Цели и задачи демографической политики. Цели и задачи демографической политики в современной России


Есть ли выход из демографического тупика? В «Концеп­ции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к по­следующему демографическому росту».

Этой цели призвана способствовать особая демографичес­кая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или измене­нию тенденций в области динамики рождаемости, смертно­сти, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприя­тий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения про­должительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствую­щих решению этой задачи, не только предполагается совер­шенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих во­время распознать болезнь и принять меры, осуществить про­филактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересо­ванности работодателей в улучшении условий труда.

Учитывая возрастающее значение разумной миграцион­ной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выбороч­ное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллекту­ального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет мигра­ции может сыграть совершенствование правовой базы, регу­лирующей миграционные процессы, создание системы эф­фективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной регио­нальной экономической политики, способствующей сохране­нию численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-


волят расширить привлечение рабочей силы из других ре­гионов страны на временной основе за счет мобильного тру­доспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.



Отдельное направление демографической политики связа­но с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходи­мо создать им здесь достойные и безопасные условия жиз­ни и работы.

Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собра­нию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газе­та. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены кон­кретные меры по осуществлению указанных шагов. Предло­женная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зави­сит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие эко­номические и социальные реформы в России.

Таким образом, очевидно, что решение проблем демогра­фии тесно связано с общей ситуацией в экономике и соци­альной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходи­мые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важней­шим ресурсом развития страны. ■В Основные понятия: демографическая политика. ■ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство насе­ления.

Проверьте себя

1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактери­зуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость про­думанной политики государства в сфере демографии? 4) Ка­кие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-


нальной и экономической безопасности, связанные с демо­графической ситуацией в Российской Федерации» отмечает­ся: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения про­блем комплектования Вооруженных сил, правоохранитель­ных органов и иных силовых структур, что представляет со­бой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».

Представьте в виде логической схемы указанные в при­веденном фрагменте факты и процессы.

2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз­
раст?

3. По материалам периодической печати за месяц просле­
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительст­вом России в 2002 г.

Целями демографического развития Российской Федера­ции являются стабилизация численности населения и фор­мирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Феде­рации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:

Увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;

Улучшение репродуктивного здоровья населения;

Улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

Создание предпосылок для повышения рождаемости;

Всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;

Создание условий для самореализации молодежи;

Обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде­
нии ребенка;


в области миграции и расселения:

Регулирование миграционных потоков в целях созда­
ния действенных механизмов замещения естественной убы­
ли населения Российской Федерации;

Повышение эффективности использования миграцион­
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;

Обеспечение интеграции мигрантов в российское обще­
ство и формирование толерантного к ним отношения.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.

Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели де­мографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуля­ции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.

§11. Институт семьи и брака

Вспомните:

каково значение социальных институтов в жизни обще­ства? Как влияют социальные ценности и нормы на по­ведение людей? Какие функции выполняет семья как малая группа?

В прошлом году вы изучали семью как психологическую общность, малую социальную группу. В центре внимания были семейные отношения, примеры из жизни конкретных семей, уникальность существующих в них порядков и пра­вил.

Теперь нам предстоит рассмотреть семью как социальный институт. Это означает, что предметом внимания будет не какая-то отдельная человеческая общность, а семья как комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регули­рующих отношения между супругами, родителями и деть­ми. Именно такое определение семьи как социального института дает социология. В отличие от психологии, изу­чающей семью как малую группу, социологическую науку интересует выполнение семьей функций, жизненно важных для всего общества, и в этой связи рассмотрение воздейст вий со стороны общества и государства на семейные отно­шения.


СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.

Семейные роли - один из видов социальных ролей чело­века в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соот­ветствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Ка­кие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения - способность без особых за­труднений выходить из одной роли и включаться в новую.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санк­ций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведе­ния возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными при­вычками, обычаями, традициями. Они предписывали прави­ла выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства моло­дой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество под­держивало, поощряло, тех, кто нарушал их, - наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются за­конодательством, другие относятся к культурным, этичес­ким и регламентируются обычаями и традициями.

Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных по­требностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.

Ученые выделяют два основных источника возникнове­ния функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репро­дуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно опре­делить, какие из этих функций направлены на удовлетворе­ние потребностей и группы, и общества, а какие - прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жиз-


недеятельности общества и меняются в связи с их измене­ниями, т. е. носят исторический характер. Однако на лю­бой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социа­лизации потомства: без этого невозможно обеспечение жиз­ни социума, самосохранение общества.

Институт семьи существует во всех обществах, хотя при­рода семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художест­венных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением госу­дарства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с обще­ственным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать со­юз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА

Знакомство с институтом брака начнем с нескольких оп­ределений.

Брак - это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья.

Брак - социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством ко­торой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности.

(Сравните приведенные определения. Подумайте, какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них. Какое из определений наиболее широкое?)

В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos - один) предусматривает существование брач­ной пары - мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly - много) предполагает, что у мужа или жены есть пра­во иметь нескольких жен или мужей одновременно. В со­временном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (напри­мер, на Маркизских островах), полиандрия, или много­мужество (например, в некоторых племенах Южной Индии


и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в му­сульманских странах).

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти.

Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом.

Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

Желание семейной пары быть вместе, принимать совмест­ные решения, нести ответственность друг за друга уважает­ся и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государст­венных органах. В некоторых государствах правовое значе­ние придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

В России признается законным брак, зарегистрирован­ный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). (До 1944 г. к зарегистрированному при­равнивался так называемый фактический - незарегистри­рованный - брак.) Только заключенный на законных осно­ваниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).

Об этом спорят

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однопо­лых браков. Их сторонники утверждают, что институт бра­ка постоянно эволюционировал, поэтому запрет брака муж­чины с мужчиной и женщины с женщиной - это попытка остановить развитие цивилизации. Противники таких бра­ков уверены, что официальное признание однополых семей знаменует собой конец традиционного брака.

Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и


Бельгии. В 2002 г. Германия легализовала гражданские со юзы для однополых партнеров, предоставив им те же пра­ва, что и обычным семьям, кроме права усыновлять и удочерять детей. Однополые браки стали регистрировать в некоторых штатах США. В то же время в большинстве шта­тов приняты законы, запрещающие создание подобных брачных союзов.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

На протяжении истории менялись конкретные формы се­мьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчи­вой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей - де­тям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на ин­тегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведе­ния в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, свя­занные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценнос­ти внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональ­ной занятости.

Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из ис­следований на эту тему провели несколько лет назад бри­танские социологи. Они опросили почти две с половиной ты­сячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали инсти­тут брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей поже­лали в перспективе оставаться женой или мужем одного че­ловека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студен­там. Как вы думаете, какими будут их ответы?)

Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родите­лей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пя­ти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-


ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценно­стях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важ­ности отдельных качеств личности. Более ценными для мо­лодых людей представляются независимость, решитель­ность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, по­слушание.

Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России со­вершенно нетипичную для взаимоотношений между поколе­ниями ситуацию: в связи с резкими социально-экономи­ческими изменениями родители нередко обращаются к не­совершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей об­щества в сферу семьи.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

  • 1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);
  • 2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.
  • 3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
  • 4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
  • 5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).

Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

  • 1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
  • 2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
  • 3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных. Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий. В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:

  • - возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
  • - выплата "налога" за второго ребенка;
  • - более высокая плата за питание для второго ребенка;
  • - отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 в настоящее время.

Демографическая политика в Российской Федерации:

Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.

Наиболее примечательными чертами этого указа были: всемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).

В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней, Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которого увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет). Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.

Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.

Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

В результате принятых мер в 1946-49 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.

Это произошло, прежде всего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.

Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).

Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.

Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.

Этот исторический опыт показывает, что преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно необходимо во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого необходимо проведение активной политики в области народонаселения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.

Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране:

  • 1) наиболее общая - второй демографический переход, все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи, к среднедетной, а затем и к малодетной;
  • 2) вторая причина связана с потерями в Великой Отечественной войне и с демографической ямой после этого периода, повторяющейся каждые 25 лет;
  • 3) третий и ведущий фактор появился в начале 90-х годов - это социально-экономический кризис я недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике. Именно последнее обстоятельство привело к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всех слоев общества, социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семей от нищеты и лишений: ежемесячная государственная помощь способна возместить лишь 5-7 % необходимых затрат, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности. Поэтому преодоление затянувшегося демографического кризиса в России требует проведения социально ориентированной экономической и активной демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создания условий для закрепления мигрантов в России.

В настоящее время на пути к разработке и проведению активной демографической политике сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции. В качестве областей демографического развития определены:

  • 1. укрепление здоровья и увеличение Продолжительности жизни;
  • 2. стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
  • 3. миграция и расселение.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения.

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);

2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.);

3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);

4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;

5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.

Динамика роста численности населения земного шара

с начала нашей эры.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

1. экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.

2. административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

3. воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Другими словами демографическая политика - система экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Социально-демографическая политика в Россииявляется базовым элементом формирования концепции экономики страны.

От обеспечения трудовыми ресурсами зависит уровень социального благосостояния внутри страны и показатели ее внешнеэкономического положения как субъекта экономического мирового пространства.

Демографическая политика: что это

Цель этой сферы государственного регулирования - обеспечить необходимые для страны От этого зависит состояние всех важнейших форм социальной жизни: экономики, качества жизни разных социальных слоев населения, уровня обороноспособности страны. Какие показатели формируют социально-демографическую картину России:

  • уровень воспроизводства населения;
  • динамические показатели численности и структуры населения;
  • уровень смертности/рождаемости;
  • количество заключенных и расторгнутых браков;
  • миграционные показатели.

Все другие индикаторы о состоянии общества в государстве в динамике за 10-15 лет, на основании которых делается аналитический срез, выявляют проблемы, требующие незамедлительного решения, либо негативные тенденции и выработку мер по их нейтрализации.

В чем заключается социальная политика

Цель социальной политики - улучшение качества жизни населения за счет реализации социальных программ и государственной поддержки определенных групп населения. Успешная социальная политика является условием для того, чтобы достигла цели демографическая политика России.

Так, например, программа «Материнский капитал» реализуется при поддержке государства и наметила хорошую перспективу для увеличения среднестатистических показателей рождаемости в России.

Однако социальная сфера не всегда готова обеспечить условия в этой области. Показательной является ситуация с ростом рождаемости, к которому привела демографическая политика России. 2013 год выявил дефицит количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, эта проблема остается актуальной на ближайшую перспективу. Дисбаланс может привести к нежелательным социальным последствиям. Кроме этих негативных моментов, нехватка мест в детских садах не позволяет родителям реализовывать в полной мере свой

Показатели воспроизводства населения в России

Несмотря на предпринятые мероприятия по повышению численности населения в России за последние десять лет, сохраняется тенденция к депопуляции населения.

Притом что уровень рождаемости имеет тенденцию к росту (в среднем на 15%), однако высокие показатели смертности оставляют нерешенным вопрос воспроизводства населения.

Демографическая политика России в начале века проявила свою неэффективность. Самый низкий уровень рождения был в 2000 году. В перспективе эта должна проявить себя к 2020 году, когда соотношение людей пенсионного и трудоспособного возраста достигнет критических пропорций.

Именно в период наименьшего воспроизводства населения была принята Концепция демографической политики до 2015 и перспективой до 2025 года по созданию условий для стабилизации процесса воспроизводства населения.

Миграционные процессы в современной России

В связи с фундаментальными изменениями в экономике страны за последние десятилетия, сокращением программ развития северных регионов отток из этих районов трудоспособного населения был значительным и составил больше восьми процентов от общего количества населения Крайнего Севера (более 1 млн человек).

Наблюдаютсясерьезные изменения в пропорции легального и незаконного миграционного потока жителей стран Содружества Независимых Государств (СНГ). именно поэтому в Концепции демографического развития заложена задача по созданию программ привлечения перспективных молодых специалистов из СНГ, возвращению соотечественников из зарубежных стран.

Институт семьи и брака

Институт семьи и брака является базовой социальной ячейкой общества. Именно в ней закладываются принципы социального устройства, культура, взгляды, социальные воззрения, направленность личности.

Для успешной реализации социальных перспектив именно семья является индикатором здоровых отношений. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака. Какие мероприятия должны способствовать укреплению этого важного Они предусмотрены программой поддержки института семьи и служат цели не только его укрепления, но и развития духовно-нравственных основ ячейки общества:

  1. Консультативная и психологическая поддержка семей, решающая задачу сохранения семьи и предупреждения разводов.
  2. Пропаганда ценности брака и воспитания детей, а также прием в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Снижение количества абортов.
  4. Повышение родительской ответственности за воспитание и развитие детей.

Концепция, программа, план и демографическая политика

Концепция - идеологическая позиция, которая является постулатом для всех иных документов и решений на федеральном, региональном и местном уровне. Общее видение ситуации по демографии страны и стратегические направления в решении выявленных проблем.

Демографическая политика России осуществляется в рамках программы по направлениям деятельности.

Определяется областью решения задач (охраны материнства и детства, поддержки лиц пенсионного возраста, профилактики асоциального поведения молодежи и иные) и организационными масштабами (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

План - пространственно-временная локализация деятельности в соответствии с разработанной программой. План выражается в конкретных цифрах и датах. По итогам года он подлежит анализу по отношению фактических показателей к плановым.

Какие приоритеты на современном этапе

В качестве приоритетов, согласно принятой Концепции, которые решает демографическая политика России 2014 года на настоящий период и до 2025 года, можно выделить следующие:

  1. Снижение уровня смертности (особенно материнской и младенческой).
  2. Повышение продолжительности активной жизни населения до 75-летнего возраста.
  3. Сохранение динамики повышения рождаемости.
  4. Укрепление института семьи.
  5. Привлечение трудовых мигрантов.

Решение поставленных демографических задач находится в прямой зависимости от эффективности социальных мер, направленных на стабилизацию экономических процессов, снижение расслоения общества, создание благоприятных социальных условий и повышение уровня жизни населения.

Социально-демографическая политика в современной России, ее значение и перспектива

Для результативности и прогнозируемости заданных параметров важно предусмотреть не только успешное повышение количественных показателей роста народонаселения, но и обеспечить этот рост качеством социальной жизни. Демографическая политика в России предполагает в период до 2025 года:

  • Сократить смертность трудоспособного населения не менее чем в 1,6 раза.
  • Снизить уровень материнской и более чем в 2 раза.
  • Повысить показатели здоровья населения, сформировать мотивацию для ведения здорового образа жизни.
  • Повысить рождаемость в 1,5 раза, добиться воспроизводства численности населения за счет рождения второго и последующих детей.

На настоящий момент правомерность положений, которые декларирует демографическая политика России, подтверждается статистическими данными. Естественный прирост населения по данным 2012 года отмечен в сорока субъектах Российской Федерации. Уровень населения в 143 млн человек, который был запланирован на 2015 год, уже достигнут. Но цели продолжают оставаться актуальными.

Демографическая политика и специфика менталитета в России

Таким образом, демографическая политика России, кратко представленная в Концепции и развернуто изложенная в социальных программах, - это система влияния государства и социальных институтов на процессы в обществе с целью улучшения количественных показателей и демографического развития.

Демографическая политика в России не изменяет, а только развивает исконно российские традиции в понимании ценности семьи и семейного воспитания детей.

Российский менталитет всегда содержал духовно-нравственный принцип справедливости и равенства в обществе, доступности благ для всех его членов.

Исходя из этих приоритетов политика государства обречена на успех, поскольку тождественна российскому традиционному пониманию отношений человека и общества.

Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тен­денции. Назовем наиболее существенные из них.

Число россиян убывает. Численность населения Россий­ской Федерации составила 145,2 млн человек. Наша страна по числу жителей занимает 7-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. Однако Россия теряет свои позиции в мировой демографической иерархии. К концу 2001 г. доля населения России (51% на­селения от бывшего СССР в 1990 г.) в мировом населении сократилась до 2,4%, и это падение продолжается.

По сравнению с переписью 1989 г. численность населе­ния уменьшилась на 1,8 млн. За 1992 -2000 гг. сократилось число жителей в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.

За истекшее столетие Россия пережила несколько перио­дов, когда воспроизводство населения было суженным, т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были свя­заны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий. После Второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, од­новременно возросли показатели рождаемости. Но уже с се­редины 60-х гг. уровень рождаемости снизился, достигнув 2,1-2,2 детей на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивает простого воспроизводства населения. В настоящее время Россия переживает последствия того, что дети, рожденные в этот период суженного воспроизводства, сами стали родителями. Население страны до 1992 г. росло, но лишь благодаря стечению обстоятельств, которое никак нельзя назвать счастливым. Уже в 70-80-е гг. соотношение рождаемости и смертности в России было крайне невыгод­ным и не обеспечивало роста населения. Но тогда в стране было сравнительно мало пожилых людей. В это время лю­ди старших возрастов принадлежали к поколениям, родив­шимся в конце XIX - начале XX в. Они испытали на себе катастрофические события первой половины XX столетия. Немногие из них дожили до старости.

В 1990-е гг. в пожилой возраст стали вступать люди, ро­дившиеся в 1930 г. и позднее. Их детские годы совпали с



4-Л. Н Боголюбов. 11 кл


Периодом Великой Отечественной войны, однако сами они в войне не участвовали. Доля доживших до старости из их числа была намного большей, чем у их предшественников. Резкое падение рождаемости в 90-е гг. лишь усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до падения рождаемости, скажем к показателям 1965-1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественно­го прироста населения страны. Возврат же к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда более половины населения России было сельским, сей­час мало вероятен. Следует учесть, что низкая рождаемость присуща и развитым государствам мира.

Именно поэтому сейчас главный и практически единст­венный механизм, который может быть использован для противодействия быстрой убыли населения России, - это иммиграция. Однако и ее возможности не безграничны. Прием большого количества мигрантов вообще, особенно же мигрантов иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко не безболезненный процесс, а в услови­ях нынешнего экономического состояния и социального климата в России - вдвойне не безболезненный. Сегодняш­ние проблемы миграции - это один из новых вызовов, на которые России придется отвечать в XXI в.

Естественная убыль населения становится все большее.

В основном население сокращается из-за его естественной убыли, т. е. превышения числа смертей над числом рожде­ний, а также из-за эмиграции в зарубежные страны.

В 2000 г. уровень смертности составил 15,3 чел. на 1000 человек. Среди наиболее распространенных причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, он­кологические, сердечно-сосудистые заболевания и несчаст­ные случаи. Негативно на продолжительности жизни рос­сийского населения сказываются алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.

Данные переписи 2002 г. свидетельствуют, что числен­ность женщин на 10 млн превышает численность мужчин (77,6 млн против 67,6 млн). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 г. их было 1140). Преобладание чис­ленности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. Нетрудно предположить, что такое со­отношение неблагоприятно сказывается на институте брака и семьи.

Трудоспособное население сокращается. По данным пере­писи, численность населения в трудоспособных возрастах


(мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн человек, или 61%, моложе трудоспособного возрас­та- 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного воз­раста - 29,8 млн (21%).

Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народо­населением в России в настоящее время, специалисты оце­нивают как депопуляцию - суженное воспроизводство и со­кращение численности населения, с отрицательным естественным приростом. Депопуляция возникает при си­стематическом уменьшении численности населения. Основ­ная причина депопуляции - снижение рождаемости до крайне низкого уровня.

Наряду с низким уровнем рождаемости причиной депо­пуляции является снижение средней продолжительности жизни. При этом средняя продолжительность жизни муж­чин меньше, чем женщин. При сохранении современного уровня смертности среди населения рабочих возрастов из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, по прогнозу демографов, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

Снижение рождаемости и сокращение численности и до­ли детей в структуре населения ведут к демографическому старению. Уже в 1989 г. впервые по стране в целом числен­ность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. чело­век.

Социальные последствия депопуляции связаны с пер­спективой сокращения трудового потенциала, падения эко­номической активности населения. Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к раз­витию социального обеспечения, медицинскому обслужива­нию пожилых людей. Даже в экономически развитых стра­нах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста. Другой стороной процесса старения населения является усугубление проблемы одиночества по­жилых людей, их отчуждения от молодых поколений.

Острыми остаются для России проблемы миграции насе­ления. В течение 1990-х гг. интенсивно сокращалось насе­ление северных и восточных регионов России. За 1992- 1999 гг. только районы Севера потеряли 8,5% населения, или более 1 млн человек.

Ситуация с мигрантами усложняется последствиями во­оруженных конфликтов на Северном Кавказе. Неустроен­ность части вынужденных переселенцев, беженцев и внут-риперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования) создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.


ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Есть ли выход из демографического тупика? В «Концеп­ции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к по­следующему демографическому росту».

Этой цели призвана способствовать особая демографичес­кая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или измене­нию тенденций в области динамики рождаемости, смертно­сти, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприя­тий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения про­должительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствую­щих решению этой задачи, не только предполагается совер­шенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих во­время распознать болезнь и принять меры, осуществить про­филактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересо­ванности работодателей в улучшении условий труда.

Учитывая возрастающее значение разумной миграцион­ной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выбороч­ное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллекту­ального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет мигра­ции может сыграть совершенствование правовой базы, регу­лирующей миграционные процессы, создание системы эф­фективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной регио­нальной экономической политики, способствующей сохране­нию численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-


Волят расширить привлечение рабочей силы из других ре­гионов страны на временной основе за счет мобильного тру­доспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.

Отдельное направление демографической политики связа­но с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходи­мо создать им здесь достойные и безопасные условия жиз­ни и работы.

Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собра­нию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газе­та. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены кон­кретные меры по осуществлению указанных шагов. Предло­женная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зави­сит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие эко­номические и социальные реформы в России.

Таким образом, очевидно, что решение проблем демогра­фии тесно связано с общей ситуацией в экономике и соци­альной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходи­мые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важней­шим ресурсом развития страны. ■В Основные понятия: демографическая политика. ■ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство насе­ления.

Проверьте себя

1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактери­зуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость про­думанной политики государства в сфере демографии? 4) Ка­кие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-


Нальной и экономической безопасности, связанные с демо­графической ситуацией в Российской Федерации» отмечает­ся: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения про­блем комплектования Вооруженных сил, правоохранитель­ных органов и иных силовых структур, что представляет со­бой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».

Представьте в виде логической схемы указанные в при­веденном фрагменте факты и процессы.

2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз­
раст?

3. По материалам периодической печати за месяц просле­
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительст­вом России в 2002 г.

Целями демографического развития Российской Федера­ции являются стабилизация численности населения и фор­мирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Феде­рации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:

Увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;

Улучшение репродуктивного здоровья населения;

Улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

Создание предпосылок для повышения рождаемости;

Всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;

Создание условий для самореализации молодежи;

Обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде­
нии ребенка;


в области миграции и расселения:

Регулирование миграционных потоков в целях созда­
ния действенных механизмов замещения естественной убы­
ли населения Российской Федерации;

Повышение эффективности использования миграцион­
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;

Обеспечение интеграции мигрантов в российское обще­
ство и формирование толерантного к ним отношения.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.

Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели де­мографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуля­ции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...