Экономическая политика государства и ее виды. Бавижев А.У


Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.

Бюджетная регулирование – это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.

Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.

Налоговое регулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.

Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализации денежно-кредитной политики . Целями КДР в РБ являются:

Безинфляционная экономика,

Поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,

Обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,

Устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).

Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:

Предотвращение оттока капитала

Укрепление платежного баланса

Сохранение стабильности валютного курса.

Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курс национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. Курс национальной валюты к иностранным валютам устанавливается путем торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже.



Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.

Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.

Это проявляется в использовании:

1) расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов;

2) процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции.

Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Социальная политика в Республике Беларусь.

В настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена следующими видами программ: социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, выполнение социальных гарантий.

Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы для финансирования выплат пособий по безработице, пенсий, оплаты больничных листов.

Социальная помощь - это финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей бедных семей и граждан независимо от уплаты ими страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или оплата лекарств, помощь в уходе за детьми, обеспечение дровами и углем для отопления и др.).

Социальное обслуживание - это широкий спектр социальных, медицинских, экономических, психологических и др. услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные гарантии – это определенные нормативы, обеспечивающие тот уровень жизни, который государство может обеспечить своим гражданам. В Беларуси такими нормативами являются:

1) Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ. Базовая величина применяется для расчетов размеров штрафов, пособий, стипендий. Премирования, надбавок, доплат.

Экономическая политика – это курс действий, который призван контролировать поведение экономики. Обычно экономическая политика осуществляется и устанавливается правительством страны. Примеры экономической политики включают в себя решения о 1) государственных расходах и налогообложении, 2) перераспределении доходов от богатого населения бедному и 3) росте денежной массы. Эффективность экономической политики можно оценить одним из двух способов, известными как позитивная и нормативная экономика.

Позитивная и нормативная экономика

Позитивная экономика пытается описать, как работает экономика и экономическая политика, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются лучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть протестированы , а затем подтверждены или отвергнуты. Например, гипотеза о том, что увеличение предложения денег ведет к росту цен относится к сфере позитивной экономики, потому что ее можно проверить, изучив данные о предложении денег и уровне цен.

Нормативная экономика включает использование оценочных суждений для определения поведения экономики и экономической политики. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены. Например, гипотеза о том, что уровень инфляции слишком высок относится к сфере нормативной экономики, поскольку он основан на оценочном суждении и поэтому не может быть проверен, подтвержден или опровергнут. Неудивительно, что большинство разногласий среди экономистов относятся к нормативным экономическим гипотезам.

Цели экономической политики

Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, какую именно экономическую политику следует проводить и, следовательно, подпадают под категорию нормативной экономики. Хотя имеются много разногласий относительно соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, имеют широкое, хотя и не всеобщее признание. Широко распространенные цели включают:

Экономический рост: экономический рост означает, что доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) со временем увеличиваются.

Полная занятость: Цель полной занятости заключается в том, что каждый человек , являющийся частью рабочей силы и имеющий желание работать, может найти работу.

Ценовая стабильность: целью стабильности цен является предотвращение резкого неконтролируемого роста общего уровня цен, известного как гиперинфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция .

Цели экономической политики достигаются путем грамотного проведения бюджетной и монетарной политики.

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

Устойчивый рост национального производства;

Поддержание эффективного размера занятости;

Стабилизацию уровня цен;

Обеспечение внешнеторгового баланса.

В зависимости от конкретных объектов гос. регулирования гос-во проводит необходимую экономическую политику.

Основные виды эк. политики:

Антицикличекая;

Структурная: формирование современной прогрессивной и эффективной структуры НЭ;

Амортизационная;

Инвестиционная;

Науч.техническая и информационная;

Фискальная;

Монетарная;

Ценовая;

Внешнеэк-кая;

Социальная;

Конкурентная;

Региональная;

Экологическая.

8.Государственные институты и механизм регулирования НЭ.
Традиционно различают 3 вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную.
Система органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием страны включает центральные и местные органы.
Центральные органы гос власти и управления :

А)Верховный Совет Украины – высший законодательный орган. Принимает и вносит изменения в законодательные акты, определяет основы государственной экономической политики, утверждает госбюджет.

Б)Президент страны – формирует стратегию соц-но-экон-ого развития, осуществляет правовое регулирование экономики, координирует деятельность.

В)Кабинет Министров – Высший исполнительный орган гос власти. Обеспечивает реализацию законов, координирует деятельность всех министерств и ведомств.
Местные органы власти – самостоятельные участники экономических отношений, управляют местным бюджетом, распоряжаются природными ресурсами, обеспечивают управление минимальных соц стандартов.
Органы местного самоуправления – представлены советами народных депутатов (областные, городские, районные, сельские).
Органы исполнительной власти на местах – гос администрации области, города, района, села.

9.Повышение конкурентоспособности государства как цель государственного регулирования НЭ.
Государственное регулирование НЭ в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.
Национальная конкурентоспособность – это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, которые соответствуют международным требованиям, а так же повышать реальные доходы своего населения.
Основные препятствия на пути обеспечения конкурентоспособности украинской экономики: узкий внутренний рынок; фискальная направленность налоговой политики; отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности; тенезация экономики; распространение коррупции;Неспособность системы государственного управления защитить отечественных товаропроизводителей.
Важнейший критерий конкурентоспособности НЭ- это сводный индекс конкурентоспособности. Это комплексный интегральный показатель сравнительной конкурентоспособности стран, расчитываемый на основе относительных величин (количественные оценки основных экономических показателей и качественной оценки экспертов).

По этому показателю: 1 место занимает США, 2 место- Швейцария, 3 место – Дания. Украина – 73 место.
Основой современной конкурентоспособности являются инновации – технико-технологические, организационные, структурные, институциональные.
Основные конкурентные преимущества Украины:

Высокий уровень образования трудоспособного населения

Развитая сеть научных учреждений

Наличие достаточно крупных запасов природных ресурсов.

Выделяют 2 основные модели инновационного развития страны:
а)индустриальная (пассивная роль государства, предпочтение отдается рыночным регуляторам)
б)постиндустриальная (активная роль государства, гос заказы на научно- исследовательские разработки).

Гос инновационная политика – это комплекс экономических, организационных, правовых мероприятий гос-ва, направленных на внедрение результатов НТП производства.
Основная цель инновационной политики государства – объединение НТ и инновационной политики.
Принципы гос инновационной политики:

Ориентация на инновационный путь развития

Определение гос приоритетов инновационного развития

Формирование нормативно- правовой базы для поддержания конкуренции

Эффективное применение рыночных механизмов инновационной деятельности

Способствование развитию инновационной инфраструктуры.

Организационные формы реализации инновационной деятельности:

1)университетско- промышленные исследовательские центры – объединяют финансовую, материально- техническую базу промышленности с квалифицированными ВУЗовскими кадрами.

Государство финансирует НаучТехн программы на конкурентной основе.

2)технопарки – акционерные компании, занимающиеся патентированием, лицензированием, предоставлением консультаций при проведении исследовательских работ.
3)Технополисы – территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивают высокие темпы НТР территории.

4)инновационные инкубаторы – создаются на базе технополисов, для инкубаторов формируются особо благоприятные условия(обучение, современное оборудование, новые технологии).
5) венчурные (рискованные) предприятия – это малые предприятия, специализирующиеся на разработке научных идей и их внедрения в новую продукцию.
Приоритетные направления инновационного развития в Украине:

1) создание энергосберегающих технологий
2)применение перспективных информационных и электронных технологий.
3) разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, фармацевтической промышленности.
4) создание научных основ охраны здоровья населения.
5) изобретение и практическое применение новых материалов.

10.Сущность и формы демократии

Демократия -форма общественной власти и государства, основанная на признании народа, как источника власти.

Основные принципы демократии:

Равноправность всех граждан;

Наделение граждан социальными, политическими и национальными, и др. правилами и свободами, закрепленные в законах и традициях;

Право на участие в управлении государством и обществом;

Подчинение меньшинства большинством.

Характерные черты демократии:

Юридические признаки и суверенитет верховной власти народа;

Периодичность выбора основных органов государства;

Принятие решения большинством.

Основой демократии в НЭ является:

Экономическая демократия, означающая реальную возможность и право, реализовать свои права собственности;

Право индивида на собственные усмотрения выбирать сферу деятельности.

Экономическая демократия- это теория, практика и последствие воплощение принципов демократии в экономических отношениях.

На уровне НЭ развитие экономической демократии предполагает:

Наличие органов социального партнерства или экономического самоуправления;

Процесс привлечения профсоюзов к укреплению предприятий;

Контроль за определенной сферой хозяйственной деятельности(социальная,политическая);

Развитие демократической НЭ тормозит бюрократическое общество.

Следует различать бюрократию, как элемент системы и бюрократизм.

Бюрократия- система экономических, социальных, политических и административно управленческая основа на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра. Для координации всех элементов.

Бюрократизм - монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенной работы и ориентации низких звеньев на формально выполнение приказов.

В современных условиях модели демократии делится на:

Индивидуалистская; (источник власти - личность)

Плюралистический; (групповые) - источник власти - группа;

Коллективистские (народ, нация, класс).

Существуют такие разновидности демократии:

Деспотичная демократия- абсолютно ни кем, ни чем не ограниченная власть большинства;

Тоталитарная демократия - власть большинства требуется полное подчинение личности и стремится к установлению всеобщего контроля;

Конституционная демократия - власть большинства заключается в определенные рамки, ограничивается полномочиями и функционирует при помощи конституции.

Существуют формы демократии:

Прямая демократия - непосредственное участие граждан в подготовке обсуждения, принятие, реализация решений. Применяется при решении вопросов местного значения, когда от граждан не нужно специальной подготовки.

Плебисцитная демократия - предполагает открытие волеизъявления народа, но только на определенной фазе подготавливает решение. (референдум)

Представительская демократия - наиболее сложная форма политического участия граждан. Предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через правительство, которое выбирает в законодательной или исполнительной органов власти.

11.Современная демократия и проблемы ее становления

Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:

Конституционализм

Разделение власти

Индивидуальная свобода

Права человека

Современная демократия существенно отличается от нее, она построена на синтезе идей, концепций, форм организации. Она объединяет традиционные либеральные ценности с идеями социального, коммунистического христианского и других движений.

Назначение демократии- стимулировать разнообразность взглядов, плюрализм мнений в обществе, предоставить возможность гражданам свободно выражать свои интересы.

Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии то можно выделить следующие основные элементы:

1.Заинтересованная группа- центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека.

2.Общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов.

3.Соперничество и баланс групповых интересов

4.«Разумный эгоизм» личные и групповые интересы должны взаимодействовать

5.государство как орган отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы

6.Диффузия- разделение власти между центрами политического влияния

7.Демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан входящих в эти группы

Принципиальная проблема демократии это то каким образом демократия взаимодействует с природой человека, или исходт из реальной противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.

12.Экономический порядок и экономическая свобода

Конкретными формами проявления экономической демократии, является экономический порядок и экономическая свобода.

Экономический порядок- это качественная характеристика состояния соц-эк системы относительно морально-этических и политических норм.

Свобода в широком смысле это способность отдельного человека, трудоспособного коллектива, отдельных соц. Групп принимать решени в действовать в соответствии с собственными интересами и целями с учетом объективных условий и общечеловеческих интересов и принципов жизнедеятельности.

Экономическая свобода в широком смысле это формы и варианты экономического повдения предпринимателей, семьи, отдельных граждан, в выборе сферы, применения своих способностей

Основой экономической свободы является:

Плюрализм форм собственности

Наличие политической свободы

Законодательство ориентироваанное на права человека

Экономический прогресс

Минимализация безработицы

Экономическая свобода домашнего хоз-ва,это самостоятельное принятие решений относительно потребления материальных и духовных благ, свобода выбора потребностей.

Экономическая свобода наемных работников- ограничена правом собственности только на свою раб силу, свобода выбора сферы приложения своих способностей.

Экономическая свобода производителя- возможность выбора хозяйственной деятельности и и организации хозяйства, структуры и объема производства, условий реализации, распределение прибылей. Такая свобода должна сочетаться с экономической ответвтвенностью за качество товаров и услуг, за выполнение условий договора, за соблюдение законодательства.


В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т.е. по временному диапазону, различают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем на рынке, как внешнем, так и внутреннем (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4- 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей(пенсии, пособия).

Характер фискальной политики зависит от фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдерживает параметры роста в допустимых пределах (ограниченная направленность фискальной политики), в условиях кризиса она носит расширительный характер (направлена на расширение производства). Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы - это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т.п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, государство вводит новые правила (дискретные меры) - стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т.д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т.е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Элементами, составляющими монетарную политику, являются: 1) политика рефинансирования, или учетная политика, - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов; 2) операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг; 3) политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); 4) политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Экономическая политика каждого государства определяется несколькими мерами воздействия, которые направлены на осуществление важных идей и решений, которые связаны с экономической политикой государства. Для того чтобы реализовать экономическую политику и достигнуть поставленных целей необходимо проанализировать экономический цикл государства и состояние развития, спрогнозировать её будущее и принять план по развитию.

Как формируется экономическая политика

Так как административный вид управления экономикой ушёл в прошлое, а рыночная экономическая система стала использоваться всё более широко, то это повлияло и на экономическую политику целого государства. Все крупные страны стали нацеливать себя на крупное производство машин, техники, исчислительных предметов, запчастей к ним. Тяжелое машиностроение стало основой развития любой страны в мире. Оно и определяет место какого-либо государства в Международном Делении Труда(МДТ). Постоянное расширение рынков збыта и предложения приводит к конкуренции, что в свою очередь приводит к понижению цен на товары и услуги, которые предлагаются.

Огромным опытом для всех политических деятелей, наверное, стал мировой кризис в 1929-1933 годах. Можно сделать вывод, что после такой сложной ситуации необходимо было срочно поднимать экономику не только отдельных государств, но и всего мира. Так как в те времена государство проявляло слишком большое и сильное влияние на , новой целью стала необходимость его уменьшить или свести к минимуму, предоставив некую свободу предпринимателям. Тогда и появился термин «экономическая политика», который обозначал минимальное вмешательство государства в регулирование рынков, но надзирательные меры.

Первыми шагами в новой политике было страхование, которое ввели в 1800-тых годах. В 20 столетии экономическую политику отдельных государств стали рассматривать как комплексные меры, которые должны быть приняты для эффективного воздействия и для того чтобы приносить максимальных доход государству.

Безусловно две мировые войны также очень сильно подействовали не только на экономику, но и на общее развитие стран. Проблемы появились и в политике, и в региональном развитии, и в социальной сфере.

В чём суть государственной экономической политики

Каждое государство имеет свою Конституцию. В ней обязательно указывается, что оно обязано осуществлять ряд действий для обеспечения нужного уровня развития. Одним из таких регуляторов и есть экономическая политика, которая может иметь такие цели:

Кроме этого есть и отдельные субьекты экономической политики государства, которые могут быть следующими:

1. Государство. Само государство является непосредственно субьектом экономической политики, которое осуществляет экономическую политику не полностью на всей своей территории, а по местах, регионах, отдельных областях. Государство считается главным субтектом, который принимает меры относительно проведения политики и осуществляет их в жизни. Это проявляется и на законодательном уровне путём принятия нормативных актов, законов, договоров, указов и так далее различными уполномоченными органами власти.

2. Правительство. За то, как будут реализованы меры, которые принимает государство, отвечает правительство. Оно ставит конкретные цели перед исполнительными органами власти в регионах, областях, на местах и контролирует их скорейшее выполнение.

Существуют и некие институты. Например, общественно-правовой, экономический. Это те сферы, в которых меры будут действовать и другие близкие к экономической политике субьекты. Институты могут также получать некоторые указания и выполнять их. Например, страхование или , общественный транспорт.

Кроме государственных субьектов экономики существуют и негосударственные, которые имеют прямо противоположное толкование. Негосударственные субьекты экономической деятельности страны представляют интересы отдельных социальных груп или вёрств населения. Они могут быть профессиональными союзами, религийными или культурными организациями, которые нацелены донести информацию в массы. Их роль определяется зависимо от количества поклонников их деятельности и их поддержки.

Государственные и негосударственные субьекты могут запросто противоречить друг другу, поэтому они часто как бы борятся за возможность владеть управленческой деятельностью.

Кроме интститутов и союзов государства существуют такие же понятия, но которые относятся к обществу. Общество также оказывает влияние, давая спрос на товары и услуги. Другой вид общественных организаций- это политические партии, благотворительные формы, журналисты и телевидение, учёные, художники, музыканты, актёры и другие люди, которые совершают окончательное влияние на формирование политики государства. Так и формируется система государства, которая выполняет экономические функции. С её помощью очень легко определить все главные задания. Например, политические партии разрабатывают программные цели, в которых и выкладывают ближайшие планы развития экономической политики в том числе.

Помимо государственных и надгосударственных элементов, осуществляющих влияние на развитие страны, существуют и надгосударственные формы правления. Ярким примером может служить известный всем , который обьединяет некоторое количество стран, все они имеют общую законодательную основу и отвечают некоторым требованиям управленческой организации. Объединившись, они все вместе могут развиваться и развивать экономику.

Вообще можно сказать, что каждое государство имеет свою политику, которой придерживается и которая прописана в Конституции. Безусловно существуют и общие правила, которые касаются всех. Государство- это основная управленческая структура, которая влияет на деятельность всех элементов, совершающих экономическую политику.

С помощью чего экономическая политика приводится в действие, как действует механизм экономической политики

Для того чтобы быстро и качественно реализовать механизм экономической политики государства, ему необходимо провести ряд мер, которые зависят от нынешнего состояния экономики и того как же отдельные структуры хотят действовать на него.

Существуют такие меры, которые могут применятся для выхода из неблагополучного состояния экономики и кризиса:

1. Прямое влияние. Такие меры предполагают принятие решений самим государством и управленческим аппаратом, а не отдельными структурами. Государство- это субъект, который руководит другими структурами. Например, отчислениями их бюджета финансовыми или кадровыми структурами.

2. Непрямое или косвенное воздействие. Такой метод воздействия применяется в случаях когда подвешенное, но не критичное. Государство имеет право принимать отдельные решения, но элементы управления также имеют некую самостоятельность и указы государственного аппарата воспринимаются больше как рекоммендации по воздействию на экономические регуляторы.


Предлагается и другой вариант классификации методов по реализации экономической политики государства. Данный метод уже основан на власти институтов управления и их правах и обязанностях.

1. Административные меры. Административные меры гарантируются в своём выполнении Конституцией РФ. Это законодательная база, нарушение которой влечёт за собой некоторые последствия. Иногда уголовную ответственность в том числе. Государство как гарант безопасности каждого гражданина должно поддерживать права собственности, свободу слова, конкурентную среду, право выбора и личностного принятия решений, в том числе в экономической сфере.

2. Экономические меры. Экономические меры не являются насильными или принудительными в отличии от административных, которые должны придерживаться всеми гражданами государства. Под экономическими мерами имеется ввиду общее положение экономики и действие отдельных структур для исправления её состояния, централизации и регуляции вложений и расходов. Это распределение бюджета, предоставление кредитов, получение кредитов, получение помощи.

3. Институциональные. Этот метод понимается как воздействие отдельных институтов на экономическую государства. Государство имеет ограниченные возможности, а отдельные институты в зависимости от своего поля деятельности имеют право принимать решения связанные с различными вопросами. Институты абсолютно не всегда связаны со сферой экономики, иногда они просто определяют социальные правила поведения, морали, традиции и обычаи, которые сложились столетия назад.

В зависимости от формы постановки управленческой деятельности в сфере государственной экономической политики могут быть применены разные методы для достижения поставленный целей. Например, в рамках налогово-бюджетной политики меры предпринимаются по отношению к распределению бюджетных средств государства. Так расходы государства значительно уменьшаются, соответственно различные структуры управления, как охороной здоровья, так и культурой и спортом, получают меньше денежных средств на своё развитие и ухудшается уровень жизни населения. Расходы показывают ту сумму, которая отходит на закупку необходимых пакетов социальных товаров, то есть всего самого необходимого, по надобности полезных ископаемых, того же газа или нефти, сырья. Это имеет очень сильный удар по ВВП, меняется политика налогов, они становятся выше, что приводит к возмущению граждан государства, ведь их доход остаётся на былом уровне.

В своей экономической политике государство может оказывать влияние и на темпы, количество производимых товаров и услуг, используя экономические рычаги для управления. Это реализуется с помощью местных, региональных бюджетов, привлекаемых инвестиций, в том числе и иностранных.

Также очень важным фактором по осуществлению государственной экономической политики, который введён в практику всех стран мира является граждан. Сюда входит заработной платы, установление государственного прожиточного минимума (может устанавливаться по регионам, как в России). То есть государство обязано способствовать развитию и каждой отдельной семьи, улучшая качество жизни и покупательную возможность своих граждан.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...