Администрирование доходов бюджета проводки. Бюджетный учет администрирования доходов


Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие - учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:

Наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;

Структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется ст. 41 БК РФ);

Установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и (или) муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);

Порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;

Изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов, внесенные в Инструкцию № 148н Приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (далее - Приказ Минфина РФ № 69н).

Учитывая перечисленные выше факторы, бюджетный учет у администраторов доходов бюджета имеет следующие особенности:

1. Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и ОФК. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случае если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получатели (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения.

Операции по получению средств на указанные счета (Дебет 1 304 05 000 / Кредит 401 01 100 или Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 401 01 100) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дебет 1 210 02 560 / Кредит 1 304 05 000 или Дебет 2 210 02 560 / Кредит 2 201 01 610) отражаются в бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних.

2. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования 1 независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов.

3. Полученные и отраженные в бюджетном учете администратора доходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов. С 01.01.2009 Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».

4. Детализация счетов 0 205 00 560, 0 210 02 000, 0 210 04 000 по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (коды ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета).

5. Начисление доходов осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа.

6. Поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф. 0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки определена Приказом № 92н.

7. Возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:

Путем списания обратной проводкой излишних начислений - если доходы только начислены согласно данным отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета.

Путем списания с расчетов администратора доходов (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 04 000) - если полученные доходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов;

Путем списания с расчетов с соответствующими финансовыми органами (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 02 000) - если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов.

8. В соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ № 69н в п. 149 Инструкции № 148н, все учреждения, использующие счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Таким образом, правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества.

9. При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н) не предусмотрена обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (ст. 41 БК РФ). Более того, остатки этих поступлений могут в конце года не подлежать сдаче в доход бюджета и использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования.

10. При отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов, следует учитывать, что полученные в прошлые годы и не использованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:

Подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта).

Засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (в этом случае списание нереальной ко взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции счета 0 205 00 000, а по счету 0 206 12 000).

11. Пункты 215 и 216 Инструкции № 148н, регламентирующие использование счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», Приказом Минфина РФ № 69н были дополнены положениями по организации бюджетного учета администраторов доходов бюджета в части операций по администрированию отдельных доходов, полученных подведомственными администратору бюджетными учреждениями (администраторами более низкого уровня, а также филиалами бюджетных учреждений). К таким доходам относятся, в частности, получаемые указанными организациями поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения утрат и недостач имущества. Поскольку указанные выше доходы бюджета носят несистемный характер либо будут отражены в бюджетном учете администраторов более низкого уровня, операции по их администрированию теперь отражаются в бюджетном учете с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» вместо счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».

В данной статье в рамках схемы вопрос-ответ рассмотрим сложные ситуации, которые могут возникнуть у администратора доходов, пути их решения и необходимые бухгалтерские записи.

Вопрос . Какими записями администраторам доходов следует производить начисление дебиторской задолженности?

Ответ . Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администратором доходов в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее - Инструкция № 148н). Функции администратора по соответствующему виду доходов возлагаются на учреждение приказом главного администратора.

Для учета администратором доходов бюджета операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовыми органами по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, предназначен счет (п. 178 Инструкции № 148н). Поступления в бюджет отражаются администратором доходов в бюджет в учете на основании первичных , согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (код формы по КФД 0531761), предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору.

Для учета администратором доходов бюджета расчетов с органом казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа казначейства, для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы России и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет .

Суммы поступлений на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468), предоставляемой органом казначейства соответствующим администраторам доходов бюджета (п. 182 Инструкции № 148н). Форма Справки приведена в приложении № 18 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 5 сентября 2008 № 92н (далее - Порядок № 92н).

В следующем отчетном периоде распределенные средства зачисляются органом казначейства на счет соответствующего бюджета. Данная операция учитывается в учете администратора по дебету счета 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" и кредиту счета 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" . Учитывая норму статьи 242 Бюджетного кодекса, по завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" должны быть нулевыми (п. 183 Инструкции № 148н).

Рассмотрим отражение операций, связанных с администрированием налоговых доходов в бюджет.

1. Дебет КДБ 1 205 560
" Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам"
Кредит КДБ 1 401 01 110
"Налоговые д оходы "
- начислена администратором доходов бюджета задолженность дебитора перед бюджетом;

2. Дебет КДБ 1 210 02 110
" "
Кредит КДБ 1 205 01 660
" Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам "
- отражена администратором доходов бюджета сумма администрируемых платежей на лицевой счет 40101, с отражением платежей на основании Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (форма 0531761) и прилагаемых к ней документов, предоставляемой органом казначейства соответствующему администратору;

3. Дебет КДБ 1 401 01 110
" Налоговые доходы "
Кредит КДБ 1 210 02 110
" Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам "
- отражены администратором доходов бюджета суммы распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

4. Дебет КДБ 1 210 04 110
"
Кредит КДБ 1 210 02 110
" Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам "
- отражены суммы администрируемых доходов, поступивших на счет органа казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468);

5. Дебет КДБ 1 210 02 110
" Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам "
Кредит КДБ 1 210 04 110
" Расчеты с органами казначейства по поступившим налоговым доходам"
- зачислены в доход бюджета администрируемые суммы доходов, поступившие к распределению на счет органа казначейства в предыдущем периоде;

6. Дебет КДБ 1 401 01 100
"Налоговые д оходы "
Кредит КДБ 1 210 04 110
" Расчеты с органами казначейства по поступившим налоговым доходам"
- отражены администратором доходов бюджета суммы распределяемых доходов, перечисленных органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, если на отчетную дату все администрируемые суммы будут зачислены в доход соответствующего бюджета, в бюджетном учете администратора будут сделаны только записи № 1-3. Если на отчетную дату имеются доходы, не распределенные в текущем периоде и подлежащие зачислению в доход бюджета в следующем отчетном периоде, на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468) на эту сумму производится запись № 4. После распределения доходов между бюджетами и их зачисления в доход соответствующего бюджета производятся записи № 5-6.

То есть первоначально все доходы текущего периода отражаются администратором по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 00 660 . Те доходы, которые по данным органа казначейства останутся нераспределенными по состоянию на отчетную дату, должны быть отражены по дебету счета 1 210 04 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства " в корреспонденции с кредитом счета 1 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" .

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ю. А. Кошелева,
Д. Д. Хенкеева,
М. Ю. Миллиард.

Статья опубликована в журнале
"Бюджетный учет" № 6 июнь 2010


Для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в органах Федерального казначейства открыт счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
Правила учета поступлений и их распределения между бюджетами установлены Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Этот порядок состоит в следующем.
Первичными документами учета, оформленными в электронном виде и на бумажных носителях, являются:
расчетные документы, платежные ордера банка, прилагаемые к выписке банка:
поручения (сообщения) администраторов на возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата;
уведомления налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа;
уведомления территориальных учреждений и структурных подразделений центрального аппарата Банка России об уточнении вида и принадлежности поступлений;
уведомления администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступления при уточнении поступления по одному платежному документу;
уведомления администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений при уточнении поступлений по двум и более платежным документам;
уведомления о поступлениях в иностранной валюте;
справки органа Федерального казначейства;
иные документы администраторов поступлений в бюджет, содержащие информацию о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства ведут учет поступлений и их распределение по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, выполняют при этом следующие действия:
получают выписку со счета от Банка России, подразделений его расчетной сети с приложением расчетных документов;
группируют поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации;
распределяют сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами;
осуществляют перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты;
оформляют платежные поручения для отправки в банк;
оформляют заявки на получение средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию;
оформляют справки органа Федерального казначейства;
оформляют платежные поручения на возврат плательщик ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;
оформляют платежные поручения на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;
оформляют платежные поручения на перечисление доходов lt; уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, д зельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторнь (инжекторных) двигателей и акцизов на алкогольную продукцию. ‘ счет уполномоченного органа Федерального казначейства;
формируют информацию о поступлениях для администратор поступлений в бюджет, а также для соответствующих органов, орган зующих исполнение бюджетов. -S
Учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной класс фикации, указанным в расчетных документах.
Поступления, перечисления в бюджеты и возврат излишне упл ченных (взысканных) сумм, сумм процентов регистрируются В Св(ном реестре поступлений и выбытий средств бюджета.
Сводный реестр поступлений и выбытий средств бюджета фо мируется за текущий операционный день на основании расчетных д кументов, прилагаемых к выписке банка на бумажных носителях.
Поступления, отнесенные в текущем операционном дне к невыясненным поступлениям, отражаются в Сводном реестре поступлений и выбытий средств бюджета по кодам бюджетной классифика^ ции: «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральны," бюджет», «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюдже субъекта Российской Федерации», «Невыясненные поступления, з~ числяемые в местный бюджет». ,
Данные Сводного реестра поступлений и выбытий средств бю жета группируются по кодам бюджетной классификации с указание промежуточных итогов по каждому коду и общего итога по всем кодам. Общая сумма поступлений за операционный день отражается в показателе «Остаток на конец дня».
Показатель «Остаток на начало дня» Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета должен соответствовать показателю «Остаток на конец дня» указанного Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета предыдущего операционного дня.
Поступления в бюджеты, не подлежащие зачислению на счета органов Федерального казначейства, относятся к невыясненным поступлениям.
Невыясненные поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем платежных документов банка, платежных ордеров банка), учитываются по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».
Поступления по расчетным документам, в которых указаны значения «ИНН» (идентификационный номер налогоплательщика) и «КПП» (код причины постановки на учет в налоговом органе) получателя, код бюджетной классификации и код ОКАТО (общероссийский классификатор административно-территориальных образований), не соответствующие требованиям, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям.
Невыясненные поступления, в расчетных документах которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, могут быть возвращены плательщику по его заявлению не позднее трех рабочих дней со дня его обращения.
Возврат оформляется платежным документом органа Федерального казначейства, в поле которого «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов».
Невыясненные поступления учитываются:
а) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет»:
если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа не указаны значения ИНН и КПП или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя - администратора поступлений в бюджет,
если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указаны ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет,
если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКАТО муниципального образования или при наличии несуществующего кода ОКАТО муниципального образования);
81
б) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации», если
Гипиикий В. М,
в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет;
в) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет.
Поступления, подлежащие зачислению полностью или частично (по нормативу отчислений) в местные бюджеты по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, учитываются как невыясненные поступления. ;
Поступления, отнесенные в текущем операционном дне к разряд;\" невыясненных, а также результаты выяснения (уточнения) их принад-» лежности отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлени на основании расчетных документов, уведомлений территориальны учреждений и структурных подразделений Банка России, уведомл ний администраторов поступлений в бюджет.
Операции по уточнению принадлежности к виду дохода сумм н_" выясненных поступлений отражаются в Ведомости учета невыяснен, ных поступлений со знаком «минус» по данному коду бюджетной классификации с отражением со знаком «плюс» по соответствующем уточненному коду бюджетной классификации.
Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по кодам бюджетной классификации, подлежат распределению между бюджетами в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий год.
Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду вида бюджета бюджетной классификации: федеральный бюджет - 01, бюджет субъекта Российской Федерации - 02, бюджет внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга - 03, бюджет городского округа - 04, бюджет муниципального района - 05, бюджет Пенсионного фонда РФ - 06, бюджет Фонда социального страхования РФ - 07, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 08, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования - 09, бюджет поселения - 10.
Учет сумм, распределенных по нормативам отчислений и подлежащих перечислению в бюджеты, осуществляется в Ведомости распределения поступлений.
Ведомость распределения поступлений формируется на основании данных Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета.
В Ведомости распределения поступлений в разрезе кодов бюджетной классификации в графе «Наименование показателя» построчно отражаются показатели: «Остаток на начало дня», «Поступило», «Перечислено» и «Остаток на конец дня».
По строке «Поступило» в Ведомости распределения поступлений отражаются суммы поступлений, зачисленные за текущий операционный день по соответствующему коду бюджетной классификации. Промежуточные итоги по кодам бюджетной классификации должны равняться итоговым суммам по соответствующим кодам бюджетной классификации, отраженным по графе «Сумма по кредиту» Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета.
Показатель «Перечислено» отражает суммы перечисленных в бюджеты возвратов, согласно данным выписки банка. Промежуточные итоги по кодам бюджетной классификации должны равняться итоговым суммам по соответствующим кодам бюджетной классификации, отраженным по графе «Сумма по дебету» Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета.
При наличии в документах операционного дня уведомлений о поступлениях в иностранной валюте органы Федерального казначейства регистрируют их в Журнале регистрации внебанковских операций.
Суммы перерасчета поступлений между бюджетами подлежат отражению в Ведомости учета перерасчета поступлений между бюджетами.
Суммы перерасчетов поступлений между бюджетами, исполненные за текущий операционный день, зачетов излишне уплаченных (взысканных) и подлежащих возмещению налогов, а также результаты уточнения (выяснения) администраторами поступлений в бюджет вида и принадлежности поступлений отражаются в Ведомости учета внебанковских операций.
Операции по перерасчету (зачету, уточнению) поступлений между бюджетами осуществляются в пределах поступлений за текущий операционный день.
Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для частичного исполнения перерасчетов. В случае недостаточности средств на соответствующем едином счете бюджета операции по зачету излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей осуществляются в последующие дни.
Операции по перерасчету (зачету, уточнению) поступлений, подлежащих распределению полностью или частично в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляются органами Федерального казначейства в пределах сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. При этом не осуществляется привлечение средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Не произведенные в текущем операционном дне перерасчеты (зачетов, уточнений) учитываются при распределении поступлений между бюджетами в следующий операционный день.
Ведомость учета внебанковских операций формируется по кодам бюджетной классификации с учетом исполненных перерасчетов поступлений между бюджетами, по операциям зачетов, уточнения вида и принадлежности поступлений в пределах сумм по каждому бюдже-, ту по данным Ведомости распределения поступлений. По каждому коду бюджетной классификации подводятся предварительные итоги распределения поступлений в бюджеты. ,
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных), под/ лежащих возмещению сумм, процентов за несвоевременное осуществление возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные, излишне уплаченных суммы, осуществляется на основании платеж-1\

Еще по теме 3.2. ПОРЯДОК УЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

  1. ГЛАВА З ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ РАСПОРЯДИТЕЛЯМ И ПОЛУЧАТЕЛЯМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ РОССИИ
  2. 3.1.3. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
  3. 6.2. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. § 1. Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
  5. § 1. Конституционная модель распределения законодательной компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
  6. 12.1. Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации
  7. § 3. Порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней в Испании
  8. Бюджетное устройство Российской Федерации. Содержание бюджетной системы Республики Башкортостан.
  9. Глава 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. 6. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Практика разграничения доходов между звеньями бюджетной системы.
  11. §1.Порядок осуществления инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
  12. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

В декабре месяце 2016г. Министерством выявлено не целевое использование средств субвенции. Согласно акта, учреждение, как администратор указанных доходов, должно восстановить средства в областной бюджет. При сдаче годового отчета данные средства как неиспользованные остатки не отражены, т.к. восстановление кассового расхода не было произведено.Следовательно эти средства возможно вернуть только из доходов местного бюджета в 2017 году. Как произвести возврат данных средств (проводки)?

Ответ

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет.

Задолженность перед областным бюджетом отразите на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

В учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.209.ХХ.560 Кредит КДБ.1.401.10.151 - начислена задолженность перед областным бюджетом,

Дебет КДБ.1.210.02.100 Кредит КДБ.1.209.ХХ.660 - перечислено в доход областного бюджета.

Наталии Гусевой,

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет. Для этого им открывают отдельный лицевой счет, куда поступают доходы. В органах Федерального казначейства администратору доходов откроют лицевой счет с кодом 04 (подп. «г» п. 4, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н).

Доходы бывают:

  • постоянные, которые закреплены за главными администраторами: налоги, штрафы, доходы от платных государственных (муниципальных) услуг, от продажи имущества;
  • разовые. Например, возмещение ущерба.

Также в доход бюджета зачисляют дебиторскую задолженность прошлых лет.

Разовые (непостоянные) доходы

Разовые (непостоянные) доходы - это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Расчеты по таким доходам отражают на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

Непостоянные доходы могут возникнуть и у администраторов доходов, и у других учреждений, которым не открыт счет администратора. В последнем случае учреждение в своем учете начисляет доход. После чего передает администратору кассовых поступлений, за которым закреплен код соответствующего дохода, Извещение (ф. 0504805) об ожидаемых доходах. Когда доход поступит в бюджет, администратор сообщит учреждению. Рассмотрим оба случая.

2. Учет у администратора доходов.

Если разовые доходы возникают у администратора доходов, тогда он сам и начисляет доходы, и учитывает поступления. В бухучете делайте проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Начисление дохода

Начислен доход

КДБ.1.209.ХХ.560

КДБ.1.401.10.100 <5>

Плательщик вносит деньги в кассу

Поступили в кассу средства от плательщика дохода

КИФ.1.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики по доходам)

КДБ.1.209.ХХ.660

Сданы деньги в банк для зачисления на лицевой счет

(на основании выписки из лицевого счета и объявления на взнос наличными)

КИФ.1.210.03.560
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)

КИФ.1.201.34.610

Зачислены деньги на лицевой счет администратора доходов

КДБ.1.210.02.100 <5>

КИФ.1.210.03.560
одновременно уменьшение забалансового счета 18 (код аналитики 610)

Плательщик перечисляет деньги на счет бюджета

Отражено поступление дохода в бюджет

(на основании выписки из лицевого счета)

КДБ.1.210.02.100 <5>

КДБ.1.209.ХХ.660

ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<5> В разрезе статей (подстатей) КОСГУ по доходам.

Такие проводки приведены в пунктах 49, 86, 91, 120 Инструкции № 162н, пункте 365 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2.Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как администратору учитывать доходы бюджета

Как отразить в бухучете администратора доходов бюджета района поступление межбюджетного трансферта из краевого бюджета для предоставления субсидии гражданину и его возврат

Поступление межбюджетных трансфертов

Учет межбюджетных трансфертов ведите на счете 1.205.51.000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 199 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

При получении межбюджетного трансферта (субсидии) из краевого бюджета в учете в рамках выполнения функций администратора сделайте проводку:

Для выдачи субсидии гражданину администратор района (как ГРБС) должен довести средства до органа, уполномоченного на предоставление субсидий гражданам (как ассигнования или ЛБО - в зависимости от того, является ли предоставленный трансферт публичным обязательством).

После того как субсидия будет выдана гражданину, в учете администратора доходов нужно отразить начисление доходов в сумме фактически произведенных кассовых расходов (т. е. на сумму субсидии, выплаченной гражданину). Сделайте это на основании отчета, полученного от уполномоченного органа, о предоставлении субсидии. В бухучете сделайте проводку:

При завершении финансового года в бухучете администратора отразите заключение счетов текущего финансового года, в том числе и по счету 1.210.02.151:

Дебет счета

Кредит счета

Отражено закрытие счета 1.210.02.151 при завершении финансового года

гКБК.1.401.30.000

КДБ.1.210.02.151 <3>

Такой порядок следует из пункта 91 Инструкции № 162н.

Возврат неиспользованной субсидии прошлых лет в доход краевого бюджета

Если гражданин не использует полученную субсидию по целевому назначению в отведенное время, он вернет ее в доход района. В таком случае в учете администратора доходов района необходимо восстановить на эту сумму остаток непотраченного межбюджетного трансферта. При этом сделайте проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Отражено поступление средств от гражданина на лицевой счет администратора доходов

КДБ.1.210.02.180 <4>

КДБ.1.205.81.660 <4>

Начислен доход от возврата субсидии гражданином в местный бюджет

КДБ.1.205.81.560 <4>

КДБ.1.401.10.180 <4>

Восстановлен остаток межбюджетного трансферта при возврате субсидии от гражданина (после того как сумма возврата поступила на лицевой счет администратора доходов )

КДБ.1.401.10.151 <5>

КДБ.1.205.51.660 <5>

<4> КДБ 000 2 18 05030 05 0000 180.

<5> КДБ 000 2 02 03024 05 0000 151.

После этого необходимо перечислить заявкой на возврат сумму, подлежащую возврату в областной бюджет (т. е. ту же сумму, которую восстановили на остатке). Для этого оформите заявку на возврат. В графе 4 «Код по БК» раздела 3 «Реквизиты получателя» заявки укажите код доходов, по которому должно осуществляться зачисление средств в краевом бюджете (у администратора этого бюджета), - код 000 2 19 05000 05 0000 151 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных районов». Переводить средства, зачисленные вам от гражданина, на этот код не нужно, так как по нему будут зачисляться средства именно в краевом бюджете.

Кроме того, не нужно переводить средства на счете 1.210.02.000 с кода 000 2 18 05030 05 0000 180 на код 000 2 02 03024 05 0000 151. Связано это с тем, что счет 1.210.02.000 накопительный. Поэтому, если в текущем году поступлений по коду 000 2 02 03024 05 0000 151 не было, после возврата межбюджетного трансферта в краевой бюджет на счете 00020203024050000.1.210.02.151 будет отрицательная сумма. Но это не имеет значения, так как это является показателем того, что в другой бюджет администратор доходов вернул больше, чем получил из него.

В бухучете сделайте проводку:

Такой порядок следует из пункта 91 Инструкции № 162н, пункта 2.5.5 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н, письма Минфина Ставропольского края от 17 января 2014 г. № 01-01-02-21/207. Также подтверждают такой порядок специалисты профильных ведомств в частных разъяснениях.

04 декабря

При ведении бюджетного учета бухгалтера казенных учреждений сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными с правовым статусом казенных учреждений, как участников бюджетного процесса, а также со спецификой деятельности учреждений.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение создается и находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Таким образом, казенные учреждения, осуществляющие бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством являются участниками бюджетного процесса, находящиеся на исполнении соответствующего уровня бюджета.

В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания). Назначение кодов бюджетной классификации РФ осуществляется согласно Указаниям и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.

При этом необходимо учитывать, что при составлении и исполнении бюджетов данные Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (за исключением перечня и кодов подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов) применяются к правоотношениям, возникшим начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов). В 2014 году применяются перечень и коды подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов единые для бюджетов бюджетной системы РФ согласно положениям Указаний. Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. В Указаниях приводится перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов.

В соответствии с бюджетным законодательством казенные учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказов Минфина РФ), к которым относятся:

  • установление годового объема и направления расходования средств бюджета на основе доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
  • показатели расходов (ЛБО) формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией целевых статей и видов расходов;
  • смета составляется казенным учреждением по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее - ГРСБ);
  • смета составляется на основании установленных ГРСБ на соответствующий финансовый год расчетных показателей , характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
  • допускается при ведении сметы внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

В настоящее время разрешение многих вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит от правильно принятой учетной политики.

Необходимость разработки и применения учетной политики казенным учреждением определяется следующими аргументами:

  • Инструкция по бюджетному учету и другие применяемые нормативные акты не раскрывают всех аспектов учета, связанных со спецификой деятельности казенного учреждения, а отражают только методологию бюджетного учета;
  • казенные учреждения, оказывающие платные услуги, в целях 160.1 статьи БК РФ признаются администраторами доходов бюджета, поэтому необходима учетная политика для целей отражения процедуры администрирования доходов бюджета;
  • Инструкция по бюджетному учету не предусматривает организационную и методическую части для формирования учетной политики казенного учреждения для деятельности, связанной с оказанием платных услуг. Если казенное учреждение наряду с деятельностью, связанной с исполнением бюджета осуществляет деятельность в рамках оказания платных услуг, а также деятельность за счет целевых средств (гранты, благотворительные средства и т.п.), то одним из основных элементов его учетной политики должен быть раздельный учет доходов и расходов.

Казенные учреждения обеспечивают выполнение уставных функций, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам. Казенное учреждение может оказывать платные услуги, при условии, если такое право предусмотрено в его учредительном документе . В этом случае доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, а казенное учреждение осуществляет бюджетное полномочие участника бюджетного процесса - администратора дохода бюджета по соответствующим кодам КОСГУ классификации доходов бюджета (статья 160.1 БК РФ).

В соответствии со статьей 41 БК РФ предусмотрены виды доходов бюджета:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.

Таким образом, доходы, полученные от оказания платных услуг казенными учреждениями, признаются доходами бюджета и подлежат зачислению на единый счет соответствующего бюджета. При этом отражение операции на учете зависит от того, администрирует или не администрирует доход бюджета казенное учреждение.

Если казенное учреждение не осуществляет кассовое администрирование поступления дохода бюджета (код 130) по деятельности в рамках оказания платных услуг, то администратором по кассовому администрированию дохода бюджета (код 130) через распределение бюджетных полномочий является другое юридическое лицо (как правило, ГРСБ или финансовый орган или администрация). В этом случае на бюджетном учете учреждения операция по оказанию платных услуг отражается в следующем порядке:

  • начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казенное учреждение - администратор дохода бюджета по начислению):

Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

  • зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Извещения ф. 0504805 от ГРСБ, Уведомления финансового органа или администрации):

Дебет 1 304 04 130 Кредит 1 303 05 730

и одновременно

Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 30 660

Если казенное учреждение осуществляет кассовое администрирование дохода бюджета (код 130), т.е. является администратором кассового дохода, то операция отражается в бюджетном учете в следующем порядке:

  • начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казенное учреждение - администратор дохода бюджета по начислению):

Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

  • зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета):

Дебет 1 210 02 130 Кредит 1 205 30 660

Казенные учреждения, оказывающие платные услуги и получающие добровольные взносы и пожертвования имеют право на получение дополнительных бюджетных ассигнований (ЛБО), связанных с покрытием соответствующих расходов (п. 3 ст. 217 БК РФ, ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

В соответствии с налоговым законодательством средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не являются объектом налогообложения (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 гл. 25 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что если казенное учреждение оказывает иные платные услуги (например, сдача в аренду имущества, временно неиспользуемое) или осуществляет реализацию государственного и муниципального имущества по распоряжению учредителя, то появляется объект налогообложения налогом на прибыль и НДС. В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы от этих операций признаны доходами бюджета, поэтому налог на прибыль подлежит начислению за счет расходов (код 290) в следующем порядке:

  • начисление налога на прибыль в задолженность перед бюджетом:

Дебет 1 401 20 290 Кредит 1 303 03 730

  • перечисление суммы налога на прибыль с единого счета бюджета:

Дебет 1 303 03 830 Кредит 1 304 05 290

В соответствии с налоговым законодательством при предоставлении казенными учреждениями в аренду государственного и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором), который обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 гл. 21 НК РФ). В случае реализации имущества казенным учреждением возникает объект налогообложения НДС (кроме лома цветных и черных металлов), который отражается в учете аналогично как налог на прибыль.

При поступлении в казенное учреждение сумм невыясненных поступлений, учреждение признается администратором невыясненных поступлений. В этом случае бюджетный учет ведется в зависимости от периода, в котором предполагается уточнение данных сумм. Если показатели невыясненных поступлений подлежат уточнению в одном текущем периоде (финансовый год), то отражение операции на бюджетном учете производится в следующем порядке:

  • принятие к учету суммы невыясненных поступлений (доход бюджета код 180):

  • после уточнения суммы невыясненного поступления (Справка ф. 0504833):

Дебет 1 205 80 560 Кредит 1 210 02 180

В случае если показатели невыясненных поступлений подлежат уточнению в следующем отчетном году, то операция на бюджетном учете отражается в следующем порядке:

Дебет 1 205 80 560 Кредит 1 401 10 180

Дебет 1 210 02 180 Кредит 1 205 80 660

  • по окончании финансового года суммы невыясненных поступлений списываются заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов и подлежат дальнейшему забалансовому учету на счете 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»:

Дебет 1 401 10 180 Кредит 1 401 30 000

Дебет 1 401 30 000 Кредит 1 210 02 180

Открытие счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет».

Таким образом, информация показателей невыясненных поступлений подлежит раскрытию в составе годового отчета в Справке к балансу ф. 0503130.

Списание со счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» данных показателей производится в следующем финансовом году при их уточнении:

  • закрытие забалансового счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» со знаком «минус»;
  • открытие балансового учета выясненных поступлений в соответствующей корреспонденции счетов:

Дебет 1 210 02 120 (130, 140) Кредит 1 205 21 (30, 41) 660

При ведении бюджетного учета казенными учреждениями необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Минфин РФ уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - то есть изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - то есть вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы подлежат оформлению через уполномоченный орган учредителем по управлению имуществом государственной (муниципальной) собственности. При этом на основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

В соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства) в следующем порядке:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в корреспонденции счетов:

поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:

  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля» в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

Уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. В соответствии с совместным письмом от 31.12.2013 Минфина России № 02-02-005/58618 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/897 бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений .

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете учреждения, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств (счет 106 01). После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов (счет 101 10).

Уточняется применение в бюджетном учете счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

В соответствии с письмом Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342 при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные учреждения, желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанном с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами», который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительной группировки расчетов с прочими дебиторами, т.е. дополнительных аналитических кодов номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск. Производится учетная запись, исключающая минусовое значение счета 302 11 (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 302 11 730 );
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты. Производится учетная запись (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 206 00 660 );
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний. Производится учетная запись (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 208 00 660 );
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек). Производится учетная запись (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 401 20 290 );
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения и неподлежащие отражению на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Например, начисленные, но не оплаченные штрафные санкции за неисполнение контрагентом договорных условий (Дебет 1 209 40 560 Кредит 1 401 10 140 ); поступление целевых средств, в виде благотворительной помощи, грантов и т.п. (Дебет 1 209 80 560 Кредит 1 401 10 180 ).

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим пунктом 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не подлежащие отражению на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам», учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» (например, благотворительная помощь, гранты, страховые возмещения и т.п.).

Таким образом , казенные учреждения при ведении бюджетного учета в доходной части по деятельности в рамках оказания платных услуг должны учитывать следующее:

  • деятельность в рамках оказания платных услуг - это деятельность, направленная на извлечение администрируемых казенным учреждением доходов бюджета, как участником бюджетного процесса администратора доходов бюджета. Данные доходы признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130), связанные с уставной деятельностью учреждения и являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов бюджета. Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т.п.), признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств и не являются объектом планирования . В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бюджетному учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия обязательства, которые оказывают или способны оказать влияние на деятельность казенного учреждения:

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения; }
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

В настоящее время счет 502 00 «Принятые обязательства» применяется в целях учета принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). При этом принятие бюджетных обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов) на основании первичных бухгалтерских документов. Редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит новую группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств по счету 502 00 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т. е. до заключения договоров (контрактов) , связанных со сделками. Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются принимаемыми обязательствами и подлежат отражению на бюджетном учете по счету 502 17 «Принимаемые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128).

В настоящее время счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные ) назначения» должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета .

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...