Бреттон вудская валютная система период. История бреттон-вудской валютной системы


В 1944 г. в Бреттон-Вуде (США) состоялась конференция, в которой приняли участие Великобритания, США и еще 42 страны. Ее решением был создан Международный валютный фонд, который начал действовать с 1 марта 1947 г. в составе 30 стран, в 2000 г. их стало более 180.

МВФ был создан для выполнения следующих функций:

Наблюдения за тем, чтобы государства-члены соблюдали согласованные правила поведения в международной торговле и финансах и поддерживали стабильность валютных курсов;

Предоставлять заемные средства своим членам в случае временного дефицита платежного баланса.

Разработанный механизм функционирования новой международной системы основывался в основном на плане американской делегации и отражал доминирующее положение США в мировой экономике.

Бреттон-вудская валютная система представляла собой золотовалютный, а по существу золотодолларовый стандарт с фиксированным валютным курсом.

Принципы ее функционирования состояли в следующем:

1. Функции мировых денег были закреплены за золотом, доля которого в официальных совокупных резервах стран мира, т.е. в структуре международной ликвидности составляла в то время около 50%, доля фунта стерлингов - около 40% и доллара - 8-10%;

2. Цена золота была определена в долларах в размере 35 долл. за 1 тройскую унцию. Таким образом, 1 долл. = 0,888671 г чистого золота. По мнению многих авторитетных западных и отечественных экономистов, курс доллара был завышен. Это позволяло США выгодно помещать свои капиталы в других странах и в условиях острого послевоенного товарного дефицита и высокого мирового спроса экспортировать свои товары по завышенным ценам.

3. США обязались поддерживать эту фиксированную цену за унцию золота и были готовы обменять любое количество американских долларов на золото без ограничений и лимитов. Официальный золотой запас США составлял 20 млрд. долл. (75% мирового запаса), и он, по крайней мере, в 2 раза превосходил количество долларов у нерезидентов.

4. Другие страны должны были фиксировать цену своих валют в золоте через доллар. Для этого фиксировался курс национальной валюты к доллару (например, 1:4), а потом определялось ее золотое содержание - 0,888671 г: 4 = 0,222168 г. Золотой паритет национальной валюты не имел никакого отношения к золотому запасу данной страны, а лишь указывал на отношение к доллару.

5. Страны-члены МВФ должны были поддерживать валютный курс своих национальных валют в пределах колебаний плюс минус 1%. Внутри установленного коридора колебаний валютный курс определялся спросом и предложением. При отклонении валютного курса от паритета в ту или другую сторону центральные банки должны были осуществлять интервенции: скупать свою валюту или продавать ее за иностранные валюты. Практически доллар был единственной валютой интервенции, ибо другие валюты еще долго оставались необратимыми, и система была золотодолларовым стандартом.


6. Изменение паритета валют, т.е. девальвация или ревальвация до 10% производились странами самостоятельно. Изменение паритета свыше 10% было возможно только по разрешению МВФ. Таким образом, бреттон-вудская система была корректирующей системой фиксированных валютных курсов, по крайней мере, в своем первоначальном варианте. Она сочетала в себе стабильность валютных курсов с некоторой гибкостью.

После переходного периода, последовавшего после окончания второй мировой войны, страны-члены МВФ отменили все ограничения на конвертируемость своих валют к началу 1960-х гг. Им было запрещено устанавливать дополнительные торговые барьеры, иначе конвертируемость валют не имела бы большого значения. Существующие торговые ограничения должны были быть постепенно отменены путем многосторонних переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Допускались ограничения на международное движение ликвидного капитала для защиты национальных валют. Дефициты текущих платежных балансов оплачивались из официальных золотовалютных резервов или покрывались займами МВФ, которые предоставлялись на средний срок (3-5 лет) и предназначались исключительно для погашения дефицита текущего платежного баланса.

Долгосрочная помощь в развитии обеспечивалась:

- Международным банком реконструкции и развития (МБРР, или принятое в мире его краткое название "Мировой банк") который начал функционировать с 1946г.

В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для стимулирования частных инвестиций в экономику западноевропейских, а потом и развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В 1960 г. была создана Международная ассоциация развития (МАР) для предоставления займов на длительный срок по низким процентам беднейшим странам.

Эволюция механизма бреттон-вудской валютной системы. Механизм бреттон-вудской валютной системы, разработанный и закрепленный подписанием соглашения в 1944 г., действовал с 1947 г. до 1971 г. В 1950-1971 гг. многие страны-члены МВФ изменяли золотомонетные паритеты своих валют посредством проведения девальвации или ревальвации. Великобритания девальвировала фунт в 1964, 1967, 1969, 1972, 1974 гг.; французский франк был девальвирован в 1957 и 1967 гг.; итальянская лира - в 1964, 1967, 1972, 1974 гг. Ревальвация западногерманской марки была проведена в 1961, 1967 и 1969 гг. Часто девальвировали свои валюты развивающиеся страны.

Развитые страны неохотно изменяли золотомонетные паритеты своих валют, хотя это предусматривалось соглашением. Страны с отрицательным сальдо текущего платежного баланса сопротивлялись необходимой девальвации, т.к. девальвация считалась признаком слабости страны. Страны с положительным текущим платежным балансом не хотели проводить ревальвацию, т.к. эта мера снижала товарный экспорт, сокращала активное сальдо торгового баланса и накопление валютных резервов.

Это снизило эффективность бреттон-вудской системы в ее важной функции урегулирования неравновесия платежных балансов. Неравновесие текущих платежных балансов, т.е. хронические активы у одних стран и хронические пассивы у других, стимулировало движение капиталов из стран с активными сальдо в страны с отрицательным сальдо по текущим расчетам. Особенно быстро перемещались между странами краткосрочные капиталы, так называемые "горячие деньги, после введения конвертируемости основных валют. С 1958 г. фактически, а с 1961 г. и юридически конвертируемыми стали европейские валюты; японская иена стала конвертируемой по отношению к доллару и другим валютам в 1964 г.

Увеличению международного движения капиталов способствовал рынок евровалют, который возник в 1950-х гг., развитие европейской интеграции, расширение международной торговли в результате снижения таможенных пошлин странами-членами ГАТТ.

С течением времени бреттон-вудская система претерпела несколько существенных изменений. Эти изменения, с одной стороны, были вызваны изменениями в мировой экономике; с другой, отражали кризис самой системы и были попытками ее приспособить к новым условиям, в которых она уже не могла работать эффективно.

В 1962 г. МВФ утвердил « Общее положение о заимствовании» . В соответствии с этим положением ведущие державы-члены "Группы десяти", а также Швейцария, создали фонд и обязались предоставить при необходимости свыше 6 млрд. долл. тем государствам, которые остро нуждаются в помощи для преодоления дефицита текущего платежного баланса. В дальнейшем этот фонд увеличивался, общее положение о заимствовании обновлялось и расширялось.

Центральные банки стран-членов МВФ согласовали условия соглашений о свопе, т.е. о предоставлении валюты любой другой страны для проведения интервенций на валютных рынках с целью противостоять потоку горячих денег. Центральный банк страны, накопивший значительный объем высоко ликвидных средств, мог продать иностранную валюту, чтобы повысить норму процента (дисконта) или сократить количество срочных денег на валютном рынке и поставить в невыгодное положение дестабилизирующие потоки горячих денег.

В 1971 г. общие средства МВФ достигли 28,5 млрд. долл., из которых 23,5% составляла квота США. К концу 1971 г. МВФ предоставил кредитов на общую сумму 22 млрд. долл., из них 4 млрд. долл. было непогашенной задолженностью. МВФ также увеличил размеры займов до 50% квоты вместо первоначальных 25% квоты.

Наиболее значительным изменением механизма бреттон-вудской системы в период 1947-1971 гг. было введение Специальных прав заимствования (СПЗ или SDR - Special Drawing Rights) для поддержки международных резервов в золоте, обменных курсов валют и резервных позиций в МВФ. СДР представляют собой расчетное средство внутри МВФ. Они не имеют золотого обеспечения, не могут быть свободно обменены на другую валюту.

СДР являются международным резервом. Они могут использоваться только при расчетах между центральными банками для устранения дефицита и профицита платежного баланса, а не при совершении коммерческих сделок. На объем СДР, превышающий, предусмотренный соглашениям, устанавливались надбавки сначала в размере 1,5%, а позднее - 5%.

Договоренность о выпуске СДР в объеме 9,5 млрд. долл. была достигнута в 1967 г. Эта сумма распределялась между странами в соответствии с их квотами в три приема - в январе 1970 г., 1971 г. и 1972 г. В 1979-1981 гг. состоялся второй выпуск СДР на сумму 12,5 млрд. долл. Первоначально стоимость СДР была установлена в размере 1 доллара США. С 1974 г. СДР привязывается к корзине валют (в июле 1999 г. 1 СДР=1,3642 долл.).

В 1961 г. было создано объединение (золотой пул) 8 государств под руководством США с целью поддержания цены на золото. Страны-члены золотого пула проводили кампании по продаже официального золота на Лондонском рынке для предотвращения повышения его цены сверх официально установленной цены в $ 35 за тройскую унцию. Золотой пул просуществовал до 1968 г. В 1968 г. был сформирован двухуровневый рынок золота. В официальных расчетах между банками действовала официальная цена; коммерческая цена на золото регулировалась рынком. В 1968 г. рыночная цена составляла 42,6 долл. за 1 тройскую унцию, в 2002 г. - 200).

На международную валютную систему большое воздействие оказывал платежный баланс и золотой запас США. В первые послевоенные годы США имели огромный актив платежного баланса и оказывали существенную помощь странам Западной Европы по плану Маршалла и на двусторонней основе. После восстановления западноевропейской экономики к 1950 г., платежный баланс США стал отрицательным; дефицит покрывался в основном долларами и частично золотом. Количество долларов у нерезидентов увеличивалось, количество золота у США снижалось; отношение долларов за пределами США к американскому золотому запасу сокращалось.

В 1949 г. США имели 25 млрд. долл. золотом, к 1970 г. золотой запас снизился до 11 млрд. долл., и он покрывал только 20-25% долларов, находящихся за пределами страны. К 1970 г. у иностранцев было 440 млрд. долл. против 13 млрд. долл. в 1949 г. Доля золота в составе международных валютных резервов снизилась к концу 60-х гг. почти до 40%, в 1950 г. она составляла около 70% (см. таблица 14.1).

Страны с активными платежными балансами (некоторые западноевропейские страны и Япония) охотно принимали доллары, так как:

США были готовы обменивать доллары на золото по твердой цене, что делало доллар столь же хорошим, как и золото;

Доллары могли использоваться в международных расчетах с любой страной, т.е. доллар был подлинной международной валютой;

Долларовые депозиты приносили проценты, в то время как золотые запасы процентов не дают.

До начала 1960-х гг. бреттон-вудская система функционировала нормально, несмотря на то что США имели пассивный платежный баланс за счет вывоза капитала, оказания помощи другим странам. К началу 1950-х гг. западноевропейские страны восстановили свою экономику, а с конца десятилетия начала набирать силу западноевропейская интеграция. Иностранцы накапливали доллары; доллар все более теснил фунт стерлингов и золото в составе международных резервов. Возникший в 50-х гг. рынок евродолларов позволял хранить доллары за пределами США.

В начале 60-х гг. встал вопрос о девальвации доллара, но администрация США категорически отвергла такую возможность. Вместо этого США использовали другие инструменты экономической политики для сокращения дефицита платежного баланса, которые дали незначительные результаты. Для предотвращения утечки краткосрочных капиталов поддерживалась ставка процента на эти капиталы на очень высоком уровне.

При этом сохранялись долгосрочные ставки процента на относительно низком уровне для стимулирования экономического роста. США также проводили форвардные интервенции на рынках иностранных валют, продавая сильные валюты (как, например, немецкие марки), для того, чтобы повысить норму дисконта без изменения валютного курса. Это делалось для того, чтобы сделать невыгодным отток ликвидного капитала.

США также проводили самостоятельные интервенции на наличном рынке, поддерживая доллар, и совместно с другими странами в рамках золотого пула. Необходимые средства для осуществления государственных интервенций на наличном и форвардном рынке США обычно получали по соглашениям о свопе между центральными банками и по соглашениям о кредитах стэндбай с МВФ. США также предпринимали меры для стимулирования экспорта товаров, в частности, предоставляя средства другим странам для закупки американских товаров.

Для того чтобы предотвратить обмен избытка долларов на золото иностранным государствам, США выпустили так называемые "облигации Рузы". Эти облигации представляли собой среднесрочные казначейские облигации в долларовом достоинстве, но с гарантиями обмена по существующему валютному курсу.

Несмотря на предпринятые усилия по снижению дефицита платежного баланса и сокращению утечки долларов, в начале 60-х гг. иностранные долларовые резервы превысили золотой запас США. В январе 1965 г. французские власти, возглавляемые генералом Де Голлем, заявили об изменении политики в отношении структуры резервов. Франция решила ограничить долларовые авуары потребностями текущих расчетов, а остаток долларов конвертировать в золото. Министерство финансов США конвертировало 300 млн. долл., предъявленных Францией, в золото по цене 35 долл. за унцию.

Администрация США старалась избежать девальвации доллара, предложив другим странам провести ревальвацию своих валют, что автоматически снизило бы валютный курс доллара. К 1968-69 гг. активное сальдо американского торгового баланса сократилось в среднегодовом исчислении до 0,6 млрд. долл.; в 1960-1967 гг. оно равнялось 4,95 млрд. долл. в год. США шли к дефициту по внешней торговле и текущим расчетам, что было показателем снижения, прежде всего ценовой конкурентоспособности американских товаров, что было связано с завышенным курсом доллара по отношению к другим валютам.

Признаком завышенного курса доллара к ряду валют был стабильный актив торгового баланса ряда стан, и прежде всего Германии и Японии. В 1969 г. была ревальвирована западногерманская марка, в мае 1971 г. - швейцарский франк и австрийский шиллинг, что тоже указывало на неизбежность девальвации доллара.

Кризис бреттон-вудской валютной системы. 1971 год - это знаменательный год в эволюции международной валютной системы, когда были нарушены все ее основные принципы. Непосредственной причиной краха международной валютной системы можно считать ожидания, возникшие в конце 1970 г. - начале 1971 г., девальвации доллара в связи с дефицитом США по торговому балансу. Это привело к массированной утечке ликвидного капитала из США. Западноевропейские страны скупили огромное количество долларов и в конце концов были вынуждены ввести меры, ограничивающие приток долларов. Бегство от доллара все более сосредоточивалось на японской иене.

Весной 1971 г. ФРГ. Голландия, Бельгия практически отказались от фиксированного валютного курса и ввели плавающий курс своих валют. Японский банк поддерживал курс своей валюты по отношению к доллару вплоть до конца августа, когда банк вынужден был позволить иене плавать.

15 августа 1971 г. администрация США прекратила обмен долларов на золото. В связи с необратимостью доллара в золото валютная система от золотодолларового стандарта перешла на долларовый стандарт. В декабре 1971 г. представители "группы 10" заключили Смитсоновское соглашение. По этому соглашению были приняты важнейшие решения, в том числе о девальвации доллара, пересмотре обменных курсов других валют, возврате к фиксированным валютным курсом с большими колебаниями.

Долларовая цена на золото была повышена с 35 долл. за 1 тройскую унцию до 38 долл., что означало девальвацию доллара на 7,89%. Были пересмотрены обменные курсы других валют по отношению к неконвертируемому доллару, что было коренной переменой в самой валютно-кредитной системе. Иена была ревальвирована на 7,7%, немецкая марка - на 4,6%, голландский гульден и бельгийский франк - на 2,8%. Англия, Канада и Франция сохранили существовавшие паритеты своих валют, Швейцария сохранила паритет, который был установлен в мае в результате ревальвации на 7,1%. Валюты Италии и Швеции были девальвированы на 1%. В дополнение к пересмотру курсов валют было принято решение о возврате к фиксированному валютному курсу. Однако пределы колебаний валютных курсов были расширены с плюс-минус 1% до плюс-минус 2,25% от согласованного паритета.

Размер девальвации доллара 1972 г. на 7,9% был недостаточен, о чем свидетельствовали дефициты торгового и платежного баланса США. Ожидание следующей девальвации доллара привело к возобновлению игры против доллара. В марте 1972 г. страны-члены Европейского экономического сообщества договорились о пределах колебаний своих валют по отношению друг к другу в половинном размере, чем по отношению к доллару. Это получило название "змеи в туннели".

В апреле 1972 г. Англия ввела плавающий курс, нарушив смитсоновские договоренности декабря 1971 г.; за ней последовали другие страны. В 1973 г. Парижское соглашение 14 государств узаконило плавающие курсы. В феврале 1973 г. США вынуждены были вторично девальвировать доллар на 10% путем повышения официальной цены 1 унции золота до 42,22 долл.

Цели создания

  1. Восстановление и увеличение объёмов международной торговли .
  2. Предоставление в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнеторговом балансе .

Последствия

  1. Долларизация экономик ряда стран, что привело к выходу денежной массы из-под национального контроля, и перехода её под контроль Федеральной Резервной Системы.

Принципы

  • Цена золота была жестко фиксирована - 35 долларов за тройскую унцию;
  • Установлены твердые обменные курсы для валют стран-участниц к ключевой валюте;
  • Центральные банки поддерживают стабильный курс национальной валюты по отношению к ключевой валюте (+/- 1 %) с помощью валютных интервенций;
  • Допускаются изменения курсов валют через ревальвации или девальвации ;
  • Организационные звенья системы - Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов и поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением принципов работы валютных систем стран-участниц, обеспечивает валютное сотрудничество.

Для золота была установлена твердая цена: 35 долл. за 1 тройскую унцию . В результате США получили валютную гегемонию, оттеснив своего ослабевшего конкурента - Великобританию. Фактически, это привело к появлению Долларового стандарта международной валютной системы, основанной на господстве доллара. Точнее говорить о Золотодолларовом стандарте . В середине XX века США принадлежало 70 % всего мирового запаса золота. Доллар - валюта, конвертируемая в золото, - стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами.

Валютные интервенции рассматривались как механизм адаптации валютной системы к изменяющимся внешним условиям, аналогично передаче золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при наличии существенных перекосов платёжного баланса. Именно эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы

Фундаментальные причины кризиса

Эта система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Крах доллара был предопределен. Золотые запасы США таяли буквально на глазах: временами по 3 тонны в день. И это опять же несмотря на все мыслимые и немыслимые меры, которые предпринимали США, чтобы остановить утечку золота, сделать так, чтобы доллар был «обратим, пока не потребуют его обратимости»(Ш.Де Голль). Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте - в Казначействе США. Но цифры говорят сами за себя: с 1949 по 1970 год золотые запасы США сократились с 21 800 до 9838,2 тонны - более чем в два раза.

Последнюю точку в этом «бегстве от доллара» и поставил генерал де Голль, не ограничившись только декларацией о необходимости ликвидации приоритета доллара. От слов он перешел к делу, предъявив США к обмену 1,5 миллиарда долларов США. Разразился скандал. США стали давить на Францию как партнера по НАТО. И тогда генерал де Голль пошел еще дальше, объявив о выходе Франции из НАТО, ликвидации всех 189 натовских баз на территории Франции и выводе 35 тысяч натовских солдат. В довершение ко всему во время своего официального визита в США он предъявил к обмену на золото 750 миллионов долларов. И США были вынуждены произвести этот обмен по твердому курсу, поскольку все необходимые формальности были соблюдены.

Конечно, такие масштабы «интервенции» не могли «повалить доллар», но удар был нанесен в самое уязвимое место - «ахиллесову пяту» доллара. Генерал де Голль создал опаснейший для США прецедент. Достаточно сказать, что только с 1965 по 1967 год США были вынуждены обменять свои доллары на 3000 тонн чистого золота. Вслед за Францией к обмену на золото предъявила доллары Германия.

Но и США вскоре приняли не менее беспрецедентные защитные меры, в одностороннем порядке отказавшись от всех своих принятых ранее международных обязательств по золотому обеспечению доллара.

В начале 70-х годов окончательно произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало всё больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объёмов международной торговли. Доверие к доллару, как резервной валюте , дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа , Япония), и их национальные валюты начали постепенно также использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

Отчетливо проблемы данной системы были сформулированы в дилемме (парадоксе) Триффина :

Эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента.

В процессе развития системы для частичного снятия этого противоречия было предложено использование искусственного резервного средства - Специальные права заимствования . Этот механизм действует и сегодня.

Дополнительные причины кризиса

  1. Неустойчивость в экономике. Начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста.
  2. Усиление инфляции отрицательно влияло на конкурентоспособность фирм. Поскольку разные темпы инфляции в разных странах по разному влияли на динамику курса валют, это создавало условия для «курсовых перекосов», что поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег.
  3. В 1970-х годах спекуляции обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде стихийной лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от одной валюты к другой.
  4. Нестабильность национальных платежных балансов . Хронический дефицит у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ , Япония) усиливали колебания курсов валют.
  5. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменению соотношения сил на мировой арене. Валютная система, основанная на национальных валютах, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов эмиссией национальных валют, используя их статус резервных валют. Это противоречило интересам иных стран.
  6. Роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые могут существенно превышать резервы центральных банков стран, где действуют корпорации и, таким образом, ТНК могут ускользать от национального контроля. ТНК при попытках избежать потерь или получить прибыли участвуют в валютных спекуляциях, придавая им гигантский размах.

Таким образом, постепенно возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Её структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать реальному положению дел. Суть кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для этого национальных валют (преимущественно доллара США), подверженных обесцениванию.

Формы проявления кризиса

  • обострение проблемы международной валютной ликвидности :
    • «валютная лихорадка» - массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации , скупка валют - кандидатов на ревальвацию ;
    • «золотая лихорадка» - бегство от нестабильных валют к золоту, спонтанное повышение его цены;
    • резкие колебания официальных золотовалютных резервов;
  • паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют;
  • активизация национального и межгосударственного валютного регулирования:
    • массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);
    • активные валютные интервенции центральных банков, в том числе согласованные между несколькими странами;
    • использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют;
  • борьба двух тенденций в международных отношениях - сотрудничество и сепаратные действия (вплоть до торговых и валютных «войн»).

Ключевые даты развития кризиса

  1. 17 марта 1968 года . Установлен двойной рынок золота. Цена на золото на частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и предложением. По официальным сделкам для центральных банков стран сохраняется обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию .
  2. 15 августа 1971 года . Президент США Ричард Никсон объявил о временном запрете конвертации доллара в золото по официальному курсу для центральных банков.
  3. 17 декабря 1971 года . Девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89 %. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.
  4. 13 февраля 1973 года . Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1 тройскую унцию.
  5. 16 марта 1973 года . Ямайская международная конференция подчинила курсы валют законам рынка. С этого времени курсы валют не фиксированы, а изменяются под воздействием спроса и предложения. Система твердых обменных курсов прекратила свое существование.
  6. 8 января 1976 года . После переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, на заседании министров стран-членов МВФ в г. Кингстоне на Ямайке (Ямайская конференция) было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое имело вид поправок к уставу МВФ. Была сформирована модель свободных взаимных конвертаций , для которой стало характерно колебание обменных курсов. Ямайская валютная система действует в мире и по настоящее время (2011 год), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (Антикризисный саммит G20 , Лондонский саммит G-20).

Ссылки

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бреттон-Вудская система" в других словарях:

    Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Название… … Википедия

    В то время как Вторая мировая война довершала разрушение международной валютной системы, в ходе Конференции объединенных наций по валютным и финансовым вопросам в июле 1944 в Бреттон Вудсе (шт. Нью Гемпшир), наметился очевидный сдвиг в сторону… … Энциклопедия Кольера

В XIX в. доминировал золотой стандарт , то есть такая денежная система, при которой хождение имели золотые монеты и бумажные деньги, которые свободно обменивались на золото). После того, как в 1821 г. старейший Центральный банк мира – Банк Англии – установил размен выпускаемых им банкнот на золото, что соответствовало наивысшему развитию рыночных отношений в тот период, другие страны последовали его примеру в конце XIX в. и также перешли к золотому стандарту: скандинавские государства – в 1872-1876 гг., Германия – в 1875 г., Франция – в 1878 г., Япония – в 1897 г., США – в 1900 г.

В России переход к золотому стандарту был осуществлен в 1897 г. в результате денежной реформы С.Ю. Витте. Золотой стандарт создал основу для международных валютных отношений, которые характеризовались тогда твердыми валютными курсами, установленных на основе золотых паритетов.

Со временем золотой стандарт становился все менее действенным, так как расширение денежного обращения в отдельных странах было связано с количеством наличного золота в ЦБ. Это препятствовало, с одной стороны, инфляционным процессам, а с другой – промышленному производству и порождало дефицит денег.

После первой мировой войны наметился отход от золотого стандарта. Большинство стран в соответствии с решением международной экономической конференции, состоявшейся в Генуе в 1922 г., стали переходить от золотых валют к золотодевизному стандарту , то есть такой денежной системе, когда национальная валюта обеспечивается не только золотом, но и наиболее устойчивыми иностранными валютами. Такой подход позволял реализовывать более гибкую денежную политику, в результате которой экономический рост не тормозился размерами национальных золотовалютных резервов.

Во время второй мировой войны (в 1944 г.) в небольшом американском городке Бреттон-Вудс состоялась валютно-финансовая конференция, на которой были приняты важные решения по устройству новой международной валютной системы. На конференции страны-участники решили:

  • Образовать Международный валютный фонд (МВФ), главное назначение которого – поддержка национальных валют государств-участников Бреттон-Вудской конференции;
  • Образовать Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Мировой банк) с целью кредитования государств, экономика которых пострадала в результате военных действий;
  • Ввести в практику международных расчетов золотодевизный стандарт с долларом США в качестве ведущей валюты.

Конференция ввела для всех стран-участников обслуживание внешней торговли на основе золотодевизного стандарта. Это означало, что валютные резервы состояли, как из золота, так и из так называемых ведущих валют, которые являются таковыми при условии, что ЦБ страны обменивает их неограниченно по требованию Центральных банков других стран на золото. Обмен банкнот на золото для населения не предусматривался.

По Бреттон-Вудскому соглашению паритет доллара к золоту был установлен в размере 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г) и все другие валюты устанавливались через доллар.

Следующим принципом Бреттон-Вудса было соглашение о допустимых размерах колебаний валют государств-участников. Было оговорено, что если реальный курс отклонится в пределах 1% по отношению к твердому курсу, то ЦБ обязан проводить интервенцию на валютном рынке для выравнивания курса. Позднее эти границы были расширены до 2,25%. Они стали называться верхними и нижними интервенционными пунктами.

Сильный спрос на золото в условиях послевоенного инфляционного обесценения валют обусловил развитие «черного» рынка драгоценных металлов. При неизменной официальной цене в 35 долл. за унцию, цены золота на «черных» рынках достигали максимального уровня в 116 долл. за унцию в 1946 г., 81 долл. – в 1947 г., 100 долл. в 1948 г. Многие государства вынуждены были легализовать частные рынки драгоценных металлов и к концу первого послевоенного пятилетия имелось уже 15 крупных и еще столько же мелких центров торговли золотом.

Для выравнивания рыночных цен на золото с официальной по инициативе США была создана специальная межгосударственная организация – Золотой пул , которая используя золотовалютные резервы стран-участников покупала и продавала металл на лондонском рынке. Со временем для стабилизации цены приходилось направлять на рынок все возрастающее количество золота из состава государственных резервов. В конце концов, к августу 1971 г. США, потеряв 3 тыс. тонн золота из государственных резервов, прекратили его куплю-продажу для валютных органов иностранных государств. Это послужило предпосылкой для отказа от Бреттон-Вудской валютной системы, которая фактически перестала существовать к середине 70-х гг.

Международное сообщество вновь столкнулось с необходимостью формирования новой валютной системы. Принятые на Ямайке в 1976 г. и законодательно одобренные к апрелю 1978 г. большинством стран решения о новой валютной системе предусматривали следующие меры:

  • Упразднялась официальная цена золота и ликвидировалось золотое содержание денежных единиц;
  • Вместо золота международным валютным эталоном были провозглашены СДР – искусственно сконструированная валютная единица, стоимость которой определялась не золотом, а «корзиной» наиболее распространенных валют во главе с долларом;
  • Все страны должны выражать свои валютные паритеты в СДР, но только не в золоте или какой-либо валюте;
  • Между участниками договоренностей прекращаются какие-либо сделки с золотом в части урегулирования взаимных платежей;
  • Сосредоточенный в МВФ золотой запас (почти 5 тыс. т) подлежал постепенной ликвидации, т.е. частично распродается по рыночным ценам, частично возвращается своим прежним владельцам.

Бреттон-Вудской валютной конференцией была одобрена и введена в действие международная система валютного кредитования через Международный валютный фонд. Капитал фонда был образован за счет взносов государств-участников. Принятие решения о выделении кредитов фондом зависит от числа голосов, поданных за это решение. В свою очередь, количество голосов, которое имеет государство-участник в МВФ, напрямую зависит от величины сделанного вклада.

Для того чтобы кредитовать какое-либо государство, МВФ в 1969 г. ввел так называемые специальные права заимствования – СДР (Special Drawing Rights, SDR ), то есть искусственно созданную валюту, которая первоначально имела золотое содержание в 0,888 г чистого золота (что соответствовало паритету доллара в тот период: 31,1 г / 35 долл. = 0,888). СДР должны были обмениваться на другие национальные валюты без обмена на золото. Золотое содержание СДР было отменено в 1974 г. и заменено валютной корзиной, так как цена золота с этого времени стала свободно колеблющейся и достигала в отдельные годы 700-800 долл. за тройскую унцию. Таким образом, привязка СДР к постоянно меняющейся цене золота стала невозможной.

Новый курс СДР с июля 1974 г. определялся на основе средневзвешенного курса валютной корзины. Вначале в корзину входило 16 валют, − прежде всего тех стран, доля которых в мировой торговле была в то время более 1%. После нескольких лет практики стало ясно, что число валют в корзине надо сократить. В результате с 1 января 1981 г. корзина состояла только из пяти ведущих валют. Валютная корзина СДР, сформированная на 1 января 1986 г., представлена в таблице 1.

Таблица 1. Валютная корзина СДР

Котировки СДР осуществляет Международный валютный фонд (с их текущими значениями можно ознакомиться на сайте этой организации по адресу http://www.imf.org).

Следует отметить, что в целом СДР не оправдали возлагавшихся на них надежд, а доллар США продолжает оставаться международной расчетной единицей. Такое положение устраивает США, но не всегда приемлемо для других государств по целому ряду причин. Поэтому многие страны вводят собственные коллективные валюты, не включающие в себя доллар США. Типичным примером такой валюты стала ЭКЮ (ECU) – европейская коллективная валюта, которая состояла из 12 валют европейских государств, а также сменившая ее с 1999 г. другая валютная единица – евро.

Значение МВФ после ликвидации Бреттон-Вудской валютной системы стало иным: если первоначально эта международная финансовая организация имела основной целью стабилизацию стоимости валют стран-участников, то после фактической отмены золотодевизного стандарта и переходу к «свободному плаванию» валютных курсов (так называемому флоутингу ), функции МВФ существенно видоизменились.

В период с середины 1970-х до 2010-х гг. МВФ выступал одним из основных кредиторов развивающихся стран, осуществлявших рыночные реформы. Выдавая стабилизационные кредиты, МВФ оговаривал условия экономической стабилизации, которые зачастую сводились к «шоковой терапии». Так было в Чили, Польше, России и других странах, пользовавшихся валютными ресурсами МВФ. Однако опыт антикризисного кредитования под эгидой МВФ нельзя назвать успешным. В настоящее время МВФ принимает участие в программе спасения некоторых стран Еврозоны; насколько успешными они станут – покажет время. Но стоит отметить тот немаловажный факт, что группа развивающихся стран, в число которых входят Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка – требуют в Фонде большего представительства, чему противятся США и их ближайшие союзники. Данный конфликт может привести, в конечном счете, к созданию «альтернативного МВФ» и новой конфигурации международных финансовых отношений.

Электронную книгу В.Галкина «Экономика» за 50 руб. можно купить .

– по местам проведения всего двух важнейших международных конференций 1940-х годов – фактическое международное устройство мира складывалось не в два, а в четыре этапа, на четырех международных встречах : 1) в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г., где были заложены основы регулирования послевоенной мировой экономики; 2) в Ялте (СССР) в феврале 1945 г., где СССР, США и Великобритании согласовывали общие подходы к будущему политическому переустройству Европы; 3) в Сан-Франциско (США) в апреле-июне 1945 г., когда был принят Устав ООН; и, наконец, 4) в Потсдаме (Германия) в июле 1945 г., когда три страны-лидера антигитлеровской коалиции конкретизировали общую политику в отношении поверженной Германии агрессора и шаги по переустройству Европы.

Валентин Катасонов. «Тайные архитекторы Бреттон-Вудской системы»

Главной целью советского правительства было превращение восточноевропейских стран в охраняемую зону безопасности СССР. США уделяли внимание мирохозяйственным вопросам, считая, что именно они позволят устранить из международных отношений причины появления агрессивности. В Вашингтоне полагали, что война в Европе была обусловлена разорением Германии после Первой мировой войны и невозможностью хозяйственного восстановления Европы в межвоенный период из-за торговых войн и нежелания стран договариваться между собой в интересах стабилизации мировой экономики. Опыт преодоления кризиса 1929 – 1933 в США при помощи государственного вмешательства внушал мысль, что стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью общемировых координирующих механизмов.

Ключевыми из них предполагалось сделать три института – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) . МВФ должен был обеспечить стабильность международной валютной системы и оказывать финансовую помощь нуждающимся государствам. Крупнейшим шагом МВФ было восстановление устойчивого золотодолларового стандарта и фиксирование твердых обменных паритетов основных мировых валют. МБРР должен был содействовать развитию отстающих стран кредитами и инвестициями. ГАТТ имел задачей содействие либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений.

Конференция для создания МВФ и МБРР состоялась в США, в городе Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир), с 1 по 23 июля 1944 г. Подписание ГАТТ затянулось, оно состоялось в Женеве в октябре 1947 г. В дальнейшем МБРР наряду с Международной ассоциацией развития и некоторыми другими институтами стал одной из главных частей Всемирного банка, хотя в литературе выражения «Всемирный банк» и «Международный банк реконструкции и развития» часто употребляются как синонимы. МБРР и МВФ стали частями системы учреждений ООН.

ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 1940-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов, который принято называть Бреттон-Вудской системой

Вашингтон искал компромисса с Москвой, стараясь привлечь её к работе этих органов. СССР в 1944 – 1945 гг. принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии и ряда других организаций международно-экономического профиля. США были готовы согласиться на значительное присутствие представителей СССР в создаваемых органах. Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе договоренностям, по размерам квоты голосов при принятии решений в МВФ Советский Союз стоял на третьем месте после США и Великобритании.

Но сталинское руководство понимало, что, даже несмотря на такую квоту, советские представители не смогут ни навязывать свои проекты бреттон-вудским институтам, ни даже на равных отстаивать свои позиции. США и другие западные страны обладали там механическим большинством, а право вето предусмотрено не было. Возможность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести, из-за экономической слабости СССР, сначала к финансово-экономической, а затем и политической потере этих территорий.

Переоценивая революционный потенциал послевоенной Европы, ожидая в скором будущем «краха капитализма» и завышая экономическую заинтересованность американского капитала в хозяйственном сотрудничестве с СССР, советские лидеры полагали, что Запад будет проявлять уступчивость в диалоге с Москвой. Эти расчеты не оправдались.

В конце 1945 г. советское правительство уведомило администрацию США, что не собирается ратифицировать бреттон-вудские соглашения. В 1946-1947 гг. Москва уклонилась от присоединения к ГАТТ. СССР сохранил свободу рук в сфере международных экономических связей, но оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования.

Была создана в 1944 году. Ее название связано с местом, где проводилась конференция, городом Бреттон-Вуд. Представители разных стран сделали вывод о том, что целесообразно внести определенные коррективы в существующий уклад. Там же организовали в качестве регулирующего органа, отвечающего за внедрение основных положений системы.

Международная валютная система - это множество отношений, сложившихся в результате осуществления кредитных, расчетных и прочих операций по приобретению и продаже товаров между представителями разных стран. Введение новой системы проводилось с целью установления устойчивого планировалось обеспечить эластичность его изменения путем снижения значимости золотого стандарта.

Бреттон-Вудская характеризуется следующими базовыми принципами:

  • Приверженность то есть, в качестве денежной единицы для расчетов между государствами принят американский доллар США, а к нему привязан фунт стерлингов и марка.
  • Сохраняется золотой паритет валюты. Это значит, что золото можно получить в обмен на бумажные деньги по установленному курсу.
  • Введение фиксированного типа обменных курсов с дозволенным отклонением в размере одного процента.
  • Обеспечение устойчивости курса. Применяются такие методы, как ревальвация и девальвация, которые проводятся государством при необходимости.
  • Ну и конечно, создание МВФ и Всемирного банка с целью облегчения процесса взаимодействия стран и взаимовыручки друг друга.

Предполагалось, что внутри страны регулировать курс валют будет Центральный банк. При возникновении неблагоприятной ситуации, например, повышении курса расчетной единицы до недопустимого предела, он выпускал на рынок большое количество валюты, тем самым снижая спрос на нее. И соответственно, обратная ситуация наблюдалась при его снижении.

Когда проводилась Бреттон-Вудская конференция, основной идеей было предоставление государству возможности самостоятельно адаптироваться в условиях быстро меняющихся курсов. Данную роль прежде выполнял золотой стандарт. Однако, как показала практика, эффективность данной позиции была недолговечной, ведь уже с 1950 года наблюдается активное развитие кризисной ситуации на мировой арене.

Таким образом, когда на финансовом рынке резко повышался курс, правительство выбирало один из двух допустимых вариантов урегулирования такой ситуации: либо рассчитывать на результативность либо вводить новый фиксированный курс. Если предпочтение отдавалось второму методу, то возникала необходимость изменения финансовой политики, которая бы предотвращала повторение неблагоприятного события в дальнейшем. Как правило, столкнувшись с такой проблемой, государство не решалось сделать конкретный выбор в сторону того или иного варианта. Ведь любое действие могло привести к значительному увеличению числа безработных в стране, к чему правительство не было готово.

Бреттон-Вудская валютная система основывалась на изменении курса денежных единиц, в то время как курс обмена на золото оставался на прежнем уровне в течение всего периода функционирования системы. Это говорит о нерациональном использовании имеющихся преимуществ, так как золотой резерв считается надежной опорой, ведь ценность его не теряется со временем.

Итак, Бреттон-Вудская валютная система действовала в странах-участницах МВФ около тридцати лет и ожидаемых результатов не принесла. Это объясняется существенным противоречием, которое было заложено еще в момент ее организации. Вся система строилась на фундаменте крепости американского доллара и стабилизации остальных валют по отношению к нему. Однако устойчивого курса валют можно было добиться только путем ослабления базовой денежной единицы, то есть, доллара США. Развал системы произошел вследствие активного развития инфляции на международном уровне.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...