Актуальные проблемы современной африки.


Африка - второй по величине континент на планете, население более 1 млрд человек, средняя плотность 30-31 чел./км². На территории Африки расположено 55 государств и 37 городов-миллионеров. Наиболее крупные - это Каир, Лагос, Киншаса, Хартум, Луанда, Йоханнесбург, Александрия.

В силу своего географического положения (в тропическом поясе) является самым жарким материком на планете, однако климатические зоны довольно разнообразны, есть пустынные, полупустынные зоны и тропические леса. Рельеф - равнинный, но есть и нагорья (Тибести, Ахаггар, Эфиопское), горы (Драконовы, Капские, Атласские). Самая высокая точка - вулкан Килиманджаро (высота 5895 м).

По сравнению с остальными странами мира большинство Африканских государств ведет политику, которая меньше всего направлена на охрану окружающей природной среды, снижение вредного воздействия на природные системы, разработку и внедрение современных технологических процессов, безотходных и малоотходных технологий. Это касается легкой и тяжелой промышленности, металлургии, животноводства и сельского хозяйства, а также автотранспорта. Во многих отраслях, на производстве, в сельском хозяйстве не применяется ни каких мер по снижению и/или очищению вредных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, нейтрализации опасных химических отходов.

Прежде всего, вызваны нерациональным использованием природных ресурсов, их чрезмерной эксплуатацией, перенаселенностью городов, бедностью населения. В городах существует проблема высокой степени безработицы (50–75%), низкого уровня подготовки специалистов. Вместе с деградированием населения происходит деградация уникальной природной среды.

Уникальными являются, и флора, и фауна. В саваннах произрастают кустарники и небольшие деревья (буш, терминалия). В субэкваториально, экваториальном и тропическом поясах растут: изоберлиния, пузырчатка, росянка, пандан, цейба, комбретум. Пустыни известны своей скудной растительностью, основу которой составляют засухоустойчивые виды растений и кустарников, растения-галофиты.

Фауна богата разнообразием крупных животных: львы, леопарды, гепарды, гиены, зебры, жирафы, бегемоты, слоны, бородавочники, носороги, антилопы; птиц: марабу, африканский страус, птица-носорог, турако, жако; амфибий и рептилий: питоны, крокодилы, древолазы, различные виды змей.

Однако истребление животных и браконьерство коснулись и Африканский континент. Многие виды находились на грани исчезновения, некоторые уже полностью истреблены. Например, Квагга - непарнокопытное животное вида зебры (по современным данным - подвид бурчелловой зебры), в настоящее время - исчезнувший вид. Одно из немногочисленных животных, которое было приручено человеком. Последняя квагга, существовавшая в диких условиях была убита в 1878 году, в 1883 умерла последняя в мире особь, содержащаяся в зоопарке Амстердама.

Вырубка лесов, постоянный переход на новые земли - стимулируют деградацию земельных ресурсов, эрозию почв. Происходит ускорение наступления пустынь (опустынивание), сокращение лесного покрова - главного производителя кислорода.

На территории Африки находится одно из самых опасных и антиэкологичных мест на планете - Агбогблоши. Агбогблоши - город-свалка, расположенный к Северо-западу от Аккры - столицы Республики Гана. Сюда свозится электронный мусор со всего мира. Это телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, принтеры и прочая электронная техника. В почву и воздух попадают ртуть, соляная кислота, мышьяк, тяжелые металлы, свинцовая пыль и другие загрязнители, в количестве, которые превышают предельно-допустимые концентрации в сотни раз. Это место, где в воде нет рыбы, в воздухе не летают птицы, а на почве не растет трава. Средний возраст жителей от 12 до 20 лет.

Кроме того, многие Африканские государства заключали договора на ввоз и захоронение опасных химических отходов на своей территории, не подразумевая, с какого рода опасностью они сталкиваются, не заботясь об экологии и здоровье населения.

Многие промышленно-развитые страны экспортировали токсичные и радиоактивные отходы, образующиеся при производстве, так как переработка - чрезвычайно дорогой процесс. Получается, что вывоз опасных веществ в страны Африки обходится в сотни раз дешевле, чем их переработка и обезвреживание.

Вопрос №43. Экологические проблемы современной Африки.

ООПТ .

Экологическая ситуация в африканских странах уже давно вызывает большое беспокойство в мире. Причина тому - угрожающие темпы и размеры деградации, по-своему уникальной, природной среды, что имеет прямое отношение к изменению климата и состоянию экосистем на всей планете. Экологический кризис в Африке начался задолго до того, как он приобрёл волнующие масштабы и последствия для местного населения и природы.

В связи с этим перед африканскими странами стоят общие проблемы развития, связанные с экологией: - демографический рост, превышающий возможности роста производства продовольствия; - чрезмерная эксплуатация природных ресурсов; - перенаселённость городов и набирающее силу явление "бидонвиллизации" (формальная безработица 50-75% от населения городов); - слабый контроль промышленной деятельности (незначительная доля госсектора); - отсутствие понимания проблемы и процедуры Оценки Воздействия на Окружающую Среду (ОВОС) при планировании социально-экономической деятельности и слабое участие в этом процессе населения.За последние 100 лет в Африке значительно ухудшилось состояние наземных и пресноводных экосистем. Быстрый рост населения, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация и рост промышленности усилили деградацию окружающей среды и истощение природных ресурсов. В числе наиболее острых экологических проблем можно назвать потерю плодородия почв, ускорение процессов эрозии, обезлесение, снижение биоразнообразия, рост дефицита воды, а также ухудшение качества воды и воздуха. Уничтожение лесов, опустывание, загрязнение вод, радиактивное загрезнение, сильное загрязнение моря.Основная причина этих неблагоприятных для природной среды тенденций заключается в низком уровне жизни населения и бедности большинства африканских государств. В африканские страны переводятся «грязные» производства, запрещенные в экономически развитых странах, поставляются сельскохозяйственные ядохимикаты, применение которых не разрешено в США и государствах Европейского Союза.

ООПТ Африки

Вирунга - один из самых старых национальных парков Африки. Он находится на северо-востоке Демократической Республики Конго.

Природный резерват Аир и Тенере расположен на южной границе пустыни Сахара. Его площадь 77000 кв.км.

Национальный парк Серенгети - это низкотравные холмистые долины площадью 30 000 квадратных километров на территории Танзании и Кении.

Национальный парк Масаи Мара - это северная (кенийская) часть равнины Серенгети площадью в 1510 кв. км, расположенная на высоте 1650 м. Климат здесь мягкий и теплый, а пейзажи захватывают дух. Национальный Парк Масаи Мара считается самым густо населенным различными популяциями парком в мире. По богатсву флоры и фауны с ним могут сравниться только Серенгети и Нгоронгоро.

Национальный парк Моле, расположен в Северной области африканского государства Гана. Заповедник в Моле, площадью 4 840 квадратных километров,

Национальный парк Килиманджаро был основан в 1973 году и сейчас занимает 756 кв. км. Подножие горы находится на высоте 1829 м над уровнем моря, а пик Кибо - на высоте 5895 м.

Вступив в новое, третье тысячелетие, мировая экономическая система остается крайне противоречивой и потому потенциально конфликтной. С одной стороны, все более активно идет глобализация мировой экономики, что ускоряет социальное развитие многих регионов мира. С другой стороны, сохраняются масштабные очаги отсталости, которые при условии действия тенденций, сформировавшихся во второй половине ХХ века, способны уже в ближайшем будущем сделать мир не менее, а более опасным, спровоцировать новые региональные конфликты, породить новые угрозы для здоровья и благополучия человека.

Одним из таких очагов отсталости является регион Африки южнее Сахары. По многообразию, масштабам и взаимопереплетенности социальных проблем регион отчетливо выделяется в развивающемся мире. В Африке южнее Сахары длительные неблагоприятные тенденции в области народонаселения, сочетаются с ужасающей бедностью, и большим неравенством в доходах, крайне неблагоприятной ситуацией в здравоохранении, образовании, высоким уровнем безработицы и масштабной вынужденной миграцией.

Корни социального кризиса суб-сахарской Африки имеют экономическую природу. Темпы экономического роста региона в 80-е и 90-е гг. были самыми низкими в мире. 33 из 45 государств Африки южнее Сахары относятся к наименее развитым странам. В структуре ВВП стран региона преобладают либо добывающая промышленность, как правило, представленная добычей одного — трех видов сырья, либо неэффективное сельское хозяйство, способное производить на экспорт также лишь узкий ассортимент продуктов. Низкая степень диверсификации производства оборачивается высокой нестабильностью доходов от экспорта и делает государства региона зависимыми от внешних заимствований. 31 страна Африки южнее Сахары относится по классификации МВФ к государствам с высокой степенью тяжести долгового бремени. В этих условиях большинство государств региона просто не располагают необходимыми ресурсами для проведения активной социальной политики. Положение также усугубляется тем, что в течение длительного времени достижение экономического роста рассматривалось в африканских странах (не без влияния некоторых международных экономических организаций) как самодостаточная цель, способная впоследствии чуть ли не автоматически преобразовать социальную сферу, что привело лишь к накоплению и приумножению социальных проблем региона.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Со второй половины ХХ века темпы роста населения в Африке южнее Сахары были исключительно высокими, а в последнюю четверть стали самыми высокими из всех регионов мира. Среднегодовой рост населения в Африке южнее Сахары составлял в 1965-1980 г.г. — 2,7% , в 1980-2001 г.г. — 2,7% и по прогнозу Мирового банка должен составить 1,9% в 2001-2015 г.г . В результате доля населения региона в мировом населении достигла 11% в 2004 г., вырастет до 12,4% в 2015г . и (даже, если темпы роста регионального населения снизятся в последующие пятнадцать лет до 1,4%) составит не менее 14% в 2030 г . Подобные темпы прироста населения в условиях невысоких темпов экономического роста (3,9% в среднем за 2000-2004 гг.) не способствуют, а тормозят социально-экономическое развитие.

Складывающаяся в регионе крайне неблагоприятная демографическая ситуация — прямое следствие высокой рождаемости, которая составляет 39 человек в расчете на тысячу человек населения против 10-12 человек в развитых и 22-26 человек в других регионах развивающегося мира. Показатель рождаемости в Африке южнее Сахары более чем в два раза перекрывает показатель смертности, который, кстати, здесь тоже самый высокий из всех регионов мира (17 человек в расчете на тысячу человек населения) . При этом высокая рождаемость в Африке южнее Сахары сочетается с крайне низкой продолжительностью жизни. Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет здесь 46 лет, а ожидаемая продолжительность жизни лиц, достигших возраста 15 лет, — 41 год .

В результате демографическая нагрузка, то есть отношение лиц в дорабочем и послерабочем возрастах к лицам в рабочем возрасте, формируется в регионе в преобладающей степени за счет роста численности нетрудоспособной молодежи (лица от 0 до 14 лет) и при этом достигает запредельной величины — 0,9, в том числе — 0,8, если считать только по нетрудоспособной молодежи . Это самые высокие показатели из всех регионов мира. Причем на страновом уровне демографическая нагрузка в целом ряде случаев еще выше. В Чаде, например, она составляет 1,2, В Анголе и Демократической Республике Конго — 1,1, а в Бенине, Буркина-Фасо, Бурунди, Гане, Зимбабве, Республике Конго, Мадагаскаре, Мали, Нигере, Сьерра-Леоне, Эритрее и Эфиопии равна единице .

Высокая демографическая нагрузка сильно ограничивает возможности накопления, а значит сдерживает экономический рост. Это проявляется как в низкой норме валового накопления (доля инвестиций в ВВП региона составляет 19%) , так и в неизбежном выделении меньших средств на социальные нужды. В Африке южнее Сахары положение усугубляется тем, что подавляющее большинство государств региона относится к странам с низким уровнем дохода. Средний ВНД по региону составляет всего 450 долл., что в 58 раз ниже среднего подушевого ВНД развитых стран . Это самый низкий показатель из всех регионов мира. Итак, высокая демографическая нагрузка ведет в условиях Африки южнее Сахары лишь к умножению социальных проблем и, прежде всего, проблемы бедности.

БЕДНОСТЬ

Международный уровень бедности — это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день в ценах 1985г. или менее чем на 2,15 долл. в день в ценах 1993 г. Международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1долл. в день в ценах 1985 г. или менее чем на 1,08 долл. в день в ценах 1993 г. По данным ООН, в Африке южнее Сахары проживает 25% всех сверхбедных мира. В абсолютном выражении это 250-300 млн. человек или 36-44% совокупного населения региона . На страновом уровне показатель чрезвычайной бедности в целом ряде случаев еще выше. Например, менее чем на 1долл. в день вынуждено существовать порядка 70% населения в Центрально-Африканской Республике, 63% — в Замбии, 61% — в Буркина-Фасо и Нигере, 57% — в Сьерра-Леоне, 49% — на Мадагаскаре . Уместно также отметить, что если в других регионах развивающегося мира в последние 20 лет отчетливо проявлялась тенденция к сокращению численности сверхбедных, то в Африке южнее Сахары наблюдался постоянный ее рост.

Последствия такого положения дел катастрофичны для населения региона. Достаточно сказать, что почти в половине стран Африки южнее Сахары от недоедания страдает от 20 до47% детей в возрасте до 5 лет . Неутешительны и прогнозы сокращения масштабов сверхбедности в регионе. Эксперты Мирового банка полагают, что к 2015 г. численность населения, вынужденного существовать в Африке южнее Сахары менее чем на 1долл. в день, не только не сократится, но, наоборот, возрастет по сравнению с 1990 г. на 35% .

Высокий уровень сверхбедности сочетается в регионе с большим неравенством в распределении доходов. Почти в половине стран Африки южнее Сахары коэффициент Джинидоставляет от 40 единиц и выше, в том числе в десяти — более 50 единиц.

В качестве конкретных примеров можно указать Ботсвану и Лесото (коэффициент Джини — 63), Центрально-Африканскую Республику (61), ЮАР (58). Чрезвычайная бедность, с одной стороны, и высокая степень неравенства в распределении доходов, с другой, — главные причины социальной напряженности в регионе, порождающие гражданские и этнические конфликты.

КРИЗИС ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Неизбежным следствием неблагоприятных демографических тенденций в Африке южнее Сахары, низкого уровня доходов как государств, так и большей части населения выступает то крайнее напряжение, которое испытывает социальная инфраструктура региона и, прежде всего сфера здравоохранения. В расчете на тысячу человек населения в регионе приходится всего 0,1 врача и 1,1 места в стационарных медицинских учреждениях . Менее 58% детей в возрасте до 1 года проходят необходимую вакцинацию. Совокупные годовые расходы на здравоохранение составляют в Африке южнее Сахары в расчете на душу населения всего 29 долл. (против 2 735 долл. в развитых странах) .

В результате регион выступает эпицентром многих опасных заболеваний и, прежде всего, СПИДа, туберкулеза и малярии. Численность ВИЧ — инфицированных, например, оценивается здесь в 28,5 млн.человек, включая 2,6 млн детей в возрасте до 15 лет и 15 млн. женщин. На страновом уровне наибольшее распространение СПИД получил в Ботсване, Замбии, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбике, Намибии и Свазиленде .

СПИД, малярия и туберкулез — одни из главных причин высокой смертности регионального населения. По оценкам ООН, 81% смертей, вызванных в мире СПИДом, 90%, вызванных малярией, и 23% мировых летальных исходов от заболевания туберкулезом приходятся на Африку южнее Сахары. Указанные заболевания выступают в современных условиях и значимым тормозом экономического развития региона. Подсчитано, что СПИД снижает здесь ежегодный рост ВВП в среднем на 0,5 — 2,6%. По другим оценкам, региональный ВВП был бы больше на 100 млрд долл., если бы за последние десятилетия удалось искоренить малярию. В африканских странах с высокой степенью распространения туберкулеза связанные с этим потери производительности труда оцениваются в 4-7% ВВП ежегодно . Таким образом, недостаточное внимание к здравоохранению, обусловленное в конечном итоге низким уровнем экономического развития стран Африки южнее Сахары, оборачивается еще большими экономическими проблемами и ведет по сути к консервации хозяйственной отсталости региона.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В кризисном состоянии находится система образования стран Африки южнее Сахары. Быстрые темпы прироста населения вкупе с хроническим недофинансированием образования поставили образовательную инфраструктуру в регионе на грань выживания.

Государственные расходы на образование в странах Африки южнее Сахары являются самыми низкими в мире. При этом подавляющая часть расходов идет на школьное образование (на послешкольное остаются крохи), но и для школы этих денег катастрофически не хватает. Кроме того данные по целому ряду стран региона свидетельствуют о том, что начальное, среднее школьное обучение и высшее образование финансируются из государственных бюджетов большей частью на фонд заработной платы преподавателей. Так, в Кении на оплату преподавателей идет 96% государственных расходов на образование, в Демократической Республике Конго — 90%, в Танзании — 86%, еще в 14 странах, по которым имеются соответствующие данные, — от 68 до 86% . Нет необходимости доказывать, что при такой структуре государственных расходов на образование учебные заведения испытывают острый недостаток средств на материально-техническое обеспечение учебного процесса, что нередко приводит к отсутствию в образовательных учреждениях даже самого необходимого, например, учебников.

Общее количество учащихся в регионе проявляет тенденцию к росту. Вместе с тем, процентная доля посещающих даже начальную школу в расчете от соответствующей возрастной группы на протяжении последних двадцати лет увеличивалась крайне медленно и непоследовательно. Так, если в 1980 г. 80% детей соответствующей возрастной группы были охвачены начальным образованием, то в середине 80-х гг. — только 76%, а в 2000 г. — 86%. Среднюю школу в 1980 г. посещало 15% детей соответствующей возрастной группы, а в 2000 г. — 27% от соответствующей возрастной группы. Наконец, послешкольным образованием были охвачены 1% от соответствующей возрастной группы в 1980 г. и 4% в 2000 г.

Получается, что большинство детей в регионе если и оканчивают, то только начальную школу. Особенно трудная ситуация сложилась с обучением девочек. 36 миллионов девочек в странах Африки южнее Сахары вообще не охвачены школьным обучением. 50% девочек, поступивших в начальную школу, к четвертому году обучения покидают ее. Среднюю школу посещают только 10% девочек соответствующей возрастной группы против 36% мальчиков. В то же время, по данным Африканской федерации в поддержку женского образования, увеличение среднего периода обучения в школе для девочек всего на четыре года могло бы обеспечить 8-9 процентный рост сельскохозяйственного производства в регионе, а увеличение этого периода лишь на один год могло бы понизить детскую смертность примерно на 6 случаев в расчете на тысячу младенцев.

Именно с серьезными проблемами в школьном образовании связан высокий уровень неграмотности в регионе. В Африке южнее Сахары неграмотны 39% населения старше 14 лет. При этом на страновом уровне этот показатель часто гораздо выше. Например, в Нигере неграмотны 86% населения старше 14 лет, В Мали — 81%, в Чаде — 73%, в Сьерра -Леоне — 70%, в Бенине — 66%

БЕЗРАБОТИЦА

Серьезной проблемой стран Африки южнее Сахары является безработица. По социальным данным на 2003 г. региональный уровень безработицы составляет 10, 9% совокупной рабочей силы. (По этому показателю Африка южнее Сахары уступает только региону Ближнего Востока и Северной Африки (12,2%) .) Вместе с тем, достоверность уровня региональной безработицы в 10,9% вызывает сомнения и он представляется заниженным. Об этом косвенно свидетельствует ЮАР, где более тщательно ведется учет безработных, и где их численность составляла в 1998-2001 гг. более 23% национальной рабочей силы .

Безработица региона имеет ряд черт, которые еще больше обостряют проблему незанятости. В странах Африки южнее Сахары безработица носит преимущественно застойный характер. В отличие от большинства регионов развивающегося мира мужская безработица превышает женскую. В 2003 г. в Африке южнее Сахары безработица среди мужчин составляла 11,8% (11,6% в 2001 г.), а среди женщин — 9,6% (9,3 в 2001 г.) . Наиболее быстро растет городская безработица. Среди молодежи безработица в 3-4 раза выше, чем среди лиц среднего возраста.

К вышеуказанному необходимо добавить, что имеющиеся данные международной статистики об уровне и характерных чертах безработицы в Африке южнее Сахары далеко не полностью отражают реальную ситуацию с незанятостью. С одной стороны, наряду с собственно безработицей в регионе большое распространение получила неполная занятость. С другой стороны, значительных масштабов достигла занятость в теневом секторе региональной экономике, так называемая «неформальная» занятость. По некоторым данным последняя достигает в Африке южнее Сахары 72% от «световой» занятости в сферах промышленного производства и услуг .

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Еще одной сложной социальной проблемой Африки южнее Сахары является вынужденная миграция. Согласно подходу, принятому в Верховном комиссариате ООН по делам беженцев, вынужденными мигрантами (беженцами) в отличие от мигрантов экономических считаются те, кто испытывают преследование по политическим расовым, религиозным, национальным мотивам или из-за принадлежности к определенным социальным группам. В соответствии с данным подходом в Африке южнее Сахары непосредственными причинами вынужденной миграции являются политические, этнические, религиозные, и гражданские конфликты, возникающие на фоне кризисной социально-экономической ситуации. Именно они порождают исход из стран Африки южнее Сахары значительных масс населения. На 1 января 2005 г. общая численность беженцев в мире оценивалась в 19,2 млн. чел., из них порядка 4,9 млн. приходилось на страны региона .

Вынужденная миграция в Африке южнее Сахары проявляется как в региональном, так и межрегиональном разрезе. Так, в 2004 г. по данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев во всем мире имелось 10 основных потоков вынужденных мигрантов. 5 из них приходились на Африку южнее Сахары и при этом носили преимущественно внутрирегиональный характер (см. нижеследующую таблицу).

Численность, происхождения беженцев в Африке южнее Сахары
и основные страны их приема (2004 г.)

Доклад эксперта:

«Продовольственная проблема

Тропической Африки»
Содержание

Введение. 3

1. Современное состояние продовольственной проблемы Тропической Африки. 5

1.1. Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. 5

1.2. Причины затяжного продовольственного кризиса Тропической Африки. 7

2. Роль ООН и мирового сообщества в решении продовольственной проблемы Тропической Африки 12

2.3. Политическая Деларация о потребностях Африки в области развития……….

2.4. Право на питание. Система социальной защиты .. 18

2.5. Доклад института Worldwatch «Состояние мира 2011». 21

Заключение. 24

Список литературы.. 26

Введение

Продовольственная проблема – фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; так как она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень качества жизни.

То обстоятельство, что наиболее остро продовольственная проблема осталась характерна прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран решить проблему нехватки продовольственных ресурсов сделала данную проблему общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году «Цели развития тысячелетия». Именно тогда одно из первых мест в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Сегодня в мире насчитывается 925 миллионов голодающих. В процентном выражении больше всего голодающих живет в странах Африки к югу от Сахары.

Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на динамику численности голодающих, является состояние мировой экономики. Финансово-экономический кризис 2008 года не повернул вспять положительную тенденцию сокращения бедности и голодающих людей по всему миру, но создал значительные трудности для реализации этой тенденции.

Однако важно отметить, что до начала кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары.

В связи с этим я считаю, что главным «полюсом голода» на сегодняшний день является – именно, Тропическая Африка. Так как здесь наблюдается продолжительная стагнация в вопросе обеспечения населения продовольственными ресурсами. Рост запасов данного региона не успевает за ростом численности населения, и весь этот процесс ведет к крупнейшей гуманитарной катастрофе 21 века.

На земном шаре сегодня недоедающих и голодающих больше, чем когда-либо раньше, и это несмотря на то, что в мире на душу населения производится больше продовольствия, чем когда бы то ни было в истории человечества. Однако глобальная проблема недоедания и голода не сводится только к дефициту продовольствия, она «насквозь» пронизана политикой, теснейшим образом связана с экономикой и различными сферами общественной жизни.

Глобальное звучание продовольственной проблеме придает и тот факт, что отдельным государствам такого отсталого региона как Тропическая Африка ее решения невозможно добиться порознь, необходимы совместные усилия: 1) стран голодающих; 2) стран, стремящихся достичь полного и гармоничного рациона питания, и 3) стран, достигших изобилия продовольствия и вынужденных даже «бороться» как с излишками пищевых продуктов, так и с избыточным их потреблением и связанными с этим болезнями. Как и многие другие глобальные проблемы, продовольственная значительно сдерживает дальнейшее развитие цивилизации.

Решить продовольственную проблему Тропической Африки и всего мира возможно только при условии, что все мировое сообществу объединится против этого страшного недуга 21 века, и будет действовать решительно и сообща!

1. Современное состояние продовольственной проблемы Тропической Африки

1.1. Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете

Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. Продовольственное положение здесь оценивается специалистами как критическое. Ситуация осложняется тем, что около основная часть ее жителей проживают за чертой бедности. Это обстоятельство, углубляющиеся экологические и энергетические трудности, высокие темпы демографического прироста обусловливают затяжной, хронический характер продовольственного кризиса. Об этом свидетельствуют как участившиеся вспышки массового голода в отдельных странах, так и постоянное расширение ареалов его распространения вплоть до образования стабильных «зон голода»: в пределах Сахеля на северовостоке и юге Африки. При этом парадоксом выглядит тот факт, что 2/з населения континента занято в сфере сельского хозяйства.

Наиболее неблагоприятное положение сложилось в странах аридных и семиаридных областей, занятых сухими саваннами и полупустынями. На этих территориях, отличающихся чрезвычайно низким агроприродным потенциалом, повышенной хрупкостью и пониженной «эластичностью» экосистем, темпы роста населения примерно в 2 раза опережают производство продовольствия, что приводит к резкому снижению подушевого показателя производства продуктов питания. По данным ООН серьезную нехватку продуктов питания испытывают 26 африканских государств, т. е. примерно половина стран континента. К ним относились в частности: БуркинаФасо, ГвинеяБисау, Нигер, Бенин, Чад, Гамбия, Гана, Гвинея, Мали, Мавритания, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Уганда, Танзания, Ангола, Ботсвана, Лесото, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и др.

Особенно большие человеческие жертвы принесли небывалые засухи в 80е годы в странах суданосахельской зоны. Сегодня ясно, что сахельская трагедия не исчерпывается природными катаклизмами. Есть основания утверждать, что еще задолго до начала трагедии сахельские страны уже вступили в полосу экологического кризиса, практически всецело обусловленного социально-экономическими факторами. Особенно зловещую роль сыграли сведение скудной древесной растительности и перевыпас скота. Кризис мог бы идти медленнее, но крайне неблагоприятные климатические условия внезапно обострили его. Сегодня продовольственный кризис для стран Тропической Африки стал экономическим явлением, которое протекает в этом регионе уже долгие годы, и решить данную проблему чрезвычайно сложно.

Анализируя продовольственную ситуацию в странах Африки, нельзя абстрагироваться от социальной и имущественной структуры местного населения. По многочисленным данным, узкий элитарный слой, охватывающий только 5% местного населения, присваивает здесь более 1/з национального дохода , равно как и львиную долю продовольственной помощи, поступаемой извне. Существует также значительный разрыв в характере и уровне питания между городскими и сельскими жителями и даже между членами отдельных семей.

Одно из последствий массового голода в странах Тропической Африки - образование крупных миграционных потоков беженцев, нередко пересекающих национальные границы. Наибольшее число беженцев приходится на сахельскую зону и соседние с ней страны.

Также стоит обратить внимание на структуру питания стран Тропической Африки. В питании населения, как правило, всегда доминирует один какой-либо продукт, что придает рациону однообразный характер и негативно сказывается на общем состоянии здоровья африканского населения.

Для зоны саванн и Сахеля в Африке наиболее характерны просяные культуры (в первую очередь сорго), дающие до 40- 50% калорий. Однако общепризнано, что они не способны поддерживать продовольственный баланс, ибо в неурожайные годы голод приобретает массовый характер. В пищевом рационе жителей лесной зоны африканского континента преобладают клубнеплоды - ямс, маниок (кассава), батат. Эти культуры дают сравнительно высокие урожаи, однако в местах их возделывания и потребления обычно обнаруживаются недоедание и сильное белковое голодание (в 1 кг батата содержится 1200 килокалорий и лишь 24 г белка).

Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения Африки оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства данного региона, его жизненный тонус, производительность труда и т. п.

Порочный круг «нищета - плохое питание - болезни - низкая производительность труда - нищета», характерный для стран мировой «периферии», ведет к тому, что резко падает трудоспособность занятых в производстве людей, поскольку недоедание обессиливает человека. Болезни и нищета в деревнях вынуждают молодежь уходить в города. В результате сокращаются ресурсы рабочей силы, возрастают темпы урбанизации, точнее псевдоурбанизации. Отсюда и усиливающаяся социальная напряженность, рост преступности, эпидемий, детской смертности.

1.2. Причины затяжного продовольственного кризиса Тропической Африки

Корни продовольственной проблемы слишком глубоки и имеют одновременно исторические, экономические, социально-демографические, политические и природно-климатические аспекты. Попытаемся хотя бы в тезисной форме охарактеризовать главные причины нынешней тяжелой продовольственной ситуации в развивающихся странах Тропической Африки.

1. Проблема голода теснейшим образом взаимосвязана с проблемой отсталости стран Тропической Африки. Подобно другим отраслям материального производства, сельское хозяйство большинства развивающихся стран даже близко не соответствует научному и техническому уровню мировой экономики конца XX в. Оно ведется без использования достаточного количества машин, минеральных удобрений, применения ирригации и т. д. Земледелие, особенно его продовольственный сектор, по-прежнему слабо втянуто в товарно-денежные отношения.

2. Значительное влияние на масштабы голода в современном мире оказывает неконтролируемый рост населения в развивающихся странах.

В Африке, где производство продовольствия переживает стагнацию, население быстро возрастает и период удвоения его численности составляет немногим более 20 лет. И, следовательно, к 2020 году можно ожидать нового удвоения населения континента. В соответствии с теорией Мальтуса в регионе должны активизироваться факторы, ограничивающие демографический рост. И это действительно происходит: нигде в мире нет такого количества межнациональных и гражданских войн и конфликтов, как в Африке, ВИЧ-инфекция и СПИД уносят миллионы жизней, охватывая самое работоспособное население.

В результате эпидемии ВИЧ/СПИДа в странах Африки к югу от Сахары на плечи пожилых людей легла ответственность по уходу за своими собственными больными детьми и воспитанию своих внуков, когда их дети умирали.

Домохозяйства, возглавляемые пожилыми людьми и в которых воспитываются сироты, были отнесены к категории особо уязвимых перед проблемой нехватки продовольствия (Muga and Onyango-Ouma, 2009; Makiwane and Kwizera, 2007; Adato and Bassett, 2008). Эти домашние хозяйства не в состоянии производить продукты питания, поскольку они не располагают рабочей силой и другими

необходимыми средствами, и поэтому среди них отмечаются высокие показатели недоедания.

3. Определенную вину за нынешнюю острую продовольственную ситуацию в развивающемся мире несут бывшие метрополии и транснациональные корпорации. Известно, что в бывших колониях лучшие пахотные земли отводились под плантации экспортных культур, ничего не дававших и мало что дающих сегодня местным жителям. ТНК, владеющие плантациями или контролирующие сбыт выращенной на них продукции, нисколько не облегчают продовольственных затруднений молодых государств.

4. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что страны Тропической Африки занимают крайне невыгодные позиции в рамках международных экономических отношений и в рамках мировой торговли.

5. Самым непосредственным образом на продовольственном положении в развивающихся странах сказываются высокие темпы урбанизации, приводящие не только к простому росту потребностей в товарном продовольствии, но и к качественному изменению рациона питания населения, предъявляя спрос на многие продукты, которые ранее на месте не производились. Городская элита становится все более зависимой от импорта продовольствия из высокоразвитых стран, на что расходуются крупные финансовые средства.

6. Нельзя сбрасывать со счетов и последствия экологических кризисов, особенно почвенной эрозии и опустынивания, которые в немалой степени определяют масштабы недопроизводства сельскохозяйственной продукции в Тропической Африке. Засухи и опустынивание охватили сегодня территории более 30 африканских государств, угрожая голодом примерно 150 млн человек.

В настоящее время практически используется вся или почти вся пригодная для обработки земля. Распахивание новых, менее удобных площадей может привести к удорожанию сельскохозяйственной продукции и (либо) к отрицательным последствиям для окружающей среды, как это уже произошло в зоне нестабильного земледелия, например в ряде стран Африки. Хотя сельскохозяйственные площади все еще увеличиваются, происходит это замедленными темпами, причем рост пахотных земель заметно отстает от расширения сельскохозяйственных угодий. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), доля сельскохозяйственных земель за последние 30 лет возросла с 33,13 до 35,71% всей суши, а доля пашни - с 10,41 до 11,03%, то есть на доли процента.

Застой в увеличении или стабилизация посевных площадей делают основным направлением роста сельскохозяйственного производства его интенсификацию на основе современных высокотехнологичных систем земледелия.

7. Новые серьезные угрозы для продовольственной безопасности и сектора сельского хозяйства возникают и в связи с изменением климата. Ожидаемые последствия такого изменения особенно опасны для мелких фермеров Тропической Африки, а также для групп населения, и без того уже находящихся в уязвимом положении. засухи и возросшая частотность стихийных бедствий, вызванных изменением климата, еще более обостряют проблему нехватки продовольствия для миллионов африканцев. Пагубные последствия засух и других природных катаклизмов особенно тяжело переживают такие уязвимые группы населения, как пожилые люди и инвалиды, которые не только не располагают материальными активами, но и зачастую не обладают необходимым человеческим капиталом и/или возможностями для адаптации к таким условиям.

8.Мировой финансово – экономический кризис 2008 года не обошел стороной и Тропическую Африку.

Согласной обзору экономического и социального положения в Африке 2010 года, проведенного Экономическим и Социальным Советом, общемировая рецессия отрицательно повлияла на показатели экономической деятельности в Африке в 2009 году, хотя ее последствия оказались менее

серьезными, чем первоначально прогнозировалось.

В результате экономического спада ухудшилось положение дел с занятостью, прежде всего среди уязвимых групп населения. Показатели нищеты либо увеличились, либо оставались высокими.

Общее негативное воздействие экономического кризиса на систему социального обеспечения может помешать достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в первую очередь целей, касающихся сокращения масштабов нищеты, голода.

Экономическая активность в Тропической Африке снизилась, при этом темпы прироста ВВП сократились с 5,2 процента в 2008 году до 1,8 процента в 2009 году. Например, в Чаде отмечено падение ВВП в результате низкой продуктивности сельскохозяйственного сектора. На фоне сокращения объемов внешнего финансирования растущий дефицит государственных бюджетов все чаще финансировался за счет внутренних источников: либо за счет изъятия государственных депозитов со счетов центрального банка, либо за счет заимствования средств у центральных банков. Страны, принявшие сбалансированные бюджеты , в которых уровень расходов привязан к уровню имеющихся в наличии внутренних и внешних ресурсов, практически не имели пространства для маневра в бюджетно-финансовой сфере, чтобы отреагировать на падение темпов роста.

Еще одна группа населения, которая может оказаться в уязвимом положении в результате любого снижения уровня доходов, состоит из людей, живущих в условиях крайней нищеты. Согласно последним оценкам, доля населения, живущего в условиях крайней нищеты в Центральной Африке, Восточной Африке, южной части Африки и Западной Африке - с использованием новой международной черты бедности в размере 1,25 долл. США в день - составляла в 2005 году 51 процент. А это - более 400 миллионов человек.

9.Уязвимые группы населения сталкиваются с серьезными трудностями при решении проблем, связанных с доступом к продовольствию и обеспечению продовольственной безопасности. В силу отсутствия во многих странах формальных программ повышения доходов, субсидий на продовольствие и ценового контроля все трудности перекладываются на плечи населения. Такие уязвимые группы населения, как пожилые люди, инвалиды, беженцы и беднота, являются наиболее уязвимыми перед повышением цен на продовольствие ввиду их низких доходов.

10. Внутренне перемещенные лица особенно уязвимы перед проблемой нехватки продовольствия, поскольку во время конфликта отсутствие безопасности затрудняет работу гуманитарных учреждений, которые стремятся оказать продовольственную помощь и предоставить другие услуги.

Примеры нехватки продовольствия среди внутренне перемещенных лиц.

Согласно оценкам Организации Объединенных Наций, сделанным в мае 2007 года в регионе Судана Дарфур, из 4,1 миллиона человек, затронутых конфликтом, находились вне досягаемости гуманитарных организаций. Как следствие, показатели недоедания среди перемещенных внутри страны лиц превысили критические показатели и глобальные показатели острого недоедания, а показатель недоедания среди детей впервые за последние три года достиг в 2007 году чрезвычайного уровня. В 2007 году возможности гуманитарных организаций по оказанию помощи сузились, когда около 1 миллиона внутренне перемещенных лиц нуждались в оказании крайне необходимой помощи.

В Сомали доступ гуманитарных организаций в страну резко ограничен в связи с отсутствием безопасности, что затрудняет оказание продовольственной и другой жизненно важной помощи внутренне перемещенным лицам. В лагерях для внутренне перемещенных лиц отсутствуют такие основные элементы инфраструктуры, как школы, медицинское обслуживание, водоснабжение и санитарное обслуживание, что ведет к повсеместному распространению проблем, связанных с хроническим недоеданием и диареей. Результаты обследования, проведенного в ноябре 2007 года среди внутренне перемещенных лиц в районах Афгойя и Мерка в Сомали, зафиксировали критически допустимые уровни недоедания в регионе, где большой угрозе голодной смерти уже подвержено 15 процентов детей.

В Кот-д’Ивуаре показатели недоедания оставались высокими, особенно в не имеющих доступа к морю районах и местах, где заставы и контрольно-пропускные пункты на дорогах препятствуют свободному передвижению.

Источник : См. Центр наблюдения за процессами внутреннего перемещения (2008 год) и Центр по наблюдению за процессами перемещения (2009 год).

2. Роль ООН и мирового сообщества в решении продовольственной проблемы Тропической Африки

2.1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года особое место отводится вопросу удовлетворения потребностей Африки.

ООН обязуется помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, искоренение нищеты и устойчивое развитие, тем самым вовлекая Африку в основное русло развития мировой экономики.

В частности ООН собирается:

· принять особые меры для решения проблем искоренения нищеты и устойчивого развития в Африке, включая списание задолженности, улучшение доступа к рынкам, расширение официальной помощи в целях развития (ОПР) и увеличение потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также передачу технологии;

· стимулировать и поддерживать региональные и субрегиональные механизмы предупреждения конфликтов и поощрения политической стабильности и обеспечивать надежный приток ресурсов для миротворческих операций на континенте;

· помочь Африке создать свой потенциал для обуздания пандемии ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Также в декларации говорилось о развитие и искоренение нищеты в мире, что напрямую связано с решением продовольственной проблемы в Тропической Африки. Ведь нищета и тяжелое экономического состояние данного региона кардинально мешают решить проблему нехватки продовольствия.

ООН обещает приложить все усилия к тому, чтобы избавить мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них.

ООН также преисполнены решимости всеобъемлющим образом и эффективно урегулировать проблемы задолженности развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода на основе принятия различных национальных и международных мер, направленных на то, чтобы вывести их задолженность на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе.

Эксперты ООН признают особые потребности и проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и настоятельно призывают как двусторонних, так и многосторонних доноров увеличить объем финансовой и технической помощи этой группе стран в целях удовлетворения их особых потребностей в области развития и содействовать им в преодолении обусловленных их географическим положением трудностей путем совершенствования их транзитных транспортных систем . Данная поддержка имела бы огромное значение для внутриконтинентальных стран Центральной Африки.

Важная цель, которая была поставлена ООН в декларации тысячелетия – это сокращение вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде , в том числе из-за нехватки средств;

2.2. Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности

На саммите подчеркнули тот факт, что в настоящее время число людей, страдающих от голода и нищеты, превысило 1 млрд. человек. Это представляет собой неприемлемое явление, затрагивающее жизнь, средства к существованию и достоинство одной шестой части населения мира. Последствия хронического недофинансирования сельского хозяйства1, мер по обеспечению продовольственной безопасности2 и развитию сельских районов еще более усугубились в последнее время, в частности, в связи с продовольственным, финансовым и экономическим кризисами.

Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 9 млрд. человек, потребуется увеличить к этому году объем производства сельскохозяйственной продукции на 70 процентов.

Обязательства и действия, которые были утверждены на саммите следующие:

Принцип 1: Инвестирование средств в реализацию планов, принимаемых самими странами, с целью выделения ресурсов на должным образом проработанные и ориентированные на конкретные результаты планы и партнерские отношения.

Признается и поддерживается Комплексную программу развития сельского хозяйства в Африке (КПРСХА) в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) в качестве хорошего примера механизма, позволяющего координировать работу в поддержку сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

Принцип 2: Усиление стратегической координации на национальном, региональном и глобальном уровнях в целях совершенствования регулирования, достижения более эффективного распределения ресурсов, недопущения дублирования усилий и выявления недостающих ответных мер.

Принцип 3: Стремление к всеобъемлющему двуединому подходу к обеспечению продовольственной безопасности, который включает: 1) прямые меры по незамедлительному смягчению проблемы голода в интересах тех, кто наиболее уязвим, и 2) среднесрочные и долгосрочные программы в области устойчивого

сельского хозяйства, продовольственной безопасности, питания и развития сельских районов для устранения коренных причин голода и бедности, в том числе на основе последовательной реализации права на достаточное питание.

Принцип 4: Обеспечение важной роли многосторонней системы посредством неуклонного повышения эффективности, расширения возможностей реагирования, усиления координации и наращивания результативности деятельности многосторонних учреждений.

Принцип 5: Обеспечение устойчивых и существенных обязательств со стороны всех партнеров по инвестированию в сектора сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания с выделением необходимых ресурсов на своевременной и надежной основе и с ориентацией на многолетние планы и программы.

ООН обязуется обеспечить важнейший, решающий сдвиг в направлении увеличения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство развивающихся стран. Приветствуется обязательство африканских руководителей, содержащееся в принятой в Мапуто Декларации, относительно увеличения доли средств, выделяемых в бюджетах этих стран на сельское хозяйство и развитие сельских районов, по меньшей мере до 10 процентов и призываем другие географические регионы принять аналогичные количественные обязательства с указанием конкретных сроков.

2.3. Политическая Деларация о потребностях Африки в области развития. В декларации о потребностях Африки в области развития подтверждаются особые потребности Африки, отраженные в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, Декларации Организации Объединенных Наций о Новом партнерстве в интересах развития Африки, Монтеррейском консенсусе Международной конференции по финансированию развития, Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию

ООН вновь обязуется укреплять и расширять глобальное партнерство взаимной подотчетности, общей ответственности и решимости предпринимать коллективные действия в интересах общего будущего и обеспечивать мобилизацию ресурсов, в том числе людских, финансовых и технологических ресурсов, которые требуются для того, чтобы положить конец нищете, голоду и недостаточному развитию в Африке в интересах достижения ясной цели преобразования существующих обязательств в конкретные действия.

В данной декларации выражается крайняя озадаченность последствиями глобального продовольственного кризиса для достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и в этой связи ООН принимает к сведению декларацию Африканского союза, касающуюся мер по решению проблемы высоких цен на топливо и обеспечению сельскохозяйственного развития. ООН призывает к принятию африканскими странами и международным сообществом всеобъемлющих мер на основе партнерства для поддержки комплексного и стабильного развития сельского хозяйства и сельских районов и подчеркивает важность обеспечения продовольственной безопасности и укрепления сельского хозяйства, как указано, в частности, во Всеобъемлющей программе развития сельского хозяйства в Африке в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки. ООН призывает всех доноров и систему Организации Объединенных Наций увеличивать свою помощь Африке, особенно наименее развитым странам и тем странам, которые испытывают наиболее негативное воздействие высоких цен на продовольствие.

ООН призывает к выполнению всех обязательств, касающихся официальной помощи в целях развития, включая обязательства, принятые многими развитыми странами и касающиеся выделения 0,7 процента валового национального дохода на официальную помощь в целях развития к 2015 году, а также выделения от 0,15 до 0,20 процента валового национального дохода на нужды наименее развитых стран, и настоятельно призывает те развитые страны, которые еще не сделали этого, предпринять конкретные усилия в этом направлении в соответствии со своими обязательствами.

Приемлемый уровень задолженности имеет большое значение для поддержки роста. Можно отметить прогресс в осуществлении Инициативы в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе, но по-прежнему ряд африканских стран все еще сталкивается с трудностями в поисках долгосрочного решения своих проблем задолженности, что может неблагоприятно отразиться на их усилиях по обеспечению устойчивого развития.

2.4. Право на питание. Система социальной защиты

В Генеральной Ассамблее ООН состоялась дискуссия, посвященная мировому продовольственному кризису и праву на питание.

«Мы организовали этот диалог, чтобы вернуть проблему продовольствия в повестку дня международного сообщества», - заявил Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание Оливье де Шуттер на итоговой пресс-конференции. Он подчеркнул, что продовольственный кризис никуда не исчез, а временное снижение цен на продовольствие - это не решение проблемы:

В нашем мире люди голодают не потому, что продуктов питания слишком мало. Голод продолжает существовать, потому что у людей нет средств на питание, потому что они отодвинуты на обочину жизни, потому что они подвергаются дискриминации. Именно эти проблемы мы поднимаем, отстаивая право на питание…»

Специальный докладчик считает, что для решения продовольственной проблемы необходимо обеспечить достойные условия существования мелким фермерам. Оливье де Шуттер заявил, что подлинная причина голода - социальное неравенство.

К сожалению, в странах Тропической Африки, где сельское хозяйство играет наибольшую социально-экономическую роль, государственные инвестиции относительно низки.

Проблема недостаточных инвестиций в Тропической Африке в сельское хозяйство усугубилось в периоды экономического кризиза 2008 года. Частные инвестиции в сельское хозяйство должны сопровождаться государственными инвестициями. Например, если государственная дорога облегчает доступ к плодородному региону, частные инвестиции в данный регион становятся более прибыльными. Анализ показал, что в столь разных странах, как Индия, Китай, Объединенная Республика Танзания и Уганда, инвестиции в сельскохозяйственные исследования и сельские дороги значительно способствуют сокращению бедности.

7. Декларация Организации Объединенных Наций о Новом партнерстве в интересах развития Африки от 16 сентября 2002 года

8. Доклад Международной конференции по финансированию развития, Монтеррей, Мексика 2002 года

9. Доклад института Worldwatch «Состояние мира 2011»

10. Доклад Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ 2010

11. Официальный сайт радио ООН - http://www. unmultimedia. org/radio/russian/detail/56724.html

12. Концептуальная записка «Мировой продовольственный кризис и право на питание» (A/63/966)

13. Мадридская декларация

14. Концептуальная записка «Мировой продовольственный кризис и право на питание» (A/63/966)

15. Всеобъемлющая рамочная программа действий

16. Коммюнике Координационного совета руководителей

17. Резолюция ГА «Сельскохозяйственное развитие и продовольственная безопасность» (A/RES/63/235)

18. Конвенция об оказании продовольственной помощи 1999 года

19. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания (1974 год)

Проблемы экономических систем

Проблемы развития экономической системы стоят достаточно остро на сегодняшний день, но если разработать грамотные мероприятия по повышению экономического потенциала государства и грамотно преподнести эту информацию как правительству, так и населению, то вполне можно значительно расширить экономический потенциал страны и как следствие экономический уровень развития.

К основным системам экономики, в которых кроются экономические проблемы можно отнести:

  • Экономическая система традиционного характера представляет собой целый сборник постулатов и традиций, на основании которого принимаются все решения экономического характера. Например, любую экономическую проблему в данном случае можно решить, опираясь на опыт и традиционную схему решения данной проблемы, которую опробовал ни один предприниматель. Такая хозяйственная система имеет свои определенные недостатки, например, решение экономических проблем, будет достаточно длительным, так как слабо используются новые технологии и инновации, что тормозит развитие предпринимательской деятельности;
  • Экономическая система рыночного характера представляет собой саморегулирующийся механизм, в основу которого положено произвольное рыночное формирование экономических отношений. В данном случае, надо сказать, что ни государство, ни общество не вмешивается в сами экономические проблемы, возникающие внутри рынка, эти проблемы разрешаются сами собой по средствам обмена, потребления, спроса и предложения и т.д.;
  • Экономическая система административного характера построена на централизованном управлении личностного характера. В данной система центр управления сосредоточен в единых руках, также здесь определяются основные направления развития системы, строятся прогнозы и разрабатываются планы и стратегии. Такие экономические вопросы как: что производить на рынок, кто будет целевой аудиторией производимого продукта, решается по средствам выполнения намеченных программ и концепций.

Характеристика Африки

Африка - это большой материк, поделенный на множество мини – государств.

Замечание 1

Надо отметить, что весь материк – это слабо развивающиеся страны, имеющие множество экономических, социальных, трудовых, экологических проблем.

Такое большое количество государств на одном материке, которые образовались после того, как распалась колониальная империя Великобритании, предположительно усложняют жизнь в Африке. Разные подходы в ведении хозяйства, разные политические, экономические и социальные взгляды вносят разлад между государствами.

Африка представляет собой географическую зону, где слишком мало пресной воды, много солнечных и жарких дней в году, технический и научный прогресс до этого континента просто не дошел. Большая численность населения в совокупности с низким уровнем жизни порождает множество проблем.

Основными причинами «отсталости» государств Африки от других стран мира послужило:

  • Долгое колониальное рабство. Народы Африки слишком долго находились во власти развитых стран мира, прежде все, Великобритании, Франции, Португалии и др. Это повлияло на слабое интеллектуальное развитие нации в целом. В современном мире – интеллект – это главное оружие в борьбе «за выживание»;
  • Слабый опыт существования в независимых условиях. Когда Африка отсоединилась от стран – колонистов, народ стал создавать собственные отдельные государства и общины, но ввиду слишком малого опыта в этой сфере развитие этих стран происходит очень медленно;
  • Отсутствие собственного капитала для создания общественных благ. После освобождения Африка начала новую политическую и экономическую деятельность, но строить ее было не на чем, так как финансирования и поддержки эти страны не получали, ввиду этого очень низкий уровень существования.

Итак, в Африке сложилась и продолжается по сегодняшний день сложная экономическая, политическая, социальная и др. ситуация, разрешение такой ситуации требует слишком длительного времени и больших инвестиций.

Экономические проблемы Африки

Экономических проблем в Африке более чем достаточно, их даже сложно перечислить, особенно в разрезе каждого государства в отдельности. Надо отметить, что в основе глобальных экономических проблем Африки лежат различные политические взгляды государств на общее развитие материка. Нестабильность политической обстановки также ухудшает экономическое состояние в целом и государств в отдельности.

Так, к основным экономическим проблемам Африки можно отнести:

  1. Мало экономических ресурсов. Африка богата песком, есть небольшие месторождения полезных ископаемых, но этого недостаточно для того, чтобы жить «хорошо». Африка с точки зрения ресурсов не интересна другим странам, а прежде всего, из-за отсутствия пресной воды и плодородного сельского хозяйства. Чтобы начать инвестиционную деятельность на территории этого материка, необходимо сначала обеспечить себя ресурсами первой необходимости, которых и так нехватка у местного населения;
  2. Практически отсутствие производства на территории материка. В Африке почти отсутствует промышленное производство, основными причинами этого стало: мало ресурсов, нет финансирования, тяжелые условия климата и т.д.;
  3. Слабое сельское хозяйство. Из-за тяжелых климатических условий сельское хозяйство Африки очень слабое, долгие засухи убивают урожай, также нет возможности использовать новые технологии в рамках сельского хозяйства. Все это приводит к экономическому кризису: нечем торговать на рынке, нечем кормить население.

Замечание 2

Некоторые страны мира пытаются помочь государствам Африки, но эта помощь не столь большая, чтобы поднять экономику материка в целом и его жителей.

Отдельные страны Африки нашли свою нишу на рынке и развиваются в экономическом плане лучше остальных, например: ЮАР, Египет, Тунис и др. Так, Египет и Тунис живут за счет туризма.

Таким образом, экономические проблемы Африки слишком серьезные, их разрешение требует усилий не только от государств материка, но и от всего мира, необходимо налаживать торгово – экономические связи, осуществлять программы поддержки и кредитования и т.д.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...