Цели и задачи демографической политики. Цели и задачи демографической политики в современной России
Есть ли выход из демографического тупика? В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».
Этой цели призвана способствовать особая демографическая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприятий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствующих решению этой задачи, не только предполагается совершенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих вовремя распознать болезнь и принять меры, осуществить профилактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
Учитывая возрастающее значение разумной миграционной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выборочное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет миграции может сыграть совершенствование правовой базы, регулирующей миграционные процессы, создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной региональной экономической политики, способствующей сохранению численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-
волят расширить привлечение рабочей силы из других регионов страны на временной основе за счет мобильного трудоспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.
Отдельное направление демографической политики связано с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходимо создать им здесь достойные и безопасные условия жизни и работы.
Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газета. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены конкретные меры по осуществлению указанных шагов. Предложенная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зависит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие экономические и социальные реформы в России.
Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны. ■В Основные понятия: демографическая политика. ■ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство населения.
Проверьте себя
1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии? 4) Какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-
нальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации» отмечается: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблем комплектования Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».
Представьте в виде логической схемы указанные в приведенном фрагменте факты и процессы.
2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз
раст?
3. По материалам периодической печати за месяц просле
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в 2002 г.
Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
Увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
Улучшение репродуктивного здоровья населения;
Улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
Создание предпосылок для повышения рождаемости;
Всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;
Создание условий для самореализации молодежи;
Обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде
нии ребенка;
в области миграции и расселения:
Регулирование миграционных потоков в целях созда
ния действенных механизмов замещения естественной убы
ли населения Российской Федерации;
Повышение эффективности использования миграцион
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;
Обеспечение интеграции мигрантов в российское обще
ство и формирование толерантного к ним отношения.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.
Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.
§11. Институт семьи и брака
Вспомните:
каково значение социальных институтов в жизни общества? Как влияют социальные ценности и нормы на поведение людей? Какие функции выполняет семья как малая группа?
В прошлом году вы изучали семью как психологическую общность, малую социальную группу. В центре внимания были семейные отношения, примеры из жизни конкретных семей, уникальность существующих в них порядков и правил.
Теперь нам предстоит рассмотреть семью как социальный институт. Это означает, что предметом внимания будет не какая-то отдельная человеческая общность, а семья как комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми. Именно такое определение семьи как социального института дает социология. В отличие от психологии, изучающей семью как малую группу, социологическую науку интересует выполнение семьей функций, жизненно важных для всего общества, и в этой связи рассмотрение воздейст вий со стороны общества и государства на семейные отношения.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.
Семейные роли - один из видов социальных ролей человека в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Какие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения - способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую.
Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санкций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями. Они предписывали правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, - наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями.
Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.
Ученые выделяют два основных источника возникновения функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно определить, какие из этих функций направлены на удовлетворение потребностей и группы, и общества, а какие - прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жиз-
недеятельности общества и меняются в связи с их изменениями, т. е. носят исторический характер. Однако на любой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социализации потомства: без этого невозможно обеспечение жизни социума, самосохранение общества.
Институт семьи существует во всех обществах, хотя природа семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художественных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА
Знакомство с институтом брака начнем с нескольких определений.
Брак - это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья.
Брак - социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
(Сравните приведенные определения. Подумайте, какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них. Какое из определений наиболее широкое?)
В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos - один) предусматривает существование брачной пары - мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly - много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии
и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).
Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имущества и власти.
Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщина пользуется равными правами со своим супругом.
Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.
Желание семейной пары быть вместе, принимать совместные решения, нести ответственность друг за друга уважается и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государственных органах. В некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.
В России признается законным брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). (До 1944 г. к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический - незарегистрированный - брак.) Только заключенный на законных основаниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).
Об этом спорят
В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Их сторонники утверждают, что институт брака постоянно эволюционировал, поэтому запрет брака мужчины с мужчиной и женщины с женщиной - это попытка остановить развитие цивилизации. Противники таких браков уверены, что официальное признание однополых семей знаменует собой конец традиционного брака.
Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и
Бельгии. В 2002 г. Германия легализовала гражданские со юзы для однополых партнеров, предоставив им те же права, что и обычным семьям, кроме права усыновлять и удочерять детей. Однополые браки стали регистрировать в некоторых штатах США. В то же время в большинстве штатов приняты законы, запрещающие создание подобных брачных союзов.
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей - детям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на интегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведения в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.
Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из исследований на эту тему провели несколько лет назад британские социологи. Они опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей пожелали в перспективе оставаться женой или мужем одного человека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студентам. Как вы думаете, какими будут их ответы?)
Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пяти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-
ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценностях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важности отдельных качеств личности. Более ценными для молодых людей представляются независимость, решительность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.
Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России совершенно нетипичную для взаимоотношений между поколениями ситуацию: в связи с резкими социально-экономическими изменениями родители нередко обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.
Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.
Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.
Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:
- 1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);
- 2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.
- 3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
- 4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
- 5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).
Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.
Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:
- 1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
- 2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
- 3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных. Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий. В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.
Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.
Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).
В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.
В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.
В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.
В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.
Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.
Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.
Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:
- - возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
- - выплата "налога" за второго ребенка;
- - более высокая плата за питание для второго ребенка;
- - отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 в настоящее время.
Демографическая политика в Российской Федерации:
Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.
Наиболее примечательными чертами этого указа были: всемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).
В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней, Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которого увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет). Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.
Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.
Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.
Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.
В результате принятых мер в 1946-49 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.
Это произошло, прежде всего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.
Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).
Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.
Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.
Этот исторический опыт показывает, что преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно необходимо во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого необходимо проведение активной политики в области народонаселения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.
Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране:
- 1) наиболее общая - второй демографический переход, все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи, к среднедетной, а затем и к малодетной;
- 2) вторая причина связана с потерями в Великой Отечественной войне и с демографической ямой после этого периода, повторяющейся каждые 25 лет;
- 3) третий и ведущий фактор появился в начале 90-х годов - это социально-экономический кризис я недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике. Именно последнее обстоятельство привело к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всех слоев общества, социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семей от нищеты и лишений: ежемесячная государственная помощь способна возместить лишь 5-7 % необходимых затрат, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности. Поэтому преодоление затянувшегося демографического кризиса в России требует проведения социально ориентированной экономической и активной демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создания условий для закрепления мигрантов в России.
В настоящее время на пути к разработке и проведению активной демографической политике сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции. В качестве областей демографического развития определены:
- 1. укрепление здоровья и увеличение Продолжительности жизни;
- 2. стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
- 3. миграция и расселение.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения.
Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.
Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.
Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:
1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);
2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.);
3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.
Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.
Динамика роста численности населения земного шара
с начала нашей эры.
Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.
Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.
Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:
1. экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
2. административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
3. воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
Другими словами демографическая политика - система экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.
Социально-демографическая политика в Россииявляется базовым элементом формирования концепции экономики страны.
От обеспечения трудовыми ресурсами зависит уровень социального благосостояния внутри страны и показатели ее внешнеэкономического положения как субъекта экономического мирового пространства.
Демографическая политика: что это
Цель этой сферы государственного регулирования - обеспечить необходимые для страны От этого зависит состояние всех важнейших форм социальной жизни: экономики, качества жизни разных социальных слоев населения, уровня обороноспособности страны. Какие показатели формируют социально-демографическую картину России:
- уровень воспроизводства населения;
- динамические показатели численности и структуры населения;
- уровень смертности/рождаемости;
- количество заключенных и расторгнутых браков;
- миграционные показатели.
Все другие индикаторы о состоянии общества в государстве в динамике за 10-15 лет, на основании которых делается аналитический срез, выявляют проблемы, требующие незамедлительного решения, либо негативные тенденции и выработку мер по их нейтрализации.
В чем заключается социальная политика
Цель социальной политики - улучшение качества жизни населения за счет реализации социальных программ и государственной поддержки определенных групп населения. Успешная социальная политика является условием для того, чтобы достигла цели демографическая политика России.
Так, например, программа «Материнский капитал» реализуется при поддержке государства и наметила хорошую перспективу для увеличения среднестатистических показателей рождаемости в России.
Однако социальная сфера не всегда готова обеспечить условия в этой области. Показательной является ситуация с ростом рождаемости, к которому привела демографическая политика России. 2013 год выявил дефицит количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, эта проблема остается актуальной на ближайшую перспективу. Дисбаланс может привести к нежелательным социальным последствиям. Кроме этих негативных моментов, нехватка мест в детских садах не позволяет родителям реализовывать в полной мере свой
Показатели воспроизводства населения в России
Несмотря на предпринятые мероприятия по повышению численности населения в России за последние десять лет, сохраняется тенденция к депопуляции населения.
Притом что уровень рождаемости имеет тенденцию к росту (в среднем на 15%), однако высокие показатели смертности оставляют нерешенным вопрос воспроизводства населения.
Демографическая политика России в начале века проявила свою неэффективность. Самый низкий уровень рождения был в 2000 году. В перспективе эта должна проявить себя к 2020 году, когда соотношение людей пенсионного и трудоспособного возраста достигнет критических пропорций.
Именно в период наименьшего воспроизводства населения была принята Концепция демографической политики до 2015 и перспективой до 2025 года по созданию условий для стабилизации процесса воспроизводства населения.
Миграционные процессы в современной России
В связи с фундаментальными изменениями в экономике страны за последние десятилетия, сокращением программ развития северных регионов отток из этих районов трудоспособного населения был значительным и составил больше восьми процентов от общего количества населения Крайнего Севера (более 1 млн человек).
Наблюдаютсясерьезные изменения в пропорции легального и незаконного миграционного потока жителей стран Содружества Независимых Государств (СНГ). именно поэтому в Концепции демографического развития заложена задача по созданию программ привлечения перспективных молодых специалистов из СНГ, возвращению соотечественников из зарубежных стран.
Институт семьи и брака
Институт семьи и брака является базовой социальной ячейкой общества. Именно в ней закладываются принципы социального устройства, культура, взгляды, социальные воззрения, направленность личности.
Для успешной реализации социальных перспектив именно семья является индикатором здоровых отношений. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака. Какие мероприятия должны способствовать укреплению этого важного Они предусмотрены программой поддержки института семьи и служат цели не только его укрепления, но и развития духовно-нравственных основ ячейки общества:
- Консультативная и психологическая поддержка семей, решающая задачу сохранения семьи и предупреждения разводов.
- Пропаганда ценности брака и воспитания детей, а также прием в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
- Снижение количества абортов.
- Повышение родительской ответственности за воспитание и развитие детей.
Концепция, программа, план и демографическая политика
Концепция - идеологическая позиция, которая является постулатом для всех иных документов и решений на федеральном, региональном и местном уровне. Общее видение ситуации по демографии страны и стратегические направления в решении выявленных проблем.
Демографическая политика России осуществляется в рамках программы по направлениям деятельности.
Определяется областью решения задач (охраны материнства и детства, поддержки лиц пенсионного возраста, профилактики асоциального поведения молодежи и иные) и организационными масштабами (федеральный, региональный, муниципальный уровни).
План - пространственно-временная локализация деятельности в соответствии с разработанной программой. План выражается в конкретных цифрах и датах. По итогам года он подлежит анализу по отношению фактических показателей к плановым.
Какие приоритеты на современном этапе
В качестве приоритетов, согласно принятой Концепции, которые решает демографическая политика России 2014 года на настоящий период и до 2025 года, можно выделить следующие:
- Снижение уровня смертности (особенно материнской и младенческой).
- Повышение продолжительности активной жизни населения до 75-летнего возраста.
- Сохранение динамики повышения рождаемости.
- Укрепление института семьи.
- Привлечение трудовых мигрантов.
Решение поставленных демографических задач находится в прямой зависимости от эффективности социальных мер, направленных на стабилизацию экономических процессов, снижение расслоения общества, создание благоприятных социальных условий и повышение уровня жизни населения.
Социально-демографическая политика в современной России, ее значение и перспектива
Для результативности и прогнозируемости заданных параметров важно предусмотреть не только успешное повышение количественных показателей роста народонаселения, но и обеспечить этот рост качеством социальной жизни. Демографическая политика в России предполагает в период до 2025 года:
- Сократить смертность трудоспособного населения не менее чем в 1,6 раза.
- Снизить уровень материнской и более чем в 2 раза.
- Повысить показатели здоровья населения, сформировать мотивацию для ведения здорового образа жизни.
- Повысить рождаемость в 1,5 раза, добиться воспроизводства численности населения за счет рождения второго и последующих детей.
На настоящий момент правомерность положений, которые декларирует демографическая политика России, подтверждается статистическими данными. Естественный прирост населения по данным 2012 года отмечен в сорока субъектах Российской Федерации. Уровень населения в 143 млн человек, который был запланирован на 2015 год, уже достигнут. Но цели продолжают оставаться актуальными.
Демографическая политика и специфика менталитета в России
Таким образом, демографическая политика России, кратко представленная в Концепции и развернуто изложенная в социальных программах, - это система влияния государства и социальных институтов на процессы в обществе с целью улучшения количественных показателей и демографического развития.
Демографическая политика в России не изменяет, а только развивает исконно российские традиции в понимании ценности семьи и семейного воспитания детей.
Российский менталитет всегда содержал духовно-нравственный принцип справедливости и равенства в обществе, доступности благ для всех его членов.
Исходя из этих приоритетов политика государства обречена на успех, поскольку тождественна российскому традиционному пониманию отношений человека и общества.
Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции. Назовем наиболее существенные из них.
Число россиян убывает. Численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек. Наша страна по числу жителей занимает 7-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. Однако Россия теряет свои позиции в мировой демографической иерархии. К концу 2001 г. доля населения России (51% населения от бывшего СССР в 1990 г.) в мировом населении сократилась до 2,4%, и это падение продолжается.
По сравнению с переписью 1989 г. численность населения уменьшилась на 1,8 млн. За 1992 -2000 гг. сократилось число жителей в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.
За истекшее столетие Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было суженным, т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий. После Второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, одновременно возросли показатели рождаемости. Но уже с середины 60-х гг. уровень рождаемости снизился, достигнув 2,1-2,2 детей на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивает простого воспроизводства населения. В настоящее время Россия переживает последствия того, что дети, рожденные в этот период суженного воспроизводства, сами стали родителями. Население страны до 1992 г. росло, но лишь благодаря стечению обстоятельств, которое никак нельзя назвать счастливым. Уже в 70-80-е гг. соотношение рождаемости и смертности в России было крайне невыгодным и не обеспечивало роста населения. Но тогда в стране было сравнительно мало пожилых людей. В это время люди старших возрастов принадлежали к поколениям, родившимся в конце XIX - начале XX в. Они испытали на себе катастрофические события первой половины XX столетия. Немногие из них дожили до старости.
В 1990-е гг. в пожилой возраст стали вступать люди, родившиеся в 1930 г. и позднее. Их детские годы совпали с
4-Л. Н Боголюбов. 11 кл
Периодом Великой Отечественной войны, однако сами они в войне не участвовали. Доля доживших до старости из их числа была намного большей, чем у их предшественников. Резкое падение рождаемости в 90-е гг. лишь усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до падения рождаемости, скажем к показателям 1965-1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат же к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда более половины населения России было сельским, сейчас мало вероятен. Следует учесть, что низкая рождаемость присуща и развитым государствам мира.
Именно поэтому сейчас главный и практически единственный механизм, который может быть использован для противодействия быстрой убыли населения России, - это иммиграция. Однако и ее возможности не безграничны. Прием большого количества мигрантов вообще, особенно же мигрантов иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко не безболезненный процесс, а в условиях нынешнего экономического состояния и социального климата в России - вдвойне не безболезненный. Сегодняшние проблемы миграции - это один из новых вызовов, на которые России придется отвечать в XXI в.
Естественная убыль населения становится все большее.
В основном население сокращается из-за его естественной убыли, т. е. превышения числа смертей над числом рождений, а также из-за эмиграции в зарубежные страны.
В 2000 г. уровень смертности составил 15,3 чел. на 1000 человек. Среди наиболее распространенных причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи. Негативно на продолжительности жизни российского населения сказываются алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.
Данные переписи 2002 г. свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн превышает численность мужчин (77,6 млн против 67,6 млн). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 г. их было 1140). Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. Нетрудно предположить, что такое соотношение неблагоприятно сказывается на институте брака и семьи.
Трудоспособное население сокращается. По данным переписи, численность населения в трудоспособных возрастах
(мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн человек, или 61%, моложе трудоспособного возраста- 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста - 29,8 млн (21%).
Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию - суженное воспроизводство и сокращение численности населения, с отрицательным естественным приростом. Депопуляция возникает при систематическом уменьшении численности населения. Основная причина депопуляции - снижение рождаемости до крайне низкого уровня.
Наряду с низким уровнем рождаемости причиной депопуляции является снижение средней продолжительности жизни. При этом средняя продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин. При сохранении современного уровня смертности среди населения рабочих возрастов из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, по прогнозу демографов, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.
Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в структуре населения ведут к демографическому старению. Уже в 1989 г. впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек.
Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, падения экономической активности населения. Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей. Даже в экономически развитых странах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста. Другой стороной процесса старения населения является усугубление проблемы одиночества пожилых людей, их отчуждения от молодых поколений.
Острыми остаются для России проблемы миграции населения. В течение 1990-х гг. интенсивно сокращалось население северных и восточных регионов России. За 1992- 1999 гг. только районы Севера потеряли 8,5% населения, или более 1 млн человек.
Ситуация с мигрантами усложняется последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Неустроенность части вынужденных переселенцев, беженцев и внут-риперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования) создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
Есть ли выход из демографического тупика? В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».
Этой цели призвана способствовать особая демографическая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприятий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствующих решению этой задачи, не только предполагается совершенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих вовремя распознать болезнь и принять меры, осуществить профилактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
Учитывая возрастающее значение разумной миграционной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выборочное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет миграции может сыграть совершенствование правовой базы, регулирующей миграционные процессы, создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной региональной экономической политики, способствующей сохранению численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-
Волят расширить привлечение рабочей силы из других регионов страны на временной основе за счет мобильного трудоспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.
Отдельное направление демографической политики связано с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходимо создать им здесь достойные и безопасные условия жизни и работы.
Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газета. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены конкретные меры по осуществлению указанных шагов. Предложенная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зависит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие экономические и социальные реформы в России.
Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны. ■В Основные понятия: демографическая политика. ■ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство населения.
Проверьте себя
1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии? 4) Какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-
Нальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации» отмечается: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблем комплектования Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».
Представьте в виде логической схемы указанные в приведенном фрагменте факты и процессы.
2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз
раст?
3. По материалам периодической печати за месяц просле
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в 2002 г.
Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
Увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
Улучшение репродуктивного здоровья населения;
Улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
Создание предпосылок для повышения рождаемости;
Всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;
Создание условий для самореализации молодежи;
Обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде
нии ребенка;
в области миграции и расселения:
Регулирование миграционных потоков в целях созда
ния действенных механизмов замещения естественной убы
ли населения Российской Федерации;
Повышение эффективности использования миграцион
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;
Обеспечение интеграции мигрантов в российское обще
ство и формирование толерантного к ним отношения.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.
Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации