Единство финансовой системы рф. Финансы и финансовая деятельность государства


Финансовое право

Вариант 5. (8-9)

1.Финансовая система РФ, её состав. 2

2.Единство финансовой системы РФ.. 4

3. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансово-правовых отношений? Приведите примеры применения указанного порядка в сфере валютных и бюджетных правоотношений. 6

4. Составьте схему классификации финансового контроля по формам, видам, методам. 8

5. В бюджетном учреждении, возглавляемом Евсеевым И.И., произошла задержка финансирования из бюджета на 4 месяца. Какие меры может предпринять руководитель учреждения?. 9

6. Для получения лицензии на осуществление банковской деятельности АКБ "Север" направил в ЦБ РФ пакет необходимых документов. Устав банка среди видов деятельности предусматривал осуществление операций с недвижимостью и купля-продажа ценных бумаг. Каков будет ответ Центрального банка?. 10

7. Завод по контракту поставляет готовую продукцию иностранному партнеру. Завод несет все расходы по транспортировке готовой продукции до пункта поставки, а оплачивает транспортировку до пункта поставки иностранный партнер (с последующей компенсацией). Можно ли иностранному партнеру возместить свои расходы на перевозку путем удержания части валютной выручки, причитающейся заводу?. 13

Список литературы.. 14


Финансовая система РФ, ее состав.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Внебюджетные целевые фонды;

Финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;



Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.


Единство финансовой системы РФ.

Cферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами, – при уплате налогов и страховых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовой деятельности.

Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

По всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует систему, являющуюся органичной совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют между собой, так и с другими системами. Кроме того, всё многообразие финансовых отношений в обществе обладает органичной целостностью, способные к развитию. Государственные и муниципальные финансы, как сфера финансовой системы также характеризуется взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансовых субъектов хозяйствования. Внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на их целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и т.д. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счёт средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система – единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей хозяйства; в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счёт собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе с ценными бумагами – заёмные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансово-правовых отношений? Приведите примеры применения указанного порядка в сфере валютных и бюджетных правоотношений.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке. В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Административный порядок действует в основном при применении мер государственного принуждения к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Учитывая подчиненность всех государственных и муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами.

В качестве примера можно привести бесспорный порядок взыскания бюджетных средств в случае нецелевого их использования органами Федерального казначейства Министерства финансов. Субъекты, к которым применены меры административного характера в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности или обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав субъектов могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

Важнейшая задача национальной финансовой системы любого современного государства сводится к обеспечению соответствующей финансовой инфраструктурой процесса бесперебойного привлечения (аккумуляции) и эффективного использования (инвестирования) субъектами хозяйствования временно свободных финансовых ресурсов, как отечественных, так и зарубежных. На это в конечном итоге обычно и бывают направлены основные усилия государственно-финансового регулирования в экономически развитых странах. Отметим и тот факт, что перед единой финансовой системой Европейского союза, реально действующей в зоне евро, стоит такая же задача.
В финансовой системе любого современного государства, в том числе и Беларуси, ведущим звеном является Центральный (Национальный) банк. Его статус, права и проводимая политика, взятые в совокупности, серьезно влияют на процесс становления и развития всей финансовой сферы страны, на эффективность ее работы в целом.
Многочисленные функции, которые Центральный банк (ЦБ) выполняет в экономике, подразделяются на две группы. В первую можно отнести прямые «профессиональные» обязанности по проведению эмиссионных, расчетных и депозитно-ссудных операций. Во вторую же, которая в условиях системной трансформации приобретает особенно важное значение, входят его различные контрольно-регулирующие и организационно-созидательные функции, с помощью которых государство и осуществляет формирование финансовой политики и инфраструктуры, стараясь целенаправленно воздействовать на процессы накопления и инвестирования, ценовую стабильность и темпы экономического роста, курс национальной денежной единицы ит.п.
Но эти общие положения в каждой стране конкретизируются по-своему, с учетом социально-экономических традиций, существующего законодательства, сложившейся отраслевой структуры, текущих экономических целей и задач. При этом, как правило, основное функциональное ядро остается неизменным, т.к.оно обусловливается общими закономерностями современной смешанной экономики, а не национально-историческими особенностями конкретного государства. К таким общим (функциональным) правам и задачам Центрального банка относятся следующие:
1) монопольное право эмиссии национальной денежной единицы;
2) формирование и проведение в жизнь определенной денежно-кредитной политики, стремящейся к адекватному объективным потребностям экономики росту денежной массы;
3) активное участие в разработке, утверждении и изменении национального финансового законодательства, соответствующих норм и нормативов;
4) поддержание ценовой стабильности и регулирование курса национальной валюты на внутреннем и международном финансовом рынке;
5) роль «банка банков», поскольку все другие кредитные институты страны обязаны держать именно в нем свои резервы;
6) ведение дел и осуществление различных операций с центральными банками других стран или международными финансовыми организациями от имени государства;
7) регулирование и надзор за финансовыми операциями правительства, забота о поддержании устойчивости, стабильности и необходимой динамичности развития национальной финансовой системы;
8) роль «последней инстанции», способной предотвратить серьезные внутренние и внешние финансовые потрясения: резкое падение курса национальной денежной единицы, финансовую панику, крупные банкротства ит.д.
И первым, т.е.важнейшим объективным условием, непосредственно влияющим на эффективное выполнение любым Центральным банком своих функций, является его независимость от исполнительной власти, ибо эта власть (почти всегда и везде) постоянно испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. А ресурсы эти требуются ей для реализации различных экономических, социальных, экологических, военных, международных ит.п. проектов и планов, недостатка в которых она, напротив, никогда не испытывает.
Вторым же (по значимости) условием успешной практической реализации выше указанных функций служит наличие в стране достаточно развитой и законодательно оформленной национальной финансово-кредитной системы, ее отдельных звеньев. В их число входят:
1) Национальный (Центральный) банк;
2) коммерческие банки, которые делятся на: депозитные, региональные, торговые, иностранные и проч.;
3) специализированные государственные банки;
4) ипотечные банки;
5) фондовые биржи;
6) страховые и финансовые компании;
7) пенсионные фонды;
8) кредитные товарищества;
9) инвестиционные фонды и общества;
10) сберегательные кассы;
11) специальные кредитно-финансовые учреждения, чьи специфические цели жестко закреплены в их уставах.
Весьма желательно реальное существование в стране развитого валютного и фондового рынков, а также активное функционирование рынка ссудного капитала.
Важнейшим звеном современной финансовой системы (инфраструктуры) являются коммерческие банки, обладающие полной независимостью в оперативных вопросах, строящие свои отношения с клиентами на коммерческих, договорных и взаимовыгодных началах, отвечающие своими доходами, а иногда и самим своим существованием, в случае принятия неправильных стратегических решений.
Создание в Беларуси финансовой системы, адекватной ныне действующим в европейских странах, невозможно и без соответствующего развития фондового рынка. Выпуск и оборот разнообразных финансовых активов, особенно акций и облигаций, нуждается у нас в целенаправленном стимулировании и более весомой государственной (налоговой и прочей) поддержке, ибо желательно обеспечить большую доходность инвестиций в ценные бумаги по сравнению с банковскими депозитами.
В развитых странах отдельные финансовые активы, приносящие гарантированный доход, допускаются ЦБ к использованию в качестве резервов. Чаще всего ими являются краткосрочные ценные бумаги правительства или различных центральных (федеральных) учреждений и ведомств. По этому пути начала движение и Беларусь. Но низкая ликвидность и доходность преобладающего числа отечественных финансовых инструментов серьезно тормозит данный позитивный процесс в республике.
Государственный долг в будущем может послужить Национальному банку Республики Беларусь объективной основой расширения использования своих операций на открытом рынке в качестве эффективного инструмента регулирования экономического цикла, ибо он во многих странах образует ведущее звено, соединяющее государственные финансы с рынком ссудного капитала и механизмом денежного обращения. Усиление этой связи является одной из характерных черт развития сферы денег и кредита в современную эпоху. Однако в данный момент широкое использование этого механизма в РБ представляется проблематичным по ряду причин.
Большинство центральных банков осуществляет операции на открытом рынке с государственными или гарантированными государством ценными бумагами, что служит достаточно весомым стимулом и аргументом для приобретения их владельцами свободных денежных средств. Практически все кредитно-финансовые институты помещают часть своих средств в государственные ценные бумаги (особенно краткосрочные), используя их в качестве вторичных резервов. Крупные фирмы и корпорации также охотно вкладывают в государственные обязательства временно свободные денежные средства (естественно, при наличии в обществе доверия к правительству). Частные владельцы капиталов используют государственные ценные бумаги как временное убежище для своих ликвидных средств. А так как сегодня в Беларуси государству принадлежит значительная часть материальных активов (во многих отраслях и сферах народного хозяйства), то налицо и огромное поле для развития соответствующих операций.
Большой вклад в развитие финансовой системы республики может внести и активное расширение (качественное и количественное) различных небанковских кредитно-финансовых учреждений: специализированных фондов, ассоциаций ит.п. Без них невозможно эффективно провести реформы системы социального страхования и пенсионного обеспечения, а также начать переход к страховой медицине. Существенной могла бы быть их роль и в приватизационных процессах.
Таким образом, в Беларуси имеются определенные потенциальные возможности для становления (активизации) ряда существенных элементов национальной финансовой инфраструктуры. Однако пока все соответствующие позитивные процессы развиваются у нас крайне медленно. В финансовой сфере республики некоторые негативные явления (например, высокая инфляция и неплатежи) фактически стали хроническими. Парадокс же ситуации состоит в том, что Национальный банк Республики Беларусь, непосредственно отвечающий за общее состояние и положение финансовых дел в стране, в этом почти не виноват.

Еще по теме 1. Роль и место Национального (Центрального) банка в финансовой системе страны:

  1. 56. Ведущая роль Центрального банка и кредитной системы страны. Функции Центрального банка.
  2. 56.Ведущая роль Центрального банка и кредитной системы страны. Функции Центрального банка.
  3. § 1. Место Центрального банка Российской Федерации в национальной платежной системе России
  4. 77. Происхождение центральных банков. Их место и роль в системе органов государственного управления.
  5. 1. Кредитная система. Банковская система и роль в ней центрального банка.
  6. 1. Кредитная система. Банковская система и роль в ней центрального банка
  7. Глава I| Место Центрального банка РФ в банковской системе России
  8. Центральный банк России, его место и роль в банковской системе рыночного типа.
  9. Роль и место центральных банков в платежных системах. Надзор и наблюдение за платежными системами. Обеспечение защиты информации управления рисками в платежной системе
  10. §1. Место и роль криминалистики в системе мер обеспечения безопасности банка

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.
Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в то же время характеризуется определёнными особенностями:

  • бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанных с обособленной частью национального дохода в руках государства;
  • посредством бюджета осуществляется перераспределение НД на всех уровнях народного хозяйства и по всем сферам экономики;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.
Как экономическая категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:
  • валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП), НД - бюджет служит средством перераспределения этих категорий;
  • финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное стимулирование и др. - бюджет служит результатом распределения этих категорий по отраслям производства, сферам деятельности и т.д.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических и юридических нормах совокупности бюджетов, существующих на территории страны.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА - выраженная в денежных суммах роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства -центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач, таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана. правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники - служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения.
Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определенную сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). Основными источниками доходов бюджета являются различного вида налоги: подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины и др.
В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющим доходную статью государственного бюджета. Важной статьей расходов бюджета государства являются правительственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средств связи, оплата услуг врачей, педагогов, пожарных, судей, полицейских, покупка оружия для национальной обороны. Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков. определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам войны и т.д.
Кроме того. к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом. сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.
Особенность бюджетов всех уровней – последовательное прохождение постоянно обновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.
Все стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными нормами бюджетного права. Таким образом, с юридической точки зрения бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и управления по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. В связи с тем что каждый бюджет действует в течении одного года, все стадии бюджетного процесса повторяются ежегодно.
Следует заметить, что современные рамки бюджетного года в разных странах не одинаковы. Так, в США, Италии, Бразилии, Австралии и некоторых других государствах бюджетный год начинается с 1 июля и заканчивается 30 июля. Также например в Японии с 1 апреля по 31 марта, а во Франции как и в России с 1 января по 31 декабря. Как видно, общий закономерности здесь нет и в каждом случае начало бюджетного года обусловлено особенностями исторического и социального развития той или иной страны.
Бюджетный процесс в Российской Федерации выражает важнейшие черты, присущие бюджету государства: единство, полнота охвата всех доходов и расходов, реальность, публичность и гласность при рассмотрении и исполнении всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Современный бюджетный процесс в развитых странах включает следующие стадии прохождения бюджета: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. Каждая из стадий урегулирована правом и обусловлена традициями бюджетного процесса страны.
Бюджетный процесс охватывает довольно большой период времени, в некоторых странах он почти в три раза превышает бюджетный год и общая его продолжительность составляет около трех лет.
Составление бюджета (ст.16 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ») возложено на главу государственного управления (или исполнительной власти). Конкретно данную работу во всех странах выполняют министерства финансов (в Англии – казначейства, в США – административное и финансовое управление). Составление бюджета начинается в определенные сроки (в большинстве стран они устанавливаются актами парламента и являются постоянными).
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией Российской Федерации.
На основе Российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Характерны и другие принципы, такие как, распределения полномочий в бюджетном праве основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей.
Всем без исключения стадиям бюджетного права свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возрастной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д.
Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий и т.д. С другой стороны в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку она является юридическим актом, лежащим в основе составления и использования бюджетов.
Также бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

1. Государственный бюджет и его роль в финансовой системе 3

2. Состав ВВП: чистый внутренний продукт, национальный доход, личинный доход, располагаемый доход 14

Литература 20

1. Государственный бюджет и его роль в финансовой системе

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

Бюджет – это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджета образуются денежные фонды соответствующего государственного образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти.

В материальном аспекте государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующего органа власти. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.

Бюджет – совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Согласно Бюджетному кодексу (ст. 6) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Роль бюджета в том, что он создает финансовую базу функционирования государства, выполнения им своих задач.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначены для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, утверждается государственным собранием и имеет силу закона.

Функции бюджета:

· перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта,

· государственное регулирование и стимулирование экономики,

· финансовое обеспечение социальной экономики,

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Как главная форма бюджетного планирования бюджет – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию центрального бюджета.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

· составление проекта,

· рассмотрение и утверждение бюджета,

· исполнение бюджета,

· составление отчета об исполнении бюджета.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на базе которых составляется сводный финансовый баланс. Непосредственная работа по составлению проекта бюджета ложится на Министерство финансов. Составленный и подготовленный (согласованный) проект бюджета до 1 сентября вносится на рассмотрение в Государственную Думу.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета происходит в законодательном органе – парламенте России. Государственная Дума рассматривает бюджет в нескольких чтениях. Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты. В случае отклонения Закона о бюджете Советом Федерации обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

3. Исполнение бюджета происходит после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета президентом. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации. Исполнением бюджета, его доходной части, занимается Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, налоговая инспекция. Эти органы осуществляют сбор налогов и предоставляют необходимую информацию в казначейство.

4. Составление отчета об исполнении бюджета возложено на Министерство финансов и его финансовые органы, налоговую инспекцию. Эти организации отправляют отчеты в соответствующие органы власти.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей:

· Доходная часть, которая показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов.

· Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

1. прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость,

2. государственные займы - осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 % ,

3. эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег - этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

· спад общественного производства,

· завышенные расходы на реализации принятых социальных программ,

· увеличение затрат на оборону,

· рост теневого сектора экономики,

· рост предельных издержек общественного производства,

· массовый выпуск «пустых» денег.

Особое значение из перечисленных выше причин имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется.

Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной (легальной) лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточения налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

Однако «сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоража» как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...