АСВ получит долю в «ФК Открытие» в счет долга.


Вчера Ассоциация российских банков (АРБ) направила в Минфин письмо (есть у "Ъ"), выразив обеспокоенность вопросом налоговых последствий участия в программе докапитализации ОФЗ. Проблема в форме госпомощи — через ОФЗ, а не живыми деньгами, как в прошлый кризис. Под классический договор займа ценными бумагами, для которых действует льготный налоговый режим, ОФЗ не попадают из-за длинного срока (до 30 лет). В такой ситуации банки должны учесть ОФЗ как доход в размере их рыночной стоимостиотдельных случаях речь идет о десятках миллиардов рублей). По той же причине расходы на выплаты АСВ (купон +1 п. п. ежегодно) они учесть для уменьшения налоговой базы не смогут. Главный же риск в том, что банкам придется платить 15% налога на прибыль с купонного дохода от ОФЗ.

АРБ предлагает полностью вывести ОФЗ из-под налогообложения, причем с 2015 года, когда банки начали получать бумаги. В реализующем программу АСВ о проблеме знают и пытаются решить. "Вопрос о налогообложении банков, которые участвуют в программе докапитализации, рассмотрен советом директоров АСВ в апреле,— сообщили в агентстве.— Подготовлен ряд предложений по внесению изменений в НК для снижения налоговой нагрузки на банки и повышения эффекта от программы докапитализации. Сейчас они рассматриваются в Минфине". В министерстве от комментариев отказались.

Банкиры налоговый вопрос обсуждают неохотно. Комментировать его отказались, в частности, в группе ВТБ, холдинге "Открытие", Промсвязьбанке. В Бинбанке сказали, что изучают ситуацию. "Мы, к сожалению, теряем льготы, свойственные договорам займа ценных бумаг,— отмечает главбух банка из топ-30.— Банки не были готовы к тому, что помимо платы за пользование бумагами АСВ им придется платить еще и 15% с купонного дохода, и для участников рынка это весьма критично".

Впрочем, в трактовках НК банкиры расходятся уже сейчас. "По нашему мнению, если учитывать договор с АСВ не как договор займа ценными бумагами, а как субординированный кредит, который может быть предоставлен в любой форме, в частности в виде ОФЗ, то нам ничто не мешает уменьшать налоговую базу, учитывая в ней расходы на проценты в пользу АСВ",— отмечает главбух МКБ Светлана Сасс. Платить 15-процентный налог с доходов по бумагам, по ее словам, в МКБ готовы.

В то же время, расхождения в толкованиях могут сыграть злую шутку против банков, отмечает партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Наталия Щербакова. "Любые изменения в НК вносятся крайне долго, поэтому для снижения налоговых рисков банкам было бы полезно иметь хотя бы разъяснение от Минфина",— отмечает она. В то же время взимать налоги с господдержки, которая вполне могла бы быть предоставлена живыми деньгами, но обрела форму ОФЗ по решению самого же правительства, означает перекладывать госсредства из одного кармана в другой, считает главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин. В такой ситуации, заключает он, программа становится все менее привлекательной для банков, и сделать исключение для нее было бы вполне логично.

Чуть больше года отработала программа Агентства страховых вкладов (АСВ) по докапитализации федеральных и региональных банков через облигации федерального займа на общую сумму более 800 млрд руб. Однако из новой версии антикризисного плана правительства идея докапитализации банков исчезла.


Две волны


В конце 2014 года на фоне угрозы кризиса в банковском секторе российское правительство решило выделить АСВ 1 трлн руб. для докапитализации банков через облигации федерального займа (ОФЗ). В программе могли участвовать только системообразующие банки с капиталом не менее 25 млрд руб. и с долей кредитов физическим лицам не более 50% от активов (без учета ипотеки), а также банки, подпавшие под санкции Запада. В январе 2015 года был утвержден список из 27 федеральных организаций.

Однако спустя полгода стало понятно, что этого недостаточно. Началась вторая волна докапитализации. На этот раз — региональных банков, чей капитал на 1 мая 2015 года превышал 5 млрд руб. Такому критерию (по 123-й форме отчетности) соответствовало около 20 региональных кредитных организаций. Сначала предполагалось, что в программе смогут участвовать по два банка от каждого региона. Но выделенные средства уменьшились (160 млрд руб. передали промышленным предприятиям — ОАК, Государственной транспортной лизинговой компании и "Россетям"). Поэтому от региона выбирался лишь один банк — c наибольшим капиталом.

В итоге в августе прошлого года правительство утвердило список из десяти региональных банков: Азиатско-Тихоокеанский банк, Запсибкомбанк, Международный банк Санкт-Петербурга (МБСП), Первобанк, Татфондбанк, "Кубань Кредит", Саровбизнесбанк, Сургутнефтегазбанк, Уральский банк реконструкции и развития и Челябинвестбанк.

Государство предъявило участникам второй волны докапитализации довольно жесткие требования. Региональные банки, получающие в капитал ОФЗ, как и федеральные участники программы, должны направлять часть прибыли в капитал, а не на выплату дивидендов, не увеличивать фонд оплаты труда, а также в течение трех лет наращивать не менее чем на 1% в месяц объем ипотеки, кредитов МСБ, субъектам РФ или предприятиям из списка приоритетных отраслей, портфель выпущенных такими предприятиями облигаций или портфель ипотечных бондов.

Из-за суровых требований половина региональных банков-претендентов на докапитализацию отказались от участия, из 10 участников осталось только пять (Азиатско-Тихоокеанский банк, Запсибкомбанк, МБСП, Первобанк и Татфондбанк).

Сначала докапитализацию региональных банков планировалось провести через банк, находящийся под прямым контролем АСВ,— "Российский капитал" — путем передачи им ОФЗ с совокупной номинальной стоимостью, равной 7,4% собственных средств (капитала) соответствующего банка по состоянию на 1 мая 2015 года, на общую сумму 8,47 млрд руб. Но вскоре "Российский капитал" из этой схемы исключили, и агентство работало с банками напрямую.

Как сообщили в АСВ, на начало марта совет директоров агентства одобрил заключение договоров о приобретении субординированных обязательств 31 банка. Облигации федерального займа на общую сумму 804,5 млрд руб. переданы 27 банкам (см. таблицу). Почти все федеральные банки, подававшие заявки на докапитализацию через ОФЗ, получили госпомощь. На 1 марта 2682,9 млн руб. выделено трем региональным банкам.

Первым в конце прошлого года получил ОФЗ на 803 млн руб., или 6% от своего собственного капитала, МБСП. В начале текущего года договоры с АСВ подписали Татфондбанк и Первобанк. В настоящее время в двух региональных банках, претендующих на получение ОФЗ, проходят необходимые корпоративные процедуры. После их завершения агентство заключит с банками договоры субординированного займа.

Отметим, что одновременно с договорами о приобретении субординированных обязательств и привилегированных акций АСВ заключает с банками соглашения о мониторинге их деятельности. Ежемесячно участники программы докапитализации отчитываются перед агентством о выполнении взятых на себя обязательств. "Все банки выполняют принятые на себя обязательства. Например, если говорить об обязательстве по наращиванию кредитования не менее чем на 1% в месяц, то показатель роста кредитного портфеля колеблется от 1% до 30% в месяц. Наибольший объем средств — около 32% — размещен в кредиты предприятиям обрабатывающей промышленности. На долю ипотеки и малого бизнеса приходится по 10-15%",— отметили в АСВ.

Банки, получившие докапитализацию через ОФЗ (млн руб.)

Первобанк 463,3

Татфондбанк 1416,6

СМП-банк 4734,3

"Русский стандарт" 5000,0

Альфа-банк 62 788,0

МИнБанк 6317,5

МТС-банк 7246,0

Россельхозбанк 68 800,0

"Российский капитал" 5362,5

"Возрождение" 6625,0

МДМ-банк 9005,8

Связь-банк 11 853,0

"Санкт-Петербург" 14 594,5

"Зенит" 9 932,8

Бинбанк 8801,0

Газпромбанк 125 748,0

Промсвязьбанк 29 929,0

ВТБ 307 391,0

Абсолют-банк 6000,0

"Новиком" 7206,0

"Ак Барс" 12 107,5

"Открытие" 55 595,3

"Петрокоммерц" 9598,3

Совкомбанк 6272,8

Всего 804 565,4

Вклад в будущее


Показательно, что региональные банкиры, принявшие участие в программе АСВ, оперативно распорядились помощью государства. Так, уже через 20 дней после докапитализации МБСП предоставил кредит в размере 1 млрд руб. сроком на два года компании "ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад". "Сделка готовилась заранее. Это первоклассный заемщик, один из крупнейших застройщиков страны. Кредит предназначен для финансирования строительных проектов в Санкт-Петербурге. Мы готовы были выдать его при любом развитии событий. Но докапитализация позволила сделать это более комфортно для банка",— пояснил президент МБСП Сергей Бажанов.

Готовят сделки и другие участники госпрограммы. "Первобанк намерен увеличить кредитование таких отраслей экономики, как строительство, обрабатывающие производства, транспортный комплекс, химическое производство, связь и другие рекомендованные АСВ отрасли",— отметила председатель правления Первобанка Татьяна Перемышлина. По ее словам, приоритет будет отдаваться клиентам, имеющим устойчивое финансовое положение и реализующим проекты, способные внести существенный вклад в преодоление экономикой России кризисных явлений.

"Увеличение собственного капитала позволит нашему банку расширить возможности кредитования реального сектора экономики, в первую очередь субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличить объемы ипотечного кредитования физических лиц",— сообщил председатель правления Татфондбанка Марат Загидуллин.

"Касательно докапитализации банка на сумму не менее 50% от полученной господдержки, акционеры банка действительно взяли на себя подобные обязательство и направили в АСВ соответствующее согласие, однако с учетом того, что увеличение капитала банка должно произойти за весь срок действия государственной программы, высока вероятность, что данное условие будет выполнено банком за счет капитализации собственной будущей прибыли и помощь акционеров не понадобится",— сообщила также госпожа Перемышлина.

Иллюзий банкиры не питают. Они понимают, что помощь государства не изменит расклад сил на российском кредитном рынке. "Полученные в рамках программы средства составляют меньше 1,5% от наших активов. Не думаю, что в этом контексте можно говорить о "шансе на развитие". Участие в программе докапитализации имеет огромный имиджевый эффект: это сигнал для наших клиентов о доверии к банку со стороны правительства. Но все-таки шанс на развитие банку дает его собственная эффективная работа. Рецепты здесь простые: оптимизация издержек, высокие требования к качеству кредитного портфеля и индивидуальная работа с клиентом",— подчеркнул господин Бажанов.

"Меры по повышению капитализации банков продолжатся в 2016 году. В начале года планируется завершить докапитализацию региональных банков, удовлетворяющих требованиям для осуществления мер по повышению их капитализации по состоянию на 1 октября 2015 года, а также банков, активно работающих на территории субъектов РФ, в отношении которых применяются международные санкции, связанные с ограничениями на инвестиции, предоставление услуг и торговлю",— отметили в АСВ.

Однако в эти планы наверняка будут внесены коррективы. Из доработанного правительством антикризисного плана уже исчезли важные пункты. "Из антикризисных инициатив, предполагавших бюджетное финансирование, в плане больше не упоминается идея докапитализации банков",— сообщили в Минэкономики РФ. Поэтому пока не ясно, в каком формате государство будет помогать банкам.

Совет директоров Агентства по страхованию вкладов утвердил потенциальный объем предоставления средств банку «Российский Капитал» в целях повышения его капитализации (дополнительно к ранее выделенным средствам) - 14,223 млрд рублей. В случае утверждения правительством РФ соответствующих изменений в перечень банков, привилегированные акции которых приобретаются агентством, в «Российский Капитал» будет направлено предложение о дополнительном повышении капитализации, говорится в сообщении АСВ.

Установлено, что после заключения с «РосКапом» договора о приобретении его привилегированных акций агентство будет осуществлять оплату этих акций облигациями федерального займа, возвращенными Альфа-Банком.

Альфа-Банк 6 апреля досрочно вернул субординированный заем почти на 63 млрд рублей, полученный от АСВ в декабре 2015 года в рамках госпрограммы докапитализации через ОФЗ. Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев позже сообщил, что часть этих облигаций - на 14 млрд рублей - пойдет на докапитализацию банка «Российский Капитал».

До этого «РосКап» уже несколько раз получал крупные суммы в рамках программы ОФЗ. Так, в декабре прошлого года была осуществлена докапитализация банка через облигации федерального займа на сумму 9 млрд 942,75 млн рублей. В середине апреля 2016-го АСВ передало «Российскому Капиталу» ОФЗ на 8,2 млрд рублей в качестве оплаты привилегированных акций банка аналогичной суммарной номинальной стоимостью. Прошлой весной также сообщалось, что «РосКапу» достанутся 800 млн рублей, от которых отказались другие банки - потенциальные участники программы докапитализации. Кроме того, в октябре 2015-го АСВ передавало «РосКапу» ОФЗ на 5 млрд 362,5 млн рублей также в качестве оплаты приобретенных привилегированных акций.

В декабре-2016 АСВ также сообщало, что подконтрольный ему «РосКап» получит еще 1 млрд 115,77 млн рублей дополнительно к ранее утвержденным средствам.

В конце ноября 2016-го газета «Коммерсант» написала, что «Российский Капитал» получит предназначавшиеся изначально Азиатско-Тихоокеанскому Банку 875 млн рублей, после чего программа докапитализации банков через облигации федерального займа общим объемом 1 трлн рублей будет исчерпана.

Программа докапитализации банков на 1 трлн рублей через ОФЗ была принята в декабре 2014-го. Согласно одобренной схеме, государство передало АСВ облигации федерального займа на 1 трлн рублей, которые, в свою очередь, были переданы прошедшим отбор банкам.

Российский Капитал

ПАО «АКБ «Российский Капитал» — крупный столичный финансовый институт, подконтрольный АСВ. Входит в топ-30 российских банков по размеру активов. Помимо осуществления деятельности в качестве универсального банка, иногда выступает в роли санатора банков при исполнении АСВ своих функций. Активен в корпоративном кредитовании (преимущественно в сегментах операций с недвижимостью и строительства), операциях с ценными бумагами, расчетах. Крупнейшим источником фондирования являются депозиты населения.

По данным Банки.ру,
на 1 марта 2017
года нетто-активы банка - 338,71 млрд рублей
(28-е место в России),
капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ)
- 34,62 млрд,
кредитный портфель - 159,68 млрд,
обязательства перед населением - 127,80 млрд.

Среди нарушителей – Транскапиталбанк, не исполнявший условия программы 10 месяцев подряд, говорится в письме (данные по банкам приведены за май 2017 г.). За 12 месяцев банк, наоборот, сократил кредитование на 7,11% (в среднем на 0,59% в месяц). Росевробанк тоже 12 месяцев подряд не выполняет условия. У него кредитный портфель снизился на 3,27%. Связь-банк и вовсе 15 месяцев не выполнял требования. За 20 месяцев он сократил кредитование на 3,08%. Среди нарушителей были также «Уралсиб», «Возрождение», Россельхозбанк и Новикомбанк, говорится в письме.

Эти банки действительно не выполняли условия по увеличению кредитования, но на внутриквартальные даты, подтвердил «Ведомостям» представитель Счетной палаты (ведомство следит за тем, как выполняется программа). По итогам III квартала 2017 г. обязательства по росту кредитования не выполнили лишь четыре банка, из них три не сделали этого и по итогам II квартала, добавил он.

АСВ пока публиковало итоги только за II квартал – всего обязательства не выполнили четыре банка, и их агентство оштрафовало на 60,3 млн руб.

С начала программы докапитализации по 1 октября этого года АСВ взыскало штрафов на 603 млн руб., из них чуть больше половины – 311 млн руб. – за невыполнение целей по росту, а оставшееся – за нарушение ограничений на увеличение оплаты труда в банках, сообщил представитель Счетной палаты.

Представитель одного из банков-нарушителей говорит, что банки не выполняют требования из-за особенностей учета кредитного портфеля. Например, в него не входят приобретенные ипотечные кредиты, негативный вклад вносит изменение методологии, по которой клиенты относятся к категории малого и среднего бизнеса, перечисляет собеседник «Ведомостей». Банки ведут диалог с АСВ с просьбой изменить методологию, говорит он.

Рынок сейчас слабый, отмечает руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук. С одной стороны, корпорации не спешат увеличивать заимствования в условиях неопределенности в экономике и ожидания снижения ставок по кредитам, объясняет он. С другой стороны, уровень проблемных долгов достаточно высок и многие банки не готовы наращивать кредитный портфель за счет снижения требований к заемщикам, указывает Лукашук. А качественные клиенты давно разобраны, добавляет он.

У Счетной палаты есть замечания к тому, как банки предоставляют в АСВ отчетность: они некорректно отражают данные. В апреле этого года аудитор Счетной палаты Андрей Перчян рассказывал, что банки ошибались как в размерах кредитных портфелей, так и в информации об оплате труда своего топ-менеджмента. Информацию о нарушениях при составлении отчетности Счетная палата направляет в ЦБ, он ее использует при проведении проверок в банках, говорит представитель Счетной палаты. Но во многом нарушения связаны с недостаточно четко прописанными требованиями АСВ к заполнению форм отчетности, указывает он.

В целом Счетную палату беспокоит «неопределенность с возвратом средств» в случае с санацией банков, говорит ее представитель. Предусмотренный сейчас обмен требований АСВ по договорам субординированного займа (так учитывались переданные банкам ОФЗ) на обыкновенные акции (которые, как правило, оценены в ноль) может привести к потерям бюджета. Дивиденды банки вряд ли заплатят, а доходности от ОФЗ при этом останутся у санируемых банков, говорит он.

Около 10 региональных банков могут принять участие в программе докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ), сообщил глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрий Исаев в эфире телеканала "Россия 24". Он также уточнил, что ко второй волне докапитализации АСВ приступит уже в ближайшие дни.

Заявление Юрия Исаева подтверждает , которые подпадают под условия, которые выдвинуло АСВ. В список, который пока еще не разглашался, но передан советом директоров АСВ в правительство для утверждения, попали банки, размер капитала которых на 1 мая 2015 года превышал 5 млрд рублей и которые не имеют запрета на привлечение вкладов физлиц и на открытие их счетов. Число участников от каждого субъекта РФ ограничено одним банком.

В России есть 10 регионов, включая Петербург, в которых зарегистрированы 19 банков, капитал которых, по данным на 1 мая, превышал 5 млрд рублей. Это Краснодарский край ("Кубань Кредит" с капиталом 7,1 млрд рублей и Крайинвестбанк с капиталом 5 млрд), Нижегородская область (Саровбизнесбанк - 5,9 млрд рублей), Ростовская область ("Центр-Инвест" - 9,8 млрд рублей), Самарская область ( - 21,3 млрд рублей и - 6,2 млрд рублей), Свердловская область ( - 23,1 млрд рублей, - 14,6 млрд рублей, (Каменск-Уральский) - 8,7 млрд рублей), Татарстан (крупнейший в регионе " " уже входит в программу докапитализации крупных федеральных игроков, на программу для региональных претендуют с капиталом 19,1 млрд рублей и " " с капиталом 18,1 млрд рублей), Тюменская область (Запсибкомбанк - 12 млрд рублей), Ханты-Мансийский АО (Банк " " уже в программе для крупнейших, а на программу для региональных претендует Сургутнефтегазбанк с капиталом в 7,7 млрд рублей) и Челябинская область (Челябинвестбанк - 7 млрд рублей).

В свою очередь в Петербурге есть пять банков (кроме тех, что оказались в федеральном списке), капитал которых 1 мая превышал 5 млрд рублей. Это " " (на 1 мая его капитал составлял 16,3 млрд рублей), "Кредит Агриколь КИБ" (11,4 млрд рублей), (10,8 млрд рублей), банк " " (9,5 млрд рублей) и (7,3 млрд рублей). В Ленобласти не зарегистрировано ни одного банка, собственные средства которого превышали бы 5 млрд рублей, по данным на 1 мая. Крупнейшие в Ленобласти банки "Леноблбанк" и " ", зарегистрированные во Всеволожске, имели в капитале 665 млн рублей и 907 млн рублей.

Таким образом, если подходить к вопросу строго формально, то деньги должны достаться "Таврическому". Но он сейчас проходит санацию, и его санатор уже и так получил 28 млрд рублей. По словам петербургских банкиров, точно сказать, какой именно банк может получить капитал через ОФЗ, пока нельзя, ясно только, что деньги ОФЗ рассчитаны на определенные банки, под которых и пишутся требования.

Объем выделяемых через ОФЗ средств не может превышать 25% капитала банка по состоянию на 1 мая. Региональные банки, допущенные к программе, должны до 1 сентября 2015 года предоставить письменное согласие на получение средств. Решение о заключении соглашения на получение средств должно быть принято в течение 3 месяцев после соответствующего одобрения совета директоров АСВ, но не позднее 1 декабря 2015 года.

На региональные банки, получающие в капитал ОФЗ, распространяются все права и обязательства, предусмотренные для остальных банков-участников программы. В частности, они должны направлять часть прибыли в капитал, а не на выплаты дивидендов, не увеличивать фонд оплаты труда, а также в течение трех лет наращивать не менее чем на 1% в месяц объем ипотеки, кредитов МСБ, субъектам РФ или предприятиям из списка приоритетных отраслей, портфель выпущенных такими предприятиями облигаций или портфель ипотечных бондов.

В целом на программу докапитализации через ОФЗ выделен 1 трлн рублей. Изначально планировалось, что на региональные банки останется около 100 млрд рублей, потом АСВ сообщало, что на них осталось 80 млрд рублей. а теперь осталось только 8,5 млрд рублей. Из программного 1 трлн рублей уже зарезервировано 830 млрд рублей, которые получают 27 крупнейших банков (за исключением ) с капиталом более 25 млрд рублей и банки, попавшие под западные санкции. Еще 160 млрд рублей может быть направлено на капитализацию госкомпаний (ОАК, ГТЛК, " ").

Первая волна докапитализации предполагала докапитализацию крупнейших российских банков. Их список уже известен, в него вошли , " ",

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...