Бухгалтерский учет на малом предприятии. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях


Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.

Министерство финансов РФ приказом от 21 декабря 1998 года №64 утвердило Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. МП ведет бухучет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.); Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на МП несет руководитель предприятия. Руководитель МП может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

При организации бухгалтерского учета на малом предприятии следует принять во внимание организационные и правовые особенности данного предприятия (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Организационные и правовые особенности малого предпринимательства, учитываемые при организации бухучета

Наименование фактора

Характеристика фактора

1.Организационно-правовая форма.

Деятельность ОАО подлежит обязательному ежегодному аудиту. ООО, ЗАО и ОАО должны рассчитывать стоимость чистых активов по данным баланса для установления соответствия им уставного капитала, а также для определения размера дивидендов.

2.Сфера деятельности.

Сфера материального производства предполагает большое количество хозяйственных операций, калькулирование себестоимости продукции, ежедневный учет движения материальных ресурсов.

В сфере услуг или в непроизводственной сфере возможно ведение учета в упрощенной форме.

3.Количество видов деятельности.

Осуществление деятельности в нескольких сферах требует более сложной организации бухучета, так как каждая из сфер может иметь свои особенности.

4.Применяемые режимы налогообложения.

При общей системе налогообложения и применении ЕНВД бухучет необходим. При УСН – ведение бухучета необязательно, за исключением учета ОС и НМА.

5.Наличие экспортно-импортных операций.

При проведении экспортно-импортных операций необходимо соблюдать требования законодательства, что порождает особенности бухучета этих операций.

6. Объем производства или валюты баланса.

При объемах выручки от реализации свыше 400 млн. руб. или размере валюты баланса свыше 60 млн. руб. предприятие подлежит обязательному ежегодному аудиту.

Принятая МП учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.

Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Предыдущая
1

Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Его ведение должно строго соответствовать требованиям российского законодательства. Он является одним из важнейших источников информации о деятельности предприятия. Однако существуют определённые упрощения, которыми могут воспользоваться такие субъекты экономики РФ, как малые предприятия. Статус субъекта малого предпринимательства четко закреплен в нормативно-правовых актах. К малым предприятиям в России относятся коммерческие предприятия, соответствующие установленным критериям, и физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица – индивидуальный предприниматель. Безусловно, как и на иных предприятиях, бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса должен вестись в определенном порядке, который бы обеспечил своевременное получение достоверной финансовой и управленческой информации, но, в то же время, отличается от таковых. Об особенностях ведения бухгалтерского учета на таких предприятиях и пойдет речь в данной статье.

бухгалтерский учет

субъекты малого предпринимательства

малые предприятия

отчетность.

2. Определение термина "бухгалтерский учет" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/accounting/bukhgalterskiy_uchet.html.

3. Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/osobennosti_buhgalterskogo_ucheta_na_malyh_predpriyatiyah/.

4. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

5. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".

6. Сташук Л. Н. Особенности бухгалтерского учета малых предприятий в России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 66-68.

7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О бухгалтерском учете".

Accounting is an integral part of functioning of any enterprise. Its management should strictly comply with the requirements of the Russian legislation. It is one of the most important sources of information about the activities of the enterprise. However, there are certain simplifications that can benefit from such subjects of the Russian economy, as small businesses. The status of a small business entity is clearly established in legal acts. Small businesses in Russia is commercial enterprises that meet the established criteria, and a person who is engaged in entrepreneurial activities without forming a legal entity - an individual entrepreneur. Of course, as in other enterprises, accounting for small business must be conducted in a certain order, which would ensure timely and reliable financial and management information, but at the same time differs from them. The peculiarities of accounting in such enterprises will be discussed in this article.

Keywords: accounting, small businesses, small enterprises, reporting

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем учета всех хозяйственных операций.

Ведение бухгалтерской отчетности является обязанностью любого предприятия. Бухгалтерский учет осуществляется с даты государственной регистрации, непрерывно, т.е. предполагает постоянное наблюдение и отражение в записях фактов хозяйственной деятельности. Задачи, которые решает бухучет:

  • предотвратить отрицательные результаты деятельности;
  • выявить внутренние резервы;
  • контролировать обеспечение требований законодательства при осуществлении операций;
  • контролировать наличие и движение имущества и обязательств;
  • контролировать использование всех видов ресурсов;
  • контролировать соответствие деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Требования к бухгалтерскому учету едины. Он обеспечивает соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователя. Однако допускается ведение бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства в упрощенном виде.

Воспользоваться подобным правом могут только те предприятия, которые соответствуют понятию «малых». Критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству отражены в Федеральном законе №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265. Согласно этим актам, малыми признаются предприятия:

  1. со средней численностью за прошлый год до 100 человек (если в рамках малого создаются микропредприятия, то средняя численность не должна превышать 15 человек);
  2. с доходом от предпринимательской деятельности за прошлый год до 800 млн. руб.;
  3. с долей участия в уставе малого предприятия сторонних организаций не более 49%;
  4. с акциями, отнесенным к акциям инновационного сектора (если предприятие - акционерное общество);
  5. участники проекта «Сколково»;
  6. участники (юридические лица), включенные в утвержденный Правительством РФ перечень, т.е. предоставляющие господдержку инновационной деятельности;
  7. деятельность которых связана с применением результатов интеллектуальной собственности (это относится к хозяйственным обществам и партнерствам).

Второй критерий был введен постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 вместо ранее используемого критерия размера выручки. На данный момент отнесение предприятия к той или иной категории субъектов малого предпринимательства осуществляется по объему дохода, определяемого в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Иными словами, в «доход» включаются все поступления от предпринимательской деятельности в денежной и натуральной формах: от реализации товаров, работ, услуг, имущества и др. Не учитываются в качестве доходов те, что поступили в порядке предварительной оплаты, в форме залога или задатка, в виде взносов в уставной капитал, для увеличения активов путем формирования добавочного капитала, как безвозмездная помощь и другие.

В случае утраты данного статуса предприятие может снова относиться к субъектам малого предпринимательства при условии соответствия выше описанным критериям в течение 3-х лет подряд.

Итак, малые предприятия могут воспользоваться упрощенными способами ведения бухгалтерского учета взамен общеустановленного порядка. Упрощенный бухгалтерский учет представляет собой систему формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденную от отдельных элементов общепринятого бухучета. Например, руководитель малого предприятия может принять обязанность ведения бухгалтерского учета на себя, не нанимая для выполнения этой функции профессионального бухгалтера.

Малые предприятия при определении доходов и расходов могут использовать исключительно кассовый метод начисления . При таком способе доходы (расходы) признаются только в том случае, когда осуществляется их поступление (оплата).

У предприятий малого бизнеса есть возможность выбрать: устанавливать ли кассовый лимит. Лимит кассы - это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе для проведения кассовых операций. В соответствии с предоставленным правом, малые предприятия могут иметь любую сумму наличности в кассе. При этом, если необходимо установить (отменить) ограничение, руководителю лишь достаточно издать приказ.

Также этот статус дает право предприятию выбирать: использовать ли в своей деятельности ПБУ 18/02, которое предписывает организацию бухучета таким образом, чтобы имелась возможность получения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - налогооблагаемую прибыль. Помимо этого, при расчете упомянутого налога нет необходимости учитывать расхождения двух видов учета - бухгалтерского и налогового. Подобный выбор касается и других положений бухгалтерского учета.

Кроме того, малому предприятию не надо создавать резервы предстоящих расходов.

Они могут принимать упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Т.е. может быть выбрана или форма без регистров (простая), или с их использованием. Простая форма предполагает возможность регистрировать операции только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Она содержит информацию о наличии имущества, денежных средств, их источников и прочее. Данный документ является регистром и аналитического, и синтетического учета. На ее основе можно составлять бухгалтерскую отчетность.

К тому же, на таких предприятиях можно использовать не типовой план счетов. Имеется в виду, что учет ведется «укрупненно», например, для производственной деятельности используется только счет 20, без разделения на 20, 23, 25 и т.д.

Субъекты малого предпринимательства вправе не заниматься переоценкой основных средств и нематериальных активов.

При приобретении материально-производственных запасов или основных средств предприятие малого бизнеса может учитывать их по цене поставщика. Все остальные расходы, связанные с доставкой, консультацией, изготовлением, можно относить в полном размере на расходы в текущем периоде.

Они могут признать все расходы по займам в качестве прочих. Другие же предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, исключают из суммы этих расходов ту часть, которая включается в стоимость инвестиционного актива, ради которого и брался заем.

Расходы по договорам строительного подряда предприятия, относящиеся к малому предпринимательству, могут учитывать в общем порядке без применения корректировок.

Также определены предприятия, которым запрещено ведение упрощенного бухгалтерского учета. К ним относятся:

  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • и другие.

Помимо упрощений в ведении бухгалтерского учета, малые предприятия могут формировать упрощенную отчетность. Во-первых, это относится к общему количеству отчетов: отчетность включает только баланс и отчет о финансовых результатах. Во-вторых, в отчетах допускается раскрытие информации в меньшем объеме. В-третьих, сами отчеты могут формироваться с меньшей степенью детализации: отдельные показатели по статьям объединяют в группы. Например, баланс включает два небольших разделов (актив состоит из пяти показателей, а пассив - из шести).

Организация упрощенного бухгалтерского учета осуществляется на основе утвержденных Министерством финансов рекомендаций. Они отражены в приказе Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Таким образом, статус субъекта малого предпринимательства дает предприятию право упростить ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в случае отказа от традиционного метода. Но даже при таком выборе информация, используемая в бухучете и отчетности, должна быть достоверной и отражающей правдивое финансовое положение предприятия и адекватные финансовые результаты его деятельности.

Библиографическая ссылка

Захарова Е.А., Владимирова А.С. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17356 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет

Институт управления

Кафедра: Коммерции и ОЭД

По дисциплине: Малый бизнес в рыночной среде

На тему: «Бухгалтерский учет в малых предприятиях»

Выполнила:

студентка 51 группы

Исакова С.О.

Проверил:

Преподаватель

Завьялов М. Н.

Оренбург – 2013

Бухгалтерский учет в малых предприятиях

1) по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы возможны следующие варианты:

В регистрах бухгалтерского учета имущества - ведомостях форм № В-1-В-9;

В книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

В книге учета доходов и расходов.

Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи.

Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.

При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-!;

Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

Ведомость учета затрат на производство - форма № В-З;

Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.

В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных операций и книга учета доходов и расходов.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи (п. 7 Типовых рекомендаций). Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не значительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и отчетность на малом предприятии.

Пунктом 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определяется, что руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2. Ввести в штат должность бухгалтера;

3. Передать на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4. Вести бухгалтерский учет лично.

Подпункты «b», «c», «d», целесообразно применять в организациях – субъектах малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 85 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства. Также субъекты малого предпринимательства вправе не предоставлять приложение к бухгалтерскому балансу, а также иные приложения и пояснительную записку.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о предоставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.

Субъекты же малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, вправе не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменения капитала (форма №3), Отчет о движениях денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.

При организации бухгалтерского учета малые предприятия используют Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н).

Данные рекомендации разработаны в соответствии с ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предметов и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций). Граждане, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленным налоговым законодательством РФ.

Субъекты малого предпринимательства осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями с учетом того обстоятельства, что в настоящее время действует новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, учрежденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н.

Малое вправе самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета из утвержденных советующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

При этом малое предприятие имеет право приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфики своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записки;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливание и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Если же говорить об отчетности, то малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

1. Бухгалтерский баланс – форма № 1;

2. Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

3. Баланс по поступлениям или выбытиям средств бюджета; справка об остальных денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета;

4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

1. Отчет о движении капитала – форма № 3;

2. Отчет о движении денежных средств – форма № 4;

3. Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

4. Пояснительная записка.

Как уже отмечалось, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малыми предприятиями в сокращенном варианте.

День представления малым предприятиям бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если одним обязательным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. Это должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации предприятия. В дальнейшем учетная политика должна утверждаться на следующий год до окончания предыдущего. Обычно это делается в последних числах декабря.

Если говорить о документировании хозяйственных операций, осуществляемых малым предприятием, то каждая такая операция должна быть оформлена первичным документом. Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может:

1. Принять формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

2. Применять ведомственные формы;

3. Принять самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Следует, вместе с тем учитывать, что все самостоятельно разработанные формы должны содержать набор обязательных реквизитов и закрепляться в учетной политике организации на очередной год.

Как видим, никаких принципиальных отличий бухгалтерского учета на малых предприятиях от других нет.

Малые предприятия могут применять одну из систем регистров бухгалтерского учета:

1. Единой журнально-ордерной формы счетоводства;

2. Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

3. Упрощенной формы бухгалтерского учета.

Упрощенная система бухгалтерского учета может осуществляться одним из двух способов:

1. Простой форма бухгалтерского учета;

2. С использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается небольшое количество хозяйственных операций, ровно как и не осуществляется производство продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.

Эта форма учета предполагает ведения учета всех операций через их регистрацию только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Правила заполнение Книге учета доходов и расходов утверждены приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н. В частности, книга ведется на основании первичных документов позиционным способом и отражает имущественное положение, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период. Предприниматели, использующие специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД), могут не вести Книгу учета доходов и расходов, утвержденную для предпринимателей, использующих общую систему налогообложения. Это указано в Порядке учета доходов и расходов, а также в письме Минфина РФ от 11 марта 2004 г. № 04-04-06/40 «О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями». В частности: «Что касается вопроса о применении Порядка учетов доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», то следует иметь в веду, что указанный Порядок применяется для исчисления налоговой базы по налогу по доходы физических лиц, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощённая система налогообложения, учета и отчетности предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также доходы, по которым уплачивается единый налог на временных доход».

Порядок предоставления статистической информации регулируется постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 15 июля 2002 г. № 154: «Положения о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений». Данное положение определяет, что: «9. Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны предоставлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в его ведение организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные федеральные программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

10. Основными требованиями при предоставлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, является полнота, достоверность, своевременность».

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее предоставления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, является обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Ответственность за предоставление статистической информации, возлагается на руководителя организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающейся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Формы государственного статистического наблюдения подписываться руководителем организации, ее филиала и представительства (в случае его отсутствия, его замещающим), лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может представляться отчитывающимися субъектами как непосредственно, так и через их представителей. Кроме того, она может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения, либо передана по телекоммуникационным каналам связи.

Важно помнить, что предоставления недостоверной статистической информации считается неправильное отражения отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форма государственного статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок.

При предоставлении недостоверной статистической информации ответственные за это лица не позднее трехдневного срока после обнаружения фактов недостоверности предоставляют исправленную статистическую информацию.

В случае выявления федеральными органами исполнительной власти предоставления недостоверной статистической информации при необходимости могут вносить в Госкомстат России и его территориальные органы предложения о привлечении нарушителей к административной ответственности.

При реорганизации, либо ликвидации юридического лица, его филиалов и представительств, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата России организации предоставляется статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения: годовым – за период деятельности в отчетном году до момента ликвидации (прекращения деятельности); текущим (месячным, квартальным, полугодовым и пр.) – за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации (прекращения деятельности).

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

  1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.
  2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
  3. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий.

1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

v в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

v в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

v в оптовой торговле – 50 человек;

v в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

v в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем реализации продукции и балансовую стоимость субъекта.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годового объема прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, на период, в течение которых было допущено превышение численности работников, и на последующие 3 месяца.

Федеральным законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того, Закон установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действующими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых 4 лет деятельности организации.

Новый Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 «Износ основных средств», кредит счета 80 «Прибыли и убытки»).

В соответствии с новым Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность предоставляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.


2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить рабочий план счетов на основе типового Плана счетов (см. ниже).

Рабочий план счетов малых предприятий.

Наименование счета

Номер счета

Группируемые счета

Основные средства и долгосрочные вложения

Основные средства

Износ основных средств

Капитальные вложения

Производственные запасы

Материалы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Затраты на производство

Основное производство

21,23,25,26,28,44,30

Готовая продукция, товары и реализация

Реализация

Денежные средства

Расчетный счет

Валютный счет

Специальные счета в банках

Финансовые вложения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с бюджетом

Расчеты по страхованию

Расчеты по оплате труда

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

61,63,64,71,73,75,78,79,97

Финансовые результаты и использование прибыли

Прибыли и убытки

Капитал и резервы

Уставный капитал

Фонды специального назначения и резервы

Кредиты банка и финансирование

Кредиты и другие заемные средства


В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

Все производственные запасы, включая МБП, на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

МБП приравниваются к остальным материальным запасам. Износ по ним не начисляют. При передаче МБП в эксплуатацию их списывают со счета 10 «Материалы» в дебет счета 20 «Основное производство». При возврате МБП из эксплуатации их оприходуют по остаточной стоимости по дебету счета 10 с кредита счетов 20 и 26. Для обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на предприятиях должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по реализованной продукции (счет 46 «Реализация»). При таком списании производственная себестоимость продукции начисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

При учете финансовых результатов следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использования отражают на счете 80 «Прибыли и убытки» следующим образом: по кредиту счета показывают нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета – ее использование. По завершении года по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, на суммы использованной прибыли производят уменьшение прибыли и в отчетности отражают неиспользованную сумму прибыли.

Если предприятие получило по итогам года убыток и использовало прибыль (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и др.), то сумма убытков остается на счете 80 как убытки, а сумму, использованную на плановые мероприятия, отражают как перерасход этих средств на счете 80 при отсутствии или недостаточности средств резервного капитала, которые могут быть направлены на их покрытие. Указанный перерасход погашается за счет чистой прибыли следующего за отчетным года.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют книгу учета хозяйственных операций (ф. № К-1), а в качестве регистров аналитического учета – следующие ведомости:

Ø учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (ф. № В-1);

Ø учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);

Ø учета затрат на производство (ф. № В-3);

Ø учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);

Ø учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);

Ø учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));

Ø учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7);

Ø учета заработной платы (ф. № В-8);

Ø шахматную (ф. № В-9).

Ведение книги учета хозяйственных операций и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае книга учета хозяйственных операций является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

В книге учета хозяйственных операций по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма книги учета хозяйственных операций приведена ниже. При открытии книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книга учета хозяйственных операций за 199_г.

Дата и № документа

01 «Основные средства»

50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

Сальдо на 01.01.19__

03.01.199_г. приходный кассовый ордер № 1 и т.д.

Получено в кассу с расчетного счета

Оборот за месяц

Сальдо на 01.12.199_г.


Ведомости ф. № В-1 – В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят в на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в книгу учета хозяйственных операций, а после этого в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в книгу учета хозяйственных операций. Для правильного переноса данных из ведомостей в книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в книге учета хозяйственных операций. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» книги учета хозяйственных операций записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости. А затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам книги.

Например, по данным ведомости учета производственных запасов и готовой продукции (ф. № В-2) общий расход материалов составил 100 тыс. руб., в том числе на производство отпущено материалов на 90 тыс. руб. и в реализацию – на 10 тыс. руб. В книге учета хозяйственных операций данные ведомости ф. № В-2 будут отражены следующим образом: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» - в сумме 100 тыс. руб., по дебету счета 20 «Основное производство» - в сумме 90 тыс. руб., по дебету счета 46 «Реализация» - в сумме 10 тыс. руб.

Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

По окончании месяца в книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом ведомости – в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и распоряжением Правительства РФ от 9 октября 1994 г. № 1389-р для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

Статистическая отчетность будет состоять из 7 – 8 показателей: численность работников, экономические и финансовые показатели. Стоимость основных фондов плюс услуги, оказываемые населению.

Госкомстат России, начиная с 1996 г., осуществляет лишь текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований.

3. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При определении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах и подразделениях малого предприятия.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Объектом обложения единым налогом организации является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разница между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) и имущества, а также нереализационных доходов.

Единый налог на совокупный доход взимается по следующим ставкам:

Ø в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода;

Ø в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.

Если объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежит внести 3,33% от суммы валовой выручки, а в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – 6,67% от суммы валовой выручки.

Органы государственной власти субъектов РФ вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям.

Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ и местный бюджет.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Официальным документом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.

Малое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчетный период.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении платежа.

Список использованной литературы:

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. (Учебное пособие), Москва, «Инфра – М», 1997. с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. №63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. №176. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета. При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (табл. 1, Приложение). В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов. На счете 01 «Основные средства» рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств». Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90. Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйственных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Товары» до момента поступления денежных средств. При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 «Продажи», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 «Продажи»). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете. Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Товары».Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости. Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 «Продажи».Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета - ее использование. По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской. Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. №К-1 - табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. №В-1); учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. №В-2); учета затрат на производство (ф. №В-3); учета денежных средств и фондов (ф. №В-4); учета расчетов и прочих операций (ф. №В-5); учета реализации (ф. №В-6 (оплата) и В-б (отгрузка)); учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7); учета оплаты труда (ф. №В-8); шахматную (ф. №В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета. В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету. Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Ведомости ф. №В-1 - В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении. Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. №В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету. Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги. Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету. При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма №ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме Х° В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице №6 или 7 журнально-ордерной формы учета. По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса. Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса. При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме №В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом - в порядке увеличения их номеров. Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. №1-8 переносят в ведомость ф. №9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости. Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо. В соответствии с Федеральным законом для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности. Закон №209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 №129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ №67н). Согласно пункту 2 статьи 13 Закона №129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона №129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации. Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее. Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом №129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 №18-11/118639). Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 №03-11-04/3/251, от 19.03.2007 №03-11-04/3/70, от 31.10.2006 №03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 №18-11/3/052731). Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации. На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 №185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Отчетность малых предприятий по УСН. Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода. Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями - по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц. В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. №7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме. Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января). В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 №21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам. В Письме от 12.10.2006 №03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.). Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 №8н.

Статистическая отчетность малых предприятий. Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

№ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; №МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»; №1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»; №1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»; №ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; №2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)». Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики. Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица. Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

бухгалтерский малый учет правовой

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...