Что делать при полной (тотальной) гибели авто при осаго и каско. инструкция по получению страховой выплаты и решению вопросов со страховой компанией


Андрей, добрый вечер. Давайте по порядку.

1)
У меня вопрос, как происходит передача ТС страховой компании после его нахождения?
Андрей

Передача автомобиля в СК происходит посредством написания заявления на имя официального представителя СК (директора филиала или головной организации) заявления которым Вы отказываетесь от автомобиля в пользу страховой компании.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»

5. В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.
На автомобиле стоит доп.оборудование, которое не страховалось и я его хочу снять, как это сделать?
Андрей

Сделать - это можно только в том случае, когда в Вашем распоряжении окажется сам автомобиль. Поскольку доп. оборудование застраховано не было - Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Страховую компанию ставить в известность о том, снимали Вы его или нет вовсе не обязательно.

На данный момент я являюсь собственником, могу я забрать автомобиль на ответственное хранение?
Андрей

Этот вопрос Вам необходимо решать со следствием.

Общие правила хранения вещественных доказательств установлены ст. 82 УПК РФ

1. Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.
2. Вещественные доказательства в виде:
1) предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью:
а) фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;
б) возвращаются их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания;
в) в случае невозможности обеспечения их хранения способами, предусмотренными подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются в соответствии с настоящей частью на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи. К материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;
3. Иные условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств, в том числе их отдельных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Хранение транспортных средств, признанных вещественными доказательствами, а также транспортных средств, на которые по постановлению суда наложен арест, осуществляется на специально отведенных охраняемых местах хранения задержанных транспортных средств (специализированных стоянках).
Хранение транспортных средств осуществляется на основании постановления следователя и договора, заключаемого следственным органом с хранителем.
Изъятие транспортного средства производится следователем либо по его поручению органом дознания, с участием должностного лица соответствующего государственного органа, а также, по возможности, в присутствии владельца транспортного средства и оформляется протоколом, в котором фиксируется техническое состояние транспортного средства.

В данном случае Вам стоит обратиться с ходатайством на имя следователя, в чьем производстве находится уголовное дело о передаче Вам автомобиля на ответственное хранение.

замечу, что до окончания производства по делу снять доп. оборудование можно только с разрешения следователя.

Могу я потребовать от СК возврата вычтенного износа ТС из страховой выплаты, т.к. при абандоне СК должна возмещать страховую выплату полностью?
Андрей

Совершенно верно, страховая компания обязана выплатить возмещение в полном объеме, что уже неоднократно отмечалось судами по такого рода делам.

38. В случае полной гибели имущества, т.е. при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон) - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»

Кроме того, в случае отказа добровольно выплатить этот износ - в суде Вы сможете рассчитывать на получение неустойки в размере 3% от страховой премии, за каждый день просрочки - но не более чем размер премии и штрафа в размере 50% от удовлетворенных судом требований.

В какой срок я должен передать ТС в собственность СК? Кто снимает с учета ТС?
Андрей

Сроки должны быть оговорены правилами страхования. Закон, на этот счет оговорок не делает, что дает Вам право передать его в любое удобное для Вас время, тем более, что часть страхового возмещения была Вам уплачена.

А снять автомобиль с учета лучше Вам, поскольку еще неизвестно когда СК самостоятельно снимет его с учета - а за все это время он будет числится за Вами, соответственно Вам придется оплачивать транспортный налог.

Автомобиль, принадлежащий организации, попал в аварию и не подлежит восстановлению. По договору страхования КАСКО организация получает полное страховое возмещение с передачей автомобиля в собственность страховой компании. Каким образом отражается операция по передаче автомобиля страховой компании в бухгалтерском и налоговом учете?

Передачу права собственности на не подлежащий восстановлению автомобиль отразите как продажу основного средства.
О том, как рассчитать доход от такой реализации и как отразить операцию в учете см. информацию файла ответа.

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете и при налогообложении последствия ДТП с автомобилем организации

Как отразить в налоговом учете передачу страховой компании права собственности на автомобиль, не подлежащий восстановлению. Страховщик полностью выплатил страховую сумму по договору

Передачу права собственности на не подлежащий восстановлению автомобиль отразите как продажу основного средства.

Это объясняется следующим.

В случае утраты, гибели застрахованного имущества организация вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика для получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы (п. 5 ст. 10 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1). То есть передача страховщику не подлежащего восстановлению транспортного средства является по своей сути возмездной передачей имущества и, следовательно, признается реализацией основного средства ().

Таким образом, полученную страховую сумму разделите на две составляющие:
– страховое возмещение, которое получила бы организация, не передавая право собственности на автомобиль (эта сумма должна быть прописана в договоре страхования);
– оплата за передаваемые права на имущество.

Данный порядок подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2011 г. № 09АП-16300/2011-АК .

Полученное страховое возмещение НДС не облагайте, так как суммы страхового возмещения не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг и имущественных прав (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ , письмо Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-04-05/3-744).

Доход от реализации автомобиля определите по формуле:

Такой порядок следует из пунктов , статьи 249 Налогового кодекса РФ.

Остаточную стоимость передаваемого основного средства учтите в составе расходов (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разницу между ними признайте убытком. Подробнее об учете убытка от реализации основного средства см. Как отразить при налогообложении продажу основных средств .

Основные средства, подлежащие продаже, для целей обложения НДС признаются товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). С дохода от реализации товаров (работ, услуг) на территории России заплатите НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 , п. 1 ст. 154 НК РФ).

О порядке расчета НДС при продаже основных средств см.:
– Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг) ;
– Как начислить НДС при реализации имущества, которое было учтено по стоимости с учетом входного НДС .

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете передачи прав на автомобиль, не подлежащий восстановлению, и получения полной страховой суммы от страховщика

5 августа автомобиль ООО «Альфа» попал в ДТП. На основании акта осмотра автомобиля он не подлежит восстановлению. Данный автомобиль был застрахован по каско. Согласно условиям договора «Альфа» вправе получить полную сумму страховки в случае гибели автомобиля при передаче прав на него страховщику. Сумма страхового возмещения, выплачиваемая при наступлении страхового случая, без передачи прав на автомобиль составляет 600 000 руб., с передачей прав – 1 000 000 руб.

Первоначальная стоимость автомобиля – 1 100 000 руб. Сумма начисленной до наступления страхового случая амортизации – 300 000 руб. Срок полезного использования установлен организацией для целей бухгалтерского и налогового учета – 55 месяцев. Аналогичные показатели первоначальной стоимости и начисленной амортизации отражены в налоговом учете «Альфы».

Бухгалтер «Альфы» отразил операции по реализации автомобиля и получению страховых сумм следующим образом:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 1 100 000 руб. – отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 300 000 руб. – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 400 000 руб. – отражена выручка от реализации основного средства по стоимости, указанной в отчете оценщика;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 61 017 руб. – начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства»
– 800 000 руб. – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства;

Дебет 76 Кредит 91-1
– 600 000 руб. (1 000 000 руб. – 400 000 руб.) – начислена сумма страхового возмещения;

Дебет 51 Кредит 62
– 400 000 руб. – получена оплата за реализованное основное средство;

Дебет 51 Кредит 76
– 600 000 руб. – получено страховое возмещение.

В налоговом учете бухгалтер «Альфы» отразил в составе выручки доход от реализации автомобиля в размере 338 983 руб. (400 000 руб. – 61 017 руб.), в составе внереализационных доходов – сумму страхового возмещения в размере 600 000 руб. Кроме того, в составе расходов бухгалтер отразил остаточную стоимость реализованного автомобиля в размере 800 000 руб. Так как расходы в виде остаточной стоимости превысили доход, полученный от реализации автомобиля, в налоговом учете образовался убыток, который должен признаваться в составе прочих расходов равными долями в течение периода времени, равного разнице между сроком полезного использования актива и фактическим сроком его эксплуатации. На момент наступления страхового случая автомобиль амортизировался в течение 15 мес., то есть убыток в налоговом учете должен признаваться «Альфой» в течение 40 мес. (55 мес. – 15 мес.). Ежемесячная сумма признаваемого убытка в налоговом учете составит 11 525 руб. (800 000 руб. – 338 983 руб.): 40.

Так как в бухгалтерском учете убыток признается единовременно, а в налоговом – в течение определенного срока, возникает временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив.

В августе бухгалтер «Альфы» отразил начисление отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 92 203 руб. ((800 000 руб. – 338 983 руб.) ? 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

С сентября ежемесячно отложенный налоговый актив будет погашаться:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 2305 руб. (92 203 руб. : 40) – погашена часть отложенного налогового актива.

Никакая машина в России не является не подлежащей восстановлению

Фото: Fotolia/ostrows1

Видеосюжет Банки.ру, где рассказывается о «воскресении» автомобиля после признания страховщиком его тотальной гибели, вызвал большой резонанс у пользователей. Мы решили копнуть глубже и разобраться, что происходит с машиной после признания ее гибели по договору каско, где проходит черта, за которой автомобиль «скорее мертв, чем жив» и в каких случаях клиент может остаться должен своей страховой.

Восстание машины

Героиня Юлия Чекменева 1 октября 2014 года попала в серьезное ДТП – произошло лобовое столкновение на скорости 120 км/ч. Сама девушка не пострадала чудом. «А у машины передней части просто не было. Автомобиль был признан непригодным к восстановлению, то есть тотальным», - рассказывает Юлия. Полис каско у нее был оформлен в компании «Росгосстрах», и Юлия отдала страховщику то, что осталось от машины, после чего получила выплату в 411 тыс. рублей (при страховой сумме 475 тыс.).

Но спустя почти год, 1 сентября 2015 года, Юлии пришло три извещения о штрафах на общую сумму 1 500 рублей – на ее старый, но уже отремонтированный автомобиль, который год назад был признан «погибшим», а теперь, как выяснилось, может не только ездить, но даже превышать скорость. А Юлия формально продолжает быть его владельцем.

Как объяснила девушка, после передачи разбитой машины страховщику она не сняла ее с регистрационного учета, так как в страховой ее заверили, что это необязательно. Однако в комментарии для Банки.ру заместитель главы управления департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин отметил, что обращаться в ГИБДД за снятием с учета должен сам страхователь, на что компания обращает внимание клиента при передаче транспортного средства страховщику.

«Прекратить регистрацию ТС, поврежденных в результате ДТП, без утилизации ПТС может только предыдущий собственник, подав заявление и документы, подтверждающие переход права собственности, в ГИБДД через десять дней после передачи/реализации транспортного средства», - объясняет представитель страховщика. Он ссылается на Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.

Как пояснил Банки.ру Павел Бородин, страховщик не восстанавливал данный автомобиль, а продал его через аукцион третьему лицу в том состоянии, в котором принял от страхователя. Таким образом, страховая компания признала автомобиль погибшим, но кто-то, купивший его на аукционе, восстановил машину и впоследствии продал. Портал Банки.ру задался вопросом, насколько это, во-первых, законно и, во-вторых, безопасно для того, кто на этом восстановленном автомобиле ездит.

Тотал или не тотал, вот в чем вопрос

Гибель автомобиля с точки зрения договора каско и машина, действительно не подлежащая восстановлению, - это «две большие разницы», объясняет главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков. Обычно машина признается погибшей, если сумма ущерба составляет 65-70% от ее стоимости. «В этом случае оплачивать ремонт машины страховщику невыгодно по нескольким причинам. Во-первых, при гибели ТС действие договора каско сразу прекращается (и, соответственно, освобождает компанию от новых убытков по этому договору). Во-вторых, часть убытка компания может покрыть за счет реализации остатков машины, которые впоследствии могут быть восстановлены значительно дешевле стоимости ремонта у официального дилера. В-третьих, страховщик снимает с себя проблему контроля качества и стоимости ремонта, что при существенных повреждениях немаловажно», - говорит эксперт.

Такая практика со стороны страховщиков вполне законна, отмечает редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Страховая компания реализует полученный от клиента автомобиль, а после этого вся ответственность лежит на покупателе - он может купить машину на запчасти, а может ее восстановить», - рассказывает эксперт.

«С момента подписания акта приема-передачи ТС и передачи нам автомобиля клиент перестает быть собственником транспортного средства, - объясняет директор департамента страховых выплат СК «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. - Так как автомобиль становится собственностью «АльфаСтрахования», компания может распоряжаться им на законных основаниях. Мы выставляем эти машины на интернет-аукцион и продаем победителю».

Посредник, купивший автомобиль, восстанавливает его «задешево» - чуть ли не «в гараже», объясняет Сергей Смирнов. «Когда машину перепродают, покупателю не говорят, насколько серьезным было ДТП, в котором этот автомобиль побывал. И установить это никак невозможно», - говорит он.

«Не существует критериев, устанавливающих порог, при каком повреждении автомобиль можно восстановить и это безопасно, а при каком машину нужно однозначно утилизировать и запретить восстановление», - добавляет Сергей Смирнов.

Страховая компания решает вопрос о тотальной гибели автомобиля в первую очередь с точки зрения экономической целесообразности, подчеркивает автоэксперт Игорь Моржаретто. «Я видел в Литве мастерскую, куда иностранные компании отдавали автомобили на восстановление. Им было экономически невыгодно заниматься этим в Германии, а в Литве стоимость восстановления ниже. И продавцов совершенно не волнует, что сделают с машиной в этой мастерской и куда она потом попадет. А попадали они, скорее всего, в Россию», - рассказывает Игорь Моржаретто.

Регистрировать «труп» невыгодно

В соответствии с действующими правилами, такой процедуры, как «снятие с учета», уже не существует, замечает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Прекращение регистрации - это право, а не обязанность бывшего владельца, подчеркивает он.

Как ранее разъясняла ГИБДД РФ, с 15 октября 2013 года перерегистрация автомобиля происходит в момент постановки его на учет новым владельцем: у покупателя есть на это десять дней. При этом со страховой компании эта обязанность снимается, если ее уставом предусмотрена продажа имущества, оставшегося после страхового случая. Юрлица и ИП не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи, указывает директор департамента анализа, методологии и контроля СК «Согласие» Андрей Дятловский, ссылаясь на постановление правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года.

Страховая заинтересована продать остатки машины как можно раньше, так как они занимают место на арендуемой стоянке, говорит Виталий Княгиничев. Эта процедура может занимать от одного до 30 дней, в отдаленных регионах - до полугода, при этом 10-15 дней может уйти на выплату возмещения страхователю и выяснение, нет ли на машине обременений по линии ГИБДД или приставов.

Перекупщикам битых авто перерегистрировать их на себя в таком состоянии тоже невыгодно. Как объясняется на сайте одной из компании по выкупу аварийных ТС, в этом случае сотрудники ГИБДД вносят в ПТС и электронные базы данных отметку о том, что автомобиль имеет механические повреждения после ДТП. «Как нетрудно догадаться, продать автомобиль с таким «волчьим билетом» будет практически нереально. По крайней мере, по рыночной цене», - говорится на сайте организации.

Поэтому регистрационные действия перекупщики предпочитают осуществлять уже с восстановленным автомобилем. Или, как мы видим на примере истории Юлии Чекменевой, оставлять это «на совести» покупателя. Которые иногда этой обязанностью пренебрегают, ведь отсутствие перерегистрации автомобиля не является помехой для покупки ОСАГО, а управлять автомобилем можно и со свидетельством о регистрации от предыдущего собственника - ПТС сотрудники ГИБДД для проверки не требуют.

«Действия новых собственников направлены на то, чтобы сэкономить: не платить транспортный налог, не платить штрафы», - комментирует Сергей Смирнов из журнала «За рулем» историю Юлии. Кроме того, новый владелец может скрыться с автомобилем с места ДТП, а официального собственника могут привлекать к ответственности, вызывать на допросы, предостерегает эксперт.

Как разъясняет ГИБДД РФ, в случае получения «чужих штрафов» собственнику автомобиля необходимо направить заявление в подразделение ГИБДД, которым выписан штраф, о том, что данный автомобиль ему уже не принадлежит, приложив подтверждающие документы (копия договора купли-продажи, а также копии документов на автомобиль). «Чтобы это предотвратить, необходимо при оформлении договора купли-продажи одновременно внести соответствующие записи в ПТС и сделать копии со всех документов, - разъясняет ведомство. - Также у бывшего владельца автомобиля есть право через десять дней после совершения сделки обратиться в регистрационное подразделение МРЭО ГИБДД для прекращения регистрации автомобиля, если новый собственник не зарегистрировал его в установленном порядке. При этом свидетельство о регистрации транспортного средства будет выставлено в розыск».

Аукционы, но не «Сотби»

Застрахованные машины, как правило, не утилизируют, так как это лишает компанию возможности минимизировать свои финансовые потери, объясняет Андрей Дятловский из «Согласия». По словам главного страхового аналитика Банки.ру Дмитрия Жукова, в зависимости от популярности марки автомобиля и характера повреждений страховая компания может компенсировать до 70% от выплаченной клиенту суммы. «Исключения составляют сгоревшие машины, которые чаще всего ничего не стоят, и сильно поврежденные автомобили непопулярных марок», - говорит аналитик.

Интернет-аукционов, где можно продать разбитую машину, великое множество - от крупных международных компаний, которые разрабатывают программное обеспечение для оценки стоимости поврежденных ТС, до небольших фирм, работающих только в одном регионе. Некоторые страховщики открывают собственные площадки: так, свой открытый интернет-аукцион по продаже битых автомобилей, принадлежавших клиентам компании, есть у лидера рынка каско «РЕСО-Гарантии» (доля рынка - 15,83%).

«В 2015 году количество победителей аукциона составило около 1,5 тысячи человек по России, кто-то выиграл одно транспортное средство за год, кто-то - 36. Конкретные организации выделить сложно, - рассказал Банки.ру заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. - Каждого победителя торгов мы предупреждаем, что в ПТС транспортного средства будет указано, что автомобиль был в собственности у страховой компании, потому что такие авто зачастую приобретают для того, чтобы подлатать в сервисе, а потом продать как б/у автомобиль без повреждений».

При этом не все покупатели остаются в неведении относительно «прошлого» такого автомобиля, говорит один из представителей рынка. «Некоторые идут на покупку восстановленного авто сознательно, ради существенной скидки, тем более что формально все законно. А понятия о безопасности у каждого свои», - говорит источник.

Кому «лом»

По словам Дмитрия Жукова, в случае гибели автомобиля договоры каско большинства компаний предусматривают три варианта. В первом, уже описанном, страховая забирает то, что осталось от машины. При этом из страховой суммы вычитается износ, франшиза (не покрываемая страховкой часть убытка), если они предусмотрены договором, и, иногда, страховые выплаты, если они были в период действия полиса (при агрегатной страховой сумме). Второй вариант - страховая компания выступает посредником между продавцом (владельцем) и покупателем автомобиля (обычно через комиссионный магазин). И третий вариант - разбитая машина остается у владельца, при этом из выплаты вычитается стоимость годных остатков (помимо износа, франшизы и предыдущих выплат).

Именно так и поступила Людмила, не пожелавшая расставаться со своей пострадавшей в ДТП машиной (случай произошел в 2007 году).

«Авария произошла при трогании на светофоре, на скорости 20 км/ч. Машина, конечно, внешне была сильно помята - капот сложился в «гармошку», но двигатель не задело, я даже смогла отъехать на обочину, - рассказывает женщина. - Но из-за стоимости запчастей ремонт вышел слишком дорогим, и машину признали «тотальной». Мне не хотелось ее отдавать, и повреждения такими уж катастрофическими не казались. При этом я не сразу заметила в договоре пункт, согласно которому могу оставить машину себе, при этом получив меньшую выплату».

По словам Людмилы, при передаче машине страховой выплата по каско составила бы около 460 тыс. рублей (при стоимости машины около 600 тыс.), а за вычетом стоимости остатков страховательница получила около 330 тыс. «Этих денег мне с головой хватило на ремонт машины в том же дилерском центре, который оценивал ущерб для страховой, - рассказала Людмила. - Смысл в том, что для страховой стоимость ремонта рассчитывается исходя из цены новых запчастей от производителя, даже кузовных. А если немного отходить от регламента, заменяя «родные» новые запчасти более дешевыми, но совершенно исправными аналогами, например, б/у, можно существенно сэкономить. На отремонтированной машине я и сейчас езжу, а вот каско на старую машину не покупаю.Те , совершенно не оправдывают себя».

Но, по словам представителя страхового рынка, в таких ситуациях страхователь поступает на свой страх и риск: страховщики рекомендуют отдавать тотальный автомобиль и получать выплату, так как никто не даст гарантий, что после ремонта машина будет полностью соответствовать требованиям безопасности. Кроме того, по словам Дмитрия Жукова, при таком исходе бывают парадоксальные случаи, когда страхователь формально может остаться должен страховой. «Это бывает, когда стоимость автомобиля из-за инфляции резко выросла и цена остатков превысила зафиксированную в договоре страховую сумму, после вычета износа, франшизы и произошедших убытков. По факту, конечно, клиент в этом случае страховой ничего не платит, стороны расходятся «по нулям», - говорит эксперт.

Не все автовладельцы в курсе, что при полной непригодности машины из-за ДТП или ее краже они могут передать права на это имущество страховой компании (абандон). В таком случае им выплачивается денежное возмещение, равное страховой сумме.

Закон обязывает страховщиков предлагать этот вариант компенсации, однако не все на это идут. Применяются различные уловки и отговорки, предъявляются неприемлемые требования, чтобы затянуть процедуру.

Как получить компенсацию?

Отказ от прав на транспорт оформляется письменно. После передачи соответствующего заявления представителю страховой компании, дальнейшая судьба автомобиля не должна вас волновать. Это касается и снятия с регистрации, и переоформления других документов.
Клиент имеет право не интересоваться мнением страховой компании, передача прав на машину - односторонняя сделка.

Никаких дополнительных условий страховая компания выдвигать не имеет права. Хотя на практике имеем совершенно иное. Например, часто предлагают отдать авто в комиссионный магазин, подписав отдельное соглашение. Без этого деньги выплачивать отказываются. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае. Вы передали машину страховщику, этого достаточно.

Абандон предусматривает отказ от прав собственности на имущество только в пользу страховой компании, за это положена компенсация в размере страховой суммы. Если в деле фигурирует третье лицо, вы лишаетесь полноценной выплаты.

Вероятны две ситуации при требовании компенсации:

  • Страховщик тянет до последнего, постоянно отодвигая принятие окончательного решения.
  • Не желая связываться с юридически подкованным клиентом, деньги переводят без проблем. Это - менее вероятный вариант.

Нередко единственный выход выяснить все до конца - подача иска в суд. Не забудьте потребовать возмещение морального ущерба, неустойку, оплату счета за услуги юриста.
Пока авто зарегистрировано на вас как на владельца, вы обязаны платить транспортный налог. Так что посчитайте, как выгоднее поступить.

Если вы намерены передать права на транспорт страховщику, внимательно перечитайте все разделы полиса КАСКО. Вполне вероятно, что в них описан порядок действий клиента в такой ситуации. Иногда не все устраивает, но придется выполнять требования страховщика.

Мошенничество при абандоне

Если вы обнаружили пункт, обязывающий автолюбителя отдать машину комиссионному магазину, его можно не выполнять, он явно противозаконный.

Еще один способ «надуть» владельца авто - предложение продать машину определенному покупателю за половину стоимости по рынку с обещанием доплатить еще половину из средств страховщика. Но страховая сумма и рыночная цена на момент продажи - совершенно разные вещи. В законе сказано, что страховая сумма не должна быть выше рыночной цены, определенной на момент покупки страхового полиса, а не на дату реализации остатков. Соглашаться ли на подобную сделку - дело автолюбителя, никто не может его принуждать.

Страховщик и его клиент могут оформить договор о процедуре передачи пригодных для дальнейшего использования запчастей и узлов. Например, в нем прописывают ее дату, время и место, а также дополнительные права и обязанности сторон. Перед подписанием покажите его автоюристу.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...