Амурское ипотечное агентство. Социальные категории населения: определение, описание и права


Российская классификация населения по возрасту предусматривает распределение населения на следующие группы:

от 1дня до 7дней – новорожденные;

от 7 дней до 1 года – младенцы;

от 1 года до 3 лет – раннее детство;

от 4 лет до 7 лет – первое детство;

от 8 лет до 12 лет (мальчики) и

от 8 лет до 11 лет (девочки) – второе детство;

от 13 лет до 16 лет (мальчики) и

от 12 лет до 15 лет (девочки) – подростки;

от 17 лет до 21 года – юноши;

от 16 лет до 20 лет – девушки;

от 22 лет до 35 лет (мужчины) и

от 21 года до 35 лет (женщины) – I период зрелости;

от 36 лет до 60 лет (мужчины) и

от 36 лет до 55 лет (женщины) – II период зрелости;

от 61 года до 74 лет (мужчины) и

от 56 лет до 74 лет (женщины) – пожилые люди;

от 75 лет до 90 лет старые люди;

старше 90 лет – долгожители.

3. Возрастной контингент.

Возрастной контингент – группа лиц, объединённых двумя признаками: возрастом и каким-либо социально-экономическим или другим признаком.

В России различают следующие возрастные контингенты :

1). Ясельный (от 0 до 2 лет).

2). Дошкольный (от 3 до 6 лет).

3). Школьный (от 7 до 15 лет).

4). Трудоспособный (от16 до 59лет – мужчины; от 16 до 54 лет – женщины).

5). Репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте от 15 до 49 лет).

6). Призывный (мужчины в возрасте от 18 до 49 лет).

7). Электоральный (мужчины и женщины старше 18 лет).

В российской статистике, а также статистике ООН особое место занимают укрупнённые группировки населения , построенные по двум признакам: возрасту и трудоспособности. При распределении населения в одну из трёх укрупнённых групп используют следующие критерии оценки:

1). Молодое нетрудоспособное население:

От 0 до 15 лет – для России;

От 0 до 14 лет – для стран ООН.

2). Взрослое трудоспособное население:

От 16 до 60(55) лет – для России;

От 15 до 65 лет – для стран ООН.

3). Пожилое нетрудоспособное население:

Старше 60(55) лет – для России;

Старше 65 лет – для стран ООН.

Как показывают эти данные, период трудовой деятельности в странах ООН значительно шире, чем в России: население раньше привлекается к труду и позднее выходит на пенсию.

3.3.4. Возрастная аккумуляция

Однолетние группировки подвержены деформации под влиянием возрастной аккумуляции.

Возрастная аккумуляция – более плотное сосредоточение населения в отдельных возрастных группах по сравнению с соседними группами.

Возрастная аккумуляция является результатом искажений сведений о возрастном составе населения.

Причины искажений сведений о возрастном составе населения:

1. Использование в статистических наблюдениях (переписях) способа опроса, при котором отсутствует документальная проверка правильности данных.

2. Склонность людей округлять числа до "0" на конце (или "5" и т.п.).

3. Психологический фактор: женщины не хотят быть старше, старики хотят быть моложе, подростки торопятся быть взрослыми; поэтому при опросе эти люди могут сознательно уменьшать (или увеличивать) свой возраст.

Существуют различные методы измерения возрастной аккумуляции . Все они основаны на использовании индексов (коэффициентов), характеризующих силу возрастной аккумуляции. Наиболее распространён индекс (коэффициент) Уипла , измеряющий возрастную аккумуляцию в возрастах, оканчивающихся на "0" и "5":

где
- численность населения в возрасте 25, 30, … , 60 лет;

- численность населения в возрасте 23, 24, … , 62 года.

Чем меньше возрастная аккумуляция, тем меньше будет индекс Уипла.

Методы снижения возрастной аккумуляции:

1. Запись даты рождения переписываемого, а не его возраста.

2. Методы сглаживания выступов и впадин в возрастной структуре (искусственные методы):

Графический метод;

Метод скользящей средней

и другие.

Все эти методы позволяют определить возрастной состав, более соответствующий действительности.

В целом проявление возрастной аккумуляции зависит от уровня развития страны. В развитых странах её значение сводится к минимуму.

Категорий населения, которые на неё могут претендовать, много, но большинству же они неизвестны или только поверхностно. А зря. Ведь вполне возможно, что рассчитывать на государство может кто-то из нас.

Объекты социальной помощи

Так кто же может рассчитывать на поддержку со стороны государства? Законодательством предусмотрены такие социальные категории граждан:

  1. пожилого возраста.
  2. Инвалиды.
  3. Граждане, что пострадали вследствие аварии на ЧАЭС.
  4. Безработные.
  5. Дети, у которых наблюдается девиативное поведение.
  6. Вынужденные переселенцы и беженцы.
  7. Дети-сироты.
  8. Малообеспеченные или многодетные семьи.
  9. Одинокие матери.
  10. Лица без конкретного места жительства.
  11. Граждане, больные СПИДом или инфицированные ВИЧ.

На что же они могут претендовать? отдельных категорий граждан предусматривает реализацию системы гарантированных со стороны государства долговременных или постоянных мер, что обеспечивают условия для преодоления сложной жизненной ситуации. Они направлены на то, чтобы люди чувствовали себя наравне с другими гражданами нашего общества. Под мерами подразумевается предоставление социальной помощи и поддержки.

Законодательная подоплека

Согласно седьмой статье конституции, Российская Федерация является Поэтому политика должна формироваться с максимальным учетом интересов народа. Также законодательно на государство возложены обязанности создания таковых условий, при которых будет охраняться здоровье и труд людей. Кроме того, в его ведении находится установление минимального размера оплаты труда, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства. На государстве также лежит забота об инвалидах и пожилых гражданах. Их вопросами и проблемами занимаются социальные службы. Именно они устанавливают государственную пенсию, размер пособий и другие гарантии социальной защиты. И на них лежат обязанности за соблюдением того, чтобы каждый, кто должен, получил поддержку. Мы рассмотрели социальные категории. Если вы относитесь к одной из них - не мешкайте и займитесь получением причитающихся льгот.

Основа

В качестве начальной точки для назначения выплат выступают минимальные социальные стандарты. Это установленные законами Российской Федерации гарантии, что выражены благодаря нормам и нормативам. Они отражают важнейшие потребности людей в материальных благах, бесплатных и общедоступных услугах, а также гарантируют необходимый уровень потребления для граждан. Всё это выражается в системе социальной защиты. Она использует распределительные отношения для того, чтобы обслуживать людей, которые частично или полностью потеряли способность трудиться на свое благо. Такая помощь может идти в виде материальных ресурсов или услуг. Их спектр зависит от того, какие социальные категории на них претендуют.

Так, для многодетных семей предоставляют льготы относительно оплаты коммунальных платежей. Тогда как для пенсионеров предусмотрен бесплатный проезд в общественном транспорте. Как видите, разные социальные категории граждан получают различную помощь.

Создание программ

О социальной поддержке отдельных категорий можно сказать то, что она планируется всегда заранее. Но для этого необходимо решить вопрос о приоритетности. Иными словами, необходимо определить задачи, решение которых является наиболее важным и срочным. И в этом помогают справиться программы решения. Таким образом, можно поддерживать и развивать существующие общественные отношения, одновременно решая наиболее важные задачи. Особенностью этого процесса является то, что умело сочетаются интересы разных категорий населения. Кроме того, внимание уделено и общественным объединениям и группам.

Как всё возникло?

Мы уже знаем про социально-экономические категории граждан, сейчас давайте ознакомимся с историей развития этого механизма. В современной форме такая защита появилась впервые в 30-е годы в США. Тогда был разработан ряд мер, направленных на минимизацию потери или значительного сокращения уровня дохода из-за возникшей болезни, профзаболевания или а также при наступлении старости. В несколько изменённом варианте та система до сих пор используется в качестве основы социальной политики любого государства. Такая система строится на правовых гарантиях и охранительных мерах, которые позволяют защитить от физической, социальной и экономической деградации.

Модели социальной защиты

Следует отметить, что было предложено довольно значительное количество различных подходов. Для справки будет приведено несколько самых популярных моделей и их краткие характеристики. Информация будет подаваться согласно классификации Антропова В.В.:

  1. Континентальная модель. Предусматривает установление жесткой связи между длительностью профессиональной деятельности и уровнем социальной защиты. В основу континентальной модели положено социальное страхование, которое финансируется, как правило, за счет работодателя. В основу её деятельности возложен принцип профессиональной солидарности.
  2. Англосаксонская модель. В её основе перераспределение доходов на пользу социальных групп, что получают меньший уровень доходов, чем остальные. В основу данной модели положены принципы универсальности и унификации. Иными словами, люди могут претендовать на одинаковые пенсии, пособия и медицинское обслуживание. В данном случае подразумевается не профессиональная, а национальная солидарность.
  3. Скандинавская модель. Социальная защита в данном случае воспринимается в качестве законного права гражданина. Причем присутствует поддержка на случай возникновения широкого диапазона рисков и жизненной ситуации, что требует поддержки общества. На социальные услуги и выплаты могут претендовать все жители страны, и для этого не нужно быть занятым на работе или платить страховые взносы.
  4. Южно-европейская модель. Её особенностью является отсутствие четкой организации и наличие черт переходного периода.

Заключение

Социальные категории разняться в различных странах и моделях. Каждое государство использует свой подход для решения общественных проблем, основываясь на своём опыте, наработках и экономической ситуации. Поэтому при возникновении ситуации, когда необходимо реформировать социальную сферу (как это назрело в нашей стране), следует не просто слепо следовать зарубежному опыту, но и делать поправки на существующие реалии.

Если обойтись без такого этапа подготовки, то в конечном счете можно будет говорить о том, что нововведения провалились. И это неудивительно - как в разных странах существует различный уровень жизни, так и нельзя чужие решения, не обдумав, применять в наших реалиях.

В XV - первой половине XVI вв. в Российском государстве сельское хозяйство оставалось основным занятием. Существовал трехпольный севооборот . В городах быстро восстанавливались старые ремесленные профессии, утраченные в период татаро-монгольского нашествия, и возникали новые.

Феодальную знать Русского государства составляли: служилые (бывшие удельные) князья; бояре; слуги вольные - средние и мелкие феодалы-землевладельцы, находившиеся в услужении у крупных феодалов; дети боярские (средние и мелкие феодалы, несшие службу великому князю). Крупным феодалом остается церковь , владения которой расширяются за счет захвата неосвоенных и даже черносошных (принадлежащих государству) земель, и за счет пожертвований бояр и местных князей. Великие князья все больше начинают искать опору в целиком от них зависящем дворянстве, формировавшемся прежде всего из «слуг под дворским».

Крестьянство делилось на: черносошных - зависимое от государства сельское население, несшее натуральную и денежную повинности в пользу государства; частновладельческих - жившее на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам. По праву собственности господину принадлежали холопы (на уровне рабов). Верхушку холопства составляли т.н. большие холопы - княжеские и боярские слуги. Холопы, посаженные на землю, а также получавшие от землевладельца рабочий скот, инвентарь, семена и обязанные работать на господина, именовались страдники .

Кабальные люди - одна из разновидностей холопов, возникшая в России с середины XV в. в связи с получением займа под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, что создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость должника (кабала - форма личной зависимости, связанная с займом). В конце XV в. появились бобыли - обедневшие люди (городские и сельские), не несшие государственного тягла, получавшие у феодалов, церкви или даже у крестьянской общины жилище.

В XV в. появляется особое сословие - казачество , защищающие наравне с регулярной армией пограничные регионы.

Русский город

Городское население России делилось на собственно город (огороженная стеной крепость-детинец) и примыкающий к городским стенам торгово-ремесленный посад . Соответственно в крепости в мирные годы жила свободная от налогов и государственных повинностей часть населения -- представители феодальной знати и их слуги, а также гарнизон.

Свободными от городского тягла были и жители расположенных в городе дворов, принадлежавших отдельным феодалам; они несли повинности только в пользу своего господина (тягло - денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей). Посад населяли относившиеся к тяглому «черному» люду ремесленники и торговцы .

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «О Всероссийской переписи населения»:

«1. Всероссийской переписи населения подлежат:

1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.

2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

1. При Всероссийской переписи населения 2010 года учитываются жители России, включая временно отсутствующих, по месту их постоянного (обычного) жительства.

Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит большую часть своего времени постоянно (обычно). Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).

Кроме того, при Всероссийской переписи населения 2010 года учитываются отдельно:

Граждане Российской Федерации, находящиеся за рубежом в длительных служебных командировках по линии органов государственной власти вместе с членами их домохозяйств (перепись проводится МИД России);

Лица, временно находящиеся на момент переписи на территории России, но постоянно (обычно) проживающие за границей.

2. В соответствии с международными рекомендациями и национальной практикой устанавливается, что лица, которые отсутствуют в стране 1 год и более, рассматриваются как длительные мигранты и в численность населения страны не включаются. Лица, прибывшие в страну на срок до 1 года, считаются кратковременными мигрантами и учитываются, как временно находящиеся в стране.

Ценз временного отсутствия в месте постоянного жительства распространяется и на перемещения внутри страны, например, если лицо выехало в другой населенный пункт на 1 год и более, то в данном населенном пункте оно не должно переписываться, если выехало на срок до 1 года, то данное лицо переписывается с отметкой о временном отсутствии.

3. Порядок учета отдельных категорий населения и исключения из него следующие:

3.1. Лица, постоянно проживающие в данном помещении и выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями (включая работу вахтовым методом) или учебу на срок до 1 года, а также выехавшие, независимо от срока, с целью отдыха, лечения, посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества и т.п., переписываются по месту их постоянного жительства с отметкой о временном отсутствии.

3.2. Граждане России, выехавшие в длительные служебные командировки (на 1 год и более) за границу по линии органов государственной власти Российской Федерации, и находящиеся вместе с ними члены их семей переписываются по месту их нахождения соответствующими федеральными органами исполнительной власти (МИД России, Минобороны России, ФСБ России).

3.3. Студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений и учащиеся учреждений начального профессионального образования, проживающие по месту обучения, переписываются по месту их учебы, а не дома.

3.4. Лица, призванные на военно-учебный сбор, переписываются дома вместе с членами их домохозяйств с отметкой о временном отсутствии.

3.5. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории, переписываются вместе с членами их домохозяйств в общем порядке.

3.6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту и проживающие на закрытой территории, переписываются по месту их службы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3.7. Члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании, переписываются с отметкой о временном отсутствии в том месте, где постоянно проживает домохозяйство, в состав которого они входят. Члены экипажей судов (кроме имеющих домохозяйство), зарегистрированных по судну или по организации, в которой работают, переписываются до выхода в море по месту нахождения организации.

3.8. Находящиеся в местах предварительного заключения лица, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу, переписываются по месту своего постоянного (обычного) жительства с отметкой о временном отсутствии.

3.9. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, или не имеющие места постоянного жительства, переписываются по месту их нахождения соответствующими федеральными органами исполнительной власти (Минюстом России, ФСБ России).

3.10. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство зарубежного государства) и лица без гражданства переписываются по месту их жительства в общем порядке.

3.11. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам российских и иностранных организаций (кроме иностранных граждан, работающих в представительствах иностранных государств и международных организаций), учебу или в качестве туристов на срок 1 год и более, переписываются как постоянные жители России там, где они обычно проживают в Российской Федерации.

3.12. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) в Российскую Федерацию на постоянное жительство или в поисках убежища (независимо от того, получили они разрешение на жительство или нет), переписываются как постоянные жители Российской Федерации в том месте, где их застала перепись.

3.13. Лица, находящиеся в институциональных учреждениях социального и медицинского назначения (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, больницах для страдающих хроническими заболеваниями и приютах, за исключением временно находящихся в больницах и приютах), переписываются в этих учреждениях как постоянные жители.

3.14. В гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и т.п. учреждениях переписываются только те лица, которые не имеют другого места жительства.

3.15. Лица, не имеющие постоянного места жительства (например, бездомные), переписываются там, где их застала перепись.

3.16. Временно находящиеся на территории Российской Федерации на момент счета населения лица, постоянно проживающие за рубежом (включая государства - участники СНГ), подлежат переписи по сокращенной программе. К ним относятся:

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу или учебу на срок до 1 года;

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию с целью отдыха, лечения, посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества;

Транзитные мигранты (лица, находящиеся в России на пути в другую страну).

3.17. При переписи населения не учитываются:

Лица, выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями, учебу или в качестве туристов на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они там пробыли и сколько осталось до их возвращения);

Иностранные граждане, работающие в представительствах иностранных государств в Российской Федерации и проживающие с ними члены их домохозяйств;

Иностранные граждане, работающие в представительствах международных организаций;

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...