Что включает в себя понятие социальная инфраструктура. Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры? Регулирование как системное условие коммерциализации общественных инфраструктур


(информационно-аналитическая записка)

Текст предоставлен Агентством корпоративного развития "Да-Стратегия",
специализирующееся по разработке проектов в области управления
нефинансовыми рисками. Авторы - К.Ю. Зендриков и М.Г. Флямер.

1. Регулирование как системное условие коммерциализации общественных инфраструктур

Понятие общественной инфраструктуры

Понятие общественной инфраструктуры предполагает, что на определенной территории существует сеть точек доступа, в которых любому и каждому пользователю за определенную и общественно приемлемую цену оказывается услуга, признаваемая данным местным сообществом значимой для жизнеобеспечения.

Многие экономисты склонны рассматривать «общественные инфраструктуры» (public utilities) как «естественные монополии» (natural monopolies) и сводить проблематику регулирования в общественных инфраструктурах к антимонопольному регулированию.

В экономической школе теория естественных монополий широко развита и имеет долгую историю противоборства концептов:

В частности, с точки зрения некоторых современных экономистов (например, Томаса Ди Лоренцо)

«теория естественной монополии - это экономическая фикция. Никогда не существовало никакой "естественной монополии". История так называемой "общественной инфраструктуры" сводится к тому, что в конце XIX и начале XX столетий в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, которая, разумеется, не нравилась самим производителям. Сперва они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем , при поддержке ряда видных экономистов, было задним числом сконструировано обоснование этой монополизации. Это было одним из величайших достижений корпоративных пиарщиков всех времен и народов».

Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня в России нерв обсуждения регуляторных рисков в энергетике связан именно с особым статусом общественной инфраструктуры, а само обсуждение выходит за рамки теории естественных монополий и характеризуется не дилеммой «конкуренция - монополия», а дилеммой «инфраструктура - предприятие» или «инфраструктура - бизнес».

Другим словами, это вопрос о коммерциализации общественных инфраструктур: на каких условиях частный бизнес может оказывать инфраструктурные услуги, участвовать в воспроизводстве материальных активов общественной инфраструктуры и как при этом его деятельность будет регулироваться.

Итак, можно выделить следующие ключевыми элементы общественной инфраструктуры:

доступность (территориальная, ценовая, организационная); мощность (или способность обслужить имеющийся поток заявок); надежность и критичность , под которой понимается безусловная необходимость для жизнеобеспечения.

Например, теплоснабжение в условиях континентального климата - критически важная услуга, а в условиях субтропического климата - нет, электроснабжение мегаполисов является критической услугой, а малых городов и сельских территорий - нет.

Территориальная доступность - общественные инфраструктуры должны быть развернуты в населенных пунктах и промзонах, наличие или отсутствие в населенном пункте общественной инфраструктуры и ее качество делает его пригодным для жизни и ведения бизнеса, позволяет территориям конкурировать за население.

Ценовая доступность - пользоваться данной инфраструктурой должно быть посильно абсолютному большинству жителей и хозяйствующих субъектов территории (для тех, кому эта услуга оказывается экономически непосильна, - должны действовать механизмы компенсации).

Организационная доступность подразумевает, что правила подключения или получения права на доступ к инфраструктурным услугам общеизвестны и выполнимы и что в случае их выполнения любому и каждому пользователю не может быть отказано в подключении или предоставлении услуги.

Понятие общественной инфраструктуры непосредственно связано с понятиями общественного блага и товаров и услуг первой необходимости - то есть товаров и услуг, потребляемых коллективно и значимых для всего местного сообщества.

Традиционно в экономической и политэкономической науке производство общественных благ трактовалось как одна из ключевых функций государства, а основная часть платы за пользование общественным благом взималась с сообщества в виде налогов.

Соответственно, общественные инфраструктуры производят и распространяют общественные блага и услуги первой необходимости на инфраструктурной основе.

В общественных инфраструктурах, как и любом предприятии, осуществляются три базовых процесса - функционирование (то есть непосредственное оказание услуг), воспроизводство (поддержание в рабочем состоянии всех систем, замена и реконструкция оборудования и др.) и рост и развитие (строительство новых мощностей, расширение сетей и расширение спектра и объема услуг). Если общественные инфраструктуры принадлежат государству, то общество в виде налогов или платы за пользование и подключение должно оплачивать только расходы, связанные с этим тремя процессами - функционированием, воспроизводством и развитием.

Вместе с тем, при необходимости повышения эффективности (снижения издержек, повышения качества и мобильности) либо для привлечения инвестиций к формированию общественных инфраструктур или деятельности по производству общественных благ привлекался и привлекается частный бизнес и частный капитал.

Однако даже в самых либеральных экономиках деятельность частного капитала по оказанию общественных услуг была и остается подверженной публичному регулированию (осуществляемому государством).

Привлекая частный бизнес к оказанию инфраструктурных услуг, общество должно признать право частного бизнеса на получение премии за эффективность и дохода на вложенный капитал.

В самом общем виде формы коммерциализации общественных инфраструктур включают:

Разделение на конкурентные и монопольные виды деятельности в рамках функционирования общественной инфраструктуры;

В рамках монопольных видов деятельности при сохранении госсобственности - различные возможные контракты государственно-частного партнерства, в том числе предполагающие передачу общественного ресурса для коммерческой эксплуатации активов;

Акционирование и приватизацию (в рамках конкурентных видов деятельности);

Формы тарифного регулирования естественно-монопольных видов деятельности;

Использование рыночного способа ценообразования на общественные услуги.

Формы коммерциализации направлены на осуществления различных функций частного бизнеса в рамках общественных инфраструктур - оказание услуг и/или инвестирование.

Цели и предметы государственного регулирования в общественных инфраструктурах

Цели государственного регулирования в общественных инфраструктурах ставятся в условиях их коммерциализации и определяются требованием сохранения статуса общественной инфраструктуры и достижения целей коммерциализации.

Это значит, что регулирование призвано обеспечить доступность инфраструктуры:

Территориальную - что может выражаться в требовании поддерживать как коммерчески выгодные, так и не окупающиеся территориальные подразделения (невыгодные маршруты, офисы и/или сети) за счет «выгодных» подразделений - территориальное перекрестное субсидирование или субсидирование услуг из бюджета или какие-либо еще механизмы.

Ценовую - что может выражаться как в прямом регулировании тарифов, установлении предельных величин тарифов или размеров торговой наценки, так и косвенном, связанном с налоговыми режимами, правилами конкурирования и др.

Организационную - что может выражаться в требовании обеспечивать услугами даже коммерчески невыгодных (например, из-за малого объема потребляемых услуг), но платежеспособных клиентов.

Регулирование должно обеспечить необходимую мощность инфраструктур. То есть регулятор обязан отслеживать соответствие потребности территории и совокупной мощности инфраструктур как в текущий момент, так и в соответствии со стратегиями и перспективами регионального развития.

Регулирование должно обеспечивать надежность критических элементов общественных инфраструктур - например, за счет создания запасов, систем резервирования и установления различных технических регламентов и др. При этом могут использоваться как механизмы создания государственных резервов, так и механизмы установления требований по резервированию для коммерческих компаний, оказывающих инфраструктурные услуги.

В условиях коммерциализации общественной инфраструктуры, когда частный бизнес участвует в оказании общественных инфраструктурных услуг, появляется дополнительная цель регулирования - недопущение получения отдельными бизнес-предприятиями сверхприбыли за счет монопольного положения. Эту задачу решает антимонопольное регулирование и регулирование деятельности «естественных монополий».


К объектам социальной инфраструктуры принято относить учреждения культуры, образования, здравоохранения, рекреации и спорта. Содержание социальной инфраструктуры является неотъемлемой функцией любого современного государства. Право граждан на социальное
обеспечение закреплено Всеобщей декларацией прав человека.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Источником финансирования социальной инфраструктуры являются государственный, региональный и местный бюджеты в соответствии со ст. 84-87 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 145-ФЗ от 14.07.1998 г. Помимо вопросов непосредственного содержания объектов социальной инфраструктуры органы управления решают вопросы государственного регулирования социальной сферы субъектов Федерации. Так, государственное регулирование социальной сферы в Омской области включает в себя:
  • переориентацию финансовых ресурсов на адресную поддержку населения с учетом материального положения и заявительного принципа;
  • регулирование цен на продукты детского питания, лекарственные средства и продукцию регионального фонда (хлеб из муки "Подольской" 1 и 2 сорта, мясо говядины, свинины, молоко, сметану и продукцию, реализуемую в учебных заведениях);
  • регулирование тарифов на услуги связи, пассажирские внутриобластные перевозки, газ и топливо, услуги социальных учреждений;
  • реализация федеральных Законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста" и др.
  • организация занятости, оздоровления и отдыха несовершеннолетних в летний период;
  • предоставление льготных и бесплатных физкультурно-оздоровительных услуг социально незащищенным слоям населения;
  • рационализация учреждений физической культуры и спорта и закрепление рекреационных земель для физкультурно-оздоровительной деятельности, туризма и др.
Оценку состояния социальной инфраструктуры территории можно проводить с разных точек зрения в зависимости от текущих задач, стоящих перед управлением. Это предопределяет перечень необходимой информации и детальность анализа социальной сферы.
Подходы к оценке сферы услуг
Метод 1. Социальная инфраструктура может оцениваться как элемент, влияющий на степень инвестиционной привлекательности территории. Подразумевается, что развитая сеть учреждений культуры, образования, здравоохранения, рекреации и спорта влияет на оценку территории, формируя более интеллектуальные и физически подготовленные кадры.
Хорошая организация работы пассажирского транспорта увеличивает доступность территории и мобильность населения. Многообразие услуг связи, высокий уровень телефонизации создают новые коммуникационные возможности, меняют образ жизни населения. Развитая социальная инфраструктура стимулирует инвестиции в любые отрасли хозяйственной деятельности региона.
При таком подходе основной задачей становится комплексная оценка уровня развития сферы услуг, которая включает перечисленные выше составляющие. Видов социального обслуживания довольно много, а оценка усложнена, так как нет общих критериев их значимости. Если в регионе слабо представлены предприятия бытового обслуживания, то развитие детских дошкольных учреждений или общественного питания никак не может это компенсировать.
Отсюда следует, что полнота набора существующих видов обслуживания является одним из важных элементов комплексной оценки. В качестве необходимого минимума можно выделить услуги повседневного спроса, которыми регулярно пользуется большинство населения. К ним относится торговля, здравоохранение, образование, в меньшей степени - дошкольное воспитание и пассажирский транспорт.
Справка
Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры населения Омской области:
Удельный вес семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 17% (РФ - 14%)
Удельный вес учащихся во 2-ю смену - 26,2% (РФ - 24,8%)
Число телефонных аппаратов на 100 семей: город - 41 (РФ - 46); село - 20 (РФ - 19).
Обеспеченность жилого фонда теплоснабжением:
город - 85% (РФ - 85%);
село - 29% (РФ - 22%).
водопроводом:
город - 75% (РФ - 84%);
село - 26% (РФ - 33%).
газоснабжением:
город - 90% (РФ - 68%);
село - 94% (РФ - 72%).
канализацией:
город - 75% (РФ - 81%);
село - 18% (РФ - 22%).
Источник: Регионы России // CD-ROM. - М.: Гарант-парк, 1998.
Оценка уровня обеспеченности услугами проводится через сопоставление фактических показателей с нормативными. Сохранившиеся с советских времен нормативы СНиП (санитарные нормы и правила) указывают, какой должна быть обеспеченность торговой площадью, посадочными местами в клубах и предприятиях общепита, помывочными местами в банях, сколько требуется работников бытового обслуживания на 1000 жителей.
В действительности эти нормативы не отражают реальных потребностей населения. К тому же для жителей Чукотки, Дагестана и Москвы такие потребности очень сильно различаются. Однако исследований такого рода практически нет. Поэтому вместо оптимальных значений для разных регионов используется средний или на максимальный по России уровень обеспеченности населения социальной инфраструктурой. Региональные показатели по каждому виду обслуживания сопоставляются с избранным эталоном и определяются высокообеспеченные территории. Таких регионов в России почти нет, обычно наблюдается контрастное сочетание отдельных видов обслуживания в пределах региона.
Другим индикатором рыночных преобразований служит развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания - основных отраслей платного обслуживания. В переходной экономике эти отрасли оказались наиболее привлекательными для мелкого и среднего бизнеса, поэтому по их деятельности судят о степени развития предпринимательства.
Показатели обслуживания населения отражают его платежеспособный спрос, что крайне важно для общей оценки предпринимательского климата. Слабое развитие торговли, общепита и особенно бытового обслуживания свидетельствует о сохранении традиций самообслуживания и продовольственного самообеспечения, характерных для отсталых территорий.
Метод 2. Сфера услуг может рассматриваться как объект предпринимательства, что требует подробной оценки каждой отрасли. Статистика позволяет сделать это лишь приблизительно, используя данные об обеспеченности населения услугами (без учета их качества). Но даже такая информация существует лишь на уровне субъектов РФ и крупных городов, а на уровне сельских районов она практически отсутствует.
Поэтому пока оценить реальные потребности территорий в услугах не представляется возможным, т.к. маркетинговый анализ в России находится на зачаточном уровне. Интуицию здесь можно дополнить анализом факторов, формирующих потребности в услугах:
  • обеспеченность видом обслуживания в разных регионах или городах, отражающая достигнутый уровень обслуживания;
  • среднедушевой уровень доходов и структура населения, отражающая платежеспособность потребителей услуг разной стоимости;
  • демографическая структура населения, определяющая объемы рынка услуг - от ритуального обслуживания до организации концертов популярных исполнителей;
  • национально-культурные особенности территорий, влияющие на востребованность отдельных услуг;
  • социальная структура населения и уровень образования, отражающие число возможных посетителей театров, музеев, картинных галерей и других "элитарных" видов обслуживания населения;
  • особенности расселения, позволяющие прогнозировать рынок услуг редкого пользования (концерты, цирк, специализированные магазины, ломбарды и т.д.);
  • природно-климатические особенности территории, влияющие на доступность услуг, снабжение товарами, необходимыми материалами и оборудованием.
При оценке предпринимательского климата соотношение факторов будет меняться, но достигнутый уровень обслуживания (выраженный через показатели обеспеченности) и доходы населения, отражающие платежеспособный спрос на услуги будут учитываться всегда. Услуги отличаются высокой эластичностью спроса. При сокращении доходов населения спрос на них сокращается еще быстрее, и, наоборот - при росте доходов выше определенного уровня спрос населения все более высокими темпами переключается на услуги.
Эта тенденция хорошо заметна в России: обедневшее население заметно сократило потребление услуг (учреждений культуры, спорта, рекреации и т.д.) и переключилось на самообслуживание, отказавшись от химчисток, парикмахерских, общественного питания. Возросшие потребности высокодоходных групп населения буквально за несколько лет создали бум элитных услуг практически во всех видах обслуживания - от салонов красоты и спортивнооздоровительных комплексов до престижных рекреационных, медицинских и торговых услуг.
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Стандартные статистические показатели количества предприятий торговли, обеспеченности торговой площадью на 1000 жителей в связи с резким ростом числа мелких торговых точек уже не отражают реальной картины происходящего. Целесообразно сравнивать территории по величине товарооборота на душу населения и структуре товарооборота: доле в нем непродовольственных и продовольственных товаров (в т.ч. алкогольных напитков).
Анализ статистики показывает сокращение предприятий общепита, ориентированных на население с невысокими доходами. Однако быстро растет сеть предприятий быстрого обслуживания, рассчитанных на покупателей со средними доходами, а также ресторанов, обслуживающих высокодоходные слои населения. Поэтому структура расслоения по доходам является важным показателем при анализе предприятий общественного питания.
Многообразие видов услуг бытового обслуживания - от ритуальных до ремонта обуви и квартир, переработки сельскохозяйственного сырья, создает немало проблем при оценке. Существуют только два агрегированных показателя: численность работников бытового обслуживания и объем бытовых услуг в стоимостном выражении, который обычно дается в целом по отрасли, хотя разрабатывается по 14 видам обслуживания.
В регионах с большой долей сельского населения статистические показатели всегда были невысоки. Это связано с общей неразвитостью сельской сферы услуг, более низкими доходами сельчан и привычкой к самообслуживанию. В переходный период сфера услуг на селе стала убыточной и сейчас находится на грани исчезновения. Статистическим показателям не следует особенно доверять при оценке достигнутого уровня обслуживания. Бытовые услуги более других отраслей ориентированы на уклонение от налогообложения.
Общее образование. Заметное количество частных школ, лицеев и гимназий появилось пока только в крупнейших городах. Даже в Москве они составляют около 7% всех учреждений общего образования, но учится в них менее 1% детей.
Более важным фактором следует считать уровень образования занятого населения. Как правило, родители с высшим образованием в большей степени настроены дать хорошее образование детям. Но главным критерием все же остаются доходы населения.
Общеобразовательные школы г. Омска к концу 1990-х гг.


Совет
ский

Цен
тральный

Ок
тябрь
ский

Ленин
ский

Киров
ский

Всего

Всего (ед./мест)

39/24635

39/24186

24/17673

30/19461

33/25176

165/111131

В них учащихся (чел.)

34636

40385

26569

29220

37653

168463

Из них:
негосударственные
(ед./уч-ся)

3/288

3/118

1/44

1/14

1/35

9/499

Вспомогательные
школы-интернаты
(ед./мест)

2/296

5/822

3/510

3/380

1/160

14/2168

В них учащихся (чел.)

271

773

473

416

191

2124

Детские дома (ед./чел.)

2/278

1/165

2/77

-

-

5/520

Приоритеты администрации Омской области в сфере образования:
  • поддержание стабильности образовательных учреждений и адаптация системы образования к новым условиям;
  • завершение формирования нормативно-правовой базы;
  • рационализация сети учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования, развитие элитарных школ для одаренных детей и коррекционных школ для детей с отклонениями в развитии;
  • социальная защита детей-сирот.
Устав (Основной закон) Омской области.
Статья 100. Доступность и финансовая поддержка образования.
  1. Омская область способствует развитию системы дошкольного, общего, внешкольного, дополнительного, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования.
  2. В Омской области законодательно определяется минимально гарантированный размер средств и нормативы отчислений на финансирование сферы образования, науки и культуры из областного бюджета.
  3. Предприятиям, учреждениям, организациям сферы образования, науки и культуры, творческим работникам предоставляются льготы, определяемые федеральным и областным законом.
Дошкольное воспитание. Традиционные дотационность и ведомственность дошкольных учреждений стали причиной их угасания в переходный период, сеть дошкольных учреждений и число посещающих их детей значительно сократились. Наиболее жизнеспособной формой представляются мини-сады, организованные в квартирах и не отягощенные инфраструктурой. В крупных городах активно развивается индивидуальный уход за детьми на дому (услуги гувернанток).
Чтобы оценить ситуацию в этой сфере, необходимо в первую очередь учитывать доходы населения, а также долю детей дошкольного возраста, не посещающих детские учреждения. Стоит обратить внимание на численность занятых домашним хозяйством или безработных женщин трудоспособного возраста - обычно они сами воспитывают своих детей или внуков.
В Омской области проводится политика целенаправленной поддержки детских дошкольных учреждений, однако в связи со значительным сокращением рождаемости в регионе значительную их часть все же пришлось перепрофилировать.
Медицинское обслуживание. Обеспеченность медицинским обслуживанием определяется через численность медицинского персонала и больничных коек на 10 тысяч жителей, упуская качество лечения. По этим показателям можно выявить территории, на которых не хватает медицинского персонала и больниц. Статистические данные позволяют определить уровень заболеваемости населения, в том числе по отдельным видам болезней. Однако пока эта информация имеет значение лишь для государственных органов здравоохранения, поскольку юридически узаконенной частной медицинской практики в России нет.
Переход на страховое медицинское обслуживание в Омской области, как и в других регионах, происходит очень сложно - недостаточно разработана юридическая база, не отрегулирована система финансирования. Поэтому заниматься медицинским обслуживанием населения в рамках одной только страховой медицины пока еще сложно.
Медицинские учреждения в г. Омске (с областными, ОЖД, ИРПа) в конце 1990-х гг.


Совет
ский

Цен
тральный

Ок
тябрь
ский

Ленин
ский

Киров
ров-
ский

Всего

Больницы (ед./коек), в них:

7/2117

27/9330

8/1800

6/2080

5/2098

53/17425

- дома ребенка

2/210

1/100

-

-

?

?

- санатории

-

-

-

2/195

?

?

- поликлиники (ед./пос./см.)

17/6057

42/13057

11/3674

16/5662

8/4871

94/33321

В том числе учреждения городского департамента здравоохранения (ед./коек)

Больницы (ед./коек), в них:

7/2117

15/2820

8/1800

3/620

4/2038

37/9395

- дома ребенка

2/210

1/100

-

-

-

4/310

- санатории

-

-

-

2/195

1/75

3/270

- поликлиники (ед./пос./см.)

17/6057

26/7662

11/3674

11/2992

7/4721

72/25106

Система платного лечения, появившаяся во многих больницах, поликлиниках и диагностических центрах, остается половинчатой формой, с помощью которой учреждения здравоохранения пытаются решить свои финансовые проблемы. Поэтому наиболее распространенными видами предпринимательской деятельности в здравоохранении остаются стоматологические и косметические услуги. В последние годы к ним добавились услуги наркологов.
Потребности в рыночно ориентированных видах медицинского обслуживания сегодня целиком определяются уровнем доходов населения.
Обслуживание культурных потребностей населения претерпело наиболее серьезные изменения. Это видно по данным статистики, хотя она отражает только число учреждений культуры, количество посадочных мест в зрительных залах и книг в библиотеках.
Учреждения культуры (ед./мест) в г. Омске к концу 1990-х гг.

Административные округа

Теат
ры

Дома культуры и клубы

Кино
театры

Киноконцертный
зал

Цирк

Советский

1/550

6/3550

1/540

-

-

Центральный

4/2888

6/4202

5/2183

1/1200

-

Октябрьский

1/200

8/5012

1/635

-

1/2000

Ленинский

-

5/2868

3/980

-

-

Кировский

-

5/2040

2/1222

-

-

Всего по Омску

6/3638

35/17672

12/5560

1/1200

1/2000

Из-за недостатка финансирования резко сократилась сеть клубов, кинотеатров, домов культуры и библиотек, особенно в сельской местности. Крупные дворцы культуры ограничили число предоставляемых услуг, превратившись в концертные площадки и выставочные центры. Значительно сократилась посещаемость кинотеатров, кинопрокат перестал приносить доходы. Деятельность музеев, театров и картинных галерей убыточна, она опирается на государственное финансирование и спонсорскую поддержку.
Единственным прибыльным видом стал музыкальный шоу-бизнес, ориентированный на молодежную аудиторию. Этот вид деятельности имеет отлаженную систему маркетинга, в нем поделены сферы влияния крупных производителей услуг. В остальных видах обслуживания культурных потребностей успешная предпринимательская деятельность в ближайшие годы маловероятна.
Мировой опыт показывает, что с ростом доходов населения могут стать перспективными комплексы типа "Дисней-лэнда", ориентированные на семейный отдых. Примером движения в этом направлении можно считать КДЦ "Волшебный остров", созданный на базе кинотеатра "Родина". В целом досуговая политика городского самоуправления г. Омска сегодня осуществляется через реорганизацию ставших убыточными кинотеатров в культурно-досуговые центры (КДЦ) с полным набором предоставляемых платных услуг населению.
Социальные приоритеты администрации Омской области в сфере культуры и искусства:
  • выделение объектов особой культурной значимости и их использование в качестве фактора социальной стабилизации общества;
  • обеспечение сохранности музейных и библиотечных фондов, централизованное комплектование сельских библиотек;
  • сохранение материально-технической базы учреждений культуры городов и районов Омской области и т.д.
Рекреационное обслуживание наиболее чутко реагирует на уровень доходов населения. Примером тому служат пустующие санатории и дома отдыха, сокращение числа путевок, оплачиваемых из профсоюзных фондов социального страхования.
В то время как среднестатистический россиянин проводит отпуск на даче или в деревне, высокодоходные категории населения формируют спрос на дорогостоящие рекреационные услуги - отдых за рубежом или в отечественных санаториях высокого уровня обслуживания. Для оценки состояния дел в этой отрасли самый важный критерий - величина и структура доходов населения, особенно количество потребителей с высокими и относительно высокими доходами.
Услуги связи остаются монополией государства, поэтому тенденции в этой сфере обслуживания мало чем различаются в разрезе территорий.
Очень большие изменения произошли в структуре оказываемых Министерством связи РФ услуг населению. Так, снижение подписки на периодические издания в некоторой степени было компенсировано розничной торговлей периодикой в почтовых отделениях. Однако центральные издания пострадали непоправимо. Значительную часть доходов почтовое ведомство получает сегодня от доставки пенсий и приема коммунальных платежей.
Объемы почтовой корреспонденции за последние 10 лет значительно снизились, особенно пострадали посылочные пересылки. Резко снизилось качество оказываемых услуг за счет хищений из почтовых отправлений. Дороговизна услуг пока мешает широкому распространению экспресс-почты.
Что касается других отраслей связи, то в Омской области все вопросы, связанные с предоставлением услуг проводной связи, замыкаются на АО "Электросвязь", которая охватывает все сельские районы и территорию Омска. Наиболее быстро растущий бизнес в этой сфере - организация сотовой связи (в Омске уже три альтернативных системы - "Би-лайн", "Сибирская сотовая связь" и "GSM").
Пассажирский транспорт сегодня находится в государственном или муниципальном управлении, практически везде он дотационен. Единственный ранее прибыльный вид, услуги такси, оказался неконкурентоспособными по сравнению с не платящим налогов частным извозом. С переходом к более цивилизованному бизнесу услуги такси, безусловно, возродятся, но пока ситуация в больших городах России противоположна городам Запада, где такси широко распространены. Пока же "серый рынок" услуг извоза возрастает в связи с быстрым ростом обеспеченности личными автомобилями. Например, в Омской области с 1990 г. количество личных автомобилей на 1000 жителей увеличилось почти в 2 раза.
Состояние рынка платных услуг населению. Как уже говорилось выше, социальная инфраструктура зависит от степени урбанизации территорий и сосредотачивается в основном в
городских агломерациях. Наиболее полная картина статистических показателей социальной инфраструктуры доступна для г. Омска.
Структура платных услуг, оказанных населению Омской области в 1 полугодии 2000 г., характеризуется следующими данными:

Виды услуг населению

Общий объем,

Удельный вес в общем объ-

млн. руб.

еме услуг

Бытовые услуги

462,4

17,5%

Пассажирского транспорта

505,3

19,1%

Связи

246,8

9,3%

Жилищные услуги

131,8

5,0%

Коммунальные услуги

277,6

10,5%

Системы образования

287,8

10,9%

Учреждений культуры

30,0

1,1%

Туристско-экскурсионные услуги

7,8

0,3%

Физической культуры и спорта

13,0

0,5%

Медицинские услуги

159,5

6,0%

Санаторно-оздоровительные

47,0

1,8%

Ветеринарные услуги

15,0

0,6%

Правового характера

190,8

7,2%

Прочие услуги

267,6

10,2%

Общий объем платных услуг

2642,4

100,0%

устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). В условиях социалистического общества И. с. направлена на обеспечение условий и возможностей для проявления способностей, дарований и устремлений каждого человека. И. с. тесно связана с производственной, так как в процессе научно-технического и социального прогресса дороги, линии связи, складское хозяйство и т. д. стали играть все возрастающую роль в эффективном функционировании не только экономических, но и социальных процессов. По своему общественному предназначению И. с. олицетворяет одну из сторон планомерного и пропорционального развития при социализме, ибо без создания соответствующих благоприятных условий жизнедеятельности людей невозможно представить само существование общества. По форме существования И. с. представляет собой систему учреждений и организаций, обеспечивающих условия для рациональной организации деятельности людей в сфере труда, общественнополитической жизни, сфере культуры, семьи и быта. Она также имеет качественные характеристики, связанные как с технической обеспеченностью учреждений и организаций, с технологическими принципами их функционирования,так и с удовлетворенностью населения формами и методами их работы. И. с. затрагивает интересы всего населения, так как многие ее элементы необходимы для воспроизводства не только работника, но и его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, городов, промышленных узлов и территориально-производственных комплексов. И. с. играет большую роль в решении задач социального развития, которые в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Для этого наряду с общей характеристикой объектов, учреждений и организаций, призванных удовлетворять интересы и потребности производства и человека, широко используется количественное выражение приходящихся ня 10 тыс. населения материальных носителей: мест в учебных заведениях, клубах, столовых и т. д., их оснащенность и насыщенность соответствующим оборудованием. По ряду инфраструктурных элементов (вузы, музеи, филармонии, театры), создаваемых для удовлетворения «высших» потребностей, применяются другие методы расчета обеспеченности различных населенных пунктов. И. с. необходимо рассматривать в тесной связи с теми установками и ценностными орнентациями, которые имеются как у всего населения, так и у отдельных его социальных групп. Поэтому нормативный подход (обеспеченность населения элементами И. с.) должен быть дополнен социологическим анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей. С точки зрения социологической, наиболее приемлемо рассматривать И. с. в связи с основными сферами деятельности человека: трудовой, общественно-политической, социальнокультурной, бытовой, охраны природной среды и здоровья человека. И. с. прежде всего обеспечивает условия эффективной трудовой деятельности. Инфраструктура общественно-политической жизни создает условия для развития социальной активности и характеризует базу и возможности для участия трудящихся в управлении делами общества и производства (наличие зданий и их оснащенность для политических мероприятий, помещения для средств массовой информации, для партийных, советских и общественных организаций, для системы марксистско-ленинского образования и т. д.). Социально-культурная инфраструктура воплощает в себе комплекс условий для развития образования (детские дошкольные учреждения, учебные заведения всех типов), повышения культурного уровня и кругозора (культпросветучреждения, киносеть, музеи, библиотеки) и культурного отдыха (парки, стадионы, зоны отдыха и т. д.). Социально-бытовой блок инфраструктуры характеризует обеспеченность жильем, коммунальным, торговым и бытовым обслуживанием. Социологические данные свидетельствуют о том, что жилье и быт в настоящее время являются важнейшими в комплексе мотивов поведения человека при выборе места жительства, работы, при определении жизненных планов. Возросла роль инфраструктуры охраны природной среды и здоровья человека, которая оказывает большое влияние на рациональную организацию жизни как всего населения, так и отдельных социальных групп. Необходимо отметить и такой элемент инфраструктуры, как условия межличностного общения. Развитие различных «хобби», увлечений, совместного отдыха, объединений по интересам представляет интереснейший социальный феномен, который оказывает все большее воздействие на повседневную жизнь человека. Вместе с тем необходимо отметить, что И. с. обслуживает не отдельные стороны деятельности человека, а всю их совокупность. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное (или оптимальное) развитие всего общественного организма и отдельных его составных частей. Таким образом, И. с.это часть материальной базы социального развития, выделение которой в структуре народного хозяйства позволяет более квалифицированно, научно судить как о самой материальной базе, так и о ее структурных элементах. Кроме того, это не просто часть материально-вещественных элементов общественного развития, но и характеристика последнего в социальном аспекте. Такой подход позволяет видеть уровень обеспеченности и удовлетворенности населения созданными социальными условиями, степень их развитости, а также сравнивать эти показатели применительно к различным городам, районам, областям, республикам. И. с.это и характеристика материально-вещественных элементов в территориальном разрезе. Такой пространственный аспект в жизни общества отражает необходимость определения рационального размещения элементов инфраструктуры по территории, путей уменьшения социально-территориальных различий. Развитие И. с. предполагает постоянное использование нормативного подхода. Он требует систематического сравнения фактической обеспеченности материально-вещественными элементами в территориальном или отраслевом разрезе с научно обоснованными нормативами и ориентирами. И. с. является объектом социального планирования, показателем зрелости социальной организации общества. В настоящее время все большее количество инфраструктурных элементов входит в показатели планов экономического и социального развития. Отражением возросшей роли И. с. является мнение ряда ученых и практиков, считающих, что объем и масштабы ее развития позволяют говорить о ней как о третьем подразделении общественного производства, которое непосредственно определяет удобства жизни людей

Совокупность видов деятельности, которые способствуют комплексному самовыражению личности человека в процессе выявления его потребностей в процессе предоставления различных видов услуг, - это социальная инфраструктура. Определение данного понятия выстраивается на существовании таких форм деятельности людей, которые требуются им для удовлетворения потребностей в труде и материальном обеспечении.

Есть несколько подходов к решению вопросов внутреннего построения и классификации частей, которые включает Основной подход занимается рассмотрением трех функционально-целевых блоков:

1) Общественно-политическая и культурная деятельность, куда входят образование, наука, искусство, деятельность в области СМИ, культура.

2) Поддержание и восстановление здоровья граждан - здравоохранение, спорт, туризм и охрана окружающей среды.

3) Коммунальное обслуживание - жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественный транспорт.

Функции, которые выполняет социальная инфраструктура, определяются развития всего общества: достижение равноправия в обществе и гармоничного развития человеческой личности. Из них самыми главными и целевыми являются:

1) создание условий для прогрессивных тенденций в обществе;

2) производство рабочей силы, которая смогла бы качественно отвечать потребностям общества и уровням производства;

3) правильное использование ресурсов труда;

4) обеспечение комфортных условий для проживания населения;

5) сохранение и повышение уровня физического здоровья членов общества;

6) продуктивное использование свободного времени.

Социальная инфраструктура ставит своей главной целью всестороннее развитие человеческой личности в процессе удовлетворения его духовных, культурных и бытовых инфраструктура - это такая деятельность, которая старается учитывать главные задачи общественной политики, направленной на повышение людей, их благосостояния и длительности жизненного цикла, на формирование здорового и активного в любой народнохозяйственной отрасли поколения. Сюда, прежде всего, включается разрешение жилищных проблем, ликвидация удовлетворение потребностей населения в качественном жилье, которые постоянно возрастают, а также увеличение качества развития общества в целом, то есть создание культурной жизнедеятельности людей. Помимо этого, требуется следить за экологическими условиями жизнедеятельности и труда, повышать профессионализм работников всех профессий, создавать социальную защищенность для всего населения, удовлетворять потребности общества в необходимых товарах и услугах, одновременно повышая платежеспособность населения.

В настоящее время большие масштабы приобретает самофинансирование социальных услуг для населения. Это свидетельствует о том, что спрос на обслуживание социально-бытового плана не удовлетворяется должным образом. Это случается по причине сокращения в бюджетных учреждениях предоставления льготных услуг для населения из-за снижения государственных расходов на содержание объектов, которые включает в свой состав социальная инфраструктура.

Учреждениям и организациям, которые находятся на хозрасчете и получают самостоятельный доход, предоставляются бюджетные субсидии с целью возмещения недостающей прибыли для баланса расходов и доходов предприятия. Такая необходимость государственных субсидий чаще всего вызывается стремлением организаций сохранить существующий спрос на предоставляемые услуги или установленной платных социально-культурных услуг, таких как театры, кино и т.п.

Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

    Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

    Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

    Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство , бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

    Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

    Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

    Эффективное использование трудовых ресурсов;

    Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения ;

    Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

    Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

3. Финансирование социальной инфраструктуры

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

    отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание;

    отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Самофинансирование социального обслуживания населения в последнее время приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Формой использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).

Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой; территориальный. Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки: некомплексное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем городов. Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры города. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу.

Исследование проблемы финансирования социальной инфраструктуры, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, при разработке модельного комплекса необходимо обязательно учитывать различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования. Поскольку финансовые отношения очень важны для социальной инфраструктуры и экономики в целом, то им необходимо уделить наибольшее внимание.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...