Цель обследования как основного метода гос контроля. Методы и приемы финансового контроля


Наблюдение контролирующими органами за финансовыми операциями предприятия при ведении хозяйственной деятельности является основной целью контроля. Существует несколько способов финансового контроля. Каждый вид имеет определенную цель – общий анализ деятельности предприятия, проверка бухгалтерского баланса и счетов, выявление нарушений законодательства, проверка целесообразности и достоверности финансовых операций, их рациональность и эффективность.

Проведение финансового контроля: методы, которые используются

Следует учитывать хозяйственную специфику субъекта при осуществлении финансового контроля. Ведь проверка не должна препятствовать стабильной работе предприятия.

Существует несколько методов контроля. Самым простым можно назвать наблюдение, которое подразумевает пассивный контроль за деятельностью предприятия без применения сложных приемов получения и анализа информации.

Еще один способ проведения контроля – обследование предприятия. Этот способ применяется для исследования финансовой документации, проверки соблюдения правильности выполнения бюджетных назначений и их оформление, использования государственных целевых средств.

Следующий метод – это анализ, который подразумевает проведение математического исследования бухгалтерской документации. Проверяются счета и баланс. Этот вид контроля осуществляют финансовые учреждения, которые ведут расчеты предприятия по платежам в бюджет и различные социальные фонды.

Проверка является основным методом контроля. Этот вид применяется при исследовании определенного круга финансовых операций для выявления нарушений законодательства в деятельности организации. Проверки бывают комплексные, тематические, документальные, встречные, выездные, камеральные.

Ревизия, как один из методов контроля подразумевает комплексную проверку, которая направлена на анализ финансовой и хозяйственной деятельности учреждений, предприятий, частных предпринимателей. Ревизия охватывает все сферы деятельности организации, которая проверяется: финансовую, юридическую, выполнение финансовой дисциплины, сохранность денежных и материальных ресурсов, правильность составления отчетности и ведения бухучета. Ревизии могут быть документальными и фактическими, плановыми и внеплановыми, фронтальными и выборочными.

Финансово-экономическая экспертиза - это еще один метод выполнения финансового контроля. Она подразумевает полный контроль за деятельностью предприятия с привлечением экспертов по финансовым операциям и производственным процессам.

Вопрос 4. Методы финансового контроля

Методы финансового контроля - это совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций. Применение конкретного метода зависит от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: наблюдение; обследование; анализ (проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финан­сово-хозяйственной деятельности); проверка (документации, информации должностных лиц и др.); финансово-экономическая экспертиза (документации, состо­яния учета и отчетности и т.д.); ревизия, аудиторская проверка.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации

Обследование - один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования - общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и доходов.

Анализ п редставляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей - выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Основной метод финансового контроля - ревизия, т.е. наиболее глу­бокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законнос­ти, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные конт­ролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы госу­дарственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по ука­занию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, факти­ческие, полные (сплошные), выборочные (частичные).

По организа­ционному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначен­ными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих безотлагательной проверки), комплексными (проводимы­ми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются докумен­ты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактичес­кая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают про­верку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятель­ности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).


Финансовый контроль осуществляется различными методами,
которые представляют собой способы, приемы организации конт-

Рольных действий. Применение тех или иных методов финансового
контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактиче­
ской финансовой деятельности действующему законодательству.
К основным методам финансового контроля относятся:
1) наблюдение;
2) проверка;
3) обследование;
4) анализ;
5) ревизия;
6) аудит.
Четкого перечня методов финансового контроля в законода­
тельстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в
нормативных правовых актах.
Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с
объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить
направления финансовой деятельности предприятия, организа­
ции, их организационную структуру управления, а также сделать
предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов
и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точно­
сти определить финансовое состояние проверяемого объекта. Од­
нако в большинстве случаев сделанные выводы являются досто­
верными, что подтверждается результатами непосредственной
проверки. Наблюдение как метод финансового контроля исполь­
зуется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии.
Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля фи­
нансового состояния организации при осуществлении процедуры
банкротства1.
В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосред­
ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет­
ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в
ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины
и определяются меры по их устранению. Проверка является еди­
ничным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и
предполагает исследование состояния дел организации на опреде­
ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про­
верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий­
ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Результаты проверки оформляются специальным актом, с кото­
рым ознакомляют руководителя организации. По результатам про­
верки могут применяться различные меры воздействия дисципли­
нарного, материального, административного и иного характера.
Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко­
номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для
1 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

Определения финансового состояния, финансовой устойчивости
и возможных перспектив развития организаций и предприятий.
При обследовании не обязательно проверяются первичные бух­
галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры
работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых
объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан­
кетирования, инспекции на месте и т.д.
Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь­
ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер­
ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи­
талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод
контроля отличается системным подходом и включает в себя ста­
тистические и экономико-математические аналитические приемы:
сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных,
относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный,
табличный и графический методы, построение экономико-мате­
матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее
широко анализ применяется для экономической оценки деятель­
ности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансо­
во-хозяйственной деятельности, например, себестоимости про­
дукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа прояв­
ляется в системе управления государственными и местными фи­
нансами, поскольку его всестороннее проведение служит осно­
вой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также
регулирования социально-экономических процессов. Например,
в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Феде­
рации одним из условий предоставления государственных и му­
ниципальных гарантий является проведение анализа финансово­
го состояния принципала.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового
контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему
обязательных контрольных действий по документальной и факти­
ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо­
зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,
правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности,
а также законности действий руководителя и главного бухгалтера
(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода­
тельством возложена ответственность за их осуществление.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­
зяйственной деятельности организации по следующим направле­
ниям:
1) соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
2) исполнение смет расходов;
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­
ных ценностей;
5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде­
ния бухгалтерского учета и составления отчетности;
6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд­
жетными фондами;
7) операции с основными средствами и нематериальными ак­
тивами;
8) операции, связанные с инвестициями;
9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими
лицами и др.
Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу­
лируются различными нормативными правовыми актами, в том
числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет­
ной палате Российской Федерации»1, приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н
«Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и
проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют
право проводить Счетная палата Российской Федерации, Феде­
ральное казначейство, контрольно-ревизионные органы мини­
стерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать
по нескольким основаниям.
По своему содержанию ревизии бывают документальные и
фактические. Документальные включают в себя проверку финан­
совой документации, ведения учета и отчетности. В ходе факти­
ческой ревизии осуществляется проверка наличия материальных
ценностей, денежных средств.
По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком­
плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все
направления финансовой деятельности субъекта, а тематические
применяются для проверки какой-либо одной сферы (например,
правильное использование фонда заработной платы, расходова­
ние целевых средств и т.п.).
По времени проведения ревизии подразделяются на плановые
и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с
планом, который составляется в вышестоящих органах, министер­
ствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и
внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяют­
ся соответствующей программой или перечнем основных объек­
тов и направлений ревизии.
Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста­
навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с
учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируе­
мой организации.
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.

По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ,
имеющий важное юридическое значение. Он подписывается ли­
цами, проводившими ревизию, а также руководителем и глав­
ным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте реви­
зии указываются цели ревизии, основные результаты проверки,
выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, ука­
зываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, ви­
новные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по
устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности
виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений
материальных ценностей акт ревизии направляется следствен­
ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери­
алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-реви­
зионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после под­
писания акта.
Новым для России методом финансового контроля является
аудит, который за последние десять лет получил широкое рас­
пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит
обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор­
ской тайны (результаты проверки известны только руководителю
организации и аудитору), возможность добровольного проведе­
ния, передачи прав организации на представление своих интере­
сов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отме­
тить, что обязательный аудит - это независимая финансовая про­
верка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финан­
совой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать
любые направления и сферы деятельности, которые определяют­
ся договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обя­
зательный и добровольный предполагает его широкое примене­
ние. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу
требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным за­
коном от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельно­
сти»1 обязательный аудит проводится в том случае, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму откры­
того акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой
организацией или обществом взаимного страхования, товарной
или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­
ным внебюджетным фондом, источником образования средств
которого являются предусмотренные законодательством Россий­
ской Федерации обязательные отчисления, производимые физи­
ческими и юридическими лицами, фондом, источниками обра­
зования средств которого являются добровольные отчисления
физических и юридических лиц;
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3422.

3) объем выручки организации или индивидуального предпри­
нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания
услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за­
конодательством Российской Федерации минимальный размер
оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец от­
четного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предпри­
ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным
на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели
его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муни­
ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской
Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин­
дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным за­
коном (например, в случае объявления организации банкротом
или ее ликвидации).
При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­
тавных (складочных) капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта Российской Федера­
ции составляет не менее 25 процентов, заключение договоров
оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам
проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких кон­
курсов утверждается Правительством Российской Федерации, если
иное не установлено федеральным законом.
По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за­
ключение. Форма, содержание и порядок представления аудитор­
ского заключения определяются федеральными стандартами ауди­
торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного
проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу­
дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фир­
мы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения вле­
чет ответственность в виде аннулирования квалификационного ат­
тестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • 1.Полномочия Федерального казначейства, и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля.
  • 2. Доходы бюджетной системы рф: понятие, состав, их бюджетная классфикация. Собственные доходы и доходы, ежегодно получаемые из бюджета другого уровня.
  • 1. Полномочия Гос. Думы и Совета Федерации в области финансов
  • 2. Понятие бюджетной системы рф. Структура. Принципы построения.
  • 1.Полномочия Президента рф и Правит-ва рф в области финансов.
  • 2. Краткая хар-ка бюджетных расходов: понятие, бюджетная классификация (функциональная, эк-кая, ведомственная). Порядок разграничения расходов между уровнями бюджетной системы рф.
  • 1. Состав и краткая характеристика финансо-правового положения федеральных органов власти, для которых фин.Деят.Является основной. (Минфин,Казначейство,налоговая служба,Служба фин бюджетного надзора)
  • 2. Резервные фонды в составе расходной части бюджета. Резервный фонд Президента рф.
  • Часть 1 статьи 96.9 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 n 63-фз).
  • Часть 1 статьи 96.11 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 n 63-фз).
  • 1. Конституционные основы фин.Деят.Гос-ва.
  • 2.Бюджетный контроль: понятие, формы и методы. (отождествила с фин.Контролем)
  • 1. Место фин права в системе Росс-го права. Связь и разграничение с другими отраслями права.
  • 1.Система фп: понятие, структура, краткая хар-ка элементов.
  • 2. Порядок ежегодного распределения доходов м/у уровнями бюджетной системы. Бюджетные трансферы: понятие, формы, порядок представления.
  • 2. Кассовое исполнение фб. Роль МинФина,Казначейства и банковской системы в его исполнении.
  • 1. Финансово-правовые нормы. Общая характеристика
  • 2. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • § 2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
  • 2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • Глава 23. Внесение изменений и дополнений
  • 1. Конституционные основы бюджетного права.
  • 2.Основы составления проектов бюджетов
  • 1.Счета палата рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 1. Полномочия Минфина рф в области финансовой деятельности.
  • 2. Основы порядка рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней бюджетной системы.
  • 1. Виды финансового контроля: понятие, краткая характеристика.
  • 2. Бюджетные полномочия федеральных органов гос. Власти и субъектов рф.
  • Глава 19. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
  • 1.Формы и методы финансового контроля: понятие и краткая характеристика.
  • 2. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы
  • 1. Понятие аудиторского контроля, его место в системе финансового контроля.
  • 1. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.
  • 2. Порядок составления проекта фед-го бюджета.
  • 1. Понятие налога. Функции и принципы налогообложения.
  • Часть 3 ст. 75 к-ции рф предусматривает, что федеральным законом должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов.
  • 2. Финансовое право как наука.
  • 1. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции.
  • 2. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая хар-ка.
  • 1. Федеральная налоговая служба: задачи и функции
  • 1. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

    Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются различные методы финансового контроля.

    Проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий), которая подразделяется на документальную и камеральную. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

    Основной формой финансового контроля является ревизия (система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности) , представляющая собой наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценные бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

    Специфика ревизии:

    В содержании: в порядке ее назначения уполномоченными гос. органами, в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты, в том, что ревизия проводится только комиссионно, а по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение. Ее могут проводить: Счетная палата, фед.служба по фин-бюджет. Надзору, Фед. Казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

    Виды ревизии:

    По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

    По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением информации, требующей проверки). В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах,

    министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере - не реже двух раз в год.

    Также ревизии могут быть комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами). Разновидностью комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов, повышение производительности труда и экономики финансовых ресурсов.

    По степени охвата данных в процессе проверки ревизии могут быть: сплошными (контролируются все документы и материальные ценности); выборочными (контролируется не весь объект, а его выборка).

    В зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта, ревизии бывают полными (предполагают проверку всей документации за весь ревизуемый период) и частными (затрагивают всю документации, но ограничиваются более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии).

    Тематические ревизии имеют место тогда, когда проверяются отдельные участки работы предприятия или организации, например, правильность расхода фонда заработной платы, финансирование капитального ремонта и т. п.

    По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

    По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

    Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

    Юридическое значение акта ревизии

    По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

    В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются: меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

    Финансовый контроль и его роль в РФ

    Финансовый контроль - это:

    · совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации;

    · неотъемлемая составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике;

    · законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров - аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

    Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

    Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:

    1. Времени проведения;

    2.Субьектам контроля;

    3.Сфере финансовой деятельности;

    4.Форме проведения;

    5. Методам проведения.

    Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

    Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

    Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

    Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

    · в силу требований законодательства;

    · по решению компетентных государственных органов.

    Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

    Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации - это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций

    Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

    Методы проведения финансового контроля

    Основными методами проведения финансового контроля являются: проверки , обследования , анализ и ревизия .

    Проверки осуществляются органами государственного финансового контроля, т.е. налоговыми органами и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные . Документальную проверку проводят непосредственно на предприятии (организации) в присутствии их должностных лиц.

    Источниками информации служат:

    Первичные документы;

    Регистры бухгалтерского учёта;

    Бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчётность;

    Сметы расходов и расчёты к ним;

    Расчёты по налогам и другая документация.

    I. Основной метод финансового контроля - это ревизия.

    Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

    Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

    В зависимости от особенности деятельности проверяемого объекта ревизионный процесс подразделяют на 4 этапа:

    1. подготовительный;

    2. собственно проверка;

    3. систематизация и обработка материалов ревизии;

    Акт ревизии традиционно состоит из трёх частей:

    1. выводной, с названием ревизионной группы и ревизуемого объекта;

    2. основной, с констатацией нарушений и обоснованием причин их возникновения;

    3. заключительной, с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

    II . В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

    III. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

    IV. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

    V. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

    VI. Наблюдение (мониторинг ) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

    Органы финансового контроля

    В Российской Федерации функционирует довольно разветв­ленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществ­ляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных во­просов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

    Систему органов финансового контроля Российской Федерации образуют:

    · Счётная палата России - высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации;

    · Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;

    · Органы муниципального финансового контроля

    Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:

    · представительных (законодательных) органов власти;

    · Президента РФ;

    · исполнительных органов власти общей компетенции;

    · финансово-кредитных органов;

    · ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

    К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

    I. представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

    II. в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;

    III. органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

    IV. государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по» финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

    V. банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

    Производные ценные бумаги

    Производные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу на протяжении срока, установленного договором, ценных бумаг, других финансовых и/или товарных ресурсов. К таким бумагам относятся опционы, варранты, фьючерсные и форвардные контракты. Участников срочных контрактов принято называть контрагентами .

    Опцион - один из видов ценных бумаг срочного контракта. Он является разновидностью сертификата и представляет собой самостоятельную ценную бумагу, с которой можно производить соответствующие операции по продаже или покупке, однако по истечении срока действия он теряет эти качества. Различают опционы продажи - право на продажу ценной бумаги и опционы покупки - право на покупку ценной бумаги.

    Опционным свидетельством признается именная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца в сроки и на условиях, указанных в сертификате данного свидетельства и решении о выпуске их или решении о выпуске таких свидетельств, на покупку или продажу ценных бумаг.

    Варрант (полномочие, доверенность) - свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товаров на хранение. Данное свидетельство является юридическим документом, на основании которого товар может быть заложен или продан, по сути своей является тем же опционом, но не от посредника, а выпущенным самой организацией.

    Фьючерсные контракты в отличие от опциона представляют собой твердое

    обязательство по покупке или продаже ценной бумаги в указанный день по установленной цене в момент заключения контракта.Его общая схема предусматривает возможность прогнозирования цены на соответствующий товар или курс валюты , что позволяет застраховаться от перепадов цен и снизить потери от риска. Фьючерсный, контракт может быть в любой день закрыт путем проведения обратной сделки Операции по опционам, фьючерсным контрактам и другим видам ценных бумаг нередко совершаются между их участниками непосредственно на товарных и фондовых биржах.

    Форвардный контракт предусматривает четко оговоренную фиксированную дату поставки предмета контракта по фиксированной цене, что, однако, не исключает для его участников возможности после уплаты заранее оговоренной суммы штрафа отказаться от исполнения обязательств

    Общая характеристика производных ценных бумаг :

    1) цены на такие бумаги базируются за счет той цены, которая лежит в основе их биржевого актива, такими активами могут быть другие ценные бумаги;

    2)по форме обращение ценных бумаг, производные ценные бумаги аналогичны основным ценным бумагам;

    3) существует ограничение этих бумаг по времени существования (несколько минут или несколько месяцев) в отличие от основных ценных бумаг (облигации – годы и десятилетия, акции – бессрочные);

    4) по сравнению с другими ценными бумагами прибыль от купли – продажи производных ценных бумаг, можно получить при минимальных инвестициях, поскольку инвестор оплачивает только гарантийный взнос, а не всю стоимость актива.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...