Актуальные проблемы кадастровых отношений в российской федерации. Проблемы постановки на государственный кадастровый учет ранее учтенных земельных участков и их решение


2. Современные проблемы Российского кадастра.

Создание современной кадастровой системы, содержащей сведения обо всех законно используемых земельных участках, играет важнейшую роль при решении вопросов регистрации прав на землю и перехода этих прав, планирования, налогообложения, предупреждения и решения земельных споров, развития финансового рынка, основу которого составляет использование недвижимого имущества в качестве обеспечения кредитов, решении иных задач, стоящих перед государством и административными образованиями.

Главным недостатком Российского земельного кадастра является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10% законно используемых земельных участков, то есть сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по заявительному принципу после 2000 года. Сведения о ранее до 2000 года учтенных земельных участках не систематизированы и не внесены в Единый государственный реестр земель. В Кадастр не внесены сведения об установленных в 1991-1992 годах границах земель 153 тысяч сельских населенных пунктов России, а также сведения об охранных, санитарных и других зонах и полосах с особым режимом использования, установленных 15 и более лет назад в связи с законным строительством автодорог, объектов трубопроводного транспорта, линий электропередачи и связи. Отсутствие в Кадастре полных сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктах, границах всех ранее образованных земельных участках и зон с особым режимом использования земель приводит к непосильным для большинства населения страны и сельскохозяйственных организаций затратам на сбор не внесенных за счет бюджета органа кадастрового учета кадастровых сведений о границах ранее образованных объектов кадастрового учета, межевание земель и проведение многочисленных согласований с заинтересованными лицами, круг которых четко не установлен Законом. Малосостоятельные граждане и сельскохозяйственные организации не находя столь значительных средств на межевание и кадастровый учет не могут добиться общественного признания своих прав и остаются в зоне риска утери прав на землю. Тем самым они не имеют возможности участвовать в экономических отношениях посредством таких механизмов как ипотечный залог, неохотно направляют средства на повышение эффективности использования земель из-за неопределенности их правового статуса. А более состоятельные граждане и организации вынуждены тратить неоправданно значительные средства на кадастровый учет и регистрацию прав на землю вместо их более эффективного использования на развитие. Кадастр эффективен когда процесс кадастрового учета незаметен для граждан и юридических лиц, процедуры межевания и кадастрового учета просты, не дороги и не занимают много времени. Все зависит от законодательства, поддерживающего ведение кадастра, и эффективности управления кадастровой деятельностью.

Как показала многолетняя практика имеется большое различие между принятыми рамочными законами в том числе ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», между благоприятными надеждами и ожиданиями в связи с этим депутатов, принимающих своеобразную декларацию о намерениях вместо закона прямого действия, между высказываниями о хороших намерениях просвещенных чиновников – руководителей органа кадастрового учета, и практической деятельностью кадастровых бюрократов на местах, руководствующихся вводимыми ими же удобными для себя, а не для людей ведомственными приказами, порядками и правилами, заполняющими белые пятна принятого закона не прямого действия.


2. Определение основных понятий кадастра.

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер - идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображаются на крупн.

- систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;
Межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации


3. Объект кадастра.

Объект кадастрового учета - это совокупность некоторых свойств реальных объектов и явлений и отношений между ними, характеризирующих право собственности кого-либо на земельные участки и объекты. В системе государственного земельного кадастра застроенных территорий объектами кадастрового учета (объекты учета) являются земельные участки и городские угодья.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

5. Определение земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о :
- земельных участках;
- территориальных зонах;
- землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
- землях и границах субъектов Российской Федерации;
- землях и границах Российской Федерации.

9. Структуризация территории города.

Структуризация - это разделение территории города или иного населенного пункта на основные кадастровые учетные единицы, в качестве которых принимаются административные районы города, кварталы, секции, площади и перекрестки, улицы и отрезки улиц.

Процесс структуризации территории является основополагающим и заключается в выделении указанных элементов и их кодировании:

Округ - административное, политическое, военное, хозяйственное подразделение государственной территории.

Район представляет собой административно-территориальную единицу, границы которой установлены на основании юридических документов. Район состоит из кварталов (секций) и улиц. Каждому району присваивается номер, состоящий из двух знаков, соответствующих алфавитному списку районов;

Квартал (секция) - территориальная единица, границами которой являются красные линии застройки или границы отвода дорог (улиц). Кварталы внутри района (города) нумеруются слева - направо, сверху - вниз или по мере их формирования и описываются тремя знаками. Может быть применена другая система нумерации, однако это должно быть оговорено. Кроме этого, если трех позиций для охвата всех кварталов оказывается недостаточно, то к ним может быть добавлена буква (например, первая буква района: Центральный - Ц и так далее);

Улица - это часть территории, ограниченная красными линиями за-стройки, предназначенная для перемещения всех видов транспорта и пеше-ходного движения. Улицы состоят из отрезков улиц. Пересечение нескольких улиц образует перекресток. Улицы обозначаются в черте населенного пункта кодом в соответствии с их алфавитным списком. Код состоит из четырех знаков;

Мирзоева А.Э.

ORCID: 0000-0001-7506-3485, Магистрант, Санкт-Петербургский горный университет в г. Санкт-Петербурге

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются злободневные проблемы, связанные с проведением государственной кадастровой оценки, в частности с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости. Актуальность затронутой темы и необходимость ее изучения заключается во влиянии результатов кадастровой оценки на налогообложение, а значит и на экономику страны в целом. Кроме того, была рассмотрена динамика изменения кадастровой стоимости по нескольким городам России с различным функциональным назначением, определена необходимость устранения проблем государственной кадастровой оценки.

Ключевые слова: государственная кадастровая оценка недвижимости, кадастровая стоимость недвижимости, земельные участки, проблематика определения кадастровой стоимости, налогообложение недвижимости.

Mirzoeva A.E.

ORCID: 0000-0001-7506-3485, Graduate Student, Saint-Petersburg Mining University, St. Petersburg

RELEVANCE OF THE PROBLEM OF LAND PLOTS CADASTRAL VALUATION IN RUSSIA

Abstract

The article deals with topical problems related to state cadastral valuation. In particular, the problem of defining cadastral value of real estate objects is discussed. The relevance of the topic and the necessity to study it is related to the impact of the results of cadastral valuation on taxation, and therefore on the economy of the country on the whole. In addition, the dynamics of changes in cadastral valuation for several cities of Russia with various functional purposes was considered. The necessity to eliminate problems of state cadastral valuation was determined.

Keywords: state cadastral valuation of real estate, cadastral value of real estate, land plots, problems of determining cadastral value, taxation of real estate

Вопрос проведения кадастровой оценки земель в Российской Федерации на данный момент, особенно в условиях современной рыночной системы, является наиболее актуальным. В 2015 году вступили изменения в Налоговый кодекс, которые обозначили кадастровую стоимость объектов недвижимости как налогооблагаемую базу, причем был определен переходный период, в течение которого осуществляется перерасчет налоговых сумм в соответствие со значениями кадастровой стоимости к 2020 году по мере подготовленности субъектов.

По анализу актуальных результатов кадастровой оценки можно заметить тенденцию роста кадастровой стоимости объектов недвижимости, в некоторых случаях она значительно превышает даже рыночную стоимость, что создает налоговую нагрузку. Например, для предприятий плата налогов, определенных исходя из необоснованной кадастровой стоимости, означает трату средств, которые могли бы быть задействованы на их модернизацию или развитие, а для физических лиц – социально несправедливое налогообложение.

На рисунке 1 представлено изменение кадастровой стоимости земельных участков с различными видами разрешенного использования на примере города Сочи. Согласно принятым результатам кадастровой оценки за период с 2003 по 2012 год, прослеживается четкая тенденция увеличения стоимости.

Рис. 1 – Динамика кадастровой стоимости в городе-курорте Сочи с 2003 года по 2012 год (рублей за квадратный метр)

Переход к рыночной экономике, произошедший в России в 1991 году, обусловил важность государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В то время результаты проведенных оценок хранились в виде бумажных документов в архивах государственных учреждений, уполномоченных на проведение оценочной деятельности. К сожалению, документы не были переведены в электронный вид, что не обеспечило их общедоступность. В связи с этим проследить изменение кадастровой стоимости с 1991 до 2003 года не представляется возможным. Кроме того, в 1998 году произошла деноминация российского рубля, что также отразилось на значении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Это говорит о том, что проведение анализа изменения кадастровой стоимости является целесообразным в случаях улучшения экономической ситуации в стране или хотя бы в период экономической стабильности, который начался после кризиса в 2009 году и длится по настоящее время.

На рисунке 2 представлено увеличение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов индивидуальной жилой застройки, в Москве в разрезе административных округов (за 1 кв. метр земли в рублях), по утвержденным результатам кадастровой оценки за различные временные промежутки.

Рис. 2 – Изменение кадастровой стоимости в г. Москве с 2008 года по 2015 год в разрезе административных округов (рублей за квадратный метр)

В качестве примера возрастания кадастровой стоимости объектов капитального строительства рассмотрена динамика роста кадастровой стоимости квадратного метра жилья по районам Санкт-Петербурга. По данным Центра Исследований и Аналитики Группы Компаний «Бюллетень Недвижимости», за 3 года (с 2012 по 2015 годы) кадастровая стоимость в среднем увеличилась на 47 тыс. рублей (рис. 3).

Рис. 3 – Динамика кадастровой стоимости квадратного метра жилой недвижимости в г. Санкт-Петербурге с 2012 по 2015 год

Для физических лиц переход к кадастровому налогообложению стал достаточно острым, о чем свидетельствует возрастание числа споров о результатах кадастровой оценки (рис. 4).

Рис. 4 – Динамика изменения численности споров о значениях кадастровой стоимости недвижимости за период с 2008 по 2015 гг.

Стоит также отметить, что за первые полгода 2016 года в Комиссии Росреестра и арбитражные суды уже было подано 14,6 тысяч заявлений об оспаривании кадастровой стоимости. Эта цифра в 1,5 раза превышает количество поступивших заявлений за такой же период 2015 года (рис. 4). Кроме того, 85% полученных заявлений относятся к случаям возражения против установленных значений стоимости именно земельных участков.

Согласно публикациям в средствах массовой информации, за последнее время интерес к результатам кадастровой оценки и процедуре определения кадастровой стоимости увеличился более чем в 3 раза . В дополнение, президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, в ежегодной телепередаче «Прямая линия с Владимиром Путиным» отметил заинтересованность населения к данной проблеме. На коллегии Росреестра при подведении итогов 2015 года и определении перспектив на 2016 год руководитель, Игорь Васильев, отметил возрастающую социальную значимость всей процедуры кадастровой оценки, а также и повышение заинтересованности собственников к размеру кадастровой стоимости их недвижимости.

По настоящее время определением кадастровой стоимости занимаются частные компании, что приводит к разнице в способах определения стоимости, а затем и к разнице в стоимости рядом расположенных объектов недвижимости в десятки раз. Поэтому была рассмотрена инициатива и внесены изменения в законодательство по поводу предоставления полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, бюджетным учреждениям государства.

Намерения сформировать единую систему кадастровой оценки по всей стране подтвердил премьер-министр Российской Федерации, Дмитрий Медведев. В первую очередь он отметил, что уровень подготовки специалистов сферы оценочной деятельности должен быть одинаков, а сами оценщики не должны являться работниками частных компаний. Председатель Правительства Российской Федерации также поддержал инициативу введения изменений в законодательство, касающиеся передачи кадастровой оценки недвижимости государству .

В действительности нормативно-правовую базу кадастровой оценки недвижимого имущества пополнили два законодательных акта. С 1 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358, утвердивший правила расчета кадастровой стоимости недвижимости, кроме земельных участков, расположенных вне населенных пунктов, а также занятых природными объектами. С 1 января 2017 года введен в действие Федеральный закон о кадастровой оценке», положения которого внедряют в сферу оценочной деятельности институт государственных кадастровых оценщиков.

Средства от налога на недвижимость поступают в бюджеты разного уровня и используются властями для различных нужд. Переход к кадастровой стоимости изначально являлся инициативой самих регионов (субъектов РФ), а не Правительства. Так, например, у руководства Москвы складывалось впечатление, что бюджет недополучает средства, которые впоследствии были бы направлены на решение общегородских проблем. Имевшаяся оценка считалась властями заниженной и проведенной таким образом, что, например, от крупных торговых сетей в казну практически не поступали никакие средства. Поэтому переход к кадастровой стоимости, безусловно, должен был привести к справедливому налогообложению, а никак не к перегибу сложившейся ситуации в обратную сторону. И это касается не только предприятий, но и граждан. В связи с этим Правительством еще будут рассмотрены предложения по увеличению не налогооблагаемой части имущества.

Большую часть налога на недвижимость во многих регионах составляет земельный налог, к примеру, по Республике Крым, что представлено на рисунке 5.

Рис. 5 – Начисление и поступление платежей в тысячах рублей по налогам в Республике Крым (март 2016 года)

В Краснодарском крае земельный налог составляет 3,72 % от всех поступлений в бюджет и 19,2% от налога на недвижимое имущество (рис. 6) .

Рис. 6 – Начисление и поступление платежей в рублях по налогам в Краснодарском крае (сентябрь 2016 года)

Специфической особенностью земель населенных пунктов является то, что их стоимость значительно превышает стоимость других категорий земель, что связано с высокой урбанизированностью и количеством капитальных вложений, потраченных на обустройство, инженерное оборудование, социальную инфраструктуру и прочее. Не последнюю роль в формировании бюджетов городов играет имущественный налог и арендная плата, которые определяются исходя из кадастровой стоимости недвижимости .

Как уже было отмечено ранее, число споров о кадастровой оценке растет. Согласно данным Росреестра, количество рассмотренных заявлений в Комиссиях с 2013 до 2014 года увеличилось вдвое – до 11 тыс. споров (рис. 7). В 2015 году в 58% случаев решение было принято в пользу заявителя, а кадастровая стоимость объектов упала на 27%. Налоговые сборы в региональные и муниципальные бюджеты из-за этого упали на 24,5 млрд. руб. ниже запланированных. Они стали непредсказуемы, а ведь для муниципальных бюджетов земельный налог и налог на имущество являются источниками дохода.

Рис. 7 – Оспаривание кадастровой стоимости в Комиссиях и судах

Важно отметить, что Комиссии при Росреестре, рассматривая спросы о недовольствах в отношении значений кадастровой стоимости, снижают количество заявлений, поступающих в суды, в связи с тем, что пересматривают наименее спорные и наиболее очевидные заявления, а также оперативно решают вопрос правообладателей в сравнении с аналогичной процедуры, проходящей в судебном порядке. Рассмотрение дел в Комиссиях увеличивает число случаев, при которых для заявителей спор становится выигрышным.

Как видно по статистике и проведенному анализу, злободневность вопросов, связанных с кадастровой оценкой, обоснована, поэтому точность и корректность ее результатов является одной из задач, которую призвано решить государство. Необъективность результатов определения кадастровой стоимости в России складывается исходя из ряда проблем, которые выделены не только государственными органами, но и исследователями, разрабатывающими и совершенствующими методические аспекты оценки . Выделим основные из указанных проблем.

Согласно ежегодному докладу Росреестра об итогах деятельности, выделены следующие проблемы, влияющие на качество кадастровой оценки:

– недостаточность качества исходных данных;

– ограничения при привлечении опытного оценщика (не урегулирована ситуация с отбором исполнителей работ с учетом опыта и квалификации);

– отсутствие четких алгоритмов и последовательностей для определения достоверных и обоснованных результатов кадастровой оценки;

– неудовлетворительный контроль со стороны местных органов власти результатов, а также утверждение неадекватных результатов проведенной оценки недвижимости;

– отсутствие проверки со стороны Росреестра в части привлечения оценщика к ответственности при неверных результатах;

– расчет налога на земельные участки и иную недвижимость без установления значимости суммы для населения и экономики страны;

– неотработанный порядок при нахождении кадастровой стоимости вновь образованных, ранее учтенных и измененных объектов .

Для решения этих проблем Росреестром предлагается использование топографической основы кадастра, проведение отбора исполнителя оценочных работ через конкурс, разработка и утверждение методологии оценки, обеспечение возможности оспаривания кадастрового отчета до его утверждения, введение дисквалификации от работ по кадастровой оценке, применение обязательного анализа социальных и экономических последствий и переработка порядка, утвержденного Минэкономразвития России .

Актуальность вопросов в области проблем кадастровой оценки поднимается уже достаточно давно как российскими, так и зарубежными исследователями. В российских публикациях относительно определения кадастровой стоимости, как правило, поднимаются вопросы:

– рассмотрения возможностей и достоинств использования различных подходов при кадастровой оценке (Пичуев Н.И., Клещенко Ю.А.) , ;

– обозначения общих проблем проведения кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости (Поликарпов А.М., Сулин М.А., Павлова В.А.) , ;

– разработки перечней новых факторов, влияющих на кадастровую стоимость (Быкова Е.Н., Шабаева Ю.И., Виноградов Д.В.) , ;

– выявления прогнозов и перспектив налогообложения недвижимого имущества (Дождева Е.Е., Журавлева Т.А., Родионова В.В.) , .

Зарубежные исследователи (Dimopoulos T., Erden H., Galante M., Parzych P., Jasiolek J. и другие) публикуют работы, связанные с рациональностью использования результатов кадастровой или массовой оценок недвижимости в целях налогообложения. Подобные исследования проводятся в таких странах, как Польша, Греция, Израиль, Германия, Франция, Турция, Испания, Индия, США, Бразилия, Китай, Япония и страны Африки. Все это говорит о заинтересованности в совершенствовании методик проведения кадастровой (массовой) оценки и возможностях использования ее результатов во всем мире.

Список литературы / References

  1. Публикации о Росреестре [Электронный ресурс]. – URL: https://rosreestr.ru/site/press/archive/publications (дата обращения: 05.04.2017).
  2. Передача кадастровой оценки государству не исключена [Электронный ресурс]. – URL: https://er.ru/news/134020 (дата обращения: 15.03.2017).
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 16.12.2016).
  4. Кухарук Н. С. Актуализация результатов кадастровой оценки земель населённых пунктов / Н. С. Кухарук, Л. В. Марциневская, А. М. Митряйкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Том 17. – 2011. – № 21. – С. 150-160.
  5. Итоговый доклад «Итоги деятельности за 2014 год, задачи на 2015 год» [Электронный ресурс]. – URL: https://rosreestr.ru/upload/iblock/5ef/buklet-rr-v-tsifrakh-2015_itog.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
  6. Пичуев Н. Н. О применении затратного подхода при оценке стоимости объектов в Крымском федеральном округе / Н. Н. Пичуев, И. Н. Пичуев // Вопросы оценки. – 2014. – № 4(78). – С. 9-19.
  7. Клещенко Ю. А. Системный подход и принципы методологии освоения земель Автономной Республики Крым для решения социально-экономических проблем всех слоев населения / Ю. А. Клещенко, Е. Н. Ширков // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). – 2015. – № 3. – С. 156-162.
  8. Поликарпов А. М. Проблемы кадастровой системы в Российской Федерации / А. М. Поликарпов, А. Э. Мирзоева, А. С. Овчинникова // Образование, экономика, общество. – 2015. – № 3-4 (49-50). – С. 125-129.
  9. Сулин М. А. Общая парадигма оценки объектов недвижимости / М. А. Сулин, В. А. Павлова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета: СПбГАУ. – 2012. – № 27. – С. 242-245.
  10. Быкова Е. Н. Престижность территории и концептуальные положения формирования ее критериев / Е. Н. Быкова, Ю. И. Шабаева // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2014. – №37. – С. 181-186.
  11. Виноградов Д. В. Экономика недвижимости: учеб. пособие / Д. В. Виноградов. – Владимир: Владимирский государственный университет, 2007. – 136 с.
  12. Дождева Е. Е. Новые подходы к налогообложению доходов физических лиц от сдачи в аренду имущества / Е. Е. Дождева, Е. В Родионова // Региональное развитие: СГЭУ. – 2015. – № 3(7). – С. 4.
  13. Журавлева Т. А. Прогноз налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя // Крымский научный вестник. – 2015. – № 4-1. – С. 10-33.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Publikacii o Rosreestre . – URL: https://rosreestr.ru/site/press/archive/publications (accessed: 05.04.2017).
  2. Peredacha kadastrovoj ocenki gosudarstvu ne iskljuchena . – URL: https://er.ru/news/134020 (accessed: 15.03.2017).
  3. Oficial’nyj sajt Federal’noj nalogovoj sluzhby RF . – URL: https://www.nalog.ru (accessed: 16.12.2016).
  4. Kuharuk N. S. Aktualizacija rezul’tatov kadastrovoj ocenki zemel’ naseljonnyh punktov / N. S. Kuharuk, L. V. Marcinevskaja, A. M. Mitrjajkina // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta . Tom 17. – 2011. – № 21. – S. 150-160.
  5. Bykowa E. The state real estate cadaster in Russia – problems and perspectives / E. Bykowa, J. Sishchuk // ZFV – Zeitschrift fur Geodasie, Geoinformation und Landmanagement. – 2015. Vol. 140(1). – P. 22-26.
  6. Itogovyj doklad «Itogi dejatel’nosti za 2014 god, zadachi na 2015 god» . – URL: https://rosreestr.ru/upload/iblock/5ef/buklet-rr-v-tsifrakh-2015_itog.pdf (accessed: 01.02.2017).
  7. Pichuev N. N. O primenenii zatratnogo podhoda pri ocenke stoimosti ob#ektov v Krymskom federal’nom okruge / N. N. Pichuev, I. N. Pichuev // Voprosy ocenki . – 2014. – № 4(78). – P. 9-19.
  8. Kleshhenko Ju. A. Sistemnyj podhod i principy metodologii osvoenija zemel’ Avtonomnoj Respubliki Krym dlja reshenija social’no-jekonomicheskih problem vseh sloev naselenija / Ju. A. Kleshhenko, E. N. Shirkov // Nauka. Tehnika. Tehnologii (politehnicheskij vestnik) . – 2015. – № 3. – P. 156-162.
  9. Polikarpov A. M. Problemy kadastrovoj sistemy v Rossijskoj Federacii / A. M. Polikarpov, A. Je. Mirzoeva, A. S. Ovchinnikova // Obrazovanie, jekonomika, obshhestvo . – 2015. – № 3-4 (49-50). – p. 125-129.
  10. Sulin M. A. Obshhaja paradigma ocenki ob#ektov nedvizhimosti / M. A. Sulin, V. A. Pavlova // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta: SPbGAU . – 2012. – № 27. – P. 242-245.
  11. Bykova E. N. Prestizhnost’ territorii i konceptual’nye polozhenija formirovanija ee kriteriev / E. N. Bykova, Ju. I. Shabaeva // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta . – 2014. – №37. – P. 181-186.
  12. Vinogradov D. V. Jekonomika nedvizhimosti: ucheb. posobie / D. V. Vinogradov. – Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet, 2007. – 136 p.
  13. Dozhdeva E. E. Novye podhody k nalogooblozheniju dohodov fizicheskih lic ot sdachi v arendu imushhestva / E. E. Dozhdeva, E. V Rodionova // Regional’noe razvitie: SGJeU . – 2015. – № 3(7). – P. 4.
  14. Zhuravleva T. A. Prognoz nalogovogo potenciala Respubliki Krym i g. Sevastopolja // Krymskij nauchnyj vestnik . – 2015. – № 4-1. – P. 10-33.

Создание современной кадастровой системы, содержащей сведения обо всех законно используемых земельных участках, играет важнейшую роль при решении вопросов регистрации прав на землю и перехода этих прав, планирования, налогообложения, предупреждения и решения земельных споров, развития финансового рынка, основу которого составляет использование недвижимого имущества в качестве обеспечения кредитов, решении иных задач, стоящих перед государством и административными образованиями.

Главным недостатком Российского земельного кадастра является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10% законно используемых земельных участков, то есть сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по заявительному принципу после 2000 года. Сведения о ранее до 2000 года учтенных земельных участках не систематизированы и не внесены в Единый государственный реестр земель. В Кадастр не внесены сведения об установленных в 1991-1992 годах границах земель 153 тысяч сельских населенных пунктов России, а также сведения об охранных, санитарных и других зонах и полосах с особым режимом использования, установленных 15 и более лет назад в связи с законным строительством автодорог, объектов трубопроводного транспорта, линий электропередачи и связи. Отсутствие в Кадастре полных сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктах, границах всех ранее образованных земельных участках и зон с особым режимом использования земель приводит к непосильным для большинства населения страны и сельскохозяйственных организаций затратам на сбор не внесенных за счет бюджета органа кадастрового учета кадастровых сведений о границах ранее образованных объектов кадастрового учета, межевание земель и проведение многочисленных согласований с заинтересованными лицами, круг которых четко не установлен Законом. Малосостоятельные граждане и сельскохозяйственные организации не находя столь значительных средств на межевание и кадастровый учет не могут добиться общественного признания своих прав и остаются в зоне риска утери прав на землю. Тем самым они не имеют возможности участвовать в экономических отношениях посредством таких механизмов как ипотечный залог, неохотно направляют средства на повышение эффективности использования земель из-за неопределенности их правового статуса. А более состоятельные граждане и организации вынуждены тратить неоправданно значительные средства на кадастровый учет и регистрацию прав на землю вместо их более эффективного использования на развитие. Кадастр эффективен когда процесс кадастрового учета незаметен для граждан и юридических лиц, процедуры межевания и кадастрового учета просты, не дороги и не занимают много времени. Все зависит от законодательства, поддерживающего ведение кадастра, и эффективности управления кадастровой деятельностью.

Как показала многолетняя практика имеется большое различие между принятыми рамочными законами в том числе ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», между благоприятными надеждами и ожиданиями в связи с этим депутатов, принимающих своеобразную декларацию о намерениях вместо закона прямого действия, между высказываниями о хороших намерениях просвещенных чиновников - руководителей органа кадастрового учета, и практической деятельностью кадастровых бюрократов на местах, руководствующихся вводимыми ими же удобными для себя, а не для людей ведомственными приказами, порядками и правилами, заполняющими белые пятна принятого закона не прямого действия.

2. Определение основных понятий кадастра.

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер - идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображаются на крупн.

- систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;
Межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

  1. Объект кадастра.

Объект кадастрового учета — это совокупность некоторых свойств реальных объектов и явлений и отношений между ними, характеризирующих право собственности кого-либо на земельные участки и объекты. В системе государственного земельного кадастра застроенных территорий объектами кадастрового учета (объекты учета) являются земельные участки и городские угодья.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

  1. Определение земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о :
- земельных участках;
- территориальных зонах;
- землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
- землях и границах субъектов Российской Федерации;
- землях и границах Российской Федерации.

9. Структуризация территории города.

Структуризация — это разделение территории города или иного населенного пункта на основные кадастровые учетные единицы, в качестве которых принимаются административные районы города, кварталы, секции, площади и перекрестки, улицы и отрезки улиц.

Процесс структуризации территории является основополагающим и заключается в выделении указанных элементов и их кодировании:

Округ - административное, политическое, военное, хозяйственное подразделение государственной территории.

Район представляет собой административно-территориальную единицу, границы которой установлены на основании юридических документов. Район состоит из кварталов (секций) и улиц. Каждому району присваивается номер, состоящий из двух знаков, соответствующих алфавитному списку районов;

Квартал (секция) - территориальная единица, границами которой являются красные линии застройки или границы отвода дорог (улиц). Кварталы внутри района (города) нумеруются слева - направо, сверху - вниз или по мере их формирования и описываются тремя знаками. Может быть применена другая система нумерации, однако это должно быть оговорено. Кроме этого, если трех позиций для охвата всех кварталов оказывается недостаточно, то к ним может быть добавлена буква (например, первая буква района: Центральный - Ц и так далее);

Улица - это часть территории, ограниченная красными линиями за-стройки, предназначенная для перемещения всех видов транспорта и пеше-ходного движения. Улицы состоят из отрезков улиц. Пересечение нескольких улиц образует перекресток. Улицы обозначаются в черте населенного пункта кодом в соответствии с их алфавитным списком. Код состоит из четырех знаков;

Отрезок улицы является частью улицы, ограниченной ближайшими перекрестками и красными линиями застройки. Отрезки улиц нумеруются по каждой улице двузначными числами (рис. 5.1);

Площадь (перекресток) представляет собой пересечение нескольких улиц, ограниченных линиями застройки. Код площади содержит пять знаков. Площадь, в отличие от перекрестка, имеет название;

Кадастровый участок - это часть территории с однородными показателями правового, хозяйственного, природного, экономического содержания, переданная во временное или вечное пользование, владение или аренду юридическому или физическому лицу. Кадастровые участки нумеруются в пределах квартала (секции). Код содержит три знака;

Элементарный объект (угодье) - есть составная часть кадастрового участка, отрезка улицы, площади, перекрестка, систематически используемая для конкретных хозяйственных целей, обладающая однородными естест-венноисторическими свойствами. Угодья нумеруются внутри кадастрового участка или квартала. Код содержит три знака.

10. Кадастровая учетная единица.

Кадастровая учетная единица — это непрерывная территория одного функционального назначения или административного подчинения, границы которой устанавливаются градостроительными документами или решением органов власти.

Основные кадастровые учетные единицы составляют два уровня иерархической структуры деления территории города. Первый уровень в иерархической структуре деления составляют границы города, второй — кадастровые кварталы.

Формирование кадастровых учетных единиц осуществляется с соблюдением определенных требований: границы кадастровой учетной единицы, отображаемые линиями на исходном материале, должны образовывать замкнутый контур; кадастровые учетные единицы (кварталы, секции, отрезки улиц и перекрестки) должны составлять один уровень структуризации; границы смежных кадастровых учетных единиц одного уровня должны иметь, как минимум, одну общую линию и не пересекаться; границы кадастровых учетных единиц не должны пересекать красные линии, изменять сложившуюся архитектурно-градостроительную планировку города, пересекать границы охранных, природных и оздоровительных зон.

Выбор района, квартала, отрезка улиц и перекрестка в качестве кадастровых учетных единиц связан с тем, что их границы устанавливаются на основе градостроительной документации, административных решений органов власти « поэтому имеют правовую защиту и юридический статус. Это обеспечивает проведение достоверного учета и контроля использования земель путем ведения баланса использования земель в каждой учетной единице.

11. Инвентаризация земель города. Настоящее Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов (далее - Руководство) разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622 "О совершенствовании сведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации". Руководство определяет основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (далее по тексту населенные пункты). Целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов является создание основы для ведения Государственного земельного кадастра в городах, поселках и сельских населенных пунктах,обеспечение регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды) с выдачей землевладельцам (землепользователям) соответствующих документов установленного образца, обеспечение создания банка данных на бумажной основе и магнитных носителях, организация постоянного контроля за использованием земель в городе. Основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются: - выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков; - выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения; -установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности. Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия. Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа : I этап - подготовительный; II этап - производственный; Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 - 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети. Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договора с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющих лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей работ (субподрядчиков) могутпривлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.

12. Особенности проведения работ подготовительного этапа.

Подготовительные работы — важный элемент в технологии работ по кадастровому картографированию и инвентаризации земель населенных пунктов. Их качественное проведение позволяет правильно оценить объем предстоящих затрат и составить реальный график выполнения работ. Просчеты в этой работе приводят к удорожанию конечной продукции и увеличению сроков на выполнение работ.
Работы подготовительного этапа при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:
. сбор, изучение и анализ материалов, перераспределение земель, землеотводов, материалов БТИ;
. анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
. разбивку кварталов (кадастровое и экономическое зонирование) и составление карты — схемы топообеспеченности;
.подготовку рабочего инвентаризационного плана;
.написание технического отчета.
Сбору, изучению и анализу подлежат материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта; сведения генерального плана и другой градостроительной документации; правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель; материалы предыдущих инвентаризаций; документы и материалы по отводу земельных участков; сведения дежурных планов отводов и

застройки; материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенных пунктов; материалы обследования БТИ земельных участков индивидуальной застройки; материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях); материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы, графики и т. п.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения.

На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание на проведение работ по кадастровому картографированию и инвентаризации земель населенных пунктов. В техническом задании должны быть предусмотрены порядок, сроки и технология выполнения следующих работ:
.разбивки территории населенного пункта на кварталы;
.проведения производственного этапа инвентаризации;
.создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);
.составления землеустроительного дела квартала;
.обследования городской геодезической сети;
. установления городской черты.

13. Состав и особенности выполнения работ полевого этапа.

аботы полевого этапа инвентаризации по определению местоположения земельных участков включают:

  • согласование границ земельного участка со смежными землеполь-зователями;
  • обследование состояния межевых знаков, закрепляющих границы земельных участков или их восстановление (установление);
  • определение координат межевых знаков;
  • предварительная обработка материалов.

При инвентаризации процесс получения координат точек, определяющих местоположение земельных участков в принятой системе координат, не отличается от традиционного координирования.

Понятие "межевой знак", используемое для закрепления границ земельного участка в натуре, вводится с целью проведения инвентаризации, создания кадастра, а также для регулирования земельных отношений в целом.

Акт об установлении в натуре границ земельного участка подписывает владелец или пользователь земельного участка, смежные землепользователи и представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству. После установления и согласования в натуре границ земельных участков, их закреплении межевыми знаками приступают к определению координат. Этот процесс включает:

  • сбор сведений о наличии и состоянии близлежащих пунктов геодезичес-кой сети;
  • производство линейных и угловых измерений по межевым знакам;
  • плановую привязку межевых знаков к пунктам геодезической сети.
  • По установленным и восстановленным межевым знакам производятся угловые и линейные измерения, выполняемые для определения координат остальных межевых знаков методом полигонометрии.

При инвентаризации предусматривается обмер границ земельного участка по периметру и привязка к пунктам геодезической сети как минимум двух межевых знаков. В случае, когда межевые знаки находятся в нарушенном или критическом состоянии, угловые и линейные измерения после восстановления межевых знаков проводятся с точностью, обеспечивающей погрешность соответственно 20" и 1:3 000.

Основными этапами кадастровой съемки являются:

  • отыскание опорных пунктов и проверка их сохранности;
  • выбор оптимальной конфигурации сети опорных пунктов с учетом размеров снимаемой территории;
  • привязка местной сети к опорным пунктам;
  • съемка ситуации.

В настоящее время философия кадастровых съемок направлена на то, чтобы децентрализовать процесс обработки материалов наблюдений.

Следовательно, информация полевых измерений накапливается на магнитном диске, обрабатывается и, при необходимости, выдаются рекомендации по выполнению дополнительных (или повторных) измерений.

Проблема:

10 апреля 2001 года по предложению Российской ассоциации частных землемеров руководителем Рсземкадастра Саем Сергеем Ивановичем была предпринята попытка наполнить Кадастр сведениями обо всех земельных участках Росземкадастром были утверждены «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01». Инвентаризация документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, инвентаризационного плана земельных участков в кадастровом квартале, каталога координат точек границ земельных участков в кадастровом квартале и отражением сведений о ранее учтенных земельных участках на дежурной кадастровой карте не были выполнены.

Вторая попытка наполнения Кадастра сведениями обо всех земельных участках была предпринята в 2005 году руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Мишустиным Михаилом Владимировичем в составе работ по расчету кадастровой стоимости земельных участков. При формировании Первичного реестра земельных участков, подлежащих включению в Оценочную опись существующих земельных участков (ООЗУ) кроме сведений о земельных участках (включая их местоположение), отраженных на кадастровом плане территории кадастрового квартала, на основании фотообразов документов, явившихся основанием для внесения земельного участка в Первичный реестр (свидетельство о праве собственности на землю, Поземельная книга, Похозяйственная книга, постановление органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка и т.д.) составлялся перечень существующих земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала, но не отраженных графически на кадастровом плане территории кадастрового квартала. В последующем, местоположение таких земельных участков не было отражено и в публичных кадастровых картах. Тем не менее, начиная с 2005 года Роснедвижимость и Росреестр (Васильев С.В.) ежегодно в Государственных (национальных) докладах о состоянии и использовании земель в Российской Федерации отчитывались о завершении внесения сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре». И только в 2012 году Минэкономразвития признало, что в Кадастре содержатся сведения с отображением границ лишь о 30 миллионах земельных участков из 60 миллионов существующих.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ

В 2005 году ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации практически завершено внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Завершение этой работы является поворотным этапом в деятельности по ведению современного государственного земельного кадастра. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и обеспечивает проверку представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра и уникальность кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.

По отчетным данным в целом по Российской Федерации на 31.12.2005 года общее количество земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр земель, составляет 36 920 104 участка.

Сведения об учтенных в кадастре земельных участках в процентах от их фактического наличия

(по данным государственных докладов о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2002-2010 гг.)

Количество КПЗУ подготовленных по заявкам о постановке на государственный кадастровый учёт по отчётным данным Росреестра

Общее количество земельных участков, внесённых в ЕГРЗ по данным Росреестра (не соответствует действительности)

(на 31.12.2005г.)

(на 31.12.2006г.)

(на 31.12.2007г.)

(на 31.12.2008г.)

(на 31.12.2009г.)

(на 31.12.2010г.)

или 40% от 49 666 664

(за 2002 - 2010 годы в среднем 1 999 205* за 1 год)

Решение:

Министерство экономического развития России после многолетних раздумий и ожиданий, что спорадический способ по запросу заинтересованных лиц и за их счет наполнит Кадастр сведениями обо всех объектах недвижимости, наконец, пришло к очевидному, подтвержденному мировой практикой выводу о том, что наполнение Кадастра сведениями обо всех ранее учтенных объектах недвижимости невозможно без бюджетного финансирования и использования систематического способа проведения кадастровых работ, поочередно в плановом порядке, охватывая всю территорию.

Комитет по населенным пунктам ЕЭК ООН еще в сентябре 1998 года на своей пятьдесят девятой сессии рекомендовал Правительствам стран с переходной экономикой «признать финансирование кадастра в первые годы их использования как реальные инвестиции в развитие экономики в целом. Закрепленные в кадастрах права – это финансовые активы страны. Они способствуют постепенному привлечению инвестиций и создают у предприятий и отдельных лиц чувство уверенности, побуждающее их участвовать в развитии страны и ее экономики».

Кадастр и регистрация прав это правовая и финансовая инфраструктура для развития экономики и обеспечения социальной устойчивости.

В 2012 году Минэкономразвития России впервые озвучило (Э. Набиулина), что из 60 млн. земельных участков в Кадастре содержатся сведения лишь о 30 млн. земельных участков с установленными границами. В настоящее время Минэкономразвития России считает, что финансирование работ по определению точных границ земельных участков должно осуществляться как за счет региональных и муниципальных бюджетов, так и за счет субвенций из федерального бюджета. Объем средств, которые понадобятся, составит 119 млрд рублей.

В августе 2013 года по поручению Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,в котором предлагается проведение за счет бюджетных средств комплекса кадастровых работ по установлению, уточнению, включая исправление в Кадастре ранее внесенных ошибочных сведений о границах, устранению путем перераспределения земель недостатков землепользования (вклинивания, изломанности границ, чересполосицы) и внесению в Кадастр установленных в соответствии со Стандартами точности сведений о границах всех земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в границах населенных пунктов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.

Для мотивирования граждан и юридических лиц в установлении точных границ находящихся в их владении земельных участков Минэкономразвития России подготовило законопроект, в котором начиная с 2018 года запрещаются любые сделки с земельными участками, сведения о границах которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

    Несоответствие координат характерных точек границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, стандартам точности (кадастровый мусор неточных границ) – препятствие для кадастрового учета смежных земельных участков и источник земельных и кадастровых споров.

Проблема:

Причины неточных границ, отраженных в Кадастре:

    Низкая точность координат пунктов Государственной геодезической сети в местных системах координат. Смежные границы земельных участков, определенные от разных пунктов ГГС не совпадают из-за ошибок взаимного положения пунктов ГГС, результатом чего является решение об отказе в кадастровом учете и длительные судебные разбирательства.

Ошибки координат пунктом ГГС в местных системах координат

Субъект РФ

Количество пунктов ГГС

на которых

проведены спутниковые

измерения

СКО взаимного положения пунктов ГГС.см

Распределение ошибок в %

свыше 100 см

Смоленская область -МСК-67

Тверская

область -МСК-69

Тульская область -МСК-71

Московская область-МСК-50

*) после отбраковки пунктов с ошибками более 1м

Данные, приведенные в Таблице. характеризуют точность ГГС в местных системах координат, базирующихся на СК-63. Распределение ошибок в сетях ГГС неоднородно. Выявлено наличие групп пунктов, сдвинутых относительно основной совокупности на величину до 0.5 м.

    Недопустимое использование кадастровыми инженерами способов определения с пониженной, не соответствующей стандартам точностью координат характерных точек границ земельных участков картометрическим методом вместо выполнения измерений геодезическими способами (тахеометрическая съемка, спутниковые определения).

    Наличие исторических границ земельных участков, установленных по описанию с пониженной точностью.

    Отсутствие государственного геодезического контроля за межеванием земель.

    Отсутствие законодательно установленного приоритета точно измеренных границ над неточно определенными.

    Отсутствие простого механизма исправления в кадастровой документации неточно отраженных границ земельных участков на точно определенные (при отсутствии земельных споров).

Решение:

    Вместо созданной путем сгущения пунктов ГГС в местной системе координат с низкой и неоднородной точностью опорной межевой сети наземного базирования с установкой закапыванием легко утрачиваемых опорных межевых знаков создание и использование межрегиональных и региональных спутниковых систем точного позиционирования с равномерной по территории точностью определения координат точек (1-2) см. Стоимость создания спутниковой опорной сети в 2-3 раза дешевле, чем опорная межевая сеть.

    Проведение за счет бюджетных средств кадастровых работ по уточнению ранее внесенных в Кадастр ошибочных сведений (координат характерных точек границ) о границах земельных участков. Проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства» разработан Минэкономразвития России.

    Установить в кадастровом законодательстве современный принцип приоритета точных границ над менее точными вместо существующего принципа –кто первый попал в Кадастр, тот и прав, неотвратимо приводящему к накоплению кадастровых ошибок и ухудшению качества Кадастра.

    Передача контрольных функций за межеванием объектов кадастрового учета саморегулируемым организациям в сфере кадастровой деятельности.

    Наделение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности правом проведения независимой экспертизы при возникновении технического кадастрового спора по расположению границ и точности определения координат характерных точек границ земельных участков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Поволжский государственный технологический университет

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ИХ РЕШЕНИЕ

Мирошниченко Ксенья Ивановна

Аннотация

Рассматривается порядок решения проблем при постановке на государственный кадастро-вый учет ранее учтенных земельных участков с присвоенным кадастровым номером без уточнения границ.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, ранее учтенные земельные участки, структура поста-новки на ГКУ, уточнение границ.

Основной целью постановки недвижимого имущества на кадастровый учет является дальнейшая регистрация прав на это имущество. Если не ставить участок на кадастровый учет, любые сделки с ним будут невозможны - его нельзя продать, подарить, сдать в аренду или еще как-либо распорядиться им. На таких неучтенных участках нельзя осуществлять строительство, проводить коммуникации. Прежде чем приступить к возведению и эксплуатации дома, необходимо уладить множество вопросов по разрешительной документации, проектированию и строительству . При получении разрешения на строительства необходим межевой план земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков позволяет подтвердить существование конкретного участка на определенной местности, обладающего индивидуальными характеристиками. Физические лица, предприниматели и организации часто сталкиваются в ходе своей деятельности с потребностью постановки земельных участков на кадастровый учет для совершения разного рода сделок . При постановке на кадастровый учет вновь образуемого или ранее учтенного земельных участков могут возникнуть проблемы и потребуется проведение работ по уточнению местоположения их границ.

Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника земельного участка или уполномоченного на то лица или органа власти.

После проведения уточнения границ земельного участка его площадь может быть изменена в зависимости от расположения участка в конкретном районе конкретной области .

На рисунке 1 приведена схема возможного развития при постановке новыми собственниками ранее учтенных объектов недвижимости, в частности земельных участков с неуточненными границами, на кадастровый учет.

При постановке на ГКН ранее учтенных земельных участков возможен отказ в следующих случаях.

1. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на смежные участки, не поставленные на кадастровый учет.

Земельное законодательство не обязывает проводить мероприятия по межеванию ранее учтенных земельных участков, а только лишь присвоить кадастровый номер.

При покупке такого участка новый владелец не всегда информирован о границах расположения купленного им земельного участка.

Данный факт влечет за собой множество нежелательных последствий.

При постановке на кадастровый учет земельного участка новым владельцем, не исключены спорные вопросы со смежными землевладельцами, земельные участки которых не состоят на кадастровом учете. И в результате проведения межевания возможны наложения на границы смежных земельных участков. В связи с чем владельцам смежных участков при постановке на кадастровый учет придется доказывать в суде не правомерность данных действий, а обязанность по изменению границ в кадастровом паспорте земельного участка возлагается на нового владельца земельного участка, который в свою очередь приобрел только кадастровый номер, а не поставленный на кадастровый учет в соответствии с земельным законодательством земельный участок.

В связи с этим одним из очевидных способов выхода из данной ситуации является постановка на кадастровый учет земельного участка с обязательным проведением мероприятий по межеванию земельного участка, то есть определению границ земельного участка, с установкой межевых знаков. недвижимый имущество регистрация кадастровый

Рисунок 1-Структура постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с неуточненными границами

2. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на земли муниципального образования.

При определении границ земельного участка может возникнуть наложение на земли муниципального образования. Это связано со следующими ошибками:

1) кадастровая ошибка часто допускается органами местного самоуправления при проведении инвентаризации, подготовке проекта границ участка для осуществления кадастровых работ или других актов, изменяющих его некоторые характеристики;

2) кадастровая ошибка допущенная кадастровым инженером при определении границ земельного участка .

3) техническая ошибка (опечатка и т.д.), возникающая при заполнении бумаг сотрудником кадастровой службы. В этом случае владельцу участка необходимо написать соответствующее заявление в орган кадастрового учета для исправления ошибки.

4) еще одной причиной наложения границ является изменение методики межевания земельных участков. До 2008 года межевание проводилось по реперным точкам, а начиная с 2008 года - по спутниковым данным. В данном случае необходимо в судебном порядке доказывать об изменении методики межевания.

В случае если границы участка накладываются на газопроводы, подземные коммуникации, линии электропередач и т.д., то необходимо вновь провести межевание и сдвинуть границы, либо с выделением охранной зоны газопровода и наложением сервитута, либо без них.

Таким образом, при постановке на ГКУ ранее учтенных земельных участков возникает не мало трудностей с установлением их точных границ, а также согласованием со смежными земельными участками.

Библиографический список

1. Неумывакин Ю.К., Перский М.И. Земельно-кадастровые геодезические работы. - М.; "КолосС", 2006, 184с.

2. Григорьев С.А., Атаманов С.А. Кадастр недвижимости [Электронный ресурс] http://bookviewer.atamanov.info/book/1, (дата обращения 08.11.2014)

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". [Электронный курс] / http://base.garant.ru/12154874/ (дата обращения 08.11.2014).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный курс] / http://www.consultant.ru/popular/gskrf/ (дата обращения 09.10.2014).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Осуществление государственного кадастрового учета земельных участков и условия его приостановления. Регистрация права собственности на недвижимое имущество. Особенности постановки на ГКУ земельных участков и объектов недвижимости (по законодательству).

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Изучение истоков и становления государственной регистрации прав на земельные участки. Характеристика системы кадастрового учета объектов землепользования в Российской Федерации. Анализ проблем в организации ведения государственного земельного кадастра.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Нормы, регулирующие отношения при заключении, исполнении и прекращении гражданско-правовых сделок по обороту земель. Кадастровый учет для недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства и земельных участков. Раздел земель при наследовании.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Земельные участки как объекты гражданских прав. Земельные участки общего пользования. Государственный кадастровый учет земельных участков. Права и обязанности собственников земельных участков. Ограничения прав на землю. Основные категории земель.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2011

    Нормативно-правовая основа ведения государственного кадастрового учета. Социально-экономическая характеристика муниципального образования. Технология государственного кадастрового учета земельных участков, прием и регистрация заявок, оформление плана.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Нормативная правовая база единого государственного кадастра недвижимости. Формирование межевых планов в садоводческом некоммерческом товариществе "Садовод" для постановки на кадастровый учет. Расчет стоимости оформления застроенного земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2015

    Документы кадастрового учета объекта недвижимости. Техническая инвентаризация и учет объекта недвижимости. Кадастровая съемка земель. Регистрация прав на недвижимость. Подготовка сведений для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.

    отчет по практике , добавлен 03.03.2016

    Анализ правого регулирования земельных отношений между владельцами земельных участков и государством. Особенности образования земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Межевание земельного участка и подготовка межевого плана.

    реферат , добавлен 24.02.2016

    Государственный учет объектов недвижимости. Государственный земельный кадастр. Кадастровая оценка городской, сельскохозяйственной земель и земель лесного фонда. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Порядок установления границ участков.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2017

    Определение границ и размеров земельного участка в случаях, когда в отношении данного участка не осуществляется кадастровый учет. Правовой режим земель населенных пунктов. Предоставление земельных участков в собственность физических и юридических лиц.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...