Антиинфляционные меры в россии. Антиинфляционная политика государства


Антиинфляционная политика

Весьма многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику. Конечно, полностью победить инфляцию нельзя, она - неиз­бежная плата за повышение темпов роста экономики, сниже­ние уровня безработицы.

Цель такой политики состоит в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным.

Существуют два подхода в отношении к инфляции: первый заключается в приспособлении к инфляции, второй - борьба с инфляцией антиинфляционными мерами.

Приспособление к инфляции или адаптированная политика построена на том, что все экономические субъекты учитывают в своей деятельности потери от снижения покупательной способ­ности денег. Эти потери они компенсируют путем индексации заработной платы, ставки процента, первоначальной величины инвестиций.

Домашние хозяйства адаптируются к инфляции, перестра­ивая семейный бюджет в сторону более неэластичных товаров, увеличивая сбережения в товарно-материальной форме. Фирмы акцентируют внимание лишь на краткосрочные проекты, чтобы не обанкротиться, они все большую долю прибыли направляют на развитие производства, увеличивают кредиторскую задол­женность по сравнению с дебиторской, сокращают сбережения в денежной форме.

Антиинфляционная политика предполагает контроль за уровнем цен, а в наиболее острых случаях, особенно в ситуации гиперинфляции, - осуществление мер, направленных на сокращение денежной массы в обращении.

Все антиинфляционной политики могут быть разделены на две части:

1) меры долговре­менного характера, или антиинфляционная стратегия и

2) меры, дающие результат сравнительно быстро, или антиинфляционная тактика.

Антиинфляционная стратегия

Антиинфляционная стратегия включает в себя следующие меры.

1. Гашение адаптивных инфляционных ожиданий, т.е. избавление людей от страха перед обесценением сбережений, предотвращение инерционного подорожания това­ров и услуг. Инфляционные ожидания скорее всего преодолеваются там, где выполняются следующие два условия:

а) существует правительство, которое твердо придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется дове­рием большинства населения. Оно должно определить конкретные прак­тически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно уве­домлять о них население (сообщая через средства массовой информации о планируемых уровнях инфляции, темпах роста денежной массы в обра­щении и т.п.) и добиваться их решения.

При неукоснительном выполнении обещаний правительством в течение достаточно продолжительного периода времени начинает действовать так называемый эффект объявления. Суть данного эффекта состоит в следующем: производители и потребители, убеждаясь в том, что прави­тельство твердо стоит на пути борьбы с инфляцией и способно контроли­ровать ее, приспосабливают свои решения о ценах, предложении, спро­се, сбережениях и т.п. к курсу экономической политики. Эффект объявления технически прост и стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии а развитых рыночных странах.

б) правительство постоянно предпринимает шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы, способных снизить цены или хотя бы замедлить их рост. В первую очередь к ним относятся сле­дующие меры:

Создание условий для ценовой конкуренции в экономике, включая либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности и пресечение фактов монополистического поведения;

Отказ от мер государственной поддержки и защиты неконкурентных отраслей (в том числе и на внешнем рынке);

Стимулирование диверсификации производства;

Всемерное поощрение развития малого и среднего бизнеса,

2. Проведение долгосрочной денежной политики, жестко лимитирующей ежегодные приросты денежной массы. Прирост денежной массы определяется долгосрочным темпом роста производства и таким уровнем инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать (уравнение количественной теории денег),

Используя подобный лимит, государство снабжает экономику минимально необходимым количеством денег для обеспечения поступательно­го экономического развития. Установленный лимит необходимо удержи­вать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п. То есть денежная политика должна играть главенствующую роль.

3. Сокращение бюджетного дефицита. При этом целесообразнее сокращать дефицит бюджета не увеличением доходов, а уменьшением расходов, так как повышение налогов (а это основной путь повышения доходов бюджета) в лучшем случае только вначале даст антиинфляционный результат. А затем такая политика обычно оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического развития, а значит, и сокращением доходов в бюджет. Нельзя не учитывать и другое: высокие налоговые ставки, особенно на прибыль предприятий, сами по себе вызывают рост цен.

4. Осуществление мероприятий, оказывающих понижательное давление на цены со стороны предложения. Среди них следует выделить:

Государственное стимулирование НТП и структурной перестройки

производства;

Переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечиваю­щие товарами потребительский рынок;

Демилитаризацию и конверсию военного производства.

5. Минимизация негативного воздействия на национальную экономи­ку со стороны внешних инфляционных импульсов. Ограничению воздей­ствия внешнеэкономических факторов обесценения денег способствуют меры по уравновешиванию платежного баланса и стабилизации валютно­го курса.

В частности, повышение курса национальной валюты вызывает снижение пен на товары и услуги, ввозимые из-зарубежа, и тем самым подталкивает вниз общий уровень цен в экономике. Однако пользоваться данным инструментом следует осторожно, так как при этом происходит удорожание экспорта, что снижает его конкурентоспособность, а следовательно, ухудшает торговый, а велел за ним платежный баланс.

Антиинфляционная тактика

В экономике нередко складывается ситуация, когда инфляционная обстановка нетерпима и требуются немедленные шаги по снижению темпов инфляции. В этом случае используются меры, дающие быстрый антиинфляционный результат.

Поскольку уровень инфляции определяется размерами разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением, то антиинфляцион­ная тактика дает наилучший результат, когда осуществляются меры как по наращиванию совокупного предложения, так и по снижению текущего совокупного спроса.

Для увеличения совокупного предложения предоставляются налого­вые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнитель­ные услуги. Серьезное и быстрое уменьшение инфляции может быть дос­тигнуто также путем массированного импорта потребительских товаров и частичной реализацией государственных стратегических запасов.

Существенное сокращение текущего совокупного спроса может быть обеспечено приватизацией государственной собственности. Прежде все­го приватизация оказывает положительное влияние на состояние государственного бюджета, пополняя егодоходную часть и ослабляя напряжение в расходной части. Кроме того, появление на фондовом рынке акций при­ватизируемых предприятий приведет к оттоку свободных ресурсов с де­нежного рынка,

Другое важное направление уменьшения текущего спроса состоит в повышении уровня сбережений и уменьшении степени их ликвидности.

Для повышения уровня сбережений государство повышает уровень процентных ставок по вкладам, по государственным облигациям, разви­вает систему страхования вкладов, увеличивая размер страховых выплат. Снижение уровня ликвидности достигается повышением процентных ставок по срочным вкладам, удлинением их сроков, введением безот­зывных вкладов, процент по которым обычно выше, а также временным замораживанием вкладов до востребования. В крайних случаях прово­дится денежная реформа той или иной степени жесткости.

Меры антиинфляционной тактики не имеют отношения к корням инфляции. Они лишь на короткое времяуменьшают ее уровень.

При осуществлении антиинфляционной политики важно также принимать во внимание степень инфляционных процес­сов и их продолжительность.

Если инфляция носит умеренный характер, возможно, что государство не будет склонно принимать сильные антиинфля­ционные меры. Скорее всего, антиинфляционная политика в такой ситуации будет носить адаптационный характер: прави­тельство постепенно индексирует экономику, привязывая рост цен к росту заработной платы.

Если правительство имеет дело с галопирующей инфляци­ей, а тем более с гиперинфляцией, мероприятия антиинфляци­онной политики должны быть более радикальными. В качестве удачного примера осуществления таких радикальных меро­приятий, когда была резко сокращена денежная масса в обра­щении, можно привести Польшу в начале 1990-х гг., когда бла­годаря жесткой политике правительства удалось преодолеть инфляцию, достигавшую, по разным оценкам, уровня 500- 550% в год.

В России попытки быстро сократить денежную массу в об­ращении привели к росту неплатежей, палению платежеспо­собного спроса, спаду и производственной сфере. В 1998 г. правительство разработало новую стабилизационную програм­му, направленную как на ограничение инфляционных тенден­ций, так и на активизацию инвестиционного процесса в отече­ственной экономике.

При выборе антиинфляционной политики важно прини­мать во внимание конкретные экономико-политические усло­вия, особенности и традиции данной страны, господствующие психологические установки, степень реализованности соци­альных преобразований.

В любом случае, какая бы антиинфляционная политика ни осуществлялась, необходимо помнить, что борьба с инфляци­ей требует пожертвовать регулированием безработицы и в краткосрочном плане вызывает спад в производстве. Чтобы переломить инфля­ционные ожидания, требуется достаточно сильное повышение безработицы, что может вызвать активный протест населения.

4.1. Инфляция: сущность и виды. Дефляция. Причины возникновения инфляции.

4.2. Инфляция спроса и инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции

4.3. Антиинфляционная политика государства

4.1. Инфляция: сущность и виды. Дефляция. Причины возникновения инфляции.

И н ф л я ц и я это устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен, которая сопровождается обесценением денежной единицы.

Д е ф л я ц и я — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.

Сущность инфляции — это обесценивание денег в результате резкого повышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, по отношению к сумме товарных цен и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами.

У р о в е н ь и н ф л я ц и и (темп роста цен) — относительное изменение среднего (общего) уровня цен.

В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен следующим образом:

где Р — средний уровень цен в текущем году, Р -1 — средний уровень цен в прошлом году.

Первопричина инфляции — это диспропорции между различными сферами народного хозяйства, которые ведут к повышению цены в одном секторе хозяйства, затем к повышению цен в остальных секторах.

Причины инфляции:

1) нарушение закона денежного обращения;

2) диспропорции между спросом и предложением;

3) диспропорции между доходами и расходами государства;

4) диспропорции между источниками кредитных ресурсов и их использованием;

5) диспропорции между денежной массой в обращении и реальными потребностями.

Эти диспропорции усиливаются под влиянием неэффективной экономической политики государства, предприятий и банков.

Виды инфляции по признакам:

1) по проявлению:

Открытая — рост уровня цен, падение покупательной способности, денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины;

Подавленная - цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для плановой, административно-командной экономики с централизованным регулированием цен.

Скрытая возникает, если:

а) снижается качество товаров и услуг при неизменном росте цен,

б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины;

в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу - растет сметная стоимость основных производственных фондов. Подобная ситуация характерна для СССР, Болгарии, Румынии конца 80-х годов ХХ века.

2) по степени сбалансированности роста цен:

Сбалансированная — цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными;

Несбалансированная — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях;

3) по темпам роста цен:

Нормальная — цены растут менее чем на 5 % в год;

Умеренная — цены растут менее чем на 10 % в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах;

Галопирующая — цены растут от 10 до 100 % в год. Деньги обесцениваются быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Такая инфляция опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мероприятий;

Гиперинфляция (более 100 % в год) — цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества; крупные предприятия становятся убыточными. Парализуется хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект «бегства от денег» с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартеру;

4) по причинам возникновения:

Инфляция спроса;

Инфляция издержек.

4.2. Инфляция спроса и инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция спроса (инфляция покупателя) — это избыток совокупного спроса, за которым не успевает производство.

Инфляция спроса возникает, когда показатель использования ресурсов выше оптимального. Превышение спроса над предложением в условиях полной занятости ведет к росту цен. Инфляция спроса представляет собой монетаристский вариант объяснения этого процесса. Монетаристы считают, что цена определяется количеством денег в обращении.

Инфляция спроса связана также с дефицитом государственного бюджета. Последний может финансироваться двумя путями:

1) правительство занимает деньги в частном секторе путем продажи облигаций;

2) правительство прибегает к помощи печатного станка, т.е. эмиссии. Однако чрезмерная эмиссия приводит к гиперинфляции. Поэтому теоретически финансирование дефицита государственного бюджета возможно путем продажи облигаций. Но со временем объем выпуска облигаций достигает критического уровня. Растут выплаты по государственному долгу. Правительство вынуждено повышать ставку процента, чтобы привлечь инвесторов. Размер дефицита бюджета становится настолько большим, что не может быть погашен только выпуском облигаций, и тогда прибегают к эмиссии денег.

Если цена зависит от количества денег в обращении, то борьба с инфляцией спроса требует ограничения количества денег, платежеспособного спроса. В этих условиях проводится политика дорогих денег - повышаются ставки процента, ограничивается кредитная экспансия, сокращаются государственные расходы.

Инфляция издержек (инфляция продавца) — возникает как следствие повышения средних издержек и снижения совокупного предложения.

Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента:

а) издержки начинают расти в результате повышения заработной платы (давление профсоюзов, требования работников) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.);

б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.

В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и трансакционных издержек.

Преодоление этой формы инфляции возможно через повышение производительности труда, стимулирование научно-технического прогресса, введение ограничений на рост заработной платы, прибылей и цен (политика доходов), снижение ставок процента, использование субсидий, активизацию конкуренции.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Бюджетно-налоговая или кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов. В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек. Если правительство и Центральный Банк не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали «заработная плата - цены» возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию с быстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, так как в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции. Ситуация недоверия к непоследовательной политике правительства и Центрального банка, характерная для многих переходных экономик, является подходящей «средой» для развертывания неуправляемой инфляции.

Инфляция оказывает негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране:

1) снижает реальные доходы населения;

2) обесценивает сбережения населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

3) снижает заинтересованность производителей в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

4) усиливает диспропорции между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

5) ухудшает условия жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Инфляция — это негативное явление, но государство само включает инфляционный механизм, чтобы оживить экономику, увеличить спрос, но в этом случае нужно разрабатывать активную антиинфляционную программу. Если она эффективна, то инфляция перерастает в дефляцию.

4.3. Антиинфляционная политика государства

Для борьбы с инфляцией используют два метода регулирования:

Административные методы борьбы с инфляцией — установленные государством ограничения на увеличение цен и заработной платы. Недостатками этих методов являются создание основы для развертывания подавленной инфляции, блокирование рыночных механизмов, достоинствами — возможность воздействовать на макроэкономику, решать социальные проблемы в короткие сроки.

Экономические методы — это создание экономических условий, способных повысить производительность труда и сдерживать стремление продавцов к повышению цен. Такая политика позволяет воздействовать на инфляцию спроса и инфляцию издержек.

К таким методам следует отнести совокупность мероприятий, способствующих сокращению удельных издержек производства за счет сокращения налогов на предпринимательскую деятельность, понижения импортных пошлин, комплекса мероприятий по стимулированию научно-технического прогресса.

На практике влияние экономической политики на динамику издержек и совокупного предложения невелико. Гораздо сильнее экономическая политика воздействует на совокупный спрос. Повышение совокупного спроса — питательная среда инфляции издержек. Если экономическая политика жестко ограничивает совокупный спрос, то механизм инфляции издержек начинает работать на самоуничтожение.

Политика ограничения совокупного спроса — важнейший элемент антиинфляционных мероприятий в переходной экономике. Основные элементы ограничения совокупного спроса — сокращение бюджетных расходов, сдерживающая фискальная политика, жесткая кредитно-денежная политика.

Литература:

1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева -М., Дашков и К, 2013 - 328 с.

2. Экономическая теория: учебное пособие / Ларионов И.К.,Алиев А.Т.,Антипов К.В.,Герасин А.Н.,Герасина О.Н.,Грунин А.А. - М., Дашков и К, 2012 - 408 с.

3. Рогова Н.В., Ульянова О.Ю. Курс экономической теории: концептуальный подход: учебное пособие. - Волгоград, ВолгГАСУ, 2011. 147 с.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений.

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. Государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста.

Цель данной работы – проанализировать цели и методы антиинфляционной государственной политики.

При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ.

Понятие инфляции.

Инфляция – устойчивый и непрерывный рост цен, вызванным избытком денежной массы в обращении и обесценивание национальной валюты. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребитель (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). В таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.

Виды инфляции.

Классификация инфляционного процесса по источникам возникновения:

Ø Инфляция спроса – имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг.

Ø Инфляция предложения – вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию.

Наиболее известна классификация инфляции по ее интенсивности:

Ø Нормальная инфляция – темпы растут медленно.

Ø Умеренная инфляция (ползучая) –такая инфляция признается в целом безвредной.

Ø Галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 2000% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.

Ø Гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного срока.

Ø Астогнация – рост цен до 1000% в год.

Ø Стагфляция - рост цен до 100% в месяц.

Различаю также открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию:

Ø Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен.

Ø Скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен.

По соотносительности роста цен по различным товарным группам:

Ø Сбалансированная инфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Такой тип инфляция не опасен для бизнеса.

Ø Несбалансированная инфляция – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. Этот вид инфляции очень опасен для производителей.

В соответствии с критерием ожидаемости также выделяется два вида инфляции:

Ø Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности.

Ø Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен.

В. Андрианов в статье «Инфляция и методы ее регулирования» подчеркивает тесную связь между собой всех видов инфляции и влияния их друг на друга.

1.3. Причины инфляции .

1. Отсутствие должного контроля над денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег.

2. Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета.

3. Инфляция, вызванная повышением зарплаты.

4. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

5. Инфляционные ожидания – возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие.

Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции. В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы.

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

Как свидетельствует опыт многих стран, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма сложно, как правило, необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких мер, которые соответствуют характеру и глубине инфляционного процесса. Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье).

Практически действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся взаимосвязанных факторов, а поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом должны носить комплексный, системный характер, своевременно уточняться, корректироваться и соответствовать конкретным реальностям

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на управление инфляционным процессом с учетом многофакторности инфляции.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой -- в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе.

Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части.

Первая -- меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики -- это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики.

Вторая -- меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией второй части.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию -- прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции -- индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства.

В 60--70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951--1952 гг., в Финляндии в 1967--1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.

Другой подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу.

Цель долгосрочной антиинфляционной политики -- удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.

Фундаментом эффективной антиинфляционной политики являются меры, обеспечивающие социальное согласие в обществе. Существование правительства, которому доверяет большинство граждан -- хорошая основа для проведения антиинфляционных мероприятий.

Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий.

Сторонники монетаристского направления уделяют этому большое внимание. Смысл этих действий - изменение психологии потребителя, избавление его от страха постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбережений.

Американский экономист Э. Фелпс теоретически разработал меры по обеспечению так называемого «Эффекта объявления». Смысл этого эффекта очень прост: правительство должно регулярно и правдиво информировать граждан об уровне инфляции, о тех мерах, которые оно принимает для борьбы с инфляцией. Здесь важно достичь психологического эффекта веры потребителя в действия государства, вдохнуть оптимизм в ожидания потребителя.

Другой важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.

В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.

Третья линия антиинфляционной стратегии -- сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет роста налогов, так и за счет сокращения государственных расходов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов. Государство должно дать понять населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно постепенно будет освобождаться от централизованного финансирования целого ряда видов хозяйственной деятельности. Уменьшение вмешательства государств в инвестиционный процесс создаст основу для более правильного и эффективного расходования бюджетных средств.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий , в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы ; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии - долгосрочная денежная политика . Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика . Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во-первых, увеличение доходов бюджета. Во-вторых, уменьшение расходов государства.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии - это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер , находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита . Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов . В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент - операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая - увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения .

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно используются следующие:

1. Длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

2. Добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Фиксацию валютного курса, как основную антиинфляционную меру, применяли (с различным успехом) многие страны: 1980 г. - Чили; 1986 г. - Боливия и Бразилия; 1991 г. - Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной - плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа . К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Денежная реформа . Её суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

Резюмируя, подчеркнём, что возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия: 1) приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием; 2) потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; 3) помощь международных финансовых организаций или наличие договорённости о реструктуризации существующего долга с кредиторами; 4) относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой; 5) доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры; 6) обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений; 7) использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно; 8) умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: с профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики; 9) психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией. Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко- , средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...