Доходы бюджета рф от нефти. Нефтегазовая отрасль россии в цифрах и фактах


За прошлый год нефтегазовые доходы составили 43% от общих доходов бюджета, а на 2016 год правительство запланировало 44%. Но впереди несколько лет низких цен на нефть — в районе $50 за баррель максимум, считает Суслина, поэтому доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет явно ниже, чем в 2015-м. «Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией», — призывал глава правительства Дмитрий Медведев 5 февраля. На самом деле данные Минфина показывают, что нефтегазовые доходы достигали пика в 2014 году на уровне 51,3% и доля их поступательно росла с 2009 года.

Как заткнуть дырки

Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений — повышение роли ненефтегазовых доходов. Разумеется, в нынешней ситуации правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, говорит Чернявский, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Уже принято решение о втором за год , при этом часть доходов от топливных акцизов (23%) Минфин предлагает забирать в федеральный бюджет (сейчас все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты). По расчетам ведомства, такое перераспределение с 1 мая могло бы дать федеральному бюджету в 2016 году дополнительные 68,5 млрд руб. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность введения , в частности на пальмовое масло. Минфин еще не дал ответ о целесообразности введения таких акцизов, сказал РБК в начале этой недели чиновник финансово-экономического блока.

Сейчас в федеральный бюджет поступает от 50 до 100% доходов от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары, ввозимые в Россию, следует из Бюджетного кодекса. Поступления от акцизов составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета, 13% (149,4 млрд руб.) за январь—февраль 2016 года, следует из данных казначейства.

Нефтегазовые доходы в бюджете России

До 51,3% доходила доля нефтегазовых доходов бюджета за время президентства Владимира Путина (бюджет 2014 года)

5,9 трлн руб. составили нефтегазовые доходы бюджета за 2015 год

В 10 раз выросли номинальные нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2002 годом

8% заняли нефтегазовые доходы бюджета в ВВП в 2015 году (в 2014 году — 10,4%)

53% к 47% составило в 2015 году соотношение поступлений от НДПИ к поступлениям от экспортных пошлин в составе нефтегазовых доходов. Это следствие «налогового маневра», призванного перераспределить нефтегазовые доходы в пользу налоговых поступлений. В 2014 году соотношение было в пользу экспортных пошлин (62% к 38%).

$29,69 за баррель составила средняя цена российской нефти Urals в январе—феврале 2016 года

57% ненефтегазовых доходов в январе—феврале 2016 года составило поступление НДС

13% ненефтегазовых доходов составило поступление акцизов

ТАСС-ДОСЬЕ. 18-21 апреля 2016 г. в Москве пройдет 16-я международная выставка "Нефтегаз-2016". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о состоянии российской нефтегазовой отрасли.

Объемы добычи

По итогам 2015 г. в России было добыто 534,1 млн т нефти (включая газовый конденсат), что на 1,5% больше, чем в 2014 г. и на 5,3% больше, чем в 2010 г.

При этом добыча газа в России постепенно снижается. В 2015 г. было добыто 635,3 млрд куб. м, что на 1% меньше чем в 2014 г. Годовой рекорд по добыче газа был поставлен в 2011 г. (671 млрд куб. м).

Доля в мировой добыче

Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и газа после США. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) доля РФ в мировой добыче нефти - 11,2% (по данным на 2015 г.), в добыче газа - 18,3% (по данным на 2014 г.).

Запасы

Как сообщил в марте 2015 г. глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, объем доказанных запасов нефти в России составляет около 14 млрд т, этих запасов при сохранении текущего уровня добычи должно хватить на 28 лет. Теоретические запасы, по данным Минприроды - порядка 29 млрд т.

Разведанные запасы газа в России, по данным Центрального диспетчерского управления топливно- энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), составляют около 48-49 млрд т.

Крупные запасы углеводородов сосредоточены на российском арктическом шельфе. Согласно оценке Минэнерго РФ, его извлекаемые разведанные запасы составляют 447 млн т нефти и 10,1 трлн куб. м газа.

Основные добывающие компании

Крупнейшей нефтедобывающей компанией России является "Роснефть" (порядка 40% добычи), на втором месте - "Лукойл" (16,3%), третье места делят "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз" (10-11%).

В добыче газа на долю "Газпрома" приходится 72%, еще 11% - доля компании "Новатэк".

Экспорт

В 2015 г. Россия, по данным "Транснефть" (монополист в области магистральных нефтепроводов России), отправила на экспорт 244,5 млн т нефти (45,7% добычи). Экспорт газа в том же году составил 200,9 млрд куб. м (34,8% добычи).

Основными импортерами российской нефти, по данным Федеральной таможенной службы РФ за первое полугодие 2015 г., являются Нидерланды (18,3%), Китай (16,9%) и Италия (8,8%). Основные импортеры российского газа в 2015 г., по данным "Газпрома", - Германия (порядка 28%), Турция (около 17%) и Италия (около 15%).

Нефтепереработка

По итогам 2015 г. объем первичной переработки нефти в России составил 287 млн т, что на 2,7% меньше, чем в 2014 г. 30% переработки приходится на долю "Роснефти", 16% - "Лукойла", 14% - "Газпромнефти".

Доля нефтегазовых доходов в бюджете и ВВП

По данным Министерства финансов РФ, доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ по состоянию на март 2016 г. составляет 37,4%. Для сравнения, в 2015 г., нефтегазовые доходы принесли бюджету 5 трлн 862,7 млрд руб. (42,9% от общих доходов), в 2014 г. - 7 трлн 433,8 млрд руб. (51,3%).

Доля нефтегазовых доходов в ВВП также постепенно снижается. В 2010 г., по оценке министра финансов Алексея Кудрина, она достигала 25%. В ноябре 2015 г. спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин сообщил, что доля нефтегазового сектора в ВВП к концу 2015 г. упала ниже уровня в 10%.

Часто приходится слышать, что нефтяная зависимость РФ досталась нам в наследство от СССР. Дескать, тогда проклятые коммунисты начали усиленно разведывать нефтяные месторождения, и до того разошлись, что в итоге чуть ли не половина всех доходов страны была от продажи нефти. Потом США договорились с арабскими шейхами, чтобы они снизили цену на нефть, для тонкого и точного удара по экономике тогдашнего главного врага – СССР, серьёзно сидевшего на «нефтяной игле». Потом СССР развалился, в том числе и от этого удара, который экономика страны не смогла перенести. И вот в наследство нынешней РФ досталась эта «нефтезависимая» экономика. В чём СССР, как нетрудно догадаться, очень сильно виноват, и нам приходится расплачиваться за его ошибки.

Дабы проверить, действительно ли это так, можно заглянуть в статистические данные. Сделав отступление, нужно добавить, что скорее всего никаких других источников для получения данных о структуре бюджета кроме как официальные статистические справочники нет, поэтому кричать что хитрые и проклятые коммунисты занижали/завышали данные в этих справочниках бесполезно, так как ничего другого просто нет. Ну и также хочу добавить, что я не претендую на истину в первой инстанции, и не утверждаю, что моя методика на 100% верная.


Для анализа бюджетных данных буду использовать два сборника. Первый из них – «Народное хозяйство СССР 1922-1982, Юбилейный статистический ежегодник», вот такой:

Второй – «Народное хозяйство СССР в 1990 г., Статистический ежегодник»:


Народное хозяйство СССР в 1990 г., Статистический ежегодник

Для начала посмотрим, каков же был бюджет СССР в различные годы?


Народное хозяйство СССР 1922-1982, с. 561


Народное хозяйство СССР в 1990 г, с. 15

В виде графика:


Чтобы понять, какую примерно часть в бюджете занимают доходы от продажи нефти, нужно посмотреть сколько всего СССР продавал, и какую часть в этом экспорте занимает нефть.

Внешняя торговля СССР:


Народное хозяйство СССР 1922-1982, с. 577


Народное хозяйство СССР в 1990 г, с. 644

Структура экспорта, основные товары:


Народное хозяйство СССР 1922-1982, с. 580


Народное хозяйство СССР в 1990 г, с. 659

Как видно, структура экспорта в справочнике указана в процентах, а это значит, нам придётся для начала перевести эти проценты в рубли. Составим сводную таблицу:

Итак, в нижней строчке указано, сколько было выручено за продажу топлива и электроэнергии, по годам.
Осталось только посмотреть, какову же долю бюджета они занимают. Опять составим сводную таблицу:

Представим в виде графика:


И что мы видим? Доля доходов от продажи топлива и электроэнергии (прошу обратить внимание – топлива и электроэнергии) в бюджете в действительности не превышает 10,3% в самые «зависимые» годы, а в среднем в период с 1980 по 1990 годы была около 8%. Это и есть та самая «нефтяная игла», о которой так любят говорить? Понятно, что 8-10% это немало, но называть это «иглой» (при том, что 8-10% это с электроэнергией, прошу не забывать), на мой взгляд является нечестным. Ведь как-никак, СССР практически всё производил сам, от внешних товаров зависел мало, и вряд ли уменьшение доходов от нефти даже в половину, могло как-то сильно повлиять на «развал» СССР. Тем более, как видно из данных выше, бюджет СССР даже в те годы рос. И уж совсем никак нельзя говорить, что «половина доходов СССР была от нефти, и РФ получила в наследство такую зависимую экономику».

Остаётся добавить, что в СССР себестоимость добычи бареля нефти составляла около 5 долларов США, а самя низкая цена её продажи - около 10 долларов США.

За годы советской власти на Ямале построено несколько крупных городов (населением 50-100 тыс чел): именно за счёт «нефтяных и газовых» доходов - Ноябрьск, Н.Уренгой, Надым и в ХМАО - Когалым, Н.Вартовск, втрое-вчетверо вырос Сургут. Всё было построено за счёт бюджетных денег (а не за счёт накоплений работавших там рабочих).

В последние два года о нефтегазовой зависимости России говорили и на профессиональных мероприятиях, и в кулуарах, и на любой кухне. вновь сделал актуальным вопрос структурных реформ в экономике, особенно на фоне санкций, которые накладывают внешние ограничения на страну. Насколько российская экономика зависит от нефтегазового сектора, в каких сферах и в чем это выражается?

Не нефтью единой

Прямой зависимости экономики от добычи сырья в России нет. Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВВП составляет менее 9% (официальные данные Росстата). Даже в структуре экспорта в 2015 года сырая нефть составила немногим более четверти, а в целом доля энергетических товаров в структуре валютных поступлений не превысила 60%, тогда как еще в 2013 году этот показатель достигал 78%. Конечно, во многом это было достигнуто за счет обвала цен на нефть и сокращения поступлений от поставки сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов.

«Прямая зависимость от нефти и газа у России есть, но не столь масштабная как у большинства нефтедобывающих стран, - подтверждает Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). - Доля нефтегазового сектора в объеме ВВП составляет 7–9%, в то время как в большинстве стран ОПЕК эта цифра доходит до 40–45%. Для сравнения - на 2014 год (до масштабного обвала нефтяных цен) доля нефтегазового экспорта составляла 40% от ВВП Саудовской Аравии, а в целом экспорт нефти и газа достигает более 90% валютных поступлений королевства. У России же и экспорт, и экономика гораздо более диверсифицированы».

И действительно, за 2015 год доходы от экспорта, например, машиностроения подскочили более чем на 10% и составили $26 млрд (доходы от продажи природного газа около $41 млрд). Таким образом, в российской экономике наметилась диверсификация.

Зависимые инвестиции

Хотя доля нефтедобычи и экспорта сырой нефти в экономике не является критической, однако несколько ключевых сфер и множество смежных отраслей сильно зависят от нефтегазового сектора.

По данным Росстата, доля нефтегазового сектора в структуре инвестиций в основной капитал составляет до 55% или порядка 12 трлн руб. из общих 22 трлн.

«Зависимость от нефти и газа наибольшая в России не в экономике и даже не в промышленности, а в отдельных наиболее чувствительных сферах народного хозяйства. Например, более 55% инвестиций осуществляется в нефтегазовом и смежных секторах, а инвестиции, в свою очередь, обеспечивают более четверти ВВП. Кроме того, слишком высока зависимость бюджета от нефтегазовых доходов - 44% доходов за 2015 год поступили от нефти и газа, несмотря на резкий обвал цен на энергоресурсы на мировом рынке. По-прежнему сохраняется высокая доля нефтегазового сектора в структуре экспорта, хотя здесь, конечно, диверсификация идет более интенсивно», - подтверждает Владимир Буев.

«Доля экспорта нефти в ВВП России всего 9%, даже меньше чем у Норвегии с её 11% и уж совсем далека от Саудовской Аравии с 45%. Но „игла“ есть, и если посмотреть, то доля нефтегаза в нашем экспорте превышает 70%. Цифра серьёзная, хотя и с этим можно неплохо жить, при некоторых оговорках. Например, если ничего не завозить из других стран и обходиться своими силами. Тогда внешнеторговый баланс будет нормализован. Пока до этого очень далеко - мы слишком много товаров закупаем в валюте. Выстроить собственное производство не так уж и просто - и главное быстро», - поясняет Дмитрий Солодин, аналитик компании IT Invest.

Избавляться от зависимости

На извечный русский вопрос «Что делать?» единого ответа, конечно, нет. Одни говорят, что надо делать упор на развитии внутреннего рынка и укреплять рыночные институты, другие рекомендуют заниматься тотальной технической модернизацией обрабатывающей промышленности и увеличивать несырьевой экспорт. Все сходятся лишь в одном - пора избавляться от этой зависимости.

«Из-за высокой зависимости от нефти и газа Россия в последние 30 лет пережила несколько экономических кризисов, связанных с нестабильностью цен на энергоносители. Еще будучи в составе СССР, когда во второй половине 80-х гг. цены на нефть рухнули в 4 раза, советская, а затем и российская экономика оказалась в острейшем кризисе. Выход из него удалось в 1999 году, когда цены на „черное золото“ пошли наверх. Главным фактором всех последних кризисов - в 1998, 2009 и 2015-2016 гг. - стал обвал нефтяных цен. Чтобы снизить эту зависимость, необходимо проделать большую работу по всему спектру диверсификации - от внутренних инвестиций до внешней торговли», - говорит Владимир Буев.

Его коллега Николай Смирнов, эксперт НИСИПП, считает, что необходимо укреплять рыночные институты внутри страны и улучшать инвестиционный климат: «Слезть с ресурсной иглы - значит развить внутренний рынок. Ресурсы для этого, как ни странно, по-прежнему есть, но нужен комплекс мер, включая право собственности и прочие рыночные институты, доступ к своему инвестиционному ресурсу, прочная стратегия на 15–30 лет вперед и т. д. Последние годы мы находились в глобальной институциональной колее, когда менять правила было невозможно. Сегодня, похоже, что мировая экономика проходит точку бифуркации - значит есть шанс предложить свой вариант будущего».

Дмитрий Солодин предлагает радикальные и конкретные меры: «Для начала можно восстановить свою нефтехимическую промышленность и продавать заграницу нефть не простую, а переработанную, а значит и с большей добавленной стоимостью. Мне этот план видится наиболее очевидным и разумным. Он лежит на поверхности. Страна с такими углеводными запасами не может не быть одним из лидеров в нефтеперерабатывающей промышленности. Это нонсенс! Но для этого, безусловно, нужны серьёзные инвестиции, и без госучастия тут не справиться. За весь период „послесоветской“ России не было построено ни одного нового НПЗ. Да, модернизация была, но деньги инвестировали только в добычу, а в переработку почти ничего не шло».

«У нас есть огромные просторы для земледелия и животноводства, в частности для выращивания пшеницы и прочих зерновых. В этом направлении мы движемся очень хорошо - в текущем году Россия может стать крупнейшим мировым экспортёром пшеницы (сейчас входит в тройку лидеров). Кроме того, мы можем похвастаться ещё и мировым лидерством в экспорте индюшатины. Продолжаем развивать сельское хозяйство и слабый рубль тут нам только в помощь. Да и внутри страны у нас теперь спрос больше, а конкуренции меньше. Думаю, тут правительство уже здорово помогло, отказавшись от „заморских деликатесов“. Ещё бы решить проблему с собственными семенами и кормами, а то покупать чужие - и дорого (а долларах же), и для продовольственной безопасности нехорошо.

Далее IT-технологии. Наши технологии высоко конкурентны, благодаря хорошему уровню подготовки специалистов, креативности мысли, а также низкой стоимости. Инвестиций сюда много не надо. А надо не мешать. Подготовить хорошую законодательную базу для работы в Интернете, для электронного денежного обороте и т. д. (у нас много пробелов). Ну, и льгот в налогообложении, конечно, дать этой сфере тоже не будет лишним. Плюс доступ к международным рынкам капитала, который был закрыт так называемыми „санкциями“. Но, боюсь, решить именно эту проблему будет намного сложнее, чем другие. Выход есть: сделать дешёвый кредит внутри страны. Снизьте нагрузку на бизнес - уберите издержки лишние!» - дополняет Дмитрий Солодин.

«Нужно стимулировать инвестиции и деловую активность в частном секторе экономики. Только так можно будет добиться реальной диверсификации и слезть с той самой нефтяной иглы», - резюмирует Владимир Буев.

Сейчас самая актуальная тема в российской экономике – как снизить зависимость от нефтегазового сектора. Первые разговоры об этом во власти начались еще в 2006 году, когда президент страны Владимир Путин говорил о том, что необходимо инвестировать в несырьевые .

Фактически, как таковой нефтяной зависимости в экономике России нет. Доля нефтегазового сектора в структуре ВВП на сегодняшний день не превышает и 15%. Для сравнения – у большинства стран ОПЕК добыча нефти и газа в среднем превышает 30% от ВВП. Высока зависимость лишь в нескольких сферах. Прежде всего в бюджетной сфере, особенно в сегменте федерального бюджета, доходы которого до сих пор формируются почти на 45% за счет нефти и газа. Именно по этой причине власти допустили обвальную девальвацию рубля, так как в противном случае пополнить выпадающие нефтегазовые доходы казны в условиях падения мировых цен на просто не представляется возможным. При этом, по итогам 2015 года в консолидированном бюджете доля нефтегазовых доходов составила около 25%. Однако в связи с тем, что никаких иных источников пополнения бюджета на сегодняшний день нет, а долговой остается слишком неразвитым из-за низкой ликвидности и высоких процентных ставок, для избежания бюджетного коллапса Правительство вынуждено было пойти на такие меры.


Кроме того, высока зависимость и в сфере внешней торговли. Доля сырой нефти в структуре экспорта России составляет почти 30%, а в целом энергетические товары, завязанные на нефть, составляют до 60% экспорта. То есть, при падении цен на нефть падает в стоимостном выражении 60% валютных поступлений от товарного экспорта. При этом стоит конечно оговориться, что энергетическое сырье составляет менее 40% экспорта, а до 20% - это нефтепродукты, и снижение их стоимости идет параллельно со снижением себестоимости производства (закупка сырой нефти составляет более 50% от стоимости нефтепереработки). Тем не менее, денежные поступления от экспортных поставок нефтепродуктов экономика получает в твердой валюте, поэтому даже номинальное снижение поступлений оказывает влияние на платежный баланс, а соответственно и на курс национальной валюты.


Однако очевидно, что масштабы девальвации были явно непропорциональными. Иными словами – не было необходимости девальвировать так сильно , чтобы поддерживать стабильность платежного баланса. По данным Банка России, за 2015 год (по предварительной оценке) профицит платежного баланса подскочил почти до 66 млрд. долларов, что на 13% больше, чем в 2014 году, а дефицит консолидированного бюджета за январь-ноябрь составил всего 1.1 трлн. рублей, что не дотягивает и до 2% от ВВП. Таким образом, вывод исходя из текущей ситуации вывод очевиден – сверх высокая зависимость России от цен на нефть основывается лишь на необходимости пополнять федеральный сегмент бюджетной системы.


Для снижения этой зависимости необходимо развиваться по нескольким направлением. Прежде всего, необходимо развивать долговой рынок. Развитый рынок рублевого долга позволит Правительству пополнять казну для сведения баланса без необходимости прибегать к чрезмерному повышению налогов или сокращению расходов. В свою очередь, для снижения процентных ставок на долговом рынке необходимо добиться стабильно низкой инфляции, не превышающей 4.5%, что позволит Центральному Банку снизить ключевую ставку до 4-4.25%. При этом текущий уровень государственного долга России один из самых низких – всего 12% от ВВП. Поэтому даже если будет достигать 5%, в течение как минимум 6 лет можно абсолютно спокойно покрывать дефицит бюджета за счет рублевых займов, и в этом случае уровень государственного долга не превысит и 40% от ВВП.


Кроме того, необходимо оптимизировать бюджетные . Это позволит ускорить выход экономики из кризиса и расширить налогооблагаемую базу. Так, за 2015 год неосвоенные расходы одного только федерального бюджета составили около 1 трлн. рублей – то есть почти весь существующий дефицит, а из тех расходов, которые были освоены, свыше 400 млрд. были израсходованы неэффективно.

Главное же, что должны сделать власти для нивелирования эффекта нефтяной иглы – провести структурные . В частности, необходимо увеличивать экономическую свободу, особенно в отношении бизнеса и частных предпринимателей, и в целом снижать долю государственного сектора в экономике. Кроме того, необходимо стимулировать нефтегазовые компании к более активному инвестированию в нефтехимию и нефтепереработку, а также в освоение альтернативных видов энергии. Одной из структурных реформ должна быть сфера кредитования, которая должна быть в первую очередь направлена на финансирование развития реальных секторов экономики, тогда как на сегодняшний день 50% всего кредитного портфеля банков составляют кредиты физическим лицам, а ставки по займам для малого и среднего бизнеса в среднем составляют 25-30%, в то время как даже необеспеченные потребительские кредиты выдают по 15-25%. Наиболее важное направление структурных реформ - в бюджетной сфере. Необходимо увеличивать налогооблагаемую базу и снижать зависимость от нефти и газа. В случае преодоления всех этих структурных перекосов за счет опережающего развития частного сектора возможна реальная диверсификация и укрепление стабильности экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...