Американская японская шведская модели экономики. Американская модель развития экономики


Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организа ционно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

  • рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);
  • (современный капитализм);
  • административно-командная экономика;

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

Типы и модели экономических систем

В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему (современный капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на (в том числе на главный для этой системы ресурс — капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе? Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1. многообразие форм собственности , среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой — меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;

2. широкое распространение маркетинговой системы управления . Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;

3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс — . Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, причем выше описана более примитивная ступень в ее развитии, а феодализм с несколько другими чертами — это более высокая ступень традиционной экономической системы.

Традиционная экономическая система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности — на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно- административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Модели экономик в рамках экономических систем

Для каждой системы характерны свои национальные , так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели — американская, западноевропейская, японская.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Основные модели рыночной экономики

Японская

Американская

Шведская

Российская

Рост производительности труда значительно опережает рост высокой заработной платы

Высокая производительность труда

Высокие производительность труда и

Невысокая производительность труда, а заработная плата низкая

Очень высокое качество продукции

Хорошее качество продукции

Невысокое качество продукции

Социальная напряженность в обществе снижается с помощью предложения социальных льгот крупными компаниями

Государственная социальная забота распространяется только на безработных и обездоленных

Значительная государственная забота обо всех членах общества — развитые услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищные и др.

Минимальные социальные программы

Значительные объемы экспорта продукции

Доминируют частная собственность и личная инициатива

Значительный государственный сектор в экономике

Незначитепьные объемы экспорта продукции

Интеллектуальная собственность играет важную роль в благосостоянии общества

Максимальная свобода субъектов рынков, ограждающая их от вмешательства государства

Регламентация государством рыночных отношений как государственных. так и частных структур

Частная собственность и личная инициатива под контролем государства

Нет резкого расслоения общества

Значительное расслоение населения — на очень богатых и нищих

Нет очень богатых и бедных

Значительное расслоение общества по уровню благосостояния

Постиндустриальное общество как будущая система

На рубеже XX-XXI вв. в ведущих развитых странах все более явственно выступают контуры нового, постиндустриального общества. Впервые этот термин использовал известный американский социолог Д. Белл еще в 1959 г. в том значении, в котором он используется и в настоящее время. Речь идет о новом этапе в развитии современной рыночной экономики, а возможно, и вообще о новой экономической системе. Постиндустриальное общество - экономическая система будущего, для которой характерной чертой является превращение знаний в главный экономический ресурс. Другими характерными чертами постиндустриального общества являются:

  • большая масса накопленных знаний, воплощенных в больших масштабах Н МОКР, и быстрое освоение их результатов экономикой;
  • огромное распространение всех видов образования (особенно высшего и различных форм послевузовского образования), информатизация всей жизни общества;
  • либерализация хозяйственной жизни, выражающаяся в уменьшении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, по крайней мере прямого (через государственную собственность и административное регулирование);
  • глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм весь мир стал единым рынком, для многих фирм — единым рынком стал их регион земного шара, для еше большего числа компаний — экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодом, а систематической операцией.

Наиболее рельефно процессы постиндустриализации проявляются в ведущих развитых странах. Однако отдельные тенденции постиндустриального развития наблюдаются и в ряде других стран, в частности в России. К такого рода тенденциям в России относятся:

  • распространение новейших информационных технологий, все более широкое применение компьютерной техники и современных форм мобильной связи. Важным шагом в этом направлении является осуществление одной из приоритетных программ Правительства России «Электронная Россия 2001-2010 гг.». Эта программа направлена на внедрение информационных технологий во все звенья российской системы образования (от сельских школ до вузов);
  • рост уровня образования, повышение его качества. Так, в России свыше половины работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
  • изменение структуры производства и потребления преимущественно за счет возрастания доли услуг. Так, уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП).

Подключение России к постиндустриальным процессам создает предпосылки для формирования в ней постиндустриального общества. Однако более полное проявление рассмотренных выше тенденций тормозится из-за значительной неравномерности развития и степени восприимчивости к постиндустриальным процессам различных секторов хозяйства и регионов РФ.

Трансформация - преобразование социально - экономических систем стран в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Большинство проблем, возникающих в ходе трансформации хозяйственной системы, обусловлено не чисто экономическими причинами, а сложным взаимодействием политических и экономических факторов, вызванных к жизни изменением институционального поля, структуры прав собственности, правил и механизмов принятия решений в сфере государственной политики.
Считается, что если стабилизация экономики может быть в принципе осуществлена за 1 - 2 года, то собственно переходный период, под которым подразумеваются фундаментальные системные преобразования, носят долгосрочный характер. Создание новой институциональной среды, соответствующей законодательной базы, новых форм собственности, а также структурная перестройка производства с учетом вхождения в мировой рынок требуют времени, политической воли, новаторских подходов.

Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений, являются:

1) либерализация хозяйства;

2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной экономики;

3) преобразование реального сектора экономики (общественного производства).

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.



Современная германская модель экономики направлена в основном на социальное развитие страны, включающее борьбу с безработицей и совершенствование социально-правового аппарата страны. По словам Ангелы Меркель: «Это то, что нужно стране, чтобы выйти из кризиса». Правительство, прежде всего, должно заботиться о благосостоянии своего населения, а не о пополнении региональных и федеральных бюджетов, что впоследствии должно положительно сказаться на росте ВВП и НД. Многие экономисты, выражают недовольство данной германской экономической моделью, т.к. считают, что постулаты кейнсианства, лежащие в ее основе не применимы ко всем странам, которые имеют свои подходы к управлению, формировавшиеся десятилетиями и столетиями. Однако предложение Меркель позволяет стране перейти полностью к рыночным отношениям, что положительно скажется на ее развитии. Пятого февраля 2009 года в Берлине Бундесканцлер выступила с предложением по стабилизации мировой экономики на встрече с руководителями основных международных финансовых организаций, среди которых было руководство МВФ. Хартия Меркель была принята всеми участниками встречи. Главным положением Хартии был отказ от протекционистских мер и открытость границ для всемирной торговли.

Несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI века продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям

Виктор Супян
Американская модель экономики. Характерные черты и современные особенности

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №4-2007, стр. 20-29

Виктор Борисович Супян – д.э.н., профессор.

Экономическое и социальное развитие любой страны, несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, имеет набор характерных черт, определяющих специфику соответствующей рыночной модели. Это и соотношение рынка и государственного регулирования, и состояние предпринимательского климата в стране, и доминирующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями конкретной страны. Практика показывает, что все эти факторы в совокупности могут играть едва ли не бoльшую роль в социально-экономическом развитии стран, чем базисные принципы рыночной экономики – доминирование частной собственности, соотношение спроса и предложения, конкурентная борьба. В этом контексте рассмотрение социально-экономической модели США, во многом предопределившей высокий уровень жизни и экономического развития страны, а также лидирующие позиции США в мировой экономике, представляет значительный интерес.

Характерные черты экономической модели США в начале ХХI века

В чем же состоят характерные черты и особенности американской социально-экономической модели?
Их можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики.

К первой группе относят черты, издавна присущие американской экономической модели:

  • всемерное поощрение американским обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха для каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса;
  • относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный бюджет, то есть гораздо меньше, чем в большинстве других развитых стран);
  • относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%). Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, в производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), в образовании и здравоохранении;
  • более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;
  • высокая трудовая мораль, во многом основанная на протестантской этике, трудолюбие и вера большинства граждан в собственные силы.

Названные характеристики – основа американской либеральной экономической модели. Но в последние десятилетия большое значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием научно-технической революции. В частности, одна из важнейших особенностей современного экономического развития США – ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет использования и в материальном производстве, и в сфере услуг новейших технологий, основанных на микропроцессорах, микроэлектронике, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Еще одна принципиальная черта, характеризующая состояние американской экономики, – повышение уровня ее наукоемкости. Он определяется, с одной стороны, общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения, а с другой – становлением и выделением группы отраслей экономики, производственные результаты которых чрезвычайно сильно зависят от затрат на НИОКР. Общий объем расходов на НИОКР в США превысил в 2005 г. $ 280 млрд (около 2,7% ВВП) – это рекордный за всю историю страны уровень. При этом затраты на гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. На долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США в начале ХХI в. стала роль сформировавшейся всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она стала важнейшим и необходимым элементом всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

В основе информационной инфраструктуры лежит создание комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. На долю США в начале ХХI в. приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль в экономике играет Интернет: по оценкам, объем коммерческих сделок через Интернет в 2003 г. достиг,3 трлн. Заметных масштабов развития достигла принципиально новая отрасль – специализированные компьютерные услуги, которые представляют более 80 тыс. фирм.

Еще одна очень важная особенность экономического развития США и их экономической модели – роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в других развитых странах. О роли сферы услуг в экономике США говорит уже то, что в начале 2000-х гг. здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации), около 40% основных производственных фондов, создавалось около 80% ВВП.

Значение сферы услуг, однако, отнюдь не исчерпывается ростом ее доли в ВВП и концентрацией в ней ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали "локомотивами" научно-технического и социально-экономического развития страны. В первую очередь, это касается развития науки и научного обслуживания, образования и здравоохранения, увеличения разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Эти отрасли также вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, приобретшего особое значение в современной высокоразвитой экономике.

Современная американская экономическая модель претерпевает существенные изменения, связанные с отношениями собственности. Ключевой чертой доминирующего частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI в. около 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала в США преобладающей по сравнению с другими формами частной собственности (партнерство, индивидуальная частная собственность) и проявила себя как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны) или работникам (8%); компании, принадлежащие потребителям, а также бесприбыльные организации (вместе – оставшиеся 12% акционерного капитала).

Немалые изменения произошли и в механизме функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за последние 12 лет она уменьшилась с 0,1% в 1983 г. до 1,5% в 2005 г. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы.

Ощутимые изменения произошли в функционировании товарных рынков и в динамике экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами: эти технологии позволяют избегать перенакопления запасов и таким образом уменьшают материальную основу перенакопления производственного капитала в целом. Как следствие, претерпел изменения экономический цикл, что, несомненно, привело к принципиальным сдвигам во всем механизме воспроизводства. В последние 50 лет экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, 14 циклических спадов в период с 1900 г. по 1953 г. означали в среднем втрое большие потери ВВП, чем последующих кризисов. Периоды подъема в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 гг. до 5 лет в последующем. Одновременно период спада производства сократился в последние пять десятилетий с 17 до 11 месяцев.

Наряду с внедрением информационных технологий и влиянием научно-технического прогресса в целом, важнейшим фактором изменений механизма цикла стало и государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Манипулирование размерами налоговых поступлений в бюджет, а также регуляторы денежно-кредитной политики – учетная ставка Федеральной резервной системы, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами – позволяют в нужный момент заметно снижать "перегрев" экономики или, напротив, стимулировать ее рост. В целом вся совокупность действий государства в экономической и социальной сфере позволяет рассматривать его как важный системообразующий элемент экономической модели.

Роль государства в экономике и современные приоритеты социально-экономической политики

Характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила в 2005 г. 60%; доля этих расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода через федеральный и консолидированный бюджет объясняется достижением некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую особенность – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством вне зависимости от различий в идеологических и политических взглядах той или иной американской администрации. Очевидно, что в начале ХХI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение позиций демократической и республиканской партий США в социально-экономической сфере. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

Основные подходы Дж. Буша к социально-экономической политике были отчетливо обозначены им еще во время его первой президентской кампании. Квинтэссенцией их было существенное снижение налогов (как подоходных индивидуальных, так и налогов на прибыли корпораций) и всемерное поощрение предпринимательства. Надо признать, что в более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от экономических приоритетов демократов. Основные пункты экономической стратегии республиканцев:

  • ускорение экономического роста за счет поддержки благоприятного предпринимательского климата (в том числе путем снижения налогов), использование налоговых льгот, активное манипулирование инструментами денежно-кредитного регулирования;
  • ускорение научно-технического прогресса за счет активной инновационной политики (путем введения налоговых льгот и амортизационной политики) и масштабной государственной поддержки фундаментальной науки;
  • осуществление массированных инвестиций в "человеческий капитал", то есть рост государственных расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы и здравоохранения, а также поощрение расходов частного сектора экономики на эти цели (неслучайно расходы федерального бюджета на социальные и экономические цели, включая образование и здравоохранение, превысили 62% всех бюджетных расходов, а их доля в консолидированном бюджете еще выше);
  • обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;
  • наращивание позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство и от глобализации мировой экономики;
  • улучшение состояния окружающей природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.

Это стратегические цели республиканцев, которые по тактическим соображениям нередко формулируются иначе, например, чтобы подчеркнуть отличия республиканской экономической программы от демократической или чтобы напомнить о достигнутых республиканцами успехах. Так, в ходе предвыборной кампании 2004 г. Дж. Буш подчеркивал, что именно его экономическая политика и прежде всего принятый закон о снижении налогов в течение 10 лет на,35 трлн позволили вывести страну из экономического кризиса и в дальнейшем будут стимулировать ее экономический рост. Республиканцы активно выступали за дальнейшую либерализацию мировой торговли (на практике, правда, этот лозунг далеко не всегда выполняется), за широкое развитие двусторонних отношений США с другими странами, особенно в рамках НАФТА.

В социальной сфере Буш поддерживал введение инвестиционных счетов в системе социального страхования, то есть частичную приватизацию. В области здравоохранения он подписал закон о выделении в течение 10 лет в рамках программы "Медикейр" $ 400 млрд на компенсирование пожилым американцам расходов на приобретение лекарств. В области образования Буш, как и прежде, выступал за более широкое распространение системы ваучеров, которая бы давала право родителям переводить детей в школы, обеспечивающие более качественное образование.

Соперник Буша на президентских выборах 2004 г. сенатор Дж. Кэрри подчеркивал необходимость государственных усилий в тех же самых направлениях. Как и подобает демократу, он говорил о необходимости большей социальной справедливости в налогообложении, выступал против приватизации системы социального страхования и поднятия возраста выхода на пенсию до 6 лет. Он также призывал к более значительным, чем Буш, ассигнованиям государства на образование и здравоохранение.

Новая экономическая стратегия Дж. Буша, сформулированная в его посланиях к стране в 2005 и 2006 гг., в бюджетных посланиях на 2006 и 2007 гг., а также в экономическом докладе 2006 г., делает упор на следующие ключевые направления.

1. Продолжить снижение налогов и политику предоставления налоговых льгот. В частности, президент предлагает сделать постоянно действующим введенное в 2004 г. на срок до 2010 г. новое налоговое законодательство. Оно предусматривает четвертое после прихода к власти республиканцев снижение налогов, освобождение от налогов на вступление в брак, на дивиденды, увеличение исключаемого из налогообложения дохода в связи с рождением ребенка. Предложено также создать так называемые пожизненные сберегательные счета, вклады на которые имеют льготное налогообложение. Аналогичный льготный режим налогообложения предполагается распространить на так называемые индивидуальные счета развития, открываемые малоимущими семьями и предназначенные для крупных приобретений, например для покупки первого дома. Предполагается пересмотреть налоговый кодекс страны – упростить его и сделать более понятным миллионам американцев.

2. Провести реформу правоохранительной системы. Речь идет о необходимости упрощения и главное – удешевления системы отправления правосудия в США. Стоимость судебных разбирательств, в том числе и в сфере бизнеса, намного превышает аналогичные расходы в других странах. Например, компания с годовым доходом в млн ежегодно тратит не менее 0 тыс. на разного рода судебные издержки. Намечаемая реформа призвана снять с экономики, и в немалой степени с граждан бремя этих расходов.

3. Продолжить реформу в сфере государственного регламентирования, то есть значительно уменьшить количество административных ограничений в сфере бизнеса. Своей заслугой администрация Дж. Буша считает уменьшение на 75% роста количества всякого рода циркуляров и обязательных к исполнению правил за время первого президентского срока.

4. Сократить рост стоимости медицинских услуг, который негативно влияет на уровень жизни и делает медицинские услуги менее доступными. Особенно остро проблемы медицинского страхования стоят перед занятыми в малом бизнесе, где предпринимателям нелегко обеспечить страховкой своих работников. Предлагается шире использовать планы коллективного медицинского страхования, что понизит стоимость страховки для представителей малого бизнеса. Президент предложил также усовершенствовать практику судебных разбирательств в сфере оказания медицинских услуг, что должно уменьшить издержки медицинских страховых компаний и способствовать снижению цен. Государство намерено активно способствовать инвестициям в сферу медицинских информационных технологий и выделять ассигнования на проведение научных исследований в области медицины.

5. Усилить интеграцию американской экономики в мировое хозяйство и получить соответствующие выгоды для страны (удешевление потребляемых продуктов, расширение экспорта и создание новых рабочих мест, привлечение иностранных капиталовложений). Согласно расчетам, сокращение внешнеторговых барьеров на 1/3 увеличит американский ВВП на 4 млрд в год, а годовой доход средней американской семьи – на тыс.

6. Совершенствовать энергосистему и энергоснабжение в США. В этой связи необходимо продолжить реализацию принятой в период первого президентского срока Дж. Буша всеобъемлющей национальной энергетической политики. Речь идет о пополнении стратегических запасов нефти, принятии соответствующего энергетического законодательства, финансировании научных исследований в области энергетики и т.д.

7. Интенсифицировать инновационную политику. Предложено сделать постоянно действующими налоговые скидки на расходы в области НИОКР, предполагается увеличить в 2007 г. федеральные расходы на НИОКР до 7 млрд, усилить исследования в области нанотехнологий, информационных технологий, научных и технологических стандартов.
8. Укрепить государственную политику по развитию и распространению частной собственности (приоритет – распространение собственности среди представителей этнических и расовых меньшинств).

Среди основных социально-экономических задач второго срока администрации Дж. Буша, несомненно, особое место занимают социальные проблемы. Это проблемы образования, особенно школьного, проблемы трудоустройства, медицинского обслуживания и помощи молодежи и, конечно же, проблема социального обеспечения, являющаяся, по мнению многих экспертов, одним из серьезнейших вызовов стране в обозримой перспективе.

Проблема социального обеспечения и, в частности, пенсионного обеспечения стала в последнее время предметом острых общественных дебатов в США. Администрация Буша предлагает план, главный смысл которого – частично снять с государства чрезмерную ответственность за пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты. Согласно предложениям республиканцев, для тех, кому 55 и более лет, ничего не изменится. Тем же, кто родился позже 1950 г., предлагается диверсифицировать на добровольной основе свои пенсионные взносы, то есть часть их направлять на индивидуальные инвестиционные счета. Средства на этих счетах могут приносить дополнительный доход, так как будут инвестироваться в различные приносящие прибыль активы. Однако никаких гарантий получения дохода не будет. Те американцы, которые не захотят рисковать, должны быть готовы к тому, что размеры их пенсий заметно уменьшатся.

Предлагаемая система индивидуальных пенсионных счетов будет управляться и контролироваться государством. Аналогичная система уже действует для федеральных служащих – они имеют пять вариантов инвестиционных вкладов в различные паевые фонды.

Критики новой системы социального страхования – прежде всего демократы – считают, что предлагаемая реформа размывает и определенно снижает социальные гарантии. Вместе с тем пока демократическая оппозиция не предлагает никаких конструктивных решений. Если оставаться на традиционной точке зрения, то единственный путь решения проблемы – повышение налогов. В любом случае очевидно, что социальные проблемы и, в частности, проблемы социального страхования становятся во главу угла всей социально-экономической стратегии государства.

Тенденции экономического развития США в первое десятилетие ХХI века

Первые годы ХХI в. прошли в США под влиянием очередного циклического кризиса, а также ряда других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. После наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, который продолжался более 10 лет и сопровождался впечатляющими результатами (минимальные за более чем 30-летний период инфляция и безработица, высокие темпы роста ВВП и производительности труда, достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета), с 2000 г. началось замедление темпов экономического роста. Оно вылилось в очередной циклический спад в третьем квартале 2001 г. (сокращение ВВП составило 1,4%). И хотя последующие темпы экономического роста в годовом исчислении были неизменно положительными, состояние стагнации экономики сохранялось и в 2002 г., и в начале 2003 г.
Помимо циклического кризиса ущерб экономике США нанесли террористические атаки 11 сентября 2001 г., которые привели к прямым и косвенным потерям ВВП на сумму более чем в 0 млрд. (разрушенные здания, спасательные работы, страховые выплаты, сокращение спроса на авиа- и автоперевозки и т.д.).

Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 гг., в частности, банкротства и финансовые махинации в крупнейших корпорациях – "Энрон" и "Уорлдком", в аудиторской компании "Артур Андерсен". Кризису и последующей стагнации способствовал и обвал фондового рынка, прежде всего высокотехнологичных компаний, акции которых на волне бурного подъема 1990-х гг. и спекулятивных ожиданий были значительно переоценены. К этому следует добавить войну США в Ираке, которая в первые годы нового столетия стала заметным фактором влияния на федеральный бюджет страны, увеличивая его дефицит.

Негативный эффект всех этих процессов оказался весьма существенным: безработица возросла с 4% в 2000 г. до 6,3 % в 2003 г., объем инвестиций в экономику за это время сократился более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций. На мировых валютных рынках упал курс доллара относительно других мировых валют, прежде всего, относительно евро (с 0,95 в 2001 г. до 1,1 в 2003 г.). Вновь увеличилась доля американцев, проживающих за чертой бедности, – до 1 ,1% в 2002 г.
В 2002 г., после четырех лет профицита, федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в млрд. В дальнейшем – в 2003 ф.г. – дефицит федерального бюджета еще более возрос, хотя уже с 00 г. наметилась тенденция к снижению этого показателя (3,6%, или $ 1 млрд в 2004 г., 2,6%, или $ 1 млрд в 2005 г.). Продолжает оставаться высоким государственный долг США – около $ трлн (около 60% ВВП) .

Несмотря на все отмеченные негативные тенденции в экономике в начале 2000-х гг., статистические данные свидетельствуют, что к 00 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем, не слишком быстрого и не очень стабильного. Хотя поквартальные данные за 2003 г. заметно разнятся (от 1,9 до 7,4%), среднегодовой показатель 3,0% выглядел вполне удовлетворительно. Данные за 2004 и 2005 гг. подтверждают продолжение экономического роста (3,8% и 3,5% соответственно), хотя можно констатировать его некоторую неустойчивость по отдельным кварталам (от 3,1 до 4,5%).

По сравнению с кризисным периодом улучшилась ситуация на рынке труда. Только в 2004 г. в стране было создано 2,2 млн новых рабочих мест. Уровень безработицы в США сократился до 4,7 % (январь 2006 г.) по сравнению с 6,3 % в июне 2003 г. (максимальный уровень за последние годы). Вместе с тем темпы роста занятости все еще отстают от роста экономики, что многие экономисты связывают с ростом производительности труда, демонстрирующим устойчивые темпы на протяжении всего послекризисного периода.
В пятилетний период 2001- 2005 гг., охватывающий кризис и стагнацию, среднегодовые темпы роста производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики превысили 3,6%, что заметно превосходит аналогичные показатели за все периоды в последние 30 лет. Наиболее вероятное объяснение этого феномена – кумулятивный эффект постоянного внедрения в экономику новых технологий, в том числе информационных, который даже на послекризисных фазах оживления и подъема не привел к заметному росту занятости.

Высокими остаются темпы роста инвестиций в основной капитал – в целом за 2003 г. они увеличились на 9,9% (в 2003 г. – на 9,4 %), в третьем квартале 2005 г. составили 8,5%. Инвестиции в жилищное строительство увеличились в 2004 г. на 6% (в 2003 г. – на 12%), в третьем квартале 2005 г. – на 8,5 %, что было стимулировано самыми низкими ставками ипотечного кредитования за минувшие 30 лет (5,8%). В 2005 г. началось строительство млн индивидуальных жилых домов – это самый высокий показатель с 1978 г.

Реальные располагаемые доходы населения выросли к середине 2004 г. по сравнению с 2000 г. на 10%, а в 2004 г. – на 2,3 %. Средний объем накопленных активов домохозяйств вырос в 2004 г. на 6%. Это связывают с проводившимся по инициативе Дж. Буша снижением налогов в 2001 и 2003 гг. Максимального уровня за всю американскую историю достиг процент американцев, живущих в собственных домах, – 69,2 % во втором квартале 2004 г. Этот показатель среди национальных меньшинств также достиг рекордного уровня – 51%.
Продолжают расти корпоративные прибыли. Хотя в первом квартале 2003 г. наблюдался небольшой спад корпоративных прибылей, они не только восстановили предкризисный уровень, но и заметно превысили его во втором квартале 2004 г. (73 млрд). В стране продолжают оставаться невысокими темпы инфляции, несмотря на рост цен на нефть на мировых рынках. Так, индекс потребительских цен увеличился в 2005 г. на 3,4 % (без учета цен на топливо – только на 2,2 %).

Все сказанное отнюдь не означает отсутствия серьезных проблем в экономике США. Помимо уже упомянутого масштабного бюджетного дефицита, растет государственный долг, объем которого в 2004 г. превысил трлн (более 56% ВВП). Некоторые американские эксперты полагают, что власти исчерпали основные инструменты стимулирования экономики – прежде всего, существенное снижение налогов и учетной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) – и перешли к ее поэтапному повышению. Подсчитано, что только 59 центов из каждого неполученного от снижения налогов доллара способствовали экономическому росту – остальные можно рассматривать как чистые потери для государственной казны. Кроме того, налоговая политика Буша критикуется не только за ее недостаточную экономическую эффективность, но и за явное пренебрежение принципами социальной справедливости. В опубликованном в 2004 г. докладе Бюджетного управления Конгресса США подчеркивается, что 1/3 всех налоговых льгот за последние три года была получена одним процентом налогоплательщиков, которые относятся к лицам с наиболее высокими налогами – более,2 млн в год. 2/3 всех налоговых льгот достались 20% наиболее богатых получателей доходов (свыше $ 203 тыс. в год.). После налоговой реформы Буша доходы 1% населения, относящегося к наиболее богатому слою, выросли на 10,1%, доходы 20% тех, кто является средним слоем, – на 2,3%, а доходы низшей 20-процентной группы – только на 1,6%.

Несомненно, что именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 г. и дальнейшего ускорения экономического роста.

Весьма противоречивым было послекризисное развитие в сфере внешнеэкономических связей США. На фоне экономического подъема экспорт в США в 2005 г. увеличился на 5%, импорт – на 4,6%. Это заметное падение по сравнению с ростом на 10,6% в 2004 г. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил $ трлн. Дефицит торгового баланса США достиг в 2005 г. 5,9% ВВП или 3 млрд. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше $ 9 млрд (6,4 % ВВП). Именно эти дефициты наряду с дефицитом федерального бюджета (так называемый "тройной дефицит") рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, стабильности на финансовых рынках, денежному рынку и курсу доллара. Однако было бы неверно односторонне трактовать феномен дефицитов торгового и платежного балансов как исключительно негативную характеристику американской экономики. Растущий импорт (как, впрочем, и экспорт) способствует большей интеграции США в мировую экономику, позволяет извлечь максимальные выгоды из международного разделения труда, использовать дешевые сырьевые и людские ресурсы за рубежом для производства огромной номенклатуры товаров, поступающих на американский рынок. Это мощнейший фактор понижательного влияния на инфляцию.

Важное событие в сфере внешнеэкономических связей США, произошедшее в 2003 г., – превращение Китая во второго по величине импортера США (первый – Канада). На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США (млрд.). При этом номенклатура поставляемых из Китая в США товаров заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машино-технические изделия.

Известно, что США – и крупнейший международный инвестор, и кредитор. Стоимость американских активов за рубежом превышает,5 трлн. Одновременно США являются крупнейшей страной-реципиентом иностранного капитала – стоимость иностранных активов превышает $ 8,5 трлн. Такое положение, с одной стороны, способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны, но с другой – отражает привлекательность американской экономики для других стран, позволяя США использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские ТНК за рубежом (из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение).

США, безусловно, занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Это лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, на мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики. США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности валют превышает 21,3%. По этому показателю к США приближается только Европейский союз (25 стран Европы, около 20% мирового ВВП). По показателю ВВП на душу населения США занимают второе место в мире (после Люксембурга) – ,5 тыс.

Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI в. продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это объясняется весьма высокой эффективностью социально-экономической модели, ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития страны.

Об эффективности сложившейся социально-экономической модели свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции США в мировой экономике, способность хозяйственного механизма и общественных институтов в целом успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.

Нельзя вместе с тем не видеть и серьезных экономических и социальных проблем, стоящих перед страной ("тройной дефицит", вызовы в социальной сфере и др.). Администрация Дж. Буша, пытаясь закрепить положительные результаты экономического развития последних лет, использует весь накопленный арсенал рычагов макроэкономического регулирования и ставит перед собой достаточно амбициозные социально-экономические задачи.

Модель экономики - или экономическая система - это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.

Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

Любая система экономики создана для того чтобы разрешить три главных вопроса:

  • Как производить?
  • Что создавать?
  • Для кого изготовлять?

Объясняется это тем, что существующие ресурсы ограничены, поэтому общество вынуждено рационально использовать то, что имеет. В зависимости от ответов на эти фундаментальные вопросы и будет зависеть модель действующей экономической системы государства.

Существует ряд критериев, по которым экономические системы разделяются между собой:

  • Доминирующая форма собственности.
  • Влияние государства.
  • Методы координации экономических отношений.

На основе этих показателей выделяют традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Рассмотрим каждую из них детальней.

Традиционная модель экономики

Традиционная модель экономики - самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

  • Отсутствие влияния государства и его органов.
  • Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.
  • Развитая на низком уровне технология производства.
  • Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.
  • Несущественная роль предпринимательства.
  • Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.
  • Религия влияет на экономические решения.

Главным экономическим ресурсом традиционной экономики является земля. Она составляет основу хозяйствования. Феодализм есть форма развития традиционной экономики.

В настоящий момент традиционная система присуща неразвитым странам, которые базируют свою деятельность на отсталых технологиях с доминированием ручного труда. Подобной системе присуща многоукладность процессов, что означает сохранение традиционных форм хозяйствования (в первую очередь это касается коллективного управления и натурального перераспределения изготовленного продукта).

В традиционной системе весомая доля рынка принадлежит мелкотоварному производству, представленному в форме многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств. А вот предпринимательство в подобных странах развито слабо, что делает влияние иностранного капитала весомым. Общество живет по установленным традициям, которые являются основным тормозом экономического прогресса.

В традиционной системе активная роль достается государству, которое большую часть общего дохода направляет на поддержку имеющейся инфраструктуры и помощь беднейшей прослойке населения.

Командная модель экономики

Командно-административная модель экономики - это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность .

Основные черты:

  • Фундаментом экономики является собственность государства.
  • Принятие всех экономических решений возлагается на государственные органы, что реализуют свою деятельность централизованно.
  • Государство занимается директивным планированием, то есть самостоятельно определяет нужды и потребности всех субъектов общества (назначает исполнителей, поставщиков, устанавливает нормы закупки и производства, а также принимает все прочие стратегические решения).
  • Все имеющиеся в государстве средства производства делятся между отраслями в расчете на долгосрочную перспективу.
  • Управление хозяйствующими субъектами происходит с центра на основе госплана.
  • Низкая дифференциация оплаты труда.
  • Партийно-бюрократическая система устанавливает стоимость, количество и ассортимент производимых благ согласно номенклатуре.
  • Активное развитие промышленно-военного комплекса.
  • Невозможность внедрения научно-технических разработок из-за ориентации на количественные показатели производства.

Когда исполнительная власть злоупотребляет централизацией, в стране развивается бюрократический механизм, который негативно отражается на существующих экономических связях (снижается рост всей хозяйственная деятельности). Объясняется это возникновением крупнейшей монополистической системы, которая посредством законов способна подавить любую конкуренцию. При этом в развитии современных научных технологий отпадала какая-либо потребность.

Важной особенностью командной системы является тот факт, что центральные органы определяли потребности всего общества. Поскольку в крупных масштабах детализировать все потребности невозможно, степень их реализации сводилась к минимуму.

Еще одной значащей характеристикой стран с командной системой является развитость военного комплекса и обособленность партийной элиты, которым со стороны государства выделялась значительная часть всех имеющихся ресурсов.

Непродуктивность командной системы объясняется, в первую очередь, её невосприимчивостью к научным достижениям в сфере экономики, а также неподготовленностью к переходу на более интенсивный этап развития.

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

Основные характеристики рыночной модели экономики:

  • Сильная частная собственность.
  • Маркетинговая система управления, что дает возможность до начала продаж определить ассортимент и качественные характеристики товара.
  • Развитость предпринимательского сектора.
  • Конкурентная борьба за рынок.
  • Тесная взаимосвязь с рыночной системой.
  • Ограниченное влияние государственного аппарата (государство следит за порядком и вмешивается лишь тогда, когда кто-либо из участников нарушает установленные «правила»).

Рыночная система демонстрирует собой механизм, где все индивидуальные решения подвержены гласности и координации. Результат такой политики сказался на широком расслоении всей экономической власти государства. Теперь свободное предпринимательство стало основным фактором финансово-экономического прогресса. В подобной среде обычный рабочий и капиталист-предприниматель начали выступать равноправными участниками экономических отношений. Ценой такой широкой автономии стала персональная ответственность за итоги работы, оговоренные в трудовом соглашении.

В рыночной системе товаропроизводитель начинает самостоятельно перераспределять имеющиеся ресурсы, акцентируя внимание на производстве тех товаров, что в настоящее время пользуются спросом, а не на приоритеты государственного аппарата.

Предприниматели сосредотачиваются на получение максимальной прибыли и рациональном использовании всех имеющиеся ресурсов (инвестиционных, трудовых, естественных и прочих). Параллельно они начинают внедрять свои новаторские разработки в выбранную сферу деятельности, что приводит к возникновению мощного стимула для развития производства и укрепления частной собственности.

Смешанная модель экономики

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.

Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:

  • Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
  • Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
  • Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.

Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.

Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.

Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.

Американская модель

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.

В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:

  • Регулятивный механизм правительства.
  • Регулятивный механизм местных органов и штатов.
  • Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
  • Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.

Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.

В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.

В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.

На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:

  • Индивидуальные (подоходные).
  • Налоги на корпорационную прибыль.
  • Налоги и различные взносы, которые направляются на социальное страхование личности.
  • Дарственные и наследственные налоги.
  • Акцизы.
  • Таможенные выплаты.

Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС - это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.

Японская модель

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.

За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.

Экономическую стратегию Японии формирует Министерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.

На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.

Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.

Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.

Шведская модель

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:

  • Создание условий для занятости всего населения.
  • Выравнивание черты доходов.

Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:

  • В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
  • Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
  • Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
  • Увеличение значимости человеческого фактора - развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.

На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.

В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:

  • Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
  • Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
  • В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.

Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.

Германская модель

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

Отличительными характеристиками германской модели являются:

  • Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
  • Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
  • Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
  • Органическое единство государства и внутреннего рынка.
  • Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весь бизнес-сегмент.

В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:

  • Высокие налоги.
  • Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
  • Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешний долг.
  • Затянувшаяся консолидация германских земель.

Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.

Китайская модель

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.

Латиноамериканская модель

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

Африканская модель

Африканскую модель характеризует:

  • патриархальное ведение хозяйства;
  • многообразие различных форм собственности;
  • низкая производительность;
  • жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

Теория модели экономики будущего

В последнее время в связи с явным переформатированием мировой системы на арену выходит понятие устойчивой системы, или ресурсо-ориентированной модели экономики, автором которой является американский инженер Жак Фреско.

Ее постулатом является неразрывность связей между собственно экономикой, социумом и природой. Теория этой модели экономики возникла на фоне того, что в погоне за деньгами и экономическим ростом современные действующие модели совершенно не учитывают возникающие экологические проблемы. Что, в конечном итоге, негативно сказывается на состоянии всей планеты.

Стратегическим направлением ресурсо-ориентированной модели экономики есть отказ от стихийных методов и экономическое планирование в зависимости от ресурсопотребления каждого отдельного государства и планеты в целом.

Кратко и по делу о модели экономики читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

На сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики, характерная для этой страны, может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим нормам экономического и политического либерализма. Кроме того, она законодательно закреплена в Конституции, принятой в 18 веке.

Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важнейшие характеристики американской экономики:

Рост валового национального продукта в целом и на душу населения;

Динамика структуры рабочей силы;

Возросшее вмешательство государства в экономику.

Среднегодовые темпы роста ВВП до 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 года.

При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света (в основном из Англии) основы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.

Отцы американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс – прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.

Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства:

1. Обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы, покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений (из бюджетов разных уровней). Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.

2. Перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.

3. Вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.

4. Макроэкономическое регулирование денежно-кредитной сферы через Федеральную Резервную систему.

Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.

Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.

Итак, американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда

и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...