Что входит в неналоговые доходы бюджета. Неналоговые доходы


В соответствии с БК, доход бюджета представляет собой часть национальной прибыли, подлежащей централизации и распределению. Она может формироваться за счет различных поступлений. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Бюджетные доходы разделяются на регулирующие и собственные. Последние представляют собой поступления, которые закреплены на постоянной основе частично либо полностью на соответствующих уровнях.

Собственную прибыль составляют безвозмездные перечисления и налоговые доходы. Последние формируются за счет обязательных отчислений с юрлиц и граждан, установленных на федеральном уровне. В них в числе прочего включены сборы, поступающие по предусмотренным специальным режимам обложения, штрафы, пени, региональные и территориальные платежи.

О неналоговых доходах бюджета РФ

К неналоговым доходам относятся поступления от деятельности, приносящей прибыль:

  1. Сдача в аренду имущества, принадлежащего государству.
  2. Административные выплаты.
  3. Компенсации государству.
  4. Прибыль от реализации имущества, находящегося в госсобственности, кроме поступлений от продажи, регламентированных законодательством от приватизации.

Неналоговые доходы формируются также за счет поступлений от использования имущества, принадлежащего государству. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения финансовых средств и прочих способов участия в капитале.

В эту же категорию включены различные штрафы и удержания. Неналоговые доходы формируются в том числе из отчислений с зарплаты осужденных к ограничению по службе (военной), исправительным работам, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной. В эту же категорию входят штрафы за правонарушения и преступления.

Прочие неналоговые доходы

  • Полученные незаконно.
  • Использованные не по их целевому назначению либо с нарушением предписаний законодательства и подлежащие возврату в соответствии с результатами ревизий.
  • Возмещение недостач по материальным ценностям, выявленных при проверках.
  • Суммы, полученные от сдачи вторсырья, отходов драгметаллов, лома.
  • Доходы от реализации книг, предложений и замечаний.
  • Судебные издержки, взысканные в пользу государства, и так далее.

Безвозмездные поступления

  1. Дотации, субсидии из других бюджетов.
  2. Безвозмездные поступления от юрлиц или граждан, правительств зарубежных стран, межгосударственных организаций, включая добровольные пожертвования.
  3. Субвенции из регионального или государственного бюджетов, прочие трансферты.

Федеральный уровень

Доходы госбюджета формируются за счет собственных налоговых поступлений. Исключение составляют те, которые передаются в форме регулирующих отчислений на другие уровни. В состав средств также включены все неналоговые доходы.

На федеральном уровне концентрируются поступления региональных фондов. Они централизуются для целевого распределения на реализацию мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Налоговые доходы федерального уровня формируются из таможенных и государственных пошлин, сборов и прочих обязательных отчислений.

Дополнительно

Неналоговые доходы бюджета РФ формируются за счет определенных поступлений:

  1. Доходы от реализации и использования имущества, принадлежащего государству.
  2. Часть прибыли, полученной от унитарных предприятий, образованных Российской Федерацией.
  3. Доходы ЦБ по нормативам, которые определены в ФЗ.
  4. Прибыль от внешнеэкономической деятельности.
  5. Поступления от продажи госзапасов и резервов.

Региональный уровень

Налоговые доходы бюджетных фондов субъектов образуются за счет соответствующих сборов и прочих обязательных отчислений. Их список и тарифы определяются в НК. Пропорции распределения этих поступлений между региональным и местным уровнями устанавливаются в ФЗ, регламентирующем основы территориального самоуправления, а также Законом о бюджете субъекта на предстоящий год.

Кроме этого, в формировании прибыли участвует часть регулирующих федеральных отчислений, распределяемых по нормативам, определенных в соответствующих правовых актах. Исключение составляют доходы, которые передаются на местный уровень по правилам бюджетного регулирования.

Другой компонент

Неналоговые региональные доходы образуются за счет определенных отчислений:

  1. Поступления от реализации имущества, которое находится в распоряжении субъектов.
  2. Часть доходов унитарных предприятий, образованных региональной властью. Она принимается в расчет после уплаты всех обязательных отчислений, установленных в законодательстве субъекта.
  3. Поступления от платных услуг, которые оказывают бюджетные организации, находящиеся в ведении региональных госорганов. Порядок и нормативы для их отчисления определяются в федеральном законодательстве и правовых актах субъектов.

Территориальный уровень

Налоговыми доходами выступают:

  1. Госпошлина.
  2. Отчисления от регулирующих региональных и федеральных налогов.
  3. Собственные поступления от территориальных сборов и прочих обязательных платежей, предусмотренных в НК.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируют:

  1. Поступления от унитарных предприятий МО.
  2. Прибыль от оказания платных услуг органами территориального самоуправления и организациями, находящимися в их ведении.

МО имеет в распоряжении имущество. Муниципальная собственность может реализовываться или сдаваться в аренду. Поступления от продажи также учитываются в составе указанной прибыли.

Анализ

Среди наиболее распространенных методов прогнозирования и планирования бюджета следует отметить способы:

  • экономического анализа;
  • математического моделирования;
  • экстраполяции;
  • балансовый;
  • индексный и проч.

Экономический анализ выступает в качестве неотъемлемого элемента процесса прогнозирования и планирования. Он реализуется как на микро-, так и на макроуровне. В ходе анализа применяется системный подход. Ключевой структурой выступает хозяйство и его части. Суть метода заключается в том, что определенный процесс либо явление разделяется на составные компоненты, после чего выявляется взаимосвязь и воздействие каждого элемента друг на друга и на развитие экономики.

Анализ способствует раскрытию сути процесса, установлению закономерности изменений в плановом периоде. Он позволяет оценить имеющиеся возможности и варианты достижения целей. Невозможно прогнозировать расходы без анализа исполнения бюджета. Он дает возможность установить степень реализации показателей за прошедший период.

На стадии формирования статей основной упор делается на обнаружение резервов увеличения доходной части. В этой связи анализу подвергается деятельность всех органов власти. В его рамках проверяется, насколько эффективно используется государственная или муниципальная собственность, своевременность и полнота обязательных отчислений и проч. Все это способствует определению наиболее результативных направлений деятельности уполномоченных органов, выявлению недочетов и ошибок в работе.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений целевых бюджетных фондов и других поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фис­кально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В от­личие от других доходов неналоговые доходы бюджета жестко не планируются, однако на практике, как правило, планируются на уровне поступлений предыдущего года.

Неналоговые доходы устанавливаются орга­нами представительной власти РФ и ее субъ­ектов для юридических и физических лиц. Они могут иметь форму обязательных и добровольных плате­жей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах предусматривается и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна более высокая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисле­ния и взимания каждого конкретного платежа. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов.

Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» № 115-ФЗ от 15.08.96 г. (с изменениями и дополнениями) состав неналоговых доходов отличается от классификации Минфина РФ. В Бюджетном кодексе РФ к неналоговым по­ступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, по­лучаемой от иных бюджетов.

Применительно к бюджету 1998 г. в соответствии с классифи­кацией доходов бюджетов РФ, разработан­ной бюджетным департаментом Министерства финансов РФ, неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муни­ципальной собственности, или от хозяйственной деятельности:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности, включая аренд­ную плату за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйст­венного назначения, городов и поселков и прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государст­венной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредит­ных организациях временно свободных средств бюджета.

1.5. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат госу­дарства.

1.7. Перечисление прибыли Центрального Банка РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организа­ций.


Плата за выделение квот вылова водных биологических ре­сурсов совместными предприятиями и иностранными юридиче­скими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйствен­ной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государствен­ной

и муниципальной собственности:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности.

2.2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций (предприятий).

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного обо­рудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного иму­щества, перешедшего в государственную и муниципальную соб­ственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы:

6.1. Сборы, взимаемые службой ГИБДД (кроме штрафов).

6.2. Прочие платежи, взимаемые государственными организа­циями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции и возмещение ущерба:

7.1. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, из­готовленной с отступлением от стандартов и технических усло­вий.

7.2. Санкции за нарушение порядка применения цен.

7.3. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении пре­ступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности:

8.1. Проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствами иностранных госу­дарств.

8.2. Доходы от реализации государственных запасов.

8.3. Поступления сумм от централизованного экспорта.

8.4. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельно­сти.

9. Прочие неналоговые доходы (характеризуются по признакам):

9.1. по территориальному признаку – зачисление в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

9.2. по методам формирования и привлечения (обязательные и доб­ровольные);

9.3. по конкретным основаниям для взимания платежей, форми­рующих неналоговые поступления (доходы от продажи государст­венного имущества, от реализации государственных запасов, по­ступления по взысканным скрытым доходам и пр.).

Таким образом, неналоговые поступления – это составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, региональных, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако на уровне органов ме­стного самоуправления неналоговые доходы, согласно ст. 132 Конституции РФ, не являются государственными.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других, поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15. 04. 1993 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета - федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то жевремя в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым доходам относятся (статьи 41 - 43, 46):

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

    средства, полученные в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущество, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    В доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, которые подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства в принудительном порядке изымаемые в доход государства зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят идоходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ до 2005 года, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включали:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии - банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

2.2. Поступления от продажи государство принадлежащих ему акций организаций.

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Существует и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией.

Неналоговые доходы включают доходы от:

Использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земли, квартир, запасов, и НМА),

Платных услуг, после уплаты налогов и сборов, оказываемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,

Иные неналоговые доходы (штрафы, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, средства самообложения граждан).

Неналоговые доходы бюджета классифицируются:

По территориальному признаку - зачислению в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

По методам формирования и привлечения - (обязательные и добровольные);

По конкретным основаниям для взимания платежей, формирующих неналоговые поступления - (доходы от продажи гос. имущества, реализации запасов и т.д.).

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов - федеральных, региональных и местных.

Наибольший удельный вес неналоговые доходы занимают в доходах федерального бюджета (15%), в консолидированном бюджета - 10%, в бюджетах субъектов РФ - 5%. В составе неналоговых поступлений значительное место занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к административным платежам и штрафным санкциям, причем в настоящее время существует тенденция к увеличению доли этих поступлений. Причина - бюджетный дефицит, который вынуждает субъектов РФ, органы местного самоуправления увеличивать поступления в бюджеты за счет применения административных мер.


Государственные займы - это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научно-обоснованного подхода.

Эмиссия - (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведет и инфляции. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника пополнения бюджета не предусматривается.

Трансферты - (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включает дотации, субсидии, субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства регионов они играют большую роль, так как составляют 70-80% доходов бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов (см. лекцию 3).

Основы планирования поступления доходов в бюджет

Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:

Расчет прогнозируемых сумм всех доходов;

Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет министерство финансов совместно с министерством по налогам и сборам, т.к. оно располагает всей необходимой информационной базой и отслеживает состояние поступлений налогов в бюджет. Министерство по налогам и сборам доводит до министерства финансов обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года. Мин. По налогам и сборам получает данные от территориальных налоговых служб, а те от местных.

Мин. финансов получает от министерства экономики, прогнозируемые макроэкономические показатели, которые определяют объем доходов, прежде всего налоговых платежей.

К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП, показатели объема денежной массы, объем прибыли, размер ФОТ, объем товарооборота, численность населения и т.д. По налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета в целом и бюджетов каждого уровня составляются специальные расчеты. На основании таких данных Минфин прогнозирует поступления налоговых и д.р. доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.

Территориальные фин. управления параллельно ведут работу по прогнозированию поступлений доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития, составной частью которого являются показатели, которые определяют объем платежей в бюджет по соответствующим налогам. Кроме данных о налоговой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году.

Для реального использования бюджета по доходам необходима не только обновленная методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Одна из главных причин сохранения высокой задолженности по платежам в федеральный бюджет - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины, что не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов. Методика планирования и прогнозирования доходов бюджета окончательно не отработана.

Под неналоговыми бюджетными доходами подразумеваются различные платежи, пополняющие бюджет. Поскольку поступления носят очень разноплановый характер, достаточно сложно дать им общее определение. Единственным обстоятельством, которое объединяет все платежи, выступает тот факт, что их нельзя причислить к налогам.

Структура неналоговых бюджетных поступлений

Неналоговые поступления бывают следующих видов:

  • любые платежи от реализации или передачи в аренду принадлежащего государству имущества;
  • , полученные за оказание платных услуг органами власти и бюджетными учреждениями;
  • денежные средства, оплаченные как штраф или пеня в результате привлечения лица к административной, уголовной или гражданской ответственности;
  • безвозмездная помощь, предоставленная, организациями, гражданами или другими государственными органами.

Источники неналоговых доходов

Как показывает практика, основным источником неналоговых поступлений выступает арендная плата, полученная в результате использования имущества, которое находится на балансе определенной территориальной единицы. Причем в качестве имущества рассматриваются не только объекты недвижимости, но и проценты, начисленные на неиспользованные бюджетные средства, дивиденды от деятельности различных организаций, в которых государству принадлежит определенный и т. д.

Особенности неналоговых доходов

Главной особенностью неналоговых поступлений считается их добровольный характер. Ведь даже если платеж необходимо внести, то взамен лицо получает определенную пользу – необходимую ему услугу или работу. Единственным исключением выступают средства, которые уплачиваются в качестве штрафных санкций. Их лицо вносит на основании решения компетентного органа, как правило, суда.

Также неналоговые доходы обладают такими свойствами, как стабильность и регулярность. Именно поэтому размер и структура бюджетных поступлений всегда тщательно планируются. Еще одной характерной особенностью платежей неналогового характера является их мобильность. Благодаря такому качеству они даже на протяжении одного отчетного периода могут пополнять казну сначала одного, а потом совершенно другого региона.

Платежи регионального и местного значения

В зависимости от порядка использования поступления подразделяются на доходы регионального и местного значения. Первые пополняют областную казну и формируются за счет следующих источников:

  • арендная плата;
  • взыскания в виде штрафов, назначенных в пределах административного или уголовного производства;
  • плата, взимаемая за определенные услуги, оказанные местными органами власти;
  • поступления от предприятий, полученные за загрязнение атмосферы в результате их деятельности;
  • плата за использования лесов сверх установленного лимита.

За счет платежей неналогового характера наполняется приблизительно десятая часть региональной казны.

Источники пополнения местных бюджетов мало чем отличаются от тех, что указаны выше. Исключение составляют платежи за загрязнения воздуха и сверхлимитного использования леса. Они имеют целевой характер и направляются только в казну областного значения. Некоторые платежи предназначены для формирования местного бюджета:

  • субвенции, представляющие собой финансовую помощь, которая выделяется на возвратной основе;
  • разнообразные поступления во внебюджетные фонды;
  • любые инвестиции, поступающие от предприятий и физических лиц.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...