3 раскрыть содержание понятий национализация промышленности. России нужна национализация


Национализация

Собственность может переходить к государству на основании Закона о национализации.

Право государства лишить то или иное лицо его собственности «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом» признано в Европейской конвенции по правам человека, принятой Советом Европы.

Решение о принудительном обращении имущества в государственную собственность в порядке национализации, как правило, принимается:

1. на основе закона, определяющего цели, основания и порядок проведения национализации конкретного имущества,

2. либо рамочного закона о национализации, который определяет порядок обращения имущества на национальном уровне, а также требования к законам о национализации на субнациональном уровне (принимаемых в странах с федеративным устройством) и специальным законом, определяющим цели, основания и порядок обращения конкретного имущества.

Решение о национализации принимается одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть бюджета.

1. Сохранение отраслей, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности страны или необходимых обществу, но в которые частный капитал не идет из-за высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п.

2. (инфраструктура, атомная промышленность и др.)

Для нашей страны характерно преобладание морально и физически устаревшего оборудования (80%).

В нашей стране порой ставится под сомнение необходимость деятельности государстыва в качестве субъекта хозяйствоывания по причине якобы изначально более низких экономических результатов работы государственных предприятий по сравнению с частными..

Однако игнорируется:

1. в России неэффективно управляются объекты всех форм собственности (половина приватизированных являются убыточными). Вспышки эффективности связаны с качеством управления, а не с тем в чьих руках собственность.

2. не проводится различие между государственными предприятиями, целью деятельности которых является извлечение максимальной прибыли и государственными предприятиями, входящими в некоммерческий государственный сектор.

Выведение из-под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны отраслей путем включения их в государственный сектор

Цель 3 Обеспечение экологической безопасности страны.

Цель 4 Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий.

На Западе прибегали к национализации там, где не было возможности преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами.

Цель 5 Осуществление структурной пекрестройки народного хозяйства (если нельзя провести частным капиталом с помощью государственного вмешательства) Россия –сырьевая, это плохо.

Пресечение незаконного вывода прибылей из страны.

Установление контроля в экстремальных ситуациях за использованием финансовых ресурсов.

Обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом.

Основания национализации

1. Угроза экономической и национально-государственной безопасности страны.

2. Загрязнение частными предприятиями окружающей среды, наносящей угрозу экологической безопасности страны.

3. Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы.

4. Доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции или услуг, которое не может быть преодолено вследствие его положения как естественной монополии или в силу других причин.

5. Незаконный перевод прибылей за границу.

6. Изменение профиля приватизированного предприятия (в случае, когда это изменение противоречит общественным интересам)

7. Иные основания, определенные законодательством о национализации.

Объекты национализации

1. Изначально частные предприятия, подлежащие национализации.

2. Ранее приватизированные предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.

Условия проведения национализации

1. Без возмещения стоимости в качестве карательной меры.

Национализация «Рено» и «Гном и Рон», владельцы которых активно сотрудничали с немецкими оккупантами (Л.Рено умер, узнав)

2. С возмещением стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у его собственников в результате национализации, в порядке установленном законодательством.

П.3 ст. 35 Конституции РФ – «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Это противоречит многим международным актам. Европейская конвенция по правам человека, принятая Советом Европы: не гарантирует право на получение полной компенсации при любых обстоятельствах, поскольку законные интересы общества могут требовать выплаты возмещения в сумме ниже полной рыночной стоимости.

Размеры возмещения

Могут быть различными в зависимости от того, о какой собственности идет речь:

1. Если дело касается национализации изначально частной собственности, созданной ее владельцами (или с помощью их капитала), возмещение может быть определено исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственников.

2. Обращение в государственну собственность приватизированного ранее имущества, полученного его новыми владельцами, как правило, по сильно заниженным ценам.

В этом случае размеры возмещения могут быть определены исходя из сумм, выплаченных новыми владельцами во время приватизации с учетом коэффициента инфляции и «улучшений», произведенных новыми собственниками или ущерба.

Формы возмещения.

Мировая практика показывает, что они могут быть самыми разными:

1. Выплаты в денежной форме в порядке, установленном законодательством.

2. С согласия лиц, обладающих правами на имущество возмещение может быть выплачено в иной форме

В виде государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательством о национализации.

3. В иных формах, установленных законодательством страны.

Возникновение прав:

Распоряжения – с момента вступления в силу закона о национализации данного имущества.

Собственности –

С момента вступления в силу закона (если без возмещения стоимости)

После возмещения стоимости

Статус национализированных предприятий



Законодательство РФ

1. ГУП на праве хозяйственного ведения

2. ГУП на праве оперативного управления

Законодательство зарубежных стран

1. казенное (госбюджетное) предприятие, управляемое соответствующим министерством (ведомством) и финансируемое из государственного бюджета.

2. публичная корпорация, работающая в режиме, близком к традиционной частной фирме. Такая корпорация, подотчетная парламенту и правительству (последнее назначает ее руководящий состав), обладает производственной и финансовой автономией в рамках полномочий, предоставленных ей специальным парламентским актом.

3. смешанное общество с долей государственного участия («Эр Франс»)

У нашего государства, как известно, глаза завидущие, а руки загребущие. Этими руками хочется прибрать поближе к себе работающие и получающие прибыль предприятия, да желательно так, чтобы никто не подкопался к тому, что, мол, частную собственность зажимают.

В современной российской истории есть немало примеров так называемой «тихой национализации», когда государство, откровенным или не очень способом вводя своих людей в число руководства компании (как правило, очень крупной, мелочи не особо нужны), получает контроль над этой компанией, а значит - нехилую долю соответствующего рынка.

Что из всего этого следует? Государство, безусловно, при этом садится на кучу бабла. Но экономика в целом?.. Приведу максимально простую аналогию: государственная собственность царила в СССР. Все мы (или многие, в зависимости от возраста и уровня образования, конечно) знаем, что такое было СССР, как там было много разных продуктов, товаров. Затем началась эпоха демократической России, и именно право на частную собственность было одним из признаков нового времени (извините за пафос). В немалой доле именно благодаря тому, что не все стало принадлежать государству, и деловые умные люди начали действовать свободно, экономика пошла вверх.

Можно на конкретных примерах рассмотреть, что по-тихому прибрало к рукам государство в последние несколько лет, и самостоятельно сделать выводы - хорошо ли это, когда частное предприятие становится государственным.

Что мы имеем сейчас? Да ничего. АвтоВАЗ нисколько не продвинулся качественно. А если его и продвигают, то все теми же способами - принудительно, сверху. Скидочки там на продукцию, а на иномарочки наоборот - наценочки.

2. Вот вам самый свежий пример - вероятное поглощение Банка Москвы государственным ВТБ. Об этом пишут вот . Что интересно, «свободных средств у ВТБ явно недостаточно» и «крупнейшие акционеры Банка Москвы пока не собираются продавать свои пакеты». Ещё интересна игра Кудрина во всей этой истории: Кудрин как министр финансов противоречит себе как председателю Наблюдательного совета ВТБ. Первый говорит, что покупка пакеты Банка Москвы не в интересах государства, а второй - что нужно покупать.

Видимо, желание взять под контроль успешный актив, берет верх над разумностью действий.

3. «Газпром» приобрел контрольный пакет акций компании «Сибнефть» у Романа Абрамовича (год также 2005). Последний на этой сделке заработал 13 с лишним млрд долларов и ушел заниматься футболом и яхтами, и, казалось бы, это просто очень крупная сделка - однако большинство экспертов отмечали тогда, что без политики здесь не обошлось. Вряд ли Роман Аркадьевич ни с того ни с чего решил бы избавиться от успешной нефтяной компании, ох вряд ли.

Зато в результате сделки «Газпром» стал суперкомпанией, контролирующей не только более 90% добычи газа, но теперь еще и треть добычи нефти внутри страны. Читаем подробности, например, .

Судя по этим примерам, от СССР мы ушли совсем недалеко. Развиваться частной собственности как не давали, так и не дают. Правильно, конечно - куда лучше сосредоточить всю мощь экономики в своих руках и сидеть на ней (а там, глядишь, и попилить получится на нескольких особо приближенных). Смех смехом, а вообще-то, знаете ли, это весьма, весьма тревожная тенденция. Если она продолжится, ничего хорошего частных предпринимателей не ждет. Только пошел к успеху - тут тебя и поймали. Провели «переговоры» и выкупили контрольный пакет акций. А не хочешь через переговоры - найдут возможность дело навесить.

Это размышление от имени Партии нового типа. Оно носит и теоретический, и абсолютно актуальный политический жизненный характер. Вопрос о национализации собственности.

В точном понимании, собственность - это не только материальные, вещные предметы, кому-то принадлежащие, - это, прежде всего, человеческие, общественные отношения между собственником и наемным работником, между собственником и обществом, которое окружает этого собственника, между собственником и государством. То есть отношения по поводу владения, пользования, распоряжения какими-то предметными сущностями включают три субъекта: личность (индивид), общество и государство. Поэтому собственность - это всегда вопрос не частный, даже если она называется частной собственностью, это общественный, социализированный вопрос.

Что такое «национализация частной собственности»? Есть еще такой мусорный термин как деприватизация. Деправатизация, то есть обращение назад процесса приватизации.

Национализация собственности - это смена титула собственности с негосударственного на государственный. Как именно возникла негосударственная собственность в данном случае неважно, она могла возникнуть как приватизация ранее бывшей государственной собственности, так и как создание новой собственности частным собственником. Главное, что частная собственность становится по закону, по Конституции государственной собственностью. Страшное ли это дело? Невероятное ли это дело? Невиданное ли это дело? Дело ли это, связанное с Революцией, Гражданской войной, экспроприацией, стрельбой, «Собственников к стенке!»? Абсолютно нет! Почему? Во-первых, потому что мы сейчас видим, как это делается на практике, и я сразу после этого покажу, как эта даже действующая либеральная Конституция, для которой частная собственность - «священная корова», священный неприкосновенный институт, описывает и указывает возможности и путь национализации частной собственности.

Итак. В Англии, Франции, Венесуэле, Панаме других странах обращение частной собственности в государственную дается во множестве примеров. Что еще происходит за границей в сходном с Россией случае, причем различия устроения не такие уж великие (Россия и Украина)? Оба либеральные частнособственнические коррумпированные олигархические государства. Что там произошло недавно и очень ярко? Национализация ведущего и частного банка Украины - Приватбанка, собственником которого являлся Коломойский, и… ничего страшного. Банк национализировали, обратили в собственность государства: «Ой-ой-ой! Ужас какой! В либеральной стране и вдруг началась национализация! Да это ж целая революция!». Да ничего подобного. Коломойский растащил средства вкладчиков на 6 миллиардов долларов - колоссальная черная дыра. И государство эту черную дыру взяло на себя, национализировало банк, а на самом деле простило Коломойскому его безобразие и взяло на себя обязательства теперь отвечать по этим 6 миллиардам вероятнее всего украденных долларов. Вот такая национализация.

Происходит ли это у нас, в России? Да сплошь и рядом. А что такое была безумная растрата национальных средств на сочинскую «выходку», Сочинскую Олимпиаду, когда ВЭБ подрядил фирмы, оказался в долгу, и государство теперь черную дыру этих долгов через институт докапитализации ВЭБа (а на самом деле не только ВЭБа) компенсирует. Смотрите! Получается, что государственная собственность - это такая вещная, предметная материя, сущность, которая, во-первых, находится в ответственности государства и прежде всего через бюджетное обеспечение, а, в-вторых, является источником доходов этого бюджета. Вот две главных картинки, связанных с государственной собственностью. И когда бюджет вкладывается в частный банк, покрывая дыру для своих друзей или знакомых, в принципе для банковского спекулятивного сектора, ростовщического сектора национальной экономики, то это хотя и абсолютно извращенная, но по сути наполовину та самая национализация собственности. Все налогоплательщики страны через государственный бюджет докапитализируют частные банки. Это что? Это уже полшага в направлении национализации.

Второй обещанный момент. Берем действующую Конституцию России. Итак. Права и свободы человека - это высшая ценность, государство обязано обеспечивать и защищать их. Право частной собственности - в этом ряду. Право частной собственности - это высшая ценность. Государство обязано ее защищать и обеспечивать. Но берем Статью 55. А там написано, в части 3: «Права человека могут быть ограничены федеральным законом». Значит, право частной собственности, говорит даже либеральная Конституция, может быть ограничено федеральным законом!

Второе. Право частной собственности может быть ограничено, если это требует цели защиты здоровья. Чьего? Людей, конечно, населения. И опять возникает перечень видов случаев, оснований, в которых такая частная собственность может быть ограничена. Т.е. национализирована. Третье. Замечательно интересно. Либеральная Конституция видно в упоении победы после расстрела Белого дома даже не заметила, как она заложила важнейший принцип социалистического устроения общественных отношений. Написано следующее: «Частная собственность может быть ограничена, если это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц». Вот вам одно лицо - частный собственник. А вот вам «другие лица» - наемные работники, трудовой коллектив, потребители продукции этой самой частной собственности. Так если товарищ частный собственник со своей частной собственностью нарушает права и законные интересы других лиц на достойную жизнь, здоровье, безопасность, нравственность, то тогда это право частной собственности может быть ограничено.

Вновь - основание для национализации. Наконец, еще одной причиной является очевидная и логичная причина - обеспечение обороны страны и обеспечение безопасности государства. Итак. Конституционных оснований для того, чтобы ограничить право частной собственности, конкретно перевести ее в государственную собственность, более чем достаточно. Смотрим на российскую практику! Недавно, да собственно история продолжается, у полковника Захарченко изъяли тонну денег, миллиарды; у арестованного губернатора Хорошавина изъяли то же самое - чемоданы и сундуки денег. Куда они делись? Они обращены в доход государства, они обращены в собственность государства. Это классическая национализация имущества, в данном случае в виде финансов. На каком основании? А на том основании, что происхождение этих средств неизвестно, и их, якобы собственники, объяснить этого не могут.

Значит, есть соответственно логичная презумпция, что они незаконно обретены. На Западе средства многих российских олигархов, ворюг и коррупционеров в банках попросту заморожены с очень простым требованием на бумажке А4: «Уважаемый, коррупционер, ворюга, олигарх или кто ты там есть! Объясни происхождение твоих вкладов! Если не объяснишь, они так и останутся замороженными и тебе не будут доступными». То есть они фактически отчуждены из права распоряжения и пользования. На владение там пока нет ограничительного решения, но распоряжаться и пользоваться уже нельзя. А это два из трех слонов, на которых стоит институция частной собственности.

Владение, пользование и распоряжение. Заморозка средств реально сейчас происходит. У Бельянинова - бывшего начальника Таможни - изъяли коробку из-под ксерокса с деньгами, валютой, но, правда, потом вернули. Он же - друг, товарищ хозяина, который принимает все незаконные решения. У Собчак - то же самое. Был момент, когда она начала критиковать большое начальство. Пришли, открыли сейф, вынули из него конверты-накопления, непосильным трудом заработанные, изъяли, но потом, правда, тоже вернули. Воспитательная акция закончилась. Что важно? Что практика изъятия собственности у частника существует.

Варианты разные: 1) по законным, перечисленным в Статье 55 причинам; 2) в демонстрационных политических воспитательных целях. Но это не все основания. Очень важным основанием для будущей политики, когда Партия нового типа обретет в стране власть и будет ее переустраивать как нравственное, справедливое государство, будет следующий макропринцип. Давайте себе представим, что всех нас - и граждан страны, и президента, и депутатов Парламента - волнует успешность нашей страны. Вот такой объективный показатель. Он измерим, он вполне понятен. Но понятно же, что такое успешный человек: розовощекий, хорошо одетый, все у него хорошо дома, на работе, он уверен в будущем, он здоров и ему комфортно. Так вот нас, конечно, волнует успешность нашей страны, никакая там не химерическая конкурентоспособность - это глупость и болтовня, а успешность.

Мы хотим, чтобы успешность нашей страны была бы максимальной. Ее обеспечивают разные параметры устроения страны и один из них - доля государственной собственности в структуре всего имущества страны. Вот и пишем: может быть 100% в государственной собственности, а может быть - 0%. 0% государственной собственности - это предел мечтаний Путина и Медведева, Высшей школы экономики, духов Гайдара и Черномырдина, которые опять волну приватизации затевают. Они реально уничтожают государственность России, в том числе в этой части - в части государственной собственности, добились уже рекордных показателей - менее 10% всего имущества является государственным. Помните, да? Это источник доходов государства, это материальные ресурсы, позволяющие обеспечивать ответственность государства в экологии, социальном пространстве, безопасности, нравственности. Они все это дело устремили к нулю. Но был и случай СССР, когда практически вся собственность была 100% государственной. Не надо говорить об исключениях, типа артелей, колхозной или кооперативной собственности - это все, конечно, либо мелочи, либо квазинегосударственная собственность. Все было на самом деле фактически в государственной собственности.

Есть закон социальной природы, открыл его я сам, поэтому как Карл Маркс имею право утверждать, что в социальных системах крайние решения-либо 0%, либо 100% - никогда не бывают самыми эффективными, то есть они никогда не обеспечивают максимальную успешность страны. Совершенно понятно, если у государства не будет собственности, не будет государства - ну и берите наши земли, ресурсы нашей жизни, кто угодно, кто придет сюда со своей государственностью. Значит, успешность при нулевой государственной собственности может быть только нулевая. СССР показал, что абсолютной максимальной успешности при 100% огосударствлении тоже не получается. Значит, самое успешное государство, если оно не болеет догматикой и глупостью, устанавливает оптимальную долю государственной собственности. Какую? А мы уже поняли что между 0% и 100%.

А конкретно для каждой страны эта цифра специфична. Значит, есть оптимальная доля государственной собственности и для нашей страны. Какая она? Я уже говорил, на сегодня наши либерализаторы, утилизаторы нашей страны добились, что мы находимся на почти самом позорном уровне неуспешности (успешностью это назвать нельзя) и двигают страну вниз. Значит, стране нужно повышать долю государственной собственности! Делать это по закону, который мы будем проектировать! А цифра, которая по расчетам, моделям, сравнительному анализу с другими государствами, по регрессионным историческим моделям стран говорит о том, что порядка 55–60% государственной собственности должно быть в нашей стране. Не 10% путинских процентиков, а в 6 раз больше! Тогда страна будет максимально успешной, и это невероятно серьезное соображение и долг.

Соответственно, коль скоро мы убедились, что это возможно, это необходимо, это конституционно даже до принятия нашей будущей новой Конституции нравственного государства, но должно быть по закону, нужен федеральный закон о национализации частной собственности. У нас большой опыт по созданию таких законопроектов, и я объявляю, что мы создаем временную творческую рабочую группу. Я приглашаю в нее юристов, политологов, экономистов, социологов, психологов, историков, специалистов, которые могут точно поставить все вопросы относительно поля отношений общественных интересов и конфликтов в проблеме собственности и могут под нашим методическим руководством помочь создать такой закон. Я обращаюсь к тем, кто может помочь финансировать фонд зарплаты этой временной творческой рабочей группы с позиции заказчика, хотя смыслы я объявил, в их рамках, при этом подходе мы будем делать этот законопроект.

Так что начинаем такую работу. Милости просим! И последнее. Таких проблем, которые будут решаться в ходе постлиберальной, постпутинской санации нашей страны, кроме обсужденной, еще много. И к каждой из них - у нас такой же системный, ценностный профессиональный и решительный подход. Ну, что называется, пошли в этот поход вместе!


НОУ МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

дисциплина: Государственное регулирование национальной экономики

Тема: Цели и последствия национализации

Защищена:

«____» ___________ 20__г.

ОЦЕНКА:

«__________»

Мурманск 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ………………………5

1.1 Общее понятие о национализации……………………………………....5

1.2 Национализация в Советской России. Цели и последствия…………...9

1.3 Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве……………………………………………………………………12

2. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………………17

2.1.Национализированные отрасли экономики в истории России…………………………………………………………………….………17

2.2. Характеристика основных объектов государственной собственности……………………………………………………………………19

2.3. Национализация негосударственных предпринимательских

фирм ………………..……………………………………………………….…...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ

Изменение форм собственности отражают понятия «национализация» и «приватизация». Они являются методами, посредством которых изменяется акцент в системе стимулов к производственной деятельности, и реализуются попытки повысить эффективность национальных экономик.

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться.

Анализ проблем национализации в России актуален, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего ХХ века.

Национализация - это переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т. д. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится. В феодальную эпоху огосударствление служило централизации власти в борьбе с отдельными феодалами, укреплению монархии, сосредоточению в руках государства главного богатства - земли. В ходе буржуазных революций национализация земель способствовала ликвидации экономической базы феодализма и ускорению капиталистического развития. Во 2-й половине 19 в. быстрое развитие капиталистических производительных сил привело к тому, что отдельные сферы и отрасли экономики по своим масштабам стали перерастать рамки частной собственности, что привело в ряде стран к национализации путей сообщения и средств связи в интересах развития экономики или в политических (военно-стратегических) и фискальных целях.

Целью написания курсовой работы является изучение понятия национализация, определение ее целей и последствий.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

    изучить теоретические аспекты понятия национализация;

    исследовать историю процесса национализации в России, ее цели и последствия;

    изучить правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве;

    рассмотреть национализированные отрасли в истории России и охарактеризовать основные объекты государственной собственности;

    исследовать процесс национализации негосударственных предприятий.

В качестве объекта выступает исследование особенностей, целей и последствий процесса национализации.

Предметом курсовой работы является исследование вопросов процесса национализации в рамках негосударственных предпринимательских фирм.

Методологической основой исследования явились работы российских авторов, таких как Виноградов В.А., Карр Э., Райзберг Б.А. и другие, а также нормативно-законодательная литература (Гражданский Кодекс РФ, Водный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

1.1. Общее понятие о национализации

Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп 1 .

ГК РФ национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи.

Новое определение национализации - бархатная реприватизация - впервые было использовано главой «Финансгрупп» Олегом Шварцманом в интервью газете «Коммерсантъ». В статье, которая называлась «Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин» 2 , он рассказал, что под прикрытием администрации правительства работает структура, целью которой является изъятие законными или иными методами прибыльных предприятий у их владельцев.

Право государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, - бесспорная прерогатива суверенного государства. Право государства на национализацию, признаваемое международным правом, включает его право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. Компенсация должна быть адекватной размерам национализированной собственности, эффективной и осуществляться достаточно быстро. В любом случае, когда вопрос о компенсации вызывает спор, он должен урегулироваться, согласно внутреннему праву, национализирующего государства и его судами, если только все заинтересованные государства, добровольно и по взаимному согласию, не достигнут договоренности в отношении поисков других мирных средств урегулирования на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободы выбора средств.

Государство, принимающее решение о национализации, может урегулировать вопрос о взаимных имущественных претензиях, возникающих при национализации, путем заключения международных соглашений. СССР в свое время заключил международные соглашения такого рода с США (1933 и 1937 гг). Великобританией (1968 г), Данией (1964 г), Нидерландами (1967 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.). Аналогичные соглашения были заключены Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией, Чехословакией и Югославией. Многие зарубежные государства стремятся обеспечить интересы своих транснациональных корпораций путем заключения двусторонних соглашений о гарантиях, предусматривающих обязанность возмещения инвестиций в случае национализации. Значительное число таких соглашений было заключено США и ФРГ с другими странами, прежде всего с развивающимися. Принятый государством закон о национализации имеет экстерриториальное действие, т.е. должен признаваться и за пределами этого государства. Российская доктрина исходит из того, что условия проведения национализации определяются не только международным правом, но и внутренним правом государства, ее осуществляющего. В соответствии с российским законодательством и международным правом национализация может осуществляться только при условии справедливого возмещения собственнику национализируемого имущества. В российском законодательстве об иностранных инвестициях есть положения, регулирующие вопрос о национализации. Обратный процесс - денационализация, суть которой заключается в распродаже по дешевым ценам государственных предприятий фирмам и корпорациям 3 .

Национализация как один из путей решения финансовых и прочих проблем предприятий широко распространена во всем мире. Однако в российских условиях эта практика рассматривается с большими оговорками. По мнению ряда экспертов, даже кризисное вмешательство государства в частный бизнес для многих было расценено как сигнал: в России не существует больше гарантий частной собственности.

Разновидностью национализации является деприватизация - обращение в государственную собственность приватизированного раньше имущества. Примером повторной национализации может служить деприватизация черной металлургии в Великобритании в 1967 г., которая была национализирована в первые годы после Второй мировой войны, а затем подверглась денационализации очередным правительством консерваторов. Под денационализацией обычно понимается обращение в собственность граждан или государственных лиц государственного имущества, либо созданного в этой форме, либо ставшего государственным в результате предыдущей национализации.

В истории дореволюционной России, как приватизация, так и национализация имущества, прежде всего связанного с обороной страны и ведением военных действий (артиллерийские, пороховые заводы и др.), проводились неоднократно и использовались государством в зависимости от складывающейся обстановки. Поэтому в принципе и национализацию, и приватизацию нельзя считать какими-то неожиданными и ранее неизвестными явлениями государственной и экономической жизни.

Конституция Российской Федерации признаёт принципиальную возможность «отчуждения имущества для государственных нужд» (п.3 ст.35). В соответствии с этим Гражданский кодекс РФ определяет: «Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества» (п.2 ст. 235).

Предметом национализации является право частной собственности, причем, как правило, не просто на имущество, а на имущественные комплексы, на предприятия в смысле ст. 132 ГК РФ. При этом нельзя забывать, что в процессе обмена акций (долей, паев) хозяйственных обществ на государственные облигации не происходит перехода частной собственности на имущественный комплекс, а потому, согласно современному российскому законодательству, такой обмен не может расцениваться как разновидность национализации.

Применительно к нашей стране необходимо также учитывать обстоятельство, что для большинства российских предприятий характерно преобладание морально и физически устаревших фондов технологий. Так, согласно экспертным оценкам, около 80% отечественных предприятий остро нуждается в модернизации производства. Собственными силами, без государственной поддержки российский частный капитал не в состоянии в настоящее время осуществлять реконструкцию и финансовое оздоровление многих (если не большинства) своих предприятий.

Вопрос о национализации тех или иных объектов хозяйственной деятельности должен решаться в первую очередь с учетом целесообразности подобных действий.

Цели национализации могут быть разнообразны:

    сохранение предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения;

    обеспечение национально-государственной безопасности страны;

    обеспечение экологической безопасности страны;

    защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;

    осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

    пресечение незаконного перевода прибылей за границу;

    установление контроля над использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы;

    обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом 4 .

При решении вопроса о национализации всего того, что составляет финансово-кредитную систему российской экономики, в первую очередь банков и страховых компаний, не нужно забывать об альтернативных вариантах достижения цели - установления контроля за использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы. Огосударствление банков дает определенные выгоды физическим лицам - вкладчикам банков.

1.2 Национализация в Советской России. Цели и последствия

После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Национализация земли и её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле . Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая национализация земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств. Социалистическая национализация земли «... обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции... кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства социализма, но и для дальнейшего развития советского общества, для решения современных проблем сельского хозяйства.

Важнейшим мероприятием стала национализация банков, которая началась с овладения Государственным банком России и установления контроля над частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к национализации, которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Однако вследствие саботажа банкиров Советская власть была вынуждена ускорить национализацию банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 частные коммерческие банки были национализированы. Установлена государственная монополия на банковское дело. Декретом СНК от 23 января (5 февраля) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно передавались Государственному банку. Слияние национализированных частных банков с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита и другие, были ликвидированы. Национализация банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе национализации начала создаваться социалистическая банковская система.

Национализация банков явилась важнейшим шагом на пути подготовки национализации промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и других отраслей хозяйства. 14 (27) ноября 1917 ВЦИК и СНК издали Положение о рабочем контроле, который являлся подготовительным мероприятием к национализации промышленности, прошедшей несколько этапов.

Первый этап (ноябрь 1917 - февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении национализации. Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название «Красногвардейской атаки на капитал», темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.

На втором этапе национализации (март - июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы партии был перенесён с экспроприации буржуазии на закрепление завоёванных позиций, налаживание учёта и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа национализации было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для национализации всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о национализации сахарной промышленности, 20 июня - нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.

Третий этап продолжался с июня 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической национализации. К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы национализации резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких промышленных заведений. Форсирование процесса национализации было вызвано необходимостью мобилизовать все наличные производственные ресурсы в период Гражданской войны 1918-20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с национализацией.

Национализация основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917-18. Этому способствовали высокий уровень концентрации капитала и преобладание государственных (казённых) железных дорог. В январе 1918 была завершена национализация морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные железные дороги.

Национализация положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства. Наряду с монополией внешней торговли и аннулированием иностранных займов она заложила основу экономической независимости СССР.

      Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве

Понятие «национализация» прежде всего означает установление государственной соб-ственности на определенную категорию объ-ектов с одновременным недопущением част-ной собственности на подобного рода объ-екты. Но иногда понятие «национализация» употребляется для обозначения самого факта перехода права собственности на оп-ределенные объекты от частных лиц к госу-дарству.

Однако не всякий переход к государству имущества частных лиц означает его на-ционализацию. Так, например, не будет означать национализацию переход к госу-дарству имущества в порядке конфискации, в порядке реквизиции, в порядке наследова-ния или иным гражданско-правовым спосо-бом, поскольку при этом не устанавливает-ся принципа недопустимости права частной собственности на переходящие к государ-ству объекты.

Национализация равносильна установле-нию монопольного права собственности го-сударства на соответствующие объекты. Исключения из такого монопольного права собственности государства на определенно-го рода объекты могут иметь место только в случаях, специально и прямо предусмот-ренных законом.

Согласно ст. 54 ГК РСФСР, в период новой эко-номической политики предметом частной собственности могли быть промышленные предприятия, имеющие наемных рабочих в количестве, не превышающем предусмот-ренного особыми законами; промышленные же предприятия, имеющие количество ра-бочих, превышающее предусмотренное за-коном, могли находиться только в собствен-ности государства, т. е. такие объекты счи-тались национализированными.

Понятие национализации обычно упо-требляется применительно к праву соб-ственности, т. е. в смысле недопущения пра-ва частной собственности на какие-либо объекты, т. е. на определенного рода вещи.

Но как разнозначное понятию монополии понятие национализации употребляется и применительно к разного рода деятель-ности, в отношении которой устанавливает-ся монополия государства, т. е. исключи-тельное право государства заниматься это-го рода деятельностью.

Так, например, наряду с национализацией таких объектов права собственности, как земля, промышленные предприятия, желез-ные дороги и т. п., в период проведения Великой Октябрьской социалистической ре-волюции была произведена национализация банков, что означало установление монопо-лии или исключительного права государ-ства на занятие банковской деятельностью, и национализация внешней торговли, что означало установление монополии, или исключительного права государства зани-маться внешнеторговой деятельностью.

Всякая деятельность предполагает нали-чие у занимающегося ею необходимых для такого занятия вещественных объектов. По-этому, национализация определенного рода деятельности может быть связана с нацио-нализацией и необходимых для занятия этого рода деятельностью вещественных объектов. Однако это отнюдь не обяза-тельно.

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принятых специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация - это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация - это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имущества в частную собственность.

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 "О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов" подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам - членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов "каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними, включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права".

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами - резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.

В российской правовой доктрине на этот счет существует другая точка зрения. В нашей стране практически общепризнанно, что нахождение какой-либо части имущества национализируемого предприятия за границей не имеет юридического значения, так как национализация распространяется на все имущество соответствующего юридического лица. Что же касается правового статуса имущества зарубежных филиалов национализированных предприятий, то он должен устанавливаться на основании их личного закона (lex societatis), в соответствии с которым, как известно, определяются порядок ликвидации юридических лиц и наступающие в связи с этим последствия.

2. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Национализированные отрасли экономики в истории России

В 1917-1918 гг. Советская власть национализировала крупную промышленность, банки , транспорт, внешнюю торговлю, ликвидировала частную собственность на землю.

14 декабря 1917 вышел декрет о национализации банков. 28 декабря 1917 было национализировано Русско-бельгийское металлургическое общество. 9 января 1918 были национализированы Путиловские заводы в Петрограде . 23 января 1918 национализирован торговый флот. 20 августа 1918 вышел декрет ВЦИКа "Об отмене частной собственности на недвижимость в городах". 2 мая 1918 вышел декрет СНК "О национализации сахарной промышленности". 16 октября 1918 вышел декрет СНК о запрещении фабрично-заводским комитетам производить национализацию. Ещё раньше, 26 августа 1919, был издан декрет о национализации кинодела. 29 июня 1920 произошла национализация мелких предприятий. 11 октября 1931 было принято решение о полной ликвидации частной торговли 5 .

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдитирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Таблица 2.1.

    централизация управления и национализация промышленности - концентрация ресурсов в одних руках;

    строительство социализма в условиях гражданской войны;

    установление диктатуры партии.

Мероприятия

    национализация всех средств производства (промышленности), банков;

    внедрение централизованного управления экономикой государства;

    введение продразверстки;

    запрещение частной (свободной) торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих и её уравнительность, бесплатность жилья, коммунальных услуг, транспорта;

    введение всеобщей трудовой повинности;

    национализация промышленности - крупных и средних предприятий (декрет 28.06 1918 г.), с ноября 1920 г. - национализация мелких предприятий > ликвидация частной собственности в промышленности;

    государственная монополия внешней торговли (весна 1918 г.);

    уравнительная оплата труда рабочих (карточная система - 33 вида карточек) - иллюзия социального равенства; образование "черного рынка", рост спекуляции;

    бесплатное предоставление жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

Последствия

    экономическое падение: сокращение промышленного производства по сравнению с 1913 г. в 7 раз, с/х - на 40%, фактическое упразднение товарно-денежных отношений (натуральные расчеты и выплаты в условиях обесценивания денег) - снижение уровня и качества жизни людей;

    зарождение командно-административной системы - тотальная зависимость людей от государства;

    обострение отношений крестьянства и рабочего класса (утрата социальной базы в лице крестьян и рабочих).

*Источник: Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. Т.1-2. М., 2005.

2.2.Характеристика основных объектов государственной собственности

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем.

Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся:

    объекты, составляющие основу национального богатства страны;

    объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

    объекты оборонного производства;

    объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

    прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

    крупнейшие предприятия народного хозяйства;

    предприятия атомного и энергетического машиностроения;

    учреждения здравоохранения и народного образования;

    научно-исследовательские организации;

    предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК РФ.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве 6 . Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов... от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, так как для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    федеральной собственности;

    собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности. 7

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью 8 . Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ 9 .

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.

2.3. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

Национализация означает передачу негосударственных предпринимательских фирм любой формы собственности в государственный сектор экономики путем превращения их в государственные или муниципальные унитарные предприятия, либо в предприятия со смешанным капиталом, в которых право решающего голоса принадлежит государству.

Национализация субъектов предпринимательского бизнеса (иногда ее не совсем корректно называют национализацией бизнеса, реже – огосударствлением частных предприятий) производится по решению органов государственной власти и управления и, как правило, опирается на следующие основания:

    поддержка малорентабельных или убыточных субъектов бизнеса в социально значимых отраслях национальной экономики за счет перевода их на адресное бюджетное финансирование;

    стремление придать отдельным отраслям национальной экономики и крупнейшим (знаковым) предприятиям планомерный характер развития на основе прямого централизованного управления ими;

    попытки органов государственной власти и управления увеличить доходы государственного бюджета за счет изъятия выручки национализированных субъектов предпринимательского бизнеса;

    стремление уполномоченных органов государственного управления оказать противодействие монополизации рынка отдельными субъектами предпринимательского бизнеса;

    желание чиновников государственного аппарата поставить под свой контроль высокорентабельные и вполне благополучные предпринимательские фирмы, либо обеспечить проблемным предпринимательским фирмам государственную помощь по личным соображениям;

    попытки установления полного и безоговорочного контроля над всей национальной экономикой.

Причины национализации могут содержаться в деловых интересах субъектов негосударственного предпринимательского бизнеса, стремящихся поправить свои дела путём перехода под государственную крышу, либо в интересах всего общества по сохранению, поддержанию и развитию национальной экономики, либо в интересах отдельных функционеров государственного аппарата. В любом случае, какими бы именно мотивами не руководствовались чиновники органов государственной власти и управления, национализация субъектов предпринимательского бизнеса всегда является инструментом проведения государственной экономической политики.

Попытки установления полного и безоговорочного контроля над национальной экономикой осуществляются в условиях радикальных политических и экономических преобразований, производимых в обществе, и отражают стремление правящей, либо пришедшей к власти политической группировки добиться абсолютной власти. Примером может служить так называемая социалистическая национализация, которая проводилась в России (СССР) с 1917 года до середины тридцатых годов прошлого столетия. Ее основной задачей было обеспечение диктатуры – фактически монопольного положения - руководящих органов (секретариата и Политбюро) Коммунистической партии, пришедшей к власти в стране в ходе Октябрьской революции 1917 года. С учетом того, что результаты Октябрьской революции долгое время не признавались за границей, а поначалу – и большинством населения России, национализация российского бизнеса, как известно из истории, осуществлялась в жестких, а порой – в жестоких формах и сопровождалась массовым террором в отношении прежних владельцев субъектов предпринимательского бизнеса (принудительная конфискация имущества, раскулачивание, аресты, высылка и расстрелы предпринимателей).

Основания проведения национализации, обусловленные интересами пополнения казны (государственного бюджета) возникают обычно на фоне политического экстремизма, на связанного с радикальной сменой государственного строя. Так, в предвоенной Германии (30-е годы прошлого века) широко применялся инструментарий «прочесывания» предприятий. Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых нередко включалось государство.

Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в армию, а часть – на работу на крупнейшие полугосударственные предприятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и правящей национал-социалистической партии.

Государство имеет возможность оказывать с помощью национализации решающее влияние не только на монополизацию рынка, но и его демонополизацию. Одним из инструментов демонополизации рынка, не самым значимым по сравнению с принудительным разделением и выделением компаний, является установление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государством.

Национализация субъектов предпринимательского бизнеса может производиться в целях повышения управляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении финансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. С самого начала исполнения процедуры санации, добровольной, либо принудительной – по решению суда в ходе банкротства предпринимательской фирмы, - может быть предусмотрено, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу проблемной компании, и, следовательно, именно к государству, по окончанию санации, перейдет совокупность собственнических и менеджерских полномочий, обязанностей и прав. Государство вправе действовать так, ибо, согласно общим нормам права, оно обладает возможностью ограничивать собственнические функции субъектов бизнеса.

Менее эффективной выглядит практика управления уже известными субъектами предпринимательского бизнеса, которые именуются естественными монополиями. Таковыми являются РАО ЕЭС (51% акций принадлежит государству), Газпром, телевизионный канал Первый, ряд других крупных компаний со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций в руках государства. Данные о том, что превращение рентабельных (или потенциально рентабельных) субъектов предпринимательского бизнеса, в естественные монополии, контролируемые государством, непременно способствует процветанию национальной экономики, отсутствуют. Напротив, естественные монополисты имеют возможность существенно дестабилизировать экономику страны в результате ограничения клиентов в пользовании ресурсами, либо завышения отпускных цен на ресурсы.

Иногда можно услышать и о том, что статус естественных монополий, внутри которых доминировала бы государственная собственность, следует придать целям отраслям российской экономики. Нередки, например, призывы к национализации поголовно всех предприятий военно-промышленного комплекса, деятельность которых существенно влияет на уровень безопасности страны. Такие представления не опираются на опыт развития стран с рыночной экономикой, который свидетельствует о том, что негосударственный статус предпринимательских фирм, занимающихся производством вооружений, побуждает данные фирмы к борьбе за государственные заказы и потому является важным фактором развития этого сектора экономики и, следовательно, важным условием сохранения и укрепления обороноспособности государства. Поэтому представления о том, что военно-промышленный комплекс России должен состоять из государственных унитарных предприятий и контролируемых государственными чиновниками смешанных компаний, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть денационализированы, являются иллюзорными и ошибочными.

Иллюзии большей управляемости государственных предприятий по сравнению с негосударственными субъектами бизнеса сопровождают порой деятельность не только крупных предпринимательских фирм, но и мелких производственных и инновационных компаний, а также предпринимателей, работающих в сфере услуг. Опыт стран с рыночно ориентированной экономикой демонстрирует как раз обратное, в особенности опыт США, на территории которых нет ни одного государственного университета, ни одной государственной туристической фирмы, а число государственных больниц не превышает в среднем по стране 20% от общего количества субъектов медицинского бизнеса.

Личный интерес отдельных функционеров государственного аппарата, действительно, является нередко основанием для проведения явной или скрытой национализации субъектов предпринимательского бизнеса. Главная причина содержится в том, что ни один из таких функционеров не вправе, по закону, заниматься предпринимательским бизнесом самостоятельно. Поэтому некоторым из них, имеющим склонность к занятию частно-государственным бизнесом, приходится отыскивать убедительные причины для перевода негосударственного предпринимательства в государственное, чтобы в ходе такого перевода и, особенно, – в результате его приобрести неформальный контроль (через подверженных влиянию данного начальника менеджеров) над новым государственным предприятием, либо обеспечить проблемной фирме, связанной с ним опять-таки неформально, необходимую финансовую или инвестиционную поддержку из государственного бюджета. На практике национализация такого рода означает скрытую приватизацию субъектов предпринимательского бизнеса функционерами государственного аппарата, умело пользующимися инструментарием государственного вмешательства в национальную экономику.

Но самым весомым основанием для проведения национализации является все-таки реальная организационная и финансовая поддержка проблемных субъектов предпринимательского бизнеса, работающих в социально значимых областях деловой деятельности. Целью национализации является в данном случае обеспечение выживаемости отдельных отраслей национальной экономики, оказавшихся в полосе неблагоприятного развития.

Данный тип национализации:

а) представляет собой процесс переподчинения юридических лиц, перехода контрольных пакетов их акций (долей, паев) в государственную собственность;

б) имеет возмездный характер и является принудительным только по содержанию самого акта, но не в смысле последствий, вызываемых насильственным изъятием имущества;

в) осуществляется только на основании соответствующих нормативных актов;

г) осуществляется для обеспечения функционирования отрасли или всей национальной экономики лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях, с преодолением которых может смениться денационализацией (разгосударствлением).

Национализация рассматриваемого типа проводится, как правило, на возмездной основе, другими словами, посредством выкупа проблемной фирмы у ее прежних владельцев. Государство может подвергнуть такие фирмы реорганизации, может ликвидировать их, но оно может также их купить. На выкуп компании, конечно, необходимы финансовые ресурсы, с которыми, естественно, ни одно государство не пожелает расстаться, кроме, действительно, чрезвычайных случаев. В большинстве государств с рыночно ориентированной экономикой национализация крупнейших предпринимательских фирм обычно осуществлялась путем обмена акций данных фирм на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акционеров состоял в том, что они получали право на получение постоянного дохода, а государство выигрывало в том, что получало возможность оказывать существенное влияние на принятие решений менеджментом национализированного предприятия.

Массовая национализация, на возмездной основе, субъектов предпринимательского бизнеса наблюдалась в странах Западной Европы, являвшихся членами антигитлеровской коалиции, сразу после Второй мировой войны. В Англии, например, национализация охватила электроэнергетику, угольную и газовую промышленность, черную металлургию, а также внутренний транспорт – железные дороги, воздушный, автомобильный и речной транспорт. Во Франции национализация распространилась в указанный период не только на базисные отрасли экономики, но и на такие отрасли обрабатывающей промышленности, как авиа- и автостроение. Впоследствии 80% национализированных в этих странах предприятий, после того как они сделались рентабельными благодаря государственным субсидиям и финансовым инвестициям, были вновь возвращены, также на возмездной основе, их прежним владельцам, либо заново приватизированы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования были решены поставленные задачи, необходимые для достижения цели работы – изучение понятия национализация, определение ее целей и последствий.

Национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в пользу государства как через безвозмездную экспроприацию - принудительное лишение частной собственности, так и на основе выкупа (полного или частичного), а так же обобществления мелкой собственности при кооперировании .

Национализация разоряющихся предприятий кажется очевидным и неизбежным выходом для правящих элит в период кризиса, однако на создание такого прецедента в современной России господствующему классу пойти не так легко, как может показаться.

Национализация для современного российского правящего класса, в отличие от Западной Европы и США – не просто неприятное, но необходимое временное решение. Национализация со всей необходимостью должна означать:

Твердые гарантии сохранения рабочих мест и текущего уровня заработной платы;

Публичность и прозрачность текущего баланса каждого национализируемого предприятия, безусловную отмену коммерческой тайны;

Контроль трудового коллектива и его организаций – профсоюзов и рабочих комитетов – над управлением предприятием, включая право вето на любые решения администрации, ухудшающие положение работников.

Наконец, необходимо помнить, что даже в таком виде национализация сама по себе не станет спасением от социальной катастрофы капиталистического кризиса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-законодательная литература

    Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // "Российская газета" от 23, 25 ноября 1995 г.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 688 с.

    Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // "Российская газета" от 4 февраля 1997 г.

    Проект федерального закона Российской Федерации "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализация)" от 03.03.2003 г.

Общая и специальная литература

    Виноградов В. А. Вопросы теории и практики социалистической национализации промышленности, М., 2005.

    Волостнов Н.С. Национализация в жизненном цикле государственного предприятия. Журнал «Общественные Науки и Современность». 2006 .№ 1

    Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 2006. - с. 205.

    Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 2005. - №5. - С.13-19.

    Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. Т.1-2. М., 2005.

    Управление государственной собственностью/Под ред. д.э.н., профессора В.И. Кошкина, к.э.н., доцента В.М. Шупыро. - М.: ИНФРА-М, 2005.

    Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    Статья "Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин"// Глава "Финансгрупп" Олег Шварцман о новых добровольно-принудительных способах консолидации активов в руках государства. Газета «Коммерсантъ» № 221 (3797) от 30.11.2007

    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
    Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2007.

    Рудык Э. Савченко А. Национализация: цели, основания, технологии // РЭЖ. - 1998. - №9-10.

    Шупыро В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. - М.: Инфра-М., 2005.

    Экономический словарь/ Е.Г. Багудина [и др.]; отв. Ред. А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 624 с.

1 Экономический словарь/ Е.Г. Багудина [и др.]; отв. Ред. А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

2 Газета № 221 (3797) от 30.11.2007.

3 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2007.

4 Рудык Э. Савченко А. Национализация: цели, основания, технологии // РЭЖ. - 1998. - №9-10.

5 Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. Т.1-2. М., 2005.

6 Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 2006.

Последствия великой депрессииРеферат >> Экономика

Стагнировать. Последствия . Однако его последствия были очень... образом стратегические, военно-политические цели - возвращение утерянных территорий... конфискацией у владельцев-евреев, и национализацией собственности нелояльных к режиму предпринимателей. ...

  • Последствия инфляции и способы их устранения

    Курсовая работа >> Экономика

    ... ? Последствия инфляции многообразны и противоречивы. Инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс... существенных государственных вливаний денег в экономику и национализации обанкротившихся предприятий большинство стран были...

  • Цели и основные направления экономической политики

    Шпаргалка >> Экономика

    Или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей... или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. В... Н.Шмелева, для смягчения социальных последствий структурной перестройки дополнительно требуется 4 ...

  • Приватизация и национализация природа и современные тенденции в мировой экономике

    Реферат >> Экономика

    Приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях национализации ; наконец, о сочетании экономической эффективности и... как положительные, так и негативные последствия . Процессы приватизации и национализации стали характерны для экономик...

  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...