Экономическая интеграция. Валютная интеграция в рамках еэп


Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.

- (англ. harmonization of monetary policies) - процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Одна из объективных тенденций совр. междунар. экономии, отношений - формирование регион, интеграц. объединений, порождаемое научно-технич. революцией, интенсивной централизацией и концентрацией произ-ва и капитала и возникающей вследствие этого потребностью в преодолении противоречия между интернационализацией всех сфер мирохоз. связей, с одной стороны, и существованием отд. относительно обособл. национально-хозяйств. комплексов - с другой.


В.и. - неотъемлемая составная часть регион. интеграции. Термин В.и. используется в отечеств, научной лит-ре неск. десятилетий, является устоявшимся понятием, хотя точнее был бы термин «монетарная интеграция», поскольку англ. слово «monetary» и его эквиваленты на др. языках означают не только «валютная» , но и «денежная» .


Это естественно, поскольку в условиях развитого рыночного хоз-ва и конвертируемости валют грань между инструментами ден. и валютной политики провести сложно. Следовательно, В.и. происходит как в валютной, так и в ден. сфере. В.и. в системе мирохоз. связей принадлежит особое место, обусловл. тем, что, во-первых, это неотъемлемая часть регион, интеграции в целом, в основе к-рой лежит интеграция произ-ва; во-вторых, это подсистема мировой валютной системы.


В результате В.и. теснее связа-нас процессами воспроиз-ва и оказывает на них более сильное воздействие, чем ост. валютные отношения. Налицо прямая и обратная связь между регион, эко-номич, интеграцией и неразрывным с ней процессом В.и.


Последняя, являясь следствием усиления взаимозависимости и взаимопереплетения экономик интегрируемых стран, интернационализации хоз. жизни, представляет собой одновременно предпосылку углубления экономия, интеграции, так как предполагает ликвидацию ограничений валютного и денежного характера, мешающих наиболее полному использованию возможностей интегрирующихся рынков.


В процессе В.и. создается специфич. валютный механизм на межгос. и наднац. основах. Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, В.и. приводит к формированию регион, группировок с целью коллективного регулирования валютных отношений.


Развитие интеграц. процессов в валютной сфере предполагает высокую степень координации гл. аспектов хоз. политики стран-членов интеграц. объединения. Материальной основой, на к-рой может быть обеспечено согласование целей и инструментов гос. регулирования экономики, служит выравнивание экономим, показателей и сближение уровней экономич. развития и экономич. структур, т.к. только в этом случае появляются общие цели политики. Т.о., одна из закономерностей регион. В.и.-экономическая конвергенция, под к-рой понимается тесная координация макроэкономических политик и сближение экономич. показателей на базе их общего улучшения.


Другой закономерностью В.и. выступает сочетание межгосударственных и наднациональных механизмов регулирования рынка при постеп. возрастании наднационального элемента. Уровень наднациональности повышается, с одной стороны, постепенно, по мере возникновения для этого необходимых предпосылок; с др. - он неодинаков в разл. слоях интеграции. Формирование наднац. органов сопровождается острыми противоречиями между странами относительно определения границ их компетенции. Высшей ступенью В.и. является экономический и валютный союз (см., напр., Европейский экономический, валютный и политический союз ).

  • Отправить другу

    Активизация интеграционных процессов России, Казахстана и Беларуси, начавшихся с таможенного союза, продолжающихся в качестве Единого экономического пространства и планирующихся как Евразийский экономический союз, включает поэтапное развитие экономической интеграции в различных сферах, в том числе и в сфере валютных и финансовых отношений трех стран. Валютно-финансовая область интеграции является одной из ключевых в процессе выстраивания архитектуры межгосударственного интеграционного объединения и, в то же время, наиболее важной в плане влияния на экономический и даже политический суверенитет стран-участниц. В связи с этим процессы интеграции в финансовой сфере должны прорабатываться с особенной тщательностью, а принимаемые решения - отличаться особой взвешенностью.

    Рассмотрим более подробно возможные направления интеграции в данной сфере, основными из которых, по нашему мнению, могут быть следующие: Интеграция в валютной сфере стран ЕЭП. Формирование общих инвестиционных инструментов. Интеграция финансовых рынков. Интеграция в валютной сфере, как правило, отождествляется с единственной возможной формой - переходом стран ЕЭП на единую валюту, и является одной из наиболее острых и дискуссионных тем, поэтому данное направление потенциальной интеграции необходимо рассмотреть детальнее. К настоящему времени о целесообразности такой формы интеграции делались заявления на разном уровне, начиная с предложения Н.А.Назарбаева о наднациональной валюте «алтын».

    По нашему мнению, введение единой валюты категорически нецелесообразно ни в какой форме интеграционного объединения и ни в какие сроки - ни через пять, ни через 10, ни через 20-30 лет. Одна валюта может быть только в одном государстве. Однако нецелесообразность введения единой валюты как общего платежного средства не означает бесперспективности других форм валютной интеграции, которые также могут быть, причем, достаточно многообразными. Среди таких форм можно упомянуть и переход на межгосударственные расчеты в какой-либо из валют стран ЕЭП, и использование валют стран-участниц другими членами ЕЭП в качестве резервных активов. Но, на наш взгляд, существуют также и перспективы для создания общей наднациональной валюты, выполняющей отдельные функции, но не замещающей национальные валюты стран-участниц - некоего аналога ЭКЮ или СДР МВФ. Основной функцией такой валюты может быть деноминирование в ней общих для нескольких стран в рамках ЕЭП инвестиционных инструментов, выпускаемых под общие же крупномасштабные совместные проекты. В перспективе такие финансовые инструменты, деноминированные в наднациональной валюте могут стать резервным активом, который будет постепенно замещать в портфелях центральных банков и суверенных фондов стран ЕЭП государственные облигации развитых стран, которые с каждым годом становятся все менее надежными в качестве резервов.

    Формирование общих в рамках ЕЭП/ЕЭС инвестиционных инструментов является, на наш взгляд, весьма актуальным и перспективным направлением финансовой интеграции, что обусловливается рядом предпосылок, в том числе таких, как: - необходимость диверсификации рисков вложения средств из национальных резервов, которые в настоящее время практически полностью состоят из долговых обязательств развитых стран с крайне низким уровнем обеспеченности реальными активами; - возможность решения крупномасштабных задач развития экономики и инфраструктуры транснационального характера, для чего требуются значительные ресурсы долгосрочного характера и относительно низкой стоимости; - повышение влияния экономики ЕЭП/ЕЭС на мировой арене посредством вступления в клуб эмитентов резервных валют и инвестиционных активов, востребованных широким кругом международных инвесторов и укрепление на этой основе стран-участниц в качестве растущего центра мировой экономической силы.

    Низкая обеспеченность долговых обязательств развитых стран ставит под серьезный вопрос сохранность резервов стран ЕЭП, хранящихся в данных обязательствах. На наш взгляд, тенденции эволюции долговой проблемы, которые наблюдаются в последние годы в таких странах, как Исландия, Ирландия, Греция, Италия свидетельствуют о высокой опасности продолжения т.н. «выборочных дефолтов» по государственным ценным бумагам и крупнейших развитых стран, долги которых в последние годы растут очень быстро и вышли далеко за пределы безопасных значений. Иными словами, весьма велика вероятность списания большой части долгов не только проблемных и небольших, но и крупнейших стран ЕС, а также США, поскольку перед лицом выбора между сохранением внутренней стабильности и выполнения обязательств перед внешними кредиторами политики данных стран неизбежно предпочтут интересы своих избирателей, что будет означать реструктуризацию большой части внешнего долга, тем более, что основными держателями этого долга являются крупные развивающиеся страны, становящиеся все более серьезными конкурентами для традиционных полюсов силы. Это значит, что в перспективе пяти - десяти лет страны ЕЭП могут столкнуться с резким уменьшением накопленных за последние годы валютных резервов.

    Вторым фактором, обусловливающим необходимость создания собственных резервных активов и отказа от существующих, является необходимость развития на имеющиеся резервные ресурсы своих экономик вместо финансирования проектов США и ЕС, зачастую направленных против стран СНГ. Также можно обратить внимание на то, что, вкладывая средства государственных резервов в зарубежные активы, страны СНГ подвергаются риску «заморозки» этих активов странами-эмитентами в случае политических осложнений, примерами чего является предвоенное замораживание счетов Ливии, Ирака, Ирана и других стран, что нецелесообразно по соображениям обеспечения экономической безопасности.

    При этом в самих странах СНГ/ЕЭП остаются нерешенными многие проблемы, на которые можно было направить резервы в случае создания адекватного инструментария их финансирования. Крупномасштабные инфраструктурные проекты, повышение обороноспособности, развитие научных учреждений, проекты по развитию человеческого капитала в здравоохранении, образовании и т.д., которые в настоящее время не реализуются из-за дефицита финансовых ресурсов, могли бы финансироваться посредством эмиссии новых инвестиционных инструментов, в которые бы направлялись резервы центральных банков стран ЕЭП. Кстати, такого рода вложения не противоречат имеющейся практике, так как и в настоящее время в портфелях резервов Банка России и Национального банка Казахстана имеются облигации, выпущенные национальными эмитентами, поэтому речь в данном случае идет не о революционно новом подходе, а о расширении существующей практики. Что же касается развитых стран, то для них размещение активов центральных банков и государственных средств в собственных государственных облигациях является нормой и носит гораздо более широкий характер.

    Наконец, важным фактором для формирования собственных резервных активов является потенциал усиления интеграции стран ЕЭП на этой основе. Укреплению интеграционного взаимодействия будет способствовать многосторонних характер проектов, финансируемых за счет эмиссии предлагаемых облигаций, что позволит повысить интерес стран к сотрудничеству в рамках данного проекта. С другой стороны, необходимость обеспечения высокой надежности международных облигаций с тем, чтобы они соответствовали статусу резервного актива, означает, что потребуется также и высокая надежность эмитентов. Поскольку основой, гарантом или «кредитором последней инстанции» для таких инструментов в конечном итоге будут страны-участники проекта, то они должны будут на согласованной основе придерживаться высоких стандартов финансовой дисциплины. Это значит, что все страны, участвующие в проекте, будут придерживаться рамок здорового состояния государственных финансов и исключат, тем самым, возникновение проблем, аналогичных тем, которые в настоящее время испытывают страны ЕС, не выполняющие положения Пакта о стабильности. В свою очередь, согласованное выполнение странами ЕЭП норм финансовой дисциплины, обусловленное проектом нового мирового резервного актива, будет означать и стандартизацию всех экономических систем и процессов, что позволит более эффективно проводить экономическую интеграцию и в других сферах.

    Ключевым вопросом в процессе создания нового класса резервных активов, эмитируемых в рамках ЕЭП, является проблема формирования адекватного механизма эмиссии. В данном случае возникает ряд серьезных проблем, без решения которых такие инструменты невозможны. К основным проблемам организации выпуска новых общих для стран ЕЭП облигаций, способных стать новым классом международных резервных активов, можно отнести следующие: проблема эмиссионного центра - органа, выпускающего данные облигации; проблема распределения средств от выпуска облигаций между странами-участницами; проблема валюты деноминирования данных финансовых инструментов.

    На наш взгляд, решение данных проблем возможно в рамках механизма, предполагающего организацию специализированной межгосударственной организации в ЕЭП, которая бы эмитировала облигации. По нашему мнению, можно предложить создание в рамках ЕЭП Евразийского фонда развития (ЕФР - условное название), который бы занимался реализацией длительных многосторонних проектов стратегического характера, требующих больших объемов финансирования, масштабные инфраструктурные проекты, реализация фундаментальных научных исследований, создание крупных медицинских, образовательных центров и т.п. Этот фонд может быть создан странами-участницами ЕЭП по аналогии с Евразийским банком развития или Евразийским антикризисным фондом и стать эмитентом долгосрочных облигаций, средства от реализации которых будут направляться в совместные проекты, работающие на все страны-члены ЕЭП. Тот факт, что данный фонд будет межгосударственной структурой, за которой стоят страны с крепкими и здоровыми финансовыми системами, позволит обеспечить надлежащую репутацию и надежность эмитируемых облигаций в глазах инвесторов и через некоторое время данные инструменты станут достаточно привлекательными для того, чтобы войти в резервы многих стран мира, а также корпоративных институциональных инвесторов.

    Проблема справедливого распределения бенефиций от участия в Евразийском фонде развития и эмиссии его облигаций может решаться на основе двух типов участия - долей участия в проектах, реализуемых на средства фонда, и участия в распределении выручки от продажи ценных бумаг. В том случае, если проект финансируется только странами-членами посредством вложения в него своих резервов, каждый из участников получает в проекте долю, пропорциональную вкладу. Если же к финансированию привлекаются третьи страны, облигации продаются широкому кругу участников, то страны-учредители фонда получают возможность участвовать в распределении будущих доходов в соответствии с долями в его уставном капитале. Возможны, впрочем, и другие варианты, особенно в тех случаях, когда облигации выпускаются под некоммерческие проекты - распределение подрядных работ, поставок товаров и услуг для проекта и пр. из стран в соответствии с их долями участия в уставном капитале фонда.

    Таким образом, введение в рамках ЕЭП нового вида финансовых инструментов - облигаций, эмитируемых межгосударственной организацией - позволит решить ряд весьма актуальных проблем экономического развития - от обеспечения сохранности государственных резервов и аккумулирования крупномасштабных финансовых ресурсов в целях долгосрочного развития до формирования на основе данных инструментов нового полюса экономической силы, подкрепленного эмиссионным центром мировых резервных активов. Последний аспект позволит, по нашему мнению, существенно повысить конкурентоспособность объединенной экономики ЕЭП/СНГ в мировом балансе полюсов экономической силы, так как обеспечит ей недостающий в настоящее время фундамент в лице мировой резервной валюты, которая, в свою очередь, станет мощным фактором привлечения иностранных инвестиционных и иных потоков в страны ЕЭП.

    Третьим важным направлением интеграции в финансовой сфере может стать углубление взаимосвязи между национальными финансовыми рынками трех стран. Можно отметить, что некоторые предпосылки для укрепления интеграции в этой области существуют - так, фондовые биржи России, Казахстана и Беларуси являются членами Международной ассоциации бирж стран , от Беларуси - БВФБ, БУТБ, от Казахстана - KASE и Центральный депозитарий, от России - РТС-ММВБ, СВМБ, СПВБ, СМВБ. Также достаточно обширна договорно-правовая база как ЕЭП, так и ЕврАзЭС - еще до начала формирования нормативной базы ЕЭП, в рамках ЕврАзЭС уже насчитывалось около двух десятков документов в области сотрудничества на финансовых рынках.

    Несмотря на столь обширную нормативную базу, призванную сблизить регулятивное поле и обеспечить интеграцию финансовых рынков стран ЕЭП, до настоящего времени эта задача остается нерешенной. Национальные законодательства по-прежнему препятствуют взаимному проникновению участников рынков, эмитентов и инвесторов на сопредельные фондовые рынки. Так, согласно исследованию ЕАБР, 29% респондентов РК владеют ценными бумагами российских эмитентов, но при этом эти бумаги приобретаются не на российском рынке, а на международных биржах в виде GDR и ADR, что также свидетельствует о наличии существенных препятствий по выходу на рынок стран-партнера по ЕЭП по сравнению с участием на рынках третьих стран, с которыми нет никаких интеграционных объединений. Также достаточно велик и интерес российских участников рынка к казахстанских финансовым инструментам.

    Очевидно, что при дальнейшей эволюции ЕЭП необходимо обеспечивать в данном объединении наряду с общим рынком товаров и рынком услуг также и функционирование общего рынка ценных бумаг, что предполагает, также, как и в предыдущих случаях равный доступ к участию в рыночных процессах на всей территории ЕЭП/ЕЭС участников, эмитентов и инвесторов из всех стран. Пока что существующие препятствия делают такой свободный доступ практически невозможным. Для формирования общего рынка ценных бумаг необходимы, на наш взгляд, следующие меры: обеспечение свободного выпуска и обращения на рынках стран - членов ЕЭП ценных бумаг эмитентов из этих стран; обеспечение свободного допуска профессиональных участников к торгам на фондовых биржах всех стран ЕЭП; стандартизация листинговых требований фондовых бирж России, Казахстана и Беларуси; интеграция кастодиальных систем и регистраторов для снятия ограничений по торговле инвесторов из стран ЕЭП/ЕЭС на рынках данных стран; гармонизация налогообложения инвесторов-нерезидентов из стран ЕЭП/ЕЭС с последующим приданием им статуса резидентов; упрощение процедур налогообложения и создание единого режима исчисления и уплаты налогов по операциям с ценными бумагами; техническая интеграция торговых систем стран ЕЭП/ЕЭС с целью обеспечения свободного доступа инвесторов на все биржевые площадки с единого брокерского счета.

    Указанные меры позволят, на наш взгляд, обеспечить формирование в рамках будущего ЕЭС общего рынка ценных бумаг, что станет завершающим звеном в создании реально функционирующего общего экономического пространства и обеспечит возможности свободного перемещения капиталов и послужит дальнейшему углублению интеграции во всех сферах экономики на этой основе.

    Потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на которой основана Ямайская валютная система противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.  

    Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования , посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются а) режим совместно плавающих валютных курсов б) валютная интервенция , в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса в) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют д) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.  

    Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали со-  

    Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики координации - согласования целей валютной политики , в частности путем совместных консультаций унификации - проведения единой валютной политики . Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза , в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров , услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономического и валютного союза.  

    Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям  

    Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие.  

    После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регули-  

    Развитие валютного сотрудничества и интеграции развивающихся стран путем создания собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита платежного баланса . Валютная интеграция как составная часть экономической интеграции имеет целью  

    Процесс валютной интеграции развивающихся стран наталкивается на препятствия. В их числе -- нежелание стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам ограниченные возможности координации валютной политики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации дестабилизирующее влияние внешних факторов , особенно циклических и структурных кризисов мировой экономики . Препятствием являются разобщенность национальных хозяйств развивающихся стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохранение фактического контроля развитых стран над их экономикой,  

    Укрепление позиций российского рубля в обозримой перспективе может привести к созданию рублевой зоны - не в тех формах, которые виделись в 1992-1993 гг., а валютной зоны , подобной зоне немецкой марки (ныне евро), где другие валюты региона стремятся прикрепиться к ведущей валюте. Это даст возможность создать региональную валютную систему, обеспечив в ее рамках согласованное плавание валют, необходимое для нормального функционирования таможенного союза . Бесспорно, эта зона будет носить асимметричный характер, но, как показывает опыт ЕС, это не мешает в перспективе осуществлять шаги по переходу к полноценной валютной интеграции.  

    За последние 10 лет значительно расширилось использование ЭКЮ при размещении займов на частных рынках капиталов, во внешнеторговых расчетах между компаниями, а также физическими лицами , которые открывают банковские счета в ЭКЮ ("частная" ЭКЮ). ЕВРОПЕЙСКАЯ "ВАЛЮТНАЯ ЗМЕЯ" -режим совместного плавания валютных курсов стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС), существовавший с апреля 1972 г. по март 1979 г. После того как большинство западных стран перешли к плавающим курсам своих валют, страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении пределов колебаний своих валют по отношению друг к другу (1,125%) и коллективном плавании своих валют по отношению к доллару и другим валютам (пределы колебаний 2,25%). Осуществление этого режима, получившего название "змея в туннеле", вызвало серьезные трудности и  

    Формами сотрудничества стран в области проведения валютной политики являются создание валютных союзов и валютная интеграция. Если раньше валютные союзы объединяли государства-метрополии, их колонии или зависимые от них страны, то в условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни получает развитие валютная интеграция, в т. ч. и создание единой валюты интегрирующих стран, в частности евро. Эти меры направлены на стабилизацию валютных отношений между странами - участницами интеграционных группировок.  

    Поиски новых форм валютной интеграции привели к возникновению Европейской валютной системы , начавшей действовать с марта 1979 г. В ЕВ С участвовали первоначально 8 из 10 стран ЕЭС (не участвовали Великобритания и Греция). Формирование ВВС было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара. Центральным элементом системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношений между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между их центральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС, в т. ч. и при установлении единых цен на сельскохозяйственную продукцию. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины , включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент. В отличие от Ямайской системы , страны ЕЭС использовали золото для частичного обеспечения ЭКЮ, ориентируясь на рыночную цену золота.  

    Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации Общего рынка в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.  

    ЕВС более стабильна, чем Ямайская, так как колебания курсов валют меньше. Ее достижения обусловлены следующими факторами поступательное развитие экономической и валютной интеграции передача части суверенных прав наднациональным органам ориентация на конкретные программы гибкость при выборе направлений и методов регулирования валютных отношений разработка механизма принятия и реализации решений.  

    Связывая свои валюты, участники еврозоны получали ряд преимуществ. Издержки финансовых транзакций между странами-участницами будет снижаться. Хотя евро будет продолжать колебаться относительно всех валют за пределами еврозоны, сами страны-участницы избавляются от разрушительных колебаний между валютами друг друга. Создается новый финансовый и инвестиционный рынок размером почти во всю Европу, что должно помочь в деле привлечения ресурсов. Европа и ее отрасли промышленности сформируют могущественный экономический блок на равных, скажем, с США. А валютная интеграция является необходимым шагом на пути к полной экономической и политической интеграции, которой, вне всякого сомнения, хотят европейские страны.  

    Валютная интеграция - относительно стабильное соотношение курсов валют , совместное регулирование валютных взаимоотношений стран-участниц, их единая валютная политика в отношении третьих стран.  

    При валютной интеграции возникли трудности, связанные с различием социально-экономического положения стран, дефицитом государственного бюджета и т. д. Первоначально предполагалось завершить создание ЕВФ в 1997 г., но эта дата была отложена.  

    Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интеграции и введение в обращение единой европейской валюты евро  

    Процесс валютной интеграции, приведший к созданию ЕВС, прошел несколько этапов  

    В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза . В проекте председателя Комиссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие обеспечить достижение экономической интеграции , создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе , основанной на долларовом стандарте , оградить Общий рынок от экспансии доллара.  

    ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (urren y integration) - обьективно обусловленный процесс, развивающийся при активном содействии государств региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное соотношение курсов вал эт, совместное

  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...