Денежная система стран европейского союза. Европейская валютная система


Стран Евросоюза стало закономерным результатом развития экономической интеграции европейских государств, прошедшей несколько этапов (рис. 4.1).

Европейское экономическое сообщество функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами — ФРГ. Францией, Италией и странами Бенилюкса. С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза.

Неотъемлемый элемент — валютная интеграция — процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создание межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций. Ее необходимость обусловлена рядом причин:

  • потребностью в валютной стабилизации для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы;
  • стремлением создать собственную региональную зону валютной стабильности для решения региональных интеграционных задач;
  • стремлением сделать Западную Европу мировым центром с единой валютой, ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Рис. 4.1. Этапы развития валютной интеграции и формирования денежной системы ЕС

Механизм валютной интеграции состоял из совокупности валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляется сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции стали:

  • режим совместно плавающих курсов;
  • валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;
  • создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства;
  • совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
  • международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

Элементы валютной интеграции в Европе формировались задолго до создания ЕС. Западно-европейской интеграции предшествовали:

  • соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии;
  • соглашение 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • Европейский платежный союз (ЕПС) — многосторонний клиринг 1950-1958 гг., введение конвертируемости валют в 1958-1961 гг.

Однако процесс подлинной валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза , в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включал несколько этапов, направленных на создание единого рынка.

В 1971 г. страны ЕЭС приняли программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. — так называемый план Вернера, рассчитанный на 10 лет, предусматривающий сужение пределов колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификацию валютной политики на основе ее координации и гармонизации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На завершающем этапе реализации плана предполагалось передать наднациональным органам некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях автоматического выравнивания валютных курсов. Ставились задачи учредить обший центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

С 1974 г. реализация плана Вернера была приостановлена в связи с разногласиями по поводу национального суверенитета и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, дифференциацией уровней экономического развития стран-членов и экономическими кризисами 70-80-х годов.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза, в частности, путем создания европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля нал. экономикой стран — членов ЕЭС. Принципы валютной интеграции были заложены в основу франко-германского проекта 1978 г., результатом которых стало создание Европейской валютной системы (ЕВС). Ее главные задачи: достижение экономической интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, зашита стран Общего рынка от экспансии доллара.

ЕВС создавалась как подсистема с отличными от нее особенностями, к которым на начальном этапе ее существования относились следующие:

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ — европейской валютной единице, условная стоимость которой определялась по методу валютной корзины, включающей валюты 12 стран, входивших в ЕС на этом этапе. Доля валют в корзине ЭКЮ определялась в зависимости от доли стран в совокупном ВНП государств — членов ЕС в их взаимном товарообороте. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, а их «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют.

2. Ямайская валютная система демонетизировала золото, а ЕВС использовала его в качестве реального резервного актива: эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом из специально созданного совместного золотого фонда, аккумулировавшего 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС).

3. Режим валютных курсов был основан на совместном «плавании» валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.

4. ЕВС предусматривала осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Следующим шагом валютной интеграции стран ЕС явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 г., предусматривавший создание валютного союза — новой ступени европейской интеграции. В апреле 1989 г. разработана программа создания валютного и экономического союза под названием «План Делора», который предусматривал:

  • создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашений, слияний, государственных субсидий;
  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной и налоговой политики в целях сдерживания и стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
  • учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
  • проведение единой валютной политики и введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты ЭКЮ.

На основе плана Делора к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, вступивший в силу с 1 ноября 1993 г., предусматривавший дальнейшее поэтапное продвижение к экономическому и валютному союзу.

Первый этап начатся в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделялось сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой экономикой, как Португалия и Греция).

Второй этап начался в январе 1994 г. с создания Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в составе управляющих центральными банками стран-членов. Этот институт заменил ранее действовавший Европейский фонд валютного сотрудничества. Его главной задачей стала подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в ЭКЮ. Большое внимание было уделено координации экономической и денежно-кредитной политики стран — членов ЕС.

Третый этап - (январь 1999 г. — январь 2002 г.). Цель его — стабилизация и сближение уровней экономического развития стран — участниц ЕС для подготовки к введению единой региональной валюты — евро. Курсы валют стран ЕС были зафиксированы окончательно, что создало возможность их замены единой валютой. Были определены необходимые и достаточные условия образования экономического и валютного союза в зафиксированных Маастрихтским договором критериях для стран, намеревавшихся перейти к единой валюте: страна должна иметь уровень инфляции, не превышающий более чем на 15% средний показатель трех стран с наиболее низкими темпами этого показателя; иметь дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, а государственный долг — не более 60%.

В результате проверки критериев первоначально были определены 11 стран, вошедших в зону единой европейской валюты — евро. Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Англия отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция.

Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро стал Европейский центральный банк (ЕЦБ), начавший деятельность в 1999 г. Уставный капитал ЕЦБ 5 млрд евро. Доля центральных банков в капитале ЕЦБ рассчитана исходя из доли каждой из стран в ВВП и численности населения ЕС.

Основной целью деятельности ЕС является осуществление денежно-кредитной политики в рамках ЕВС. Базовыми инструментами денежно-кредитного регулирования являются:

  • таргетирование основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции;
  • определение диапазонов колебания основных процентных ставок;
  • установление минимальных резервных требований для коммерческих банков;
  • определение совокупности краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро (кредитные и депозитные механизмы);
  • проведение операций на открытом рынке (кредитные аукционы).

ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков, которая объединяет 15 центральных банков стран Европейского союза. ЕСЦБ управляют три органа — Совет управляющих, Правление ЕСЦБ и Общий совет.

В настоящее время денежной единицей европейской валютной системы является евро, разделенный на 100 евроцентов. Название общеевропейской валюты было принято окончательно в декабре 1995 г. на конференции премьер-министров стран Европейского Содружества в Мадриде.

До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица - рейхсмарка с золотым содержанием в 0,358423 г. чистого золота.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 г. объем бумажных денег в обращении достиг 49б квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем.

В 1924 г. была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн старых. Был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой. ьВ период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

Таким образом, в настоящее время денежной единицей ФРГ является немецкая марка, которая состоит из 100 пфеннигов. В обращении находятся банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

Большую роль в регулировании денежного обращения в ФРГ играет антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг.

В соответствии с этим с 1975 г. в ФРГ проводится таргетирование, т.е. центральный банк устанавливает денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 г. денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 г., или на 4,6%.

Платежный баланс ФРГ, который определяет валютное положение страны, сводится почти постоянно с положительным сальдо. Например, в 1996 г. активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.

Немецкая марка заняла господствующее положение в европейской валютной "змее" (1971 г.), на основе которой в 1979 г. была создана Европейская валютная система. Почти ежегодно в ее рамках проводится ревальвация марки. На долю марки приходится 33% "корзины" ЭКЮ. В связи с этим Европейскую валютную систему (ЕВС) часто называют "зоной марки". С 1 января 1999 г., когда будет реализована программа третьего этапа Маастрихтских соглашений и будет введена новая валюта в Европе "евро", немецкая марка, 50-летие которой отмечалось в июне 1998 г., должна будет уступить свое место этой новой денежной единице.

Денежная система - это особая форма, в которой осуществляется обращение денег в определенной стране, сложившаяся во времени и утвержденная законодательством. В Европе денежные системы сложились к 16-17 веках.

Различные основные типы денежных систем складывались и развивались в разных странах в разные периоды времени. Сама денежная система проходит исторически два основных этапа : первый - когда в качестве всеобщего эквивалента использовалось золото, выполнявшее второй - когда роль золота падает и в обращение вводятся кредитные деньги.

Элементами денежной системы считают: наименование единицы денег (в РФ - рубль), виды денежных знаков, масштаб цен, порядок обращения и эмиссии денег, порядок денежного оборота, по регулированию денежного обращения.

Отдельная часть системы денег - это валютная национальная система, которая в принципе, выступает как относительно самостоятельное явление.

Существуют разные типы денежных систем , свойственные странам исторически. Именно развитие во времени и проводит к изменению систем обращения. При этом понятие и типы денежных систем зависят от формы функционирования денег. Таких форм различают две: товарную и собственно денежную (знаки стоимости). Различия этих форм сводятся к тому, что при системах металлического обращения , деньги функционируют в форме монет, а при системах кредитных и бумажных денег , деньги обращаются в форме банкнот, векселей, чеков, казначейских билетов.

При металлическом обращении выделяют такие типы денежных систем - это монометаллизм и биметаллизм.

Биметаллизм - это система, при которой за двумя драгоценными металлами (как правило, серебро и золото) закрепляется роль эквивалента всех товаров и ценностей. Монеты из двух металлов выпускаются на равных основаниях.

Разновидностями биметаллизма являются система параллельной валюты (стихийное соотношение валюты в золоте и серебре), двойной валюты (это соотношение определяет государство) и “хромающей” валюты (монеты двух металлов представляют собой средства платежа, но не на одинаковых основаниях). Биметаллизм долго существовал в странах Европы и в России. Но функционирование сразу двух металлов противоречило природе денег и привело к колебанию цен. В итоге двойная мера стоимости была ликвидирована. Появились предпосылки перехода к монометаллизму.

Монометаллизм - такая система обращения, когда лишь один металл может служить всеобщим эквивалентом. В нем обращаются монеты (либо золотые, либо серебряные) и другие знаки стоимости, которые являются разменными на металл. Золотой монометаллизм установился впервые в Англии в конце 18 века. Серебряный монометаллизм в Россию пришел в 1843 году.

Современные типы денежных систем характеризуются утратой связи денег с металлом; господством кредитных денег, не разменных на драгметалл, которые по сути близки к бумажным; развитием безналичного оборота и сокращением наличного обращения; инфляцией; контролем государства за состояние денежного обращения.

Банкноты сегодня имеют кредитную природу: выпускаются под прирост золотовалютных видов резервов, предназначены для кредитования подчиняются

Состояние денежной системы зависит от процессов воспроизводства, на которые она влияет, ускоряя или сдерживая его. Бумажные и кредитные деньги в современном обществе монополизированы государством. Центробанк стремится иногда компенсировать нехватку денег путем увеличения за счет дополнительной эмиссии знаков стоимости.

Денежная система РФ основной денежной единицей признает рубль. Платежную силу в РФ имеют такие как банковские билеты (банкноты) и монеты из металла. Платежи возможно совершать в наличной и безналичной форме.


Глава 2. Европейский валютный союз

2.1. ЕВС: история развития

Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется, не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие.
Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение).
В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. C 1 января 1958 года согласно договору, подписанному в марте 1957 года в Риме, создается Европейское экономическое (ЕЭС), известное как Общий рынок 2 . ЕЭС первоначально включало в себя шесть стран - ФРГ, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург. В последующие годы к сообществу стали присоединяться и другие европейские государства. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты.

В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка. В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом.

Определенные экономические успехи стран Общего рынка в конце 1970-х – начале 1980-х гг. позволили Европейскому сообществу на базе его экономического союза создать новую международную единицу экю, которая стала выполнять роль международного платежного средства в мировой торговле, кредитных операциях и на рынке капиталов 3 .

В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица – «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.

Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

Маастрихтское соглашение устанавливало, что для принятия в члены ЕВС страны ЕС должны соответствовать следующим макроэкономическим критериям «сходимости»:

    Темпы инфляции в стране – кандидате в ЕВС не должны более чем на 1,5% превышать средний показатель инфляции для трех стран с наиболее стабильными уровнями цен.

    Страна должна поддерживать стабильный курс своей валюты за счет использования механизма валютных курсов ЕВС и не проводить девальвацию по собственной инициативе.

    Бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% от величины ВВП (за исключением случая возникновения временных чрезвычайных ситуаций).

    Государственный долг страны не должен превышать 60% величины ее ВВП. 4

Пакт преследует две важные цели: во-первых, избежать чрезмерного дефицита бюджета путем жесткого контроля над бюджетной политикой государств – членов Союза. Во-вторых, в случае нарушения со стороны одного из государств – членов ЭВС появляется возможность обязать его ликвидировать дефицит. В противном случае предусматривается применение санкций к нарушителю в виде штрафов. 5

2.2. Этапы пути к современному Европейскому валютному союзу

Продвижение к современному ЕВС разбито на несколько этапов:

    Создание экономического и валютного союза. В 1998 г. определиться первая группа стран, принимающих участие в этом союзе ЕС(8), учреждается Европейский центральный банк. Форсируется подготовка к новой валюте в странах участницах. Вся экономическая жизнь продолжает функционировать в прежнем режиме, т.е. на основе национальных валют.

    Этот этап начнется 01.01.1999 г. и завершиться 31.12.2001 г., т.е. рассчитан на три года. Начинается реальная деятельность ЕВС. Жестко фиксируются курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро, евро становиться самостоятельной полноправной денежной единицей. Хозяйствующие субъекты могут начать расчеты в евро. На этой стадии параллельно и равноправно функционируют и евро и национальные валюты.

    На этом этапе осуществляется полный переход на евро. После 31.12.2001 г. все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран, должны в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро. С 01.01.2002 г. в течении срока, который каждая страна определяет самостоятельно (но не более 6 месяцев), в обращении вводятся новые банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течении полугода, т.е. не позже, чем до 01.06.2002 г., старые национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро. После этой даты евро становится единственным законным платежным средством в соответствующих странах.

Таким образом, к 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.
Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне.

Глава 3. Денежная система Европейского валютного союза

3.1. Денежная единица Европейского валютного союза

Значительным событием последних лет явилось создание единой европейской валютной системы, ставшей важнейшей частью мировой. Эволюция европейской валютной системы дает уникальный пока пример постепенного перехода большой группы стран к единой валюте. 6

Интеграционные процессы в Европе привели к созданию не только политического, культурного и экономического союзов, но и к формированию единой денежной системы. Движение к созданию единой денежной системы ЕВС было длительным, оно прошло в своем развитии целый ряд этапов и завершилось созданием единой валюты – евро. Однако первоначально общей валютой являлась ЭКЮ.

Экю – старинная французская золотая и серебряная монета, в 1979 году принятая в качестве расчетной единицы странами ЕЭС. Первоначально она оценивалась на базе 12 валют европейских стран, которые для ее обеспечения депонировали 2800 т золота (однако оно существовало только в виде записей) и долларовые активы. Из счетной единицы экю постепенно превратилась в почти реальные деньги – инструмент урегулирования международных расчетов. Но творцы экю усматривали в ней не просто расчетную единицу, а прообраз будущей валютной системы, способной обеспечить нужды объединяющейся Западной Европы. В 1979 г. на ее базе была введена новая Европейская валютная система (ЕВС), ее основой и стала экю, которая должна была выполнять задачи взаимных расчетов в рамках ЕВС. На сессии ЕС в декабре 1991 г. в Маастрихте было принято решение еще до конца XX века превратить экю в реальное платежное средство.

По идее создателей новой валюты роль универсального средства, способного определять реальные стоимости, в рамках ЕС должна была выполнять европейская валютная единица, создание которой преследовало и другую цель, а именно освободить ЕВС от возможных необратимых колебаний исключительно одной национальной (т.е. американской) валюты и от политики одной страны. Таким образом, это была не простая единица пересчета, а реально функционирующая валюта, на которой основывалась денежная система Европейского сообщества, позволяющая ей стать относительно независимой от американского доллара.

В 1993 году экю стала единой европейской валютой, которая контролировалась Европейским центральным банком (ЕЦБ). Но выбор в конечном счете был сделан в пользу евро. Речь идет только о наименовании валюты, а не о содержательно-концептуальной стороне, которая развивалась в связи с экю. 7

Сейчас официальной денежной единицей ЕВС является евро. С 1 января 2002 г. началось налично-денежное обращение этой самой молодой валюты современного мира. Евро подразделяется на 100 евроцентов. Эмиссией евро занимается Объединенный Европей­ский центральный банк. Данная валюта заменила обращение нацио­нальных валют в 12 странах - членах Европейского союза: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксем­бурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции. Помимо них в зону обращения евро вошли Азорские Острова, Андорра, Балеарские Острова, Остров Мадейра, Автономный край Косово, Ватикан, Монако, Сан-Марино. При этом последние три страны производят собственную чеканку монет евро.

Единым эмиссионным центром Европейского союза является Европейский центральный банк, при этом физическим изготовлением денежных знаков занимаются практически все страны еврозоны: две денежные фабрики в Германии и по одной в каждой стране Евросоюза, за исключением Люксембурга. Все банкноты имеют единое тематическое и стилевое решение. 8

Официальное соотношение между евро и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Европейского союза осуществляются исключительно Европейским центральным банком. Подделка денежных средств и их незаконное изготовление преследуются по закону.

Среди наименее трудных препятствий на пути к созданию валютного союза был вопрос о выборе внешнего вида и названия для новой евровалюты. Тем не менее достижение согласия по этой проблеме оказалось весьма непростым.

Некоторые европейские лидеры хотели сохранить национальные символы не тех новых банкнотах, которые должны были выпускать в обращение их национальные центральные банки. В частности, Великобритания настаивала на том, чтобы на выпускаемых ею купюрах присутствовало изображение английской королевы. Нов конечном итоге компромисс был достигнут. Было решено, что на банкнотах евро не будет никаких национальных символов, а на монетах одна сторона должна быть «европейской», а другая – «национальной». При этом на «национальной» стороне монет допускалось размещение национальных символов.

Каждая банкнота евро имела изображение флага ЕС над неким придуманным шедевром европейской архитектуры. ЕС дает следующее полное описание банкнот евро и причин выбора их внешнего вида:

Имеется семь типов банкнот разного цвета и размера номиналом в 500, 200, 100, 50, 20 10 и 5 евро. Их внешний вид лишь символически представляет архитектурное наследие Европы, так как изображенные сооружения не соответствуют никаким реальным памятникам архитектуры. Окна и двери, нарисованные на каждой банкноте, являются символами духа открытости и сотрудничества в ЕС. На оборотной стороне банкнот нарисован мост, являющийся метафорой связи между народами Европы и между европейцами и людьми остального мира. Окончательный вариант внешнего вида банкнот был представлен в декабре 1996 г. на заседании Европейского совета в Дублине. Все банкноты имеют многочисленные степени защиты, обеспечиваемые за счет использования современных технологий.

Относительно внешнего вида монет ЕС сообщает следующее:

Предусмотрено использование восьми типов монет номиналом в 1 и 2 евро, а также в 50, 20, 10, 5, 2 и 1 цент. Аверс всех монет будет иметь «общеевропейский» вид. На реверсе каждая страна может размещать свои изображения, разработанные в соответствии со своими национальными мотивами. Вне зависимости от изображений на реверсе монет они могут на равных правах использоваться во всех странах, входящих в зону евро. На аверсе всех монет будет изображена карта ЕС на фоне поперечных линий со звездами европейского флага. На монетах в 1 и 2 евро будет изображена карта Европы без внутренних границ. Окончательный внешний вид монет был одобрен на заседании Европейского совета, состоявшемся 11 июня 1997 г. в Амстердаме. 9

Поиск названия для новой денежной единицы также представлял собой непростую задачу до тех пор, пока в декабре 1995 г. не было решено назвать ее «евро».

Постепенное укрепление международных позиций евро, исторический рекорд повышения его курса к доллару в начале 2000-х гг. свидетельствуют о появлении реального конкурента американскому доллару как функциональной формы мировых денег. 10

3.2. Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), осуществляющая монетарную политику в зоне использования евро, состоит из Европейского центрального банка, находящегося во Франкфурте-на-Майне (Германия), и одиннадцати национальных ЦБ, которые в настоящее время выполняют функции, аналогичные функциям региональных банков ФРС США. Решения ЕСЦБ принимаются членами исполнительного совета ЕЦБ, состоящего из шести членов исполнительного комитета и руководителей национальных ЦБ. Таким образом, высшее руководство ЕЦБ, состоящее из членов его исполнительного комитета, взаимодействует с представителями национальных ЦБ в вопросах выработки монетарной политики для всей зоны использования евро. Иными словами, все национальные ЦБ стран союза вне зависимости от того, входят ли их страны в зону использования евро, представлены в ЕСЦБ и их руководители участвуют в работе «генерального совета» ЕЦБ. Но генеральный совет ЕЦБ в отличии от его исполнительного совета имеет мало полномочий и не принимает решений по вопросам установления процентных ставок в зоне использования евро.

Разработчики Маастрихтского соглашения надеялись создать независимый центральный банк, защищенный от политических влияний, способных вызвать рост инфляции. Это соглашение дает ЕСЦБ первостепенные права на использование мер, направленных на обеспечение ценовой стабильности, и содержит многочисленные положения, призванные изолировать процесс принятия решений по вопросам монетарной политики от влияния различных политических сил. Кроме того, в отличие от других ЦБ мира ЕСЦБ действует совершенно независимо от любого национального правительства.

В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:

    определение и осуществление валютной политики ЕС;

    проведение международных валютных операций;

    хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЕВС и управление ими (при этом часть резервов останется в распоряжении правительств участвующих стран);

    обеспечение нормального функционирования платежной системы.

В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашается независимость этих организаций от других органов ЕС, от правительств стран-членов и любых других учреждений.

В сферу деятельности ЕЦБ входит:

    предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;

    операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;

    установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕВС

Устав запрещает ЕЦБ и национальным банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это положение не распространяется на государственные кредитные институты, которые рассматриваются так же как частные кредитные институты.

По уставу центральные банки должны передать ЕЦБ (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму 50 млрд. ЭКЮ. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. (Бельгия - 2.8885%; Дания - 1.6573%; Германия - 24.4096%; Греция - 2.0585%; Испания - 8.8300%; Франция - 16.8703%; Ирландия - 0.8384%; Италия - 14.9616%; Люксембург - 0.1469%; Голландия 4.2796%; Австрия - 2.3663%; Португалия - 1.9250%; Финляндия - 1.3991%; Швеция - 2.6580%; Англия - 14.7109%) Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. Весь капитал принадлежит только национальным центральным банкам. Доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле:

    50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС;

    50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в совокупном ВВП ЕС.

Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности ЕЦБ, с тем чтобы такие операции, как, например, валютные интервенции, осуществлялись национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.

Каждый центральный банк, входящий в Европейскую систему центральных банков, имеет свою давнюю и длительную историю развития, собственные традиции, сложившийся имидж в обществе и является одним из главных институтов национального суверенитета.

Каждая из стран еврозоны сохраняет собственную, независимую и самобытную, банковскую систему. Степень влияния Европейского центрального банка на данные вопросы незначителен.

Полномочия Европейского центрального банка ограничены проведением денежной политики и формированием платежно-денежного пространства. Надзор за банковскими системами осуществляют национальные банки. Председатель Европейского центрального банка каждый месяц выступает перед СМИ с разъяснением проводимой политики. Денежно кредитная политика является согласованной, а бюджетная и налоговая проводится национальным правительством каждой из стран.

3.3. Обновленный механизм валютного контроля

Для стран ЕС, еще не ставших членами Европейского валютного союза, обновленный механизм валютных курсов, получивший название МВК2, определяет широкие диапазоны изменения курсов валют относительно евро и уточняет соглашения о взаимных интервенциях с целью сохранения этих валютных коридоров. МВК2 рассматривался в качестве инструмента, необходимого для того, чтобы воспрепятствовать конкурирующим девальвациям относительно евро со стороны других членов ЕС, не входящих в зону единой евровалюты, а также для того, чтобы дать потенциальным кандидатам на вступление в ЕВС возможность добиться соответствия критериям валютной стабильности.

В условиях МВК2 и ЕЦБ, и национальный ЦБ страны, являющейся членом ЕС и имеющей собственную валюту, могут приостановить валютную интервенцию с использованием евро, если она способна привести к изменениям денежной массы, создающим угрозу сохранению стабильности внутреннего уровня цен.

Заключение

Процесс интеграции в Европе привел к формированию крупного и экономически развитого союза стран – Европейского валютного союза. На сегодняшний день это является пока единственным примером столь удачного объединения денежных систем разных государств и создания абсолютно новой системы – денежной системы Европейского валютного союза.

Современная денежная система ЕВС базируется на единой валюте – евро, которая используется в большинстве стран-участниц ЕВС. Хотя путь к становлению этой денежной единицы был долгим и непростым.

Эмиссией и денежным регулированием в Европейском валютном союзе занимается Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков.

В процессе написания данной курсовой работы автором была достигнута основная цель – рассмотрена денежная система Европейского валютного союза и ее элементы. Для достижения этой цели были решены все основные задачи: было рассмотрено, что представляет собой денежная система государства, что такое Европейский валютный союз, а также то, как функционирует денежная система ЕВС.

Переход Европейского валютного союза на единую валюту евро, несомненно, явился наиболее значимым событием последних лет. И это оказало большое влияние на мировую экономику и Мировую валютную систему.

Современная денежная система ЕВС еще достаточно молода и имеет большие перспективы развития.

Список литературы

    Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Юнити-Дана. 2007. – 703 с.

    Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Казака А.Ю., Марамыгина М.С. – М.: Экономистъ. – 2007. -656 с.

    Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – 832с.

    Курочкин Д.Н. ЕВРО: новая валюта для старого света. Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. – Мн.: Европейский гуманитарный университет. – 2000. – 272 с.

    Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и кредит. – 2006. – 576 с.

    Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. М.: Инфра-М. – 2005. – 312 с.

    Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Деньги и регулярное денежное обращение: теория и практика. под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Финансы и статистика». – 2002. – 220 с.

    Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Сборник работ под общей редакцией Маслюкова Ю.Д. – М.: Издатель Н.Е. Чернышова. 2001. -384 с.

    Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. под ред. Сенчугова В.К., Архипова А.И. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект. 2006. – 720 с.

    Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: в 2-х т. Т. 2. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика» ». – 2001. – 674 с.

1 Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. под ред. Сенчугова В.К., Архипова А.И. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект. 2006. – с.134

2 Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Юнити-Дана. 2007. – с.449

Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Сборник работ под общей редакцией Маслюкова Ю.Д. – М.: Издатель Н.Е. Чернышова. 2001. – с.165

4 Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – с. 681Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Деньги и регулярное денежное обращение: теория и практика. под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Финансы и статистика». – 2002. – с.176

Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – с. 681

6 Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. М.: Инфра-М. – 2005. – с.39

7 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: в 2-х т. Т. 2. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика» ». – 2001. – с.545

8 Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Казака А.Ю., Марамыгина М.С. – М.: Экономистъ. – 2007. - с.120

Института (ЕВИ) в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной ... системы союза в целом. Выбор среди стран ЕС тех, кто станет членом Европейского валютного союза , должен...

  • Европейская валютная интеграция

    Реферат >> Экономика

    Является изучение истории европейской валютной интеграции и появление новой европейской валютной системы , рассмотрение перспектив развития... , услуг и капитала. Европейский валютный союз устранил границы для денежного обращения и вместо множества национальных...

  • Тема 11. Денежно-кредитная система Польши

    Тема 12. Денежно-кредитная система Венгрии

    Тема 13. Денежно-кредитная система Чехии

    Тема 14. Денежно-кредитная система Словакии

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПОЛЬШИ

    История развития польской денежно-кредитной системы

    Долголетняя история развития денежно-кредитной системы Польши была помехи тесно связана с драматической и бурной историей Польского государства, а также с динамикой и структурой развития ее экономики. Бесспорно, денежно-кредитная система этой страны прошла долгий путь своего эволюционного развития и потому является объектом постоянных исследований ученых: историков, экономистов и др. .

    Денежная система Польши имеет долголетнюю историю, поскольку первые польские монеты были отчеканены во II-й половины X в. Система была основана на 1 фунте, равный 367 г серебра. Однако в результате бурных политических событий XI в. эти монеты потеряли свое значение и были заменены другими.

    В начале XIV в. на территории Польши начали функционировать наиболее распространенные в то время в Центральной Европе пражские деньги. Сначала эти монеты изготавливались из серебра 93 8-й пробы весом 3,7 г, но их вес уменьшились до 2,6 г, а доля серебра - до 40% . Эти монеты были популярны до конца XV в., Чеканка которых после правления Вацпава II осуществляли Ян И, Карл и Вацлав IV.

    Наряду с пражскими деньгами на польских землях в тот период в обращении находились напивгроши и денарии. Последние обслуживали внутреннюю городскую торговлю как мелкая разменная монета. Из английских монет, которые чеканились в Польше с 1331, стоит отметить золотые Нобл весом 8,33 г (7,72 г золота) .

    Польско-Литовское государство, а впоследствии и Речь Посполитая не имели банковской системы в современном понимании этого понятия, но кредитные отношения уже находились на достаточно высоком уровне. И стоит отметить, что именно Польше принадлежит мировое первенство в предоставлении ипотечного кредита .

    В течение этого периода активно развивалась христианская банковская деятельность. Но в Польше, как и в большинстве католических стран, существенным ограничением для нее была церковная запрет ростовщичества. Поэтому кредитные операции осуществлялись преимущественно евреями. Но хотя еврейская банковская деятельность не имела вышеупомянутого ограничения, зато она блокировалась Варецкая уставом 1423, запрещающий евреям предоставления займов под залог недвижимости . Максимальный процент, который могли взимать евреи, были определены Казимиром Великим в 1347 и составил 108% годовых .

    Более массово предоставлялись краткосрочный потребительский кредит и коммерческий кредит на значительные суммы . При этом ссудный процент на долгосрочные периоды был высоким - от 8% до 20% в год, а на краткосрочные периоды - 50-100% .

    Начиная со II-Й половины XVI в., Первыми банками на территории Польско-Литовского государства были набожные банки, организованные церковью или костелом. Они функционировали в городах Вильно, Кракове, Варшаве. их задачей было преодоление ростовщичества путем предоставления мелких потребительских кредитов бедному населению под залог недвижимости. Набожные банки сначала оказывали беспроцентные ссуды своим членам в случае большой необходимости, а затем - под низкий процент. Своеобразными банковскими организациями были также еврейские городские общины (шайки) и учреждения, заключали кредитные соглашения (контракты) по купле-продаже земли, аренды, залога имений, покупки ренты, передачи пожизненных прав на королевские владения, выплаты приданого и др. Серьезными кредиторами были также некоторые католические ордена, отдельные магнаты и православные братства, которые создавались при многих православных церквях .

    На денежном рынке Польши в конце XIV в.-начале XV в. рядом с пражскими деньгами в обращении находились дукаты венгерского чеканки, которые были международными деньгами, поскольку обслуживали обширную торговлю, контрибуции, а также использовались в поездках за границу и операциях с недвижимостью , и такие польские монеты как напивгроши коронные, что чеканились краковскими мастерами (вес - 1,75 г), и Третяк, которые составили трем денариям.

    Период с начала XVI в. характеризовался постоянными и безуспешными попытками польского и литовского правительств унифицировать денежные системы обоих государств. Однако, рост торговли в Польше и Литве вызвал необходимость введения в оборот более сильной валюты стабильной стоимости. 1 15.10.1526 г.. В Польше началась денежная реформа, основной задачей которой были стабилизация собственной польской монетной системы и объединения ее с литовской . Через 2 года во времена правления польского короля Сигизмунда 1 началась чеканка новой оборотной монеты - красного злотого, или дукат (вес - 3,5 г) и красных злотых двойных (дводукатив). Таким образом, в Польше был основан биметаллизм, что имело большое значение для престижа страны, поскольку Польша в тот период была единственным христианским государством, еще не была отчеканена золотых монет.

    После объединения Польской и Литовской государств в Речь Посполитую возросла необходимость унификации монетных систем. И в период проведения денежной реформы (1578-1580 pp.) Много внимания было уделено стабилизации денежной валюты и содержанию цены золотых и серебряных монет.

    К 1579 единственной мелкой монетой польской монетного дела были пенязи. В этом году их чеканки было прекращено и вместо пенязь в большом количестве начали чеканить шелягах . В 1580 г.. Сейм Польши внес поправки в указ, дополнив перечень мелких монет трояк, Шостак, деньгами, тернариямы, денариями, талерами и напивгрошима.

    В XVI в. польским правом было узаконено и урегулирован развитие ипотечных отношений. Первую кодификацию ипотечного права были осуществлены сеймовой конституции в 1588 Тогда стало известно и вексель .

    В конце XVI-начале XVII в. в стране в обращении находилась огромное количество мелких монет как польского и иностранного происхождения, приводило к обесцениванию первых. Но, несмотря на это, чеканки польских монет продолжалось. Так, в 1609 в обращение был введен новый вид монет - орты, которые составляли четверть талера (7 г), а в 1614 - пивторагрошовикы .

    Чтобы предотвратить дальнейшее обесценивание мелкой серебряной монеты (ортов, Шестаков, Трешников, пивторагрошовикив, денег и копейки), в 1620 сейм принял от короля контроль над чеканкой и передал под ответственность местной власти стабилизацию цены денег. Кроме того, был запрещен вывоз из страны "добрых" денег. Однако эти меры не дали ожидаемых результатов и в 1627 были закрыты монетные дворы, чеканили монеты, номинальной стоимостью ниже талера. В этом году было восстановлено чеканки талера и началась чеканка золотого дуката .

    Во времена правления Яна Казимира (1648-1668 pp.) В денежном хозяйстве Речи Посполитой произошло много изменений. Так, было восстановлено чеканки малых номиналов (серебряных ортов, Шестаков, Трешников, двогрошив, денег и медных гроша) и установлено официальное соотношение между денежными номиналами и счетными единицами . Серебряные монеты первых лет Яна Казимира были отчеканены из очень хорошего металла, но в результате ведения страной войн, их стоимость со временем значительно упала. Это заставило польское правительство принять идею иностранных арендаторов Тита Ливия Боратини и Андрея Тымфа. Первый предложил чеканить медные солиды (боратинки) и в результате в оборот их было выпущено около миллиарда штук, что составило 11 млн. Злотых. их принудительный курс составлял треть деньги, однако меди в них было только 12,5%. Второй - Андрей тымф - предложил внедрить в обращение серебряные золотые монеты (тымфы), номинальная стоимость которых составляла 30 грошей, а реальная - лишь 12-18. Понятно, что такая большая доля фальшивых монет вызвала огромную инфляцию, сильно разрушила денежный оборот в Польше и не могла не вызвать финансовый кризис в стране.

    Стабилизировать ситуацию пытался следующий польский король Станислав-Август Понятковський (1764-1795 pp.). При нем в 1766 была проведена денежная реформа, согласно которой было введено общегосударственную денежную систему и введена новая весовую единицу по немецкой конвенционной стопой - кельнскую марку новый вес (233,924 г). Однако, хотя правительство и смог остановить инфляцию в стране, изменения привели к тому, что качественные польские монеты, в отличие от соседних государств, начали вывозиться за границу .

    XVII-XVIII вв. - Это период зарождения первых централизованных банковских учреждений, а XVIII в. - Период концентрации банковских капиталов в Польше и проникновения в международную экономику . .

    В этот период центром частного банковского дела в Польше было м. Варшава. Кроме того, частные банки создавались в городах Кракове, Познани, Люблине и др. Большими капиталами в городах оперировали кагальни банки, организованные еврейской общиной. В целом банковские учреждения Польши выполняли следующие операции: привлекали вклады под 6-10%; брали на хранение средства; предоставляли кредит купцам и промышленникам, королю и городам; получали переводы из-за границы; играли роль посредников в привлечении государственных займов.

    Кредитные отношения на польских землях в этот период, как и раньше, были децентрализованными. Но, несмотря на это, можно говорить об их активизации в сельской местности, где ссудные кассы обеспечивали потребности общины в деньгах и зерне. Так, в селах создавались общественные кредитные учреждения (сберегательные кассы) двух типов: одни предоставляли в кредит деньги, другие - зерно или продукты. Денежные займы брались на 1-3 года. Некоторые ссудные кассы процентов не брали, другие брали 3,3% и 6,6% за кредит, взятый соответственно на потребление или производственные цели .

    Поражение в войне с Россией в 1792 г.. И упадок Польши взорвали ее денежно-кредитную систему. И в феврале 1793 в стране разразился кризис, в результате которого обанкротились 7 крупных банковских домов. С целью ликвидации обанкротившихся учреждений было основано Банковскую комиссию под руководством Холмского епископа Войцеха Скаршевский .

    1794 - год, который принес первый польский опыт с бумажными деньгами, что имитировались на потребности органов власти, сформированных во время восстания под предводительством Костюшко (тогдашнюю дирекцию казначейских билетов можно считать старую польскую эмиссионную учреждение). И можно утверждать, что окончательный упадок Речи Посполитой совпал с упадком денежно-кредитной системы, построенной в период правления Станислава Августа Понятковського. Катастрофу пережила лишь небольшое количество меньших банков .

    После III раздела Речи Посполитой польская шляхта под прусской оккупацией оказалась в роли привлекательного заемщика для прусских учреждений долгосрочного кредитования. Задолженность польского помещиков быстро росла, позже, в период Варшавского княжества (1807-1813 pp.), Стала источником сильной нагрузки государственного бюджета. Во времена княжества был восстановлен эмиссию бумажных денег, основан первый после распределений большой банковский дом Самуэля Антония Франкеля. Новые учреждения такого типа появились только в период Польского Королевства. Так, в 1817 был основан банковский дом Александра Вертхейм, в 1820 гг. - Самюэля Л. Кроненберга, в 1822 гг. - Матиаса Розена и А. Равича. До взрыва ноябрьского восстания (1830-1831 pp.) Был основан еще несколько меньших учреждений данного типа и их дальнейшее развитие вплоть до 1860-х pp. определял основные тенденции развития кредитного сектора страны под российской оккупацией .

    В 1825 г.. Был основан Варшавское кредитное земское общество (Warszawskie Towarzystwo Kredytowe Ziemskie), которое дало толчок развитию ипотечного кредитования для нужд сельского хозяйства. В 1828 г.. В г.. Варшаве был основан Польский банк - государственное учреждение, сочетающей эмиссионные функции и задачи мобилизации капиталов на нужды индустриализации страны. Основания в Польском Королевстве первой эмиссионной институты было результатом многолетних усилий Министра доходов и казны ксендза Ксаверия Друцкого-Любечского, направленных на выход страны из экономического упадка .

    Российская оккупация

    В 1841 г.., После ликвидации валютной различия Польского Королевства и введения на его территории рубля, эмиссионные функции Польского банка выполнялись вплоть до 1870 г.., Хотя и были несколько ограничены. В 1850-х pp. власти начали ограничивать кредитные функции центрального банка, а после поражения январского восстания (1863- 1864 pp.) Польский банк был русифицированных. Начался процесс постепенной ликвидации центрального банка, который завершился превращением его в Варшавский обменный пункт Государственного банка. Российский центральный банк был учреждением исключительно на русском. Поляки в нем не работали, а только могли участвовать в работе консультационных учетных комитетов .

    Период функционирования акционерных банков под российской оккупацией выпал на 70-е pp. XIX в. Так, в 1870 был основан Торговый банк в г.. Варшаве (Bank Handlowy w Warszawie SA), a в 1872 p. - Коммерческий банк в г.. Лодзи (Bank Handlowy w Lodzi SA). Кроме того, в этот период получила развитие кредитная кооперация, которая в 1910 году. Получила собственный финансовый центр в виде банковского общества - Bank Towarzystw Spotdzielczych SA Прочные позиции польского банковского сектора под российской оккупацией показывает табл. 11.1.

    Однако допуск поляков к активной банковской деятельности трактовался ими как ущемление со стороны оккупанта. И хотя такая оценка была частично обоснованной, в то же время результатом такой системы была чрезвычайная безопасность банковского сектора, поскольку к отступлению русских с Польского Королевства в 1915 в стране не обанкротился ни один польский банк.

    Таблица 11.1

    Польские акционерные банки, которые функционировали в период 1912-1914 pp. (Под российской оккупацией)

    Название

    основания

    нахождения

    собственный

    балансовая

    1. Торговый банк в г.. Варшаве

    м. Варшава

    2. AT "Венский земский банк"

    м. Вильнюс

    3. Варшавский дисконтный банк

    м. Варшава

    4. Коммерческий банк в г.. Лодзи

    5. AT "Западный банк"

    м. Варшава

    б. Лодзинский торговый банк

    7. Коммерческий банк в г.. Ландау

    м. Варшава

    8. Варшавский промышленный банк

    м. Варшава

    9. AT "Венский частный коммерческий банк"

    м. Вильнюс

    10. Коммерческий банк в г.. Белостоке

    м. Белосток

    11. Банковское общество

    м. Варшава

    12. AT "Галицкий банк торговли и промышленности"

    м. Варшава

    австрийская оккупация

    По австрийской оккупации, то в 1-й половине XIX в. функционировало несколько десятков небольших банковских домов. В 1841 г.. В м. Орел был основан Галицкий государственный кредитный институт (Galicyjski Stanowy Instytut Kredytowy), который предоставлял ипотечные кредиты для сельского хозяйства .

    Данные о функционировании польского банковского сектора в австрийской оккупацией показывает табл. 11.2.

    Таблица 11.2

    Польские акционерные банки, которые функционировали в период 1912-1914 pp. (Под австрийской оккупацией) Г283; 103, с. 3471

    Название

    основания

    нахождения

    собственный

    балансовая

    млн. злотых согласно паритета 1927

    1. AT "Галицкий акционерный ипотечный банк"

    2. Национальный банк

    3. Промышленный банк для Галичины

    4. Бельско-Биальський дисконтный банк

    м. Бельско

    5. AT "Галицкий банк торговли и промышленности"

    м. Краков

    б. Галицкий земский кредитный банк

    7. AT "Галицкий народный банк"

    8. AT "Земельный ипотечный банк"

    9. Галицкий торговый банк

    10. Акционерный профсоюзный банк

    Австрийское банковское право было значительно либеральнее российского, так позволяло объединять деятельность в области ипотечного и дисконтного кредитования. Кроме того, австрийский центральный банк был благосклонно настроенным по польских интересов и возможности карьеры в нем были открыты для поляков. Однако в отличие от российского, результатом австрийского вмешательства в банковский сектор страны был низкий уровень безопасности банков: с 8 акционерных банков, основанных от времени первой галицкой банковского кризиса 1873, только 2 просуществовали до 1-й мировой войны, а следующие кризисы (1886 г.., 1890 г., 1899 г.) привели к их банкротству.

    прусская оккупация

    Функционирование польского банковского сектора под прусской оккупацией был слабым (табл. 11.3), а немецкое банковское право, которое базировалось на системе регистрации - наиболее либеральным.

    Таблица 11.3

    Польские банк, функционировали в период 1912-1914 pp. (Под прусской оккупацией) Г283 103, с. 347]

    Название

    основания

    нахождения

    собственный

    балансовая

    млн злотых согласно паритета 1927

    1. Познанский банк

    м. Познань

    2. AT "Банк связи и прибыли"

    м. Познань

    3. Земельный банк

    м. Познань

    4. AT "Познанский фермерский банк"

    м. Познань

    5. Влосманський банк

    м. Познань

    6. Квилецький и Потоцкий банк

    м. Познань

    7. Дисконтный банк

    м. Быдгощ

    После кризиса 1873 вокруг польской банковского дела воцарилась атмосфера недоверия, которая затрудняла немногим и слабым польским банкам конкурирования с сильными немецкими банками . Развитие кредитной кооперации и основания финансового центра в виде банка AT "Банк связи и прибыли" в г.. Познани (Bank Zwiqzku Spolek Zarobkowych SA w Poznaniu) способствовали восстановлению доверия к польским кредитных учреждений. Однако они оставались однозначно слабее. Имперский банк (Reichsbank), как и российский Государственный банк оставался закрытым для поляков. В этой ситуации единственной оккупированной территорией, где поляки могли приобретать опыт в сфере банковского дела, оставалась Галичина .

    На Галичине функционировал публичный Общий банк, который был основан в 1881 по решению краевого Сейма. Кроме кредитных функций, он выполнял также определенные обязанности центрального банка, оказывая помощь коммерческим банкам. Кроме того, в Галичине была развита как коммунальный, так и кооперативный кредитный аппарат. Финансовыми центрами польской кредитной кооперации были Профсоюзный акционерный банк в г.. Львове (Akcyjny Bank Zwiqzkowy SA we Lwowie - 1902 p. Учреждения) и Центральная касса сельских хозяйств (Centralna Kasa Spolek Rolniczych - 1909 p.) .

    В период 1-й мировой войны на польских землях, которые были аннексированы Австрией, была развита публичный кредитный аппарат. Наряду с функционирующим Национальным банком (Bank Krajowy) возникли два новых публичных банки: Галицкая военная кредитное учреждение (Galicyjski Wojenny Zaklad Kredytowy) и Галицкая городская военная кредитное учреждение (Galicyjski Miejski Wojenny Zaklad Kredytowy). В 1916 p. галицкие банки начали экспансию на оккупированные центральными державами земли Польского Королевства .

    Наиболее удачным период войны оказался для банков на польских землях, находившихся под прусской оккупацией. В 1915 г.. Они начали экспансию на территории и польских земель под российской оккупацией и после окончания войны оказались в выгодной ситуации. Отмена российского банковского права вызвала либерализацию польской банковской системы под российской оккупацией и эволюцию в направлении "немецкой" модели функционирования.

    После захвата значительных территорий России в 1915 Германия оказалась перед проблемой организации на этих территориях эмиссии денег. Сначала эмиссионные функции выполнял Познанский Восточный банк торговли и ремесел (Ost bank Handel und Gewerbe), что эмитировал кассовые билеты с номиналом в рублях и копейках . После признания независимости (Акт от 05.11.1916 г..) Польша приняла от оккупационных сил Германии эмиссионную институт - Польский Краевой ссудный Кассу - ПКПК (Polska Krajowa Kasa Pozyczkowa), которая с апреля 1917 начала эмитировать временные денежные единицы - польские марки и к 1928 занималась краткосрочными монетарными и хозяйственными вопросами государства в условиях ограниченной автономии Польского Королевства .

    В 1918 в стране возникла инфляция, которая летом 1923 переросла в гиперинфляцию (ежемесячный рост цен превысил 50%) и уничтожила капитальные ресурсы польских банков, хотя и способствовала их организационному развитию - формированию основ государственного банковского сектора (в 1919 было основано Почтовый Сберегательная кассу (Pocztowa Kasa Oszczdnosci) и Государственный аграрный банк (Paristwowy Bank Rolny). в 1920 г.. был основан Союз банков в Польше, представлял перед государственной властью интересы частного банковского сектора.

    Военные действия Польши в этот период привели к нехватке финансов и накопления задолженности страны. С целью улучшения ситуации казначейство начало печатания денег, в результате чего стремительно возросло количество валюты в обращении и, соответственно, быстро сократился обменный курс польской марки. 11.01.1924 г.. Сейм принял Закон "О государственных финансы и валютную реформу" . Кроме того, в 1924 году. Состоялась реформа Владислава Грабского, которая привела к валютной стабилизации. В обращение было введено злотый как единую валюту для Польши, заменивший польскую марку. Вместо Польской Краевой Ссудной Кассы был основан независимый от правительства AT "Польский банк", который эмитировал новые деньги - злотые .

    В 1925 г.. В результате немецко-польской таможенной войны, очередной появления бюджетного дефицита и падения торгового баланса наступил экономический кризис. Произошло падение курса злотого и банковских учреждений, помощи со стороны AT "Польский банк", который считал своими главными функциями только защиту валюты и кредитования экономики, не последовало, Банковский кризис обнаружила слабость капитала частных банков и их проблемы с ликвидностью .

    Удачными для денежно-кредитной системы Польши были 1927-1930 pp. Так, в 1927 г.. Было организовано эффективный банковский надзор в виде банковского комиссариата Министерства государственной казны, а в 1928 - принято новое банковское право, внедряло ограничения пропорций между обязательствами банка и его собственным капиталом. Банкам запрещено вести торговую деятельность, а также осуществлять банковскую деятельность через общества с ограниченной ответственностью .

    В 1927 г.. Сеть муниципальных касс экономии (komunalnych kas oszczednosci), что до сих пор охватывала польские земли под прусской и австрийской оккупацией, была распространена на всю страну. В 1929 государственный банковский сектор дополнила еще одна организация - Банковская польский касса (Bank Polska Kasa SA), которая обслуживала польскую диаспору .

    Мировой кризис 1931 не могла не сказаться на польской денежно-кредитной системе. Больше всего ее почувствовал частный банковский сектор вследствие значительного оттока иностранного капитала из страны. Кроме того, проблемы углубились из-за дефляционной валютной политики, главным образом из соображений престижа, в то время вел правительство Польши. Результатом кризиса стали политика этатизма и маржинализация коммерческого банковского сектора страны .

    Накануне второй Мировой войны банковская система Польши взяла курс в направлении "английской" модели функционирования. В результате она стала относительно хорошо развита. В 1938 г.. Рядом с современным Польским Банком действовали крупные государственные банки, 27 частных банков в форме акционерных обществ (в том. Ч. 4 - зарубежные), 28 банковских домов, 19 кредитных обществ, 333 коммунальные сберегательные кассы, 975 ссудно-сберегательных касс и 5597 кредитных кооперативов .

    В сентябре 1939 г.. AT "Польский Банк" было эвакуирует через Румынию во Францию, а затем - в Великобритании, где он находился в течение всего периода войны .

    На территориях, которые были присоединены к Немецкого Рейха, в оборот было введено немецкую марку, а польские финансово-кредитные учреждения - ликвидирован. Подобная судьба постигла и польские банки, которые функционировали на территориях, находящихся в составе СССР.

    В 1940 г.. В г.. Кракове немцами был основан Эмиссионный банк в Польше, что эмитировал злотые ("краковские злотые" или "млинаркы»). Остальные коммерческих банков (кроме еврейской собственности) действовали под наблюдением немецкого Управление банковского надзора .

    В 1942 г.. Министр экономики Рейха представил план ликвидации польских банков или их передачу большим немецким банкам. Но в результате противодействия немецких финансовых кругов и Управления банковского надзора этот план не был воплощен в жизнь. Деятельность варшавских банков было дезорганизована в результате варшавского восстания, разразившегося в августе 1944 г.. .

    Период до 1945 г.. Характеризовался падением валютного курса польской марки и гиперинфляцией. Это обусловило в 1945 г.. Соответствующим законодательным актом учредить Народный Банк Польши (далее НБП), который действовал как национальный банк под наблюдением министра финансов. Но в условиях административно-командной системы НБП не имел существенного влияния на монетарную политику страны. Ситуация изменилась только через год, когда центральному банку вернули контроль над финансовым положением страны. В общем, в те времена НБП имел статус монобанк, поскольку имел исключительные права на эмиссию денег, предоставления кредитов и привлечения сбережений.

    В этом году на польских землях в обращении появились банкноты, подписанные НБП. Кроме того, сформировалась новая, лишена элементов конкуренции, модель банковской системы, в которой отдельным кредитным учреждениям были приписаны целые сектора экономической жизни: одни кредитовали государственную промышленность, сельское хозяйство, другие - обслуживали органы местного самоуправления, занимались сберегательными акциями, остальные - обслуживали денежные переводы, поступавших из-за границы и т. д. .

    Завершением первого этапа приведения денежно-кредитной системы Польши в соответствие с системой социалистической экономики была банковская реформа, которая началась в октябре 1948 Она усилила позиции центрального банка Польши, одновременно вводя его подчиненность министру государственной казны. Задачей реформы было приспособление денежно-кредитной системы страны в политических, социальных и экономических изменений путем реализации следующих принципов: концентрации денежных средств с целью централизованного распоряжения ими, подчинение кредитного аппарата министру государственной казны, базирование банковской деятельности на единых правовых нормах и четком разделении компетенций, снятие из банков бремени обслуживания довоенных счетов и счетов оккупационного периода .

    Всего в истории кредитной системы Польши после 1945 большое значение имели две переломные даты :

    Первая (1949 г.) - Отход от старых традиций банковской деятельности, в том числе ликвидация двухъярусной банковской системы;

    Вторая (1989 г.) - Восстановление двухъярусной банковской системы; отказ от модели универсального банка, которая функционировала 40 лет отделения центрального банка от системы коммерческих банков. В Польше, кроме 3-х национальных специализированных, было выделено 9 региональных универсальных банков. Итак, из двух основных моделей: англо-американской (ориентированной на рынок капитала) и европейско-континентальной (ориентированной на банки) была выбрана последняя.

    Злотый оставался внутренней денежной единицей, неконвертируемой на другие валюты. Однако, он не имел необходимого распространения внутри страны, поскольку его вытесняли долл. США и другие валюты. Только в конце 1970-х pp. злотый начал приобретать статус национальной валюты и распространение среди польского населения.

    Определенный перелом наступил в результате экономической реформы в 1982. Изменение законодательства по функционированию экономики и предприятий создала правовые основания выхода НБП из зависимости от Министерства финансов, повышение его самостоятельности в разработке и реализации принципов денежно-кредитной политики, а также основания новых банков в форме акционерных обществ с участием иностранного капитала. К сожалению, новые регуляции на практике не принесли эффекта даже в виде фундамента для построения двухуровневой системы и формирования новых отношений между банками и субъектами хозяйствования: до 1989 г.. Было основано лишь 2 новых банка .

    В начале 90-х pp. XX в. основной проблемой Польши была высокая долларизация ее экономики. Доля злотого в общей совокупности валют, вращающихся на территории Польши, едва достигал 25%.

    Следующим этапом реформирования банковской системы считается 1991, когда реальная апрециации курса склонила монетарные органы Польши к внедрению системы шагающих девальваций в целях воздействия не только непосредственно на инфляцию, но также на инфляционные ожидания, поскольку это составляло обязательства монетарных органов, которые будут снижать средний месячный уровень инфляции в постепенно уменьшающейся шкалы шагающих девальваций злотого. Кроме того, польское правительство приняло решение о приватизации 9-й банков, благодаря чему их было преобразовано в акционерные компании, и в состав каждого из них входил один и тот же акционер - Государственное казначейство .

    Таким образом, в течение первого этапа банковских реформ (1989- 1994 pp.) В Польше было введено двухуровневую банковскую систему с функционированием Центрального банка, 3-х государственных специализированных банков, 9-й государственных региональных универсальных банков, 75-и вновь частных банков и 663 -и кооперативных банков.

    В 1994г., Когда Польша либерализовала движения капиталов, наплыв портфельного капитала был одним из факторов, вызвал сильный апрециацийний давление. Тогда центральный банк модифицировал курсовой механизм, вводя шагающий коридор колебаний злотого шириной + (-) 7% от паритета. НБП совершил также интервенции с целью предотвращения апрециации злотого выше верхней границы. На "неглубоком" валютном рынке эти интервенции оказались результативными, однако привели к росту валютных резервов, что повлекло за собой необходимость нести быстро растущие средства стерилизации. Стремясь избежать быстрого увеличения их размера, НБП в 1995 совершил 6% -ную ревальвации злотого и его деноминацию, что позволило начать формирование курса злотого на международном валютном рынке, а в начале 1996 гг. - Снизил процентные ставки с целью уменьшения наплыва портфельного капитала .

    Так, с 1996 г.. В стране был начат второй этап банковских реформ через вторичную приватизацию и реформирование банковского сектора с привлечением стратегического зарубежного инвестора. Участие иностранного капитала в польской кредитной системе стала основным источником ее развития, но основным условием допуска иностранных банков в приватизации было их обязательства к участию в санации и реструктуризации польских банков. Государство также участвовала в финансовом оздоровлении финансово-кредитных учреждений. После реструктуризации и финансового оздоровления кредитных учреждения предлагались на продажу в основном иностранным инвесторам . Следствием этого этапа реформ стало увеличение доли иностранного капитала в уставных фондах польского банковского сектора (53,8% в 2001 г..) Наряду со снижением доли государства в финансово-кредитном секторе экономики. Таким образом, рост влияния внешних инвесторов было одной из наиболее характерных тенденций тогдашней реорганизации системы польских финансово-кредитных учреждений .

    Переломное значение в формировании банковской системы Польши имело принятие 27.08.1997 г.. Основных законов, и в настоящее время регулируют банковскую деятельность в стране: "О Национальном банке Польши", "О банках" и "Банковское право". Кроме того, в этом же году Новая Конституция утвердила права и полномочия Национального банка Польши. Тогда из структуры НБП было выделено 9 самостоятельных коммерческих банков, наделенных капиталом и имуществом, необходимым для осуществления операционной деятельности. За короткое время их стало уже 70, из которых одна часть была с частным капиталом, а другая - с частно государственным .

    Еще одним этапом, который существенно повлиял на кредита систему Польши стал период 1999-2000 pp. Именно на эти годы пришелся пик экспансии зарубежного капитала. Тогда в Польше было открыто 16 банков, в которых преобладали иностранные инвестиции, а общая доля учреждений, где они "контрольный пакет", выросла более чем на 50%. В сентябре 2003 г.. Зарубежный капитал уже контролировало 45 из 57-и коммерческих банков, а доля активов, накопленных ими, составляла 67%.

    В 2000-2001 pp. характерной чертой колебаний курса злотого было то, что они проходили в значительной степени оторваны от ситуации в экономике Польши и ее платежного баланса, а одной из причин сильной апрециации злотого был высокий уровень реальных процентных ставок. Однако, трудно объяснить длительное и сильное падение злотого в 2002-2003 pp., Поскольку оно происходило, несмотря на стабильное улучшение ситуации в платежном балансе Польши, в котором даже появился избыток, поскольку сам наплыв непосредственных инвестиций стал выше отрицательного сальдо в текущем обороте .

    В 2004 г.. Польша вошла в Европейский Союз, а Польский центральный банк стал членом Европейской системы центральных банков.

    Несмотря на несколько подобные стартовые условия реформирования стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза, Польша, которая первой стала на путь радикальных общественно-экономических трансформаций, достигла за последние десять лет гораздо более весомых успехов по сравнению со своими соседями . Так, в настоящее время макроэкономическая ситуация в Польше очень благоприятная и создает хорошую кредитную и депозитную базу: высокий темп роста ВВП (5-7% в год), инфляция снижается (менее 20% годовых), бюджетный дефицит находится в пределах 3% . Современная польская банковская система является двухуровневой.

    Таким образом, структура польской денежно-кредитной системы создавалась и возникла на основе модели западных государств. В процессе эволюции она претерпела значительные структурные и организационных изменений. И можно с уверенностью утверждать, что в Польше в результате такого многолетнего развития была создана конкурентоспособная денежно-кредитная система, отличается современностью, правильно реагирует на ситуативные изменения и способна эффективно функционировать в рыночных условиях.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...