Большая энциклопедия нефти и газа. Промышленный подъем в россии, его особенности


Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861 1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В1865 1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст. Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва Курск, Москва Воронеж, Москва Нижний-Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку Тифлис Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы15. Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. Зад десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии в 66 раз16. Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным*. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны. Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства. К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами17. Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520

В 90-х гг. в России происходил бурный промышленный подъем. По объему промышленного производства к началу xx века Россия занимала 5-е место в мире, но лидировало по темпам роста, догоняя самые передовые страны.

Основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности:

    Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавшие к началу xx века, были построены в последние десятилетия и были оснащены современным оборудованием. В странах старого капитализма большинство предприятий было построено значительно раньше, поэтому их оборудование относительно устарело.

    в российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие пошлины препятствовали ввозу товаров в Россию, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятия и продавать продукцию этого предприятия (без пошлин). Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность. Заводы в России приносили иностранцам большой доход, но и иностранный капитал ускорял развитие российской промышленности.

    содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 90-х гг. была проложена Великая сибирская магистраль – от Урала до Тихого океана. Строительство железных дорог давало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавая рынки сбыта для соответствующих отраслей.

14. Иностр. Капитал в экономике России в 1890-1900 годах.

В 1900г. около 70 % горной пром-ти находилось в руках иностранцев.В 1891г. – таможенный тариф, способствовавший развитию отечественного производства. На сокращении импорта особенно натаивал Витте. В результате разразилась таможенная война между Германией и Россией (Г. до этого была основным торговым партнером Р.).

1892г. – высокие пошлины в Г. на русские товары, стали угрожать вытеснению их с немецкого рынка. Только в 1894г. был заключен торговый договор сроком на 10 лет, и таким образом отношения были нормализованы. В 1911-1913гг. германский импорт в Р.–46%, российский экспорт в Г. – 45%.

Качество экспортируемого рос-ого сырья было достаточно низким. Р. не имела собственного торгового флота. Это привело к тому, что иностранные партнеры стали искать новых поставщиков сырья. Вместе с тем Г.не предъявляла высоких требований к качеству российского сырья, а ее продукция была сомой дешевой. С момента заключения торгового договора с Германией Россия стала устанавливать торговые пошлины на импортные товары в зависимости от страны поставщика. Предприятия южнорусской металлургии принадлежали бельгийцам, французам и англичанам.Кконцу19в.из17 чугунно- литейных предприятий южного бассейна 13 принадлежало иностранцам. Англичане контролировали добычу золота, нефти; немцы – добычу угля, химическую и электротехническую промышленности. Производство на иностранных предприятиях отличалось большей организованностью.В 1887г. происходит ухудшение отношений между Берлином (центром рынка внешних заимствований) и СПб из-за националистской политики Александра3. В связи с этим в отношении внешних займов происходит переориентация на Францию, кот надеялась таким образом приобрести себе союзника в борьбе с Германией. В 1888г. был сделан 1ый заем в размере 500.000.000. франко под4% годовых. 1906г. – был сделан крупнейший заем в 2,5 млрд. франков, кот позволил расплатиться по расходам связанным с русско-японской войной. Уже в 1889г. немцы, испугавшись, предложили России сделать займы в Берлине, а с 1906г. аналогичную возможность предложила и Англия. Помимо правительства займы делались и отдельным городами (например, Москва и СП б.)

Итогом многократных заимствований стало накопление значительного внешнего долга (а экономическая зависимость автоматически предполагает и политическую зависимость).

Правительственная политика в области промышленности. Александр III не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское — удачной кампанией 1877—1878 годов. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности — частнокапиталистической и казенной

Мировой сельскохозяйственный кризис, растущее обнищание деревни сильно сузили рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х годов были вялыми. Желая поддержать промышленность , правительство стало расширять железнодорожное строительство. Началось перевооружение армии и флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то, что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем » , — говорил министр финансов И. А. Вышнеградский.

В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849—1915) . В свое время он прошел школу частного предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим », как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки. Витте был сторонником активного стимулирования (подталкивания) государством промышленного развития.

Но вопрос о том, из каких источников это делать. Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены на водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете ».

В 1897 г. была проведена денежная реформа. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который С.Ю.Витте стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы (из Франции, Англии, Германии, Бельгии).

Промышленный подъем 90-х годов . В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего черную металлургию и машиностроение — те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.

Иллюстрация. Нижнесалдинский завод во второй половине XIX века

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, «молохи» (Молох — древнефиникийское божество, которому приносили человеческие жертвы ) , как называл их писатель А. И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли хозяев нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

В 90-е годы в России была создана современная крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.
Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные цели. Эти расходы пошли прахом, ибо броненосцы и крейсера, спущенные на воду во время промышленного подъема, через несколько лет оказались на морском дне.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек. Он был способен раздавить экономику.

Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис. В России он наступил раньше, чем в других странах, и принял затяжной характер.

90-е годы стали периодом бурного развития промышленного сектора экономики. Он охватил прежде всего те отрасли, которые получали правительственную поддержку-- черную металлургию и машиностроение. Также усиленно развивались новые виды, такие как химические производства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России. Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье.

По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в конце ХIХ века обгоняла все европейские страны и шла вровень в США.

В конце 90-х годов средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.

В 1895 году Россия произвела 338 млн. пудов нефти и стала крупнейшим мировым производителем этого важнейшего вида топлива. В 90-е годы удельный вес промышленного сектора в валовом национальном продукте постоянно возрастал, и Россия постепенно превращалась из страны аграрной в индустриально-аграрную. Наряду со старыми промышленными зонами, такими как Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, к концу ХIХ века возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации: Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. В 1895 году фабричные, заводские и железнодорожные рабочие насчитывали уже около 1,4 млн. человек. Там же. С 116

Новые предприятия, создававшиеся в основном с участием иностранного капитала, заимствовали сложившиеся на Западе передовые организационно-технические формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, “молохи”, как называл их писатель А.И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли предпринимателей нанимать больше рабочих, чем на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал и Баку) сосредоточились огромные массы промышленных рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

Владельцы наиболее устойчивых крупных предприятий стали формировать монополистические объединения.

Первые монополии появились в России в конце ХIХ века. Всего их насчитывалось около 20-ти. Они возникали, как правило, в форме синдикатов (сохранение производственной самостоятельности при полном объединении коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности). Крупнейшим синдикатом в России был “Продамета”, возникший в 1902 г. для продажи изделий металлургических заводов. В том же году появился синдикат “Трубопродажа”, а в 1903-1907 гг. - “Продуголь”, “Кровля”, “Медь”, “Продруд”. Появляются “Продвагон”, “Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”, контролировавшая 95% всего производства спичек.

В нефтяной промышленности начали образовываться тресты. Одним из крупнейших трестов являлось «Товарищество братьев Нобель», которое сосредоточило в своих руках добычу, хранение, транспортировку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов.

Особый сектор русской промышленности составляли казенные предприятия. Правительство считало, что в деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях в Петербурге и Николаеве.

Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость -- таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли в России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

В результате промышленного подъема 1890-х гг. в России была создана современная крупная промышленность. Повысился удельный вес нашей страны в мировом промышленном производстве. По выплавке чугуна Россия обогнала Бельгию, Австро-Венгрию и Францию. Ее доля в мировом производстве чугуна поднялась до 7%. Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.

Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно один к четырем. Накануне промышленного подъема в России оно равнялось приблизительно один к пяти. Русская промышленность имела несколько “облегченный” характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности поднялась. Сложилась, таким образом, обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии, способный раздавить экономику.

Последствия сказались очень быстро."2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. С 1900 г. началось снижение темпов роста, а затем и объемов производства в ряде отраслей тяжелой промышленности. При этом текстильная и пищевая промышленность сохраняли высокие темпы прироста, в целом по промышленности падения производства не происходило.

Лишь с 1892-1893 гг. развернулся новый промышленный подъем - самый значительный за весь капиталистический период. Строительство Сибирской магистрали, ряда других железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий в помещичьих и кулацких хозяйствах, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны. Рост производства, особенно в отраслях тяжелой индустрии, происходил не столько путем расширения старых предприятий, сколько за счет строительства новых, главным образом в недавно освоенных капитализмом районах. К концу XIX в. южная металлургия давала более половины всей выплавки чугуна, Донбасс - свыше двух третей общероссийской добычи угля; вся добыча нефти в стране была сосредоточена в Баку.

Быстро росли города: городское население с начала 60-х годов до конца 90-х увеличилось вдвое. Крупные города отличались наибольшей концентрацией предприятий и рабочих. Население Петербурга достигло к 1897 г. 1,2 млн. человек (свыше 40% которых составляли рабочие и их семьи), население Москвы превысило один миллион, значительно увеличилось население Одессы, Киева, Риги, Варшавы, Лодзи, Баку и др. Многие промышленные поселки фактически превратились в новые индустриальные центры - Орехово-Зуево под Москвой, Юзовка в Донбассе, Нижний Тагил на Урале.

Русское население Сибири за последнюю треть XIX в. удвоилось. С постройкой Сибирской железнодорожной магистрали, проложенной к 1897 г. до Иркутска, приток переселенцев в Сибирь увеличился. Сибирь стала поставлять в Европейскую Россию хлеб, мясо, шерсть, масло, предъявляя растущий спрос на промышленные изделия. Развивались новые города - Новониколаевск, Омск, Томск, росла добыча золота, угля и руд.

Рост крупной капиталистической промышленности стимулировал развитие банковского кредита. Коммерческие банки стали охотнее вкладывать средства в промышленность. Началось Сращивание банковского капитала с промышленным. Особенно увеличились в 90-х годах иностранные капиталовложения в промышленность России: в 1890 г. иностранный капитал составлял примерно одну четверть, а к 1900 г. - свыше 40% всех акционерных капиталов.

Преобладали французские и бельгийские капиталы, а германские были оттеснены с первого места, которое они занимали в 80-х годах, на третье.

Иностранные капиталисты не только приобретали акции русских предприятий, но и сами основывали в России заводы и фабрики. Английские, французские и бельгийские капиталисты захватили ключевые позиции в горнометаллургической индустрии Донбасса, Криворожья, Приднепровья, английский капитал обосновался и в нефтяном Баку. Приток иностранных капиталов ускорял темпы развития промышленности. Но уже тогда сказывались отрицательные последствия иностранного хозяйничанья: в погоне за большими дивидендами иностранцы хищнически разрабатывали богатейшие недра России, к тому же значительная часть прибылей вывозилась за границу.

Новые отрасли капиталистической промышленности, отличавшиеся высокой концентрацией производства и капиталов, явились и очагом первых монополий в России. Еще в начале 80-х годов появились картельные соглашения между владельцами крупных рельсопрокатных и мостостроительных заводов. В 1887 г. возник синдикат сахарозаводчиков, охвативший к началу 90-х годов почти девять десятых всех предприятий этой отрасли. Синдикат керосинозаводчиков, организовавшийся в 1893-1894 гг., контролировал фактически всю нефтедобычу Бакинского района. Однако эти ранние монополии были неустойчивы и быстро распадались.

Наряду с крупной машинной индустрией сохраняло свое значение, а местами значительно выросло мелкое товарное производство. Огромные пространства России и неравномерность экономического развития способствовали этому. Если в одних районах крупная промышленность вытесняла и поглощала мелкую, то в других районах, особенно в отсталых отраслях промышленности, развитие капитализма проявлялось лишь в его начальных формах.

Несмотря на сравнительно высокие темпы индустриального развития, отягощенная крепостническими пережитками, продолжала отставать от главных капиталистических стран и по абсолютному объему производства, и еще более - по размерам производства на душу населения.

Нигде в Европе не проявились столь ярко, как в России, социальные контрасты: города с огромными фабриками, электростанциями, большими зданиями существовали рядом с маленькими глухими деревушками, где жители ходили в лаптях и домотканной одежде, пахали прадедовской сохой и убирали урожай серпами. Огромные естественные ресурсы страны, особенно в Сибири, оставались в значительной мере неиспользованными. Даже в наиболее развитых отраслях промышленности крупные размеры производства, передовая для того времени техника сочетались с самым широким использованием дешевого ручного труда. Выдающиеся достижения русской научно-технической мысли, получившие мировое признание, во многих случаях оставались без применения в самой России.

Аграрный характер экономики определял и место России в мировом хозяйстве. В страну импортировались машины, готовые изделия и металлы. Вывозила же Россия прежде всего хлеб. К концу XIX в. она была крупнейшей житницей Европы, являясь также крупным поставщиком леса, льна, пеньки и других видов сырья.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...