Договор лизинга: проблемы и пути решения. лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг


В современном бизнесе лизинг играет немаловажную роль. Так, любая коммерческая деятельность требует офисных, складских или производственных площадей, основных фондов, автотранспортных средств. Но не каждое предприятие может себе позволить приобрести в собственность недвижимость или дорогое оборудование. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Возможность практически сразу использовать необходимое для производственного процесса оборудование и со временем получить его в собственность предоставляет лизинг.

Обычно лизинговые услуги предоставляются специализированными лизинговыми компаниями, обладающими достаточными средствами для инвестирования в предметы лизинга. В российской практике, как правило, лизинговые компании создаются на базе крупных банков, по отраслевому признаку или с участием государственных органов.

Лизинговые схемы выгодны, так как они построены таким образом, что не требуют значительного отвлечения финансовых ресурсов компании. Имуществом, приобретенным по лизингу, можно пользоваться сразу после внесения первого из платежей, график которых рассчитан на длительное время.

Кроме того, снижается налоговая нагрузка за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость и за счет применения механизма ускоренной амортизации. Согласно Налоговому кодексу РФ лизинговые платежи относятся к расходам, учитываемым в целях налогообложения.

Лизинговые платежи выгоднее кредитов. Так, экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10 % от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от 1 года до 5 лет.

Виды и стороны лизинга, обязательные и сопутствующие договоры

Лизинг - это долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.

Лизинг регламентируется следующими правовыми актами Российской Федерации:

  • Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ (в ред. от 28.06.2013) «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Федеральный закон № 164-ФЗ);
  • ст. 665–670 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Можно выделить следующие виды лизинга: финансовый (прямой), операционный (оперативный) и возвратный.

Финансовый лизинг - это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату. Финансовый лизинг - наиболее распространенный вид лизинга. По сути это долгосрочный кредит в виде функционирующего капитала.

Оперативный лизинг (его еще называют лизингом с неполной амортизацией) - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

Возвратный лизинг - разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель, получив по договору лизинга имущество, передает его третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие в письменной форме лизингодателя по основному договору лизинга.

Основными субъектами лизинговой сделки выступают:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет собственных и (или) привлеченных средств приобретает в рамках договора лизинга в свою собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату. Лизингодателем может быть любое юридическое или физическое лицо;

лизингополучатель - юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга принимает предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок. Лизингополучателем могут выступать только коммерческие или некоммерческие организации, использующие имущество для предпринимательских целей;

продавец - физическое или юридическое лицо, которое по договору купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

В лизинговых сделках могут участвовать иные организации, такие как кредитор и поручитель, подрядчики и лица, оказывающие возмездные услуги сторонам договора лизинга, а также иные лица. Договоры, заключенные с иными участниками лизинговой сделки, выступают по отношению к договору лизинга как дополнительные.

Субъекты лизинговых сделок строят свои отношения на договорной основе. Проанализируем правовые аспекты лизингового договора, условия, на которые следует обратить внимание при заключении такого договора. Отдельные ситуации, касающиеся договорных отношений между лизингодателем и лизингополучателем, рассмотрим на примерах.

Нормами Федерального закона № 164-ФЗ установлено, что по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Договор лизинга заключается в письменной форме (п. 1 ст. 15 Федерального закона № 164-ФЗ). В нем обязательно должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

Обратите внимание!

Предмет лизинга должен использоваться только в предпринимательских целях. Лизингодатель, приобретая оборудование для передачи в лизинг, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи в лизинг определенному лицу.

Предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности (ст. 666 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона № 164-ФЗ).

К сведению

В лизинг не могут быть переданы нематериальные активы, ведь нематериальные активы - это превращенная форма такой категории объектов гражданского права, как бестелесные вещи, а последние вообще не могут быть предметом договора аренды.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 164-ФЗ).

Если предметом лизинга является имущество, подлежащее государственной регистрации, регистрация прав на него производится в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ).

Право собственности на недвижимость регистрируется за лизингодателем, а право владения и пользования как ограничение права собственности - за лизингополучателем.

Если предметом лизинга является движимое имущество, то оно подлежит регистрации. Стороны договора вправе сами выбрать, на чье имя - лизингодателя или лизингополучателя - оно будет зарегистрировано (п. 2 ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ).

Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинговой сделки заключают обязательные и сопутствующие договоры (п. 2 ст. 15 Федерального закона № 164-ФЗ).

К обязательным относится договор купли-продажи основного средства для передачи в лизинг. Договор купли-продажи заключают между собой лизингодатель и поставщик. По договору поставщик продает лизингодателю производимое (закупаемое) им имущество (предмет договора лизинга) и передает его лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора. Условие о том, кто выбирает продавца и приобретаемое имущество (лизингодатель или лизингополучатель), должно быть предусмотрено договором лизинга.

К сопутствующим договорам относятся:

  • договор о привлечении средств;
  • договор залога;
  • договор гарантии;
  • договор поручительства;
  • договор страхования и др.

Имущество передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга (п. 2 ст. 17 Федерального закона № 164-ФЗ).

Документальное оформление лизинговой сделки обычно состоит из двух этапов.

На первом этапе составляются:

  • заявка лизингополучателя на предоставление имущества в лизинг;
  • заключение лизингодателя об эффективности технического проекта;
  • заказ-наряд лизингодателя своему поставщику на производство и отгрузку соответствующего предмета лизинга/

На втором этапе оформляются:

  • договор лизинга;
  • договор купли-продажи имущества, предназначенного для передачи в лизинг;
  • акт приемки имущества лизингополучателем.

В тексте договоре лизинга важно предусмотреть следующие условия:

  • предмет договора и порядок поставки и приемки имущества;
  • размер оплаты (лизинговые платежи), ее периодичность (график платежей);
  • на чьем балансе будет учитываться предмет лизинга;
  • возможность перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя после окончания срока договора;
  • выкупную цену и способ ее оплаты (если предмет лизинга после окончания срока договора переходит лизингополучателю);
  • срок договора лизинга;
  • техническое обслуживание и содержание предмета лизинга;
  • возможность досрочного расторжения договора и причины такого расторжения;
  • штрафные санкции за невыполнение обязательств по договору;
  • иные обстоятельства, которые могут быть указаны в договоре лизинга (страхование, депозиты, поручительство и т. п.).

Предмет договора и порядок поставки и приемки имущества

В предмете договора указывается имущество, которое будет куплено и передано пользователю во временное пользование, его стоимость, место и сроки поставки. Здесь следует указать, что продавец предмета лизинга уведомлен о том, для каких целей приобретается имущество. Также следует указать, участвовал ли лизингодатель в выборе имущества и продавца.

Далее отражается порядок поставки и приемки имущества, где указываются стороны, участвующие в приемке оборудования. Как правило, это поставщик, лизингодатель и лизингополучатель. В некоторых случаях лизингодатель может передать свои права по приемке оборудования лизингополучателю.

Транспортные расходы по доставке имущества лизингополучателю выделяются отдельной суммой, оплачиваются лизингополучателем и в первоначальную стоимость имущества не входят.

Если необходимо, то приводится график приемо-сдаточных испытаний, удостоверяется, что поставленное имущество отвечает всем требованиям, записанным в заявке-наряде, полностью укомплектовано, работоспособно и готово к использованию.

В отдельных случаях поставленное оборудование требует монтажа, проведения пусконаладочных работ, обучения персонала лизингополучателя. Оплата таких работ может входить в стоимость оборудования и погашаться за счет лизинговых платежей либо производится за дополнительную плату. Условие оплаты монтажных и пусконаладочных работ также оговаривается в договоре.

После поставки оборудования, его монтажа, иных работ, необходимых для доведения предмета лизинга до состояния, пригодного к эксплуатации, подписывая акт приемки-передачи, лизингополучатель подтверждает надлежащую поставку имущества в соответствии с условиями договора лизинга. С даты подписания акта приемки начинается формальный отсчет срока договора лизинга.

Лизинговые платежи

Лизингополучатель обязан уплачивать лизинговые платежи. При заключении договора стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей, методы и периодичность их уплаты. Составляется график лизинговых платежей, который прикладывается к договору и является его неотъемлемой частью. Как правило, лизинговые платежи уплачиваются ежемесячно.

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользоваться имуществом по договору лизинга за весь срок действия договора (ст. 28 Федерального закона № 164-ФЗ).

Лизинговые платежи могут выплачиваться равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью.

Пример 1

Договором лизинга предусмотрены ежемесячные лизинговые платежи равными долями. Общая сумма лизинговых платежей по договору составляет 566 400 руб. (в том числе НДС - 86 400 руб.). Срок договора лизинга - 24 месяца.

Ежемесячная сумма лизинговых платежей будет равна 23 600 руб. (566 400 руб. / 24 мес.) (в том числе НДС - 3600 руб.).

___________________

В лизинговом договоре может быть предусмотрена выплата аванса в согласованном сторонами размере, тогда остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора. В этом случае в начале действия договора лизинга лизингополучатель платит большую часть платежей. Далее при зачете аванса платежи уменьшаются, превращаясь под конец в чисто символическую плату. Такой способ обеспечивает лизингодателям быстрое погашение вложенных ими сумм.

Обратите внимание!

Авансовый платеж не учитывается в составе налоговых и бухгалтерских расходов лизингополучателя до того момента, пока этот аванс (его часть) не будет учтен в счет текущих лизинговых платежей (п. 14 ст. 270 НК РФ, п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 27.04.2012; далее - ПБУ 10/99)).

Порядок зачета аванса обычно прописывают либо в тексте договора лизинга, либо в приложении к нему. Например, в тексте договора можно прописать, что зачет аванса производится в соответствии с графиком лизинговых платежей, являющимся приложением к соответствующему договору.

Если же условия договора лизинга не устанавливают порядок зачета аванса, то по общему правилу аванс зачитывают по мере образования задолженности по лизинговым платежам.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что договором лизинга предусмотрена выплата аванса в размере 20 % покупной стоимости лизингового имущества, которая, в свою очередь, составляет 566 400 руб. Остальная часть лизинговых платежей погашается ежемесячно равными долями в течение всего срока действия договора.

Сумма аванса равна 113 280 руб. (566 400 руб. × 20 %). Ежемесячная величина лизинговых платежей составит 18 880 руб. ((566 400 – 113 280) / 24 мес.).

________________________

По соглашению сторон может быть предусмотрена отсрочка лизинговых платежей. За предоставление отсрочки, как правило, взимается дополнительное вознаграждение лизингодателю, например, в процентном отношении к сумме платежей.

В сумму лизингового платежа в этом случае включаются:

  • возмещение затрат лизингодателя по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю (погашение стоимости предмета лизинга через амортизационные отчисления);
  • возмещение затрат, связанных с оказанием дополнительных услуг, предусмотренных договором;
  • доход лизингодателя.

Расчет общей суммы лизинговых платежей (ЛП) можно представить в виде следующей формулы:

ЛП = АО + Д + ДУ,

где АО - амортизационные отчисления (погашение стоимости предмета лизинга);

Д - доход лизингодателя за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ - дополнительные услуги, предусмотренные договором лизинга.

Рассмотрим пример расчета суммы лизингового платежа.

Пример 3

Лизинговая компания приобрела для передачи в лизинг оборудование, покупная цена (первоначальная стоимость) которого - 2 548 800 руб., в том числе НДС - 388 800 руб. Данный объект предназначен для передачи в лизинг сроком на 24 месяца. Предмет лизинга по договору будет находиться на балансе лизингодателя. Лизинговая компания застраховала свое имущество, при этом страховая премия составила 220 000 руб.

Кроме того, предполагается капитальный ремонт имущества за счет лизингодателя. Сметная стоимость ремонта составляет 500 000 руб.

Учетной политикой лизинговой компании определено, что амортизационные отчисления для всех основных средств рассчитываются линейным способом (и для бухгалтерского учета, и для целей налогообложения).

Расчет амортизационных отчислений :

  • в бухгалтерском учете:

срок полезного использования определяется в соответствии со сроком договора.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 90 000 руб. ((2 548 800 руб. – 388 800 руб.) / 24 мес.);

  • в налоговом учете:

амортизация определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее - Постановление № 1). По соглашению сторон, о чем прописано в договоре, в налоговом учете применяется ускоренная амортизация с коэффициентом 3.

Рассматриваемое оборудование относится к третьей группе основных средств со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно. Организация установила срок полезного использования 60 месяцев. Кроме того, применяется ускоренная амортизация.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 108 800 руб. ((2 548 800 руб. – 388 800 руб.) / 60 мес. × 3);

  • в лизинговых платежах:

Амортизационные отчисления в целях бухгалтерского учета будут учтены при расчете ежемесячных лизинговых платежей. Общая сумма амортизации, входящая в состав лизинговых платежей за весь период действия лизингового договора будет равна 2 160 000 руб. (90 000 руб. × 24 мес.).

Расчет дохода лизингодателя

Доход может устанавливаться в процентах:

  1. от первоначальной стоимости имущества;
  2. от среднегодовой остаточной стоимости имущества.

Первоначальная стоимость лизингового имущества - 2 160 000 руб. (2 548 800 руб. – 388 800 руб.). Допустим, ставка вознаграждения лизингодателя установлена в размере 12 % от первоначальной стоимости лизингового имущества.

Рассчитаем доход лизингодателя двумя способами.

Первый способ

Доход лизингодателя равен 259 200 руб. (2 160 000 руб. × 12 %), в расчете на месяц это составит 10 800 руб. (259 200 руб. / 24 мес.).

Второй способ:

  • за первый год:

сумма амортизационных отчислений за первый год эксплуатации составила 1 080 000 руб. Остаточная стоимость на начало года - 2 160 000 руб., остаточная стоимость на конец года - 1 080 000 руб. (2 160 000 – 1 080 000).

Доход лизингодателя составит 194 400 руб. ((2 160 000 + 1 080 000) / 2 × 12 %);

за второй год:

сумма амортизационных отчислений за второй год эксплуатации составила 2 160 000 руб. Остаточная стоимость на начало года - 1 080 000 руб., на конец года - 0 руб. (2 160 000 – 2 160 000).

Доход лизингодателя составит 64 800 руб. ((1 080 000 руб. + 0 руб.) / 2 × 12 %);

за два года:

общий доход лизингодателя составит 259 200 руб. (194 400 + 64 800).

Ежемесячные отчисления будут равны 10 800 руб. (259 200 руб. / 24 мес.).

Дополнительные услуги, предусмотренные договором лизинга

Дополнительные услуги: страховые выплаты (220 000 руб.) и капитальный ремонт (500 000 руб.). Общая сумма дополнительных услуг составит 720 000 руб.

Ежемесячная сумма дополнительных услуг будет равна 30 000 руб. ((220 000 + 500 000) руб. / 24 мес.).

Лизинговый платеж

Сумма ежемесячного лизингового платежа без учета НДС составит 130 800 руб. (90 000 + 10 800 + 30 000) плюс НДС (18 %) - 23 544 руб.

Сумма ежемесячных лизинговых платежей с учетом НДС - 154 344 руб. (130 800 + 23 544).

Общая сумма лизинговых платежей (с учетом НДС) за 24 месяца - 3 704 256 руб., в том числе НДС - 565 056 руб. Общая сумма лизинговых платежей равна стоимости предмета лизинга (она указывается в договоре лизинга).

_____________________

На чьем балансе будет учитываться предмет лизинга

Предмет лизинга и после передачи лизингополучателю остается в собственности лизингодателя (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 164-ФЗ). С точки зрения бухгалтерского учета предмет лизинга может учитываться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. Это главное отличие лизингового договора от договора аренды. Поэтому в договоре стороны указывают балансодержателя лизингового имущества. Обычно если договором предусмотрен дальнейший выкуп имущества, основное средство учитывается на балансе лизингополучателя по стоимости, указанной в договоре лизинга, за исключением НДС. Эта стоимость будет являться первоначальной для лизингополучателя.

Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, то в его первоначальную стоимость включаются расходы на покупку основного средства, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС.

Первоначальная стоимость предмета лизинга списывается через амортизационные отчисления.

Амортизацию начисляет сторона - балансодержатель предмета лизинга. Срок полезного использования для начисления амортизации в бухгалтерском учете организация устанавливает исходя из:

  • ожидаемого срока использования;
  • ожидаемого срока физического износа;
  • срока договора лизинга.

К сведению

Как правило, срок полезного использования для лизингового имущества устанавливают исходя из срока действия договора лизинга.

Для определения амортизационной группы объектов лизинга в налоговом учете следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением № 1. При этом стороны договора лизинга по взаимному соглашению вправе применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с коэффициентом ускорения не более 3 (ст. 31 Федерального закона № 164-ФЗ).

Обратите внимание!

У лизингодателя первоначальная стоимость для начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета совпадает.

У лизингополучателя первоначальная стоимость для целей бухгалтерского и налогового учета разная. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость равна цене, указанной в договоре лизинга, то есть сумме лизинговых платежей за весь период действия договора за минусом НДС.

В налоговом учете первоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов лизингодателя, связанных с приобретением основного средства, за исключением НДС, то есть равна первоначальной стоимости основного средства лизингодателя. Лизингодатель обязан при передаче лизингового имущества на баланс лизингополучателя указать эту стоимость либо в договоре, либо в передаточных документах.

Налог на имущество уплачивает балансодержатель предмета лизинга.

Срок договора лизинга

Срок действия договора лизинга в конечном счете определяется сроками полной амортизации (окупаемости) предмета лизинга, однако устанавливается сторонами в договоре в зависимости от ситуации на рынке, финансового положения сторон, стоимости арендуемого имущества, характера и величины коммерческих рисков, обязательных предписаний нормативно-правового характера.

После окончания действия срока договора возможны три варианта:

  1. лизингополучатель возвращает имущество лизингодателю;
  2. заключает новый договор лизинга;
  3. приобретает имущество по остаточной стоимости.

Возможность перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя после окончания срока договора

По окончании срока договора лизинга основное средство может передаваться в собственность лизингополучателю либо оставаться в собственности лизингодателя. Стороны оговаривают этот момент в договоре.

Если имущество не переходит в собственность, то при прекращении договора лизинга оно возвращается лизингодателю в состоянии, в котором было получено, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

Если предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя, то стороны должны в договоре оговорить сроки и условия выкупа, выкупную стоимость.

Например, в договоре можно указать, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга при отсутствии задолженности по лизинговым платежам и выплате выкупной цены. Кроме того, предмет лизинга может перейти в собственность лизингополучателя до истечения срока договора, но не ранее чем через 1 год с момента получения лизингополучателем предмета лизинга при условии выплаты последним в полном объеме всех предусмотренных указанным договором платежей.

Выкупная цена

В договоре лизинга следует определить выкупную цену и порядок ее выплаты, если по условиям договора предмет лизинга будет переходить в собственность лизингополучателя.

Лучше выкупную цену не включать в состав лизинговых платежей, так как ее нельзя учесть в расходах при налогообложении прибыли. Бухгалтеру придется выкупную цену ежемесячно выделять из лизингового платежа, а это трудоемкий процесс (не всегда это можно сделать).

Для лизингополучателя выкупная цена будет являться первоначальной стоимостью приобретаемого им в собственность предмета лизинга после окончания договора. Первоначальная стоимость списывается в расходы через амортизационные отчисления после ввода объекта основных средств в эксплуатацию. Если выкупная цена составляет менее 40 000 руб., то ее можно сразу списать в расходы после ввода объекта в эксплуатацию.

Выкупную цену лучше всего сделать дополнительным платежом, который будет выплачен после уплаты всех лизинговых платежей при приобретении предмета лизинга в собственность.

В договоре выкупная цена может быть обозначена следующим образом: «…при условии выплаты аванса и всех лизинговых платежей предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателю по цене, составляющей примерно 0,1 % от стоимости предмета лизинга».

Если выкупная цена включается в лизинговый платеж, то в договоре ее следует как-то выделить, например в процентном отношении от стоимости лизингового платежа. В этом случае по окончании договора дополнительный платеж по выкупной цене отдельно не производится.

Техническое обслуживание и содержание предмета лизинга

В договоре лизинга следует оговорить порядок и объем сервисного обслуживания лизингового имущества.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 164-ФЗ лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Лизинг может быть: чистый, с неполным набором услуг, с полным набором услуг.

При чистом лизинге лизинговые платежи не включают в себя расходы по эксплуатации, ремонту, страхованию объектов лизинга. Эти расходы осуществляет лизингополучатель.

К полному лизингу относятся сделки, предусматривающие комплексную систему технического обслуживания, ремонта объекта лизинга. Эти расходы берет на себя лизингодатель. Сервисное обслуживание оборудования при полном лизинге предусматривается в течение всего срока действия договора лизинга. Расходы по такому обслуживанию входят в стоимость лизинговых платежей.

Лизинг с неполным набором услуг предполагает заранее согласованное разделение функций по техническому обслуживанию имущества между сторонами договора. Например, лизингополучатель берет на себя ответственность за соблюдение установленных норм эксплуатации имущества и его текущее обслуживание, а лизингодатель (лизинговая компания) оплачивает расходы по поддержанию лизингового имущества в исправном состоянии.

Если в соответствии с договором лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга, а также капитальный и текущий ремонт, то расходы по ремонту и техническому обслуживанию на основании пп. 5, 7 ПБУ 10/99 являются его расходами по обычным видам деятельности.

Досрочное расторжение договора лизинга

В договоре лизинга следует оговорить обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга в одностороннем порядке (в Федеральном законе № 164-ФЗ бесспорное и очевидное нарушение обязательства рассматривается в качестве основания для досрочного прекращения договора лизинга и изъятия предмета лизинга по требованию одной стороны).

В договоре следует прописать перечень нарушений обязательств для лизингодателя и лизингополучателя, которые будут считаться бесспорными.

Для лизингодателя такими нарушениями могут стать:

  • использование лизингополучателем имущества не по назначению;
  • существенное ухудшение состояния имущества;
  • неперечисление в срок лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд;
  • ликвидация лизингополучателя.

Для лизингополучателя это могут быть недостатки, обнаруженные при приемке оборудования, исключающие его нормальное использование.

При расторжении договора следует предусмотреть сумму закрытия сделки.

Лизингополучатель выплачивает лизингодателю:

  • невыплаченную сумму лизинговых платежей с пеней;
  • остаточную сумму имущества на момент расторжения срока договора, если в нем предусмотрен выкуп имущества;
  • неустойку.

Лизингодатель выплачивает лизингополучателю:

Авансовые платежи (если это предусмотрено в договоре);

Неустойку.

В договоре можно прописать, что при его досрочном расторжении лизингодатель не возвращает аванс лизингополучателю. Тогда в случае досрочного расторжения договора аванс лизингополучателю не выплачивается. При отсутствии в договоре указанного условия лизингополучатель при расторжении договора (независимо от причины) вправе претендовать на ту часть авансового платежа, которая остается незачтенной после полного погашения задолженности лизингополучателя по договору лизинга на момент расторжения договора.

Пример 4

Строительная компания (лизингополучатель) получила в лизинг микроавтобус от лизинговой компании (лизингодателя) сроком на 24 месяца для перевозки персонала на строительные объекты. Стоимость микроавтобуса по договору лизинга составляет 1 826 640 руб., в том числе НДС - 278 640 руб. Лизинговая компания приобрела этот микроавтобус по договору купли-продажи за 1 475 000 руб., в том числе НДС - 225 000 руб.

По условиям договора микроавтобус переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга по выкупной цене 30 000 руб. Выкупная стоимость уплачивается лизингодателю после погашения всей задолженности по лизинговым платежам. Выкуп имущества осуществляется по договору купли-продажи.

Условиями лизингового договора предусмотрен авансовый платеж (25 % стоимости предмета лизинга), который уплачивается после заключения договора, но до передачи предмета лизинга и равен 456 660 руб., в том числе НДС - 69 660 руб. Сумма авансового платежа засчитывается ежемесячно в счет текущих платежей равными долями.

Ежемесячные лизинговые платежи составляют 76 110 руб. (1 826 640 руб. / 24 мес.), в том числе НДС - 11 610 руб.

В течение первых 12 месяцев действия договора лизинговые платежи перечислялись своевременно. Далее из-за сложившихся финансовых трудностей у строительной компании уплата лизинговых платежей прекратилась.

После трех месяцев подряд неоплаты лизинговых платежей лизингодатель направил в адрес строительной компании письмо с требованием погасить возникшую задолженность в сумме 228 330 руб. (76 110 руб. × 3 мес.) в течение семи календарных дней. Строительная компания после получения указанного письма задолженность не погасила. В результате лизинговая компания приняла решение об одностороннем расторжении договора лизинга, так как такая возможность предусмотрена в договоре. В частности, в договоре прописано, что неоплата более двух раз подряд лизинговых платежей ведет к расторжению договора лизингодателем в одностороннем порядке.

При этом лизингополучателю высылается письменное уведомление о намерении лизингодателя расторгнуть договор, в котором указывается причина, сумма задолженности и обязанность вернуть полученное в лизинг имущество в течение семи дней.

По истечении семи дней со дня получения письменного уведомления лизингополучатель на основании акта приема-передачи возвратил лизинговое имущество, однако неоднократные просьбы лизинговой компании погасить задолженность по платежам оставил без внимания.

Лизинговая компания была вынуждена обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности и неустойки.

Строительная компания заявила встречный иск о взыскании с лизинговой компании неосновательного обогащения, возникшего в связи с невозвратом части ранее выплаченного авансового платежа в сумме 171 247,5 руб. (456 660 руб. – 19 027,50 руб. × 15 мес.) при расторжении договора лизинга. Возможность невозврата авансового платежа в договоре не была прописана.

На основании решения суда, вступившего в законную силу:

  • с лизингополучателя в пользу лизингодателя взыскано 228 330 руб., в том числе 34 830 руб. - задолженность по лизинговым платежам и 7000 руб. - неустойка;
  • с лизингодателя в пользу лизингополучателя взыскано 171 247,5 руб., полученных в качестве аванса и не зачтенных в счет арендных платежей.

Впоследствии стороны подписали соглашение о взаимозачете на сумму 171 247,5 руб., остальная часть задолженности (57 082,5 руб. - задолженность по лизинговым платежам и 7000 руб. - неустойка) была взыскана с расчетного счета лизингополучателя в бесспорном порядке.

___________________

Иные обстоятельства, которые могут быть указаны в договоре лизинга

Как правило, лизинговые компании всегда включают в договоры условия, позволяющие снизить риски по сделкам. Такими условиями могут быть страхование лизингового имущества, гарантийные обеспечения.

При заключении договора лизинга могут быть застрахованы любые правомерные имущественные интересы как лизингодателя, так и лизингополучателя. В договоре лизинга указываются страхователь, страховая компания и выгодоприобретатель. Страхователем может выступать как лизингополучатель, так и лизингодатель. Выгодоприобретателем по договору страхования назначается либо лизингодатель - собственник предмета лизинга, либо банк-кредитор, финансирующий лизингодателя.

Гарантийные обеспечения могут быть следующими:

  • банковская гарантия (контргарантия) и/или векселя приемлемых банков;
  • векселя крупных бюджетных организаций и предприятий;
  • фонды в покрытие гарантий лизинговых платежей;
  • поручительство солидных компаний;
  • залог ценных бумаг;
  • залог ликвидного товара в обороте;
  • залог недвижимости;
  • гарантия обратного выкупа поставщиком;
  • залог прочего имущества и активов.

В заключение хотелось бы сказать, что чем подробнее в договоре будут озвучены спорные вопросы, тем с меньшими проблемами придется столкнуться при его исполнении.

Лизинг и проблемы его осуществления

2.2 Проблемы осуществления лизинговых операций

Рассмотрим основные проблемы осуществления лизинговых операций.

Основным фактором, тормозящим развитие лизинга в России, было и остается отсутствие промышленной политики государства в отношении лизинга.

Лизинг - это, прежде всего финансовый инструмент. Инструмент всегда необходим для реализации чего-либо. Но лизинг это еще инструмент инвестиционный, а значит, может и должен служить инструментом инвестиционной политики. Если государству для реализации своей промышленной политики и, прежде всего, для обновления значительно устаревших основных фондов в тех или иных отраслях экономики, необходим лизинг, то и отношение к нему как к финансовому инструменту должно быть соответствующим. Должно быть понятно, что государство стремится к обновлению оборудования и стимулирует развитие лизинга как эффективное средство для решения этой задачи. При этом стимулирование абсолютно не означает развитие только государственного лизинга через его бюджетное финансирование. Напротив, лизинг как инвестиционный инструмент открывает значительные перспективы привлечения не бюджетных инвестиций в обновление основных фондов .

Стимулировать же можно, например, спрос на лизинг в тех или иных отраслях экономики. В любом случае, промышленная политика государства должна быть понятна лизинговому бизнесу, а лизинг государству в этом деле поможет.

Значительные сложности с финансированием проектов продолжают испытывать "не при банковские" лизинговые компании или не кэптивные.

Банки крайне неохотно финансируют сторонние лизинговые компании, а объем такого финансирования не вселяет оптимизма. Не случайно значительное число устойчивых лизинговых компаний, проекты которых кредитными учреждениями эффективно финансируются, все чаще становятся подразделениями этих банков, а лизинговые проекты разновидностью банковского продукта. Это в свою очередь зачастую сужает возможности лизинга.

Одной из важнейших проблем, развития лизинга в России является сложившаяся негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. С одной стороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество, вплоть до выплаты последнего лизингового платежа лизингополучателем.

С другой стороны, в случае дефолта лизинговой сделки (лизингополучатель прекратил выплачивать лизинговые платежи, и договор расторгается), а лизингополучатель отказывается добровольно возвращать лизинговое имущество, имущественное право лизинговой компании крайне сложно реализовать. Это становится возможным только через суд. Арбитражное производство растягивается на год и более (с момента расторжения договора и до получения исполнительного листа). Лизинговое имущество в этот период, как правило, в полном объеме эксплуатируется, а его стоимость к моменту изъятия приближается к нулю.

Следует отметить также, что в процессе арбитражного производство судьи практически всегда отказывают лизинговой компании в применении в отношении лизингового имущества обеспечительных мер, таких как запрет на его эксплуатацию, передачу на ответственное хранение и т.д.

Таким образом, можно говорить о крайне сложной ситуации с реализаций имущественных прав лизинговой компании, если лизингополучателем оказывается недобросовестная компания. Речь здесь идет как о пробелах в законодательстве (невозможность применения законных методов внесудебного порядка изъятия лизингового имущества - исполнительная надпись нотариуса, механизм судебного приказа), так и о правоприменительной практике на местах.

Как уже говорилось, арбитражное производство в связи с изъятием лизингового имущества - довольно длительный процесс. В этот период в отношении лизингового имущества со стороны имеют место деяния, которые вполне можно квалифицировать как уголовные. Например, имущество может незаконно продаваться или скрывается от собственника. Однако органы внутренних дел, в большинстве случаев заявления от потерпевшей стороны (лизинговой компании) не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.

Проблема судебных разбирательств между лизинговыми компаниями и налоговыми органами по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. При этом основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании .

Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов:

Негативная арбитражная практика при вынесении решений по искам лизинговых компаний к недобросовестным лизингополучателям, с требованием о полной выплате лизинговых платежей в соответствии законодательством и условиями договора лизинга. Лизинговые платежи перестали уплачиваться в середине срока договора лизинга. Договор лизинга расторгнут. Лизинговое имущество изъято. Лизинговая компания подает иск к лизингополучателю о выплате не уплаченных лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизингополучатель подает встречный иск к лизинговой компании возврате полной стоимости лизингового имущества, на основании того, что имущество возвращено, а в составе частично уплаченных лизинговых платежей присутствует его выкупная стоимость.

Таким образом создается ситуация способствующая прямым злоупотреблениям лизингополучателей. Можно, например, взять, в лизинг имущество. Использовать его, допустим, год-два. Затем вернуть это имущество лизинговой компании, и взыскать через суд полную стоимость имущества Прецедентных решений в пользу лизингополучателей еще не принималось. Но уже неоднократно подобные дела рассматривались Президиумом ВАС. Дела возвращаются в суды первой инстанций, а мотивировочная часть решений ВАС не вселяет оптимизма. Экономическая сущность лизинговой сделки не принимается в расчет. А прецедентное решение, окажет крайне негативное влияние на всю лизинговую отрасль.

Не первый год в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, публикуемых Минфином России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге - права применения ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Механизм ускорения амортизации лизингового имущества был введен в Российской Федерации в связи острой необходимостью обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, лизинг является зачастую единственной возможностью, для старта своей деятельности или обновления оборудования.

Подкомитет по лизингу неоднократно проводил мероприятия посвященные проблеме возможной отмены ускоренной амортизации в лизинге, в том числе в Государственной Думе Российской Федерации. Были подготовлено финансово-экономическое обоснование позиции лизингового сообщества по данному вопросу. Можно говорить о том, что бюджет государства ничего не выигрывает в случае отмены ускоренной амортизации в лизинге, в долгосрочной перспективе - значительно проигрывает по все налогам от лизинга. А вот негативное влияние на лизинг будет трудно переоценить. Речь может идти о значительном сокращении объемов вновь заключаемых лизинговых сделок, что приведет к проблемам всей отрасли.

Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета.

Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.

Первая стадия - это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка .

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

Анализ эффективности лизинговых сделок предприятия на примере ОАО "Сигма"

Использование лизинга в инвестировании

Существует множество классификаций лизинга с позиций приверженцев разных критериев. Попробуем представить наглядно основные из них. Финансовый лизинг характеризуется продолжительным периодом лизингового соглашения. При этом срок...

Лизинг и другие формы долгосрочного финансирования

Лизинг и проблемы его осуществления

Лизинг как инвестиционная деятельность

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции...

Лизинг как источник формирования основного капитала организации

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется...

Лизинг как способ обновления ОПФ

Лизинг отличается сравнительно сложной организацией не только по числу участников и специфике выполняемых ими функций, но и по особенностям самих инвестиционных проектов, предполагающих осуществление комплекса организационно - правовых...

Лизинговые операции

Выделяют разнообразные виды, типы и формы лизинга. В России разрешено проведение таких форм лизинга, как внутренний, когда участники договора - резиденты, и международный лизинг, когда один из субъектов - нерезидент...

Лизинговые операции

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)», ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением и другие имущественные риски...

Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды...

Учет и организация безналичного денежного оборота

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета. Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности...

Финансовая деятельность коммерческих банков

В соответствии с Законом "О банках и банковской дея-тельности" банковская система в Украине построена и функ-ционирует по двухуровневому принципу и включает в себя следующие уровни: Центральный банк -- Национальный банк Украины (НБУ) и...

В современных условиях ведения бизнеса на первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для получения определенной прибыли или обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями рано или поздно встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудования или замене старого. При недостатке собственных средств для решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования – финансовый кредит и лизинг.

Определение лизинга дается в Федеральном Законе «О лизинге»: «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем» . Следует подчеркнуть, что получение средств по лизингу выгодно в основном за счет налоговых преимуществ и возможностью использования коэффициента ускоренной амортизации. При этом оборотный капитал расходуется только на лизинговые платежи, ликвидность оборотных средств и соотношение собственных и оборотных средств не изменяются.

В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10- 12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%). При этом определенные виды лизинговых операций находятся на начальном этапе развития, либо не используются в достаточной мере: так, лизинг практически не используется при покупке недвижимости, не применяются возвратный и оперативный виды лизинга.

Длительное время развитие лизинга в России протекало в крайней степени слабо. Данный факт обуславливается тем, что основой лизинга являются крупные капиталовложения и инвестиции, которые могут предоставляться иностранными и очень немногими русскими инвесторами, которые чаще всего неохотно участвуют в лизинговых сделках, считая Россию в целом нестабильной страной, непривлекательной для инвестиционной деятельности. Поэтому сегодняшнее состояние лизинга в России можно назвать начальной стадией развития, что предоставляет лизинговым компаниям, способным обеспечить техническое обслуживание и весь сопутствующий сервис предмета лизинга, неплохие перспективы развития.

На сегодняшний момент ситуация в целом улучшается. Так, темп роста объема сделок по лизингу увеличиваются ежегодно. Среднее значение данного показателя за период 2003-2011 г.г. составил 149,5%, что в значительной мере превышает темп роста ВВП (104,7%) и темп роста инвестиций в основной капитал (122,3%) . Данные показатели в полной мере доказывают, что лизинговая отрасль является привлекательной и имеет все перспективы дальнейшего развития.

Несмотря на вышесказанное, лизинговый бизнес осуществляется в сложных условиях. В первую очередь это связано с низкой кредитоспособностью организаций и сложностью получения долгосрочных кредитов, необходимых для открытия лизинговых фирм. К факторам, замедляющим развитие лизинга, также можно отнести нехватку стартового капитала, неразвитость инфраструктуры лизингового рынка (дефицит консультационных и юридических услуг в частности), недостаток высококвалифицированных кадров, неблагоприятный налоговый режим. Говоря в целом, масштаб лизинговых операций не отвечает реальной потребности. Так, лизинг российских воздушных судов мог бы позволить российским компаниям к 2017 году обновить парк самолетов на 95%. В пользу данного аргумента говорит и высокая степень износа основных фондов в России (47,1% на 2011 год), что свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга. Однако доля лизинга в российском ВВП составила всего 0,81% .

К основным объективным проблемам лизинговой деятельности на современном этапе можно отнести:

· недостаточное количество лизинговых компаний, функционирующих на российском рынке;

· высокий процент ставок по кредиту;

· нехватка стартового капитала и финансовая несостоятельность лизинговых компаний, зависящих от банка-учредителя, и по сути использующихся только как форма кредитования;

· непонимание сущности лизинга как потенциальными лизингополучателями, так и лизингодателями;

· неблагоприятные условия таможенного, валютного и налогового законодательства, не дающее возможность в короткие сроки вернуть предмет лизинга обратно при расторжении договора, что заставляет лизингодателя идти на ужесточение требований по обеспечению сделки;

· недостаточность финансовых вложений государства в лизинговый рынок;

· недостаточное развитие инфраструктуры лизингового рынка, включающей в себя лизинговые компании, фирмы, оказывающие консалтинговые услуги, средства информационного обеспечения о предложении лизинговых услуг.

Для решения указанных проблем, как представляется, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

1. Предоставление налоговых льгот создаваемым и функционирующим лизинговым компаниям, работающим в первую очередь на рынке лизинга высокотехнологического производственного оборудования.

2. Более широкое использование процедуры создания лизинговых компаний непосредственно при организациях, производящих предметы лизинга. Это позволит лизинговой компании реализовать весь комплекс услуг по доставке, обслуживанию, замене оборудования и транспортных средств, предоставляемых в лизинг.

3. Создание эффективной информационной среды, способствующей популяризации и распространению сведений о юридических и финансовых основах различных видов лизинга, включающей единую информационную базу данных об отечественных и зарубежных лизингодателях.

4. Использование указанной информационной системы органами государственного таможенного контроля для повышения прозрачности и оперативности операций, осуществляемых при расторжении договора лизинга.

5. Формирование государственно-частных партнерств, учредителями которых могут выступать производители оборудования и транспортных средств, крупные лизингополучатели и их ассоциации, что позволит обеспечить более широкое участие средств государственного бюджета и снизить риски невозврата инвестиций.

Указанные предложения могут быть реализованы в рамках федеральной программы по развитию лизинговых операций в Российской федерации, которая позволила бы в значительной степени активизировать процессы обновления основных фондов промышленности и транспорта.

Говоря в целом, на сегодняшний день в России началось формирование некоторых позитивных условий для развития лизинга в области законодательной, правовой и методической базы. Наряду с этим увеличиваются потребности российский организации в скорейшем обновлении технических средств производства для выпуска конкурентоспособной продукции. По прогнозам экспертов масштабы лизинговых операций должны существенно возрасти в ближайшем будущем, что позволит лизингу занять прочные позиции среди источников финансирования.

Список литературы

1. Консультант плюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 22.02.14)

2. Просветов Г.Н. Лизинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. 160 с.

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]:URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.03.2014)

В ведущих странах мира, как уже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем ежегодно увеличивается на 12--13%. В России же доля лизинговых операций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего, это связано с низким уровнем кредитоспособности предприятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосрочных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консультационной и информационной поддержке участников рынка; неблагоприятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифицированных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не отвечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модернизации производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечественных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов .

Количества лизинговых компаний, которые работают на российском рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специалисты относят следующие:

¦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кредитам намного превышают норму средней прибыли в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;

¦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий;

¦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по существующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

¦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями -- потенциальными лизингополучателями;

¦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

¦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;

¦ недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;

¦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

¦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

¦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

¦ необходимость залога и крупного аванса;

¦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров .

В России, как и в других странах, лизингодатель сохраняет собственность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации залоговых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может просто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизинговые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество как достаточно надежную гарантию своих интересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстановимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.

УДК 339.187.62

И.В. Капешина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Ж.М. Корзоватых

Аннтоация. В статье рассматриваются особенности развития лизинга в России в современных условиях, а также влияние кризиса, начавшегося в 2014 г., перспективы и возможности развития рынка лизинговых услуг.

Ключевые слова: лизинг, лизинговый портфель, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый рынок.

Inna Kapeshina Zhanna Korzovatykh

Keywords: leasing, leasing portfolio, lessor, lessee, leasing market.

В нелегкое для России время - экономический кризис, начавшийся в 2014 г. и продолжающийся до сих пор вместе с курсом рубля стали ослабевать и все отрасли национальной экономики. Имеющиеся ранее проблемы, такие как зависимость от экспорта нефти и отсутствие импортоза-мещения, усугубились еще сильнее. Но для некоторых отраслей ухудшение ситуации в конкурентных областях экономики открыло новые горизонты. Например, такая финансовая услуга как лизинг стала более выгодной по сравнению с кредитом, так как вслед за учетной ставкой увеличились и процентные ставки по кредитам. Вследствие этого, финансовая аренда (лизинг) стала более привлекательна для клиентов. Но и лизинг имеет ряд проблем, решение которых необходимо в условиях кризиса особенно, так как спрос на лизинговые услуги по сравнению с предыдущими годами сбавил темпы роста .

Основным нормативным документом, регламентирующим правовые и организационно-экономические особенности лизинга, является Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)». В соответствии со ст. 2 лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией сделки лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга . М. А. Марков определил, что лизингом называется одна из форм «кредита», при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата . М. А. Боровицкая под лизингом понимает комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату .

Улучшить экономическое положение страны, снизить влияние кризисных явлений можно посредством инвестиций, которые являются основным фактором стимулирования производства. В связи с этим лизинг наиболее выгоден, так как с его помощью можно улучшить инвестиционную привлекательность - как отдельных отраслей, так и страны в целом, активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции - обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию, сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики - ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели . В настоящее время лизинг стал пользоваться большим спросом, в связи со следующими факторами.

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования, но это также отрицательно влияет на лизинговый рынок, так как основным источником финансирования являются банки.

2. Высокий процент степени износа, морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

© Капешина И.В., Корзоватых Ж.М., 2016

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль. Например, с соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ платежи по договорам лизинга в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это означает, что государство дает отечественным предприятиям легальную возможность посредством лизинга направлять свои ресурсы на расширение производства и внедрение передовых технологий, а не на уплату налога) .

4. Для малых предприятий лизинг - практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования. Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости .

По опросам топ-менеджеров экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА», выяснилось, что ключевыми моментами для развития лизингового рынка в 2016 г. респонденты считают сокращение спроса на лизинг (41 % опрошенных), а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов (39 %), которое являлось основной угрозой и в 2015 г., по мнению 43 % опрошенных. Вопрос о сужении доступа к фондированию требуемого объема и срочности годом ранее стоял острее: 27 % участников отмечали данную проблему в опросе на 2015 г., а на 2016 г. - только 18 %. Свертывание программ господдержки из-за усиления спада в экономике рассматривают в качестве фактора, сдерживающего развитие рынка, только 2 % опрошенных (см. рис. 1) .

Рис. 1. Ключевые угрозы для развития рынка лизинга в 2016 г.

Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга на 26 % и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса. За январь - сен-

тябрь 2015 г. объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на четверть по сравнению с прошлогодним за тот же период и составил 385 млрд руб. В третьем квартале 2015 г. лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в первом полугодии (около 30 %). Поддержали рынок сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, а также последовательное снижение ключевой ставки ЦБ РФ, позитивно отразившееся на стоимости фондирования. Меньшее падение суммы договоров лизинга (-22 %) по сравнению с новым бизнесом связано, в частности, с увеличением сроков лизинга вследствие снижения размера ежемесячных платежей по просьбе клиентов .

Размер лизингового портфеля практически не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. Однако объем полученных лизинговых платежей продолжает с 2014 г. превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками рынка сокращения портфеля не произошло из-за роста объема реструктурированной задолженности и переоценки валютных договоров лизинга. По итогам девяти месяцев 2015 г. лидером рынка по объему нового бизнеса стал «ВТБ Лизинг», до того занимавший первое место в 2009 г. Возглавить рейтинг компания смогла за счет крупных авиасделок, на которые пришлось около 60 % нового бизнеса лизингодателя. На вторую позицию, уступив лидеру около 2 млрд руб., переместился «ВЭБ-лизинг». С пятого на третье место поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75 % (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года). В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38 % всего объема нового бизнеса .

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в розничных сделках существенно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55 % до 47 % за три квартала 2015 г., а в топ-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале .

За январь-сентябрь 2015 г. доля крупнейшего сегмента - автолизинга - достигла около 37 % (32 % за девять месяцев 2014 г.), однако в процентном выражении сегмент сократился на 16 %.

Спад в экономике России привел к заморозке проектов по обновлению основных фондов, вследствие чего падение спроса на лизинг длится с 2013 г. Дополнительный удар по спросу клиентов нанесло повышение ключевой ставки Банком России в конце 2014 г. Несмотря на ее постепенное снижение, ставки по кредитам нефинансовому сектору, в том числе лизинговым компаниям, остаются на высоком уровне относительно докризисной ситуации. Высокая стоимость заемных средств снижает экономическую привлекательность лизинга для потенциального клиента и приводит к сокращению новых лизинговых договоров и маржинальности лизингового бизнеса. Средняя маржа (разница между величиной ставок по лизинговым платежам и привлеченным под реализацию лизинговой сделки средствам) лизинговых компаний снизилась 4,3 до 3,7 % . На лизинговый рынок также все большее негативное влияние оказывает снижение платежеспособности клиентов.

Ухудшение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. Согласно данным компаний, за девять месяцев 2015 г. объем изъятой техники составил около 53 млрд руб., что почти на 90 % больше, чем за девять месяцев 2013 г. Около 90 % изъятого, как правило, идет на вторичный рынок. «Лизинговые компании сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью», - отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора государственной транспортной лизинговой компании. Стоит отметить, что лизингодатели вынуждены избавляться от изъятого оборудования с дисконтом. Поэтому убытки по статье от реализации основных средств сегодня все чаще фигурируют в финансовых отчетах лизинговых компаний .

Сокращение объема новых договоров лизинга, подорожавшее фондирование и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так,

рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 г. в среднем по рынку составила 6,2 %, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 г.. Рентабельность активов за январь-сентябрь составила меньше 1 % (двумя годами ранее 1,6 %). В целях снижения давления на рентабельность бизнеса лизинговые компании вынуждены были проводить оптимизацию расходов. Как правило, компании урезали бюджеты на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сети структурных подразделений. Произведено сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, а головные офисы переведены в помещения с меньшей арендной платой. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась почти на 25 % и составляет сейчас около 10,1 тыс. чел. .

Затянувшийся кризис 2014 г. негативно отразился на всех отраслях экономики страны. Тем не менее, есть надежда на улучшение ситуации в сфере лизинга, что повлечет за собой и оживление производства. Развитию рынка лизинговых услуг может поспособствовать несколько факторов.

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу - ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, но может положительно сказаться в сторону лизинговых услуг по покупке оборудования и недвижимости.

5. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60 %) состоит из банковских кредитов - это отрицательно скажется на количестве лизинговых сделок.

Таким образом, можно отметить, что в целом, при проведении политики протекционизма и субсидирования государством промышленных отраслей, есть надежда на положительную динамику развития не только лизингового рынка, но и экономики страны в целом. Но на данный момент нельзя точно предугадать сценарий развития политической ситуации в мире, поэтому перспективы лизинга на 2016 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. С учетом резкого падения курса рубля и цен на нефть в январе 2016 г., наступивший год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014 и 2015 гг. Почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Динамика рынка лизинга в 2016 г. во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Возможно, именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинга.

Библиографический список:

1. Беккерман, А. Ю. Проблемы и перспективы российской лизинговой отрасли / А. Ю. Беккерман. - Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2015. - С. 1720.

2. Боровицкая, М. А. Банковские услуги предприятиям: учебно-методическое пособие / М. А. Боровская, Я. А. Налесная. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 312 с.

3. Лизинг-2015: стратегии для кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru /news/daytheme/?id=7473820 (дата обращения: 05.03.2016).

4. Лизинг: с надеждой на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.baltlease.ru/ press/articles/read/169996/ (дата обращения: 18.03.2016).

5. Лещенко, М. И. Основы лизинга / М. И. Лещенко. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 328 c. - ISBN 5-279-02970-X.

6. Марков, М. А. Лизинг. Основные понятия и определения [Электронный ресурс] / М. А. Марков. - Режим доступа: http://www.finanalis.ru/litra/334/9228.html (дата обращения: 02.04.2016).

7. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2016).

8. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XIV Всероссийской конференции «Лизинг в России-2015»: курс на замещение/смещение приоритетов/неизбежное сокращение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/opros_2015/ (дата обращения: 01.04.2016).

9. Рогуленко, Т. М. Концепция управленческого учета на предприятии / Т. М. Рогуленко, Д. С Лукин// Вестник университета. - 2015. - № 1. - С. 157-162.

10. Рязанцева, М. В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения: 11.04.2016).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...