Цели, функции и особенности механизма государственного регулирования экономики. Кошелев А.Н


Косвенное регулирование экономических процессов производится только с помощью экономических методов. В то же время любой экономический метод несет в себе административное начало, так как решение о применении того или иного метода должно принять государство, оно же должно установить и конкретные величины экономических регуляторов и порядок их использования.

К косвенным методам экономического регулирования относятся:

  • 1. Государственное экономическое прогнозирование.
  • 2. Государственное экономическое программирование.
  • 3. Бюджетно-налоговое регулирование.
  • 4. Денежно-кредитная политика.
  • 5. Воздействие на экономику через государственный сектор.

Рассмотрим более подробно перечисленные методы.

1. Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. В его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов:

  • · поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного или целевого прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
  • · составления сценария и вариантов прогноза;
  • · сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Предвидение основных направлений экономического развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития экономических процессов на основе специализированных методик осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.

2. Государственное экономическое программирование

Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов.

Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов. Эффективным примером такой программы может служить «Новый курс» Франклина Рузвельта в США после кризиса 1929-1933 гг., принесшего наиболее ощутимые потери для экономики США за все время ее существования. Подобная программа была разработана и реализована президентом Никсоном в 70-е гг.

Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвестиции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общественных работ. Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса. В условиях современного кризиса российское правительство в основном придерживается этих рекомендаций.

3. Бюджетно-налоговое регулирование

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства.

Государственные расходы делятся на:

  • · трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;
  • · трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;
  • · текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;
  • · производственного направления и социального значения.

Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных параметров.

Именно посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования. Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны:

  • 1. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
  • 2. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению «Экономикс» Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.

Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)

Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

  • 1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.
  • 2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.

Государственные расходы увеличивают совокупный платежеспособный спрос общества как на потребительские, так и на инвестиционные товары и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством».

Таким образом государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий.

В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.

4. Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика (КДП) осуществляется государством при ведущей роли Центрального банка и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

Основополагающая цель КДП состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. КДП заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

Цель увеличения предложения денег достигается путем экспансии, «политики дешевых денег». Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов.

На сокращение предложения денег направлена так называемая «политика дорогих денег» - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.

Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):

  • · позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;
  • · действуют значительно быстрее бюджетных;
  • · дают меньший социально-политический резонанс (в случае «непопулярных» мер).

К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

В процессе реализации КДП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия относятся:

  • · целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно - финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.
  • · установление «кредитных потолков» - ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
  • · прямой контроль за установлением уровня процентных ставок - это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.

К методам косвенного воздействия относятся:

  • · регулирование минимальных резервных требований
  • · осуществление дисконтной политики
  • · купля-продажа иностранной валюты
  • · регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков
  • · изменение курса национальной валюты
  • · эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов
  • · продажа-покупка государственных ценных бумаг

Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора.

В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

Или другой пример - обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания в аварию несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке.

5. Воздействие на экономику через государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

  • · выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры;
  • · поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
  • · формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;
  • · аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета;
  • · развитие и подготовка научных кадров;
  • · интенсификация внешней экономической деятельности с помощью государственной организации.

В одних странах ГС возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в ФРГ, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля ГС в национальном богатстве выше, чем во второй.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные, другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (пример - участие германского концерна «Фольксваген», частично находящегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Проанализировав теоретические аспекты косвенных методов государственного регулирования, можно сделать вывод о том, что эффективность процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

  • · систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;
  • · своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;
  • · определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;
  • · выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
  • · проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

Для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

Современный этап развития нашей страны требует совершенствования государственного регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

Отечественной системе финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

Формы государственного регулирования:

Система государственного планирования;

Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)

Система государственного планирования

Рассмотрим отдельно для стан с командной и рыночной экономикой.

В рамках стран с командной экономикой планирование имеет обязательный характер и отличается директивностью. Выполнение государственных плановых заданий обязательно для всех хозяйствующих субъектов до которых эти задания доведены. Это было в СССР, странах социалистического лагеря, где планирование носило тотальный, всеобъемлющий характер.

Что же касается стран с рыночной экономикой, то здесь, как правило, не является столь жёстким. Практически любая страна, развивающаяся по рыночному пути, так или иначе занимается вопросами государственного планирования и занимается ими весьма серьёзно, как общеэкономическим, так и по отдельным отраслям. Не без основания полагая, что только государственное регулирование способно обеспечить каких-то оптимальных экономических пропорций воспроизводства, предотвратить и преодолеть кризисные процессы в экономике. Но планирование в странах с рыночной экономикой носит не директивный характер, как правило, а индикативный, рекомендательный. Выполнение государственных планов, программ экономического развития, обеспечивается не с помощью приказов, а с помощью селективного поощрения участников процесса планирования. Суть в том, что хозяйствующие субъекты не обязаны выполнять задания государственных программ, за исключением предприятий государственного сектора. Тем не менее государство определённым образом нацеливает субъектов на выполнение государственных заданий, планов и программ государственного развития. Нацеливание осуществляется не силовыми способами, а с помощью методов экономического стимулирования. В том случае когда государство заинтересованно, чтобы какие-то предприятия выполняли государственные планы оно, доводя их до исполнителей заинтерисовывает их, при этом у рыночных субъектов остаётся право действовать по своему усмотрению. Государство стремиться сделать так, чтобы субъектам было выгодно выполнять планы, поскольку государство предоствляет в этом случае им различные льготы, прежде всего налоговые (освобождение по целому ряду позиций или уменьшение налоговых ставок), могут получать дотации, субвенции и субсидии из государственного бюджета, выгодные государственные заказы и иметь гарантированный рынок сбыта своей продукции, им могут устанавливаться ускоренные нормативы амортизации, вследствие чего предприятие может уменьшить и налог на прибыль и быстрее обновить своё оборудование. В этих условиях предприятию просто выгодно работать по государственному заданию.


В любой рыночной стране существуют даже государственные органы, которые на государственном уровне занимаются вопросами экономического планирования. Например, в США это Совет экономических консультантов, Министерство экономики в Англии, Межминистерский комиссариат по вопросам планирования во Франции, Министерство экономического развития и торговли в России (зачем здесь торговля непонятно, нужно отдельно выделять сферу обращения). Эти органы разрабатывают национальные проекты, программы, прогнозы как долгосрочные (свыше 10 лет) так и среднесрочные (от 3 до 10 лет), краткосрочные (менее 3-х лет) на уровне всего народного хозяйства. Великое Японское чудо 60 и 70-х гг. во многом определялось тем, что японцы встали на путь пятилетнего планирования. Ещё в 1955 г. правительство Хотоямо, разработало пятилетний план развития Японской экономики. И далее каждую пятилетку они разрабатывали национальную программу экономического развития, что позволило сконцентрировать ресурсы, скоординировать деятельность частного бизнеса и государства в вопросах проведения радикальной экономической реформы. Китай достиг больших успехов в области государственного планирования, вообще это государство выбрало хороший путь экономических преобразований. Оно пошло по пути постепенного преобразования экономики начиная ещё с Ден Сяо Пина 1979 г. был взят курс на проведение 4-х модернизаций, в 1982 г. 13 съезд коммунистической партии Китая призвал заимствовать иностранный опыт рыночных отношений. В 1987 г. следующий съезд углубил эту линию. В Китае очень удачно сочетается централизованное плановое управление экономикой и расширение рыночных отношений. Причём всё это не методом шоковой терапии как в России осуществлялось, а путём постепенного подчинения рыночным отношениям вопросов государственного управления. Государственное управление главное для них, но всё активнее во всех сферах развиваются рыночные отношения. Они не проводили обвальную приватизацию, не бросали предприятия и граждан один на один перед лицом рынка, они постепенно, за счёт государственных вливаний оздоравливали экономику. Сначала был приватизирован малый и средний бизнес. Потом возрастающие доходы от малого и среднего бизнеса способствовали нарастанию доходов бюджета, эти бюджетные ресурсы направлялись на модернизацию тяжёлой промышленности, крупного бизнеса. Крупный бизнес приватизируется после того как государство обеспечивает достаточно высокий уровень его развития, привлекая в том числе и иностранный капитал для развития крупного бизнеса, создавая особые экономические районы, особые экономические зоны. Конечно, у них была другая ситуация. У нас экономическая реформа проводилась в условиях политической нестабильности, в условиях так называемой политической демократии, политического плюрализма. В условиях активной политической борьбы каждое последующее поколение политиков ощущала себя своего рода временщиками. Они же не долго находились у власти, особенно это касается органов исполнительной власти. В Китае существовала и существует монополия одной партии, что формирует некую политическую стабильность. Эта политическая стабильность в свою очередь позволяет сбалансировано проводить экономические реформы. «Шоковая терапия» в России была связана с тем, что каждое поколение политиков стремилось лучшим образом проявить себя за короткий период пребывания у власти и обогатится за счёт этого пребывания у власти. А так как времени было мало и для того и для другого, в этих условиях принимались радикальные методы воздействия на экономику, радикальные способы экономического регулирования. Если была бы стабильность, возможно этот процесс был бы более продуманный и были бы сняты острые противоречия, ошибки, последствия которых мы переживаем до сих пор.

Существуют даже международные органы, занимающиеся вопросами прогнозирования, планирования в странах с рыночной экономикой. Например, ООН. Есть специализированные органы, которые только тем и занимаются, что составляют обоснованные всесторонние прогнозы не только развития мировой экономики, но и политических систем современного мира и других процессов. Например, Римский клуб, который представляет из себя объединение бизнесменов, политиков, учёных, которые занимаются тем, что всесторонне анализируя состояние современного мира разрабатывают обоснованные прогнозы развития. К этим прогнозам прислушиваются и представители финансовой олигархии и политической элиты современного общества.

В СССР были достигнуты выдающиеся успехи в области народно-хозяйственного планирования, у нас также существовали 5-летние планы, при Хрущёве некоторое время существовали 7-ми летние планы, но это длилось недолго. Анализируя практику использования планового механизма в СССР, делаем вывод, что с одной стороны централизованное, жёсткое, директивное планирование способствовало, безусловно, решению многих проблем и задач, освободило экономику от кризиса, установила чёткие пропорции между различными отраслями, не было недопроизводства и перепроизводства, создавалась сбалансированность экономики. Но при этом сама централизованная плановая деятельность рассматривалась как некая самодавлеющая задача, и планирование преследовало своей целью не столько поддержание оптимальных пропорций в экономике, сколько решалась задача поддержания процесса функционирования самого планового механизма. Поскольку централизованное планирование, сам механизм позволял подчинять себе всё общество и способствовал реализации поставленных задач. Главное, чтобы был Госплан, были отраслевые планы, чтобы их выполнение было обязательным, не важно какие это планы – точные или неточные. Очень многие планы корректировались, не выполнялись.

Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)

Примерно тоже самое можно сказать и о системе финансового регулирования. В рамках стран с командной экономикой существует жёсткое, централизованное финансовое управление экономикой. Это означает, что в экономике господствуют вертикальные финансовые потоки, подавляющая часть ВНП распределяется централизованно. Например, получаемые предприятием доходы уходят вверх, а потом ему же распределяются сверху. Предусматриваются максимальные ограничения финансовой деятельности для предприятий и граждан.

В рамках стран с рыночной экономикой централизованное финансовое регулирование носит не столь всеобъемлющий характер. На долю средств централизованного бюджетного финансирования приходится от 20% до 50% но не более того. Здесь государство управляет экономикой через систему государственного бюджета занимающего важную, но не исключительную роль в процессе финансового регулирования.

Рычаги финансового регулирования в странах с рыночной экономикой:

1. Система государственного бюджетного финансирования.

2. Налоговая система (неразрывно связана с 1)

3. Использование госбанковского финансирования (через эту систему государство выходит на рынок кредитно-финансовых услуг и участвует в процессе их оказания. Госбанк здесь действует как инструмент проведения государственной финансовой политики, как средство макроэкономической финансовой стабилизации, а не как частная лавочка, озабоченная максимизацией своих коммерческих интересов.

4. Государство регулирует финансовые нормативы, используемые в процессе хозяйственной деятельности – цены на услуги государства, таможенные платежи, установление заработной платы для работников бюджетных отраслей, регулирование норм амортизации основного капитала народного хозяйства, что позволяет воздействовать на уровень обновления техники, развитие научно-технического прогресса. Регулирование нормативов фискального изъятия средств в пользу государства – штрафы, пени и т.д., которые во многом устанавливаются на общегосударственном уровне. Также устанавливаются различные выплаты – пенсии, стипендии и т.д.

Система государственного предпринимательства

Государственное предпринимательство можно рассматривать в двояком смысле слова. Во-первых, государственное предпринимательство – это предпринимательская деятельность самого государства, как совокупности органов государственной власти и управления. Когда государство использует в коммерческом режиме государственную собственность, занимается приватизацией – продаёт частным инвесторам, когда осуществляет закупки продукции, товаров и услуг для общегосударственных нужд, государство ведёт себя как рыночный покупатель в этих условиях. В узком смысле слова государственное предпринимательство предполагает создание государством специального государственного сектора, представленного государственными организациями, предприятиями, учреждениями, которые получая имущество на условиях хозяйственного ведения или оперативного управления от государства занимаются предпринимательской деятельностью на базе государственной собственности и в рамках государственного сектора экономики.

Государственный сектор экономики существует в любом государстве и государственные предприятия есть везде. Конечно, в странах с командной экономикой государственный сектор является абсолютно доминирующем. В рамках стран с рыночной экономикой доля государственного сектора зависит от многих национальных особенностей. Например, в США доля государственного сектора составляет не более 5% от общего объёма экономики, в Скандинавских странах эта доля значительно выше и приближается к 30-40%, традиционно высокий удельный вес государственного сектора во Франции, Японии, где активно развиваются кооперативные предприятия, принадлежащие самим работникам и особенно в Италии. В рамках стран с рыночной экономикой государственные предприятия создаются в тех отраслях, куда не идёт частный бизнес, заинтересованного в постоянном увеличении прибыли. Это капиталоёмкие, наукоёмкие отрасли, которые требуют огромных, особенно первоначальных затрат для своего развития, пока отрасль не выйдет на стадию эффективного коммерческого функционирования, после чего нередко происходит их приватизация. Как например авиакосмическая промышленность США, которая изначально развивалась на базе госсобственности, а затем постепенно была приватизирована. Государственные предприятия также создаются в капиталоёмких отраслях, которые вообще не способны выйти эффективной коммерческой эксплуатации. Например, экологические производства, связанные с поддержанием природного равновесия, поскольку вложенные туда средства не окупаются в строго рыночном, коммерческом смысле этого слова.

Система государственного заказа (иногда включают в 3 форму)

Государство через систему госзаказов заказывает у соответствующих субъектов, в том числе и частных предпринимателей определённую продукцию, работы, услуги, необходимых для удовлетворения каких-то общегосударственных потребностей. Через систему государственного заказа государство приобретает вооружение, необходимое для армии, медицинское оборудование для медицинских учреждений, научное оборудование для научных и учебных учреждений, технику и оборудование для функционирования органов государственной власти. При этом предполагается, что государственные заказы должны размещаться на конкурентных, рыночных условиях, из всего многообразия потенциальных исполнителей заказа выбрать тех, кто сможет наиболее эффективно справиться с заказом. Во многих случаях так и происходит, но очень часто государство, формируя рынок государственного заказа и распределяя на рыночных условиях государственные заказы встаёт на путь «квази» рыночного регулирования. И распределяет государственные заказы не среди тех, кто предлагает наиболее эффективные условия их реализации, а среди тех, кто проявляет наибольшую лояльность по отношению к государственным органам и предложить государству наиболее выгодные условия сотрудничества. Рынок госзаказа это чрезвычайно выгодный, динамично развивающийся сегмент, но именно этот сегмент рынка, в той же мере, что и рынок банковских услуг, даже большей, теневой сегмент рыночных отношений, хотя бы потому, что здесь обе стороны проявляют заинтересованность в различных теневых схемах, и он очень привлекательный как для государства, так и для исполнителей госзаказа.

Для государства выгодность этого рынка заключается в том, что по идее государство получает необходимую продукцию, работы, услуги по наиболее выгодным условиям через конкурсное распределение государственного заказа. Но с другой стороны возможность выбора, альтернативность размещения госзаказа всегда создаёт для государства соблазн каким-то образом получить персональную выгоду для государственных чиновников от размещения заказов. И здесь, как правило, государство договаривается с теми исполнителями, выбирает их, которые способны предложить конкретным лицам, представляющим органы государственной власти, наиболее выгодные условия не с точки зрения затрат и эффективности, а с точки зрения формирования так называемых чиновничьих откатов. Например, существует государственный заказ, который утверждён с помощью специальной государственной программы, восстановления центра старинного русского города к его юбилею. Государство выделяет под этот заказ 100 млн. рублей. У него есть выбор, кому поручить реставрационно-восстановительные работы. Выберут тех, кто обеспечит наибольший откат государственным чиновникам, принимающим решение о том, кто будет выполнять этот заказ. Чиновники говорят примерно так, что вы получаете от на 100 млн., на 90 млн., но в пределах 100 млн. сметы потратите на проведение работ, а 10 млн. в той или иной форме отдадите нам, которые выбрали именно вас, хотя могли выбрать других исполнителей. Выбрали потому, что исполнитель согласился с этими правилами игры, другие могли отдать только 8 и то при определённых условиях. Здесь возникает проблема, поскольку реально использовать можно только 90 млн., а работу выполнить на 100 млн. Здесь начинаются различного рода фальсификации, двойная бухгалтерия, когда работы выполняются на 90 млн., а потом на неком среднем звене, например, на уровне прораба работы переписываются на 100 млн. Эти 10 млн. можно откатить и на относительно законных основаниях, например, заплатив какому-то фиктивному субподрядчику, который потом обналичит эту сумму, но чиновники редко идут на такие усложнённые схемы, хотя для исполнителя они более чистые, когда просто выплачивается 10 млн. какому-то фиктивному субподрядчику, который якобы выполнил какие-то работы по углублению фарватера городского порта, например. Хотя никакие работы на самом деле не производились, просто баржу на 1 день загнали, водолазы поплавали, т.е. видимость показали, что работы производились. Тем более, что во многих случаях отсутствуют карты форватера и очень сложно установить, проводились работы или нет. Но чиновники заинтересованы в том, чтобы схемы были как можно более ресурсосберегающими, наиболее простые, без сложностей.

Здесь степень коррупционности наиболее высокая сейчас. Например, скандал с фондом обязательного медицинского страхования, пенсионным фондом, где 70 млр. дефицит образовался, что свидетельствует о нецелевом использовании средств пенсионного фонда.

Очень частый вариант теневого поведения, когда государство, выбирая себе своего исполнителя по заказу, одновременно искусственно, намного переплачивает исполнителю за выполняемые работы, услуги, производимую продукцию с целью, чтобы большая часть переплаты забрать от исполнителя заказа в виде того же отката. Например, есть заказ на поставку автомобилей для чиновников какого-то государственного учреждения стоит 1 млн. руб, а в договоре указывается, что государство заплатит за это не 1 млн., а 1 млн. 200 тыс., хотя исполнитель реально закупит на 1 млн., а эти 200 тыс. возможно даже уйдут за рубеж, в ту компанию, которая по импорту будет поставлять автомобили. А там эти 200 тыс. осядут на оффшорных счетах, с которых чиновники смогут снять деньги.

Это исключительно криминальный сегмент, но исключительно выгодный, как для государства, так и для исполнителей. Выгода исполнителей в том, что несмотря на откаты и другие неудобства, это гарантированные рынок сбыта, им не нужно решать проблему кому, на каких условиях, за сколько продавать. Это же очень сложная проблема и найти покупателя, определить условия очень сложно. Кроме того, во многих случаях государство для тех, кто выполняет госзаказ обеспечивает льготный выход на рынок сырья и трудовых ресурсов – предоставляют льготные кредиты, прямое финансирование из госбюджета. это предопределяет заинтер, чтобы биться за го. В РФ очень острая конкуренция, что побудило органы государственной власти и управления принять специальные законы по сертификации и лицензированию поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд. Чтобы стать участником системы госзаказа, необходимо предварительно пройти процедуру сертефицирования и лицензирования.

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.

К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.

Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы и масштабы экономического роста. Одним из видов действия налогового механизма является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Оно позволяет стимулировать темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.

Аннотация. В условиях экономического кризиса необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования экономики, а также ме-ханизмы воздействия на бизнес, позволяющие государству реализовывать экономическую политику в условиях рынка.
Ключевые слова : государственное регулирование, экономика, бизнес, инструменты, механизмы, экономические рычаги, рынок.

Проблема участия государства в экономике страны является основной для любого государства. Вопрос о роли государства в современной экономике много времени оставался дискуссионным. Сегодня большинство ученых-экономистов, да и правоведов едины в том, что что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Под механизмом государственного регулирования понима-ется система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы соци-ально-экономической жизни страны, в том числе и на произ-водство, обмен, распределение и потребление производствен-ной продукции минерально-сырьевого сектора. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздей-ствия на социально-производственные процессы. Управленче-ское воздействие составляет лишь одну сторону механизма ре-гулирования. Главное же содержание его определяется целе-вым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами систе-мы государственного регулирования

В России в процессе трансформации экономической систе-мы можно выделить следующие формы государственного ре-гулирования .

Директивное планирование. Данная форма длительное время существовала в СССР, при которой был достигнут мак-симальный уровень вмешательства государства в экономику. Суть данной формы заключается в том, что план экономиче-ского и социального развития страны имеет силу закона и ста-новится обязательным для всех звеньев народного хозяйства. Функция государства сводилась к планированию материаль-ных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основными формами планирования являлись пятилетние планы с распределением заданий по годам, конт-рольные цифры и директивы к разработке пятилетних планов.

Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:

Заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого экономическими ресурсами и пе-редающее определенные права своим исполнительным орга-нам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюд-жетные ассигнования;

Состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных обла-стях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не мо-гут осуществляться с помощью механизма рыночного са-морегулирования;

Объем заказов ограничивается величиной средств бюджет-ного фонда страны;

Заказы размещаются и выполняются на договорной основе. Государственный заказ является не только заказом феде-рального правительства, но и формирует систему региональ-ных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособ-ную не только на региональном, но и на национальном и меж-дународном уровнях.

Индикативное (рекомендательное) планирование, под которым понимается механизм координации интересов и дея-тельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное ре-гулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью ин-дикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор через стимулирующий или ограничивающий спрос. В России данная форма в масштабах национальной экономики не применяется.

Стратегическое планирование. Суть данной формы состо-ит в выборе главных приоритетов развития национальной эко-номики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

Программирование — это разработка программы соци-ально-экономического развития, т. е. комплекса целевых ори-ентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения ука-занных ориентиров.

Правительство России разработало и одобрило « Основные стратегические направления государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016)», которые были сформулированы президентом В. Путиным в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах. В современных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

. Государственное прогнозирование , как форма государ-ственного регулирования, представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях пе-рехода к рыночным отношениям прогнозирование приобрета-ет весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Государственное прогнозирование, на наш взгляд, не толь-ко позволяет предвидеть перспективы развития, но и представ-ляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех дру-гих форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Государство всегда влияло на экономику своей страны, а в связи с ростом масштабов и связей в современной рыночной экономике значительно усиливает эту роль. Многие ученые, признавая данное явление в рыночной экономике, по-разному объясняют его причины. Одни утверждают, что макроэкономическая политика яв-ляется благом для экономики, что рыночная конкуренция ме-шает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализа-ции корыстных интересов бюрократии и не обусловлено инте-ресами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция снижения роли государства .

Применительно к современным российским условиям раз-нообразие подходов к оценке роли государства и государ-ственного регулирования в переходный период можно свести к двум направлениям, которые отличаются по методам регу-лирования.

Первое направление — государственное вмешательство ограничено методами финансово-кредитного регулирования (использование учетной ставки процента, изменение обяза-тельного минимального резерва, объема денежной массы в об-ращении, применение налоговых ставок и др.). Идея этой кон-цепции — меньшее участие государства, больше «индекса эко-номической свободы».

Второе направление заключается в активном государствен-ном регулировании экономики с помощью проведения целе-направленной структурной, инвестиционной, социальной по-литики, государственное регулирование цен на топливно-энер-гетические ресурсы и т. д. Данная концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходной экономике.

Экономистами предпринимались попытки систематизиро-вать методы государственного регулирования. Так, В.И. Кушлин, Н.А. Волгин приводят следующие методы регулиро-вания экономики. Прямые методы государственного регулирования экономи-ки не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К их числу относят:

Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах, целевых программах;

Государственные заказы и контракты на поставки опреде-ленных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Государственная поддержка программ, заказов и контрак-тов;

Нормативные требования к качеству и сертификации тех-нологии и продукции;

Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.;

Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров.

Методы косвенного государственного регулирования эко-номических процессов опираются в основном на товарно-де-нежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В них входят:

Налогообложение, уровень обложения и система налого-вых льгот;

Регулирование цен, их уровней и соотношений;

Платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредит-ные льготы;

Таможенное регулирование экспорта и импорта, валют-ные курсы и условия обмена валют.

Все многообразие методов, используемых государством при регулировании бизнеса, Ю.П. Анисимова условно объеди-няет в три относительно крупные группы: правовые, полити-ческие и экономические методы . Каждая группа методов имеет в своем составе определенный набор инструментов и ме-ханизмов воздействия на бизнес, позволяющих государству до-стигать определенные цели в реализации своей экономической политики.

Правовые методы регулирования бизнеса, реализуемые обычно путем коллективного голосования, включают в себя совокупность федеральных и местных законов, указов прези-дента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, на-правленных на правовое обеспечение функционирования горного биз-неса, создание обязательных и равных для всех предпринимателей пра-вил игры, гарантий свобод и защиты прав и интересов всех участников рынка, таких как право на жизнь и здоровье, на собственность и получение прибыли.

  1. Егорушкина Т.Н. Обоснование направлений диверсификации предприятий угольной промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Тула,2002.
  2. Егорушкина Т.Н., Этова Е.В. Создание высокоэффективной системы внутреннего контроля на предприятии в период влияния внешнеэкономической конъюнктуры на экономику России//Вестник Академии Знаний. 2015. №12(1). С.27-35 http://vestnik.osu.ru/2011_13/23.pdf
  3. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149516
  4. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00010227_0.html
  5. http://geum.ru/
  6. Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 208 с.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наиболее общими целями являются:

I. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний.

II. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства.

III. Обеспечение социальной стабильности. К этой группе целей относится социальная обеспеченность различных слоёв населения общественными благами.

IV. Координация хозяйственной деятельности. Она заключается в обеспечении информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства и в разработке мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

V. Поддержка конкурентной среды.

VI. Управление государственным сектором в экономике. Данная цель заключается в управлении государственными предприятиями, управлении государственной собственностью.

Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой15.

Непосредственно с определением целей государственного регулирования экономики связаны функции его механизма. Функции одновременно несут в себе черты объективного, вытекающего из сущности механизма государственного регулирования экономики, и субъективного, вытекающего из целеполагания людей.

Одним из важнейших направлений является правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов16.

В. Ойкен писал, что современный индустриальный мир в процессе своего развития не может сам по себе создать пригодный хозяйственный порядок. Он требует определенных принципов, определенной хозяйственной конституции. Проблемы аграрной, торговой, кредитной, антимонопольной политики, налогообложения являются частями одного большого вопроса - как сформировать национальный и международный общий порядок хозяйства, как выработать соответствующие правила игры17.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.

Государство, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Антимонопольное законодательство включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Государство, определяя правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, одновременно регулирует и отдельные стороны их функционирования, оказывая поддержку или устраняя те или иные сферы деятельности отдельных индивидов или институтов, то есть корректирует процессы самоорганизации. Это объясняется тем, что эволюции во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов. По сути дела, поддерживая конкуренцию, государство с ее помощью организовывает выполнение экономикой своей основной задачи - производства необходимых благ и услуг для удовлетворения потребностей населения. Тем самым всюду, где это возможно, государство запускает процессы самоорганизации, которые позволяют экономике реализовывать свою функцию в обществе18. К мерам государственного регулирования экономики относится и поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет стабилизационную функцию. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для предотвращения, торможения экономического спада, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты, для закрепления и поддержания показателей функционирования экономики на определенном уровне. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации и оздоровления экономики.

Велика роль перераспределительной функции механизма государственного регулирования экономики, то есть перераспределения государством совокупного общественного продукта с учетом интересов различных социальных групп. Объективность данной функции прямо связана с ролью государства как института, призванного обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы распределения доходов, в их числе государственная закупка товаров и услуг, государственный кредит, налоговое перераспределение доходов, социальные выплаты и программы, государственные субсидии.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет также и социальную функцию. Сферами ее реализации является социальная инфраструктура: культура, здравоохранение, образование, наука; жизнеобеспечение малоимущих членов общества: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных; а также многообразные отношения между трудом и капиталом.

Поскольку в системе экономических отношений базовыми являются отношения собственности, то следующей функцией механизма регулирования выступает хозяйственная, реализуемая во владении, распоряжении и использовании объектов, находящихся в государственной собственности. Составляющие этой функции - приватизация, национализация и хозяйственное использование. Реализуя хозяйственную функцию, государство дополняет и усиливает рыночный механизм.

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой - как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Регулирование внешнеэкономической деятельности нацелено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее.

Механизм государственного регулирования экономики обладает некоторыми особенностями.

Во-первых, такое управленческое воздействие является избирательным, то есть направленным на определенные сферы, объекты и параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы решает рынок.

Во-вторых, объектами госрегулирования выступают: экономика в целом, отраслевые, межотраслевые и региональные формирования, предпринимательские единицы и некоммерческие организации.

В-третьих, характер такого воздействия варьируется от корректирующего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего и дополняющего его ограниченные возможности.

В-четвёртых, ожидаемый результат задается преимущественно не жесткими показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности хозяйствующих субъектов. Такое воздействие осуществляется через систему стимулов-санкций, влияющих на выбор названными субъектами определенной модели поведения. Это не исключает, однако, в отдельных случаях прямой интервенции государства в автономию предпринимательских единиц посредством изменения общих рамочных условий функционирования экономики.

В-пятых, государственное регулирование имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии форм и средств воздействия на экономику. Здесь, как и в других сферах управления, действует закон достаточного и необходимого разнообразия, сформулированный У. Р. Эшби. Согласно этому закону справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с увеличением сложности экономики будет возрастать и сложность ее регулирования19.

Рассмотрение целей, функций и особенностей государственного регулирования позволяет оценить его место и роль в организации социально-экономической жизни общества.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...