Что такое м г макрорегион. Макрорегионы


Наиболее крупными из них являются Экономические зоны, представляющие собой группы укрупненных районов, предназначенные для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений. В России выделяют две экономические зоны Ц Западную и Восточную. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. Восточная зона, как основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранит приоритет в разработке лесных ресурсов, дальнейшем развитии энерго- и водоемких отраслей промышленности.
Укрупненные районы формируются в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. В западной зоне выделяются четыре укрупненных района Ц Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района Ц Сибирь и Дальний Восток.
Основным звеном в системе макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых Ц это целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов Ц Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский).
На базе экономических районов сегодня образовано восемь региональных ассоциаций (фактически речь идет о новой форме экономической интеграции): "Северо-Запад", "Центральная Россия", "Черноземье", ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, "Большая Волга", "Уральская", "Сибирское соглашение", Дальневосточная ассоциация.

Одной из самых обсуждаемых тем этой недели - после пресловутой пенсионной реформы - стал проект создания "Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", согласно которой территория страны будет поделена на 14 макрорегионов. Текст проекта размещен на сайте министерства экономики.

Поволжье оказалось разделенным на два макрорегиона: Волго-Камский и Волго-Уральский. Волго-Камский макрорегион включает в себя Марий Эл, Мордовию, Татарстан, Удмуртию и Чувашию, а также Пермский край, Кировскую и Нижегородскую области.

В Волго-Уральский макрорегион вошли Башкортостан, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области.

А их действительно делили экономисты с учетом сложившихся экономических связей, транспортных коридоров между регионами и экономической специализации субъектов?

В оправдание данной, весьма странной, на первый взгляд, инициативы авторы документа вспомнили об экономических районах, доставшихся в наследство от советского периода и ныне формально существующих, но которыми уже в реальности никто давно не пользуется. Забыв, правда, упомянуть одну существенную деталь - экономическое районирование, не покушавшееся на национально-территориальное разделение страны, основывалось на том, что советская экономика была плановой. На основе такого разделения еще можно было вести речь о том, что районирование необходимо для лучшего планирования социально-экономического развития страны - где государству строить новые производства, в соответствии с этим куда направлять деньги на развитие инфраструктуры и т.д. Но со времени развала Союза прошло 27 лет, и на место планово-административной экономики пришла рыночная со всеми вытекающими отсюда последствиями, главной особенностью которой является то, что экономическое развитие территории определяется рыночными процессами, движением капитала, а не директивой государства. И как в такой ситуации государство может напрямую регулировать экономическое развитие той или иной территории? Вопрос без ответа.

Рассмотрим сам принцип деления на макрорегионы. Как министерство экономики РФ, "макрорегионы сформированы с учетом сложившихся социально-экономических связей, в том числе системы расселения, транспортных связей". Но даже беглый взгляд на модель деления поволжских регионов на два макрорегиона вызывает сомнения - а их действительно делили экономисты с учетом сложившихся экономических связей, транспортных коридоров между регионами и экономической специализации субъектов? Или же границы проведены одним росчерком карандаша без хотя бы предварительного анализа, примерно как Иосиф Сталин расчерчивал границы национальных республик, по только ему ведомой логике, что впоследствии породило большие межнациональные конфликты на всем постсоветском пространстве?

Да какая вообще привязка Мордовии к Камской зоне?

Посудите сами, что общего может быть у республики Башкортостан с, к примеру, Саратовской или Пензенской областью? Или, если касаться Волго-Камского макрорегиона, что общего у Татарстана и Мордовии? Да какая вообще привязка Мордовии к Камской зоне? Наоборот, учитывая критерии Минэкономики, Мордовия, Пензенская, Ульяновская, Самарская, Саратовская области должны в этом случае оказаться в одном макрорегионе, а Татарстан, Удмуртия, Башкортостан, Оренбургская области - в другом. Логика такого разделения может быть только одна, но о ней поговорим ниже.

Вот как оценивает предлагаемое деление на 14 макрорегионов , доктор экономических наук, заведующий сектором экономики и управления развитием территорий Института социально-экономических исследований УНЦ РАН, экс-замминистра экономики республики Башкортостан:

Логика разделения на макрорегионы мне вообще непонятна. Это всё похоже на чистой воды профанацию, попытку изобразить бурную деятельность на пустом месте. Могу сразу сказать: при таком раскладе ни к какому положительному экономическому эффекту оно не может привести в принципе.

Башкортостан отнесли к Волго-Уральскому макрорегиону, где наша республика соседствует с Самарской, Саратовской и даже Пензенской областью. Где тут экономическая логика? Башкортостан в экономическом плане имеет серьезные связи с тремя регионами: Татарстаном, Оренбургской и Челябинской областями. С Татарстаном нас связывает нефтянка, транспортные коридоры. Кстати говоря, около 2,5 млн тонн нефти ежегодно "Башнефть" на сегодняшний день добывает в приграничных регионах, в первую очередь, с Татарстаном - речь идет о Ютазинском районе. И самое главное: вышки на территории Башкортостана благодаря технологии горизонтального бурения (длина доходит до 20 км), которую в советское время мы освоили первыми в Союзе, также частично добывают нефть из недр Татарстана. С Оренбургской области мы получаем газ для перерабатывающей промышленности. С Челябинской областью у нас тесно связана горнодобывающая промышленность Зауралья. Но в рациональный подход к вопросам экономики всегда негативным образом примешивалась политика, что априори не может привести ни к благотворному экономическому развитию, ни, в конечном счете, и к политическому. Хотя у трезво мыслящих людей именно политика следует за экономикой, а не наоборот.

Около 2,5 млн тонн нефти ежегодно "Башнефть" добывает в приграничных регионах, в первую очередь, с Татарстаном

Приведу небольшой пример. Еще будучи замминистра экономики я по поручению правительства Башкортостана в 1992 году (премьер-министром тогда был Марат Миргазямов - "Idel.Реалии"), участвовал в рабочей группе по созданию Договора о двустороннем экономическом сотрудничестве с Татарстаном. Мы проанализировали наши экономические связи и пришли к неутешительному выводу - несмотря на то, что сама жизнь заставляла кооперироваться обе республики в экономическом плане, на деле всё делалось с точностью до наоборот. Пример - флагманы наших экономик - нефтянка. Мы добывали у себя в Башкортостане нефть и вынуждены были гнать её на переработку в город Кременчуг (Украина), на местный НПЗ. А для переработки нефти на уфимских НПЗ закупали нефть в Западной Сибири. В свою очередь, Татарстан нефть, добываемую у самой границы с Башкортостаном, вынужден был гнать на переработку в Нижегородскую область. Хотя в нефтедобыче уже была тесная взаимосвязь в треугольнике "Азнакаево - Баулы - Октябрьский". Было ясно, что при такой ситуации ни о какой экономической эффективности не могло быть и речи, ни одна экономика мира при такой логистике не могла нормально развиваться.

Другой пример - один из транспортных коридоров между двумя республиками - это трасса М7, проходящая через Актанышский район Татарстана и Илишевский район Башкортостана. Так вот, с татарстанской стороны до самой границы тогда была идеальная асфальтовая дорога, в свою очередь, со стороны Башкортостана последние 7 км асфальта не было вообще - его намеренно, по непонятной причине, не клали долгие годы, и люди вынужденно пересекали границу между двумя республиками через какой-то окольный мост, не приспособленный для этого. Проанализировав всё это, мы составили взаимовыгодный Договор между Башкортостаном и Татарстаном, но потом правительство из-за конфликта премьера с Муртазой Рахимовым отправили в отставку, а Договор в результате намеренно так и не реализовали, - вспоминает Гатауллин.

​Так в чем же реальная причина деления федерации на 14 макрорегионов? Некоторые эксперты осторожно заявили о том, что это постепенная подготовка политической ситуации и общественного мнения к перекраиванию административно-территориального деления внутри Российской Федерации. Или, проще говоря, к отмене деления на национальные республики и области, пресловутая "губернизация" страны. Почему осторожно - потому как большинство не прочитало огромный проект этого документа. Однако если не полениться и ознакомиться с ним подробнее, то сомнений в этом практически не остается. Так, согласно проекту данной Стратегии "общими принципами пространственного развития Российской Федерации являются":

1) обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;

2) создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания в реализации своих экономических, политических, социальных и культурных прав;

3) согласованное во времени и пространстве обеспечение социально-экономического развития территорий инфраструктурой федерального, регионального и местного уровней;

4) дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития различных типов территорий с учетом особенностей систем расселения, транспортной доступности, динамики развития экономики и других факторов.

Усиливать "целостность и единство", в принципе, уже некуда

По первому пункту возникает невольный вопрос - а разве у нас до этого не было единого правового и экономического пространства? И это в ситуации, когда все правила игры диктуются из федерального центра, а региональные парламенты не обеспечены реальным правом на принятие каких-либо значимых законов на своей территории. Несмотря на то, что эта практика прямо противоречит принципам федерализма, это наша данность, и усиливать "целостность и единство", в принципе, уже некуда.

А вот второй и третий пункты уже поинтереснее. Они фактически говорят нам о том, что развитие инфраструктуры и социалки даже на региональном и местном уровне - это теперь прерогатива макрорегионов. Проще говоря, открывается широкий простор к тому, что вопросы о строительстве школы или подведения водопровода к вашему дому будут решать бюрократы, руководящие этими макрорегионами. А согласно 4-му пункту, решать они это будут уже "дифференцированно", то есть если у соседей, к примеру, в другом регионе дела совсем плохи, тогда, дорогие сограждане, как завещал Дмитрий Анатольевич, "держитесь", ведь, то что осталось после отправки ваших налогов в федеральный бюджет, теперь имеют право направить уже им. В общем, как ни работай, как исправно ни плати налоги, а на жизни в твоем селе/городе/области/республике это теперь вряд ли как-то отразится.

А что же касается национального фактора? Тут нам в помощь 7-й пункт - "обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни". То есть на некоторую самостоятельность, читай "поддержку самобытности", могут рассчитывать только малочисленные народы Севера, про этносы, самоопределившиеся в рамках национальных республик, видимо, вспоминать особо не будут.

Как ни работай, а на жизни в твоем селе/городе/области/республике это теперь вряд ли как-то отразится

Если даже отбросить такие вещи как экономический федерализм, права народов на свое территориальное самоопределение в рамках национальных республик, принципы разделения на макрорегионы, то всё равно сама идея экономической эффективности в случае укрупнения даже в рамках всей страны напрочь лишена каких-либо надежд.

Во-первых, практика укрупнения, "оптимизации", весьма популярная у современной российской бюрократической машины, вечно рыскающей в поисках новой идеи "где бы еще отрезать, сократить", к реальному улучшению жизни граждан не привела, равно как и к уменьшению бюрократического аппарата. Только наоборот. Так и здесь, укрупнение регионов ни к какому экономическому улучшению и синергии привести не может в принципе. Это означает лишь, что в условиях, когда бюджетный "пирог" становится всё меньше, еще больше усилится обезлюживание территории страны и концентрация населения в нескольких ключевых агломерациях. Тем более, и сам проект Стратегии на каждом шагу твердит о развитии больших агломераций. Это означает дальнейшее вымирание сел, маленьких городов и расширение "новой Москвы", в которой, по подсчетам аналитиков, если продолжится нынешняя тенденция, через 20 лет будет проживать 1\4 населения страны.

Во-вторых, вместе с полномочиями и деньгами будут нивелированы и возможности региональных властей по социально-экономическому развитию своих территорий, то есть не будет больше разделения на успешные и отстающие регионы. Все будут жить одинаково. Практика нашей жизни показывает, что одинаково - это плохо.

Еще больше усилится обезлюживание территории страны и концентрация населения в нескольких ключевых агломерациях

Сомнений в принятии данной Стратегии практически не остается, тем более сама идея укрупнения регионов посредством сбора населения в нескольких мегаполисах активно проталкивалась до этого бывшим министром финансов Алексеем Кудриным , который, как известно, был и главным лоббистом повышения пенсионного возраста. Эта идея теперь претворяется в жизнь.

В общем, как пел Егор Летов, "всё идет по плану"...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Типичный пример псевдореформы или подготовка к упразднению национальных республик: зачем Россию поделят на 14 частей

Россию поделят на 14 макрорегионов. Это предусматривает «Стратегия пространственного развития», предложенная Минэкономразвития России. В разделении на макрорегионы многие увидели не только способ выравнять социально-экономическую ситуацию в стране, но и цель - укрупнить регионы и ликвидировать национальные республики. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что если это и произойдет, то не при нашей жизни. В целом эффективность будущей реформы они оценили по разному - одни считают, что она будет способствовать подтягиванию регионов-реципиентов, другие видят в этом создание видимости бурной деятельности.

Разделят на 14 частей для создания единого целого

По информации «Коммерсанта» , по аналогии с уже устоявшимся выделением Дальнего Востока и Северного Кавказа выделят Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Судя по всему, Приволжский федеральный округ разделят на два: Волго-Камский, Волго-Уральский. Татарстан, видимо, будет принадлежать к Волго-Камскому макрорегиону.

Предполагается, что деление на макрорегионы позволит обеспечить лучшие условия для взаимодействия между субъектами. В состав каждого макрорегиона будет включен хотя бы один крупный центр экономического роста. Это будет способствовать равномерному территориальному распределению инвестиций и в целом социально-экономическому выравниванию.

«Страна в еще большей степени станет единым целым не только в административно-политическом, но и социально-экономическом плане», - так комментировал на парламентских слушаниях о разработке «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.

Разговоры о новом территориальном делении начались еще в прошлом году. Телеграм-канал «Методичка» писал, что Аппарат президента до 2024 года наметил задачу по укрупнению регионов. Объединять будут по экономическому потенциалу и отказываться от национально-территориальной модели, а экспериментальной площадкой станет Поволжье. Якобы Татарстан в обмен на роль лидера макрорегиона должен отказаться от выраженной национальной идеологии, поскольку в регион вливаются в том числе национальные республики.

«Никто не собирается отменять территориальное разделение»

Однако эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что стратегия пространственного развития - это не об укрупнении регионов и тем более не о ликвидации национальных республик.

Никто не собирается отменять территориальное разделение. На данном этапе речь не идет о том, что будет 14 регионов вместо 85. Если будет в будущем такая идея, то ее нужно очень серьезно прорабатывать и она требует серьезных обоснований. Но на нынешнем этапе и Башкирия, и Татарстан, и все остальные останутся в рамках своих границ и национально-культурных особенностей. Разрушать национально-культурные особенности нельзя, потому что это достояние страны, а не проблемы, - говорит Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента РФ, экс-заместитель полномочного представителя президента в УрФО.

По словам Колядина, лидером Волго-Камского макрорегиона может быть Татарстан, если за основу возьмут экономический драйвер.

То, как он развивается, как выстраиваются взаимоотношения элит, говорит о том, что на этот регион можно опереться как на экономический драйвер. Есть политические точки - это Нижний Новгород, где находится полпредство, основные федеральные ведомства. Но я не могу сказать, что Нижний Новгород сравним по социально-экономическому росту с Татарстаном, тем не менее есть сложившиеся территориально-политические разделения, на которые тоже можно опереться, и в принципе много достойных регионов - и Саратов, и Самара, и Пермь. Думаю, что если определить роль в развитии каждому из регионов, то можно сделать хороший социально-экономический кластер, который будет приносить пользу государству, - говорит Колядин.

Пример Дальнего Востока и Северного Кавказа - эффект не очевидный или его нет

В целом инициативу по созданию макрорегионов политолог оценивает положительно: «Большинство унификаций экономического, социального пространства абсолютно рациональны. Они предполагают, что сначала это экономическое пространство внимательно изучается, взвешивается потенциал, перспективы развития каждого из направлений, а потом формируются некие кластеры, в данном случае 14 кластеров РФ, в которых понятно что делать, понятно во что вкладываться, понятно какие направления развивать. И я думаю, что это нормальное решение, это лучше, чем когда все по-прежнему и никто ничем не занимается».

Однако при этом Колядин отметил, что на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, которые стали первыми макрорегионами, не заметен очевидный эффект.

Сказать, что кардинально изменилась ситуация на Кавказе и Дальнем Востоке, нельзя. Но то, что туда сейчас вкладываются - развитие инфраструктуры, развитие научного кластера, если говорить о Кавказе - то еще наведение порядка, которое предполагает, что не тейпы должны управлять экономикой и геополитикой, а профессионалы. Это только начало пути. И потом это не основные центры развития нашей страны и не клондайки. Это первые шаги в развитии, - говорит Колядин.

Политолог, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при главе Крыма Игорь Рябов считает, что разделение на макрорегионы не предполагает объединение субъектов.

Субъекты останутся, главы регионов останутся. Не объединили же регионы Северного Кавказа - Чечню и Ингушетию? В этом я не вижу опасности. Может быть когда-нибудь кто-то подумает о том, что бы реализовать предложение Жириновского по ликвидации национальных образований, но не при этом президенте и не при нашей жизни. Это один шанс на миллион, - говорит Рябов.

Деление на макрорегионы, по его словам, мало что даст экономике.

- У нас есть опыт выделения Дальнего Востока и Северного Кавказа. Кто-то считает его удачным. Я не считаю его удачным. С Дальнего Востока население как уезжало, так уезжает - те, кто могут, уехал в Сингапур, Тайланд, Китай, другие в Москву. Единственный регион, который дает прирост населения - это Якутия. Прирост населения, мне кажется, - это и есть реальный показатель устойчивого экономичного развития.

«Это попытка что-то поменять, ничего не меняя»

По словам Рябова, решения для экономического роста должны быть совсем другие.

Кооперация субъектов - это не главное. Главное - это экономический климат в стране, инвестиционный и бизнес-климат, это отсутствие давления силовых структур, это частная собственность, это уход от чрезмерной бюрократизированности и регламентации бизнеса. Межрегиональная интеграция будет независимо от того, будет формальное деление на макрорегионы или нет. Это попытка что-то поменять, ничего не меняя. Чтобы в стране появились центры экономического роста, надо менять что-то системно. Бюджет Москвы - 2 трлн рублей, есть город Алдан - это «убитый» город. Почему? Потому что компания «Алданзолото» зарегистрирована и платит налоги в Москве, - говорит Рябов.

По словам политолога, проблема экономического роста в концентрации капиталов в столице, и чтобы территории развивались равномерно, мало поделить страну на 14 округов, надо менять экономическую политику.

Политтехнолог Аббас Галлямов скептически отнесся к делению России на 14 макрорегионов.

Это типичный пример псевдореформы. Они происходят тогда, когда элиты начинают понимать, что ничего не делать уже нельзя, но вот что-то менять по существу им еще страшно. Тогда и рождаются такие идеи - с одной стороны, они не угрожают существующему порядку, а значит, не несут угрозы их авторам, а с другой - избавляют их от обвинений в ничегонеделании, - говорит Галлямов.

Другое мнение у директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова. Исследования, которые проводил Центр говорят о том, что нынешнее состояние региональной политики упирается в ее недифференцированность и пространственное развитие способно выровнять социально-экономическое положение регионов.

Сложно найти общий подход к развитию, скажем, Еврейской области и Хабаровского края - разные потенциалы. Действительно, для пространственного развития нужны регионы класса А (локомотивы), вокруг которых и будет происходить так называемое пространственное развитие. Например, Сибирь, Енисейская, Байкальская модель - это проекты именно такого уровня, подтягивающие за счёт ресурсных регионов более слабые. За счёт Красноярских инвестиций - Туву и Хакасию, за счёт Иркутской области - Забайкалье и Бурятию. Такие же макрорегионы на Кавказе, на Урале, в центре, помогут развивать страну стратегически и равномерно.

По мнению эксперта, речи об упразднении национальных республик не идет, они останутся и в ряде случаев станут локомотивами макрорегионов.

Национальные республики останутся и в ряде случаев станут как раз локомотивами. Очевидно, что Татарстан и Башкирия обладают таким потенциалом, а на Кавказе - это Дагестан, Чечня. На Дальнем Востоке такой подход дает эффект - раскрывается потенциал Камчатки (инвестиции в СМП, проект СПГ, туризм), Приморья, Амурской области. Туда пришли инвестиции именно как в макрорегион, и это очень верное решение. Так же развивались США в свое время, страны АТР и так далее, - считает Гращенков.

Дарья Турцева

    Макрорегион агломерации Сан Паулу на карте. Макрорегион агломерации Сан … Википедия

    Восток макрорегион, включающий в себя Азию и Северную Африку. Нередко противопоставляется «Западу» (в социо и этнокультурном аспекте), отождествляемому в период до Нового времени с Европой (к которой в последующий период добавляются… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Восток (значения). Восток макрорегион, включающий в себя Азию и Северную Африку. Нередко противопоставляется «Западу» (в социо и этнокультурном аспекте), отождествляемому в период до Нового… … Википедия

    Координаты: 55°46′21.68″ с. ш. 37°35′31.23″ в. д. / 55.772689° с. ш. 37.592008° в. д. … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Население Румынии». На эту тему нужна отдельная статья. Румыния рум. România … Википедия

    Город Бухарест рум. Bucureşti … Википедия

    Политика Портал:Политика Румыния Эта статья часть серии: Конституция … Википедия

    Административное деление Румынии Регионы развития Жудецы Муниципии Города Коммуны … Википедия

    За год на 100 тысяч человек. Определение умышленного убийства разнится от страны к стране. Разные страны включают или не включают в него детоубийство, эвтаназию или помощь в самоубийстве. На демографию умышленного убийства влияет уровень… … Википедия

    Восток: В Викисловаре есть статья «восток» Восток одна из сторон света. Восток (макрорегион) … Википедия

Книги

  • Макрорегион Сибирь. Проблемы и перспективы развития , . В настоящем издании представлены результаты исследований ведущих российских ученых в области регионального развития и упраатения социально-экономическими, экологическими и культурными…
  • Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов , Усс А.В.. В настоящем издании представлены результаты исследований ведущих российских ученых в области регионального развития и управления социально-экономическими, экологическими и культурными…

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская,

Костромская, Московская, Орловская, Рязанская,

Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г. Москва

Территория – 0,5 млн. км 2

Население – 29,4 млн. человек

Расположенный компактно в самом центре Европейской России макрорегион оказался в узле всех транспортных путей, пересекающих его в различных направлениях. Удобство транспортно-географического положения и длительное историческое развитие способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России территориально-хозяйственного комплекса . Центр сталосновной экономической опорой государства .

Ему принадлежит первенство в стране по численности населения, промышленно-производственного персонала, по объему основных фондов, производству валового регионального продукта. Главные производственные ресурсы – крупнейшие квалифицированные кадры и основные фонды. Природно-ресурсный потенциал скромен и несопоставим с экономической мощью.

В состав Центрального района входит столица Российской Федерации Москва . Являясь крупнейшим индустриальным узлом, Москва одновременно выступает важнейшим центром подготовки высококвалифицированных специалистов, городом науки и техники, торгово-финансовой деятельности, культуры и искусства. Здесь размещаются правления многих крупных банков и фирм, представительства иностранных компаний.

Первой по значению отраслью специализации является машиностроение , по уровню развитиякоторого район не имеет себе равных ни в России, ни в ближнем зарубежье. В структуре этого комплекса выделяется станкостроение, приборостроение, электронное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, автомобилестроение, производство тепловозов, вагонов, сельскохозяйственной техники.

Своим машиностроением выделяется также Ярославль, Тула, Тверь, Брянск, Иваново, Владимир, Рязань, Коломна, Королев, Рыбинск и др.

Второй по составу отраслью специализации выступает химическая промышленность . В пределах Центра выпускается почти 1 / 5 продукции российского химико-лесного комплекса. Здесь развиты и производства основной химии, и отрасли химии органического синтеза.

Центральный район производит в России примерно 1 / 4 химических волокон, 1 / 5 автомобильных покрышек, 1 / 6 пластмасс, 1 / 7 удобрений, значительное количество красителей, продукции химико-фармацевтической промышленности.

Третьей отраслью специализации является легкая промышленность . По разнообразию, количеству и качеству выпускаемых изделий и предметов массового потребления Центр не имеет себе равных.

Самой крупной отраслью является текстильная промышленность. В Центральном районе производится более 4 / 5 тканей России. Почти все предприятия работают на привозном сырье (среднеазиатский хлопок, северокавказская, поволжская и казахстанская шерсть, среднеазиатский и закавказский шелк-сырец). В больших масштабах используются химические волокна и искусственная кожа, производимые местными комбинатами.

По предпринимательскому климату из общего количества 13 регионов Центра в группу с высокой привлекательностью попали только Москва и столичная область.

В связи с перспективами социально-экономического развития предстоит решить ряд проблем :

    сохранение и приумножение крупнейшего производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала макрорегиона;

    экологическое оздоровление крупных городов и вывод особо вредных предприятий;

    разгрузка больших городов с организацией филиалов головных предприятий в средних и малых городах;

    возрождение ныне деградирующих малых городов и сельских поселений, имеющих культурно-историческое, рекреационное и хозяйственное значение;

    расселение и обустройство в малозаселенных областях (Смоленская, Тверская) беженцев и мигрантов, а также воинских контингентов, выводимых из ближнего зарубежья;

    организация взаимодействия депрессивных, низкодоходных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская и др.) с более развитыми, опорными (Москва и область, Ярославская, Тульская области и др.) для выравнивания социально-экономических уровней;

    развитие крупных корпоративных (отраслевых и межотраслевых) производственных структур (концернов, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп) преимущественно со смешанной и государственной собственностью, наиболее эффективных в современной рыночной экономике.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...