Что такое устойчивое развитие.


Концепция устойчивого развития

В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) .К деятельности этой исследовательской группы с самого начала было приковано внимание мировой общественности, так как она была создана по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Целью работы комиссии был назван поиск принципов мирового развития, на основе которых могли бы предприниматься совместные международные действия. Таким принципом мирового развития и стала концепция устойчивого развития, основные постулаты которой были опубликованы в 1987 году в докладе МКОСР «Наше общее будущее». Концепция была призвана сгладить противоречие между экономикой и экологией, блокировать негативные эффекты научно-технических "прорывов"

Основными причинами появления концепции устойчивого развития были: господство философии потребления, господство ресурсоразрушающих технологий и глобальные экономические проблемы

Прежде всего, авторами Концепции было определено различие понятий «рост» и «развитие». Целью развития экономической системы долгое время является ее количественный рост: увеличение объема производства товаров и услуг за счет увеличения количества используемых природных ресурсов.

В отличие от процесса роста, процесс развития предполагает качественное преобразование системы, повышение эффективности производства при постоянном и даже уменьшающемся количестве используемых ресурсов

По определению МКОСР устойчивое развитие- это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает в себя 2 ключевых понятия: понятие потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного решения, и понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности

Понятие устойчивого развития включает в себя устойчивое развитие окружающей среды и экономики. Устойчивое развитие среды - это прежде всего поддержание способности экосистем к самовоспроизведению. Устойчивое развитие экономики подразумевает выпуск высококачественных товаров и введение ресурсосберегающих технологий.

Авторы концепции противопоставляли понятию «устойчивое развитие» так называемое «неустойчивое развитие». Неустойчивое развитие - это неблагоприятные тенденции в развитии экосистем, отраслей экономики и государств мира, которые наносят ущерб настоящим и будущим поколениям землян. Следствием неустойчивого развития являются экономические и экологические проблемы. Процессы экономического роста, существовавшие в мире в предыдущие годы, были признаны разрушительными и не соответствующими устойчивому развитию. Авторы концепции признали тот факт, что при переходе определенных естественных границ роста населения, экономики и использования ресурсов может произойти катастрофа, и что экономический рост не знает этих пределов. Тем самым авторы Концепции признали идею о существовании пределов роста, разработанную в 70-е годы Римским Клубом.

МКОСР определила следующие основные задачи устойчивого развития.

1. Оживление процессов роста. Необходимо поднять экономический рост на душу населения до 5-6% в год а развивающихся странах и до 3-4% в год в развитых при условии, что последние перейдут на ресурсосберегающие технологии.

2. Изменение качества роста, то есть переход к более справедливому распределению прибыли, а также качественный переход к менее ресурсоемким технологиям. Экономический рост не должен подрывать способность экосистем к воспроизводству, По мнению авторов концепции, необходимо заменить количественный рост экономики ее качественным развитием.

3. Удовлетворение основных потребностей всех жителей Земли. МКОСР признала основными потребностями занятость продовольствие, энергию, жилье, водоснабжение, санитарное обеспечение, образование и здравоохранение. Одной из основных задач человечества является создание такой экономической системы, чтобы каждый человек мог удовлетворить эти потребности.

4. Обеспечение устойчивого уровня численности населения, то есть такого уровня, который соответствовал бы производительной способности экосистем.

5. Сохранение и укрепление ресурсной базы.

6. Переориентация технологий и предупреждение возникновения кризисов.

7. Соединение экологических и экономических аспектов при принятии решений. При устойчивом развитии экономический рост не должен провоцировать экологические проблемы. Это основная идея Концепции устойчивого развития. Именно отношения между всемирной экологической и экономической системами рассматривались авторами как наиболее значимая проблема в современном мире. Председатель МКОСР Г,Х,Брундтланд заявила по этому поводу, что экология и экономика все больше переплетаются между собой, формируя сложный комплекс причинно-следственных связей, и что в наши дни необходимо ускоренное развитие экологических связей стран мира.

В самом широком смысле КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ. Достижение устойчивого развития невозможно при сохранении социальной и политической напряженности в отдельных странах и регионах мира, а тем более в мире в целом. Реализация концепции устойчивого развития - глобальная задача, однако каждой стране необходимо разработать собственную программу мероприятий по воплощению в жизнь идей концепции.

Концепция устойчивого развития наиболее полно среди всех существующих теорий отразила взгляды специалистов по глобалистике на мировое развитие как на совокупность взаимообусловленных, динамичных, с изменяющейся иерархией взаимосвязей глобальных процессов, затрагивающих практически все основные сферы жизнедеятельности человеческого сообщества. Авторы Концепции устойчивого развития определили новые принципы всемирного развития, основанные на разумном и гармоничном отношении между обществом и природой. В данной связи представляется вполне обоснованным то, что идеи, сформулированные в концепции «устойчивого развития», были положены в основу стратегии развития мирового сообщества, принятой на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В начале двадцать первого века идеи Концепции устойчивого развития остаются определяющими для мирового сообщества.

ПОНЯТИЕ «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО НА ПРАКТИКЕ

Идеи создания идеальной модели существования общества существовали уже в умах античных философов. Так одна из основных тем учения Платона (428/7 г. до н. э.- 347 г. до н. э.) - это идея устройства «идеального» или «справедливого» государства (360 г. до н. э.). Не менее известны высказывания ученика Платона Аристотеля , автора труда «Политика» (335 - 322 до н. э). Аристотелевская «Политика» представляет собой трактат, который содержит начала социальной и политической философии, политологии и теории управления.

Не менее известны работы Томаса Мора , автора книги «Утопия» (1516 г.) и Томазо Кампанеллы , создателя «Города Солнца» (1602 г.). Данные работы были посвящены описанию идеального государства, построенного на принципах справедливости и способствующих стабильному развитию общества.

Вторая половина 18 века ознаменовалась промышленной революцией в Англии. Главная особенность данного времени - появление машин. Использование машин в труде привело к многократному приумножению возможностей человека и, как следствие, к многократному усилению воздействия человека на окружающую среду. Увеличение возможностей человека привело к рождению идеи о неограниченном экономическом росте.

Первым, кто усомнился в идее безграничного человеческого развития, был английский учёный, священник, Томас Роберт Мальтус , автор труда «Эссе о принципах народонаселения» (1798 г.). В своём труде Т. Мальтус поставил под сомнение безграничность человеческого развития. Он считал, что численность людей растёт в геометрической прогрессии, тогда, как средства существования - в арифметической. Из этого следует, что рост численности народонаселения будет сдерживаться постоянными войнами, эпидемиями и голодом. Так, было положено начало теории об ограниченности природных ресурсов. Однако, идеи Т. Мальтуса опередили своё время и им не уделили нужного внимания.

Конец 19 века - начало 20 века характеризовались появлением термина и теории «Ноосферы». Термин был предложен французским учёным Эдуардом Леруа, а теория развита крупнейшим русским учёным Владимиром Ивановичем Вернадским . Теория ноосферы описывает тесное взаимодействие человека и природы, в котором Человек предстаёт укоренённым в Природу.

Однако, несмотря на усиление внимания учёных к проблемам взаимоотношений человека и природы, никаких изменений в человеческом развитии, носящем яркий антропоцентрический характер, не появилось. Наоборот, антропогенная нагрузка на природные экосистемы продолжала увеличиваться. Стремительный рост народонаселения, рождение и развитие атомной промышленности, «зелёная революция», погоня за сверхприбылью - вот, пожалуй, только некоторые моменты человеческого развития, которые привели в 20 веке к катастрофической переэксплуатации природных ресурсов. Чрезмерное влияние на окружающую среду становилось всё более очевидным, также как и необходимость решения сложившихся проблем.


Первыми, кто задумался о глобальных проблемах современности, стала международная, неправительственная организация «Римский клуб» (The Club of Rome), созданная в 1968 году итальянским промышленником Аурелио Печчеи и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом. Данная организация объединила представителей мировой финансовой, политической и научной элиты.

В 1970-х гг. «Римский клуб » инициирует и спонсирует первые исследования, посвящённые глобальной проблематике человеческого развития. Авторами исследования становятся американские учёные Джей Форрестер и Деннис Медоуз. Для изучения долгосрочных тенденций мирового развития, они впервые в истории применили компьютерное моделирование. Под руководством Дж. Форрестера появились математические модели «Мир-1» и «Мир-2». Результаты, полученные в ходе исследований данных моделей, легли в основу книги Дж. Форрестера «Мировая динамика», которая была опубликована в 1971 году.

Модель Д. Л. Медоуза «Мир-3» является продолжением модели Дж. Форрестера «Мир-2». 12 марта 1972 года в Вашингтоне, в Смитсоновском институте, публике был представлен доклад Римского клуба «Пределы роста», содержащий выводы, полученные с помощью данной модели, суть которых заключаются в том, что при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях ограниченной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографического и экономического роста, что приведет мировую систему к неконтролируемому кризису и краху.

«Пределы роста» вызвали резонанс в политических кругах и оказали сильное влияние на мировоззренческие взгляды многих людей. Однако, реакция на данный доклад была неоднозначной, помимо положительных отзывов, книга вызвала ожесточённую критику в свой адрес. Несмотря на некоторые недостатки, которыми обладал данный доклад, переоценить его достоинство трудно. Считается, что доклад «Пределы роста» является отправной точкой не только в создании концепции устойчивого развития, но и в формировании экосбалансированной политики во многих государствах.

Первой вехой в становлении истории концепции устойчивого развития можно считать Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды прошедшей в Стокгольме в июне 1972 года. Именно на Стокгольмской конференции был впервые включен в международную повестку дня вопрос о взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды.

По итогам конференции была принята Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, которая содержала 26 принципов и план действий, включающий 109 принципов. Принципы, содержащиеся в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды, впервые содержали свод законов по природоохранной деятельности на государственном и межправительственном уровне. Конференция в Стокгольме положила начало в развитии природоохранной политики на государственном уровне, а также природоохранного движения в мировом масштабе.

Также в 1972 году, в декабре, была учреждена Программа ООН по окружающей среде (UNEP, ЮНЕП), которая остается и сегодня ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.

Десятью годами позднее, в октябре 1982 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Вашингтоне, принимается «Всемирная хартия природы» («The World Charter of Nature Defense»), в которой провозглашается ряд принципов сохранения природы, в соответствии с которыми должна направляться и оцениваться любая деятельность человека, затрагивающая природу. Первый из принципов Хартии гласит: «Природу необходимо уважать и не нарушать ее основные процессы».

В 1983 году Генеральной Ассамблей ООН учреждается Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР или World Commission on Environment and Development - WCED). Председателем Комиссии становится премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии Брундтланд входила разработка основных принципов, показателей устойчивого развития, а также глобальной эколого-экономической программы действий.

В 1987 году по результатам работы Комиссии Г.Х. Брундтланд опубликован доклад «Наше общее будущее» («Our common future»), в котором и была представлена новая концепция устойчивого развития, как альтернатива развития основанного на неограниченном экономическом росте. В докладе «Наше общее будущее» было впервые точно определено понятие устойчивого развития, которое трактуется, как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, при этом, не ставя под угрозу, возможность удовлетворять свои потребности будущие поколения.

Однако, официальное признание идеи, сформулированной в докладе «Наше общее будущее», получила только в 1992 году, на Международной Конференции ООН по Окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. По итогам работы Комиссии Г.Х. Брундтланд был принят новый принцип мирового развития, получивший название «Sustainable development».

Конференция в Рио-де-Жанейро стала самой эпохальной за всю историю человечества, в ней приняло участие более 17 тыс. человек из 179 государств. Такое беспрецедентное по масштабам и содержанию событие стало возможным во многом, из-за стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуации. По итогам конференции была принята Декларация, которая подтверждала Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, содержащую 27 принципов устойчивого развития.

Вторым документом, принятым на Конференции в Рио-де-Жанейро, стала «Повестка дня на XXI век», в котором каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития, для обеспечения надёжного социально-экономического развития, с учётом необходимых природоохранных мероприятий.

Дальнейшими международными событиями, посвящёнными проблемам устойчивого развития, являются Встреча на высшем уровне «Планета Земля» + 5 (1997 год, Нью-Йорк), посвященная обзору и оценке осуществления Повестки дня на XXI век, и Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию в Йоханесбурге, на котором был представлен обзор десятилетнего опыта продвижения к устойчивому развитию.

По итогам Йоханнесбургского саммита были приняты два документа: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Особый приоритет отдавался социальным проблемам устойчивого развития: бедности, развитию здравоохранения, особенно, санитарии, обеспечение чистой питьевой водой и т. д. Особый акцент был отдан проблеме потери биоразнообразия. Также, на Йоханнесбургском саммите обсуждались новые проблемы, которые не упоминались на Конференции в Рио-де-Жанейро, такие как: торговля, глобализация, финансирование устойчивого развития.

Необходимость перехода к новому типу развития стала очевидна после того, как явственно проявились результаты трудов цивилизации. Проблема истощения озонового слоя, глобальное изменение климата, кислотные атмосферные осадки, загрязнение мирового океана, катастрофическое сокращение лесов и опустынивание, вот лишь некоторые из глобальных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество.

Концепция устойчивого развития подразумевает неограниченно долгое существование и развитие человечества.

Создание стратегии устойчивого развития является чрезвычайно трудоёмкой задачей, так как для этого требуется выработка новых научных и мировоззренческих подходов и координальное изменение традиционных общечеловеческих взглядов, ценностей и стереотипов мышления.

Устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического и социального развития согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей, т.е. развитие, которое обеспечивает неубывающее во времени - от поколения к поколению - качества жизни людей и природного капитала.

Другими словами, устойчивое развитие - это такое развитие общества, при котором осуществляется использование возобновляемых природных ресурсов с интенсивностью, не превосходящей их регенеративную способность, а невозобновляемых ресурсов - с оптимальной эффективностью, что предполагает замещение природных ресурсов техническим прогрессом.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных составляющих: экономической, социальной и экологической.

Экономический подход к концепции устойчивого развития основан на теории максимального потока совокупного дохода, который может быть произведен при условии сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование исчерпаемых ресурсов и использование экологичных природо-, энерго- и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивого развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем. Аспектами этого подхода являются, во-первых, справедливое разделение благ; сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах.

С экологической точки зрения , устойчивое развитие должно обеспечивать целостность экологических систем. Основное внимание уделяется сохранению способности экологических систем к самовосстановлению и адаптации к изменениям. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экосистем к самовосстановлению.

Согласование этих трёх составляющих и перевод их на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития - задача огромной сложности, т.к. все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Также важны и механизмы взаимодействия этих трех концепций.

Экономический и социальные элементы, взаимодействуя друг с другом, ставят такие задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении доходов) и оказания целенаправленной помощи бедным слоям населения.

Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов дал начало стоимостной оценки и учета в экономической отчетности предприятия внешних воздействий на окружающую среду.

Связь социального и экологического элементов вызывает интерес к таким вопросам, как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений и участие населения в процессе принятия решений.

Таким образом:

1. Основное противоречие современного развития общества - расслоение мира.

2. Необходимо новое общественное устройство, в основе которого будет лежать справедливое распределение продуктов мирового производства (выравнивание уровня жизни на всей планете) с одновременным снижением уровня потребления.

3. Для проведения мер устойчивого развития необходимо осознание проблемы основной массы населения, но проводиться это должно на высшем общемировом уровне.

4. Основной текущей задачей реализации концепции устойчивого развития в настоящее время является пропаганда и разъяснение.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РБ НА ПЕРИОД ДО 2020 Г.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г . (НСУР-2020) предопределяет пути трансформации белорусского общества, которые должны быть детализированы в плановых и прогнозных документах республики, действующих в более узких временных промежутках или имеющих отраслевой характер. Такие планы утверждаются Президентом или Советом Министров Республики Беларусь. Среди них

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.).

НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения (в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8сентября 2000г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.).

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации “Повестки дня на XXI век”, гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек - окружающая среда - экономика».

Структура НСУР-2020:

В первых разделах рассмотрены стартовые условия Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны.

В последующих разделах обоснованы стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода по главным его составляющим - "человек - окружающая среда - экономика".

В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны

Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию.

Это, прежде всего:

Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

Развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

Значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

Высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

Значительный научно-технический потенциал;

Многоотраслевой промышленный комплекс;

Достаточно мощная строительная база;

Комплексность развития внутриреспубликанских регионов;

Многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода РБ к устойчивому развитию

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХI век», Итоговые документы Всемирного Саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития :

Человек - цель прогресса; уровень человеческого развития - мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

Повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

Приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

Улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

Переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

Усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

Рациональное при-одопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

Развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

Экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

Ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

Повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Первый этап (до 2010 г.) . Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

Второй этап (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные.

Переход к концепции охраны окружающей среды был обусловлен значимостью экологического фактора, увеличением экологических загрязнений, осознанием опасности дальнейшего развития фронтальной экономики. В 100 создаются государственные структуры, цель которых – охрана окружающей среды. В нашей стране в 1988 году создан Комитет по охране окружающей среды (ОС), преобразованный в Министерство охраны ОС и природных ресурсов. Получила развитие законодательная деятельность, связанная с принятием законов, актов, норм, процедуры природопользования. В России был принят комплексный закон «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. С 70-х годов ХХ века началось активное международное сотрудничество по охране окружающей природной среды. Проводились сотни многосторонних и двухсторонних договоров, которые и регламентировали природопользование в международных масштабах. В рамках концепции охраны ОС некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, но качественного улучшения не последовало, так как не изменилась идеология эколого-экономического развития. Предпочтение по-прежнему отдавалось экономике без учета экологического фактора. Затраты на охрану ОС понимались как нечто противостоящее экономическому росту.

В 1992 году в состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой была принята концепция устойчивого развития. В основном документе «Повестка дня в ХХI век» были разработаны рекомендации о необходимости создания всем странам своей национальной стратегии устойчивого развития. Как отмечалось на конференции, процессы экономического роста, которые порождают беспрецендентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой степени угрожают богатым и бедны. Такая модель развития с соответствующей ей характером производства не является устойчивой. На конференции был сделан вывод о том, что право на развитие необходимо реализовать таким образом, чтобы удовлетворить потребности в развитии и сохранении окружающей среды для нынешнего и последующего поколений. На конференции была принята Декларация, в которой были изложены принципы устойчивого развития.

  1. Признавалось право людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
  2. Охрана окружающей среды – неотъемлемая компонента устойчивого развития, не может рассматриваться в разрыве от него.
  3. Право на развитие необходимо реализовать на основе равного обеспечения и удовлетворения потребностей в развитии и сохранении ОС.
  4. Уменьшить разрыв в условиях жизни народов мира.

В известной мере исследования и доклады Римского клуба, в частности, Д. Медоуза «Пределы роста» и Дж. Форрестера «Мировая экономика» и разработанная на их основе теория «нулевого роста» дали толчок к проведению исследований, направленных на сохранение природной системы, в частности, долгосрочного потенциала . Проводились научно-исследовательские разработки по выявлению экономических, политических и технологических факторов снижения потребления природных ресурсов и отрицательного воздействия на окружающую среду. В России идеи экологического ограничения для экономического роста начали разрабатывать с 80-х годов. Необходимость экологических ограничений вытекает из анализа причин деградации отдельных экосистем и экологической обстановки по отдельным регионам.

Первый вид ограничений в России (1988г.) состоит в снижении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и решении проблемы утилизации отходов на основе создания безотходных и малоотходных производств. Данные ограничения (лимиты) устанавливаются в настоящее время в виде разрешений для конкретного предприятия, в целом для города, бассейна реки и т. д. Необходимо учитывать, что развитие и размещение производительных сил России осуществлялось в предыдущие годы без должного учета экологических факторов, в настоящее время в ряде городов страны концентрация загрязняющих веществ в превышает предельно допустимый по санитарным нормам уровень в 10 раз. Среди городов с чрезвычайной экологической ситуацией можно, к примеру назвать Ачинск, Братск, Кемерово, Красноярск, Магнитогорск, и др. В Кемерово сероуглерод превышает ПДК (предельно допустимая концентрация) более чем в 18 раз, хлорид водорода – в 14, бенз(а)пирен – в 10,4.

Второй вид ограничений характеризует предельно допустимый уровень годового изъятия природных ресурсов, при котором соблюдается экологическое равновесие в экосистеме. Биологические ресурсы должны использоваться лишь в пределах их природной способности к восстановлению. Деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, должна вестись с учетом особенностей и запасов природных ресурсов районов. К примеру, члены ЕС сократили квоты на отлов рыбы. Существенно сократились квоты и права отдельных государств на отлов трески, сельди, кильки, лосося в . Аналогичные квоты (ограничения) по общему допустимому улову водных биологических ресурсов устанавливаются и в России.

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие - экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела - среды обитания людей и всего живого на Земле.

Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это - конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением. Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В.В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы» и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.

В наше время концепция устойчивого развития явилась логическим итогом научного и социально-экономического развития, бурно начинавшегося в 1970-е гг., когда вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, было посвящено большое количество научных работ.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом к экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР -- Всесоюзный институт системных исследований.

В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, - в Йоханнесбурге (2002 г.).

Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».

В 70-е гг. прошлого столетия эта теория еще не имела достаточного количества сторонников в социальных сферах жизни стран мира (общественных организациях, правительствах и т.д.) и часто подвергалась серьезной критике. Так, отмечалось, что «теория «пределов роста» игнорирует способности развития производительных сил и производственных отношений в эпоху научно-технической революции и не учитывает различия социальных систем». Однако с развитием международной интеграции и социально-экономических международных связей все большее количество людей стало понимать и принимать концепцию устойчивого развития общества.

Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая -- министерства и ведомства по окружающей среде.

Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.

Был образован добровольный Фонд окружающей среды и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня. Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной природоохранной деятельности. На Стокгольмской конференции было сформулировано право людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния».

После Стокгольмской конференции 1972 года стало возможным говорить о государственных природоохранных приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения.

В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г.

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля -- Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) -- процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г.Х. Брундтланд, возглавившей ее работу.

Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, когда по итогам доклада Комиссии ООН по окружающей среде под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.

Если к 1989 г. насчитывалось более 30 определений УР, то сегодня их число достигает 100. Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности.

В 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.

Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность.

Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции.

Принципы 3-5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

В принципах 7-9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды.

В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов.

Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18).

Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21-23.

Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24-26).

Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.

В другом документе, принятом на этой же конференции - «Повестке дня» - каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений.

Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития. Если на конференции в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов.

Поэтому в двух принятых документах Йоханнесбургского саммита (Политическая декларация - Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего искоренению бедности, развитию здравоохранения и, особенно, санитарии, включая обеспечение чистой питьевой водой. Вопросы окружающей среды рассматривались, в основном, с позиций охраны природно-ресурсной базы экономического и социального развития и управления ею, включая изменения структуры потребления и производства.

Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития - природоохранный и экономический - недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.

Задачи устойчивого развития и сохранения окружающей среды в несколько скрытом виде можно выявить при анализе последствий тех или иных правительственных мер (например, по структурной перестройке экономики, ресурсосбережению и пр.).

Позиция стратегии в отношении «содействия повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение стратегического маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг» однозначно указывает, что, при росте доли перерабатывающих и обслуживающих отраслей, доля в экономике ресурсных отраслей и секторов (ТЭК, АПК, лесное хозяйство и пр.) должна, соответственно, понизиться. То есть, нагрузка на природу - по крайне мере структурная - в будущем снизится. Налицо попытка движения экономики в направлении устойчивого развития. Достигаться эти цели будут на основе рыночной регуляции, минимизации вмешательства государства, открытости экономики и пр.

Административные реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому развитию, предоставили ряд новых управленческих решений, не позволяющих утвердить подготовленную стратегию в том виде, в котором она была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов политики России при переходе к устойчивому развитию является сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Административная реформа позволила определить приоритетные практические подходы к проблеме перехода к устойчивому развитию, поэтому эффективный переход к устойчивому природопользованию связан с проводимой в настоящее время ревизией национальной нормативно-правовой базы, созданием правового инструментария перехода к устойчивому развитию.

1. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

1. Глобальные экологические проблемы и способы их решения

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

Уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

В значительной мере истреблен лесной покров;

Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

Атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

Частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира.

Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды - «зеленые» («Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства.

Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

2. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»

Решение экологических проблем человечества сегодня связывают с понятием "Устойчивое развитие". Что такое "устойчивое развитие"? Почему в мире сложилась ситуация необходимости пересмотра дальнейшего пути развития? Что же привело к возникновению концепции устойчивого развития? Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к истории.

К возникновению концепции устойчивого развития привели предпосылки, которые условно можно подразделить на социально-экономические и экологические.

Социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития это:

Господство "философии потребления". На протяжении многих веков человечество придерживалось "ресурсного" пути развития, господствовали принципы:



"человек - царь природы";

"потребление ради процветания".

В процессе истории своего развития человечество использовало окружающую природную среду в качестве источника ресурсов для удовлетворения своих возрастающих потребностей.

Господство ресурсоразрушающих технологий, которое определялось:

Приоритетом экономической выгоды;

Иллюзией неисчерпаемости ресурсного потенциала.

Неадекватность механизма ценообразования на природные ресурсы. То есть возникла ситуация, когда цены на ресурсы не отражают их истиной стоимости. Результатом такого способа хозяйствования явилось истощение ресурсного потенциала и деградация природной среды.

Проблема "Север - Юг"

Одной из основных причин также является наличие в мире двух групп государств с различным уровнем развития, что породило конфликты и противоречия между ними.

Ответом человечеству на принципы и характер взаимоотношений в социально-экономической сфере и системе "Природа - Человечество" было возникновение глобальных экологических проблем, кризисов и катастроф.

Возникновение и нарастание экологических кризисов и катастроф антропогенного происхождения явилось причиной появления первых работ ученых, которые пытались обратить внимание общественности, государств на необходимость пересмотреть взаимоотношения Человечества и Природы.

Первой попыткой изменить ситуацию явилась Конференция ООН в Стокгольме (1972 г.), которая показала, что в мире существуют противоречия во взглядах на процесс развития у индустриально развитых и развивающихся государств: одни хотели экологизации, проведения работ по очищению планеты, другие - экономического развития, преодоления бедности.

В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), большой заслугой которой явилось понимание необходимости объединения направления развития обеих групп государств: только в процессе экологизации и преодоления отсталости становится возможным выход из кризисной ситуации. В результате родилось понятие "экологическое развитие", которое в докладе "Наше общее будущее" определяется как "sustainable development", или, в русском переводе, "устойчивое развитие" (УР).

Особо значимым событием мирового уровня явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на которой был принят ряд важных документов.

Несмотря на достаточно длительный период поиска, человечество до сих пор не пришло к выработке единой научно-обоснованной стратегии развития. Положения Концепции УР носят скорее политический и рекомендательный характер. Ведущим ученым из различных областей знания еще только предстоит исследовать понятие УР, обосновать и наполнить его конкретным содержанием.

Представления о возможных путях развития цивилизации

В настоящее время все многообразие представлений о возможных путях дальнейшего развития цивилизации условно можно подразделить на 3 группы: биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие.

Пути развития Биоцентризм Устойчивое развитие Антропоцентризм
Основной принцип Человек для биосферы Человечество + биосфера = гармонизация отношений Биосфера для человека
Господствующая философия Биосфера - единая самоорганизующаяся система. Человечество - часть биосферы Развитие человечества в согласии с законами развития биосферы Биосфера - источник ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей человечества
Пути достижения целей развития «Назад к природе». Предоставление биосфере возможности восстановления своих функций путем отказа от благ цивилизации Осознанные ограничения на потребление ресурсов биосферы. Удовлетворение потребностей с учетом возможностей биосферы Обеспечение «процветания» человечества за счет технологического и технического прогресса

Лекция № 9 «Устойчивость и развитие»

1. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

2. Экологические след и индекс человеческого развития.

1. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств. В 1980-е гг. экологическая проблема стала региональной: вредные выбросы достигают близлежащих стран, приходят вместе с ветром и облаками от соседей (кислотные дожди, порожденные выбросами в атмосферу отходов промышленных производств Великобритании и ФРГ, выпадали в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах на границе США и Канады живые организмы погибали от ядовитых стоков американских предприятий).

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

Происходит разрушение мировой экосистемы, исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический батане в природе;

Все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия. Так, бурное экономическое развитие Китая, сопровождающееся извлечением гигантских объемов природных ресурсов (например, в 2006 г. было добыто 2,4 млрд т угля) и столь же огромным размером экологически грязного производства (выплавка стали достигла 420 млн т), превратило эту страну в сплошную зону экологического бедствия;

Самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата, которое выражается в росте средней температуры, что, в свою очередь, ведет к росту частоты и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков, которые наносят значительный экономический ущерб природе, человеку и экономике стран.

Климатические изменения принято связывать с усилением «парникового эффекта» - роста концентрации парниковых газов в атмосфере, которые попадают туда от сжигания топлива, попутного газа в местах добычи, с одной стороны, и сведения лесов и деградации земель - с другой. Хотя существует и другая точка зрения: потепление климата связано не с увеличением концентрации СО, в атмосфере, а с вековыми ритмами солнечной активности и вытекающими из этого климатическими циклами на Земле.

Основные последствия загрязнения окружающей среды сводятся к следующему:

Наносится вред здоровью человека и сельскохозяйственных животных;

Загрязненные территории становятся малопригодными или вообще непригодными для проживания людей и их хозяйственной деятельности

Загрязнение может привести к нарушению способности биосферы к самоочищению, ее полному разрушению.

Обострение экологических проблем в развитых странах привело уже в 70-х гг. к резкому изменению государственной политики в области охраны окружающей среды. В ряде стран Западной Европы возникли тогда влиятельные партии и движения «зеленых». Государство стало устанавливать все более и более жесткие экологические нормативы. К 2000 г. произошел рост расходов на природоохранные мероприятия до 250 млрд долл., что более чем в 6 раз превысило уровень расходов в 1970 г. Развитые страны в среднем расходуют до 1,7% своего ВНП на экологические нужды, но этого мало, так как величина ущерба, наносимого природной среде, ежегодно исчисляется примерно 6% ВНП.

В 1980-х гг. мировое сообщество пришло к пониманию, что экологические проблемы не могут быть решены в границах отдельного государства, так как благодаря глобальным круговоротам вещества и энергии географическая оболочка является единым природным комплексом. Это привело к возникновению концепции устойчивого развития (sustainable development), которая предполагает развитие всех стран мира с учетом жизненных потребностей нынешнего поколения людей, но без лишения этой возможности будущих поколений.

Концепция устойчивого развития была одобрена на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Она предполагает построение устойчивой глобальной экономики, которая смогла бы решить проблему загрязнения планеты, сокращения ресурсов, одним словом, восстановить экологический потенциал планеты для будущих поколений. Причиной экологических бедствий авторы концепции провозглашают быстрое экономическое развитие ведущих стран мира, а также значительный рост населения Земли.

В результате мировая экономика сталкивается с противоречием: каким образом поддерживать устойчивое развитие, одновременно ослабляя негативное воздействие хозяйственной деятельности на экологию. Сократить уровень экологической нагрузки можно в принципе тремя способами:

Снижение численности населения;

Сокращение уровня потребления материальных благ;

Проведение фундаментальных изменений в технологии.

Первый способ фактически уже реализуется естественным образом в развитых и многих переходных экономиках, где значительно снизилась рождаемость. Постепенно этот процесс охватывает все большую часть развивающегося мира. Однако рост общей численности мирового населения будет продолжаться, по крайней мере, еще несколько десятилетий.

Сокращение уровня потребления едва ли возможно, хотя в последнее время в развитых странах складывается новая структура потребления, в которой преобладают услуги и экологически чистые компоненты и продукты повторного использования.

Поэтому первостепенное значение для устойчивого развития мировой экономики приобретают технологии, направленные на сохранение экологических ресурсов планеты:

Ужесточение мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. Сегодня действуют жесткие международные и национальные нормы, оговаривающие содержание вредных веществ, например, в выхлопных газах автомобилей, что заставляет автомобилестроительные компании выпускать экологически менее вредные автомобили. В результате ГНК, обеспокоенные негативной реакцией своих потребителей на экологические скандалы, стремятся следовать принципам устойчивого развития во всех странах, где они действуют;

Создание экономичных продуктов, которые можно использовать повторно. Это позволяет уменьшить рост потребления природных ресурсов;

Создание чистых технологий. Проблема здесь состоит в том, что во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, не отвечающие потребностям устойчивого развития. Например, в целлюлозно-бумажной промышленности многие производственные процессы строятся на основе использования хлора и его соединений, которые являются одними из самых опасных загрязнителей, и изменить ситуацию может только применение биотехнологий.

К настоящему времени развитые страны смогли снизить уровень загрязнения окружающей среды или, по крайней мере, стабилизировать его. Примером является Япония, страдавшая в 1960-1970-е гг. от непомерного загрязнения атмосферы многочисленными металлургическими заводами, тепловыми электростанциями на угле и т.д., но сумевшая к настоящему времени приобрести статус одной из самых передовых в экологическом смысле стран мира. Однако это произошло не только за счет использования вышеупомянутых технологий, но и потому, что Япония и другие развитые страны заметно переориентировались на формирующиеся экономики как производителей той продукции, выпуск которой сильно загрязняет окружающую среду (химия, металлургия и др.). Причем процесс сворачивания «грязных» производств в развитых странах шел не столько сознательно, сколько стихийно, как вытеснение местной продукции более дешевой импортной, хотя ТНК развитых стран содействовали этому, перенося «грязные» производства в страны с более низкими издержками.

В результате во многих из этих стран проблема экологии и устойчивого развития стала обостряться.

Наиболее впечатляющим примером международной экологически ориентированной политики является Киотский протокол. Этот документ был принят в 1997 г. на Третьей конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото (Япония) и в 2005 г. вступил в силу после ратификации его государствами, на долю которых приходится 55% мировых выбросов СО,. В Киотском протоколе участвуют в основном страны Европы. Россия и Япония, тогда как США и Австралия вышли из нею по экономическим причинам, а большинство остальных стран не подписали его. Цель Киотского протокола - сокращение выбросов парниковых газов на 5,2% ниже уровня 1990 г. для развитых стран в 200S-2012 гг. В Киотском протоколе предусмотрены основанные на рыночных механизмах способы сокращения выбросов:

Механизм чистого развития - развитые страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развивающихся странах;

Совместное осуществление - страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развитых странах;

Международная торговля выбросами - страны покупают и продают зачеты выбросов между собой.

Надо заметить, что сокращение выбросов дорого обойдется развитым странам. Выгоды, к которым приведут усилия по предотвращению изменения климата, станут очевидными лишь в долгосрочной перспективе, тогда как издержки, связанные с такими мерами, придется нести в настоящее время.

Рисунок 3. Основные части устойчивого развития

2. Экологические след и индекс человеческого развития

Экологический след - мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов. Этой единицей измерения можно определить соотношение между своими потребностями и объемами экологических ресурсов те, что есть у нас в запасе. Такая мера позволяет измерить давление (влияние) на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны и населения всей планеты. Она отражает расход экологических ресурсов для производства необходимых нам вещей, продуктов питания, энергии и т.д.

Под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной.

Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

ИРЧП является комплексным показателем (рис 4), оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человека: долголетие на основе здорового образа жизни, определяемое уровнем ожидаемой продолжительности жизни при рождении; знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; и достойный уровень жизни, оцениваемый по ВВП на душу населения в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС в долл. США). Далее ИРЧП будем называть комплексным показателем человеческого потенциала, индексы по каждому элементу – базовыми показателями человеческого потенциала.

Рис. 4. Структура и состав индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Пороговые значения для расчета ИРЧП

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...