Для ямайской валютной системы характерны. Ямайская конференция


Ямайская валютная система представляет собой одну из современных валютных систем, во время которой курс валют устанавливает не само государство, а рынок. Для Ямайской валютной системы характерно колебание (происходящее постоянно) курса обмена валют. По этой причине курсы валют именуются как плавающие. В иной валютной системе курсы валют называются фиксированными.

Ямайская валютная система функционирует ещё с середины-конца 70-х годов прошлого века, однако во время последнего глобального финансово-экономического кризиса многие эксперты выступали за то, чтобы начать переговоры и консультации по поводу создания новой валютной системы.

Бреттон-Вудское соглашение

Своим появлением Ямайская валютная система обязана наследию Бреттон-Вудской валютной системы, которая была реорганизована в соответствии с новыми потребностями мировой экономики. В чём же заключаются её основные особенности и принципы?

В ЯВС (Ямайская валютная система) был окончательно отменён так называемый золотой стандарт. Мировые валюты больше не имели никакой привязки к золоту не только для внутренних операций, но даже и для международных.

Также была зафиксирована полная демонетизация золота. Теперь центробанки всего мира могли приобретать золото в качестве обычного товара, имеющего рыночные цены, а не фиксированные кем бы то ни было.

Также была внедрена система специальных прав заимствования. Она была необходима для формирования валютных резервов. Эмиссию специальных прав заимствования и сегодня осуществляет Международный валютный фонд (МВФ). Специальные права заимствования также необходимы и для регулирования платёжного баланса или же соизмерения стоимости национальной валюты.

Именно при ЯВС резервными валютами стали американский доллар, британский фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, евро (в 70-е годы вместо евро использовались ещё две валюты: французский франк и немецкая марка).

При Ямайской валютной системе был установлен специальный режим свободных плавающих валютных курсов. Котировки курсов постоянно меняются в зависимости от ситуации на валютном рынке. Причина изменений — спрос и предложение продавцов и покупателей валюты.

Страны также имеют возможность определить режим, при котором формируется валютный курс.

Основное значение Ямайской валютной системы для всей мировой экономики — это переход от фиксированного валютного курса к плавающему. В основе фиксированного валютного курса лежало так называемое «золотое содержание валют». После того, как мировые валюты стали свободны от привязки к золоту, необходимость в этом требовании также отпала. С введением Ямайской валютной системы рынок золота стал одной из разновидностей товарного рынка.

Как же выглядит механизм работы всей Ямайской валютной системы? Государства-члены Международного валютного фонда сумели получить некоторую часть СПЗ. СПЗ же работает в качестве расчётных единиц. При некоторых условиях эти расчётные единицы могут стать одной из национальных валют.

В 1981 году в МВФ приняли решение использовать самую простую котировку СПЗ. Для этого используется средневзвешенный курс валютной корзины. Валютная корзина состоит из американского доллара, японской йены, британского фунта стерлингов и евро. Удельный вес валют зависит от удельного веса каждой отдельно взятой валюты в мировой торговле. Иногда удельный вес пересматривают.

Какие же режимы валютных курсов существуют сегодня?

Режимы валютных курсов функционируют в зависимости от трёх режимов валютных курсов. Также они зависят от устойчивости ключевых валют мира. Что же это за три режима валютного курса?

  1. Валюты, привязанные к 1-ой или 2-м валютам. В таком случае допускают колебание валютного курса в пределах 1-го процента. Если же национальная валюта имеет привязку к определённой группе валют, то это сигнал того, что уже выбрана та либо иная валютная корзина.
  2. Валюты, чей курс колеблется относительно нескольких валют (в зависимости от курса) в пределах 2.25 процентов. Раньше в эту группу попадал ЭКЮ, а это позволяло членам Евросоюза сохранить свои национальные валюты по отношению к другим европейским валютам. Вместе же все валюты Европы «плавали» по отношению к валютам других стран.
  3. Валюты, имеющие абсолютно свободный курс.

Кризисные явления в международных валютно-финансовых отношениях показали несостоятельность мировых валютных систем обеспечить их стабильное функционирование. Нерівнозваженість экономических показателей промышленно развитых стран и отсутствие координации их экономической политики вызвали значительные проблемы в некоторых сферах и ограничили эффективность плавающих курсов, обусловив перекосы. Значительные спекулятивные перемещения капиталов и существенные колебания валютных курсов создали условия неуверенности в валютных отношениях, снизили стимулы к инвестициям и усложнили проведение экономической политики.

Благодаря большей гибкости режима валютных курсов Ямайская валютная система была призвана препятствовать возникновению экономических и валютных кризисов, способствовать экономическому росту, устранять диспропорции в изменении валютных курсов и внутренней покупательной способности валют.

Надежды, которые возлагались на плавающие валютные курсы авторами Ямайского соглашения, в значительной степени не оправдались. Отсутствие юридически очерченных границ курсовых колебаний должна была снизить спекулятивное давление на валютные рынки и в целом обеспечить курсам реальный характер, который отражал бы темп инфляции, экономический рост, эффективность производства, конкурентоспособность экспорта. Однако на практике вместо выравнивания перекосов в движении внутренних и внешних знецінень валют, плавающие валютные курсы в начале 80-х годов XX в. стали меняться в направлении, обратном тенденции движения фундаментальных курсоутворюючих факторов.

Плавающие валютные курсы стали каналом переноса противоречий внутренней экономики стран-эмитентов резервных валют в другие страны, и наоборот. Опыт "плавание" курсов валют свидетельствует, что оно не дало автономии экономической политики отдельных стран, на которую надеялись сторонники такого режима курсов, и не устранило перенос инфляции из одних стран в другие.

В среднесрочной перспективе плавающие валютные курсы не всегда менялись согласно теории паритета покупательной способности, а реагировали на разницу в процентных ставках и другие факторы экономического и политического характера. Появление резких скачков в движении плавающих курсов, которые наносили ущерб участникам международной торговли, заставляло валютные органы отдельных стран проводить интервенции.

В условиях "плавание" курсов значительно вырос валютный риск. Этому способствовало и повышение в структуре рыночных валютных отношений доли операций чисто финансового характера. Традиционные методы прогнозирования валютных курсов не срабатывали. Увеличилась потребность валютных органов в диверсификации валютных курсов, потому что с точки зрения валютного риска больше нельзя было иметь в запасе только одну валюту, курс которой мог упасть. Валютные операции с целью страхования валютного риска стали осуществляться регулярно и в больших масштабах, уравновешивая убытки по одним валютам и прибылями по другим.

Извлечения из Устава МВФ положений, которые закрепляли денежные функции золота, означало официальное устранения золотого монометаллизма из мировой валютной системы, однако это не привело к фактическому его снижение в роли международных валютно-кредитных отношений. Золото осталось привилегированным товаром, который не только был наиболее качественным компонентом международной ликвидности, но и служил важным фактором кредитоспособности государств-должников. Переоценка золота по рыночной цене означало адекватное рост не только международной ликвидности, а и кредитоспособности стран, которые обладают значительными золотыми резервами.

В свою очередь для банков-кредиторов золотые запасы страны-должника были важным показателем ее платежеспособности. Рост мировых цен на золото увеличивало стоимость золотого запаса в долларах, что соответственно снижало чистую внешнюю задолженность страны.

Повышению роли золота и сделок с ним в США и в международных валютно-кредитных отношениях в значительной мере способствовало отмены американским Конгрессом запрета на владение золотом частными лицами и увеличение внешней задолженности как развитых стран, так и развивающихся стран.

Ямайская валютная система, позволив центральным банкам стран - членов МВФ осуществлять между собой операции с золотом по рыночной цене, создала условия для активизации мировых денежных функций этого товара. Введение плавающих валютных курсов видозмінило связь между резервными валютами и золотом. Золотые резервы превратились в своеобразные "плавающие" активы: выражение их стоимости в резервных валютах стало изменяться в зависимости от тенденций изменения курсов последних. При этом резервная функция золота усиливалась по мере повышения темпов инфляционного обесценения этих валют. В условиях острых валютных кризисов центральные банки стремились сохранить свои золотые запасы как наиболее надежный резерв международных ликвидных средств в противовес бумажным валютам.

Обесценивание доллара в 70-е годы XX в. сопровождалось значительным повышением рыночной цены золота в этой валюте, в начале 80-х годов XX в. эта тенденция изменилась на противоположную. При этом мировая цена золота в долларах снизилась не в результате роста предложения золота на рынке, а вследствие повышения курса доллара к другим валютам. Общий размер золотых резервов центральных банков стран - членов МВФ и Швейцарии в физическом выражении в течение 1979-1988 гг. XX в. практически не изменился. В то же время золотые резервы центральных банков развитых стран за этот период снизились с 789,06 млн до 781,65 млн унций, совокупные мировые резервы всех стран - членов МВФ даже выросли с 944,44 млн до 945,21 млн унций.

Таким образом, Ямайская валютная сделка, вытеснив золото с операций МВФ, не внесла значительных изменений в фактическую роль металла. В современном Уставе МВФ нет четких формулировок о признания или отрицания за золотом роли резервного актива. Золото продолжает быть конечным средством урегулирования платежных балансов стран, особенно тех, чей доступ к международному валютному кредиту ограничен. Реализация этой функции осуществляется через покупку золота на свободном рынке за доллары США.

Внесены с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривают постепенное превращение единицы Фонда - СПЗ - главный резервный актив мировой валютной системы. В течение первых трех лет действия системы было внедрено свыше 9,3 млрд СПЗ. В связи с ростом международной ликвидности, вызванной увеличением дефицитов платежного баланса США, дальнейшие выпуски СДР не осуществлялись до 1979 г. В следующие три года был осуществлен второй распределение СПЗ примерно на сумму по 4 млрд в год. В результате за весь период функционирования системы было эмитировано 21,4 млрд СДР, что в отношении валютных резервов ведущих стран эквивалентно примерно 5 %1,

Еще одной слабой стороной СПЗ является принцип, на основе которого осуществляется распределение определенных единиц. Выпуски СДР распределяются между странами - членами МВФ в соответствии с размерами их квот, то есть за капиталом. Сумма квоты для каждого государства - участницы МВФ устанавливается в соответствии с объемом ее национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

Порядок эмиссии СДР отражает кредитный характер этой единицы, поскольку ее выпуски осуществляются без какого-либо обеспечения, а полученные таким образом ресурсы предоставляются членам Фонда. Откуда и официальное название таких эмиссий - распределительная.

Таким образом, вследствие наличия жестких ограничений на операции с единицей Фонда и несовершенство определенного международного ликвидного актива, он не смог стать значительным источником резервных средств для мировой валютной системы в течение всего периода существования СПЗ3.

Ямайская валютная система практически не смогла выполнить свое важнейшее назначение - стабилизировать обратное воздействие на международную торговлю, кредитные отношения, мировое хозяйство в целом. Влияние ее регулятора - МВФ - на валютные и экономические отношения приобрел ярко выраженного асимметричного характера, поскольку вне сферы его регулирования оказались ведущие страны, валюты которых обслуживают международные расчеты всех стран1.

Ямайская валютная сделка предусматривала увеличение капитала МВФ с 29 млрд СПЗ до 39 млрд СПЗ, которое сопровождалось некоторым перераспределением сил в рамках этой организации. Так, за счет стран - экспортеров нефти в некоторой степени увеличивалась в МВФ доля квот развивающихся стран в результате снижения доли квот развитых стран, включая США. Эта перемена означала реализацию на практике юридически закрепленного принципа полицентризма в мировой валютной системе: отныне и развивающиеся страны получили право накладывать вето на наиболее важные решения Фонда, требующих большинства - 85 % голосов. Следует отметить, что в сфере принятия решений Ямайская валютная система является механизмом консервативным, чем Бреттон-Вудская.

развивающиеся Страны имели возможность блокировать реформу Бреттон-Вудской валютной системы, однако они приняли участие в Ямайской соглашении вследствие частичных уступок развитых стран в сфере кредитных отношений. К ним следует отнести прежде всего решение о создании Доверительного фонда за счет продажи золота МВФ и добровольных взносов государств; увеличение кредитования МВФ и создание Комитета развития МВФ - МБРР (объединен на уровне министров комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по поводу реальных ресурсов в развивающиеся страны). Однако их важные требования - установление связи между финансированием развития и новыми распределениями СПЗ, увеличение квот в МВФ удовлетворены не были. Итак, проблема международных кредитных отношений стран, оказалась вне Ямайской валютной сделки. В дальнейшем именно она и стала важным фактором дестабилизации мировой валютной системы.

Принимая во внимание тот факт, что Ямайская валютная система создавалась в условиях глобального кризиса существующей на то время валютной системы, которая исчерпала свои возможности регулирования валютно-финансовых отношений, Ямайская валютная сделка имеет ряд преимуществ. Важнейшая - прекращение денежных функций золота и введение новой расчетной единицы СПЗ. Также значительным достижением является введение режима плавающих курсов. Однако ожидаемые результаты от создания нового международного валютного порядка не оправдались. Ямайская валютная система оказалась несовершенной во многих аспектах, одним из которых является то, что меры по реформированию старой валютной системы имели нерадикальний характер, в частности довольно неопределенной осталась регулирующая роль МВФ, или тот факт, что золото, несмотря на устранение его как основы установления стоимости валюты, выполняет функции международного резерва и средства международной ликвидности. Также достаточно существенный недостаток Ямайской валютной системы - неспособность урегулирования кризисных явлений и связанных с этим проблем большой задолженности развивающихся стран. Таким образом, система не отражает интересов всех стран мирового сообщества, которые имеют разный экономический уровень развития.

Соглашения по которой были подписаны на Ямайке в городе Кингстон в начале 1976 года. Ее введение окончательно отменило принцип золотого стандарта и узаконило свободный флоатинг (плавание) курсов валют. При этом механизм межгосударственного и национального воздействия на формирование валютных курсов был существенно модифицирован. Эта система не базируется на валютных системах отдельно взятых стран (включая США) - в ее основе лежат законодательно закрепленные межгосударственные принципы.

Принятие новой системы валютных курсов имеет свою предисторию. В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов XX века для США наступил период, когда все чаще их оказывался отрицательным, увеличивалось количество долларов за рубежами страны, а золотые запасы стали истощаться. США, согласно Бреттон-Вудским соглашениям, были вынуждены удовлетворять растущий спрос на золото Центробанков других стран. И, если учесть, что золото Соединенные Штаты вынуждены были продавать за фиксированную цену по 35$ за унцию, то понятно, что это постепенно привело к подрыву золотого запаса.

Отмена золотого стандарта, инициатором которого в 1971 стал Ричард Никсон, и установка возможных пределов колебания валют по отношению к доллару в пределах 2,25%, привели к значительной нестабильности Бреттон-Вудскую систему не смогло сохранить и увеличение этого интервала до 4,5%, и в 1972 году, весной, США объявили о 10-процентной девальвации доллара.

Япония в начале 1973 года объявила о плавающем курсе своей национальной валюты, а где-то через месяц это сделал и ЕС. Таким образом, «плавающий» режим валютных курсов с этого момента неофициально стал преобладающим, благодаря чему увеличилась волатильность мировых валют.

Ямайская валютная система поставила начало законному курсов валют. Начиная с 1978 года, в силу вступил обновленный устав МВФ, который дает возможность странами-членам гибко маневрировать, в частности:

  • члены фонда освобождены от установления валютных паритетов и вправе использовать «плавающий» режим курсов валют;
  • рыночные курсы между валютами с установленным паритетом могут колебаться в интервале 4,5% от него;
  • страны, которые предпочли зафиксировать паритет для собственной валюты, могут при желании перейти к «плавающему» валютному режиму.

Таким образом, Ямайская предоставила членам МВФ возможность выбора:

  • установить валютный «плавающий» курс;
  • иметь или поддерживать фиксированную расчетную единицу МВФ в SDR (со специальными правами заимствования), введеного взамен «золотого стандарта», или других возможных расчетных единицах;
  • установить твердые соотношения своей валюты (привязать) к другим валютам: одной или нескольким.

Но возможность паритета валют в золоте полностью исключена.

Среди стран, имеющих «плавающие» курсы валют, можно отметить США, Канаду, Швейцарию, Японию, Грецию, Израиль, Великобританию и многие другие. Довольно часто Центробанки этих стран при резких колебаниях все-таки поддерживают курсы валют. Вот почему «плавание» валютных курсов называют «управляемым» или «грязным». В целом курсы валют развитых стран находятся в групповом или чистом «плавании».

Существуют также собственные региональные валютные системы, например, ЕВС, внутри которой первоначально пользовались новой расчетной единицей ЭКЮ, основанной на корзине валют стран, которые являлись участницами соглашения. В 1999 году ЭКЮ заменил Евро.

Вместе с тем Ямайская валютная система имеет необходимость в дальнейшем реформировании, которая необходима для усовершенствования мирового валютного механизма, одного из источников нестабильности национальных и мировой экономик.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Контрольная работа

по дисциплине «Валютные системы»

«Ямайская валютная система»

Выполнила: Коломейцова Ангелина Сергеевна

Студентка: группы ЭЗ-1301

Проверила: Петербургская Наталья Анатольевна

Санкт-Петербург 2016

1. Необходимость создания ямайской валютной системы

Список литературы

1. Необходимость создания Ямайской валютной системы

Ямайская валютная система - современный этап развития мировой валютной системы, принципы которой были разработаны в 1976 г. Ямайская валютная система предусматривает полную демонетизацию золота и окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ, что предполагает право выбора странами любого режима валютного курса, признание систем плавающих валютных курсов, сохранение за золотом роста фонда ликвидных активов и разрешение его купли-продажи по рыночным ценам, наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой стран-членов. Оговаривается возможность установки паритетов, помимо СДР, по отношению к любой валюте, т.е. возможность перехода к многовалютному стандарту.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательства, воскрешали идеи автоматического саморегулирования платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернациональной валюты (Р. Триффин, У. Мартин, А. Дей. Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях поддержки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной системы.

Ее устройство было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г соглашением стран -- членов МВФ. В основу Ямайской валютной системы положен принцип полного отказа от золотого стандарта.

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы

В 1978 году были произведены соответствующие изменения в уставе МВФ:

· отменена официальная цена золота, прекращен обмен долларов на золото, ни одна национальная валюта больше не имеет золотого содержания. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

· зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;

· странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса: свободно плавающего (их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения), ограниченного (коридор к одним валютам и свободное плавание к другим) либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР, корзине или скользящий паритет).

· введен новый вид международного платежного средства - СДР (SDR - Special Drawing Rights, СПЗ - специальные права заимствования) - расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано странами-членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г. Каждая страна получила свою долю СДР в соответствии со своей долей в МВФ.

· расширены возможности проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

· помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро);

В соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получила статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой. Теперь ни одна валюта не может иметь золотого содержания; все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов заморожены.

Новый вид международных платежных средств - СДР (SDR, СПЗ - специальные права заимствования), используется для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СПЗ входили валюты 16, а с 1981 г. 5ти стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

Все страны - участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам - свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

· выравнивание темпов инфляции в различных странах;

· уравновешивание платежных балансов;

· расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом:

Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СДР (SDR, СПЗ) в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР (SDR, СПЗ) функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах. По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоявшей из следующих валют: доллар США -- 42 %, немецкая марка -- 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена -- по 13 % (в соответствии с удельным весом валют в международной торговле, они периодически пересматриваются).

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

· курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, европейскому евро.

· курс национальной валюты фиксируется к СДР.

· «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран - торговых партнеров данной страны. Допускается колебание валютного курса ± 1 %.

· курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

· валюты, курс которых может колебаться относительно одной/нескольких валют ± 2,25 %. В эту группу ранее попадал ЭКЮ, что позволяло странам ЕЭС сохранять свои валюты по отношению друг к другу в твердом соотношении, а все вместе они «плавали» по отношению к валютам третьих стран;

· валюты с полностью свободно плавающим курсом.

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании.

3. Место СДР в ямайской валютной системе

ямайский валютный платежный счет

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Важную роль играют специальные права заимствования - СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав корзины SDR постоянно меняется.

СДР был введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

4. Проблемы ямайской валютной системы

Как всегда, сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Проблема СДР. Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно развивающиеся страны, при поддержке ряда промышленно развитых стран, особенно Франции, поднимают вопрос об их дополнительном выпуске. Причем возникли противоречия и дискуссии в связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ. В итоге неравноправия на долю промышленно развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе “большой семерки” более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних. Развивающиеся страны и некоторые развитые страны предлагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития. По инициативе Франции этот вопрос был поднят при обсуждении проблем урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Но другие страны не поддержали это предложение. США и ФРГ выступают против дополнительной эмиссии СДР, опасаясь увеличения международной валютной ликвидности и усиления инфляции.

Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название “бумажное золото”. Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах странчленов МВФ. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса. Тем самым усилилось влияние рыночного регулирования курса СДР в отличие от первоначального периода, когда он фиксировался волевым решением межгосударственной организации МВФ.

Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но определение их курса на базе валютной корзины привело к превращению СДР в международную счетную валютную единицу. Не имея собственной стоимости и реального обеспечения, СДР не могут полностью заменить золото и резервные валюты.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям, зарегистрированным в измененном в 1978 г. Уставе МВФ. В июле 1993 г. к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые текущие счета, облигации, синдицированные кредиты выражены в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях “своп”, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, хотя и без особого успеха, в отличие от ЭКЮ развиваются частные СДР. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.

СДР как международное средство накопления валютных резервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использование) СДР сверх распределенных странам лимитов.

Первоначально страны были обязаны “восстанавливать” сумму потраченных СДР до 30% выделенной им доли (с января 1979 г. по апрель 1981 г. не менее 18%). С мая 1981 г. это правило отменено, и страны заемщики СДР могут использовать всю сумму выделенного им лимита. Объем операций в СДР незначителен (209 млрд. единиц, или 286,6 млрд. долл. с 1970 г. до мая 1992 г.). Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Нестабильность доллара как резервной валюты. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях.

Во-первых, используя привилегированное положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой, т.е. путем наращивания своей внешней краткосрочной задолженности.

Во-вторых, хотя США имеют самый крупный в мире официальный золотой запас (8,14 тыс. из 35,8 тыс. т), они с помощью евродолларов стали должниками, не платящими за бессрочный кредит. Евровалютная форма внедрения доллара в мировой оборот используется для усиления международных позиций доллара.

В-третьих, США манипулируют долларом и процентными ставками, чтобы поддержать свою экономику за счет Западной Европы и Японии.

Доллар подвержен колебаниям, спекулятивным взлетам и падениям. Хроническая слабость доллара, характерная для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа 1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов. В их числе:

· преимущество США в экономическом развитии по сравнению с другими странами;

· снижение темпа инфляции в США с 15 до 3,6%;

· политика относительно высоких процентных ставок;

· огромный приток иностранных капиталов в США;

· снижение цены на золото (с 850 долл. за унцию в январе 1980 г. до 400300 долл. в 1984 г.), чго повысило привлекательность инвестиций в доллары в условиях высоких процентных ставок по долларовым счетам.

С середины 1985 г. преобладает понижательная тенденция курса доллара под влиянием следующих факторов:

· замедление экономического роста США;

· завышенность курса доллара по сравнению с его покупательной способностью (на 1530%);

· снижение процентных ставок (“прайм рэйт” с 20,5% в 1980 г. до 9,5% в 1985 г.);

· растущий дефицит текущего платежного баланса США;

· огромный дефицит государственного бюджета;

· опасность усиления инфляции;

· рост внутреннего и внешнего долга, превращение США в международного нетто-должника с 1985 г.

Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции “группы пяти” в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны, которые требуют от Вашингтона “навести порядок в собственном доме” и отказаться от манипулирования курсом доллара в ущерб странам-партнерам. Курс США на упрочение позиций доллара, игнорирование требований своих партнеров оказывают дестабилизирующее влияние на международные валютно-экономические отношения. В условиях противоборства и партнерства трех центров доллар постепенно утрачивает монопольное положение резервной валюты под натиском других валют.

Проблема многовалютного стандарта. Укрепление валютно-экономических позиций новых центров стран Западной Европы, особенно ЕЭС, и Японии обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР (фактически долларового стандарта) к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка и др.).

“Общий рынок” сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где господствует марка ФРГ. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчетов.

Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:

· активизация платежного баланса страны, хотя Япония удовлетворяет за счет внешних источников 89% потребностей в энергии, 55% потребностей в продовольствии. Внешнеторговая экспансия Японии обеспечивает валюту для оплаты импорта сырья и топлива и сопровождается наступлением на конкурентов в Западной Европе и США.

· увеличение валютных резервов;

· развитие сети банков за границей;

· превращение Токио в мировой финансовой центр;

· укрепление иены, интернационализация ее использования, особенно в Азии.

Однако влияние Японии в валютной сфере значительно слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.

Формирование новых центров в мире угроза лидерству США в валютной сфере. Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты, что обостряет противоречия в международных валютных отношениях.

Проблема золота. Доллар, став конкурентом золота, имеет определенные преимущества в период его стабильности. Во-первых, объем долларовых резервов может увеличиваться при необходимости в отличие от ограниченного объема добычи золота. Во-вторых, банкам выгоднее хранить резервы в долларах, если они стабильны, чем в золоте, так как по долларовым счетам платят проценты. Третье преимущество доллара конверсия в золото было постепенно утрачено. С 60-х годов США всячески препятствовали обмену долларов на золото для иностранных центральных банков, а с 15 августа 1971 г. официально его прекратили. Однако, несмотря на относительные преимущества доллара и законодательный разрыв мировой валютной системы с золотом как валютным металлом, фактически его демонетизация не завершена. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с современными функциональными формами мировых денег национальными кредитными деньгами, евровалютами, международными счетными валютными единицами (СДР, ЭКЮ).

Страны Западной Европы, располагая большими золотыми запасами, чем США, заинтересованы в сохранении их как реальных резервных активов. Это проявилось в возобновлении межгосударственных операций с золотом в ЕВС. На их долю приходится около 1/4 золотых запасов всех стран. Американцы являются покупателями 40% всех выпускаемых в мире золотых монет. Отношение к золоту остается актуальной проблемой. Легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями (подчас значительными) рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.

Парадоксальная ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег, которое правительства бессильны изменить.

Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих” денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.

Таким образом, Ямайская валютная реформа не обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остаются скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. Недовольство стран-партнеров валютным механизмом, позволяющим США осуществлять “долларовую эксплуатацию” других государств, усиливает объективную необходимость дальнейшей фундаментальной реформы мировой валютной системы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который стал одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Список литературы

1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Р. Доллан, К.Д. Колин и др. - М.-Л., 1991.

3. Борисов СМ. Золото в экономике современного капитализма. - М., 1984

4. Аникин А.В. Золото. Международный экономический аспект. - М.: Международные отношения.

5. Хандруев А.А. Деньги в экономике современного капитализма. - М.: Мысль, 1983.

6. Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1995.

7. Котелкин С.В. Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. - СПб., 1997.

Интернет ресурсы:

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/18531

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ямайская конференция

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и этапы развития валютной системы. Факторы, влияющие на ее формирование. Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы. Предпосылки создания и эффективность функционирования Ямайской валютной системы, пути дальнейшего совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Ямайская валютная система: история образования, развитие, практическое значение и основные принципы. Режимы валютных курсов, их характеристика: фиксированный, плавающий, смешанный. Специальные права заимствования. Проблемы ямайской валютной системы.

    презентация , добавлен 26.02.2016

    Понятие, сущность и виды валютной системы. Анализ содержания и целей Ямайской валютной системы, ее сравнение с другими валютными системами. Цели, особенности, механизм регулирования курсов валют, достижения и недостатки Европейской валютной системы.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2010

    Исследование особенностей, принципов и проблем Ямайской валютной системы. Изучение основных целей перехода к гибким обменным курсам. Анализ специальных прав заимствования. Характеристика фиксированного, плавающего и смешанного режимов валютных курсов.

    презентация , добавлен 13.11.2015

    Понятие валютной системы. Элементы национальной и мировой (региональной) валютных систем. Эволюция мировой валютной системы после Второй мировой войны. Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы. Европейская валютная система: принципы, эволюция.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Понятие и эволюция мировой валютной системы, её элементы (поддержание валютного курса, международные платежные средства). Основополагающие принципы и недостатки золотомонетного и золотодевизного стандартов, Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем.

    презентация , добавлен 10.01.2017

    Основные понятия и сущность мировой валютной системы, этапы ее формирования, влияние кризиса 2008 года. Ямайская валютная система и ее принципы. Реформирование международной финансовой системы в условиях формирования новой финансовой архитектуры.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2017

    Понятие валютной системы, её виды и элементы. Международные валютные отношения. Эволюция мировой валютной системы, ее функции и мирохозяйственные задачи. Формы золотого стандарта. Бреттон-Вудская валютная система. Валютная система Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Историческое развитие мировой валютной системы, ее взаимосвязь с валютными отношениями. Характеристика и особенности парижской, генуэзской, бреттон-вудской и ямайской валютных систем. Включение евро как мировой валюты в официальные золотовалютные резервы.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Понятие международных валютных отношений, особенности национальной и мировой валютных систем. Понятие и виды валютного курса, государственное воздействие на его величину. Характеристика европейской валютной системы. Анализ валютной системы Беларуси.

Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

    выравнивание темпов инфляции в различных странах;

    уравновешивание платежных балансов;

    расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

4. Ямайская валютная система

Основные характеристики Ямайской валютной системы следующие:

    система полицентрична, то есть не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

    отменен монетный паритет золота;

    основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта , а также СДР и резервные позиции в МВФ;

    не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;

    центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;

    страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;

    МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получить односторонние преимущества перед другими странами – членами МВФ. По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

    курс национальной валюты фиксирован по отношению к данной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;

    курс национальной валюты фиксируется к СДР ;

    “корзинный” валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран - торговых партнеров данной страны;

    курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия. В “свободном плавании” находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об “управляемом”, или “грязном”, плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в Европейскую валютную систему (ЕВС). Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний - для операций внутри Сообщества, внешний - для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действовал твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний в +/-15%, установленным с 1993 г. (до этого предел колебаний курсов находился в диапазоне +/-2,25%). Курсы валют совместно “плавали” по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального валютного курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК “привязали” курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Важную роль играют специальные права заимствования - СДР . В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ, вступившая в силу с 1978 г., закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционирует только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

а) со времен Бреттон Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...