство должно сделать правильный альтернативный выбор между этими производствами. Оптимальный выбор обеспечит рост выгоды и снижение расходов.

Альтернативность выбора сопровождается альтернативностью расходов, связанных с потерей производства тех товаров, которые можно было бы произвести из использованных ресурсов.

Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»

1. Предмет и метод экономической теории

2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.

3. Типы и формы собственности.

4. Сущность, место и роль государственной собственности.

5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка.

6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

8. Рыночное равновесие и его нарушение.

9. Сущность и функции денег, их виды.

10. Товар и его свойства: полезность и цена.

11. Конкуренция: сущность и методы.

12. Антимонопольная политика государства.

13. Социально-экономическое понятие предприятия.

14. Рынок земли и его особенности.

15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.

16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала.

17. Экономические риски и неопределенность рисков

18. Основные макроэкономические показатели.

19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП.

20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики.

21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.

22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции.

23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования.

24. Налоговая система и ее элементы.

25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.

26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования.

27. Государственный долг.

28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.

29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.

30. Экономический рост: сущность, типы, факторы.

31. Социальная политика. Политика доходов и занятости.

Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»

1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.

2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.



3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.

4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.

5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.

7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.

10. Сущность и классификация мотивационных теорий.

11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.

12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.

13. Понятие и содержание методов менеджмента.

14. Понятие и классификация управленческих решений.

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.

17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.

18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.

19. Управление процессом адаптации человека и организации.

20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.

21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.

22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.

23. Понятие и характеристика основных стилей управления.

24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.

26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.

27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации.

28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.

29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.

30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.

31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.

32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.

33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.

34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.

35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.

36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.

37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.

38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.

39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.

40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.

41. Набор, отбор и наем персонала.

42. Кадровая политика организации.

43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.

44. Цели и функции системы управления персоналом.

45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.

46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.

47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.

48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.

49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.

50. Оценка деятельности кадровой службы.

51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.

52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.

53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.

54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.

55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.

56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.

57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.

58. Финансовый менеджмент как система управления.

59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.

60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.

61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.

62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.

63. Управление запасами предприятия и их оптимизация.

64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.

65. Управление дебиторской задолженностью.

66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.

67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.

68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.

69. Виды предпринимательской деятельности.

Предмет и метод экономической теории

термин "экономика" :

· все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется)

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

· он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

· он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

· он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

метод научной абстракции Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

анализ и синтез . Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

индукция и дедукция . Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

единствоисторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы

качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...