Что такое экономика.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить с понятием экономики
  • выделить отдельные части экономики
  • показать взаимосвязь этих частей

Задачи:

  • развитие мыслительных способностей
  • привитие интереса к учебному предмету

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

– Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. (Слайд 2)

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

II. Сообщение темы и целей урока

– Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему, давайте разгадаем кроссворд. (Слайд 3).

1. У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор)

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

3. Я – вместе брюки и пиджак.
А называют меня как? (Костюм)

4. Их валяли, да валяли,
Чтобы мы их надевали. (Валенки)

5. Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым. (Молоко)

6. В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый … (Дом).

7. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)

8. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий цвет. (Ручка)

9. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока… (На доске – ЭКОНОМИКА)

– Определите, пожалуйста, цели нашего урока, используя фразы:
– Я думаю, что узнаю…
– Мне хотелось бы узнать о… (Слайд 4)

III. Объяснение темы урока

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» – закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (Слайд 5)
Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам.
Вот и каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Но о деньгах мы с вами поговорим чуть позже, а сейчас мне хочется показать вам небольшой фрагмент мультфильма. (Мультфильм)
В чём была ошибка героев этого мультфильма?
Да, ребята, каждый должен заниматься своим делом.
Это мы с вами, можно сказать, рассмотрели экономику в узком, домашнем смысле, но поговорить мы с вами должны об экономике страны.
Давайте попробуем на примере домашней экономики построить экономику целой страны. В экономике страны тоже все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли. (Слайд 6).
Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это промышленность.
Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит… Да, из сельского хозяйства.
Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. Различные магазины, рынки, торговые точки и др.
Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.
Еще одна часть экономики – это транспорт. Какой бывает транспорт? Для чего он используется?
Есть еще такие отрасли экономики как образование, здравоохранение, сфера услуг.
Вот, наверное, самые основные отрасли экономики. Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?

Итак, делаем вывод , все части экономики тесно взаимосвязаны.
Каждая отрасль занята своим делом, конечно же, без людей ни одна отрасль не смогла бы работать. В каждой отрасли работают люди определённых профессий. Давайте посмотрим на некоторые профессии и определим их в нужную область. (Работа на доске: дерево с яблоками – названиями профессий, и картинки различных профессий, соотнесение профессий с отраслями.)
Нужны люди разных профессий, не зря говорят: «Все профессии нужны, все профессии важны!». Профессию, конечно же, каждый человек выбирает себе сам, как говорят, выбрать дело по душе, т. е. такое, которое сможешь сделать с душой, очень хорошо, так, как другие не смогут.

IV. Доклад ученика

История денег (слайд 7)

Мы пользуемся бумажными или металлическим деньгами. Но так было не всегда. Люди не сразу придумали удобные деньги, которые можно носить с собой, которые занимают мало места и которые можно легко обменять на любой товар: на хлеб, на кувшин, на лодку и др.
Как же люди в древности обходились без денег? (Слайд 8)
Они обменивались друг с другом различными предметами. Охотник менял добытые соболиные шкурки на нож или наконечник стрелы. Земледелец сеял пшеницу, растил ее, а лишнее зерно менял на глиняный горшок или железный топор. Но такой обмен не всегда был удобным. Случалось так, что гончар хотел за свой горшок получить не зерно, а красивые бусы из раковин. Но бусы из раковин отдавали за трёх быков или горсть соли, а у гончара не было ни быков, ни соли. Как быть?
Постепенно люди поняли, что должен быть какой-то один предмет, на который можно выменять всё, что нужно! Этим предметом стали красивые благородные металлы – серебро и золото.
Сначала, рассчитываясь друг с другом за товар, люди взвешивали на весах куски золота и серебра, тут же отрубали от дорогого слитка часть и отдавали его за товар – быка, хлеб или бусы. Потом стали заранее приготовлять кусочки и тонкие пластинки, разные по весу и форме, и ставили на них клеймо, какой у кусочка вес. (Слайд 9)
Так появились монеты из драгоценных металлов, похожие на те, которыми пользуемся мы с вами.
Сейчас люди платят за товар не золотыми и серебряными, а бумажными деньгами и разменными монетами, которые сделаны из дешевых металлов. (Слайды 10, 11)

1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, что такое экономика.

С помощью учебника допиши определение.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

2. Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

3. Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.

  • Лесное хозяйство - отрасль экономики, которая занимается лесом: изучает леса, заботится об их воспроизводстве, охраняет лес от вредителей и пожаров, регулирует использование лесов в хозяйственных целях.
  • Связь - отрасль экономики, которая развивает и регулирует средства связи: радио, телевидение, Интернет, телефония и т.д.
  • Общественное питание - отрасль экономики, занимающаяся производством и реализацией кулинарной продукции: рестораны, кафе, столовые, буфеты, кондитерские, булочные, кафетерии, пельменные и т.д.
  • Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль экономики, обеспечивающая работу инженерной инфраструктуры в населённых пунктах: системы горячего и холодного водоснабжения; подачу в дома тепла, электричества, газа; системы уборки мусора и благоустройства территорий.
  • Банковский сектор - отрасль экономики, обеспечивающая работу банков и финансовой системы страны. В него входят государственные и частные банки, Центральный банк Российской Федерации и другие учреждения.
  • Бытовое обслуживание населения - отрасль экономики, отвечающая за предоставление различных услуг для населения: услуги по ремонту (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), транспортные услуги (такси, перевозка мебели и крупных предметов), услуги химчистки и прачечной, услуги по ремонту и отделке квартир, услуги парикмахеров, маникюрные услуги, услуги проката велосипедов, мопедов и самокатов, прочие услуги.

4. Наш предприимчивый Попугай предлагает задание. Собери на с. 69 маленькую коллекцию монет. Для этого положи под страницу разные монеты и с помощью простого карандаша сделай их отпечатки.

5. Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.

Моя мама работает преподавателем в отрасли экономики «Образование», а папа работает программистом в отрасли экономики «Информационные технологии».

6. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).

Страны

Денежные единицы

Венгрия Форинт
Бразилия Реал
Индия Рупия
Китай Юань
Польша Злотый
Швейцария Швейцарский франк
Япония Йена

Дополнительная информация: сообщение о денежных единицах мира.

План сообщения:

  1. Что такое денежная единица и для чего она нужна
  2. Доллар
  3. Евро
  4. Фунт стерлингов
  5. Российский рубль

Самые известные денежные единицы мира

Когда то давно люди ничего не знали о деньгах. Они обменивались товарами: молоко меняли на яйца, муку на одежду, а мясо на глиняные горки. Со временем разнообразие товаров стало так велико, что меняться товарами стало неудобно и люди придумали универсальное средство сравнения стоимости вещей и услуг - деньги.


Деньги, или денежные единицы, - это эквивалент, при помощи которого можно измерить и сравнить стоимость любых товаров и услуг. В каждой стране приняты свои денежные единицы: в России рубль, в США доллар, в Чехии крона, в Италии лира и т.д. При этом денежные единица (валюты) разных стран можно обменивать между собой по специально установленной цене (валютному курсу) и покупать на них товары из других стран.

Самыми распространёнными в мире считаются пять денежных единиц: доллар США, европейский Евро, английский фунт стерлингов, японская Йена и швейцарский франк. Эти валюты легко обмениваются на любую другую валюту мира.

Доллар США - довольно старая денежная единица. Он стал официальной валютой Соединённых штатов Америки ещё в 18 веке, а до этого долларами называли разные монеты во многих европейских странах. Сейчас доллар является национальной валютой более 20 стран, а также считается международным платежным средством.


Евро - это очень молодая валюта. Полноправным платежным средством Евро стало только в 2002 году. Придумана Евро было специально в качестве единой денежной единицы стран Европейского союза. Сейчас Евро является официальной валютой 29 стран, большинство из этих стран входят в Европейский союз.


Фунт стерлингов - это национальная денежная единица Соединённого Королевства Великобритания. Эта монета появилась в 12 веке и изначально её название обозначало «фунт чистого серебра». Монеты действительно чеканились из настоящего серебра и 240 штук таких монет должны были весить ровно фунт (примерно 350 граммов). Так что фальшивые фунты стерлингов можно было легко определить с помощью весов. Сейчас фунт стерлингов является самой дорогой валютой мира и, к тому же, одной из самых стабильных.


Российский рубль - официальная денежная единица нашей страны. Рубль имеет почти такую же долгую историю, как и английский фунт стерлингов - рубль известен с 13 века. За многие века своего существования рубль много раз менял и свой облик, и свою стоимость. Например, в 16 веке на 1 рубль можно было купить живую корову или лошадь, в 80-е годы прошлого века на рубль можно было купить пол килограмма колбасы или отлично поесть в столовой, а сейчас на на 1 рубль можно купить разве что коробок спичек, да и то не во всех городах России.


Рубль используется в качестве национальной денежной единицы не только в России, но и в некоторых других странах: в Белоруссии используется белорусский рубль, в Молдове - приднестровский рубль. Сейчас наше государство стремиться к тому, чтобы сделать российский рубль такой же мировой валютой как и доллар евро или фунт стерлингов.

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Что такое экономика?

Тип урока : урок открытия нового знания

Цели:

Познавательные :

Сформировать понятие экономика;

Различать отдельные отрасли экономики;

Выявить взаимосвязь отраслей экономики

Регулятивные :

Закрепление знаний по выделению различий между селом и городом;

Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятиис

Личностные:

- развитие мыслительных операций;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости;

Привитие интереса к учебному предмету

Коммуникативные:

Формирование умения слышать и слушать;

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Умение работать в паре

Ход урока:

I Мотивирование к учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

– Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. (СЛАЙД)

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

II Актуализация знания и фиксация затруднения в деятельности

Мы с вами живём в деревне, а кто из вас хоть раз был в городе?

Вы заметили, что жизнь города отличается от жизни села. На прошлом уроке мы с вами находили эти отличия. Проверим, как вы усвоили материал. Я предлагаю вам пройти тест «Город и село»

Тест «Город и село»

1.Впишите пропущенные слова (крупный, небольшой) так, чтобы определение было верным.

Город - это ___населенный пункт.

Село -это _____________________населенный пункт.

2.Поставьте рядом с предложением цифру « 1», если оно относится к городу, цифру «2» - если к селу. Например:

Многоэтажные дома из кирпича-1

Деревянные частные дома-2

Проселочные дороги

Дороги, покрытые асфальтом

Много фабрик и заводов

Основное занятие людей - выращивание растений, разведение животных

Люди трудятся на фабриках, заводах

Троллейбусы, автобусы, трамваи, машины (общественный транспорт)

Машины, велосипеды, мотоциклы, лошади (личный транспорт)

Практически нет музеев, нет кинотеатров, театров

Много музеев, кинотеатров, театров

Много зелени, чистый воздух

Мало зелени, загазованный воздух

А) У вас на партах листочки, подпишите их. Приступаем к выполнению. На задание отводится 5 минут.

Б) Проверка выполнения задания (слайд) и поставьте себе оценку с учётом выполненной работы.

В) Чтобы узнать тему нашего урока вы должны собрать «рассыпавшее» слово (СЛАЙД)

НО ЭКО КА МИ (экономика )

III Постановка учебной задачи

Итак, тема нашего урока: «Экономика»

Определите тему нашего урока, используя фразы: (СЛАЙД)

Я думаю, что узнаю…

Мне хотелось бы узнать о …

Вы поставили цель и определили задачи узнать: (СЛАЙД)

Что такое экономика

Какие части экономики существуют

Что приводит в движение экономику?

Давайте постараемся в этом разобраться.

IV построение проекта выхода из затруднений

  1. Введение определения «экономика»

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» –закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (Слайд 5)
Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Экономика есть и в нашем государстве, России. В чём суть экономики мы сейчас с вами постараемся разобраться.

2. Обсуждение в группах

А вот с какой проблемой столкнулись лесные жители при ведении своего домашнего хозяйства. Ну что, попробуем помочь лесным жителям: Что нужно придумать им, чтобы жизнь стала легче?

Рассказ труженицы- пчелы

Мы живём в лесу (лягушка, пчёлы, муравьи, бобры, белки, зайцы, сороки, медведь, лиса, богомол). Каждому из нас нужен- дом, нужны еда, питьё. Кроме того, лесным жителям надо защищаться от врагов: кому от охотников, кому от мальчишек. А ещё все лесные новости узнавать, по лесу путешествовать, детишек уму- разуму учить.

Не каждый лесной житель может со своими делами одинаково хорошо справиться. Даже у нас, пчёл, на все дела времени и сил не хватает. Дом- то мы, конечно сами себе строим и еду- нектар- сами добываем. Но за день с цветка на цветок, с куста на кусток, с полянки на полянку так накружишься, что полетать, новости узнать ни времени, ни сил не остаётся. Так и у других лесных жителей на всё времени не хватает. Стали думать, как сделать нашу жизнь легче.

А что бы вы посоветовали лесным жителям? (обсуждение в группах 2-3 мин)
ВЫВОД: пусть каждый делает то, что у него получается

А вот что предложил лесным жителям мудрый Филин:

«Лягушки хорошо поют- и это у них получается хорошо, пчёлы лучше других собирают мёд, муравьи и бобры- строят дома, белки и ежи- заготавливают на зиму грибы, ягоды. Орехи, зайцы- выращивают капусту и морковь. Пусть каждый делает то, что у него получается лучше всего. А сорока пусть разности новости. Медведь пусть охраняет всех лесных жителей от врагов, Богомол лечит.»

  1. Работа со схемой

Люди последовали примеру лесных жителей и тоже разделили свой труд по профессиям. Представим экономику страны в виде дерева (СЛАЙД)

Как вы думаете, что будет обозначать каждая веточка? (Отрасли экономики)

Давайте попробуем назвать отрасли экономики: (СЛАЙД)

Как называется отрасль в которой делают игрушки, машины, шьют одежду (промышленность)

Выращивают хлеб, овощи, разводят коров, овец, гусей (сельское хозяйство)

Продают одежду, продукты питания и другое (торговля)

Строят дома, заводы, фабрики (строительство)

Перевозят грузы, людей (транспорт)

Обучают людей (образование)

К этой сфере относятся парикмахерские, мастерские, различные салоны (сфера услуг)

Лечат людей (здравоохранение)

V Реализация построенного проекта

  1. Работа с учебником с. 104 чтение текста

VI Самостоятельная работа

  1. Связь частей экономики

Ребята, а вы согласны с тем,что отрасли экономики связаны. Если да, то обсудите в парах как можно показать связь отраслей экономики. (2 минуты обсуждения)

Вывод: Все части экономики связаны друг с другом

VII Включение в систему знаний и повторение

Все произведенные различными отраслями продукты, т.е товары можно приобрести за деньги. Деньги – это кровь экономики.

  1. сообщение детей о первых деньгах.

Некоторые ребята приготовили для вас сообщения о первых деньгах (5 человек)

VIII Рефлексия деятельности

1. - Какую задачу ставили?

На уроке я узнала…

Мне было интересно узнать…

Мне хотелось бы ещё узнать…

  1. Оцените свою работу на уроке карточками

Если вам всё понятно и вам понравилась ваша работа на уроке, поднимаем смайлик красный, если вам не все понятно и нужно ещё закрепить- то жёлтый смайлик, а если вам было не интересно, и у вас остались большие затруднения – белый.

В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий? Учитель Врач Продавец Маляр Парикмахер Машинист

В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий? Учитель –образование Врач – здравоохранение Продавец – торговля Маляр – строительство Парикмахер – сфера обслуживания Машинист - транспорт

Что такое деньги и для чего они нужны? Деньгами раньше на Руси был скот. А скотником назывался казначей, или хранитель денег. Деньгами служили и шкуры пушных животных. Они были недолговечны.

Первые металлические деньги были литые.Киевский князь Владимир Красное солнышко захотел чеканить собственные монеты

После свержения монгольского ига в России появилась КОПЕЙКИ.. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из разрезанной на кусочки серебряной проволоки. На копейке был изображен всадник с копьем. Монета была мелкой, ее называли «чешуйкой ».

Чтобы уплатить часть гривны, её нужно разрубить. Так появилось слово «Рубль».

Вслед за металлическими деньгами появились на Руси бумажные деньги. Первые бумажные деньги изобрели в Китае. А в России они были введены только через 1000 лет. Императрица Екатерина 11 впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей, ласково называемые «КАТЕНЬКАМИ». Российским бумажным деньгам 200 с небольшим лет. Бумажные деньги

Валюта – денежная единица любой страны Доллар Йена Марка Евро


ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ 1. ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ; 2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ; 3. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 1

1. ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 2

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА v ОБЩЕЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ВНУТРИ ОТРАСЛИ ТРАНСПОРТ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫЕ: СТРОИТЕЛЬСТВО. ЭКОНОМИКИ; v ЧАСТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТУРА МЕЖДУ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ДРУГИЕ. Гречановская И. Г. Экономика v ЕДИНИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ. 3 предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВЫЕ ОТРАСЛИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 4

2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЕРЕРАБОТКУ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ В ГОТОВУЮ ПРОДУКЦИЮ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 5

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИИ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЧЕСТВЕННО ОДНОРОДНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ОДНОРОДНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 6

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТРАСЛИ v ПРОИЗВОДСТВО ОДНОРОДНОЙ И АНАЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ; v МНОГО ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЭТОЙ ПРОДУКЦИИ; v СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА; v ОДНОРОДНОСТЬ ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ПРОДУКЦИИ; v СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СОСТАВ КАДРОВ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 7

КЛАССИФИКАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ v В ПРАКТИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ; v ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПРОДУКЦИИ (КОНКРЕТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ); v ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДМЕТ ТРУДА; v ПО СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ; v ПО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ЗА ГОД. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 8

В ПРАКТИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ КЛАССИФИКАЦИИ v ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ – v ЧИСТЫЕ – предприятия, предприятия организации, различных ведомств, учреждения с одним выпускающих органом управления. однородную продукцию. v КОМПЛЕКСНЫЕ – отрасли, объединенные одинаковыми признаками. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 9

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПРОДУКЦИИ v. ГРУППА А – ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА; v. ГРУППА Б – ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 10

ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙТСВИЯ НА ПРЕДМЕТ ТРУДА v. ДОБЫВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ; v. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 11

ПО СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ v. ТРУДОv. МАТЕРИАЛОv. ФОНДОv. НАУКОv. ЭНЕРГОv. ТОПЛИВО- ЕМКИЕ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 12

ПО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА v. ПОСТОЯННЫЕ; v. СЕЗОННЫЕ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 13

РАЗНОВИДНОСТИ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ v. ОТРАСЛЕВАЯ; v. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ; v. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ; v. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ; v. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 14

3. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА v КОЛИЧЕСТВЕННОЕ v ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ; МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ОТРАСЛЯМИ; v В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ – СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 15

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ v ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ; v ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ КОНКРЕТНОГО СОБСТВЕННИКА. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 16

ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ v ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА (ВЫПУСК); v СРЕДНЕГОДОВАЯ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ; v СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ; v ПРИБЫЛЬ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 17

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ГРН. ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЦЕЛОМ, ГРН. v УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 18

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕМПЫ РОСТА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА; ТЕМПЫ ПРИРОСТА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА; КОЭФФИЦИЕНТ ОПЕРЕЖЕНИЯ. Гречановская И. Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. - Л 2. 19

Каждая страна ведет свое собственное хозяйство. Именно благодаря промышленности пополняется бюджет, изготавливаются необходимые товары, продукты, сырье. Степень развития государства во многом зависит от эффективности ведения народного хозяйства. Чем выше оно развито, тем больше экономический потенциал страны и, соответственно, уровень жизни ее граждан. Управление отраслями народного хозяйства совершают специальные органы. Зачастую стратегически важные предприятия контролируются государством.

Понятие отрасли экономики

Все предприятия, фабрики, учреждения, которые занимаются изготовлением продукции или услуг одного типа, составляют определенную отрасль. Очень часто отрасли хозяйства тесно взаимодействуют между собой. Они используют в своем производстве материалы, сырье, оборудование других областей промышленности. Все отрасли народного хозяйства можно разделить на две группы. К первой относят добывающую промышленность. Она занимается добычей полезных ископаемых, других разновидностей сырья. Также сюда включают и добычу морепродуктов. Вторая категория - обрабатывающая промышленность. Этот вид занимается обработкой всевозможного сырья и материалов. Основные отрасли народного хозяйства - это непосредственно промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортная система. Они, в свою очередь, делятся на другие подтипы.

Экономические зоны России

Территория страны имеет неравномерное распределение запасов полезных ископаемых. Именно поэтому отрасли хозяйства России образовывают две большие экономические зоны: Восточную и Западную. Первая объединяет Сибирь, Дальний Восток и характеризуется немалыми запасами ресурсов. Тут преобладает Западная часть не имеет такой сырьевой базы. Поэтому здесь отрасли хозяйства в основном обрабатывающие. В этом регионе сосредоточено 2/3 всех промышленных районов.

Отрасли народного хозяйства. Классификация

В зависимости от того, каково назначение продукции, выделяют промышленность групп «А» и «Б». Первая занимается изготовлением средств производства, вторая - продуктов потребления. Также различают производственную и Отрасли хозяйства, которые относятся к производственной сфере:


Все услуги, обслуживание населения составляют непроизводственную сферу:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • коммунальное хозяйство;
  • искусство, культура;
  • финансы, пенсионное обеспечение;
  • наука и т. д.

Газовая, нефтяная, угольная промышленность

Топливно-энергетический комплекс страны - очень важный показатель её развития и экономического потенциала. Газовая отрасль включает разведку месторождений газа, его добычу, транспортировку и использование. Добывать голубое топливо сравнительно недорого. Например, стоимость превышает стоимость более чем в 10 раз. Нефтяная отрасль занимается поиском месторождений, добычей и доставкой нефти. Попутно добывается и природный газ. Наиболее дорогостоящей является угольная промышленность. Каменный, добывают в шахтах. Подобные отрасли хозяйства требуют значительных финансовых вложений, а также большого количества человеческих ресурсов.

Электроэнергетика

К топливно-энергетическому комплексу относят также и производство, распределение электрической энергии. Вырабатывается она на теплоэлектростанциях, атомных и гидроэлектростанциях. Тепловые станции для производства используют газ, уголь, мазут или торф. При их сжигании тепловая энергия превращается в электрическую. На берегах крупных водоемов сооружают гидроэлектростанции. Себестоимость производимой ими электроэнергии гораздо ниже. Если район не имеет рек и больших запасов топлива, то сооружаются атомные электростанции. В их работе используются Расход топлива при этом значительно меньше. Еще одно несомненное преимущество - сохранение чистоты окружающей среды. Новое слово в энергетике - геотермальные станции. Они используют внутреннее тепло земли (расположены вблизи вулканов).

Металлургия

Отрасли хозяйства многих стран (в том числе и России) включают производство черных и цветных металлов. Выделяют металлургию полного цикла (производство чугуна, стали, проката) и передельную, в которой чугун отсутствует. На размещение предприятий такого типа влияет наличие сырья и электроэнергии. Отрасли народного хозяйства России, которые занимаются производством стали и проката - одни из мировых лидеров. Технология изготовления цветных металлов имеет ряд особенностей. Прежде всего добываются руды, затем происходит их обогащение. Производится концентрат, черновой металл. Для придания ему необходимых свойств и параметров выполняется операция рафинирования. Выделяют производство тяжелых (никель, свинец, олово) и легких (алюминий, Металлургия тяжелых металлов является материалоемкой: производство одной тонны металла требует несколько сотен тонн руды. Чаще всего такие предприятия размещаются вблизи источников сырья.

Машиностроение

Предприятия должны учитывать ряд факторов: наличие сырья и потребителя, высокая квалификация персонала, выгодное транспортное и географическое положение. Сюда входят следующие отрасли хозяйства: автомобильная, вагоностроительная промышленность, производство судов, тракторов. Также в эту категорию включают приборостроение, изготовление бытовой техники и электронно-вычислительных машин. Данная отрасль занимается также изготовлением деталей и комплектующих.

Предприятия лесной, химической отраслей

Продукция лесопромышленного комплекса встречается нам каждый день. Это и тетради, и мебель и многое другое. Лесозаготовительные отрасли хозяйства занимаются сбором, обработкой и переработкой древесины. Зачастую такие предприятия размещаются в регионах с обширными посадками деревьев. Деревообрабатывающая отрасль изготавливает строительные детали из древесины, фанеру, мебель.

Также эта область включает лесопильную промышленность. Целлюлозно-бумажные отрасли хозяйства производят бумагу, картон, целлюлозу, бумажную тару и многое другое. Выделяют также лесохимическую промышленность. Она занимается изготовлением растворителей, метилового спирта, гидролизным производством. Химическая промышленность включает в себя изготовление волокон, красителей, пластмасс, лакокрасочную отрасль. Также в этот комплекс входит фармакология, производство веществ органического синтеза, бытовой химии.

Отрасли сельского хозяйства

Сельское хозяйство является довольно важной составляющей экономики страны, ведь именно оно обеспечивает население продуктами питания. Данную категорию разделяют на животноводство и выращивание всевозможных растений (овощей, фруктов, зерновых и технических культур и т. п.).

Отрасли сельского хозяйства, которые занимаются разведением животных - это скотоводство (мясные, молочные породы), овцеводство, птицеводство. Также существуют фермы по выращиванию свиней, коней, рыбы, Пчеловодство также является одной из сфер животноводства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...