Банковская система италии и ее характеристика. Кредитная система италии


Банковская система Италии весьма специфична - в отличие от других капиталистических стран традиционные разделения между государственным и частным правом и между рыночной и планируемой экономикой не могут быть заложены в ее основу. Это во многом объясняется историческим развитием банковской системы этого государства.

Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая кредитно-банковская система Италии продолжает существовать и в настоящее время. Первый ее уровень - центральный банк - Банк Италии, второй уровень представлен коммерческими и специализированными банками.

На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии. Он выступает и в качестве посредника в сфере кредитования, и в качестве банка банков; кроме того, он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность других банков.

Банк д’Италия - центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Банк д’Италия был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально Банк д"Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания Центробанк Италии является эмиссионным банком (до 1926 г. эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia, а с 1926 г. Банк д"Италия становится монополистом).

В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д"Италия был поставлен во главе банковской системы. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону от 7 марта 1938 г.

Собственно банковскую систему Италии составляют "обычные кредитные банки", осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории:

государственные (публично-правовые) банки;

банки национальных интересов;

обычные банки;

кооперативные банки;

сберегательные и ссудные банки 1-го класса;

сельскохозяйственные и ремесленные банки;

отделения иностранных банков в Италии;

центральные кредитные учреждения.

Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

Характерной чертой этих банков является то, что все они имеют форму фондов. Первоначально капитал этих кредитных учреждений формируется за счет пожертвований частных лиц или переводов, поступающих от правительства и других государственных органов (учреждений), и за счет удержания прибыли. Часть прибыли отводится на финансирование общественно полезной или благотворительной деятельности, а также направляется на нужды здравоохранения или культуры. В своей посреднической деятельности публично-правовые (государственные) банки используют те же приемы, что и банки частного сектора.


В свою очередь, операции публично-правовых банков осуществляются через широкую сеть коммуникаций внутри страны, через их отделения и филиалы за рубежом и через систему специального кредитования, охватывающую множество отраслей экономики.

Государственные кредитные учреждения (19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата служащих) являются собственностью государства. Присутствие государства в банковском секторе усиливается в отличие от других стран политизацией при назначении на руководящие посты.

Три банка национальных интересов (БНИ) - это второй вид участия государства в банковском секторе (11,4% депозитов, 14% кредитов и 17,5% штата служащих. Государство приобрело их в результате крупной финансовой реформы. Согласно банковскому закону 1936 г. банки были разделены на занимающиеся кредитованием движимого имущества, инвестиционные и депозитные. Таким образом, три БНИ стали депозитными банками.

Несмотря на то, что директора БНИ имели ярко выраженные политические симпатии, они часто демонстрировали свою независимость от любых партий, в отличие от "государственных кредитных учреждений".

Обычные кредитные банки - это юридические лица частного права; чаще всего они имеют форму компании.

Активные и пассивные операции этой категории банков не слишком отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и банков национальных интересов. Отличие заключается лишь в составе держателей акций банков этой категории: следовательно, существует и иная система контроля за их деятельностью.

По характеру осуществляемых операций кооперативные народные банки схожи с обычными банками. Кооперативные банки освобождены от контроля, установленного для других видов кооперативных товариществ.

Основное отличие кооперативных банков заключается в том, что капитал кооперативного банка должен быть распределен между определенным количеством его членов; причем их не может быть меньше 400.

Сберегательные банки - это юридические лица публичного права. Сберегательные банки учреждались в виде фондов или ассоциаций.

На сберегательные банки распространяется специальное правовое регулирование. Эти банки обычно предоставляют кредит под обеспечение недвижимости, учет векселей ограничивается векселями с двойным акцептом. Ссуды предоставляются под обеспечение ценных бумаг правительства или ценных бумаг, гарантии по которым предоставили государственные органы. Помимо краткосрочных ссуд, некоторые сберегательные банки осуществляют средне- и долгосрочное кредитование через специальные подразделения этих банков.

Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные банки: они предоставляют ссуды под залог движимого имущества. Ссудные банки подразделяются на две категории: ссудные банки 1-го и 2-го класса. Если первые осуществляют те же операции, что и сберегательные банки, то вторые подпадают под действие специального законодательства, им предоставлено право предоставлять авансы под обеспечение и давать ссуду под залог, а также предоставлять личные ссуды под залог, составляющий 1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя. Пассивные операции обеих категорий ссудных банков осуществляются посредством вкладов. Прибыли ссудных банков распределяются по следующей схеме: 0,9 совокупного дохода идет на пополнение резервных фондов банков, 0,1 дохода - на благотворительные цели.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки - это кооперативные банки с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер. Обычно подразделения этих банков располагаются в небольших городах. Такие банки осуществляют свою деятельность на основе принципа целевого специализированного кредитования.

Центральные кредитные учреждения - это корпорации, создаваемые банками различных категорий. Кредитные учреждения выполняют многообразные функции - от оказания финансовой и технической помощи до координации деятельности банков.

Специальные кредитные учреждения предоставляют средне- и долгосрочные кредиты (на срок свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются кредиты, предоставляемые на срок свыше 12 месяцев).

Средства специальных кредитных учреждений формируются за счет вкладов, передаваемых этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев, а также за счет выпуска бумаг с фиксированным процентом дохода. Специальные кредитные учреждения осуществляют средне- и долгосрочное кредитование под обеспечение.

Заемщики специальных кредитных учреждений зачастую пользуются субсидиями, предоставленными правительством под процентные ставки.

В соответствии с законом о банковской деятельности 1936 г. все учреждения системы средне- и долгосрочного кредитования объединены в одну группу - "Специальные кредитные учреждения", без учета существующих между ними различий. Для того чтобы провести различие между кредитными учреждениями этой системы, можно воспользоваться такими критериями, как правовая форма, географические пределы деятельности и выполняемые функции.

Государственное регулирование банковской системы в Италии осуществляется в первую очередь путем принятия нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность кредитных учреждений.

В систему органов, осуществляющих контроль за работой банковской системы Италии, входят:

межминистерский Комитет по кредитованию и сбережениям;

министр казначейства;

Центральный банк Италии;

председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии.

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организо­вано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу де­нежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, а также аук­ционы, появились уже в III в. до н.э. Дома Опиев и Игнациев осу­ществляли свои операции на территории от Македонии до Геркуле­совых столбов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Фло­ренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою дея­тельность общественные банки (1156-1171), занимавшиеся перево­дом средств со счетов и получившие название жиробанков. Первым таким банком стал венецианский банк МоФе Nuovo. Банки пред­ставляли собой, собственно, общественные учреждения, прини­мавшие налоги и производившие некоторые банковские операции, и подразделялись на «светские горы» (шои1е8 provant) и «горы», уч­режденные для борьбы с ростовщичеством и находившиеся под по­кровительством духовенства (montes pietatis).

Дальнейшее развитие банков привело к тому, что участие в их деятельности стало принимать государство. В 1401 г. путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Респуб­лики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и дру­гие государственные доходы. Банк пользовался большими привиле­гиями - генуэзский дож (мэр) при своем вступлении в должность должен был присягать, что он обязуется защищать самостоятель­ность банка и способствовать его процветанию. С 1463 по 1505 г. папой римским Банку св. Георгия было предоставлено право отлу­чать от Церкви неисправимых должников. И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учре­ждения. В частности. В 1473 г. появились первые ломбарды, пре­доставлявшие ссуды под залог частным лицам, а в 1587 г. был от­крыт в Венеции государственный жиробанк Вапсо 61 ШеИо. Впо­следствии развитие банковской системы происходило за счет по­явления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений. В 1893 г. появля­ется Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы в Италии сформировались в 1920- 1930-х гг. XIX в. Кризис 1930-х гг. серьез­но затронул банковскую систему, и это вынудило государство про­извести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Централь­ный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализирован­ными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои осо­бенности.

Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банков­ском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, ко­торое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать опре­деленную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйст­венных и движимых облигаций.

Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная до­ля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском сек­торе усиливается за счет политизации, так как назначение на руко­водящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Лаворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди На­поли» - социал-демократ.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институ­ты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитований. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основ­ных групп: государственные кредитные учреждения, преимущест­венно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банков­ских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, дея­тельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамка­ми определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредит­ные институты, предоставляющие в основном инвестиционные зай­мы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования харак­терна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпри­нимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов - государственные и полугосударст- венные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые, хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурента­ми в своей сфере деятельности, что является еще одной особенно­стью системы.

С конца 1970-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Напри­мер, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25 - банкам нацио­нальных интересов и 25% - государству.

В Италии много мелких банков, поэтому укрупнение стало объ­ективным процессом. Кроме того, принятие нового банковского законодательства и начало процесса формирования единого евро­пейского финансового рынка остро поставили вопрос о повышении капитализации и конкурентоспособности итальянского банковского сектора. Результатом стало практически ежегодное слияние банков. Параллельно с процессом концентрации банковского капитала на­растала конкуренция между национальными банковскими группами, следствием которой явилось расширение доступности банковских услуг для населения, рост предложения по кредитованию со сторо­ны банков и снижение стоимости кредитов для клиентуры. Число филиалов и дополнительных офисов за 17 лет, с 1989 по 2006 г., выросло с 15 577 до 32 338. Было практически ликвидировано су­ществовавшее ранее в Италии недостаточное банковское покры­тие отдельных зон страны. Если в 2002 г. в Италии насчитыва­лось 814 банковских учреждений, то в 2006 г. их уже было 793. Дальнейшее сокращение количества банков и укрупнение их капи­талов привели к тому, что состав крупнейших банковских объеди­нений Италии в настоящее время выглядит следующим образом: «Уникредито-капиталия», «Интеза Сан Паоло», «Монте дей паски ди Сиена», «Союз банков Италии» (УБИ) и «Банка пополаре». Их доля на рынке банковских услуг составляет 51%.

До 2006 г. иностранным инвесторам путь в итальянскую бан­ковскую систему был заказан из-за протекционистской политики, проводимой Центральным банком Италии, но с 2006 г. начались слияния и поглощения со стороны иностранных банков.

В последние годы банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в отношении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.

В конце 2006 г. уже 26 банковских групп Италии имели свои позиции за рубежом, а 26,4% операций итальянских банков при­шлось на заграничные проекты. Последний показатель для первых пяти банковских групп страны достиг даже 38,3%. В свою очередь, доля действующих в Италии принадлежащих иностранцам банков­ских структур в общем объеме операций банковского сектора страны составила в конце 2006 г. уже 18,6% (в 2005 г. - 16,8%). Обращает на себя внимание и то, что этот показатель значительно выше, чем в среднем для Германии, Франции и Испании, (в 2006 г. - 10,5%).

По оценке Ассоциации банков Италии усиление присутствия итальянских банков за рубежом способствовало приходу в зоны деятельности этих банков итальянских производственных компаний, опиравшихся на конкретные итальянские банки, с которыми они накопили опыт сотрудничества в собственной стране. А открытие итальянского банковского рынка для иностранного капитала позво­лило привлечь дополнительные ресурсы в финансовую систему страны.

Приведение банковского сектора Италии в соответствие с тре­бованиями нового законодательства проходило на фоне неблаго­приятной экономической и финансовой конъюнктуры, как в самой Италии и ЕС, так и в других экономических регионах мира. Неста­бильность экономики оказывала негативное влияние на состояние и результаты деятельности итальянской банковской системы. Фак­тическая стагнация производственной деятельности в Италии пре­допределяла сдержанные темпы роста кредитования. Это побудило государственные органы, Ассоциацию банков Италии (АБИ) и ве­дущие профсоюзные федерации сконцентрировать совместные уси­лия на выработке и реализации единой программы развития бан­ковского сектора, получившей название «Протокол от 4 июня 1997 г.» (II Protocollo del 4 giugno 1997). В Протоколе констатировалось, что банковский сектор Италии функционирует в менее благоприятных по сравнению со своими основными европейскими конкурентами условиях. С учетом развития процессов глобализации и создания единого европейского валютного рынка в документе ставилась за­дача по исправлению сложившегося положения. В качестве перво­очередных задач были утверждены следующие:

Переход от большого количества относительно маломощных по европейским меркам в финансовом отношении банков к созданию сети крупных конкурентоспособных финансовых институтов;

Отход от существовавшей системы, при которой многие банки имели кооперативную форму собственности и большое коли­чество мелких собственников, в пользу концентрации значи­тельных пакетов акций в руках располагающих солидными финансовыми ресурсами владельцев;

Повышение до приемлемого уровня доходности банковских институтов.

Развитие банковского сектора Италии в рамках реализации этой программы позволило в значительной степени сократить разрыв с основными европейскими банковскими системами в плане конку­рентоспособности и финансового потенциала банков, оптимизации структуры собственности, позиционирования на международных рынках и обеспечения необходимого уровня доходности. Благодаря этому удалось:

Довести к концу 2006 г. уровень суммарных активов банков­ского сектора до 2800 млрд евро (190% ВПП);

Повысить соотношение предоставленных кредитов и ВПП до 94%;

Банковская система Италии 3


7. 1. Структура банковской системы

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организо­вано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, пе­реводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Стол­бов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятель­ность общественные банки (1156-1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков. Первым таким банком стал Венецианский банк «Monte Nuovo». Банки представляли собой собственно общественные учреждения, при­нимавшие налоги и производившие некоторые банковские опера­ции, и подразделялись на «светские горы» (Montes provant) и «го­ры», учрежденные для борьбы с ростовщичеством и находив­шиеся под покровительством духовенства (Montes pietatis).

Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 г. путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В каче­стве капитала ему были уступлены таможенные и другие госу­дарственные доходы. Банк пользовался большими привилегия­ми - Генуэзский дожь (мэр) при своем вступлении в должность должен был присягать, что он обязуется защищать само­стоятельность банка и способствовать его процветанию. С 1463 по 1505 гг. папой римским Банку было предоставлено право от­лучить от Церкви неисправимых должников. И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 г. появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 г. был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходи­ло за счет появления новых жиробанков и депозитных коммер­ческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреж­дений. В 1893 г. появляется Итальянский национальный банк, ко­торый получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 гг. XIX вв. Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство про­извести национализацию значительной части банков и сфор­мировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбереже­ниям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими бан­ками и специализированными кредитные учреждениями.

сфере). Присутст­вие государства в банковском секторе проявляется в двух фор­мах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облига­ций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усилива­ется политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой по­литической «сортировки». Например, президентом «Банко нацио­нале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на ин­ституты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кре­дитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учрежде­ния, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществ­ляющие широкий круг банковских операций; негосударствен­ные коммерческие банки, имеющие большое количество отде­лений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность кото­рых связана с частной клиентурой и ограничена рамками опре­деленной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназна­ченные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

специализации определя­ет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреж­дения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кре­дитных учреждений.

что является еще одной особенностью системы.

С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В ре­зультате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% - банкам национальных интересов и 25% - государству.

В последние годы Банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.

Глава 7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
7. 2. Центральный банк (Банк Италии)

большими пол­номочиями. В его функции входят:

Обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;

Разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;

Контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреж­дений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происхо­дит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;

Осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций. Комитет не име­ет права осуществлять непосредственный контроль за кре­дитной системой. Данная функция делегирована централь­ному банку.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управляет председатель, который является министром казна­чейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйст­ва, министр внешней торговли, министр бюджета и экономиче­ского программирования, министр финансов. В работе Коми­тета принимает участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет связан с ка­значейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Центральным банком выступает Банк Италии, созданный в 1893 г. и являющийся с 1926 г. единым эмиссионным центром страны. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом - частным акционерным обществом. С 1895 г. ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 г. Банк получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. С 1936 г. он стал «банком банков». В настоящее время в организационном плане Банк Ита­лии - центральный эмиссионный банк, публично-правовое уч­реждение с капиталом, состоящим из 300000 именных паев, ко­торые поделены между государственными и полугосударственны­ми учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично правовые институты, банки национальных интересов, институ­ты социального обеспечения, страховые учреждения. Практиче­ски он же является государственным институтом.

Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денеж­но-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования эко­номики. Административно он подчинен казначейству, в облас­ти же кредитной политики следует рекомендациям Межмини­стерского комитета по кредитам и сбережениям.

но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, со­стоящий из управляющего, генерального директора, его замес­тителя и 4 директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в лю­бое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии сформули­рованы лишь в общих чертах. Основными его функциями явля­ются следующие:

Эмиссия кредитных денег.

Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов центрального банка (34905 млн долл.) и состоят в основном из ЭКЮ, СДР (125 млн долл.). Несмотря на уход золота из обраще­ния, оно составляет немалую долю в золотых резервах - 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не из­менилась.

и казначейства. По­ступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их.

Банк предоставляет кредиты кредитным учреждениям и пра­вительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливают­ся законом единовременно или ежегодно. В то же время ре­финансирование кредитных учреждений ограничено.

Банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межми­нистерским комитетом и осуществляются они непосредст­венно Банком Италии при поддержке Ассоциации италь­янских банков. Межминистерский комитет отвечает в ос­новном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов, Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор как в документар­ной, так и в дистанционных формах. В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учрежде­ний, обеспечение нормального функционирования кре­дитной системы в целом. Национальная комиссия по кон­тролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреж­дений на рынке ценных бумаг. Основные принципы над­зорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.). В нем определены статус орга­нов банковского и финансового надзора, процедура осу­ществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положе­нии. Для осуществления надзора за этими группами бан­ков была разработана концепция объединенного надзора.

Банк осуществляет денежно-кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначей­ством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятель­но Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые ме­ры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Ос­новными инструментами денежно-кредитной политики вы­ступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно операции репо), политика минимальных обяза­тельных резервов. Для Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для Банка Италии платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пас­сивов баланса банка.

Банк занимается организацией безналичных расчетов. Операции Банка Италии представляют собой операции по привлечению денежных средств (пассивные) по их размещению (активные). К пассивным относятся эмиссия банкнот, вклады кредитных учреждений, правительства, иностранных банков, капитал и резервы. Основной активной операцией выступает переучет векселей со сроком погашения не более 4 месяцев. Прямой учет векселей частной клиентуры в Италии центральным банком запрещен. Банк осуществляет вьщачу кредитов под залог государственных ценных бумаг, облигаций ипотечных кредитных учреждений, залоговых свидетельств со сроком не более 4 меся­цев, проводит инвестиции в государственные ценные бумаги.

Глава 7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
7. 3. Коммерческие банки

Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев. Но через посредниче­ство банков долго- и среднесрочного кредитования под прикрытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон бла­гополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок. В связи с этим коммерческие банки носят универ­сальный характер, хотя в 1936 г. была предпринята попытка их специализации, в результате которой появились банки движи­мого имущества, инвестиционные банки и депозитные.

К депозитным банком относятся прежде всего три банка на­циональных интересов со своими филиалами, которые явля­ются собственностью IRI (Институт реконструкции промыш­ленности). На них приходится около 11% депозитов, 12,1% креди­тов банковской сферы. Депозитные банки делятся на 5 категорий:

самые крупные, в их число входит 5 банков; крупные, пред­ставленные пятью банками; средние (11 банков); мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.

К банкам движимого имущества относят 5 банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. К ним относят «Сеционе» (Sezione), «Институте ди кредите фондарио» (Institute di credito fondario), «Едифицио» (Edifizio), «Аграрио мобилиане» (Agrario mobiliane).

К инвестиционным банкам относятся, государственные и по­лугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и сред­них фирм, а также инфраструктуры страны. Среди них «Инсти­туте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанко, «Медиок-редито», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис». Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на сме­шанной форме собственности или государственной и предпо­лагающие не только кредитование промышленности, но и пра­вительственных программ.

государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдель­ных регионов. И во-вторых, банки, в которых государство при­нимает опосредованное участие. К ним относятся банки, яв­ляющиеся собственностью государственного Института рекон­струкции промышленности.

В целом коммерческие банки могут быть представлены в следующих видах.

«Банко национале дел Лаворо» (Banco nationale del Lavoro), имеющий ряд филиалов, в том числе филиал «Банко Тибурти-на» (Banco Tiburtina); 7 специальных секций (Сеционе); банк «Finanziarta italiana di partecipazioni»; банк наличных средств (EFIBANCA); 18 лизинговых обществ; 28 обществ по факто­рингу; 35 отделений и 10 банков-филиалов за границей.

«Институте Сан Паоло ди Торино» (Istituto San Paolo di Torino), который объединяет 2 филиала коммерческих банков (Banco Lariano, Banco provintiale Lombarda), 2 инвестиционных банка, общество по продаже финансовой продукции, 2 общест­ва по управлению портфелем ценных бумаг, 4 филиала по про­ведению лизинговых операций, филиал по факторингу, 8 отде­лений и 4 банка за границей.

Региональные банки «Банко ди Наполи» (Banko di Napoli);

«Банко ди Сицилия» (Banco di Sizilia), «Монте дел Паши ди Сиенна» (Banco del Pasxhi di Sienna), «Банко ди Сардиния» (Banco di Sardegna).

Три банка национальных интересов (БИН): «Банко соммерциале Италиано» (коммерческий банк Италии), который, объе­диняет при обычных условиях мажоритарного владения кали-талом 2 коммерческих банка, участвует в капитале «Медиобанка» (на него приходится около 18% капитала), имеет филиал по факторингу, лизингу, по управлению ценными бумагами, а также 9 филиалов за границей, в том числе участвует в банке «Зюдамерис» (SudAMERIS) (48% капитала); Банк Рима (Banco di Roma) и «Средито Италиано» (Credito Italiano).

Помимо государственных и полугосударственных банков выделяют частные банки, среди которых наиболее известный «Амбровенето» (Ambroveneto). В целом же их насчитывается около 100. Доля частных банков, называемых банками обыч­ного кредита, долгое время сокращалась в результате расшире­ния государственного сектора, но несмотря на это на них приходится 24% депозитов и около 26% кредитов всей банковской сферы. Частные банки становятся жертвой слияний и погло­щения как национальными, так и иностранными банками. Из вновь созданных частных банков можно назвать «Банко Амбро-зиано», который впоследствии разорился, «Новый Банк Амбро-зиано» (NAB), поглотивший «Банко Катголика дел Венето» (Католический банк Венеции), в результате чего появилась ча­стная итальянская группа, являющаяся 10-й по размеру активов согласно-национальной классификации банков.

Глава 7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
7. 4 Специализированные банки

Итальянская банковская система достаточно многообразна и включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков. Наиболее многочисленна (129) группа народ­ных банков (banco popular). Их клиентами выступают ремес­ленники и сельскохозяйственные работники. Такие банки обра­зуют сеть взаимного и кооперативного кредита. В правовом отношении на них распространяются положения, установлен­ные для кооперативных учреждений, в частности, ограничен размер паев участников, каждый участник может пользоваться только одним голосом независимо от размеров пая. Несмотря на значительное количество таких банков, их роль невелика. Основными конкурентами народных банков выступают сбере­гательные кассы, пользующиеся большим доверием у сельско­хозяйственной клиентуры. Народные "банки объединены в два синдиката: Национальная ассоциация и Техническая ассоциа­ция. Их объединяет своеобразный Центральный банк, который выполняет обычные функции для таких организаций.

Деловые банки представлены немногочисленной группой, что объясняется неразвитостью биржи, финансового рынка и боль­шой мощью государственного сектора. Деловые банки дейст­вуют на различных финансовых рынках как за свой счет, так и от имени какой-либо третьей стороны и управляют имущест­вом частных лиц и предприятий. Они специализируются либо на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынка­ми, либо выступают как финансовые институты, либо выпол­няют операции, характерные для коммерческих банков.

Наиболее крупным деловым банком является «Медиобанк» (Mediobanca), капитал которого делится между тремя банками национальных интересов и частными владельцам. Причем ча­стные акционеры имеют те же полномочия, что и банки благо­даря одинаковому количеству административных должностей. «Медиобанк» относится к институтам средне- и долгосрочного кредитования и участвует в промышленном капитале. С 1989 г. он частично приватизирован. Помимо этого банка можно на­звать «Евромобильяре» (Euromobiliare) и общество «Прайм-Ме-риел фонде» (Prim^ Menei funds SPA).

«Институте Мобильяре Итальяно», оМидибанк», «Эфибанк».

Италия долгое время была страной, где открытие иностран­ных банков было строго регламентировано. Начиная с 1985 г. эти препятствия были сняты, что привело к проникновению иностранных банков, особенно французских и немецких, и к открытию новых филиалов. В то же время итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов.

Особая роль в банковской системе Италии принадлежит сбе­регательным кассам, занимающимся аккумуляцией мелких сбе­режений. Первая сберегательная касса появилась в Италии в 1822 г. и в основе имела австрийскую модель. Основной зада­чей сберегательных касс было поощрение сбережений простых людей. Впоследствии они распространились по всем провинци­ям. К 1927 г. их насчитывалось уже 204, но затем начинается процесс слияния, что привело к их значительному сокраще­нию. В настоящее время сберегательных касс около 80, и они подразделяются на 5 категорий: самые крупные (1), крупные (2), средние, мелкие, самые мелкие.

прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосроч­ное кредитование, что дает возможность им быть реальными конкурентами коммерческих банков.

Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами:

например, им запрещено заниматься спекулятивными операция­ми, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заемщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.

лиц. В обоих случаях предсе­датель совета назначается министром финансов.

Структура системы сберегательных касс основана на двое­властии. С одной стороны, они подчиняются профессиональ­ному объединению - Ассоциации сберегательных касс Италии (ACRJ), являющейся официальным представителем их интере­сов и осуществляющей консультационные услуги и услуги об­щего характера. С другой стороны, сберегательные кассы ад­министративно подчиняются Кредитному институту сберега­тельных касс Италии, в функции которого входит, в частности, использование средств, не находящих применения. Он выпол­няет функцию центрального банка для сберкасс, занимается объединением их средств путем вложения в ценные бумаги, рефинансированием сберкасс и других финансовых государст­венных учреждений. Помимо этого выделяют Федеральный ин­ститут сберегательных касс, являющийся собственником двух касс Венеции. Он был создан по причине специфики касс, иг­рающих большую роль в финансировании сельского хозяйства. Его задачей являются координация и рефинансирование дея­тельности касс в этой сфере.

Основной тенденцией в развитии сберегательных касс, на­метившейся в 1990 г., стали их дальнейшее слияние и превра­щение в банки, в результате чего происходит изменение структуры капитала. Наиболее крупная сберегательная касса в настоящее время - «CARJPLO» - сберегательная касса провинции Ломбардия, которая одновременно является и самой крупной в ми­ре. Она насчитывает около 440 филиалов, треть из которых имеют прямые связи с заграницей.

Кроме банков, как таковых, в Италии существует широкая сеть финансовых учреждений. Их особенностью является то, что в качестве ресурсов они могут использовать либо собствен­ный капитал, либо займы финансового рынка. В качестве ак­тивных операций для них характерны предоставление специа­лизированных кредитов и операции с ценными бумагами, до­ходы от которых пополняют собственные фонды. Чаще всего подобные учреждения создавались целенаправленно. Среди та­ких финансовых учреждений можно выделить:

основными из которых являются филиалы «Медиобанка», Экспортно-импортного бан­ка, «Интербанка», предоставляющие среднесрочные и долго­срочные кредиты. В эту же группу входят и разнообразные уч­реждения по финансированию промышленных и торговых предприятий - «Институте Мобильяре», входящие в разряд уч­реждений специализированного кредитования. Они обладакгг различным статусом. Среди них самым значительным является «Институте Мобильяре Итальяно» - ИМИ, занимающийся средне- и долгосрочным кредитованием под залог недвижимо­сти. Не во многом уступает ему и группа «Медиокредита», спе­циализирующаяся на финансировании экспорта. Однако ее от­носят к группе учреждений, занимающихся движимой собст­венностью. Учреждения долевого участия, кроме того, могут, выступать как общественные и частные организации. Все они - организации «венчурного капитала», пользующиеся налоговыми льготами. Примером является «Медиокредито централе», спе­циализирующаяся на долевом участии в мелких и средних предприятиях.

Депозитно-консигнационные (ссудные) кассы. Центром итальянской почтовой сберегательной системы и системы поч­товых текущих счетов выступает «Касса ди депозит е престижити» (Cassa di deposit е prestititi). Она выпускает ценные бумаги и принимает депозиты от юридических лиц, предоставляет кре­диты местным коллективам и ведет текущие счета некоторых местных юридических лиц.

Учреждения сельскохозяйственного кредита. В Италии имеется ряд региональных и национальных организаций, вы­полняющих функцию кредитования сельского хозяйства, в ча­стности, некоторые коммерческие банки и сберегательные кас­сы имеют специальные отделы аграрного кредита. Например Неаполитанский и Сицилийский банки, «Банко ди Сардинья», являющиеся сельскохозяйственными банками. В то же время имеются и другие организации, а также федеральные институ­ты сельскохозяйственного кредита.

и Сицилийский банки, а также общественные организации национального уровня, в ча­стности «Институте Итальяно ди кредите эдифацио»,и регио­нального - «Пьемонт-Валле д Аоста». Кроме того, существуют специальные организации по финансированию общественных работ, чаще всего это автономные отделения крупных финан­совых учреждений.

Внешнеторговые банки, среди которых особой известно­стью пользуются «Медиокредито централе», созданный в 1952 г. для кредитования внешней торговли. Он располагает дотаци­онными фондами, пополняемыми казначейством.

Учреждения потребительского кредита. Еще в период Средневековья в Италии появились общества религиозного по­виновения, кредитовавшие бедняков под движимый залог. Первоначально такие ссуды были беспроцентьши. В настоящее время в Италии существует 8 ссудных касс, которые основаны на тех же принципах, что и сберегательные, и подчиняются тем же правилам.

Современная банковская система Италии продолжает разви­ваться. Появившиеся тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредит­ных учреждений, увеличению количества коммерческих банков, изменению их структуры и объема операций.

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов.

Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156-1171 годы), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков.

Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 году путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Банк пользовался большими привилегиями.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 году появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 году был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений. В 1893 году появился Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 года) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 гг. XIX вв. Кризис 1930-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 году, и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. С конца 1970-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, однако доля государства еще остается значительной.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

Центральный банк Италии (Банк Италии)

С 1947 года высшим органом кредитной системы Италии являлся государственный институт - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, представляющий собой так называемое мини-правительство, наделенное большими полномочиями. В его функции входило:

  • обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;
  • разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;
  • контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происхо­дит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;
  • санкционирование всех предписаний, определяющих нор­мы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;
  • осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций, Комитет не имел права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована Центральному банку Италии.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управлял председатель, который являлся министром казначейства. Членами комитета выступали министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимал участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет был связан с казначейством. При Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимался технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Центральным банком выступает Банк Италии, созданный в 1893 году, который с 1926 года являлся единым эмиссионным центром страны. Уже с 1893 года Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом - частным акционерным обществом. С 1895 года ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 году Банк Италии получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. С 1936 года он стал «банком банков».

Во главе Банка Италии стоит Высший совет, который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и 4 директоров.

Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в любое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии были сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями его до создания Европейской системы центральных банков были следующие:

  • Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов.
  • Роль кассира правительства. В нем имеется счет государства, на котором ведется движение поступлений и выплат.
  • Предоставление кредитов кредитным учреждениям и правительству.
  • Осуществление контроля за деятельностью кредитных учреждений.
  • Контроль за валютным обращением.
  • Осуществление денежно-кредитной политики, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии.
  • Организация безналичных расчетов.

В настоящее время, в связи с образованием Европейской системы национальных банков, Банк Италии является организацией, претворяющей в жизнь политику Европейского Центрального банка. ЕЦБ является единым эмиссионным центром для стран Европейского союза, входящих в зону евро, а также определяет денежно-кредитную политику стран региона.

Кроме того, согласно уставу ЕЦБ национальные банки передали ему часть валютных резервов. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках Европейского валютного союза.

Коммерческие банки Италии

Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев. Но через посредничество банков долго- и среднесрочного кредитования под прикрытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон благополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок. В связи с этим коммерческие банки носят универсальный характер.

К депозитным банкам относятся прежде всего три банка национальных интересов со своими филиалами, которые являются собственностью IRI (Институт реконструкции промышленности). На них по состоянию на 1997 год приходилось около 11% депозитов, 12,1% кредитов банковской сферы. Депозитные банки делятся на 5 категорий: самые крупные, в их число входит 5 банков; крупные, также представленные пятью банками; средние (11 банков); мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.

К банкам движимого имущества относят 5 банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. К ним относят «Сеционе» (Sezione), «Институте ди кредите фондарио» (Institute di credito fondario), «Едифицио» (Edifizio), «Аграрио мобилиане» (Agrario mobiliane).

К инвестиционным банкам относятся, государственные и полугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и средних фирм, а также инфраструктуры страны. Среди них «Институте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанко, «Медиок-редито», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис». Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на смешанной форме собственности или государственной и предполагающие не только кредитование промышленности, но и правительственных программ.

По форме собственности коммерческие банки являются в основном государственными. При этом выделяют два вида государственных банков. Во-первых, государственные кредитные учреждения, являющиеся прямой собственностью государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдельных регионов. И во-вторых, банки, в которых государство принимает опосредованное участие. К ним относятся банки, являющиеся собственностью государственного Института реконструкции промышленности.

С начала 1980-х гг. начинается постепенная приватизация коммерческих банков, в результате чего доля государства в та­ких банках снизилась до 51 % в ходе эмиссии ценных бумаг и реализации их на бирже.

Помимо государственных и полугосударственных банков выделяют частные банки, среди которых наиболее известный «Амбровенето» (Ambroveneto). В целом же их насчитывается около 100. Доля частных банков, называемых банками обычного кредита, долгое время сокращалась в результате расширения государственного сектора, но несмотря на это на них приходится 24% депозитов и около 26% кредитов всей банковской сферы.

Специализированные банки Италии

Итальянская банковская система достаточно многообразна и включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков. Наиболее многочисленна (129) группа народных банков (banco popular). Их клиентами выступают ремесленники и сельскохозяйственные работники. Такие банки образуют сеть взаимного и кооперативного кредита. Основными конкурентами народных банков выступают сберегательные кассы, пользующиеся большим доверием у сельско­хозяйственной клиентуры. Народные "банки объединены в два синдиката: Национальная ассоциация и Техническая ассоциация.

Деловые банки представлены немногочисленной группой, что объясняется неразвитостью биржи, финансового рынка и большой мощью государственного сектора. Деловые банки действуют на различных финансовых рынках как за свой счет, так и от имени какой-либо третьей стороны и управляют имуществом частных лиц и предприятий. Они специализируются либо на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынками, либо выступают как финансовые институты, либо выполняют операции, характерные для коммерческих банков.

Ипотечные банки в Италии развиты достаточно слабо, их немного (около 10), что связано с неразвитостью ипотеки. Как правило, ипотечные банки - государственные или полугосударственные.

Италия долгое время была страной, где открытие иностранных банков было строго регламентировано. Начиная с 1985 г. эти препятствия были сняты, что привело к проникновению иностранных банков, особенно французских и немецких, и к открытию новых филиалов. В то же время, итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов.

Особая роль в банковской системе Италии принадлежит сберегательным кассам, занимающимся аккумуляцией мелких сбережений. Первая сберегательная касса появилась в Италии в 1822 году и в основе имела австрийскую модель. Основной задачей сберегательных касс было поощрение сбережений простых людей. Впоследствии они распространились по всем провинциям. В настоящее время сберегательных касс около 80, и они подразделяются на 5 категорий: самые крупные (1), крупные (2), средние, мелкие, самые мелкие.

Основными операциями сберегательных касс выступают: прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосрочное кредитование, что дает возможность им быть реальными конкурентами коммерческих банков. Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами: например, им запрещено заниматься спекулятивными операциями, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заемщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.

Сберегательные кассы являются государственными учреждениями. В зависимости от учредителя (создателя) они делятся на две категории - созданные местными органами власти и основанные ассоциацией физических лиц. В обоих случаях председатель совета назначается министром финансов.

Кроме банков, как таковых, в Италии существует широкая сеть финансовых учреждений. Их особенностью является то, что в качестве ресурсов они могут использовать либо собственный капитал, либо займы финансового рынка. В качестве активных операций для них характерны предоставление специа­лизированных кредитов и операции с ценными бумагами, доходы от которых пополняют собственные фонды. Чаще всего подобные учреждения создавались целенаправленно. Среди таких финансовых учреждений можно выделить:

  • Учреждения, занимающиеся предоставлением кредитов торговым и промышленным предприятиям и обладающие правами долевого участия в них. Они представлены в виде филиалов различных групп коммерческих банков.
  • Депозитно-консигнационные (ссудные) кассы. Они выпускают ценные бумаги и принимают депозиты от юридических лиц, предоставляют кредиты местным коллективам и ведут текущие счета некоторых местных юридических лиц.
  • Учреждения сельскохозяйственного кредита. В Италии имеется ряд региональных и национальных организаций, выполняющих функцию кредитования сельского хозяйства, в частности, некоторые коммерческие банки и сберегательные кассы имеют специальные отделы аграрного кредита.
  • Учреждения по финансированию жилищного строительства. К ним, в первую очередь, относятся крупные банки и сберегательные кассы, имеющие отделения по кредитованию недвижимости.
  • Внешнеторговые банки.
  • Учреждения потребительского кредита. Еще в период Средневековья в Италии появились общества религиозного повиновения, кредитовавшие бедняков под движимый залог.

Современная банковская система Италии продолжает развиваться. Появившиеся тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредитных учреждений, увеличению количества коммерческих банков, изменению их структуры и объема операций.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 1820-1830 гг. Серьезно затронул банковскую систему кризис 1930-х гг., когда государство было вынуждено произвести национализацию значительной части банков, при этом сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института: Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк – Банк Италии, созданный в 1893 г. Вторым уровнем кредитной системы, как обычно, стали коммерческие банки и специализированные кредитные учреждения.

Современная банковская система Италии обладает следующими основными особенностями:

1) значительная доля участия государственного сектора;

2) банки и кредитные учреждения делятся по срокам кредитования.

На банки государственного сектора приходится по 35 % депозитов и кредитов, 40 % служащих в банковской сфере. Свое присутствие государство проявляет в двух формах: обеспечение кредита (отменено в 1983 г.); обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля в современный период снизилась до 4,5 %. В банковском секторе усилена политизация за счет применения при назначении на руководящие посты правила так называемой «политической сортировки» : назначаются социалисты, республиканцы, социал-демократы и т. д.

Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп:

1. Государственные кредитные учреждения (преимущественно коммерческие банки), кредитующие крупные фирмы.

2. Банки национальных интересов, обеспечивающие широкий спектр банковских операций.

3. Негосударственные коммерческие банки с большим количеством отделений, обслуживающие средний и мелкий бизнес и частных клиентов.


Сберегательные кассы, ограниченные рамками определенной территории. Обслуживают частную клиентуру.

5. Ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные и кооперативные банки, финансирующие мелкие и средние предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства.

6. Специализированные кредитные институты, в основном – для предоставления инвестиционных займов предприятиям.

Эта группа институтов является наиболее распространенной, в ней более тысячи кредитных учреждений.

Институты средне- и долгосрочного кредитования обладают узкой специализацией: промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование мелких и средних предпринимателей. Срок кредита определяется характером специализации. Эти институты – в основном государственные или полугосударственные, формирующие свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов.

Еще одной особенностью банковской системы Италии можно назвать острую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, по выполняемым операциям пользуются успехом у вкладчиков.

В конце 1970-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, например, при приватизации «Медиобанка» 50 % его капитала стало принадлежать частным лицам, 25 % — банкам национальных интересов и 25 % — государству.

Банки Италии современного периода проводят политику внешнего развития, что особенно выражено в направлении Франции и Германии, поэтому итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков. С начала 2002 г. официальной валютой в стране стало евро.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...