Центральный банк рф форма собственности. Центральный банк россии


Чтобы банковская система страны работала как часы, должен быть орган, который регулирует и выстраивает работу всех финансовых организаций. И такой орган есть – Центральный банк РФ. Глава Центробанка России проделывает огромную работу по контролю над финансовыми вопросами в стране, и сегодня мы немного об этом расскажем.

Что такое ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации – особое заведение. Это главная финансовая организация первого уровня, особый публично-правовой институт России. ЦБ РФ – главный регулятор кредитно-денежных отношений страны, проводящий соответствующую политику государства. Вследствие чего банк и глава Центробанка России наделены специальными полномочиями, например, имеет право эмиссии дензнаков и может регулировать работу финансовых организаций.

Центробанк, в том числе глава ЦБ РФ – экономический управленец страны. Он контролирует работу других кредитных учреждений, дает или отнимает у них лицензии, и потом уже сами финансовые организации работают с населением и юридическими лицами. Сам ЦБ РФ – также лицо юридическое.

Главная функция Центробанка – защита и гарантия устойчивости национальной валюты, причем исполняется это вне зависимости от остальных органов государственной власти. Деятельность ЦБ РФ регулируется законом «О Центральном банке Российской Федерации» и другими ФЗ. Став наследником Госбанка СССР, в 2002 году Банк России стал Центробанком РФ, и с тех пор успешно исполняет свои функции.

Кто у руля

Состав совета директоров в свое время значительно менялся, пока не пришел к стабильным показателям. Особенно «штормило» кадры ЦБ в нестабильные девяностые, в кризисы. Некоторые руководители пробыли на посту всего несколько дней!

Руководство ЦБ РФ сегодня более стабильно. Согласно ФЗ, регулирующему деятельность финансовой махины, во главе стоят Председатель Банка России и почти полтора десятка членов совета директоров.

Они работают на постоянной основе в Банке России и назначаются на пятилетний срок. Их выбирает Госдума, причем список также согласовывается с Президентом Российской Федерации.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина

Председатель ЦБ РФ в настоящее время – Эльвира Набиуллина. Она была назначена на эту должность в 2013 году. В состав совета директоров входят:

  • Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России;
  • Дмитрий Тулин, первый заместитель председателя БР;
  • Сергей Швецов на аналогичной должности;
  • Ксения Юдаева в той же должности;
  • Василий Поздышев, заместитель председателя Банка России;
  • Ольга Полякова, также зампредседателя БР;
  • Дмитрий Скобелкин в аналогичной должности;
  • Владимир Чистюхин, зампредседателя БР;
  • Алексей Симановский, советник председателя Банка России;
  • Сергей Игнатьев, также советник председателя БР;
  • Надежда Иванова, начальник главного управления банка по ЦФО.

Вы видите, кто входит в совет директоров ЦБ РФ. К слову, это постоянно работающий коллегиальный орган Центробанка. Члены Совета трудятся в Банке России, и как минимум раз в месяц собираются на общее заседание, которое проводит и возглавляет руководитель ЦБ РФ.

Казалось бы, есть глава главного финансового воротилы России, и он и может принимать решения и руководить экономической политикой. Зачем же нужен совет директоров? На самом деле, его функции и задачи регулируются общим для Центробанка федеральным законом и весьма обширны:

  1. Подготовка проекта и окончательного бюджета и кредитной политики, а также контроль их исполнения. Это делается совместно и Правительством России.
  2. Подготовка и утверждение годовой отчетности о деятельности БР, работа с аудиторами и Счетной палатой, подготовка бумаг для Национального банковского совета и Госдумы.
  3. Анализ состояния экономики России.
  4. Отчет о деятельности Банка России.
  5. Подготовка для утверждения на Национальном банковском совете грядущих расходов ЦБ – с подсчетами и обоснованиями.
  6. Работа с процентными ставками, лимитами операций, словом, с тем, с чем сталкиваются рядовые граждане при работе с кредитными организациями. В том числе и выплаты из тех учреждений, что стали банкротами.
  7. Принятие решений о выпуске или изъятии из оборота новых монет и банкнот.
  8. Расчет уставного капитала Банка России для рассмотрения Госдумой.

Совет директоров решает еще множество иных вопросов в рамках ФЗ, регулирующего его деятельность. Они касаются как работы самого учреждения, его структуры, оплаты труда сотрудников, так и общей экономической политики страны. Сам Центробанк не принимает решений в отрыве от Государственной думы, он может лишь рекомендовать некие предложения или решения, и уже после орган власти принимает или отклоняет предложения.

Центробанк — махина, управлять которой непросто

Интересно, что к тем, кто входит в совет директоров, применяются строгие правила. Эти люди не могут быть депутатами Госдумы или других органов власти, не могут занимать посты на государственной службе, быть членами правительства или Совета Федераций. Им нельзя числиться в партиях, работать в общественно-политических или культовых организациях и работать (по совместительству) в иных финансовых организациях. Более того, им даже нельзя приобретать ценные бумаги, если это столкнет интересы Центробанка и члена совета директоров!

Глава ЦБ

Председатель Центробанка России – должность почетная и ответственная. Кто возглавляет самый главный финансовый центр страны, наверное, знает каждый. Глава Центробанка России в наше время – Эльвира Набиуллина. Она вступила в дело, как глава банка России, в 2013 году, и с тех пор на ее плечи легли многочисленные полномочия:

  • работать, представляя банк, с органами власти, кредитными учреждениями, в том числе иностранными, а также организациями, не связанными с экономикой;
  • председательствовать на совете директоров ЦБ, причем голос главы банка решающий;
  • подписывать лично и передавать право подписи доверенному лицу из совета директоров нормативные акты и прочие документы;
  • назначать или снимать с должности своих заместителей;
  • наделять замов полномочиями;
  • указывать своим подчиненным.

Правда, при этом наборе прав есть и немало обязанностей и ответственности. Глава Центробанка обязана следить за тем, чтобы банк успешно функционировал, причем не выходя из рамок закона, и принимать решения (с последующей ответственностью), касающиеся работе банка, кроме тех, что решают совет директоров или Национальный банковский совет.

Я уже писал о том, что Центральный банк Российской Федерации, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, является органом государственной власти. Дополнительное подтверждение этому можно найти в статье 1 Федерального закона о Центробанке. Хотя формулировки обоих документов достаточно «мутные», но статус Центробанка именно таков.

Как известно, совмещение в рамках одной организации функций органа государственного управления и функций, связанных с осуществлением хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, создает ситуацию, которую принято называть «конфликтом интересов». Проще говоря, возникает питательная почва для коррупции и злоупотреблений, снижается эффективность выполнения органом государственной власти возложенных на него функций и задач.

А признаки такого «раздвоения» или «конфликта интересов» в деятельности Банка России просматриваются. Особенно учитывая, что он, помимо выпуска денег (денежной эмиссии), осуществляет большое количество других функций. Банк России, как известно, является институтом, который в нашей стране выполняет функции банковского надзора. И в этом качестве он должен быть непредвзятым и неподкупным надсмотрщиком, следящим за всеми коммерческими банками в стране.

Статья 8 Закона о Центробанке вроде бы предупреждает возможный конфликт интересов в сфере банковского надзора: «Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами» . В той же статье говорится: «Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами» .

Но именно в этой сфере мы видим вопиющий «конфликт интересов». Оказывается, Банк России является материнской компанией, которая владеет дочерним банком. Думаю, читатели догадываются: речь идет о Сберегательном банке. Для него в статье 8 Закона о Центральном банке сделано исключение: «Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк). Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона».

Внятного объяснения того, почему для Сберегательного банка было сделано исключение, какими высшими соображениями продиктовано участие Банка России в капитале этого коммерческого банка, я нигде не встречал.

На данный момент Банк России является главным акционером в Сбербанке, владея 50 процентами капитала + одна акция. Многие по привычке называют Сберегательный банк государственным. Это как посмотреть. Ведь он — «дочка» Банка России, а, следовательно, многие положения Закона о Центробанке распространяются и на «дочку». Вот, например, статья 2 гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства» . Некоторые наивно думают, что российское государство в «случае чего» (если Сбербанк зашатается) будет спасать клиентов Сберегательного банка. Наверное, такой ход мыслей навеян воспоминаниями о советских «Сберегательных кассах», которые входили в систему Минфина СССР. А нынешний Сберегательный банк к государству не имеет ни малейшего отношения. При необходимости люди из правительства вспомнят статью 2 Закона о Центробанке и скажут: спасайтесь сами (или пусть вас «мама» спасает).

Но главное даже не в этом, а в том, что Банк России как орган банковского надзора не может не иметь особого благорасположения по отношению к своей «дочке». Помню, в мае 2010 года разгорелся скандал. Тогдашний заместитель председателя Центрального банка РФ Сергей Голубев на встрече со студентами в Санкт-Петербурге весной указанного года сделал два совершенно неожиданных заявления.

Первое: «Сберегательный банк достаточно много допускает нарушений, и мы [ЦБ] ничего не можем сделать». Второе: «Пора уходить из Сберегательного банка. Председатель Центрального банка является председателем наблюдательного совета Сбербанка. Это конфликт интересов. Неполноценным становится надзор за таким банком».

После возвращения в Москву господину Голубеву как правдолюбцу на Неглинке (адрес центрального офиса Банка России) устроили взбучку. А Центробанк немедленно выпустил пресс-релиз, в котором разъяснялось, как хорошо организован надзор за Сберегательным банком. Но в своем кругу российские банкиры говорят, что надзор за «Сбером» никакой.

Летом нынешнего 2017 года произошло одно знаковое событие в жизни Центробанка. Он принял решение о санации коммерческого банка «Открытие». Причем впервые применил новую схему санации. Если раньше помощь тонущим банкам осуществлялась в виде кредитов Банка России или по линии Агентства страхования вкладов (АСВ), то в случае с «Открытием» финансовые вливания были осуществлены в форму участия в капитале указанного банка. В конце августа Центробанком было принято решение о том, что он входит в капитал банка «Открытие» с долей в 75%, а за предыдущими собственниками останется доля в 25%. А вслед за «Открытием» последует БИН-банк (пока доля Центробанка в капитале указанного коммерческого банка еще не определена). А там, глядишь, появятся и другие.

В начале этого года в Закон о Центробанке были внесены изменения, согласно которым был учрежден специальный инвестиционный фонд для финансового оздоровления несостоятельных банков. Фонд не является юридическим лицом, и его имущество обособлено от остального имущества Банка России. Фонд находится под управлением специальной управляющей компании. Фондом и производятся вливания в капитал «Открытие». Но от создания фонда конфликт интересов никуда не исчез. Можно ожидать, что банк «Открытие», как и «Сбербанк», будет тем самым «Юпитером», о котором в латинской поговорке сказано: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Таких «Юпитеров» не будет очень много. Но все они будут «бессмертными богами». А остальным банкам придется быть в роли «смертных быков». Или «козлов отпущения», определенных на заклание.

Возникает вопрос: а нельзя ли было как-то иначе в России построить отношения Центробанка с коммерческими банками? Конечно же, можно. Далеко за примерами ходить не надо. Посмотрим на китайский опыт. Там есть Народный банк Китая (НБК), который является центробанком. Его основная задача — обеспечивать китайскую экономику деньгами. Согласно закону о НБК, на него возложены функции денежной эмиссии, организации денежного обращения, разработки и реализации совместно с минфином и другими министерствами и правительственными организациями государственной денежно-кредитной политики.

Ни выдачей и отзывом банковских лицензий, ни банковским надзором НБК не занимается. Для этого имеется специальный орган, который называется Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая (англ. China Banking Regulatory Commission — CBRC ). Она, как и НБК, входит в исполнительную ветвь государственной власти и подчиняется Госсовету. НБК, конечно, также присматривает за банками, но он в тандеме банковского надзора «пристяжной», а CBRC — «коренной».

Кстати, есть немало других стран, где функции банковского надзора возлагаются не на центральный банк, а на специальные организации (банковские регуляторы). Среди таких стран — Канада, Дания, Швеция, Норвегия. Есть страны, в которых банковский надзор осуществляется совместно центральными банками и специально уполномоченными регуляторами. Это Швейцария, Франция, Германия, США. Есть, конечно, страны, где банковский надзор осуществляется только центробанком. Это, например, Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия.

Но я лично не знаю ни одной крупной страны, где бы, подобно России, центральный банк одновременно занимался выдачей кредитов коммерческим банкам, участвовал в капитале коммерческих банков и при этом монопольно выполнял функции банковского надзора. Трудно придумать более «питательную основу» для коррупции и злоупотреблений. Но кому-то и такого совмещения показалось мало. С 2013 года Банк России функционирует как финансовый мегарегулятор, распространяя свои щупальца на всю экономику. Таких центробанков-осьминогов, занимающихся регулированием всего и вся (финансовые рынки, страховые компании, аудиторские фирмы и т.п.), в мире очень немного. Это в основном центробанки на постсоветском пространстве (Армения, Грузия, Казахстан, Литва, Чехия, Эстония и некоторые другие). Но даже там центробанки не участвуют в капиталах коммерческих банков.

Модель банковской и финансовой системы, которая сложилась к настоящему времени в России, порождает чудовищные «искажения стимулов» (как обычно пишут в учебниках по рыночной экономике). А говоря проще, она порождает чудовищную коррупцию. И дело не в отдельных руководителях (та же Набиуллина или любой другой человек на месте председателя Банка России). Никто из них не способен эффективно бороться с «издержками» функционирования указанной модели. Необходимо срочно отказаться от этой порочной модели. Что предложить взамен? — Да хотя бы китайскую модель, которая предельно проста, понятна и исключает «конфликты интересов».

В заключение хочу обратить внимание на статью 3 федерального закона о Центробанке России. В ней записано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В статье 11 говорится о том, как определяется прибыль Банка России, а в статье 26 определяется порядок использования прибыли.

В момент принятия закона эта статья выглядела следующим образом: «После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения».

Позднее в закон была внесена поправка, устанавливающая, что в бюджет перечисляется 75% прибыли. Наконец, в 2016 году был принят закон, устанавливавший перечисление 90 процентов прибыли Банка России в государственную казну.

Формулировка статьи 26 закона предрасполагает Банк России к тому, что получение прибыли всё-таки может являться де-факто целью деятельности Центробанка. Вопреки декларации статьи 3 о том, что прибыль не является таковою целью. Каков бы ни был процент прибыли, остающийся по закону в распоряжении Банка России, в абсолютном выражении он будет зависеть от общих объемов прибыли. Чем больше прибыль, тем больше, в частности, премии, которые выплачиваются руководителям и сотрудникам Банка России из фонда, формирующегося за счет прибыли.

В лихие 90-е годы, как мне говорили бывшие работники Центробанка, премии были основной частью вознаграждения, которая выплачивалась сотрудникам Банка России. Особенно велика была премиальная составляющая у руководителей высшего звена. Кстати, вопросы оплаты труда работников (включая премии) решает сам Банк России (решения совета директоров), Минфин России в эту сферу деятельности Центробанка вмешиваться не имеет права. Вроде бы в последнее время пропорция между заработной платой и премиями в Банке России сдвигается всё более в пользу заработной платы. Но мотив максимизации прибыли Центробанком подспудно присутствует. Это недопустимо.

А как же исправить ситуацию? Опять же, обратимся к зарубежному опыту. Например, к законодательству США, регламентирующему функционирование Федеральной резервной системы (центробанка США). ФРС США ежегодно получает прибыль, измеряемую многими десятками миллиардов долларов. Как она используется? — За счет прибыли происходит формирование годового операционного бюджета ФРС; основная часть этого бюджета приходится на оплату труда сотрудников всех уровней (при этом закон определяет уровни оплаты для разных категорий). Кроме того, из прибыли выплачиваются дивиденды акционерам ФРС (таковыми являются банки, получающие фиксированные дивиденды в размере 6% независимо от прибыли ФРС). Остальное — перечисляется в федеральный бюджет. Приведу пример распределения прибыли ФРС за 2010 год. Общий ее объем составил 81,69 млрд. долл. Из этой суммы 1,58 млрд. долл. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть операционного бюджета ФРС поступило 0,88 млрд. долл. Выплаты казначейству США составили 79,27 млрд. долл.

Все больше и больше растет заинтересованность людей в вопросе о том, кому подчиняется ЦБ РФ. Прошло время, когда народ «кушал» все то, что ему подавали отечественные политические «кулинары», а тем более заграничные профессионалы — любители остренького. Теперь большинство людей хотят разбираться, что происходит с нашим государством на самом деле. Ведь не так давно нам пришлось пережить распад великой страны и много человеческой боли. Чтобы не случилось повторения такого сценария снова, нужно не оставаться в стороне, а хотя бы начать с понимания процессов в мире и правильного реагирования на них.

«Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, и мне все равно, кто пишет законы», — сказал когда-то Майер Амшель Ротшильд.

А ведь действительно, у кого деньги, тот наделен намного большими возможностями, чем тот, у кого их нет. Однако, как говорил легендарный Сергей Бодров в фильме «Брат-2»: «У кого правда, тот и сильнее». И если мы исходим из этого, значит, надо вытаскивать правду наружу. Итак, какую роль в финансовой системе мироустройства играют центральные банки, в частности, Центральный Банк России? Об этом и статья.

Государственный банк СССР и ЦБ РФ

Депутат внес в Государственную думу в 2014 году поправку в закон о ЦБ, в которой предлагал снять зависимость банка от МВФ. Поправка в закон не была принята Госдумой. У многих людей это вызвало непонимание и протест.

Но с теми, кому подчиняется ЦБ РФ, вряд ли стоит действовать столь прямо и открыто. Ведь так называемые партнеры у нас уж очень матёрые.

Тихая революция

США и Евросоюз живут, как говорят в народе, не по средствам. По сути, они живут в долг. В то же время развивающиеся государства уменьшают свой и способны все больше влиять на экономику в мире и занимать лидирующие позиции в МВФ. Речь идет в первую очередь о России, Китае и Индии. Эти страны пытаются сегодня сократить влияние Вашингтона в МВФ и укрепить свое. Страны БРИКС объединились с тем, чтобы снизить пагубное влияние США. И планомерно реализовывают это.

США поставлены перед выбором: отдать МВФ, вследствие чего придется «слить» Украину, сократить влияние во внешней политике во всем мире и не наживаться на очередных мировых финансовых кризиса, или Россия, Китай и Индия будут «сливать» МВФ.

В 2015 году, вопреки ожиданиям либералов, российская валюта стабилизировалась.

Президент дает поручение ЦБ о что, как казалось, он не мог делать. В Центральном банке неожиданно появились валютные комиссары, пресекающие спекуляции на валютном рынке. Эльвира Набиулина заявляет, что ЦБ теперь будет ориентирована не только на инфляцию, но и на курсовую стабильность, поддержку экономики.

Кому подчиняется ЦБ РФ сегодня? Похоже, Россия начинает менять ситуацию в лучшую для себя сторону.

Действующее законодательство четко определяет, кому принадлежит и подчиняется Центробанк России. Сегодня он представляет отдельное юридическое лицо, кредитное учреждение верхнего уровня, имущество и уставной капитал которого находится в собственности государства. Банк ведет независимую политику и отчитывается перед нижней палатой парламента (Государственная Дума), которая утверждает по представлению главы государства председателя.

Глава Центробанка России. Структура управления

Кроме главы Центрального банка в состав совета директоров входит 14 членов. Они также утверждаются на свои посты Государственной думой на 5 лет, а конкретные кандидатуры предоставляются председателем Центробанка и предварительно согласуются с президентом.

Кроме этого в состав Центрального банка входит 39 департаментов и управлений, специализирующихся на отдельных конкретных направлениях работы финансовой сферы страны.

Каковы задачи Центробанка России?

Специальный закон определяет каковы задачи Центробанка России:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • стабильное развитие всей банковской системы;
  • развитие финансового и фондового рынка;
  • создание условий для стабильной работы и развития собственной российской платежной системы.

Основные функции и курс Центробанка России

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие функции и курс Центробанка России:

  • проведение согласованной монетарной политики с правительством;
  • эмиссия;
  • выступление в качестве кредитора последней инстанции, создание для отечественных банков системы их рефинансирования;
  • определение правил функционирования банковской сферы, проведения расчетов и контроль за их соблюдением;
  • контроль за работой банковского сектора, включая выдачу, приостановка и отзыв специальных лицензий на работу банка;
  • обслуживание расчетных счетов бюджета на всех уровнях (за исключением отдельных случаев, которые оговорены законодательством);
  • контроль за пенсионными фондами, некредитными финорганизациями;
  • регистрация выпускаемых ценных бумаг АО, а также надзор за соблюдением последними соответствующего законодательства;
  • управление накопленными резервами;
  • установление и публикация официальных курсов для совершения расчетов с контрагентами из других стран;
  • определение порядка проведения различных расчетов с международными финансовыми институтами и организациями, иными государствами, физическими и юридическими лицами;
  • разработка и утверждение стандартов ведения бухучета для финансового сектора;
  • учет инвестиций, направляемых в Россию и обратную сторону;
  • контроль за фондовым рынком и предупреждение манипуляций на нем, получения прибыли с помощью инсайдерской информации.

Резервы и валюта Центрального банка

Одной из функций Центробанка остается управление накопленными ЗВР, представляющими собой иностранные активы высокой ликвидности. В нее входит иностранная валюта, золото, часть Фонда национального благосостояния и Резервного фонда за вычетом финансовых требований к резидентам, которые номинированы в иных валютах. Резервы и валюта Центрального банка могут вкладываться в надежные ценные бумаги и облигации, находиться на депозитах и расчетных счетах, использоваться для совершения сделок РЕПО. Основная доля валютной составляющей золотовалютных резервов находится традиционно в американских долларах и евро. Кроме этого используется британский фунт стерлингов, японская иена, австралийский доллар, которые обеспечивают относительно высокую доходность среди всех мировых резервных валют.

Основным назначением валютных резервов Центрального банка остается гарантия устойчивости национальной финансовой системы в условиях турбулентности. Последнее имеет место во время спекулятивных атак на российский рынок, резкого изменения ситуации на международных рынках, снижения экспорта, при иных ситуациях. Максимальное историческое значение золотовалютных резервов Центробанка России было зафиксировано 8 августа 2008 года накануне финансового кризиса и составило 598,1 миллиарда долларов.

Согласно действующему законодательству государство не отвечает по имеющимся обязательствам Центробанка России и наоборот, поэтому правительство может объявлять дефолт даже при наличии значительных запасов валюты и золота в резервах.

Монетарная политика и эмиссия российских рублей

Одной из важнейших функций Центробанка России остается проведение монетарной политики и обеспечение стабильности финансовой системы. Обеспечивается это следующими направлениями деятельности:

  • эмиссия денежных средств;
  • управление стоимостью предоставления ликвидности (ключевая ставка).

Эмиссия представляет собой непосредственно печать наличной денежной массы, своевременное изъятие из обращения ветхих купюр и замена их на новые банкноты, чеканку монет, увеличение объема безналичных рублей искусственным путем. Одновременно с этим Центробанк России обеспечивает наличие достаточной защищенности банкнот от подделки для сохранения стабильности финансовой системы и контроля над денежной массой.

Центробанка России

Отдельно остановимся на чеканке памятных и инвестиционных монет Центробанка России, представляющих собой интерес для коллекционеров, людей, стремящихся в будущем получить дополнительный доход за счет перепродажи подобных монет, стоимость которых значительно превышает нарицательную.

Ключевая ставка Центробанка России

Ключевая ставка Центробанка России представляет уровень процентной ставки, по которому Центробанк предлагает коммерческим банкам недельные для восстановления ликвидности. Уровень этой ставки во много определяет процентные ставки по привлекаемым депозитам и кредитам, влияет на итоговый размер инфляции и стоимость банковских ресурсов. Повышение ключевой ставки идет во время кризиса для снижения интереса со стороны спекулятивного капитала. Примером станет решение Центробанка увеличить ставку сразу на 6,5 процентных пункта 16 декабря 2014 года на фоне серьезного падения российского рубля и экономических проблем, связанных с внешними шоками из-за санкций, резкого снижения цен на нефть.

Банковские лицензии Центробанка России. Рейтинг банков

Одной из важнейших функций работы Центрального банка России остается стимулирование нормального развития всей кредитной сферы. Для этого выдаются специальные банковские лицензии Центробанка России на осуществление деятельности, ведется контроль за соблюдением нормативов, законодательства, предупреждение вывода денежных средств за рубеж, ухода от налогов и других нарушений законодательства. Кроме этого составляет Центробанк России рейтинг банков по величине капитала, прибыльности, иным факторам, что остается косвенным показателем их надежности.

Андрей Максон

Кому принадлежит ЦБ?

После публикации материалов, доказывающие частную природу довольно часто возникает аналогичный вопрос о Центральном Банке России. Кому же принадлежит печатный станок РФ? Реально?

При изучении закона о Центральном банке, в котором данный вопрос, хотя и имеет тривиальный ответ, какого-то ясного понимания ситуации не возникает. Возникают другие вопросы. Главным из которых становится: а есть ли у нас вообще такой государственный орган – ЦБ? Некий коммерческий банк «ЦБ» у нас, конечно, есть, и он даже может печатать рубли, но вот его функции несколько отличаются от тех, что обычно приписываются центральным банкам независимых государств.

Но сначала вернёмся к основному вопросу. Да, уставной капитал и имущество банка являются федеральной собственностью… Закон о Центральном Банке РФ, казалось бы, ясно даёт понять всё о принадлежности ЦБ. К тому же, Дума назначает по представительству президента Председателя Банка и членов Совета директоров. И тут в порядке.

Что же настораживает?

А практически та же независимость от , которая имеется и у ФРС. Скорее прослеживается обратная зависимость – Правительство РФ зависит в своей деятельности от политики ЦБ РФ. Закон явно списан с аналогичного законодательства США по ФРС, за некоторыми важными исключениями, о которых я скажу позже.

Сейчас же обратим внимание на фразу, стоящую сразу после установления принадлежности имущества: государство не отвечает по обязательствам банка, банк – по обязательствам государства...

Это как? Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам? Иными словами – государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве.

ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про нашу честь. Вот о чём говорит эта статья. Ну, а про имущество, здание, мебель – это мелочи. Принадлежат они государству, успокойтесь. Уставной фонд в размере 3 миллиардов рублей – тоже. Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся.

Итак, можно констатировать, что закон о ЦБ противоречив по своей сути. Формально являясь федеральной собственностью, Центральный Банк, тем не менее, не несёт каких-либо обязательств по отношению к государству…

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако... ЗВР-то лежит не в ЦБ. Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят. По крайней мере, в таком количестве. И правильно. Эшелонами бы пришлось возить…

Во-первых, отметим, что смысла в таком количестве наличных денег нет вообще. Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал». А в каком компьютере? Какого банка? Нашего ЦБ? Очень сомнительно. Их наличие на счетах ЦБ должно быть как-то отражено в международной финансовой системе. Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти 289 миллиардов долларов (по состоянию на 13 декабря 2006 года)? Значит, есть где-то там у них на западе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации таки имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ – две реальные финансовые структуры Мирового Правительства, существования которого многие почему-то так и не могут признать.

Во-вторых, ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее, в облигации займа правительства США, которое ещё в марте этого года чуть было не объявило дефолт по этим самым бумагам. И непременно его объявит примерно через 2 года, в 2008 году. Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легко доступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что государство Россия до него не доберётся ни при каком раскладе. Ну, а поскольку тут использованы ценные бумаги США (по которым непременно будет дефолт), то понятно, чьи интересы в данном случае России в своих действиях отражает.

Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка. Оказывается, что

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов .

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки. Которых раньше просто не существовало в природе. Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами. Ими распоряжается правительство США. Это, так сказать, первый этап.

Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но с неким увеличивающим коэффициентом. Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы. Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США.

Что же мы имеем в России?

Абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России, ни при каких условиях, и, соответственно, этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону.

Как же вводятся в обращение рубли?

Через покупку иностранной валюты, то есть, тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ, на столько он и напечатает рублей, и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу. В результате рублёвая масса напрямую привязана к долларовой. Можно считать, что рубли – это те же доллары, что «лежат» в ЗВР ЦБ, но перекрашенные в другие цвета, и цифры на них стоят с определённым коэффициентом. Этот коэффициент слегка меняется со временем, но несильно. По закону опять же ЦБ просто обязан поддерживать постоянный курс рубля. По отношению к доллару естественно. Таким образом, наша финансовая система становится лишь неким региональным отделением финансовой системы ФРС.

Этот факт даже может быть невоспринимаем на сознательном уровне самим руководством ЦБ, такое положение возникло как бы само собой... Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике. Реальное производство внутри страны и товарная масса на внутреннем рынке в данном сценарии не рассматриваются.

Одним из результатов такого подхода является инфляция – рост товарной массы внутри страны не поспевает за экспортом сырья. Долларов поступает слишком много, соответственно под них печатается слишком много рублей. Чтобы как-то ликвидировать инфляцию при данном механизме эмиссии нужно либо сокращать экспорт, либо импортировать больше западных товаров. Либо уж постоянно увеличивать .

Все эти варианты имеют свои отрицательные последствия за исключением одного – импорта средств производства и технологий. Только такая «трата» долларов может обернуться на внутреннем рынке ростом производства товаров и, соответственно, уменьшением инфляции.

Но кто же нам даст тратить ради этого ЗВР?

В этом вся проблема. Очевидно, что такая ситуация свидетельствует о подчинённом положении российской финансовой системы по отношению к международной финансовой системе, и к её основному ядру – ФРС. Очевидно также то, что такое состояние искусственно и внедрено агентами влияния Запада в лице Геращенко и других деятелей от финансов.

Прикрываясь якобы независимым и свободным от государственного вмешательства финансовым устройством, на деле была реализована полностью подчинённая Западу инфраструктура финансов России. Да иначе и не могло быть при «реформаторе» Ельцине.

Источник – «Советник» – путеводитель по хорошим книгам.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...