Экономическая модель:сущность, значение,виды. Основные типы экономических моделей


Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства , так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Изучение этих моделей имеет практическое значение при выборе модели экономического развития государства.

Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Проиллюстрируем это на примере экономики некоторых развитых стран.

Шведская экономическая модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения ее установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% валового внутреннего продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения.

Германская экономическая модель - это модель социального рыночного хозяйства, увязывающая расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Японская экономическая модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма с особым социальным значением корпоративного начала.

Японская модель характеризуется определенным отставанием повышения уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Американская экономическая модель - это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования, культуры.

Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Общества с различными историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Финансово-экономическая модель - это способ воспроизведения реальных экономических процессов (движение денежных средств, материальные потоки ресурсов, сбыт продукции, погашение кредита и т.д.) в виде математических динамических связей. Для удобства работы модели формируются в компьютерных программах (в Excel, ERP-системах или более сложных программных модулях). Зачем могут понадобиться такие модели финансовому директору, экономисту, да и в принципе любому топ-менеджеру? В первую очередь для того, чтобы просчитывать последствия управленческих решений, прежде чем принимать их. При верно построенной модели можно «проиграть» различные варианты и с приемлемой вероятностью предсказать плановые результаты (например, как повлияет на себестоимость внедрение нового оборудования, насколько упадет годовая прибыль при временном закрытии точек продаж). С помощью моделей можно прогнозировать финансово-экономические результаты, планировать бюджеты, формировать платежный календарь, делать многое другое. Как представляется, многие из читателей «Финансового директора» в том или ином виде уже занимались построением экономических моделей. Поэтому хотелось бы обозначить наиболее важные и общие правила, которым нужно следовать при построении практически любой модели. Пусть это будет «памятка», которую всегда хорошо держать под рукой и с которой можно сверяться. Есть два необходимых и достаточных качества модели, которая может быть признана удачной. Модель должна быть содержательной и удобной .

Содержательной - значит, способной просчитывать качественные и осмысленные результаты. А это весьма непросто, учитывая сложность и многоаспектность бизнес-ситуации, непредсказуемость рынка и ограниченность любого модельного упрощения. Удобной - то есть простой и приятной в работе. Наши десять правил как раз про эти качества - содержание и удобство.

Пять правил содержания модели

1. Правило «целевого назначения»: при подготовке модели нужно ясно осознавать, каким целям она послужит и на выполнение каких задач ориентирована.

Основной целью модели является поддержка принятия управленческих решений. Отличие финансово-экономического моделирования от игры в «Монополию» состоит в том, что после расчетов могут последовать затраты самых что ни на есть настоящих денег, запуск реальных проектов, сокращения живых людей и согласование ощутимых рисков. Поэтому, прежде чем с головой кидаться в моделирование, нужно зафиксировать цели и задачи данной модели и результаты, которые она должна принести. Четко ответьте себе на следующие вопросы.

Могу ли я вообще обойтись без модели?

Ответ может быть таким: «Тут и так понятно, что проект и за 5 лет не окупится, можно и не считать!».

Если не могу обойтись без модели, то какую конкретную пользу мне эта модель должна принести и какой результат я ожидаю? Например: «С помощью модели я смогу спрогнозировать потребность компании в оборотных средствах в течение следующего года в зависимости от колебаний спроса на продукцию и уровня цен на материалы. Результатом будут прогнозные балансы на каждый месяц в трех вариантах: оптимистическом, пессимистическом, реалистическом».

Кто отвечает за принятие решения по результатам моделирования ? Весьма часто модель обосновывает стратегический выбор по выходу на новые рынки, поглощению другой компании (это функции генерального директора), повышению цен и внедрению бонусной системы скидок (это «вотчина» коммерческого директора), внедрению новой системы премирования (значит, не обойтись без участия директора по ) и т.д. В этом случае мы должны приложить все усилия к тому, чтобы модель не стала еще одной «мудреной новинкой» финансистов, а была полностью принята и осознана теми, кто принимает решения. Весьма часто модель обосновывает стратегический выбор по выходу на новые рынки, поглощению другой компании (это функции генерального директора), повышению цен и внедрению бонусной системы скидок (это «вотчина» коммерческого директора), внедрению новой системы премирования (значит, не обойтись без участия директора по персоналу) и т.д. В этом случае мы должны приложить все усилия к тому, чтобы модель не стала еще одной «мудреной новинкой» финансистов, а была полностью принята и осознана теми, кто принимает решения.

Определенность задач, которые решает модель, и фиксация перечня ее пользователей определяют всю логику построения модели:

  • какие показатели мы используем, какие математические связи закладываем, какую часть организации или проекта описываем и т.д. Нужно четко определить:
  • какие показатели у нас будут моделируемыми - свободно изменяемыми, так как в реальности мы действительно можем на них повлиять: цены на нашу продукцию, объем нормативного запаса, количество нанятых сотрудников и др. (рис. 1);
  • какие показатели будут сценарными - не зависящими от наших решений, например, цены на основные материалы от поставщиков, уровень инфляции, курсы валют и т.п. Их мы также будем менять, чтобы рассматривать различные сценарии развития событий;
  • какие показатели будут результирующими - отражающими интересующие нас последствия наших решений. Если нам достаточно финансовых результатов, то удобнее всего эти показатели выводить в виде трех стандартных прогнозных отчетов: балансов, отчетов о прибылях и убытках, кэш-фло (отчет о движении денежных средств).

Рис. 1. Стандартная конфигурация финансово-экономической модели

Ясная постановка целей и задач играет еще одну важную роль. Кроме понимания того, что необходимо закладывать в модель, мы понимаем, что в нее не надо закладывать . Модель должна быть сфокусированной, то есть содержащей только те элементы и связи, которые нужны для решения задачи. Например, если нам необходимо оперативно принять принципиальное решение о запуске или отказе от нового продукта, нужно быстро подготовить гибкую модель с самыми важными показателями окупаемости. Не устояв перед соблазном углубиться в детальные расчеты (вплоть до технико-экономического обоснования), мы потеряем время и не решим поставленной задачи по принятию решения.

Помните, что всегда нужно стремиться к упрощению, насколько это возможно. Ведь если мы не строим эконометрические модели для Федеральной резервной системы США, а лишь хотим «прикинуть» фонд оплаты труда для нового отдела, то, конечно, здесь можно обойтись без уравнений множественной регрессии, стохастических процессов и другого наследия Нобелевских лауреатов по экономике.

2. Правило «адекватности»: модель должна в существенных аспектах отражать реальность хозяйственной деятельности предприятия, отрасли и рынка, а не оперировать мнимыми величинами.

3. Правило «ограничений»: в модель закладывается не все подряд, а наиболее важные параметры и взаимосвязи.

Как было указано ранее, модель должна быть «сфокусированной», то есть содержащей только те элементы и связи, которые необходимы для целей модели. Но при подготовке расчетов велик соблазн учесть все возможные (даже самые незначительные) факторы, которые могут повлиять на итоговый результат. Как раз этого делать категорически нельзя по двум причинам.

Во-первых, как известно, 20% причин определяют результат на 80%. Конечно, о соотношении 20/80 можно спорить, но в любом случае у нас нет никакого морального права растрачивать свое время на незначительные факторы. Идеальная карта местности - карта размером с местность, но тогда зачем нам такая карта? Если наша модель и без того отражает ситуацию на 80%, то «карта» такого масштаба уже в достаточной степени информативна. Дальнейшая детализация скажется на полезности модели не так сильно, хотя займет много времени.

Во-вторых, нужно помнить, что мы создаем именно модель, а сама сущность модели заключается в некотором упрощении . Попытка загнать в упрощенную имитацию действительности все возможные факторы без тонкого и тщательного анализа может исказить ее, ведь с каждым новым параметром растет риск расчетной ошибки.

4. Правило «проверки»: модель необходимо тестировать, то есть соотносить с данными учета, а также согласовывать с экспертами.

Всегда помните, что ваша модель может, что называется, «оторваться от земли» - перестать адекватно отражать экономическую суть моделируемых процессов. Это может быть связано с банальной нехваткой данных, неверным их истолкованием, недостаточным пониманием нюансов бизнеса или динамики рынка. При подготовке модели обращайте внимание на то, верно ли соотносятся показатели с учетной политикой компании (использование разных методик учета может существенно исказить данные). Чтобы модель не стала «вещью в себе», показывайте ее тем, кто близко знаком с данным бизнесом, понимает рынок или просто хорошо осведомлен о некоторых особенностях конкретного проекта или компании. Вам с высокой вероятностью укажут на многие «ляпы» и неточности. Даже если вы считаете себя умудренным экспертом в этой области, «незамыленный» взгляд со стороны может принести новые идеи и удачные поправки. Другой способ проверки работоспособности модели - расчет на «контрольном примере». Например, можно загрузить данные за прошлый отчетный период и проверить, совпадают ли расчетные результаты в модели с фактическими. Анализ возникших отклонений позволит точнее настроить расчетную логику модели.

5. Правило «актуальности»: в процессе подготовки или расчетов модель не должна «отставать» от возможных изменений в реальности.

Как правило, модели ценны не сами по себе, а по той причине, что представляют собой рабочий инструмент для принятия решений. Этот инструмент должен быть готов и работоспособен к тому моменту, когда будут осуществляться конечные расчеты. При этом, когда модель будет «вылизана», она может уже безнадежно устареть с точки зрения содержания. Рыночные условия, бизнес-ситуация, внутренняя структура компаний и проектов, даже законодательство и учетная политика - все это меняется. Запоздалое понимание этого может перечеркнуть все усилия по построению модели.

Поэтому не забывайте проверять, не содержит ли модель устаревших элементов. Если у вас есть представление о крайнем сроке, до которого существенных изменений не должно произойти, составьте график подготовки модели и старайтесь ему следовать. Итак, мы рассказали про пять правил, касающихся содержания модели. Но даже самая продуманная модель может быть безнадежно погребена под бременем своего слишком сложного и/или бездарного технического исполнения. Поэтому сформулируем еще правила удобства модели. Следуя им, разработчик не допустит того, чтобы хорошо продуманная модель оказалась бесполезной из-за неудобного технического исполнения.

Пять правил удобства модели

1. Правило «юзабилити»: техническое воплощение модели определяется запросами и особенностями ее пользователей и должно быть интуитивно понятным для работы.

Так же как правило «целевого назначения» является золотым для правил содержания, так и правило «юзабилити» является важнейшим для правил удобства. Юзабилити - это концепция удобства пользования интерфейсом программных средств, заключающаяся в логичности, простоте и интуитивной понятности всех элементов управления. Этот же термин можно применить к работе с моделями. Если с моделью будут работать другие, постарайтесь отнестись к пользователям как к VIP-клиентам. Изучите клиента, подумайте, насколько он «дружит» с программными средствами, что ему удобно, а что не очень. Такая клиент-ориентированность поможет понять, в какой программной «оболочке» лучше всего реализовать модель, насколько ее можно упростить (а может, наоборот, не тратить на это время), как сделать процесс работы с ней максимально простым. Даже если вы делаете модель исключительно для себя, помните, что, вернувшись к ней через год, можете не разобраться в своих «навороченных» расчетах, если они не будут качественно исполнены технически.

2. Правило «приборной доски»: ввод моделируемых данных и вывод основных результатов должны располагаться рядом друг с другом.

У вас может быть сколько угодно промежуточных расчетов и они могут рассчитываться где угодно. Но постарайтесь сделать так, чтобы конечные и важные результирующие показатели находились рядом с моделируемыми, то есть теми, которые можно изменять вручную. Это даст возможность при введении данных сразу видеть, «не отходя от кассы», как инициативы повлияли на итоговый результат.

Хорошо, если в модели можно видеть слева «панель управления» - моделируемые параметры, на которые мы «нажимаем», а справа - «приборную доску», где немедленно отражаются индикаторы: ключевые финансовые показатели, результаты внесенных изменений (рис. 2). Например, подняли цены на определенный процент, спрогнозировали объем продаж, запланировали рекламные затраты - и тут же увидели, насколько увеличилась прибыль, как изменилась структура баланса и потребуется ли дополнительное кредитование. Просто и виртуозно!

Рис. 2. Пример «приборной доски» модели банка

3. Правило «устойчивости»: необходимо свести к минимуму возможность «расстройства» модели из-за неверного ее использования.

Компьютерная оболочка экономических построений, особенно если это простой Excel, очень уязвима для различных «расстройств». Лишний раз ввели текст вместо цифры, указали несуществующий код, поделили где-нибудь на «ноль» - и модель полностью «поплыла» и стала совершенно непригодной для работы. Старайтесь по возможности делать модель устойчивой к такого рода проблемам. Каким образом?

Во-первых, с помощью запрета на исправление ячеек с алгоритмами. Защищайте все необходимое от редактирования - так вы обезопасите их от непреднамеренного повреждения.

Во-вторых, введите процедуру проверки. В модели должны быть контрольные суммы и индикаторы, показывающие, что расчеты нигде не нарушены. В-третьих… Наверное, перечислять можно долго. Поэтому лучше всего в процессе подготовки отдайте модель кому-нибудь «поиграться». Поверьте, скорее всего, через несколько часов она вернется к вам совершенно «неработоспособной». Посмотрите, из-за чего это произошло, и постарайтесь минимизировать эти риски.

4. Правило «визуализации»: потенциал цвета, шрифтов, диаграмм и графиков должен использоваться активно и содержательно.

Не стесняйтесь «раскрашивать» строки, выделять наиболее важные данные, выводить графики для динамических величин, диаграммы для сравнений и т.п. Время работы с моделью существенно сократится, если вам не нужно будет каждый раз, глядя на стройный ряд молчащих цифр, прикидывать в уме, что же все это значит. Ясная графическая поддержка облегчает работу и концентрирует наше мышление. Кроме того, потом гораздо проще готовить презентацию результатов - можно сразу копировать из модели графики, диаграммы и содержательно оформленные таблицы. При этом, конечно, нужно соблюдать умеренность. Если у вас светло-зеленым отражена кредиторская задолженность, ядовито-салатовым дебиторская, кроваво-красным - убытки, нежно-розовым - запасы и все это «накрыто» плотным слоем диаграмм без названий и подписей, то работа с такой моделью может стать не самым приятным занятием.

5. Правило «гибкости»: цепочка расчетов в модели должна быть прозрачной и легко поддающейся корректировке и исправлению.

При работе с будто бы готовой моделью обязательно возникнут не предвиденные ранее ошибки, понадобится корректировка формул, изменение исходных данных и т.п. Надо понимать, что это абсолютно неизбежно даже при самом проницательном разработчике. И если создатели модели в погоне за удобством «загнали» все сложные расчеты куда подальше - это может сыграть с ними злую шутку. Если понадобится «чуть-чуть» подкорректировать модель, мы можем уже десять раз забыть, что, где и как считалось. Поэтому пусть формулы будут подписаны, самые важные связи - объяснены в примечаниях, а структура модели - логична и последовательна. Лучше уделить одну минуту написанию примечания, чем потом потратить часы на поиск и восстановление логики всех связей и цифр. Это сначала нам кажется, что мы помним все, что сделали. Пусть модель не будет «черным ящиком» - она должна прозрачно показывать не только ввод и результаты, но и логику связей и их изменений. Напоследок - краткая памятка со всеми десятью правилами (см. таблицу).

Удачи вам, коллеги, в «модельном» деле!

ТАБЛИЦА

Десять правил удачной финансово-экономической модели

ПЯТЬ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ

Правило «целевого назначения»

При подготовке модели нужно ясно осознавать, каким целям она послужит и на выполнение каких задач ориентирована

Правило «адекватности»

Модель должна отражать реальность, а не оперировать мнимыми величинами

Правило «ограничений»

В модель закладывается не все подряд, а наиболее важные параметры и взаимосвязи, необходимые для решения задач модели

Правило «проверки»

Модель необходимо тестировать: соотносить с данными учета, согласовывать с экспертами, проверять на имеющихся данных

Правило «актуальности»

В процессе подготовки или расчетов модель не должна «отставать» от возможных изменений в реальности

ПЯТЬ ПРАВИЛ УДОБСТВА

Правило «юзабилити»

Техническое воплощение модели определяется запросами и особенностями ее пользователей и должно быть интуитивно понятным для работы

Правило «приборной доски»

Ввод моделируемых данных и вывод основных результатов должны располагаться рядом друг с другом

Правило «визуализации»

Потенциал цвета, шрифтов, диаграмм и графиков должен использоваться активно и содержательно

Правило «устойчивости»

Необходимо свести к минимуму возможность «расстройства» модели из-за неверного ее использования

Правило «гибкости»

Цепочка расчетов в модели должна быть прозрачной и легко поддающейся корректировке и исправлению

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Экономические модели должны отвечать ряду требований:

  • содержательность;
  • реалистичность принятых посылок и допущений;
  • возможность построения прогнозов;
  • возможность информационного обеспечения;
  • возможность проверки.

Среди экономистов нет общего мнения, какие требования отнести к приоритетным.

Основные этапы создания экономической модели

Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов:

  • отбор переменных;
  • определение допущений, которые необходимо сделать чтобы не усложнять модель;
  • выдвижение одного или несколько предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров;

Переменные, используемые в теории — это конкретные величины, имеющие различное значение.

Различают эндогенные и экзогенные переменные:

Эндогенные переменные — это переменные, которые непосредственно входят в модель, являясь объектов изучения (в нашем примере это количество товаров: зерно и ракеты)

Экзогенные переменные — это переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения (в нашем примере, на количество товаров, производимых обществом оказывают влияние наличие и уровень технологии). Для удобства их принимают за постоянные величины.

Допущения (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. (в модели к таким допущениям относятся: ограничение производства двумя товарами, заданный объем ресурсов, постоянный уровень научно-технического прогресса, отсутствие внешнеэкономических связей).

Гипотеза — основной элемент модели. Гипотеза — это попытка объяснить в одном утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные.

В нашем примере, анализ поведения общества в условиях позволяет заметить, что некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производство определенного количества другого товара и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства.

Гипотезы, как правило, предполагают формирование функциональной зависимости между неизвестными в виде формулы, таблицы и графика.

Основные типы экономических моделей

В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: , предельный доход, и т.п. Данный анализ принято называть (от англ. margin).

Модели используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.

Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение: какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.

Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.

Типы экономических моделей

Как наука экономическая теория имеет не только собственный предмет (что изучается), но и особые методы исследования (как изучается). Важнейшим методом является построение экономических моделей.

Моделями мы широко пользуемся в нашей повседневной жизни, даже не осознавая это. Типичная модель — карта города, т.е. его описанный по определенным правилам образ. На ней мы видим расположение улиц и транспортных магистралей, интересующих нас объектов. Такая карта не содержит, однако, информации, представляющейся в данном случае неважной (время работы магазинов, чистота улиц, состояние дорожного покрытия и т.д.).

Аналогично экономическая модель представляет собой упрошенное формальное описание интересующих нас сторон экономического явления.

Модели бывают двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп и показывают, как экономические агенты (их группы) максимизируют свое благосостояние. Примерами могут являться модель поведения фирмы, модель поведения отдельного потребителя. Равновесные модели нужны для изучения взаимоотношений между экономическими агентами и их группами. Пример — модель формирования рыночной цены под воздействием спроса всех покупателей и предложения всех продавцов.

Хорошая экономическая модель обладает рядом свойств:

  • она не перегружена деталями, содержащейся в ней информации должно быть не больше, чем необходимо для решения поставленной задачи;
  • посылки и допущения модели содержательны и реалистичны;
  • есть возможность собрать информацию, соответствующую условиям модели;
  • модель позволяет объяснить и предсказать реально наблюдаемые экономические явления.

Очень большую роль в экономике играют математические модели. Их применение позволяет не просто делать общие предположения относительно разных событий, но достаточно точно рассчитать количественные последствия тех или иных решений и тем самым дать конкретные рекомендации правительству и бизнесу. Вот, например, весьма актуальный вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сторонники вступления говорят о его плюсах, противники акцентируют внимание на минусах, но только грамотные экономисты на основе эконометриче- ских моделей могут сказать: «Здесь выигрыш составит примерно столько-то, а в этой сфере весьма вероятны такие-то потери».

Модели строятся для нормативного и позитивного анализа. Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки. Такой анализ отвечает на вопросы типа: «Что и почему происходит в экономике сегодня?», «Что и почему происходило вчера?», «Что будет, если?..» Например, русский богатырь на распутье видит указатели: «Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — голову потеряешь» и т.д. Все это — типичные примеры позитивных утверждений.

Напротив, нормативный анализ содержит оценку желательности тех или иных последствий. Круг его вопросов: «Что надо сделать, чтобы?..» Нормативный анализ содержит, следовательно, рекомендательную часть. Между двумя этими видами анализа существует тесная взаимосвязь: нормативные утверждения влияют на выбор предмета позитивного анализа, тогда как результаты последнего облегчают достижение нормативных целей.

Например, признано необходимым сократить инфляцию в экономике. Это нормативное утверждение. Но достичь данной цели можно по-разному:

  • повысив налоги для сокращения дефицита государственного бюджета;
  • уменьшив государственные расходы;
  • заморозив цены на основные виды сырья и энергоносителей;
  • ограничив рост курса доллара по отношению к рублю и т.д.

Выбрать лучший способ позволит позитивный анализ. Например, повышение налогов приведет к тому-то и тому-то, уменьшение государственных расходов — к тому-то и тому-то... Экономическая теория не избавляет, таким образом, людей от выбора, но позволяет сделать этот выбор более осознанным и ответственным.

Традиционная экономика.

Системы «чистого» капитализма, командной экономики и смешанных форм (о них разговор ниже) относятся к характеристике индустриально развитых стран: стран развитого капитализма, стран бывшей мировой социалистической системы и некоторых развивающихся стран, например, так называемых новых индустриальных держав – Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, Тайваня.

Во всех остальных странах, а их около 140, существуют традиционные системы . Впрочем, в том виде, в каком описывается традиционная система ниже, она существует в 98–100 странах. Остальные 40 стран находятся в переходном состоянии от традиционной системы к индустриальным обществам. И в этом смысле их нельзя отнести к традиционной системе, как и к «чистому» капитализму или командной системе. Например, Бразилия, Мексика в Америке, Алжир и Египет в Африке, страны Персидского залива в Азии.

Традиционная экономика – это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.

Основные специфические черты традиционной системы следующие.

1.Производство, распределение и обмен базируются на обычаях, традициях, культовых обрядах.

2. Социально-экономический застой четко выражен, ибо темп воспроизводства заметен только в течение нескольких десятков лет. Эта система не способна к прогрессу.

3. Технический прогресс резко ограничен, так как объективно несет угрозу устоям традиционного общества. Применяются отсталые технологии.

4. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

5. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

6. Для общества с традиционной экономикой характерны: неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда. Ручной труд преобладает над машинным, очевидна незащищенность общества и экономики от воздействия любых внешних факторов.

7. Характерна гигантская внешняя финансовая задолженность, притом в таких масштабах, что эти страны никогда не смогут ее ликвидировать традиционными способами.

8. В силу всего сказанного выше – исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике этих стран.

9. Для стран с традиционной экономикой характерна многоукладность, т. е. существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натурально-общинное хозяйство – на общинной форме собственности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников – на мелкой частной собственности.

Различаются уклады и тем, как принимаются экономические решения. В рамках натурально-общинного уклада решения принимаются советом старейшин или главой рода. Крестьяне и ремесленники осуществляют такие решения самостоятельно. Большую роль в странах с традиционной экономикой в принятии экономических решений играет государство.

Еще одна группа различий между укладами связана со стимулами к ведению хозяйства.

В натурально-общинном укладе стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности. Мелкотоварное производство крестьян и ремесленников ориентируется не только на удовлетворение потребностей, но и на получение прибыли.

В то же время традиционная система отличается предсказуе­мостью и стабильностью.

В силу сказанного, страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов в мировое хозяйство, служат рынком сбыта готовой продукции, выступают как аграрно-сырьевой придаток бывших своих метрополий, ныне индустриально развитых капиталистических государств.

Таким образом, традиционная экономика это экономическая система, в которой господствует частная собственность, а традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы.

Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на освященных столетиями обычаях. Технический прогресс с большими трудностями проникает в такие системы, так как вступает в противоречия с традициями.

Рыночная экономика («Чистый» капитализм, капитализм эпохи свободной конкуренции).

Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.

Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.

Характерные черты

1. Частная собственность на средства производ­ства и природные ресу­рсы.

2. Саморегулирование экономики. Рынок координирует хозяйственную деятельность людей и управляет ею.

3. Главный стимул эконо­мической активности – личная выгода. Поведение участников системы мотивировано личными, эгоистическими интересами. Но именно таким образом, через преследование собственных интересов, достигается обеспечение общественных интересов.

4. Соблюдаются принципы свободы предпринимательства и выбора. Владелец капитала обладает свободой вкладывать капитал куда, когда, где угодно самому владельцу. Запретных отраслей для свободного предпринимательства нет. Аналогично и для потребителя.

5. Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимума прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично.

6. В системе наличествует множество производителей и потребителей одного и того же продукта, притом в такой степени, что банкротство или приход в рыночную систему десятков новых производителей существенного значения для рынка не имеет.

7. Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них не имеет реальной экономической власти, чтобы как-то менять ситуацию на рынке.

8. В результате действия чистой, или совершенной, конкуренции достигается максимальная эффективность использования ресурсов и обеспечивается господство принципа: максимум прибыли при минимуме издержек.

9. Минимум вмешатель­ства государства в эко­номику. Предполагается, что реальной необходимости во вмешательстве государства в функционирование системы «чистого» капитализма нет.

10. Действует принцип: производится только то, что покупается.

Необходимо заметить, что экономической системы, отвечающей всем этим десяти требованиям, не существовало никогда и не существует сейчас. Это, скорее, некий идеал рыночной системы, к которому капиталистическая система должна была стремиться.

Если сгруппировать основные черты, «плюсы» и «минусы» рыночной системы, то картина предстанет следующая (табл. 1).

Таблица 1. – Характеристика рыночной системы

Основные черты

Основные «плюсы»

Основные «минусы»

Частная собственность на средства производ­ства и природные ресу­рсы

Свобода предпринима­тельства

Свобода выбора эконо­мических партнеров

Саморегулирование экономики

Множество самостоя­тельно действующих продавцов и покупате­лей

Минимум вмешатель­ства государства в эко­номику

Главный стимул эконо­мической активности - личная выгода

Стимулируется высокая эффективность и пред­приимчивость

Отторгаются неэффек­тивные и ненужные производства

Рынок насыщен това­рами

У потребителей имеется больше прав и возмож­ностей

Нет большого аппарата управленцев

Осуществляется в основном справедливое рас­пределение доходов, т.е. больше получают те, кто больше и лучше работает или вкладыва­ет больше средств в производство

Усиливается неравен­ство в обществе

Экономика нестабильна, ее развитие регулярно прерывается кризисами

Нет заботы о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ

Проявляется безразли­чие к ущербу, который наносит бизнес челове­ку и природе

Возникают монополии, снижающие эффектив­ность экономики

Таким образом, рыночная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, самостоятельно, независимо друг от друга принимаемых частными лицами и фирмами, преследующими свои собственные цели. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные вопросы экономики.

Командная экономика (западная терминология), или административно-хозяйственная система (отечественная терминология).

Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности.

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер.

Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951 г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.

В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого является отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций. Господство административных методов в бывших социалистических странах привело к постоянному дефициту товаров и услуг, что позволило венгерскому экономисту Я. Корнаи назвать такую экономику «экономикой дефицита».

Характерные черты , этой экономической системы следующие.

1. Общественная собственность на факторы производства (ресурсы). Ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому в отдельности не принадлежат, даже хозяйствующим субъектам.

2. Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3. Централизованное снабжение предприятий ресурсами для выполнения государственных планов.

4. Централизованное, сознательное установление народнохо­зяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления.

5. Централизованное распределение предметов потребления.

6. Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда – монополизм производителей.

7. Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей.

8. В итоге: господство производителя над потребителем. На рынках при такой системе покупается только то, что производится. Выбора у потребителя нет. Общественная оценка труда производителя искажается и, рано или поздно, становится ложной, субъективной. Эффективность системы неуклонно падает.

Однако и такая система в чистом виде нигде в мире не существовала. С той или иной степенью приближения к приведенной схеме она господствовала в СССР и странах мировой социалисти­ческой системы. Анализируемая система, хотя и располагала множеством достоинств (о них чуть ниже), все же не могла не прийти в экономический и социальный тупик.

Недостатки плановой системы

1. Общественная собственность уста­навливалась директивно при отсутствии на то экономических и социальных условий и оснований. Такое установление начали с того, к чему должны были прийти в результате длительного развития плановой системы. Артели, кооперативы, а затем колхозы постепенно превратились, по существу, в составную часть государственной, общественной собственности, были интегрированы в нее, перестав быть самостоятельными формами собственности.

2. Экономика плановой системы со временем неминуемо превратилась в затратную.

Во-первых, из-за отсутствия конкуренции возможность учета общественных затрат была сведена к нулю.

Во-вторых, если по плану было положено израсходовать определенные средства – их и надо было израсходовать. Экономия средств декларировалась, как бы поощрялась, но на следующий год фонды урезались именно на сумму сэкономленного.

3. Огромные трудности в реализации результатов НИОКР. Практически исчезал стимул у непосредственных производителей к внедрению в производство достижений научно-технического прогресса, а следовательно, тормозится и сам НТП.

4. Несовершенство трудовых отношений привело к тому, что труд стал делиться на производительный и непроизводительный. Соответственно указанные виды труда и оплачивались: первый – выше, второй – ниже. Ко второму виду, например, относился труд учителей и медицинских работников, научной и педагогической интеллигенции, инженерно-технического персонала, работников духовной сферы – артистов, художников, композиторов и т.д. По существу, умственный труд был не востребован при командной экономике.

5. Существовал колоссальный разрыв в уровнях применяемых технологий в гражданских и военных отраслях народного хозяйства. Достижения в технологиях военно-промышленного комплекса практически не передавались в гражданские, ВПК превратился в государство в государстве.

6. Формировался уровень жизни населения, удовлетворявший только минимальные потребности людей, и происходило это на фоне колоссальных привилегий партийной, советской и хозяйственной элиты.

В то же время плановая система обладала рядом исключительных достоинств , ценность которых особенно заметна после их потери.

1. Устойчивое экономическое развитие. Отсутствие инфляции и резких циклических колебаний в экономике.

2. Гарантированная социальная защищенность населения. Как результат – уверенность людей в своем будущем.

3. Право на труд. Отсутствие безработицы.

4. Относительное равенство всех граждан в доступности образования, здравоохранения, достижений культуры.

5. Всемерная поддержка науки, фундаментальных и прикладных исследований.

6. Воспитание молодежи в духе высокой нравственности и морали.

И как итог приведенных достоинств –

7. Способность концентрации значительных ресурсов в отдельных сферах хозяйствования для решения наиболее острых, крупных социальных и экономических проблем.

Таким образом, командная (плановая) экономика – централизованно-управляемая экономическая система, базирующаяся на государственной собственности, в которой ответы на все основные вопросы экономики дает государство.

Все основные ресурсы составляют собственность государства, и именно оно координирует действия хозяйствующих субъектов: распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, решая, что производить, какими способами производить, как распределять произведенные товары.

Все эти решения принимаются на основе долговременных планов, часто приводящих к отрыву производства от непрерывно меняющихся потребностей общества.

Смешанная экономика

Необходимо отметить, что в настоящее время, абсолютно рыночной экономики не существует. В каждой стране государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем.

В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, не выгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; стимулируя научно-технический прогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, государство корректирует рыночное распределение продукта. Таким образом, для большинства развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Действительно, в чистом виде реализовать ту или иную экономическую систему не представляется возможным. Если экономическая система США была и есть ближе к «чистому» капитализму, а бывшего СССР – к командной экономике, то ни там, ни тут системы не были действительно чистыми.

В СССР в той или иной форме сохранилась частная собственность, а относительная экономическая самостоятельность социалистических предприятий, хозяйственный расчет, наличие усеченного, но все же рынка смягчали тоталитарность господствующей системы.

В США же на долю государственного сектора уже сейчас приходится около 30% промышленного производства. И хотя государственные предприятия действуют в условиях рыночной системы, свойства «чистого» капитализма сильно смягчаются регулирующим воздействием госсобственности, кредитно-финансовой политикой государства.

Социально ориентированная смешанная экономика

Социально ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: «социальность» и «смешанность». Они сформировались и тем более объединились в единую систему не сразу и представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической системы хозяйства.

Методологические основы теории «социального рыночного хозяйства» были заложены еще в 30-40-е гг. ушедшего столетия авторами «теории порядка». Ими являются: В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее интересны взгляды профессора Фрейбургского университета, основоположника Фрейбургской школы Вальтера Ойкена (1891–1950).

Он ввел в научный оборот понятие «хозяйственный порядок» и определил два его идеальных типа: «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное» (меновое).

По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным.

Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.

Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции.

Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих.

В-третьих, государство обязано проводить правильную денежную политику. Соблюдая эти условия, государство обеспечивает в стране «хозяйственный порядок».

«Теория порядка» явилась предтечей концепции «социального рыночного хозяйства», одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897–1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим – «централизованно управляемое хозяйство» – рухнул, а «меновое (рыночное) хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок». В стране царила гиперинфляция, деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). Порядок был настолько необходим, что без него было немыслимо возрождение страны. Поэтому разработанная в 30-40-е гг. «теория порядка» послужила методологической основой создания социального рыночного хозяйства ФРГ.

В определении понятия «смешанная экономика» у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Одни ученые считаю, что смешанная экономика – это та, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства». Здесь налицо указание на два начала: «план» и «рынок»: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами… Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике» 1 . Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – «рынок» и «государство».

По мнению других ученых, «рынок» и «государство» являются логически непротивопоставимыми элементами: «рынку» можно противопоставить только «нерынок», т. е. «рыночной» организации производства – «нерыночную», а «государственному» (общественному) – «негосударственное» (частное).

Смешанная экономика пребывает между «чисто рыночной» и «чисто нерыночной» 2 . Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание.

Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании «рыночного» и «нерыночного» секторов экономики, в выяснении соотношения между «невидимой рукой рынка» и «регулирующей рукой государства», в изучении возможности использования «плана» и «рынка».

Модели смешанной экономики

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель . Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

1) система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

2) обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

3) главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

1) в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

2) в развитии ВПК;

3) в финансировании НИОКР;

4) в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР.

Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период.

Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

1) обширным государственным сектором;

2) высокоразвитым крупным частным бизнесом;

3) укладами, оставшимися от раннего капитализма;

4) большим удельным весом малого бизнеса;

5) развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом.

Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой.

Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы.

Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам.

Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала.

Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства.

Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами.

Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления.

Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда.

Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой.

Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу.

Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия.

Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено.

Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира.

В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения.

Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.


Хозяйственная деятельность всегда является определенным образом организованной и осуществляется в соответствующих экономических взаимоотношениях, возникающих между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товаров. Экономические отношения формируются в процессе удовлетворения материальных потребностей людей, предприятий и государства, которое возможно при систематическом обновлении производства, в котором воспроизводятся материальные блага, экономические ресурсы, производственные отношения и регулирующие их механизмы.

По способу организации движения в процессе хозяйствования ресурсов, товаров и доходов можно выделить следующие модели экономики: командно-административная, рыночная, социально-ориентированная (смешанная).

Рассматривая ту или иную модель целесообразно определить, кто решает вопросы:

Что следует производить? - как следует производить? - как должен распределяться результат предпринимательской деятельности?

Экономические системы различаются, в основном, по двум признакам: по форме собственности на средства производства и управлением экономики. Характер экономического механизма функционирования предприятий определяют соответствующие типы экономических систем. Каждое общество выбирает соответствующую систему экономики.

Командно-административная экономика. Основными характерными ее чертами являются государственная собственность на все имущественные ресурсы и централизованное экономическое планирование. Предприятиям приходит план хозяйственной деятельности с определением покупателей и выделяется необходимое количество материальных ресурсов с определением их поставщиков. В этой модели государственный план является законом для хозяйствующих субъектов. Что производить определяло государство, как производить (технологии, оплату труда и т.п.) устанавливало государство, для кого производить определяло государство через план реализации товаров по установленным ценам. Конечно, при такой модели хозяйствования субъекты предпринимательской деятельности не могли повлиять на эффективность использования ресурсов и формирования доходов.

Рыночная экономика. Эта модель держится на частной собственности и свободной предпринимательской деятельности. Каждый наемный работник и предприниматель стремится увеличить свой доход на основе индивидуального принятия решений. Движущей силой экономического роста выступает конкуренция, условием существования которой является наличие многих покупателей и продавцов каждого товара и ресурса, что действуют самостоятельно.

Рыночная экономика имеет большие преимущества, но и у нее есть недостатки. Рынок плохо реагирует на общегосударственные нужды, потому что они не обеспечивают частному бизнесу прибылей. Механизм рыночной экономики не гарантирует социальной справедливости, ее чисто рыночное регулирование сопровождается значительной и ничем не оправданной дифференциацией доходов участников хозяйственной деятельности, которые зависят не только от вложенных труда и капитала, таланта и предприимчивости хозяина, но и от везения, стечения обстоятельств и т.д.

Социально-ориентированная (смешанная) экономика. Экономические модели, которые действуют реально, являются чем-то средним между рыночной и командно-административной экономикой и дают возможность определенным образом ограничить их недостатки. При этом хозяйственную деятельность предприятий регулируют два механизмы экономических отношений: рыночный и государственный. Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает вмешательство государства в формирование правовых основ функционирования рынка и обеспечения благосостояния не только частному лицу, но и всем гражданам государства. На практике внедрение идеи социально-ориентированной рыночной экономики означает обеспечение общих потребностей, справедливое вознаграждение за труд, безопасность и здоровые условия труда, свободу предпринимательства и ограничения монополизма, поддержку со стороны государства собственных товаропроизводителей и т.д. При смешанной экономике ни рынок, ни государство не господствуют полностью. Наряду со стихийными регуляторами рынка активную роль в экономических процессах играет государство.

Государство должно, с одной стороны, стимулировать предпринимательскую деятельность, с другой стороны - в полной мере учитывать интересы каждой личности и общества, а с третьего - способствовать охране окружающей среды.

Развитие экономики и благосостояния народа осуществляется автоматически по законам спроса и предложения, проявляющихся на рынках товаров, недвижимого имущества, услуг, финансов и других, где цена, экономические решения подвергаются гласности, где каждая экономическая единица в среде конкуренции стремится получить свою выгоду на основе индивидуального принятия решения. С помощью законодательства государство выполняет роль арбитра при решении проблем, которые возникают между различными участниками хозяйственной деятельности. Разрешено делать все, что не делает ущерб обществу и отдельному человеку и окружающей среде.

Компания MebelCafe.ru предлагает стулья для кафе различного дизайна, стиля и размера. Многие клиенты уже приобрели себе инвентарь для общепита в этой кмпании и не пожалели. Приемлемые цены и богатый выбор - вот что отличает магазин Мебелькафе.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...