Антициклическое регулирования экономики. Антициклическое регулирование и взаимодействие экономических циклов


Структурные и аграрные кризисы.

Все многообразие кризисов можно классифицировать по трем раз­ным основаниям.

Первое основание - по масштабам нарушения равновесия в хозяй­ственных системах.

Общие кризисы охватывают всœе национальное хозяйство.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или от­расль экономики.

Второе основание классификации кризисов - по регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то про­межутки времени (другое название - циклические кризисы).

Промежуточные кризисы не дают начала полного делового цикла и прерываются на какой-то фазе; являются менее глубокими и менее продолжительными.

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникнове­ния.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяй­ства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и т.п.

Аграрный кризис - это резкая приостановка сбыта сельскохозяйст­венной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продук­цию).

Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотно­шений между отраслями производства (однобоким и уродливым раз­витием одних отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в от­дельных видах производства). К примеру, в серединœе 70-х годов возник сырьевой и энергетический кризисы.

Третье основание классификации кризисов - их различие по ха­рактеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяются два вида кризисов.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовле­творения платежеспособного спроса населœения.

Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом всœе подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

· неокейнсианскому

· неоконсервативному, основанному на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе – на регулирование совокупного предложения (табл.1).

Направления антициклического регулирования

Учитывая зависимость отисходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целœей.

К примеру, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

· бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

· налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. По этой причине в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

В фазе спада всœе мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

· снижение ставок налога;

· предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

· проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис.2.

Рис.2 . Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня №1 до №2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в данный период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. ЕЕ цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. При этом это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.3).

Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

Снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, ᴛ.ᴇ. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всœех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис.4).

График на рис. 4, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нами были рассмотрены лишь общие

Рис.4. . Воздействие государства: – политика экспансии; – политика сдерживания

ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. По этой причине всœе те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Известно, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и др.).

Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских направлений большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных направлений уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъектуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.

В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.


Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование

Цикличность – естественный способ развития экономики, всеобщая форма движения, которая отражает неравномерность экономической динамики.

Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Виды экономических циклов.

Долгосрочные экономические циклы. Циклы Н.Д. Кондратьева

Характерный период в среднем 40 – 60 лет. Цикл состоит из двух фаз, называемых также волнами: повышательной и понижательной , каждая из которых длится примерно одинаковое время. Начинается цикл с повышательной волны.

Повышательная волна характеризуется следующим:

    Темпы экономического роста, а также важнейшие экономические показатели (темпы роста производительности труда, уровень цен, процентных ставок, заработная плата, обороты внешней торговли...) характеризуются повышательной динамикой,

    Наблюдается быстрое применение изобретений и открытий (сделанных в период понижательной волны) в производство,

    Массовое появление новых товаров,

    Расширение экономического сотрудничества государств,

    На повышательную волну приходится максимальное количество социальных потрясений (войн, революций, бунтов).

Понижательная волна характеризуется следующим:

    Замедление темпов экономического роста, а также темпов роста важнейших экономических показателей,

    Длительная депрессия в сельском хозяйстве,

    Оживление технических изобретений и открытий во второй половины волны (но не применение их в производстве),

    Кризисы среднесрочного экономического цикла в понижательной волне являются более глубокими и продолжительными.

Можно выделить следующие циклы Кондратьева:

Циклы

Волны

Годы

Технологич. уклад

I цикл

1. Повышательная

1779 – 1810 (17)

Текстильные фабрики, промышленное использование камен. угля

2. Понижательная

1810(17) – 1844(51)

II цикл

1. Повышательная

1844(51) – 1870(75)

Угледобыча и черная металлургия, Ж\д строительство, паровой двигатель

2. Понижательная

1870(75) – 1890(96)

III цикл

1. Повышательная

1890(96) – 1914(20)

Тяж. машиностроение, электроэнергетика, неорган.химия, произв. стали и электрических двигателей

2. Понижательная

1914(20) – 1939(45)

IV цикл

1. Повышательная

1939(45) – 1967(73)

Произв.автомобилей, хим.промышленности, нефтепереработки и двигателей внутрен. сгорания,

2. Понижательная

1967(73) – 1982(85)

V цикл

1. Повышательная

1982(85) – 1990 (?)

Развитие электроники, робототехники, вычислит., лазерной и телекоммуникационной техники

2. Понижательная

1990 – 2015 (??)

Большие циклы Кондратьева и экономические реформы России.

Большие циклы

Волна реформ в России

Основные направления экономических преобразований

I цикл: 1779 – 1844(51)

I волна: 1780(90)-1810(17)

План реформ Сперанского:

Придать госбюджету законодательный характер,

Подушные подати -> подоходный налог,

Винные откупы -> акцизная система,

Создать ЦБ, выпустить кредитные деньги.

II цикл: 1844(51)-1890(96)

кон. 1850-х – середина 1870-х

Отмена крепостного права,

Правила утверждения и исполнения финансовых смет,

Порядок формирования гос. доходов,

Создание палат по контролю финансовых смет.

III цикл: 1890(96)-1939(45)

III волна:

а) с 1890-1920 гг.

б) со второй половины 1920 – начало 1940-х гг.

Реформы Витте и Столыпина:

Денежная реформа Витте,

Индустриализация и хозяйственное развитие страны,

Аграрные реформы,

После Октябрьской революции :

Введение НЭПа,

Денежная реформа,

Первые пятилетки,

План ГОЭЛРО как форма обеспечения сбалансированного развития экономики страны.

IV цикл:

1939(45)-1982(85)

1950 – конец 1970-х гг.

Экономические реформы Хрущева, Косыгина:

Расширение рыночных методов хозяйствования,

Установление примых экономических методов взаимодействия между производителями и потребителями,

Усиление материального стимулирования,

Усиление юридической ответственности по своим обязательствам,

Установление платы за фонды.

V цикл:

1982(85)

Современные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования.

При переходе от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому происходят весьма значительные изменения в жизни общества – наблюдается значительное изменение структуры экономики, а также механизма ее функционирования, поэтому каждый цикл Н.Д. Кондратьева можно рассматривать как особую стадию развития экономики.

Среднесрочные экономические циклы. Циклы Жугляра.

Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание. Он выделял 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис 11.1).

Кризис проявлялся прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это ведет к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

После кризиса наступает депрессия . Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению . Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Начинается фаза подъема . Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

Антициклическое регулирование

Среди экономистов, которые признают цикличность, нет никакого единства относительно природы этого явления. В самом общем смысле можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Антициклическая (конъюнктурная) политика

В качестве средства экономической стабилизации правительство использует антициклическую (конъюнктурная) политику: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление . Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Антициклическое регулирование [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

При планировании антициклической политики для каждой страны нужно учитывать её национальные особенности. Нельзя разработать такое универсальное средство, шаблон или макет антициклической политики государства, который подходил бы для любой страны. К тому же для каждого цикла нужна чётко определённая политика, может быть даже коренным образом отличающаяся от антициклического регулирования экономики в предыдущем цикле.

Раньше стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровней цен, заработных плат, безработицы, в наши дни возможности саморегулирования рыночной экономики недостаточны для своевременного выхода из послекризисного состояния.

Теперь ведущая роль в восстановлении положения принадлежит государству.

Необходимость государственного антициклического регулирования обусловлена также появлением олигополистических рынков и ограничением конкуренции.

Антициклическое регулирование экономики направлено на смягчение кризисов и их последствий, сокращение продолжительности депрессии после спада, сглаживание пика в фазе подъема и на урегулирование дестабилизирующего воздействия цикличности развития на национальную экономическую систему.

На рисунке ниже показано сравнение экономического цикла без антициклического регулирования и результат его применения.

Результат применения антициклического регулирования экономики проявляется в следующем:

  1. Увеличивается продолжительность экономического цикла за счет мер антициклической политики, направленных на продление фаз оживления и подъема, при одновременном сокращении продолжительности фаз кризиса и депрессии.
  2. За счет увеличения продолжительности фаз оживления и подъема экономический рост после депрессии перестает быть таким стремительным, что сглаживает развитие факторов следующего кризиса.
  3. Фазы оживления и подъема становятся более похожими, за счет чего происходит их слияние, смягчая, таким образом, следующий пик.
  4. Снижая перегрев экономики в фазе подъема, государство, проводя антициклическую политику, сглаживает пиковые значения цикла.
  5. Реализация государственного антициклического регулирования позволяет существенно сократить продолжительность фазы кризиса в следующем экономическом цикле.
  6. Антициклическая политика государства, проводимая последовательно, может создать условия для того, чтобы миновать фазу депрессии, в результате, сразу после кризиса в экономическом цикле наступает оживление и подъем, сливающиеся в одну фазу.
  7. Разрушительный характер кризиса также смягчается в результате государственной антициклической политики за счет сокращения продолжительности данной фазы и сокращения глубины падения после пика.
  8. Итерация нескольких циклов при условии государственного антициклического регулирования в теории приводит к гладкому волнообразному развитию экономики, цикличность становится более управляемой, а разрушительная сила кризисов уменьшается, тогда как данная фаза существенно сокращается и ограничивается спадом деловой активности.

Цели и задачи антициклической политики государства

Государство способно существенно повлиять на ход экономического цикла, смягчить кризисы, уменьшить продолжительность депрессии. Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику показали необходимость государственного антициклического регулирования. С этим вынуждены считаться даже самые рьяные сторонники невмешательства государства в экономику. Даже они признали, что государство может и должно сглаживать циклические колебания рыночной экономики.

Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов.

Из этого следуют 2 цели антициклической политики :

  • диагностика фаз экономического цикла
  • прогнозирование экономического развития

Соответственно, задачи антициклической политики связаны с достижением данных целей:

  • смягчение кризиса и его последствий
  • сокращение или ликвидация фазы депрессии
  • продление фаз оживления и подъема
  • ослабление перегрева экономики на финальной стадии подъема

Для планирования антициклической политики необходимо применять диагностику фаз экономического цикла. Это является наиболее сложной из задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки информации, построения комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математического моделирования .

В переходной экономике, в том числе и в российской, эти проблемы приобретают особую актуальность ввиду малой продолжительности периода статистических наблюдений за развитием экономики в условиях рынка. В России – это всего немногим более четверти века. Также в переходных экономиках ограничены возможности применения инструментов макроэкономического управления.

Методы и меры антициклического регулирования

Существуют неокейнсианский и неоконсервативный подходы к определению методов антициклического регулирования рыночной экономики.

Методы антициклического регулирования согласно неокейнсианскому и неоконсервативному подходу

Неокейнсиансианский подход

Неоконсервативный подход

Неокейнсиансианский подход опирается на регулирование совокупного спроса, и регулирование осуществляется на уровне макроэкономики.

Согласно неоконсервативному подходу нужно регулировать совокупное предложение, причём на уровне отдельных фирм, то есть на уровне микроэкономики.

Поощряет государственное вмешательство.

Ограничивает государственное вмешательство

Основными методами, которыми государство воздействует на цикл, являются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.

Неокейнсианский подход считает первостепенной бюджетно-налоговую политику.

Неоконсервативный опирается, в первую очередь, на кредитно-денежную.

Совершенно бесспорно то, что все меры государственного регулирования должны противодействовать пагубному влиянию цикличности. Это признается в рамках обоих подходов.

Основные меры антициклического регулирования :

  1. Во время кризиса и депрессии при низкой рыночной конъюнктуре задача государства – активизировать хозяйственную деятельность.
  2. В периоды оживления и подъёма государство должно сдерживать деловую активность с целью избежать перегрузки экономики, что должно способствовать смягчению удара, наносимого кризисом по экономической системе

Чем выше темпы развития экономики во время подъёма, тем разрушительнее будет следующий кризис. С целью ослабления "перегрева" экономики в качестве меры антициклического регулирования государство в фазе подъёма способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры антициклического регулирования направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции . В рамках реализации антициклической политики государство также скупает излишки произведённой продукции, используя для этого все свои финансовые возможности и спасая фирмы от неминуемого краха в период депрессии.

В качестве меры антициклического регулирования, чтобы избежать глубокого кризиса, государство может спровоцировать наступление кризиса раньше времени. Такой "искусственный" кризис будет менее острым и продолжительным. В некоторых случаях во время кризиса государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя отечественных производителей, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью хорошо известных таможенных пошлин и ограничений на импортные товары. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт .

Антициклическое регулирование в СССР

В советское время существовало государственное планирование экономики, и сам ход цикла был сильно из-за этого искажён.

Искажения касались, как фаз цикла, так и особенностей их протекания.

Если рассматривать традиционный ход цикла, который начинается с кризиса, затем переходит в депрессию, за которой следует оживление и подъем, достигающий своего пика перед следующим кризисом, то в СССР продолжительность каждой фазы была иной, чем в капиталистических странах.

Так фаза кризиса сильно удлинялась во времени, а кризис не носил обвального характера. Кризис означал только падение темпов роста.

Фаза депрессии исчезла, так как антициклическое регулирование выводит экономику сразу в фазу оживления. Но из-за протяжённости кризиса его последствия носили в итоге более тяжёлый характер. Фактически, фаза депрессии "вливалась" в фазу кризиса, по окончании которой начиналось оживление.

Оживление и подъем не объединялись в единую фазу, а протекали поочередно, растягиваясь во времени на более длительное время. В результате, пик в конце фазы подъема отсутствовал, цикл после подъема переходил в фазу кризиса.

Такая специфика антициклического регулирования в СССР, обусловленная государственной политикой, имела положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам следует отнести отсутствие разрушающих воздействий кризисов, отсутствие их влияния на население страны, ликвидацию фазы депрессии и обвалов экономики.

К отрицательным сторонам относится сложность сглаживания последствий кризисов для национальной экономической системы, подавление проблемных точек в экономике вследствие протекания циклов снижало необходимость экономического стимулирования. В совокупности, отрицательные стороны мешали экономике взойти на новый виток экономического цикла, увеличивая разрыв с капиталистическими странами.

Кроме того, в силу природы социалистической системы хозяйствования, государственного планирования и антициклического регулирования утратилась профилактическая роль кризисов: с помощью государства технически слабые предприятия переживали его и становились тормозом для развития экономик в целом.

Следует отметить, что ликвидация отрицательных сторон антициклического регулирования в СССР и нивелирование разрыва с капиталистическими странами могли быть осуществлены с помощью поэтапного реформирования народного хозяйства без применения шоковой терапии, приведшей к экономику страны к катастрофе в 1990-х годах.

Влияние инфляции на экономические циклы и антициклическую политику

Особенностью современных циклов является инфляция. Поэтому после изменения методов регулирования циклического производства антициклическая политика дополнилась антиинфляционной.

Изменение классического цикла вследствие воздействия на него инфляции приводит к тому, что цены в фазе кризиса не сокращаются, а остаются невосприимчивы к сокращению рыночного спроса, а в фазе оживления и подъёма чрезмерно увеличиваются в результате повышения спроса.

Дело в том, что монополии и предприятия на рынках монополистической конкуренции во время кризисов сокращают производство, без снижения цен на продукцию. Крупные фирмы, таким образом, получают некоторое управление кризисом. "В современных кризисах проявляются две тенденции: повышательная, связанная с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательная, порождаемая циклическим сокращением ёмкости рынка. Поэтому современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию" . Таким образом, составной частью антиинфляционной политики любого государства должно являться антимонопольное законодательство, преследующее цель запретить предприятиям безоговорочно диктовать цены на свою продукцию, не считаясь с потребительскими возможностями в конкретный момент.

Для успешного развития нашей страны правительство должно учитывать зарубежный опыт и совершенствовать государственное управление в области антикризисного и антициклического регулирования. Было бы бессмысленным просто копировать макеты государственных программ, применяемых в зарубежных странах, которые к тому же сами не во всем и не всегда добиваются успеха.

При проведении антициклической политики государству следует учитывать специфику переходной экономики и особенности прохождения фаз промышленных циклов. В данном контексте антициклическое регулирование должно осуществляться с учетом российских особенностей, иначе антикризисные меры окажутся недостаточно эффективными.

Прогнозирование развития экономики и антициклическое регулирование

Следует учесть, что развитие экономики в нашей стране не полностью вписывается в обычные теории цикла. Прежде всего, это обусловлено длительным этапом социалистического развития, на поздних этапах которого правительство страны продолжало придерживаться политики ускоренного развития материалоёмкой, энергоёмкой и добывающей промышленности, в то время как индустриальные страны взяли курс на развитие наукоёмких технологий, позволяющих существенно сократить издержки производства. Последствия этого экономика России испытывает даже сегодня, когда отечественная промышленность активно конкурирует с зарубежными компаниями.

Неравномерность экономического развития исследована в теориях длинных волн экономической конъюнктуры. Н.Д. Кондратьев, который впервые предложил теоретическую схему объяснения низкочастотных колебаний, объяснял их цикличностью воспроизводства капитальных благ длительного пользования, периодически происходящие обновления которых вызывают длительные отклонения экономики от состояния равновесия. Позже Й. Шумпетер связал длительные отклонения экономики от состояния равновесия, проявляющиеся в низкочастотных колебаниях конъюнктуры, с периодически происходящей концентрацией нововведений в кластеры и с их дальнейшим синхронным распространением.

Государственное антициклическое регулирование во многом основывается на прогнозировании развития экономики и неравномерности экономического роста.

Внедрение базисных нововведений происходит неравномерно: большая их часть концентрируется в фазе депрессии длинной волны. В последующих фазах с распространением базисных нововведений имеет место "шторм" улучшающих нововведений, который завершается внедрением так называемых псевдонововведений в фазе спада. В этой фазе традиционные направления научно-технического прогресса оказываются исчерпанными, соответствующие потребности – насыщенными; новые технологические возможности остаются неопределенными, и слабеющий потребительский спрос поддерживается при помощи разнообразных незначительных изменений. Экономика погружается в депрессию, выход из которой происходит после ее структурной перестройки на основе распространения нового кластера базисных нововведений, формирующих новый технологический уклад .

Неравномерность экономического роста объясняется внутренними закономерностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприятия, как правило, руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных нововведений они приступают только под давлением резкого падения эффективности капитальных вложений в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности и избежать глубокой депрессии не удается. В фазе депрессии внедрение базисных нововведений оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования, и в конечном счете "нововведения преодолевают депрессию". Но делается это, когда уже нельзя предотвратить большие экономические потери в результате массового обеспечения капитала и деквалификации кадров, занятых в ставших неэффективными производствах.

Эти закономерности долгосрочного технико-экономического развития фундаментально значимы для макроэкономического прогнозирования и разработки эффективной политики экономического роста. Следовательно, должны учитываться в рамках государственной антициклической политики. Последняя должна существенно дифференцироваться в зависимости от состояния экономики, от фазы ее циклической эволюции. Аналогичным образом различаются и методы прогнозирования экономического развития. Так, экстраполяция может эффективно использоваться только в периоды устойчивого роста. Во время же депрессии главной задачей антициклического регулирования является стимулирование формирующих новую траекторию экономического подъема нововведений и в экономической политике ключевое значение приобретает правильный выбор приоритетов структурной и научно-технической политики. Для этого требуется использование в государственной антициклической политике имитационных моделей экономической динамики, учитывающих опосредующие распространение нововведений нелинейные обратные связи, а также альтернативность траектории развития экономики в зависимости от принимаемых государством мер.

"Анализ механизма неравномерности экономического роста наглядно демонстрирует особую роль депрессии в формировании траектории социально-экономического развития, которая выполняет роль генератора нововведений, составляющих технологический базис дальнейшего этапа экономического роста" . В фазе депрессии тривиальная рыночная стратегия предпринимательского поведения, связанная с максимизацией прибыли, сменяется стратегией минимизации потерь и уменьшения неопределенности. Причем вследствие исчерпания возможностей улучшающих нововведений в традиционных направлениях техники менее рискованными в данной фазе оказываются радикальные нововведения. Во время депрессии общий уровень рискованности инвестирования повышается, однако инвестиции в традиционные технологии становятся более рискованными (из-за насыщения рынка), чем в радикальные нововведения, ожидаемый эффект от которых может быть весьма велик. Поэтому НИОКР переориентируются с краткосрочных и нерискованных проектов на проекты поисковые – более неопределенные, но сулящие кардинальные изменения и появление новых возможностей экономического роста. В дальнейшем, при переходе экономики в фазу роста, диффузия внедренных в фазе депрессии базисных нововведений сопровождается всплеском дополняющих нововведений.

Состояние депрессии отличается от состояния стабильного роста неустойчивостью экономической структуры, дестабилизацией цен и обострением социальных противоречий. Оно характеризуется внешней хаотичностью и высокой неопределенностью, но в то же время весьма благоприятно для внедрения принципиально новых базисных технологий, способных ввести экономику в новую фазу длительного подъёма .

Этот вывод имеет огромное практическое значение для прогнозирования экономической динамики и формирования антициклической политики в современных российских условиях. Речь, прежде всего, идет о том, что в период депрессии использование методов экстраполяции сложившихся тенденций не только бессмысленно, но и непродуктивно. В интересах антициклического регулирования задача макроэкономического прогнозирования в этот период должна заключаться в поиске новых технологических, организационных и социальных антиспадовых возможностей; в экономической политике особое значение приобретает резкая активизация инновационной активности, которая является необходимым условием формирования траектории будущего устойчивого экономического роста. Использование же техники экстраполяции в макроэкономическом прогнозировании само по себе создает проблему, ориентируя экономическую политику на инерционное приспособление к спаду, что в свою очередь провоцирует углубление депрессии и сужает возможности антициклической и антикризисной политики.

Другой фундаментальный вывод касается взаимообусловленности технологических, организационных и социальных изменений, требующей системности и последовательности в экономической политике. Для объяснения механизмов интеграции отдельных нововведений в целостные производственно-технологические комплексы и влияния социально-экономической среды на диффузию нововведений было задействовано понятие "технологической парадигмы", которое впоследствии трансформировалось в понятие "технико-экономической парадигмы" как множества руководящих принципов, общепринятых для очередной фазы развития. В контексте антициклического регулирования и согласно этой концепции, депрессия представляет собой период несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой и сложившейся институциональной структурой, а преодоление последней предполагает всеобщее изменение (приспособление) социального поведения и институтов в соответствии с условиями произошедших технологических сдвигов. Наряду с технологическими изменениями переход к каждой новой технико-экономической парадигме, соответственно выход из депрессии к новому этапу экономического роста, включает формирование новых форм организации производства, новых навыков и умений, новой структуры совокупного продукта, новой структуры инвестиций, наконец, новых типов инфраструктуры, обеспечивающих соответствующие производственные условия.

Чтобы стать полезным инструментом макроэкономического прогнозирования экономической политики, методология антициклического регулирования должна учитывать периодичность фаз длинных волн, которая характеризуется следующим образом:

  • оживление – изменение социально-институциональной структуры в соответствии с выкристаллизовавшейся перед этим технико-экономической парадигмой;
  • процветание – успешное внедрение новой парадигмы;
  • рецессия – упадок теперь уже ставшей "старой" парадигмы, появление первых элементов новой как в мелких инновационных фирмах, так и в диверсифицированных старых;
  • депрессия – исчерпание "старой" парадигмы при сохранении прежнего социально-институционального механизма.

Последний становится барьером на пути развития новой парадигмы, который преодолевается с помощью соответствующих мер экономической политики.

Литература

  1. Гальперин В. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 2007
  2. Журавлева Г.П. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011
  3. Мясникова Е.Б. Закономерности формирования и развития инновационного уклада в современной экономике России. – Тула, 2005.
  4. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Салихов Б.В. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2014.
  6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...