Анализ структуры государственного внешнего долга россии. Современный внешний долг россии
Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?
В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.
В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.
Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.
Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс. долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.
Размер внешнего долга на душу населения
Дата проведения оценки | Внешний долг на душу населения, $ |
---|---|
2018 | 3540 |
2017 | 3527 |
2016 | 3486 |
2015 | 3539 |
2014 | 4100 |
2013 | 5072 |
2012 | 4440 |
2011 | 3767 |
2010 | 3420 |
2009 | 3262 |
2008 | 3381 |
2007 | 3270 |
2006 | 2202 |
Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.
График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 10 | 7 668 |
Октябрь 2018 | 25 | 6 335 |
Ноябрь 2018 | 40 | 6 953 |
Декабрь 2018 | 56 | 13 207 |
Январь 2019 | 279 | 3 093 |
Февраль 2019 | 504 | 2 650 |
Март 2019 | 5 937 | |
2 квартал 2019 | 1 553 | 15 269 |
3 квартал 2019 | 30 | 9 730 |
4 квартал 2019 | 734 | 16 627 |
1 квартал 2020 | 30 | 9 252 |
Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу.
График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $ |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 264 | 1 697 |
Октябрь 2018 | 521 | 2 147 |
Ноябрь 2018 | 151 | 1 378 |
Декабрь 2018 | 374 | 1 833 |
Январь 2019 | 262 | 1 287 |
Февраль 2019 | 429 | 1 552 |
Март 2019 | 259 | 1 671 |
2 квартал 2019 | 1 044 | 4 614 |
3 квартал 2019 | 931 | 3 902 |
4 квартал 2019 | 993 | 4 430 |
1 квартал 2020 | 925 | 3 845 |
Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.
График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)
Дата платежа | Ценные госбумаги в валюте, млн $ | Кредиты государств, международных организаций, млн $ |
---|---|---|
2019 | 2 205 | 234 |
2020 | 5 078 | 189 |
2021 | 529 | 161 |
2022 | 2 529 | 125 |
2023 | 3 352 | 97 |
2024 | 352 | 88 |
2025 | 88 | 77 |
2026 | 3 088 | 6 |
2027 | 2 492 | 2 |
2028 | 2 588 | 1 |
Из графика погашения внешнего долга РФ видно, что в основном сегодня Россия обслуживает облигационные займы, держателями которых могут быть, как государственные структуры, так частные банки, корпорации, инвесторы из разных стран мира и т.д. А вот доля кредитов государств, международных организаций в общем объеме погашения уже составляет крошечную долю и продолжает неуклонно ползти вниз.
Если вы хотите сравнить внешний долг РФ и внутренний, то необходимо знать, что, по данным Минфина, по состоянию на 1 августа 2018 года государственный внутренний долг страны составляет почти 7,6 трлн рублей. В переводе на валюту это примерно 111,7 млрд долларов
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.
Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджетаначинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако, само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.
Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.
В России государственный долг может существовать в следующих формах:
· кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственные ценные бумаги;
· договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
· переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
· соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях).
В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.
Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.
Стохастические модели исследования динамики госдолга в переходной экономике.
Марковские свойства стохастического процесса сеньоража
Явление сеньоража можно оценить по эмпирическим данным. Это означает, что модель сеньоража представляет собой систему стохастических дифференциальных уравнений, параметрами которой является определенное множество дискретных наблюдений значений переменных этих уравнений.
Исследование динамики госдолга в переходных экономиках
Оценка характера поведения экономических субъектов в переходной экономике.
Главная причина бюджетного дефицита в переходных экономиках заключается в субсидировании основных продуктов питания, жилья, транспорта, энергетики и наличии множества неэффективных предприятий.
Источники налоговых поступлений.
Налог на прибыль предприятий.
Налог с оборота.
Налоги на внешнеторговую деятельность.
Личный подоходный налог.
Государственные расходы.
Субсидии.
Расходы на социальное обеспечение.
Расходы на оборону.
В переходной экономике правительство проводит политику сокращения бюджетного дефицита, что должно привести к уменьшению государственного долга.
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
- Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
- Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
- кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных ценных бумаг;
- договоров о предоставлении государственных гарантий;
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.
Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.
Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.
Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
- конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
- конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
- новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.
В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.
Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)
Наименование |
||||||
Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе: |
||||||
по кредитам правительств иностранных государств |
||||||
по кредитам иностранных банков и фирм |
||||||
по кредитам международных финансовых организаций |
||||||
государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте |
||||||
по кредитам Центрального банка РФ |
||||||
гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов |
В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.
Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.
Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).
Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникамВнешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).
Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формамМеждународное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.
Управление государственным долгом
Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних
Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.
Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.
Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.
Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).
Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).
Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долгаАннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Государственный долг и методы управления государственным долгом
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести:
- Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
- Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
- Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
- Унификация — объединение нескольких займов в один.
- Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
- Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
- Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.
Структура государственного долга
Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.
Формы обязательств
Российский государственный долг представлен в виде:
- Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
- Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
- Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
- Договоров о предоставлении госгарантий.
Внутренние займы могут быть в виде:
Государственный долг России может быть:
- Долгосрочным - на 5-30 лет.
- Среднесрочным - на 1-5 л.
- Краткосрочным - до года.
Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.
Управление обязательствами
РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.
Решение об эмиссии
Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.
Гарантии
Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.
Важный момент
Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.
Документирование
В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.
Основные инструменты
Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:
Предпосылки возникновения
Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.
Система обслуживания
Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:
- Выплата процентов.
- Погашение основной суммы.
- Рефинансирование при необходимости.
К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:
Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.
Заключение
В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.
Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания законодательно закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 и до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. Изменение условий уже выпущенного в обращение государственного займа - срока выплаты, размера процентных платежей, срока обращения - не допускается.
Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации. В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по ценным бумагам субъекта Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации. Долговые обязательства субъектов Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.
Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы 5 .
Таким образом, государственные заимствования представляют собой ту часть государственных кредитных отношений, в которой государство выступает в качестве заемщика. Государственные заимствования как экономическая категория воплощают в себе черты финансов и кредита. По своему целевому назначению - это категория финансов, а по методам мобилизации ресурсов (возвратность, срочность, платность) - категория кредита. Государственные заимствования классифицируются по многим признакам, наиболее важным из которых является их деление на внешние и внутренние.
Объем непогашенных долговых обязательств государства составляет государственный долг, который делится на внутренний и внешний. Управление государственным долгом неотделимо от заимствований. Оно должно включать целесообразность и экономическую обоснованность заимствований, целевое и эффективное использование заемных ресурсов, повышение инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата долга.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации